Так называемые "сталинские учебники" писались людьми, получившими образование до революции. Вот сейчас как раз эти шизоучебники с ошибками на каждой странице - это продукт "советского образования".
Я, как человек с естественнонаучным образованием и складом мышления, не склонен ставить оценки. Это чисто эмпирический факт - где учились авторы "сталинских учебников. И где учились авторы нынешних реформ.
Из этого короткого ролика следует, что какая-то надежда у нашего образования ещё виднеется (вот-вот появится).
А на счёт "того что в голове", помню в детстве был очень впечатлён романом "таинственный остров", когда маленькое сполоченное общество благодаря знаниям инженера буквально из ничего построило цивилизацию!
Какая разница где кто учился.
Авторы "сталинских учебников" составляли их, когда рулил товарищ Сталин, авторы нынешних учебников составляют их когда рулит шизофрения.
ИМХО все пожелания упрутся в дефицит грамотных преподавателей. Хорошее образование останется, как и до революции, исключительно богатым. С крайне редкими исключениями типа Ломоносова. Да и страна не претендует на научные высоты. Незачем содержать дорогостоящий массовый базис, осуществляющих селекцию всего поколения, для воспитания учёных мирового класса.
Очень интересно, посмотрел за один заход.
Джон Александрович как всегда великолепен, давно ждал его на Тупичке, но и Владимир Михайлович очень крут - уже 10 лет директорствует в такой огромной школе, а ему еще нет и сорока лет!
> Ну давай посмотрим, в каком году пошëл в школу условный госчиновник 1953 года рождения, в каком году закончил, и какие там были в школе учебники.
А мне вот, камрад, тоже интересно, почему у одних говно в башке бурлит, а у других стройная система причинно-следственных связей. Хотя все учились в одном классе по одним учебникам у одних учителей.
Всё ваши построения имеют смысл только если считать истинным то, что вообще всё в жизни человека предопределено тем, как он учился в школе и по каким учебникам.
Кроме того, есть ещё и академические учебники, которые по очевидным причинам не могли быть созданы дореволюционными специалистами. Ну и странно прям, что же до революции массовых учебников не появилось, раз спецы-то были? А население в большинстве даже читать/писать не умело?
> Потому что одни учили (понимали) написанное. А вторые - зубрили наизусть написанное для получения оценки.
Точно не в этом дело. Я вот вообще не учился можно сказать (и не понимал и не зубрил), но не могу сопротивляться логике и здравому смыслу. Другой просто мудак и ему выгодно нести мракобесие и ахинею. Третий не может позволить нарушить устоявшийся мирок в своей голове, не знаю почему это так тяжело.
У меня ловко получалась математика и информатика. Сами собой. Остальное я даже не знаю как, например, по органической химии было пять двоек за год, поставили трояк и выпустили с богом. Домашку не делал ни по каким предметам, что запомнил на предыдущем уроке, то и рассказывал на следующем. Полагаю, что учителя натянули мне трояки по остальным предметам из-за математики и информатики. Короче, среднее у меня есть, но так-то балбес. =)
> То есть в советской школе вовсю пахла и цвела коррупция и халатность.
99 год, всё ещё советское образование и учителя, но школа не советская. Коррупция (в данном случае даже близко не было) и халатность цвели везде. А так да, чистый второй год.
> И вот мы совместно ответили как на вопрос Delta так и на общее обсуждение в треде.
Мы ответили только на один вопрос - почему я в химии ничего не понимаю. А кто сверг царя знаю, как Сталин "не верил", что будет война и прятался в кабинете тоже знаю. И школа тут не при делах, а тупичОк очень даже. Попав сюда, под давлением элементарной логики и информации от Главного и его гостей, всех этих Радзинских, "суворовых" вымыло из головы на счёт раз. Здравый смысл и способность признать, что в твоей голове дерьмо плещется - от образования не зависит никак. А если человек на антисоветчине деньги зарабатывает, так и это от образования не зависит.
> А должны были выгнать со справкой либо оставить на второй год.
>
> И по факту пошли на должностное преступление ввиду скандала с РОНО которое за второгодников и справочников натягивает школу без вазелина.
Первый про "выгнать" - и сейчас, и тогда могли щадить или спортсменов с хорошими результатами (блестючие кубки на полочке в школе и т.д.) или узконаправленных "ботанов", которые по любимому им предмету приносят дипломы за олимпиады, а другие тупо не учат. Тут видимо была такая же ситуация. Сам сталкивался - и со спортсменами, которые пропускали 70% уроков (но были призёрами всероссийского уровня), которым заставляли рисовать оценки и не ставить пропуски. И второй вариант тоже встречался - мальчик информатик-робототехник, крайне толковый, но гуманитарные предметы - между 2 и 3. Но это хотя бы меньшее зло - человек имеет талант в спорте или конструировании и не пропадёт.
