От «специальной» к «военной»

07.05.24 09:05 | Goblin | 89 комментариев

СВО

Цитата:
Наибольшие успехи достигнуты на юге, где, видимо, сработали (и только там) некие «договорняки», «спящие» агенты и сторонники России. Это позволило войскам, вышедшим из Крыма, в считанные дни при минимальном сопротивлении ВСУ занять территории Херсонской и южной части Запорожской областей, на востоке выйти к Мариуполю, а на западе – развить наступление на Николаев и в обход его с севера на Одессу. Однако эти два главных приза Причерноморья заполучить не удалось. Собранные заранее со всех трёх европейских флотов ВМФ России десантные корабли с силами морской пехоты были остановлены минами и «неожиданно» объявившимися на вооружении Украины противокорабельными ракетами собственного производства «Нептун». Пришедшие же в себя на суше ВСУ быстро остановили бравшие скорее внезапностью передовые силы российских войск у Николаева и у Вознесенска, а к середине марта отбросили их до границы Херсонской и Николаевской областей.

Наиболее проблемным с самого начала стало Киевское направление, где, по сути, группировка войск двух военных округов ВС РФ была «засажена» в леса и болота вокруг Киева без видимых перспектив её эффективного использования и с постоянным риском для коммуникаций, «нанизанных» на лесные дороги через фактически оставшиеся под контролем киевских сил Сумскую и Черниговскую области. Для взятия и даже охвата и осады Киева группировки не хватало. По большому счёту, только крайняя медлительность и непредприимчивость украинского командования и ВСУ в целом не дали положению на Киевском направлении перерасти в острый кризис для российской стороны. При более энергичном противнике российским войскам под Киевом грозило бы повторение Варшавы-1920.
От «специальной» к «военной»

Толково.

Подписывайся на канал в Дзен

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 89

Цитата
отправлено 07.05.24 09:05 # 1


В начале третьего года специальной военной операции (СВО) России на Украине можно констатировать, что события, начавшиеся в феврале 2022 г., подобно любой большой войне последних столетий, привели к крушению многих представлений, теорий и авторитетов в политической и военной областях. Инициаторы, основные участники, да и наблюдатели со всех сторон получили и увидели то, чего не планировали и не ожидали.

Два года боевых действий намечают контуры революционизирующих изменений в военном деле, возможно, предопределяющих облик войны и военного искусства на всё XXI столетие.

Несостоявшийся «Дунай»

Возвращаясь к началу, можно сделать вывод, что замысел кампании действительно предусматривал проведение в первую очередь специальной, а уже во вторую – военной операции, и предполагал, что задачу возможно решить без широкомасштабных военных действий и организованного военного сопротивления. Будущие историки ответят, почему в Москве считали возможным реализацию такого сценария, особенно с учётом того, что вооружённые силы Украины (ВСУ) с 2014 г. уже вели непрерывную «малую» войну в Донбассе. Сам же план СВО узнаваем и, по сути, воспроизводил советский план ввода войск в Чехословакию в 1968 г., известный как операция «Дунай». Ему соответствовали основные элементы замысла СВО, включая захват десантом столичного аэропорта с последующей переброской туда частей ВДВ для блокирования столицы и массированные стремительные марши бронетанковых и механизированных частей к крупным городам для их блокирования и последующей быстрой «зачистки» силами «лёгких частей», спецназов и спецслужб.

Отличием обстоятельств «Дуная» от операции февраля 2022 г. стало не только то, что политическое руководство Украины и командование ВСУ оказали сопротивление. «Дунай» проводился мощной отмобилизованной группировкой войск Организации Варшавского договора, значительно превосходившей силы Чехословацкой народной армии. Инициаторы же СВО пошли на ввод войск в государство, превосходившее Чехословакию по площади, силами ограниченной группировки, оцениваемой примерно в 185 тысяч человек (хотя и включавшей большую часть российских Сухопутных войск и ВДВ), или около 140 батальонных тактических групп. Даже с учётом мобилизации сил ДНР и ЛНР (ещё около 110 тысяч), она уступала по численности вооружённым силам и силовым структурам Украины, уже частично отмобилизованным. Начатая же на Украине за день до начала СВО мобилизация первоочередного резерва, пополнившая ВСУ в считанные дни 150 тысячами военнослужащих с опытом боевых действий в Донбассе (участники «антитеррористической операции» – «Операции объединённых сил») и позволившая доукомплектовать основные бригады первой линии, сделала соотношение сил полностью неблагоприятным для России.

В этих условиях исход первого этапа СВО определился уже одним только соотношением сил. Распылённые по восьми направлениям российские группировки были быстро остановлены и вынуждены ввязаться в бои с численно превосходящим противником. На севере основные ударные группировки сил СВО, продвигаясь из Белоруссии через Припятские болота и с российской территории через Сумскую и Черниговскую области, достигли Киева, однако не смогли ни блокировать его (не говоря уже о занятии), ни обеспечить свои растянутые коммуникации. Десант в Гостомеле в условиях ожесточённого сопротивления и артобстрелов превратился из плацдарма в ловушку. На Харьковском направлении войска были остановлены уже на подходах к Харькову и у линии границы. Попытки наспех отмобилизованных и недостаточно оснащённых сил ДНР и ЛНР отбросить окопавшиеся с 2014 г. украинские силы от линии боевого соприкосновения на Донбассе оказались малоуспешными. Неспособность подавить украинскую ПВО резко ограничила эффективность действий российской авиации над всей линией фронта и территорией Украины, лишив ВС РФ одного из главных козырей.

Наибольшие успехи достигнуты на юге, где, видимо, сработали (и только там) некие «договорняки», «спящие» агенты и сторонники России. Это позволило войскам, вышедшим из Крыма, в считанные дни при минимальном сопротивлении ВСУ занять территории Херсонской и южной части Запорожской областей, на востоке выйти к Мариуполю, а на западе – развить наступление на Николаев и в обход его с севера на Одессу. Однако эти два главных приза Причерноморья заполучить не удалось. Собранные заранее со всех трёх европейских флотов ВМФ России десантные корабли с силами морской пехоты были остановлены минами и «неожиданно» объявившимися на вооружении Украины противокорабельными ракетами собственного производства «Нептун». Пришедшие же в себя на суше ВСУ быстро остановили бравшие скорее внезапностью передовые силы российских войск у Николаева и у Вознесенска, а к середине марта отбросили их до границы Херсонской и Николаевской областей.

Наиболее проблемным с самого начала стало Киевское направление, где, по сути, группировка войск двух военных округов ВС РФ была «засажена» в леса и болота вокруг Киева без видимых перспектив её эффективного использования и с постоянным риском для коммуникаций, «нанизанных» на лесные дороги через фактически оставшиеся под контролем киевских сил Сумскую и Черниговскую области. Для взятия и даже охвата и осады Киева группировки не хватало. По большому счёту, только крайняя медлительность и непредприимчивость украинского командования и ВСУ в целом не дали положению на Киевском направлении перерасти в острый кризис для российской стороны. При более энергичном противнике российским войскам под Киевом грозило бы повторение Варшавы-1920.

Российское командование осознало данное положение вещей, уже где-то в середине марта 2022 г. принято решение об отводе войск от Киева, к 5 апреля они полностью ушли из Киевской, Сумской и Черниговской областей и с севера Харьковской области за границы Украины. По сути, на этом кампанию с решительными целями на Украине можно считать завершённой, поскольку её главной целью был, очевидно, захват Киева. Российское руководство, естественно, представило отвод войск из-под Киева и с севера Украины в качестве «акта доброй воли» во время мирных переговоров в Стамбуле. Судя по всему, именно этот «акт», а не интриги Бориса Джонсона, прежде всего и привёл к крушению стамбульских переговоров. Отступление армии от столицы противника никогда не служило компромиссному миру.

