Егор Николаевич, про фантастически литературу вопрос.
Можете поделиться соображениями (если в курсе, конечно) по поводу заочного спора С. Лукьяненко со Стругацкими? Я имею в виду прогрессоров из "Мира полудня" и регрессоров из дилогии Лукьяненко "Звёзды - холодные игрушки". Это к вопросу о демократии и тоталитаризме.
Добрый день.
Интересно было бы услышать про мифы, изложенные в книге "Чёрный о красных: 44 года в Советском Союзе" Р. Робинсона.
Вкратце, это про чернокожего американца, проработавшего в СССР с 30 по 74 годы.
Не согласен про "Время первых"
Мечте космонавтов о космосе посвящена половина фильма.
Да, на Королева давят. Но это часть профессии.
Единственная сцена, которая вызвала легкий стыд и желание перемотать эпизод, это монолог Миронова о войне и голоде в деревне. Видимо Королев был просто не в курсе, а герой Миронова все ему разъяснил.
> по поводу заочного спора С. Лукьяненко со Стругацкими?
Я думаю что "прогрессорство" это удачный литературный прием, которым Стругатские "взорвали" советскую фантастику и закрепили свою победу над "школой Ефремова".
(Школа Ефремова это такое тягучее повествование о светлом будущем типа А. Казанцев «Мол „Северный“» и т.д.).
И с этой точки, зрения спор Лукьяненко со Стругацкими это не борьба идей, а спор специалистов о том как лучше угодить публике в конкретный период истории страны.
И доводы Лукьяненко выглядят весьма убедительно, поскольку он смог монетизировать эту "дискуссию", обставив ее декорациями конфликта поколений и идеологий.
Стоит обратить внимание, что в современных изданиях любят издавать пару "А зори здесь тихие" и "Завтра была война". В других вариантах найти проблематично. Хотя, казалось бы, "Не стреляйте белых лебедей" тоже достойное произведение.
Писатели очень хорошо почуяли конъюнктуру ещё в 1950-60-х. Про развенчание культа личности на XX съезде партии вворачивали Иван Шамякин в "Сердце на ладони" и Вера Панова (лауреат трёх Сталинских премий) в "Рабочем посёлке".
> Писатели очень хорошо почуяли конъюнктуру ещё в 1950-60-х
Дык после того самого съезда всем и начали рассказывать про победу вопреки, про уничтожение самых-самых в армии и не только и прочее. А те, кому надо быть у кормушки быстро повернулись как флюгер.
Глянь на канале Тубус Шоу (он же - Плохой Сигнал) ролик "Время первых - антисоветская сказка". Там весьма подробно изложена точка зрения почему фильм лживый и антисоветский.
> А безобразная истерика "героя" Миронова в лесу, после приземления, вышеозначенные чувства не вызвала?
Кстати, эта сцена - почти ремейк сцены того же Е.Миронова из не к ночи помянутых "Утомлённых солнцем-2" ("Где, мол, сталинские соколы?"). Так что согласен с тезисом беседы "Одни и те же лица обслуживают антисоветский тренд"
> Вера Панова (лауреат трёх Сталинских премий) в "Рабочем посёлке".
А Каверин! Что он понёс. Выдающийся автор, которым зачитывался весь Союз, которому подсознательно готовы были доверять миллионы людей.
> Отдельный вид антисоветской пропаганды - то, что я называю "пропаганда походя"
>
> Например, у Любэ (Шаганова?): "Первая проталина - похороны Сталина".
Прямо в точку - про что бы ни снимали западные нетоварищи - про драконов, про вторую мировую, про Чернобыль - это всё равно будет о победе демократии над тоталитаризмом.