Второй момент с "вазелином" и второгодниками. Когда я учился в начале 90-х, родители при СССР - второгодники были нормой, как и справки. Зато сейчас да - за любую двойку в четверти бесполезное районное начальство встаёт в охотничью стойку, что твой сеттер. Хотя есть нюанс - для примера - в городе двойку за четверть поставить можно, а вот в некоторых станичных школах позиция "двоек не бывает". Пусть ребёнок абсолютный лодырь, которому ничего кроме игр на телефоне не интересно, родителям пофиг - они алкаши и т.д. Наряду с теми, кого скрепя сердце можно пожалеть и вытащить - спортсменами, однопрофильными "ботанами" или творческими людьми, приходится тащить совершеннейших бездарей, тупых, ленивых, злобных. Потому что спецшколы закрыли и неадекваты сидят среди нормальных детей. С прошлого года детей 8-го вида забирают на отдельные занятия, хоть это хорошо.
Плюс сейчас, есть такая гадость, как ГИА. В советской школе нарисовать "волчий билет" или подтянуть ленивого балбеса было проще - там принцип - "выпустили, выдохнули". В нынешнее время, сдать лодырю ОГЭ - это эпический подвиг для всей администрации школы. Уникумы, которые не могут написать своё отчество на бланке регистрации, которые не могут переписать ответ со шпаргалки. Неадекватные родители, которые детей 7-го вида с ЗПР считают гениями и заставляют писать полноценные экзамены (на 2, естественно) - среди станичных алкашей есть устойчивый миф, что если ребёнок сдаёт ГВЭ вместо ОГЭ, то "ему не дадут права". А ещё самые ушлепанские родители очень любят жаловаться начальству повыше - пока их не обвинили в ненадлежащем уходе, они переходят в наступление. Но процентов 90 после основного периода в июне и пересдачи в июле сдают, со скрипом, но сдают. Хотя есть уникумы.
Руководство школы, понятно, делает всё, чтобы таких чуд выпустить, но проблема в том, что особо одарённые уникумы и их родители настолько безразличны к учёбе, что никакая помощь не помогает. Для примера - совершенно ленивый и бездарный парень, ничем кроме "БравлСтарса" и АУЕ-пабликов не интересующийся, спортом не занимающийся, руки из жопы - по 4 предметам ОГЭ - "2", причём по математике и истории - 1 тестовый балл. Пересдачу в июле завалил, теперь учителя с ужасом ждут сентября. На консультации ни разу не ходил, всё лето гонял на велике, тусил и т.д. Позиция родителей - "вы его должны выпустить, а нас не еб*т". Останется ли на второй год... Вопрос. В головы районному начальству заглянуть нельзя - помогут ли ему откровенно, чтобы сбагрить такое чудо или принципиально оставят на второй год? Оставление второгодников сейчас настолько редкая вещь, что с 2015 года я видел всего пару раз такую практику - когда дети пропускали совершенно всё, заваливали пересдачи и таки уходили на 2-й год. А ещё есть увлекательный "теннис с гранатой без чеки" - когда директора школ стараются перекинуть друг другу самых отбитых персонажей )))
> Здравый смысл и способность признать, что в твоей голове дерьмо плещется - от образования не зависит никак.
Аналитические способности и желание вылезти за пределы удобной психологической карманной вселенной и принять факты такими, какими они есть, а не подгонять под собственные удобные убеждения даны далеко не всем. И уж тем более - когда факты еще и накопать надо.
> А ещё есть увлекательный "теннис с гранатой без чеки" - когда директора школ стараются перекинуть друг другу самых отбитых персонажей )))
Ты что-то путаешь. Даже конченого дебила нельзя просто так взять и выгнать из школы. И точно так же нельзя просто так взять и не принять, если родитель заявление написал. Некоторые нюансы есть только с переводом в 10 класс - вот там могут быть танцы с бубном.
По-моему, из изначально верных вводных, ты делаешь совершенно ложный вывод. Перед одними стояла задача построить образование, перед вторыми - его разрушить, причём, с пониманием, как это лучше сделать.
Дело не про "выгнать", сейчас просто выкинуть на мороз невозможно. Там вопрос другой - многие дети учатся не по прописке, а куда смогли устроиться (для примера - часть детей с окраин Краснодара учится в станичных школах, если там есть места и удобные маршрутки, или в самой станице 4 школы ). Но по правилам в идеале ребёнок должен учиться там, где прописан (у каждой школы свой приоритетный участок). И когда не уверены, что ребёнок сдаст, или когда он всех достал своими выходками - то "чужих" уговаривают различными методами вернуться в "школу по прописке". Директора тех школ тоже не лыком шиты и таких детей любыми доступными способами отталкивают. Может быть и "бартер". Методика может быть разной - и уговоры, и рассказы про то, что "там учителя тебя поймут", "В новый класс ты впишешься" и т.д. Или похуже (особенно для выпускных классов) - начинают тех, на кого есть подозрения, что не сдадут - то их начинают топить, чмырить и т.д., чтобы перевелись куда подальше. Был случай, когда девочку с большим количеством пропусков вернули в "родную" школу в середине 11 класса, а в базе данных ЕГЭ забыли перевести. И она поехала на экзамен не в ту школу (!). Хорошо, машина была, а не школьный автобус, успели приехать куда надо.