Киев посчитал вывод российских войск с севера триумфом политики сопротивления и воспринял его как поворотную точку, решив, что сможет добиться полного изгнания российских войск. Это подкреплялось валом западной общественно-политической и военной поддержки, достигшей пика весной 2022 года. 9 мая 2022 г. Конгресс США принял даже закон о ленд-лизе для Украины, теоретически открывавший доступ к неограниченному объёму американской военной помощи. Запад уверовал в возможность при помощи комплекса военных и экономических мер нанести «стратегическое поражение» России, которое при благоприятных условиях может привести к смене власти в Москве.

После неудачной попытки компромиссного выхода из войны и получения ряда болезненных ударов (13–14 апреля был потоплен флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва») российской стороне оставалось только продолжить военную кампанию, переосмыслив цели и возможности. Насколько можно судить, новый план предусматривал использование войск, отведённых с севера Украины, для полного освобождения территории ДНР и ЛНР и, возможно, частичного окружения сил ВСУ на Левобережье Украины. Предположительно, достижение этих задач считалось возможным к маю-июню. С середины марта 2022 г. велось наступление в районе Изюма, усиленное в апреле; первоначальный план, видимо, заключался в выходе в тыл северодонецкой группировке ВСУ через Славянск и более амбициозном и масштабном наступлении в сторону Запорожья навстречу российским силам на юге. В дальнейшем наступательные действия начались ещё на нескольких направлениях в Харьковской области и ЛНР. Однако ВС РФ столкнулись с серьёзной нехваткой сил и средств. После вывода части батальонных тактических групп на пополнение в РФ российские ВС имели к середине апреля 2022 г. не более ста поредевших БТГ на всю линию фронта, а перебрасываемые с северного направления БТГ вводились в бой поочерёдно, не давая нужного наращивания сил.

На Украине же в марте 2022 г. была объявлена уже третья волна мобилизации, распространявшаяся на выпускников военных кафедр и лиц, ранее не проходивших срочную службу, что к середине апреля довело численность ВСУ до 400 тыс. человек, не считая находящихся в учебках, а к концу мая – до 600 тыс. человек. Таким образом, ВСУ получили значительное численное превосходство над объединённой группировкой ВС РФ, сил ДНР и ЛНР и ЧВК, и российское наступление велось, по сути, на численно превосходившего противника.

Важным фактором первого этапа боевых действий стала борьба за Мариуполь со 2 марта по 16 мая 2022 года. Осада города стала предвестником будущей «позиционности» в этом конфликте и сковала 30-тысячную группировку «союзных сил», во многом предопределив невозможность развить российские успехи на юге или наступательные действия у Донецка. Наступление же ВС РФ на Изюмском направлении по причине отсутствия превосходства в силах над противником тоже развивалось медленно и тяжело и в итоге вместо окружений свелось просто к «выталкиванию» противника на тактическом уровне. В начале мая 2022 г. российские силы столкнулись с серьёзными трудностями и потерями при попытках форсирования Северского Донца у Белогоровки, когда выявилась неработоспособность в условиях этой войны «традиционных» способов массирования сил и средств. К началу июля 2022 г. после занятия Лисичанска российское наступление выдохлось. Была занята практически вся территория Луганской области (ЛНР) и восточной части Харьковской области, но у Украины оставалась большая часть Донецкой области (ДНР). Не удалось дойти даже до Славянска и Краматорска. Данная кампания обескровила силы ВС РФ, в основе своей остававшиеся группировкой, вошедшей на Украину в феврале 2022 года. Украина же запустила «перманентную мобилизацию», получая всё более ощутимое численное превосходство.

Дорога к позиционности

К концу весны – началу лета 2022 г. определяющим фактором боевых действий стало получение Украиной западного вооружения и технических средств. С самого начала на службу ВСУ были поставлены колоссальные разведывательные возможности Запада, что обеспечило превосходство в разведке и целеуказании. Особенно это касается космической разведки, обеспечиваемой комплексом западных военных разведывательных спутников и многочисленными коммерческими спутниковыми западными компаниями-поставщиками геоизображений. Это позволяет вести мониторинг зоны боевых действий и территории РФ непрерывно и практически в режиме реального времени.

Система «всеобщего» спутникового интернета Starlink компании SpaceX Илона Маска быстро стала ключевой украинской системой боевого управления и передачи данных, катапультировав ВСУ в XXI век. Обладая возможностями функционирования в любой точке, распределённого доведения потоковой информации до огромного количества индивидуальных потребителей, поддержания интернет-связи в движении и управления транспортными средствами на любой дистанции, Starlink дал военным возможности, которые даже вооружённые силы США рассчитывали получить не ранее середины 2030-х годов. Со Starlink реальностью стало подключение любого «юнита» к сети в любом месте, обмен видеопотоками онлайн, создание боевых чатов и других систем управления для обмена данными между тысячами абонентов в режиме реального времени, высокая скрытность связи за счёт узконаправленного на спутник канала связи, возможность при помощи вай-фай снабжать сети для тактической связи в каждой точке доступа. Фактически каждый боевой «юнит» и каждое огневое средство при подключении к Starlink превращались в сетецентрические с возможностями целеуказания, наведения и корректировки в реальном масштабе времени и с потенциалом высокоточного оружия.

155-мм современная дальнобойная артиллерия и начавшие применяться с конца июня 2022 г. наземные ракетные системы HIMARS и MLRS с высокоточными реактивными снарядами GMLRS дальностью до 90 км, в сочетании с вышеуказанными средствами разведки, целеуказания и сетецентрическими средствами связи, управления и передачи данных, позволили украинской стороне получить во второй половине 2022 г. огневое превосходство и возможности высокоточного дальнего удара, значительно осложнив положение ВС РФ.

Главным результатом применения ВСУ HIMARS с ракетами GMLRS летом 2022 г. стали не столько поражения штабов и складов с боеприпасами, сколько удары по расположениям воинских частей и резервов. Российской стороне пришлось оттянуть резервы вглубь контролируемой территории, а частично даже и на территорию РФ. В сочетании с общей нехваткой сил у ВС РФ и количественным превосходством ВСУ, именно это стало предпосылкой успешного украинского наступления в Харьковской области в сентябре 2022 года. Не имея возможности быстро и эффективно ввести в бой оттянутые резервы, российская сторона оставила восточную часть Харьковской области и выстроила из введённых резервных сил линию на западной границе ЛНР, на которой украинский набег был остановлен и которая сформировала основу линии фронта на севере, существующую поныне.

Первый реальный военный успех Украины остро поставил перед Москвой проблему несоответствия численности группировки потенциалу противника. Российскому руководству пришлось 21 сентября 2022 г. пойти на проведение впервые за постсоветский период частичной мобилизации, призвав более 300 тыс. человек. Одновременно дан карт-бланш на резкое наращивание численности ЧВК «Вагнер», фактически начавшей превращаться в параллельную армию, в том числе за счёт массовой вербовки заключённых в тюрьмах, – к январю 2023 г. численность «Вагнера» достигла 50 тыс. человек.

Все эти меры начали давать эффект только к концу 2022 года. А пока российские войска оказались выстроены в растянутую «тонкую красную линию». И осенью 2022 г. у Украины, оказавшейся на пике благоприятного для неё соотношения сил, появился уникальный шанс нанести российской стороне ряд значительных поражений с возможным масштабным политическим эффектом.

Украина могла либо продолжить наступательные действия уже на территории ЛНР, либо попытаться осуществить на юге прорыв от Запорожья к Азовском морю, отрезав российские силы в Херсонской области и выйдя к северной части Крыма. Неясно, почему Киев отказался от таких выигрышных для него направлений – было ли это кунктаторство осторожного и склонного к пассивности украинского главкома Валерия Залужного, или, по ряду новых сообщений, следствие давления американцев, скептически оценивавших способности ВСУ к столь масштабным действиям. Вместо наступления с решительными целями украинская сторона нацелилась на более ограниченную и в то же время конъюнктурно политически выгодную задачу выдавливания российских сил из Херсона – единственного областного центра Украины, который Россия заняла в начале СВО.

