Спасибо за интересную беседу!
Некоторые моменты даже позабавили немного. Сталин допустил огромную ошибку. Сталин не хотел повторения истории с Николаем. Серьёзно? Где Сталин и где Николай, не отличавшийся, скажем так, стойкостью, чтобы не сказать грубее? Почему-то историки Цифровой истории, Тактик Медии и другие рассказывали немного о другом, когда были эфиры про начало войны.
Интервью действительно интересное. Хорошо получилось. Очень много красивых и правильных слов.
Несколько смутило вот что: "Я дал команду историкам, чтобы учебник читался как художественное произведение. Как можно меньше цифр. Да и даты не все нужны".
А за пять минут до этого: "Я пришёл к студентам и спросил - какая цифра потерь СССР в Великой Отечественной? И что вы думаете? Никто не ответил!"
По-моему, вполне отражает политику государства в области преподавания истории.
Я думаю, что цифры потерь в войне не имелись в виду. Он говорил, как я понял, о балансе. Есть ключевые события и даты, которые надо знать, но школьный учебник истории действительно должен быть интересным. Тут, правда, квалификация учителя играет огромную роль. Учебник может быть распрекрасный, но кадров в школах катастрофически не хватает - вот что надо решать самым решительным образом. Наверное в областных/краевых центрах, тем более - столицах это не так ощущается, но у нас на периферии напряженка.
Очень хорошее интервью. Как историк и человек Владимир Мединский себя тут показал очень достойно. Хотелось бы конечно от него услышать подробное объяснение с доской Маннергейму, в свете его вполне адекватной позиции по войне в целом - что это было вообще?
Ну а какие ты полагаешь он может дать объяснения? История, оно про историю развития общества. Ну и вот я как-то не так давно посмотрел мой любимый учебник по античной истории. При Союзе это 5 класс. Так там в главах про Египет, т.е. в самом начале, начисто вымарали про зарождение классов при увеличении прибавочного продукта. Про классовый антагонизм. Ну и что это за история такая? Пригоршня статей про не связанные между собой события? Которые, к тому же, подаются иногда весьма тенденциозно? Ну ок.
> я как-то не так давно посмотрел мой любимый учебник по античной истории. При Союзе это 5 класс. Так там в главах про Египет, т.е. в самом начале, начисто вымарали про зарождение классов при увеличении прибавочного продукта. Про классовый антагонизм. Ну и что это за история такая?
Ты серьезно считаешь, что в 5 классе дети способны адекватно понять такие глубокие темы, которые ты озвучил?
Брат моего дедушки попал в плен при обороне Севастополя в 42 году. Отправили на работы в шахты во Францию. Бежал, скрывался и связался с подпольем. Год ураганил и погиб во время карательного рейда фашистов против отряда в августе 44 года. В городе Нуврон-Венгре ему стоит памятник. Французское сопротивление.
Зарождение классов на примере древнего Египта? Конечно. Именно на таких простых примерах это проще всего и объяснять. Встречный вопрос: а какой смысл зубрить про события, не понимая их сути? Ну вот, краем смотрел отечественную школьную историю. Так там про княжеские усобицы - чрезмерно подробно. Вот накой в школе проходить все эти тонкости во взаимоотношениях древних ОПГ? Они к пониманию процессов вообще ничего не добавят. Но время занимает, да. И вроде как патриотическое воспитание.
> Встречный вопрос: а какой смысл зубрить про события, не понимая их сути?
А что, есть только две крайности: либо про зарождение классов рассказывать, либо зубрить, не понимая смысла? Один и тот же материал объясняют по разному для 5 класса и для 9 класса. Для 5 класса многое упрощают и акцентируют внимание на других вещах. Классу к 8-9, можно уже глубже изучать, со всеми причинно-следствнными связями и т.д. Это нормально. Это не только к истории относится, кстати. В других предметах часто такой же подход.
Какой? Держащий нос по ветру? Сейчас, когда у нас "коллективный" запад снова бяки-буки, Мединский стал радикальным патриотом, для которого любой европеец - подонок. Завтра, когда наш правящий класс будет прощен, Манергейм снова станет в лучшем случае неодназначной личностью и символом "внутренней исторической ссоры".
Это не крайности. Это либо есть польза для ребёнка от предмета, либо - нет. Либо его учат думать над природой вещей, либо просто занимают время чепухой.
Ожидаемый результат.
Никакого интервью с этим достопочтенным гражданином не сложилось. Ни разу. Ни в одном месте.
Бесконечный пространный монолог из собственного бесконечного потока мыслей, пристрастий и фантазий.
Стратегия словесного потока + политический статус.
Интересно, о чем Д.Ю. все это время думал.
Наверное, когда это уже закончится.
"...какая цифра потерь СССР в Великой Отечественной? И что вы думаете? Никто не ответил!"
Ну правильно: 26,6 млн - это не цифра, а число. С таким министром культуры страна не заржавеет
Дмитрию Юрьевичу большое спасибо, лишний раз убедился
> Интервью действительно интересное. Хорошо получилось. Очень много красивых и правильных слов.
Возможно мы сейчас наблюдаем историю "других писателей у меня для вас нет". Мединский делает ровно то, что ему в данный момент поручено. Возможно даже хорошо, с полной отдачей и верой в то что он делает. Настоящий чиновник. Это же вроде он свое время навел порядок в кино, когда перед киношниками которые годами снимали фильмы и на этом зарабатывали, поставили вопрос ребром: - либо заканчивай свой фильм, либо возвращай деньги. Государственную сиську больше сосать не будешь. Сразу несколько долгостроев вышло в прокат. Хотя за содержимое этих фильмов с него тоже много чего спросить есть.
Камрад, дети сначала заучивают предельно упрощенную схему, а потом, по мере расширения познаний, способны воспринять объяснение, почему так. Обучение происходит в виде повторов, но каждый раз на более высоком уровне понимания.
Мне в 5 классе вполне достало ума запомнить, какая формация за какой идет. И это хребет.
А почему происходит такая смена, и что вообще движет социально-экономическим развитием, я понял гораздо позже, уже на старших курсах универа, прочитав массу книг и послушав старших товарищей. И то, понял не до конца и продолжаю разбираться до сих пор.
Продвижение науки, кстати, идет аналогичным путем. Сначала создаются описательные теории, потом объяснительные.