Насчёт взять и не принять - обязаны принять по прописке в обычный класс:
1) если на по прописке - очень просто не принять
2) если класс специализированный - то надо будет писать вступительные тесты - если завал, не примут
3) в частных школах, лицеях и т.д. и в обычный класс могут тестировать
Про 10 класс:
- если специализированный - то опять тестирование (в каждом субъекте федерации свои заморочки, это не везде есть)
- могут ввести минимальный балл аттестата (как при приёме в организации СПО), но это редкость
- часто зная, что ребёнок слабый или середнячок, то бывает "джентльменское соглашение с родителями" - ему натягивают оценки (в зачёт для поступления в СПО идут все предметы, включая ОБЖ, физру и т.д.) на хороший средний балл аттестата (главное, чтобы сам ОГЭ не завалил) в обмен на то, что гарантированно уйдёт в какой-нибудь техникум. Тут уже зависит от родителей и руководства.
И ещё немного про 11 класс:
- часть учителей, если узнали, что их предмет выбрали - тут же "роняют" оценку ученику на всякий пожарный, типа если не пройдёт порог - "ну вы посмотрите, троечник, слабак и т.д.", ибо учителей чморят за низкие баллы, пусть даже ученика там просто "мебель" и в предмете полный ноль. Или что ещё хуже - пилят "ты не сдашь, не сдашь, не сдашь" - и реально могут демотивировать до полной неуверенности и реальной несдачи.
- с другой стороны, и родители могут засунуть в 10-11 класс очень слабых детей, понятно, небескорыстно.
- часть родителей буквально давит на детей, чтобы те сдавали предметы, которые им не нужны, считая детей "гениями". Одного такого мама оставила без медали, заставив чистого гуманитария сдавать проф. математику.
- иногда сами дети себя переоценивают, выбирают кучу предметов по выбору, им не хватает времени на всё и они перед экзаменами оказываются в положении девочки на картинке с пятью неграми.
А я даже знаю с кого началось моё личное "перерождение". Камрад с ником Борисыч ответил на один из моих первых каментов на тупичке и заставил глубоко задуматься о причинно-следственных связях. Когда тебя учили одному (ну, антисоветчине в целом), глазами ты видишь другое (последствия победы над советами), короткая фраза одного человека радикально изменила мировоззрение другого. До конца жизни не забуду этот переход.
Кому: Goblin, #4 ДЮ, спасибо за интервью!
Мужики - красавцы, в Джоне-то я не сомневался, а Владимир очень, очень порадовал!
Два часа пролетели как минута
Недавно посмотрел индийский фильм про бандершу в Бомбее (по ходу, как сейчас модно - основан на реальных событиях и реальных героях, к примеру эта бомбейская бандерша действительно встречалась с Мохатмой Ганди).
Одно из ее знаковых выступлений в прессе было как раз про то, что вы (публичное общество) говорите о том, что бордель возле школы плохо влияет на школу. А кто-нибудь из вас подумал о том, как школа влияет на бордель? У нас тут куча детей без отцов, если у них не будет даже возможности получить образование, кем они станут? Пополнят ряды проституток в этом самом борделе и бандкюков на улицах.
Если коротко, задача стояла именно разрушить старое "реакционное" образование, и построить новое, на прогрессивных началах. И только с началом индустриализации вдруг выяснилось, что с новым прогрессивным образованием, построенным вокруг марксистских заклинаний, никакой индустриализации и науки не видать как своих ушей.
И тогда пошëл откат к формату дореволюционного образования, в рамках которого появились те самые "сталинские" учебники.
Ну, в рамках марксистской топики, отрицающей генетические факторы, на этот вопрос, естественно, невозможно дать ответ.
Исходя из гипотезы tabula rasa, то есть что человек полностью формируется средой, и одинаковое воспитание должно давать одинаковых людей - обяснить это невозможно.
Зато если допустить наличие врождëнных качеств - всë встаëт на свои места.
Но тогда получается что вся марксистская антропология рассыпается, вот беда.
Задача всегда стояла про "вырастить нового человека", а не про то, что разрушить и что построить в образовании.
Большевики очень быстро и гибко реагировали, экспериментов было много, но, пришли к разумному сочетанию старого и нового в итоге.
А, отдельные личности - да, затевали всякое в образовании, но, систему государство в итоге выстроило, как надо, задачи были решены. Это уже потом, после смерти Сталина, Хрущев начал крушить всё буквально, спасала только инерция, и, заложенные раньше основы, он не успел сломать кардинально.