Российские войска на западном берегу низовий Днепра снабжались по нескольким мостам, которые стали объектами высокоточных ударов ракетами GMLRS. Однако украинские атаки на российские позиции у Херсона в сентябре-ноябре 2022 г. сами по себе оказались малорезультативны, сопровождались значительными потерями и стали первой масштабной демонстрацией позиционного тупика, в полной мере проявившегося в следующем году. Тем не менее повреждение мостов через Днепр ракетными ударами сыграло свою роль. Опасаясь кризиса снабжения, российское командование по инициативе ставшего в октябре командующим Объединённой группировкой российских войск (сил) на Украине генерала армии Сергея Суровикина 9 ноября приняло решение оставить Херсон и отвести войска с правобережья Днепра. Отход произвели в течение двух суток с высокой степенью организованности и скрытности и практически без потерь.

Для Украины освобождение Херсона, осуществлённое без боёв в самом городе, стало крупным военно-политическим успехом, резко поднявшим её акции на Западе. Там пришли к выводу, что при оказании Украине масштабной военной помощи она сможет сама выбить российские войска, по крайней мере, до рубежей 24 февраля 2022 года. С конца 2022 г. западные военные поставки Украине стали резко наращиваться, включая впервые начатые отгрузки танков и боевых машин пехоты. Также была развёрнута программа подготовки и обучения на Западе 12 украинских бригад. Украинское военное руководство, получив крупные пополнения людьми и техникой, начало масштабное наращивание боевого потенциала и численности ВСУ, включая формирование соединений. К весне 2023 г. численность Сил обороны Украины (ВСУ и другие силовые структуры) превысила миллион человек, а боевых бригад сотню.

Российское командование после проведения частичной мобилизации и увеличения притока контрактников также произвело доукомплектование сил в зоне СВО и приступило к формированию новых соединений, заявив о планах довести численность ВС РФ в перспективе до полутора миллионов военнослужащих. Судя по всему, опираясь на плоды мобилизации, зимой 2022–2023 гг. Москва колебалась между вариантами «оптимистично-наступательной» и «осторожно-оборонительной» стратегии на Украине. Проба «оптимистично-наступательного» варианта выразилась в наступлении на Соледарско-Бахмутском направлении (с ноября), в котором главная ударная роль досталась ЧВК «Вагнер». 10 января 2023 г. взят Соледар, после ожесточённых боев, продолжавшихся до 20 мая, – Бахмут.

Растянувшееся почти на полгода российское наступление сопровождалось тяжёлыми боями при малом территориальном прогрессе и почти полным разрушением занятых городов. Это продемонстрировало новый облик кампании, приобретавшей всё более позиционный характер. В конце зимы и начале весны 2023 г. российская сторона попыталась провести ряд локальных наступлений на Донбассе – у Донецка, в Марьинке, на Угледар, но они вылились в упорные позиционные бои и имели незначительные результаты или вовсе закончились неудачей, как у Угледара.

Всё это привело российское командование к окончательному и оказавшемуся наиболее рациональным выбору в пользу оборонительной стратегии кампании на 2023 г. с опорой на позиционную оборону. С ранней весны 2023 г. на российской стороне фронта развернулось масштабное строительство сети полевых позиций и фортификаций, получившей название «линии Суровикина», одновременно шло накопление резервов. Для пополнения войск выдвинут план привлечения в армию в течение года 420 тыс. контрактников, которым предлагалось высокое денежное содержание.

Украина проигрывает свой последний шанс

К началу 2023 г. у Украины были, в принципе, значительные шансы на успех наступательных действий. Российская армия в зоне бое­вых действий испытывала не только значительный некомплект личного состава (эффект мобилизации только начинал сказываться), но и нехватку боевой техники. Уже с лета и осени 2022 г. российская сторона начала массовый вывод с баз хранения устаревших образцов танков, бронетехники и артиллерии, включая образцы 1950–1960-х гг., чудом пережившие «распилы» постсоветских времён, но это только частично исправляло ситуацию. Согласно нашумевшей в середине прошлого года утечке файлов Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО) через социальную сеть Discord, на 28 февраля 2023 г. у российских войск на линии боевого соприкосновения находилось 419 танков, 2928 бронированных машин и 1209 артиллерийских систем. ВСУ имели 809 танков, 3498 бронированных машин и 2331 артиллерийскую систему. Российская сторона испытывала также серьёзную нехватку боеприпасов.

Таким образом, видимо, первые три месяца 2023 г. были временем наилучшего соотношения сил для ВСУ и наибольшего упадка боевого потенциала российской армии. Однако украинское руководство постоянно откладывало начало наступления, ожидая прибытия максимального количества западной боевой техники и окончания подготовки новых бригад на Западе. Противная сторона не сидела сложа руки, и соотношение сил начало сдвигаться. Но магия западной техники и «западных методов» была настолько велика, что породила у украинцев чувство самоуверенности и пренебрежения к противнику. Прошли март, апрель, май, и только в начале июня украинские силы наконец перешли к активным действиям.

Хотя многие ожидали от ВСУ (а скорее, от их западных планировщиков) каких-то нестандартных и креативных ходов, украинское командование с 4 июня повело наступление по наиболее очевидному и сулившему наибольший оперативно-стратегический успех направлению от Запорожья на юг к Азовскому морю – там, где российская сторона подготовилась лучше всего. Разделение украинского удара на юге между двумя направлениями – Ореховском, условно на Мелитополь, и Времьевском, условно на Темрюк и Бердянск, – ещё можно было понять. Но одновременно ВСУ начали наступать на совершенно отдельном третьем направлении на севере, стремясь вернуть утраченный Бахмут. Там были задействованы некоторые из наиболее опытных бригад, в то время как на юге основной вклад вносили свежесформированные бригады, прошедшие западное обучение. Смысл распыления сил между главным южным направлением и Бахмутом оставался непонятен как для наблюдателей, так и, судя по сообщениям американских СМИ, для пентагоновских кураторов.

В теории всё это могло быть нивелировано тактическими успехами на передовой, однако и с этим не задалось. Позиционность проявилась во всём масштабе – атакующие колонны и формации бронетехники ВСУ напарывались на мины, скучивались, и становились объектами избиения с применением ПТУР, артиллерии и дронов. Несмотря на превосходство украинцев за счёт содействия Запада в разведке и целеуказании и наличия у них высокоточного вооружения, добиться результативного огневого превосходства и подавления российской артиллерии в полосе наступления ВСУ не удалось. В результате наступление на юге вылилось в медленное кровопролитное «прогрызание» российских позиций, уже со второй половины июня украинцы перестали полагаться на хвалёную западную бронетехнику и перешли к чисто пехотным штурмовым действиям малыми подразделениями.

На Ореховском направлении деревушка Работино, которая, по украинским планам, должна была быть взята в первый день наступления, занята украинцами только к концу августа. В течение сентября ВСУ продвинулись ещё на пару километров юго-восточнее Работино, на чём наступление выдохлось окончательно. Восточнее, на Времьевском направлении, украинцы смогли срезать в июне вдававшийся в их позиции на несколько километров так называемый Времьевский выступ, однако в следующие три месяца им удалось продвинуться только на 2–3 км южнее. К концу лета в ожесточённых боях ВСУ «прогнули» линию фронта на несколько километров южнее Бахмута, но ни о каком окружении и тем более взятии города не могло быть и речи. Вопреки распространённому мнению, пресловутая «линия Суровикина» практически не сыграла роли в отражении украинского наступления на юге – до неё в большинстве случаев украинцы попросту не дошли, за исключением одного участка юго-восточнее Работино.

