По поводу танков на выставке, было бы неплохо сделать из более-менее современной техники наглядные пособия: вот тут слабые места, вот так их бить надо. И показывать всем желающим, с обещанием - пришлют поновее, и это ВСЕМ покажем.
Насчет танков, мне кажется у русского народа вообще на бронетехнику, отряда кошачьих, генетическая память срабатывает. Только скажут что Леопард идет и вот уже в бутылке, заместо пробки фитиль появляется.
Выставки вооружений и контракты, это конечно всё хорошо. Только с производством - что? Как-то странно все эти выставки смотрятся на фоне оружия, которое применяется в СВО и первые версии которого начали производить ещё при живом Сталине. С одной стороны декларируют заботу о минимизации потерь среди солдат. С другой - старые образцы в зоне СВО. Почему не новые с выставки? Это тоже сэкономило бы немало жизней и судеб. Значит с производственными мощностями что-то не так?
> С одной стороны декларируют заботу о минимизации потерь среди солдат. С другой
По электростанциям, мостам не стреляют и по производствам не особо... Почему у них там вообще свет есть - не понимаю. Сказали - "политическое решение".
Насчёт выставок подмечаю 2 тенденции - одна часть аудитории яростно нагнетает "думскроллинг" - это всё для публики, воюем говном и палками. Другая - считает выставочные образцы каким-то вундерваффе.
Тут есть несколько моментов. Первый, пропагандистский - показываться всякое крутое, которое далеко не всегда попадёт в войска по тем или иным причинам - советский М-50, штатовская "Валькирия", израильский "Лави" и т.д. По тем же причинам на знаменитых советских воздушных парадах летали опытные машины без малейших перспектив серийного производства - "красивое".
Второе. Поскольку капитализм - то выставка вооружений - это ещё и ярмарка для заграничных клиентов. Там часть вооружений изначально ориентирована на инозаказчика (вспоминаем пустынные камуфляжи выставочных Т-90МС, "Терминаторов" и т.д.). Но с другой стороны - тут же показывают и успешно проявившие себя образцы - "Ланцеты" и т.д.
О производстве. Современная техника - это не "Браун Бесс", не трёхлинейка и даже не Т-34. В силу развала 90-х, "чудесных" реформ, внешнего давления (вспоминаем навязывание через Ельцина и Окулова иностранных пассажирских лайнеров), а также реформ мерзкого Табуреткина у нас нарушились производственные цепочки при одновременном усложнении разработки и испытаний. Если есть мощный завод, испытательная база и отработанная технология - то нарастить выпуск не проблема - те же "Ланцеты", Т-72Бз и Т-90. Если у завода проблемы - то всё печально. Или если образец новый, необкатанный - та же "Армата" (могла бы быть давно - опять спасибо Табуреткину). Лезть из кожи вон, выкатывая сырые образцы - не надо, спасибо. Ненадёжные машины, ломающиеся на каждом шагу - это не то, что надо (примеры КВ-2 и "Ягдтигров", которых из-за поломок бросили больше, чем было подбито - отрезвляют. Могут возразить - "всё для фронта". Но. Самые распространённые жалобы советских солдат в ВОВ на свою технику - подымите надёжность, увеличьте моторесурс и т.д. С чем конструкторы успешно справились (см. эволюцию надёжности двигателя на Т-34). И насчёт длительности разработки и внедрения - стоит вспомнить длинную и муторную историю Ми-28. Или F-35.
И ещё пару моментов - для любителей лубков, что в СССР всё внедрялось по щелчку пальца, рекомендую изучить конструирование двигателей для самолётов в 30-е и внедрение самих самолётов. Например, того же лицензионного Vultee V-11: https://youtu.be/jpjoUyN2YMQ Если что - у буржуев те же проблемы - например, южнокорейцы со своим ОБТ Black Panther возятся в плане двигателя и трансмиссии уже несколько лет - хотят вместо немецкой свою, чтобы не было проблем с реэкспортом. Мощная промышленность, а вот поди - современная танковая трансмиссия и движок просто так не даются.
Следующее - разработку и внедрение замедляет громоздкая система взаимодействия военных и производственников. Это, понятно, следствие ещё 30-х гг., когда массово внедряли новую технику, она оказывалась ненадёжной и гибли люди. Гайки закрутили к концу 30-х и не отпускали.
Кроме того, есть большая проблема из серии "волк-коза-капуста" в плане: "чего хотят военные на местах, чего хочет командование, что предлагают конструкторы". Все эпичные перепалки ГАБТУ и ГАУ насчёт самоходок, фееричные манёвры 6-го департамента вооружений, чуть не оставившего Вермахт без Pz.IV (рекомендую Юрия Пашолока и его статьи). Ну и пассажи Драгомирова про пулемёты, и его советских коллег из 80-х про опять таки пулемёт ТКБ-666 ("патронов много жрут"), британских адмиралов про подлодки. Не секрет, что высокие чины на рацпредложения из окопов везде реагируют болезненно.
И ещё один больной момент - импортозамещение. Первое - прямое, современное - те же оптические системы вертолётов от Thales, детище 90-х и любви Табуреткина к французам. Второе - неявное и тянущееся из советских времён. Например - отказ от строительства крупнейших плавучих доков и их закупка за границей (японский ПД-41, шведский ПД-50, тот самый, утонувший, и парочка югославских). Или отдача на откуп СЭВ части техники, не только военной. В нашем плане - это реактивные УТС Л-29 и Л-39, которые сейчас меняют на Як-130 (гораздо более дорогой). Никто не предполагал развала СССР и ухода СЭВ в НАТО.
Так что выставки это одно, а ВПК - немного иное. И заламывать руки в стиле "одна винтовка на троих" не стоит, и щенячий восторг в плане мгновенного роста производства неуместен.
Ах да, насчёт конкретных выставочных образцов - из мелькавшего в последние годы применяются модернизированные Т-72 и Т-90, БМПТ (маловато их), С-400 и С-350, "Панцири", бронеавтомобили, "Кинжалы" и "Калибрами" и т.д., оружейные модули "Бережок" и "Басурманин", лобаевские винтовки, новые "Калаши", беспилотники и пр. Будут ли "Арматы" на фронте? Вопрос. Сырые нафиг не надо, пусть допиливают. Т-50 ракетами постреливали. "Курганец" - нет, он какой-то проблемный вышел. И "Бумеранг" тоже. Чего хотелось бы - КАЗ на танках, больше беспилотников, хороших и разных, больше систем связи, больше корректируемых ракет для "Смерчей".
З.Ы. И да, насчёт ироничных комментариев типа "атата, флотские зенитки на мотолыгах, воюют говном" отвечу - гантраки вечны. Они были во Второй Мировой, они были у американцев во Вьетнаме (казалось бы, богатейшая армия), у наших в Афганистане, а сейчас вообще у всех. Если у военного есть возможность сделать из почти безоружного МТ-ЛБ гантрак с 2М-3М или С-60 - он это реализует. Гонять беспилотники, "косить" посадки и т.д.. Мобильная огневая точка получше неподвижной. "Дакки много не бывает" (с).
Д.Ю., на счёт ливневки не совсем прав. Вот помню раньше ездил по Москве на велике, постоянно ругался на решетки ливневых стоков у края дороги (колесо попадало аккурат в длинную дырку). У меня на улице штук пять их было с обеих сторон дороги. Сейчас специально прошёлся посчитать и ни одного не обнаружил. Вода по улице течет мини речкой вплоть до бульвара...