В произведениях Зиновьева иногда трудно поднять где точка зрения автора, а где - слово героя. Ну или мне лично трудно. Социальные описания очень интересные, но касательно экономики в данной главе высказывания странные.
А ещё когда впервые прочёл, пытался понять: слова Сталиниста - это слова героя, или прямая речь Зиновьева про экономический рывок 30х? Именно в экономическом аспекте.
Есть выражение: Каждый писатель пишет про себя. Обычно это верно лишь частично, но не в этом случае. Здесь все- исключительно про себя. Пациент фантазирует и высысывает факты, персонажей, общественные явления целиком собственного пальца, слабо сообразуясь с действительностью. Некий анонимный Сталинист- это конечно лишь альтер-эго автора, и носит точно таких же тараканов в голове. Потому вам и трудно отделить одного от другого.
Неудивительно, что высказывания об экономике кажутся вам странными. Это ж фантазии гуманитария о том, что реально надо постигать, с цифрами в руках, и не эмоциями , а умом. Сталинист такой-же, ни бум-бум в реальной экономике, что лишний раз говорит нам: это есть автор, только подаривший себе в своем воображении властное положение.
Вообще, единственное яркое отражение реальной жизни в писанине Зиновьева- это натурально шизофреничкский раскол общественного сознания после т.н."разоблачений" Хрущева. И этот раскол невозможно было склеить логически. Ведь все прекрасно видели великие плоды правления Сталина, плюс Великую Победу, и т.д. С другой стороны, был беспредел 37-38гг. Это тоже все прекрасно знали.
Только Сталин не успел(не смог/не рискнул перед войной- выбрать нужное) рассказать о практическом мятеже партийной верхушки, которая в связке с верхушкой НКВД и запустила репрессии. То, что это были Антисталинские репресси, простой народ в массе не знал.
И вот один человек из этого народа, в отчаянии от этого шизофренического раскола, изливает на бумаге свои измышления(по большй части бредовые), чтоб хоть как-то совместить несовместимое.
Есть ещё вполне себе вариант, что слова Сталиниста как литературного героя показывают, что он - из той же народной массы крестьян, и как часть этой массы не понимает принимаемых экономических мер. Для героя перевозка завода в чистое поле выглядит как перевозка завода в чистое поле (на деле это совсем не так - в чистом поле как минимум строили коробку и проводили коммуникации). Но он этого просто не понимает.
Зато он понимает отношения между людьми "баш на баш" из этой народной массы. И показывает свой, народный срез экономики, как часть общей картины экономического рывка 30-х.
> фантазии гуманитария о том, что реально надо постигать, с цифрами в руках, и не эмоциями , а умом.
Зиновьев, чтоб вы знали, профессиональный логик. Успешный и заслуженный профессиональный логик. Это примерно то же, что математик по способности к оперированию сложными абстракциями, только язык немного другой.