Не помогло Украине и столь ожидавшееся ею внутриполитическое потрясение в России – вспыхнувший 23–24 июня мятеж ЧВК «Вагнер». Бестолковое выступление не вполне понимавших, чего они хотят, руководителей «Вагнера» быстро «сдулось» и, как обычно при таких исходах, привело к консолидации и укреплению позиций российских властей.

Именно пониманием этого вызваны шатания западных стран относительно объёмов военной помощи. Если итоги кампании 2022 г. дали Киеву крупный кредит военно-политического доверия на Западе, то кампания 2023 г. его в значительной мере лишила. Даже при новых масштабных западных военных поставках уникально выгодное для Украины соотношение сил рубежа 2022–2023 гг. уже никогда не повторится.

Последним аккордом украинских наступательных действий в 2023 г., причём, как можно судить, предпринятым в первую очередь именно для демонстрации Западу хоть каких-то успехов, стали высадки в сентябре-октябре небольшими силами на левом берегу низовий Днепра, позволившие сформировать несколько небольших плацдармов. Эти плацдармы (самый значительный в Крынках) с оперативной точки зрения оказались тупиковыми, поскольку воспроизвели ту самую позиционность, которая сковала и парализовала остальной фронт.

В тупике

Ещё одной стороной неудачи украинского наступления лета 2023 г. стала неспособность «перемолоть» и истощить значительные силы ВС РФ. Российская армия сохранила основные силы и резервы, что позволило перейти к активизации действий на фронте. Уже в начале июля 2023 г. российские войска предприняли наступление на севере на Купянском направлении, стремясь отбить часть территорий, утраченных в сентябре 2022 года. Хотя успехи оказались невелики, с осени 2023 г. по мере затухания украинских наступательных действий российские силы развернули серию атак практически по всему фронту, быстро вынудив ВСУ утратить инициативу и перейти к обороне.

Самое значительное из российских наступлений с начала октября 2023 г. нацелено на Авдеевку – прочно удерживавшийся ВСУ с 2014 г. западный пригород Донецка. Даже достигнутый там успех и продолжающиеся российские атаки на различных участках подтверждают отсутствие средств решительно преодолеть позиционность. Тем не менее российская сторона сохраняет масштабное давление на украинские позиции практически по всей протяжённости линии боевых действий в зоне СВО, создавая на ряде направлений тактические кризисы для ВСУ. По всей видимости, активная стратегия «нанесения множества порезов» противнику призвана измотать ВСУ и создать предпосылки для «расшатывания» украинского фронта и достижения более существенных успехов. Однако данная стратегия весьма дорогостояща для ВС РФ в плане потерь и расходования ресурсов и может привести к чрезмерному истощению сил, что, в свою очередь, снова передаст хотя бы отчасти инициативу украинской стороне – на чём, вероятно, сейчас и строятся расчёты Киева.

Глубокая позиционность в сочетании с нехваткой у обеих сторон сил обрекает их в 2024 г. на длительную позиционную борьбу. Перевести тактические успехи в оперативные обе стороны, как показала борьба на протяжении года, неспособны. Сейчас ВС РФ удерживают инициативу практически по всей линии фронта, а ВСУ перешли к стратегической обороне, которая пока является достаточно устойчивой и не даёт возможности российским войскам добиваться чего-то большего, чем частные тактические успехи. Украинские войска также сохраняют значительные резервы, включая основную часть полученного в 2023 г. западного тяжёлого вооружения, и ожидают получения западных боевых самолётов – истребителей F-16. В то же время политическая неопределённость относительно дальнейших объёмов военной помощи (прежде всего со стороны США) не даёт возможности Киеву сформировать чёткие планы кампании на 2024 г. и вынуждает принять выжидательную стратегию. Основной проблемой для ВСУ представляется не столько нехватка вооружения и боеприпасов, сколько нежелание украинского руководства по политическим мотивам развёртывать полноценную мобилизацию мужского населения моложе 25 лет (сейчас мобилизации подлежат только лица старше 30 лет).

Потенциал ВС РФ в 2024 г. в значительной мере тоже будет определяться готовностью руководства страны прибегнуть к новым мобилизационным мероприятиям, поскольку потенциал комплектования за счёт контрактников снижается.

Обе стороны к началу 2024 г., видимо, имели сопоставимую численность сил на фронте. Президент России Владимир Путин заявлял о наличии «в зоне СВО» более 600 тысяч человек, украинские и западные оценки дают для ВС РФ примерно 400–450 тысяч человек непосредственно на линии боевых действий. Численность так называемых Сил обороны Украины украинские официальные источники определяли к концу 2023 г. примерно в 1,1 млн человек, в том числе в ВСУ до 800 тысяч. На фронте, видимо, находилось число людей, сопоставимое с приводимым для России.

Обе стороны ведут боевые действия в примерно одинаковом стиле и, видимо, с сопоставимым уровнем потерь.

Ближайшие перспективы

Обе воюющие стороны и Запад не готовы к мирному урегулированию, складывается военно-политическая ситуация, аналогичная позиционному периоду Корейской войны в 1951–1953 гг., – исход, который ЦАСТ в ряде записок и комментариев предсказывал в случае возможной российско-украинской войны ещё в 2021 г. и в начале 2022 года. Преодолеть позиционный тупик можно либо резким наращиванием войск для получения многократного численного превосходства над противником, либо за счёт военно-технического преимущества – в первую очередь значительного увеличения количества и потенциала высокоточных средств поражения. И то и другое, скорее всего, недостижимо обеими сторонами в ближайшее время.

Это делает неизбежной затяжную войну при относительно стабильных фронтах в стиле Корейской или Ирано-иракской. Она будет вестись годами, на истощение, не с надеждой вынудить противника к компромиссам, а скорее в ожидании внутренних перемен у него, которые приведут к изменению политической позиции. Завершение Корейской войны в 1953 г. даже на условиях статус-кво стало возможным только после смерти Иосифа Сталина. Соответственно, для Украины и Запада условием перемен представляется уход от власти в той или иной форме Владимира Путина (крайне маловероятный на обозримую перспективу), в то время как российское руководство, видимо, связывает надежды с возможной сменой власти в США на выборах в ноябре 2024 года. Поэтому Москва, скорее всего, намерена продолжать боевые действия как минимум до 2025 г., а возможно – и далее, в ожидании достижения мощного военного превосходства над Украиной.

После неудачи украинского наступления 2023 г. Украина и Запад оказались без внятной стратегии войны. Подспудно главной целью наступления было создание внутриполитического кризиса в РФ, и как максимум смена режима в Москве. В сущности, Украина и Запад ещё весной 2022 г. поставили на джекпот, который не выпал, и теперь неясно, что делать дальше. Для Украины и Запада, по существу, выбор между двумя вариантами: продолжать «войну против Путина» длительное время с неясными перспективами и постоянной угрозой эскалации или пойти на перемирие по корейскому образцу на условиях статус-кво. Оба варианта, по сути, предлагают откладывание реального мирного урегулирования на постпутинскую эпоху в надежде на «более реалистичное руководство в Москве». Пока Владимир Зеленский, большая часть украинской элиты и Запад отвергают «корейский» вариант перемирия. Это означает, что в 2024 г. стороны намерены «дать войне ещё один шанс» и продолжить пробу сил уже в условиях позиционной борьбы для стресс-проверки ресурсных возможностей и политической воли.

В условиях тупика на фронте и в стремлении оказать прежде всего политическое давление на противника повышенное внимание будет уделяться политически чувствительным и пропагандистски значимым атакам на тыловые объекты друг друга, всё более смещаясь к «войне городов» в духе Ирано-иракской войны. Эта тенденция отчётливо заметна у украинской стороны, в том числе в виде постоянных требований ею у Запада дальнобойного оружия. Так что можно ожидать, что жертвы среди мирного населения и повреждения гражданской инфраструктуры будут возрастать.

Российские ресурсы значительны, но простое наращивание выпуска и ремонта устаревших танков, артиллерийских систем и снарядов не обеспечит военный успех, а только переведёт войну в перманентную, с многолетним колоссальным расходованием национального богатства и рано или поздно наступающими негативными социально-экономическими и внутриполитическими последствиями. Перелом может обеспечить только насыщение вооружённых сил современными средствами борьбы, в первую очередь высокоточными и беспилотными, а также средствами разведки, целеуказания и РЭБ. Это нетривиальная задача и с технологической, и с военно-индустриальной точки зрения. России вряд ли удастся обойтись дешёвыми и паллиативными политическими, военными и промышленными решениями. Радикальный «стресс-тест», начатый 24 февраля 2022 г., системе предстоит пройти до конца.

Автор: Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).


Slawa
отправлено 07.05.24 09:57 # 2


Кому: Цитата, #1

>>Перелом может обеспечить только насыщение вооружённых сил современными средствами борьбы

Откуда бы им взяться? Из Китая? В единичных вещах, они не помогут (как не помогают всу).

>>вряд ли удастся обойтись дешёвыми и паллиативными политическими, военными и промышленными решениями

Удивлен, что нет второй волны мобилизации. Но может ее проводят в скрытой/мягкой форме?
Ведь контрактников сейчас заманивают деньгами, но их конечное кол-во, да и заключённые не бесконечные (вон, мелькают новости про встречи маньяков).


Steel Rat
отправлено 07.05.24 10:13 # 3


Кому: Slawa, #2

> Но может ее проводят в скрытой/мягкой форме?

Говорят, за 23й год больше 300 тысяч контрактников.


Rus[H]
отправлено 07.05.24 10:48 # 4


Со стороны складывается ощущение, что любое резкое прекращение боевых действий: активным наступлением ли, массовыми бомбардировками с привлечением ЯО или даже мирным урегулированием тупо не выгодно ни одной из конфликтующих сторон. А вот затяжная (на 5-10 лет) война - выгодна.


Servilat
отправлено 07.05.24 11:03 # 5


Похоже, что марш "Вагнера" был стресс тестом для всего мира. Запад испугался, что ядерное оружие может оказаться в их руках


VII Gemina
отправлено 07.05.24 11:03 # 6


Самая толковая выжимка аналитическая, за все два года войны.


Redis
отправлено 07.05.24 11:03 # 7


Странно, что про УМПК ни слова не написано.
До середины 2023 года наша авиация, судя по ощущениям, или редко стреляла дорогими ракетами или часто нарами "в небо".
Теперь авиация довольно интенсивно работает бомбами.
Если получится продолжить наращивать применение умпк хохлу не поможет ничего.


Iron_Felix
отправлено 07.05.24 11:03 # 8


Кому: Slawa, #2

>> Удивлен, что нет второй волны мобилизации.

Ну видимо не надо.


Tontar
отправлено 07.05.24 11:03 # 9


>Обе стороны ведут боевые действия в примерно одинаковом стиле и, видимо, с сопоставимым уровнем потерь.

Печально.


Rus[H]
отправлено 07.05.24 11:04 # 10


Кому: Steel Rat, #3

> Говорят, за 23й год больше 300 тысяч контрактников.

Людей "мягко" принуждают идти на войну, закручивая со всех сторон гайки и снижая общий уровень жизни, потому как на гражданке столько денег обычному работяге никогда не заработать. Капитализм, счастье, заебись...


Steel Rat
отправлено 07.05.24 11:25 # 11


Кому: Rus[H], #10

Да я бы не сказал, что прям намеренно снижая, у меня язык не повернётся сказать, что до СВО какой-нибудь пскович или бурят получал зарплату с которой можно себе позволить не только еду, одежду и, может быть, Калину в кредит. А то что сейчас общий уровень будет снижаться, так война, она не нам мать родная.


Rus[H]
отправлено 07.05.24 11:30 # 12


Кому: Steel Rat, #11

Да, только войну любую не работяги развязывают, сам понимаешь, ну или не предотвращают в своё время...


Belural
отправлено 07.05.24 12:02 # 13


Кому: VII Gemina, #6

Автор Руслан Пухов, а читается этот текст как будто перевод с английского. Может, и правда перевод.

Автор явно смотрит с той стороны, хотя пытается быть объективным. Я, может быть, пропустил, но ничего не сказано про взятие Мариуполя, как будто этого не было. Ну и традиционная мантра про высокие потери российской стороны. И ещё вот это, что России не поможет "простое наращивание выпуска устаревших танков". Про новые танки не упоминает.

Ещё автор подаёт снижение объёма западной помощи Украине, как следствие недостаточных успехов.Типа, инвестор перестал верить. А вообще-то там (и в ЕС и в США) существенные проблемы с военным производством. Разоружать ради Украины собственную армию США не готовы, а наличку в ствол вместо снаряда не запихнёшь.

Ну и мощный тезис, про то, что российское руководство, якобы, рассчитывает на выборы и смену власти в США и строит на этом стратегию - это тоже показатель уровня аналитики.


nonamezero
отправлено 07.05.24 12:13 # 14


Кому: Belural, #13

Тут вот какое дело. Что бы танку стать новым ему нужна цифровая радиостанция которой нет и которую кустарно делают заместо штатных из автомобильных раций DMR грубник сотоварищи.

И реально развернутая и массово работающая система ЕСУ ТЗ о которой очень громко орали 3 года назад но как началось -замолкли.

И средства КАЗ, которые работают локальной ПВО и сбивают летящие в танк дроны и гранаты. Про который тоже жужжали 30+ лет еще с СССР а воз и ныне там.

Без этих приблуд танк останется старым.


nonamezero
отправлено 07.05.24 12:15 # 15


Кому: Belural, #13

Для понимания, камрад:

https://oper.ru/video/view.php?t=6404

https://oper.ru/video/view.php?t=6405


Corsa
отправлено 07.05.24 12:23 # 16


Кому: Belural, #13

Про Мариуполь было.


Corsa
отправлено 07.05.24 12:26 # 17


Кому: Rus[H], #4

> А вот затяжная (на 5-10 лет) война - выгодна.

Чем она российскому руководству выгодна?
Валюту перекрыли, 300 млрд евро отняли, имущество на Западе под вопросом.

Явно же изначальный расчёт был на максимально быструю операцию.


Nikita-34
отправлено 07.05.24 12:40 # 18


Кому: Rus[H], #4

> А вот затяжная (на 5-10 лет) война - выгодна.

США, ЕС и НАТО в войне напрямую не участвуют. Удары в ходе конфликта наносятся только по территории Украины и России. С чего бы врагу хотеть какого-то прекращения? Им нужно, чтобы было контролируемо, управляемо, постепенно - а контролировать будут они, сидя в уютном ситуационном центре, выдавая цели для ВСУ. Они будут наращивать нажим, поставляя все более дальнобойные средства борьбы. Два года назад было новинкой что враг сбросил на погранпереходе гранату с дрона. Постепенно они продвигали удары, так чтобы к ним привыкли. Враг не будет делать резкие шаги, чтобы не дать повода к нанесению удара по своей территории. Никакие "красные линии" они пересекать не будут. Конечно они их перешли, но так понемногу, так постепенно, что каждый шажок не был поводом к удару по спонсорам конфликта.

США, НАТО, ЕС участвуют в войне ресурсами, в т.ч. наемниками, советниками, поставкой оружия - но своих граждан они не призывают, для западного обывателя это конфликт где-то далеко.


Nikita-34
отправлено 07.05.24 12:40 # 19


Кому: Redis, #7

> Если получится продолжить наращивать применение умпк хохлу не поможет ничего.

Я бы сказал так: ВСУ можно разнести в хлам, и инфраструктуру тоже. Но с той же стороны воюет НАТО, пусть и чужими руками. Что они делают - собирают технику, например в Польше, мы не наносим удар. Потом они двигают технику на Украину - мы наносим удары, но разумеется не моментально, техника рассредотачивается и воюет против нас. Среди войск противника все больше наемников - опять же, их долю наращивают постепенно. В таких условиях сработает разве что полный вынос всего что может сопротивляться, занятие территорий, и дальнейшее продвижение - при этом с той стороны огромный запас НАТОвского вооружения. Это как если бы Гитлеру постоянно кто-то подкидывал бы новую технику. Мы ее выносим, а вскоре бац - вместо неё новая! Истощить ВСУ, людской ресурс Украины - можно. Истощить НАТО и США - задача уже сложнее.

Кому: Slawa, #2

> нет второй волны мобилизации.

Чтобы победить по всем правилам большой войны - соотношение сил должно быть иным. Обе стороны как-то в ходе боевого взаимодействия свели к некоему ограниченному масштабу, развертывание в полную силу не выгодно ни Украине, ни России. А НАТО это тоже удобно. Можно проводить испытания новой техники, утилизировать старую, выматывать нас. Самый лучший тезис отечественной пропаганды, с которым я согласен на 200% - что воюем не с Украиной, а с Коллективным Западом, об этом нужно помнить постоянно. Не с бандой пьяных бандеровцев - а с теми кто стоит за ними и их толкает в бой.


mpa4
отправлено 07.05.24 12:40 # 20


Кому: Belural, #13
> ничего не сказано про взятие Мариуполя
Ну это, если не дочитать до конца:
Важным фактором первого этапа боевых действий стала борьба за Мариуполь со 2 марта по 16 мая 2022 года.


Belural
отправлено 07.05.24 12:40 # 21


Автор умеет конечно "умняка заворачивать", но статья какая-то странная. Как будто писана на заказ для иностранного политического издания.

"выйти к Мариуполю", "борьба за Мариуполь", но прямо написать что ВС РФ взяли Мариуполь - как будто бы нельзя, запрещено.

То же и с Авдеевкой - нет конкретной информации, что мол, русские взяли Авдеевку. Вместо этого изгибы мысли по древу "... наступление было направлно на Авдеевку... достигнутый там успех показал неспособность решительно преодолеть позиционность..."

Взятие Северодонецка автор тоже не упомянул.

Ничего не сказано про фактически имеющий место выпуск (и применение) новых образцов военной техники у нас. Только пара слов, что это, мол, нетривиальная задача и что " России вряд ли удастся обойтись дешёвыми паллиативными решениями". Зато, отдельный большой абзац долго восхваляет преславутое западное IT превосходство, и конечно, Илона Маска (куда, же, бля, без него).


Slawa
отправлено 07.05.24 12:41 # 22


Кому: Corsa, #17

Изначально - да. Но возможно увидели какие-то плюсы в том что получилось.


Corsa
отправлено 07.05.24 12:47 # 23


Кому: Slawa, #22

> Изначально - да. Но возможно увидели какие-то плюсы в том что получилось.

Какие например? Ну чтобы перекрывали явные минусы.


Slawa
отправлено 07.05.24 12:51 # 24


Кому: Belural, #21
>>новых образцов военной техники у нас

Именно единичные образцы. Кроме умпк что-то в серию пошло?

>>восхваляет преславутое западное IT превосходство, и конечно, Илона Маска

Я тоже за нас, за нас! Но объективно старлинку мы противопоставляем тетрадь учёта тетрадей. Многие жаловались на взаимодействие и управление.


cpr
отправлено 07.05.24 12:52 # 25


Кому: Belural, #21

Так и есть, у меня индикатор пролетарского чутья зашкалило на этой статье.


Belural
отправлено 07.05.24 12:52 # 26


Кому: Corsa, #16

Было-то было, но обрати внимание, как именно написано.

"удалось выйти к Мариуполю", "важным фактором стала борьба за Мариуполь".

Как будто упоминать о взятии украинских городов ВС РФ - это как-то нежелательно.
Перечитай, там и про Авдеевку так же - "... Успех показал неспособность преодолеть...." - это просто 5 баллов..


Belural
отправлено 07.05.24 12:52 # 27


Кому: mpa4, #20

Я дочитал.

Обрати внимание - борьба стала важным фактором, да, но где там чётко сказано, что ВС РФ взяли Мариуполь?
Авдеевку? Северодонецк?

Автор как будто избегает этих фактов, обходит их.


Zlobyr
отправлено 07.05.24 13:06 # 28


Кому: Belural, #21

> но прямо написать что ВС РФ взяли Мариуполь - как будто бы нельзя, запрещено

Зато можно написать "освобождение Херсона".

А еще можно писать про "Украинские войска также сохраняют значительные резервы, включая основную часть полученного в 2023 г. западного тяжёлого вооружения" и тут же писать "нехватка вооружения".

И про "боевые действия в примерно одинаковом стиле", упуская из виду применение бомб с умпк.

Про цели - тоже очень интересно, они представляются в виде захвата территории. Про захват Бахмута (кстати, не Артемовска) - тоже как самоцель, а сколько на его защиту было оттянуто сил - ни слова, как и что с этими силами стало.

> для иностранного политического издания


Belural
отправлено 07.05.24 13:06 # 29


Кому: nonamezero, #15

Я далёк от того, чтобы превозносить всё наше только за то, что оно наше. Недостатки и проблемы обнаруживать надо, конечно.

Я пишу о том, что автор статьи, вроде как бы пытающийся выглядеть объективным аналитиком, вообще ничего не сказал о российской новой технике, как будто её нет. И разгон ВПК не упоминается, как таковой. Зато большой абзац про войну 21 века и вундервафли от "старлинка"


mpa4
отправлено 07.05.24 13:06 # 30


Кому: Belural, #27
так у автора не отчетная статья, а свое концептуальное видение развития события.


Nikita-34
отправлено 07.05.24 13:07 # 31


Суркова, говорят, уже отстранили от украинского направления. Пригожин заигрался с кокаином и гранатами. Ильина начали понемногу щемить (не могу поверить что кампания против него не согласована наверху). Однако политическую школу в РГГУ открывал все тот же господин-владелец Царьграда, что организовывал венчание Гоги Мух(ос)ранского в Исаакии. Если были планы указанных людей использовать, пока они были нужны - начальству виднее.

А дальше, уже не приносят пользу ни монархическо-белогвардейский движ, щедро сдобренный "Русскими Дружинами", "Северными Людьми", ни массовый завоз мигрантов и угождение диаспорам, ни рассказы про мессианство и особый дух. Все эти пустопорожние разговоры про кровь, почву, веру, нацию, волю - просто не работают. И искажение истории в учебниках истории тоже пора прекращать.

Очень надеюсь что идеологи таки нащупают что-то наднациональное и здравое, а не идеологию XIX века, основанную вообще на византийских идеях. Очень надеюсь что Владимир Владимирович проведет кадровую чистку и оставит или назначит побольше людей прагматичных, а не сторонников "борьбы с евроантлантическим сатанизмом, последней битвы перед приходом Спасителя". Пусть камышовые коты останутся в песнях и анекдотах.


Slawa
отправлено 07.05.24 13:09 # 32


Кому: Servilat, #5

Да никто вообще не понял, "что это было". На западе надеялись на мятеж, неполучилось. Хотя к сожалению и с жертвами с нашей стороны.


Кому: Steel Rat, #3

Да, уже ответили, что выплатами берут. Плюс там же не всех на лбс непосредственно, там и повара, и водители и т.д.


Кому: Nikita-34, #19
>>Не с бандой пьяных бандеровцев - а с теми кто стоит за ними

Ну всу тоже воюет, не надо их недооценивать. Шапкозакидательство тоже до добра не доведет.


Belural
отправлено 07.05.24 13:15 # 33


Кому: Slawa, #24

"Ланцет" серийный вроде?
Т-90М это не Звезда Смерти, но они есть же. РЭБ, опять же.

Вообще, я не берусь оценивать, скажем так, степень инновационности наших ВС - мне не хватит квалификации.

Степень инновационности не наших ВС - тоже.

Я про статью пишу. В статье взгляд какой-то странный. Американоцентричный, что ли.


Вовинч
отправлено 07.05.24 13:16 # 34


Вот, кстати, да, есть ощущение, что переведено с другого языка.


Slawa
отправлено 07.05.24 13:23 # 35


Кому: Corsa, #23

Да кто ж их знает. Но "под войну" можно многое, чего нельзя в мирное время. Вон рыбу с крабами перераспределяют. Может какие завязки с Китаем опять же.


Slawa
отправлено 07.05.24 13:38 # 36


Кому: Belural, #33

Ланцет в серии с 2020, да, полезная штука.
Т-90М тоже с 2020.
Так же как сонцепек (когда я служил, это ещё было буратиной). И т.д.
Все хорошее.


mpa4
отправлено 07.05.24 14:00 # 37


Кому: Вовинч, #34
это стиль у автора такой.
гуглится же легко, и кто автор, и где пишет
вот телега https://t.me/bmpd_cast
вот жж: https://bmpd.livejournal.com/4804614.html


spaniard
отправлено 07.05.24 14:00 # 38


Прочитал статью, складывается впечатление, что проходит про грани дискредитации / пропагандистской заказухи. Позитивных слов про армию РФ практически нет, зато всу и запад нахваливает.
Имею ряд вопросов к автору: 1) откуда данные о потерях РФ? Лично Шойгу докладывает автору? 2) Автор пишет, что всу имели значительное численное превосходство, потом пишет о сопоставимых потерях у обеих сторон. Получается, всу воют сами с собой, т.к. учитывая разницу в численности, от войск РФ ничего не должно было остаться уже 3) Сначала автор пишет, что всё выяснят историки будущего, потом в следующем же предложении берёт на себя роль историка и начинает расписывать как было дело 4) Где автор видит огромные западные резервы техники, которую почему-то не используют (особенно учитывая пункты выше), 20+ абрамсов, видимо, "значительные резервы", да 5) почему автор ни словом не упомянул про то, что было взято и насколько качественно? 6) почему автор пишет, что у армии РФ только устаревшая техника, которую в целом пытаются модернизировать, про кинжалы, калибры, ониксы, искандеры, планирующие бомбы и прочие чугунии не слышал, видимо? Я уже молчу про серьезное развитие РЭБ, о котором здесь, на Тупичке, говорили 7) откуда у автора до сих пор невероятное пво всу, которое мешает авиации РФ? 8) откуда автор знает какие были замыслы у командования РФ, когда принимались решения? 9) почему нет ни слова про работу над энергосистемой? 10) Почему автор не предоставляет ни одной ссылки-пруфа на то, что пишет?
В статье есть ещё несколько серьёзных нестыковок и просто натягивания совы не глобус.
Имхо, это не толковая статья, а банальная дискредитирующая, ни чем не подтверждённая заказуха.


Belural
отправлено 07.05.24 14:00 # 39


Кому: mpa4, #30

Ну да, концепция только у него с гнильцой. Про неудачи и проблемы сказано даже с запасом, а успехи стыдливо замалчиваются или тут же прикрываются антитезой.

Прочитай ещё разок про Авдеевеку, как там "достигнутый успех показал неспособность преодолеть"


spaniard
отправлено 07.05.24 14:00 # 40


Кому: mpa4, #20

"стала борьба за" без указания кто же одержал верх и "взяли меньшим числом, чем обороняющиеся, предварительно организовав котёл" - немного другое


spaniard
отправлено 07.05.24 14:00 # 41


Кому: Belural, #33

> Я про статью пишу. В статье взгляд какой-то странный. Американоцентричный, что ли.

Согласен, камрад. Я бы даже добавил, что он антироссийский.


AISI316
отправлено 07.05.24 14:00 # 42


Кому: Rus[H], #10

> Людей "мягко" принуждают идти на войну, закручивая со всех сторон гайки и снижая общий уровень жизни, потому как на гражданке столько денег обычному работяге никогда не заработать.

Тут в две стороны работает. Знаю конкретно про водителей автобусов и грузовиков: за последние два года из-за нехватки кадров их зп выросли почти вдвое. У меня брат жены 4 года назад устраивался водилой городского автобуса на зп 70, и она ему казалась хорошей. Сейчас получает 150. И при этом, у них постоянная острая нехватка людей.
Знакомая больше двух месяцев набирала водителей на самосвалы в Ленобласти. Говорит, на предложение 90-140 не пришел ни один соискатель за две недели. Набрать удалось только предложив 160-240 (в зависимости от рабочего времени).


Le Graff
отправлено 07.05.24 14:00 # 43


Кому: Цитата, #1

> Для Украины освобождение Херсона

и тут из под шапочки автора показался чуб

> утраченный Бахмут. Там были задействованы некоторые из наиболее опытных бригад, в то время как на юге основной вклад вносили свежесформированные бригады, прошедшие западное обучение

Это 47 бригада (с леопардами и страйкерами, самая мощная в всу)свежесформированная?


mpa4
отправлено 07.05.24 14:41 # 44


Кому: Belural, #39


Самое значительное из российских наступлений с начала октября 2023 г. нацелено на Авдеевку – прочно удерживавшийся ВСУ с 2014 г. западный пригород Донецка. Даже достигнутый там успех и продолжающиеся российские атаки на различных участках подтверждают отсутствие средств решительно преодолеть позиционность. Тем не менее российская сторона сохраняет масштабное давление на украинские позиции практически по всей протяжённости линии боевых действий в зоне СВО, создавая на ряде направлений тактические кризисы для ВСУ. По всей видимости, активная стратегия «нанесения множества порезов» противнику призвана измотать ВСУ и создать предпосылки для «расшатывания» украинского фронта и достижения более существенных успехов. Однако данная стратегия весьма дорогостояща для ВС РФ в плане потерь и расходования ресурсов и может привести к чрезмерному истощению сил, что, в свою очередь, снова передаст хотя бы отчасти инициативу украинской стороне – на чём, вероятно, сейчас и строятся расчёты Киева.


Ну я прочитал еще раз и ничего не вижу такого, с чем нельзя согласиться.
Позиционности нет? Есть.
Потерь нет у нас? Есть. Какие они, я не знаю, но вряд ли в десять раз меньше чем у хохлов.

По поводу потерь: был я вот давеча на кладбище в одном небольшом подмосковном городишке (30+ тысяч населения). Так кол-во могил погибших в СВО по сравнению с осенью прилично увеличилось. В ноябре было 17, сейчас насчитал 37. Там местных участников хоронят всех неподалеку от входа централизовано.


Slawa
отправлено 07.05.24 14:41 # 45


Кому: spaniard, #38

Не автор, но: он пишет не то,что мы хотим, а то что ему хочется или за что ему заплатили.

Про наши потери и Шойгу, и Путин говорили.
Так же - почему при численном превосходстве не могут быть сопоставимые потери?

Пво у них обычное. Но если бы его не было, нашим самолётам было бы свободнее, файтербомбера можно почитать.

Про зымыслы - ну так это все предположения на основе текущей ситуации и предыдущих действий. Что было в реальности, не факт, что даже историки потом узнают.


Slawa
отправлено 07.05.24 14:54 # 46


Кому: mpa4, #44
>>Потерь нет у нас? Есть. Какие они, я не знаю, но вряд ли в десять раз меньше чем у хохлов.

Примерно в десять раз, это Путин и Шойгу говорили про первые два месяца контрнаступа. В первый год публиковали потери, там вроде одинктрем было (с учётом, что мы наступали). Так что можно экстраполировать наверное.


mpa4
отправлено 07.05.24 15:11 # 47


Кому: Slawa, #46
Честно говоря, сейчас про потери я бы не стал верить никому с обеих сторон.
Не зря их все секретят.
Кмк, они сравнимы. Однако, я думаю (скорее, уверен), что у нас все же меньше (вряд ли в разы) чем у хохлов в силу превосходства в огневой мощи.
Но у нас страна сильно больше и богаче, и экономика работает. Так что хохлов мы одолеем рано или поздно.


Сергеич
отправлено 07.05.24 15:17 # 48


Кому: Belural, #13

Абсолютно согласен. Ни слова о кадровом голоде ВСУ, ни слова о тяжелейшей нехватке живой адекватной силы, подавляющая часть мотивированных бойцов ВСУ выбита по признанию в самой Украине. Автор лишь про порог 25 / 30 прошёлся краешком, закрыв глаза на первопричины. Про авиацию и УМПК - молчок стесняшечный, снарядный голод ВСУ. Украинские офицеры жалуются на превосходство в живой силе. Тезис про 5-10 лет - просто идиотизм, кто даст или нарожает годные 30-летние юниты? Ресурсы у кого брать годами?


Belural
отправлено 07.05.24 15:30 # 49


Кому: mpa4, #44

Обрати внимание на подачу материала, особенно - на факты взятия городов. Автор обходит эти моменты, избегает писать "в таком-то месяце взяли Авдеевку, Северодонецк, Мариуполь".

А это всё были несомненные военные достижения.

Пишет про занятые без сопротивления территории, да. Из взятых городов напрямую упоминается только Лисичанск (и на этом, конечно же "выдохлось наступление" а как же) и про Бахмут, шумно освещавшийся на весь мир Бахмут, про который все знают.

Такое чувство, что эта статья писалась изначально для западного издания на английском языке. Это мы здесь все и так знаем, что наши ВС взяли, а там - нет, не знают. Отсюда блестящие формулировки про "удалось выйти к Мариуполю" и остальные.

Про "Ланцеты" ни слова, про ракетные удары новыми комплексами - ни слова, про работу российского ВПК в новых условиях - ни слова.

Зато Илон Маск молодец, вот зацени цитату. Пишет, как будто сам всё это видел:



Система «всеобщего» спутникового интернета Starlink компании SpaceX Илона Маска быстро стала ключевой украинской системой боевого управления и передачи данных, катапультировав ВСУ в XXI век. Обладая возможностями функционирования в любой точке, распределённого доведения потоковой информации до огромного количества индивидуальных потребителей, поддержания интернет-связи в движении и управления транспортными средствами на любой дистанции, Starlink дал военным возможности, которые даже вооружённые силы США рассчитывали получить не ранее середины 2030-х годов. Со Starlink реальностью стало подключение любого «юнита» к сети в любом месте, обмен видеопотоками онлайн, создание боевых чатов и других систем управления для обмена данными между тысячами абонентов в режиме реального времени, высокая скрытность связи за счёт узконаправленного на спутник канала связи, возможность при помощи вай-фай снабжать сети для тактической связи в каждой точке доступа. Фактически каждый боевой «юнит» и каждое огневое средство при подключении к Starlink превращались в сетецентрические с возможностями целеуказания, наведения и корректировки в реальном масштабе времени и с потенциалом высокоточного оружия.


Rus[H]
отправлено 07.05.24 15:32 # 50


Кому: AISI316, #42

> Тут в две стороны работает. Знаю конкретно про водителей автобусов и грузовиков: за последние два года из-за нехватки кадров их зп выросли почти вдвое. У меня брат жены 4 года назад устраивался водилой городского автобуса на зп 70, и она ему казалась хорошей. Сейчас получает 150. И при этом, у них постоянная острая нехватка людей. Знакомая больше двух месяцев набирала водителей на самосвалы в Ленобласти. Говорит, на предложение 90-140 не пришел ни один соискатель за две недели. Набрать удалось только предложив 160-240 (в зависимости от рабочего времени).

Интересно. Отчасти такая нехватка кадров вследствие того, что эти же самые квалифицированные водители (в том числе) уходят работать на фронт, ок. Но ведь не только из-за этого? В IT что ли подаются массово? )) Знаю только нечто похожее про таксистов в столице из числа приезжих гастеров, уходят в курьеры тупо из-за того, что там платят в разы больше.

Кому: Corsa, #17

> Чем она российскому руководству выгодна?
> Валюту перекрыли, 300 млрд евро отняли, имущество на Западе под вопросом.
>
> Явно же изначальный расчёт был на максимально быструю операцию.

Да, и их просчёты, увы, оказались верны.

Теперь же руководству выгодно подзатянуть конфликт кмк для того чтобы а) со своей стороны постараться максимально ослабить противников б) провести необходимые реформы/модернизации в армии и на военных фабриках в тылу в) трансформировать экономику, постепенно уйдя от чисто сырьевой хоть к какому-то образу производственной


mpa4
отправлено 07.05.24 15:43 # 51


Кому: Belural, #49
Я там выше давал ссылки на ресурсы автора.
Можно также зайти на сайт возглавляемого им центра и там почитать, кто он такой и чем занимается.

Это аналитическая, а не отчетная или восторженно-урапатриотическая статья. Поэтому и нет смысла в ней все детали перечислять (Авдеевку, кстати, взяли всего за неделю до выхода статьи; а про утерю Изюма или Балаклеи там тоже ничего не написано, например). Главное указать значимые по мнению автора тенденции.

Статья писалась для вот этого журнала:
Научно-практический общественно-политический журнал, посвящённый вопросам внешней политики России и проблемам глобализации https://globalaffairs.ru


Ну а если кому-то видится чуб у автора, то кто ж запретить-то может.
Некоторые в сентябре 2022 года писали, что наш уход с занятых территорий - это операция по заманиванию хохла в ловушку.


Belural
отправлено 07.05.24 16:09 # 52


Кому: mpa4, #51

Чуб - не чуб, но пишет как западное издание. Характерно.

Я, кстати, не обвиняю автора ни в чём; но ощущение от текста так себе. Напоминает знаменитую фразу про "какашечкой по шву"

Возможно, это субъективная оценка, но основания для этого есть.


ShVit
отправлено 07.05.24 16:33 # 53


Бедная сова, тяжело ей натягиваться на глобус, ой тяжело... Про договорняки: мысль о том, что нас искренне ждало население и здравомыслящая часть местного руководства в тех местах бУкраины, где тотальная промывка мозгов населению не удалась (и там, где, в отличие от прилегающих к ЛНР/ДНР районов, не было выстроено мощных эшелонированных линий обороны), автору в голову не приходит, а мне этот фактор кажется одним из ключевых. Тезис про "заброс ВСУ в XXI век" доступом к спутниковой разведке и Старлинку тянет прямо на грант от ЦИПСО, так же как и "анализ" в конце статьи про потенциальную 10-летнюю войну по образу и подобию ирано-иракской)). Пророчествуя про суперзатяжной конфликт автор не учел очень простую вещь: техника, вооружения и боеприпасы бесполезны, если некому водить, стрелять и заряжать. Миллионную армию наемников противник не потянет ни по каким соображениям, ни по финансовым, ни по политическим, ни по инфраструктурным. А урожденные на бУкраине "водители Леопардов" уже заканчиваются, профессиональная армия ВСУ, по оценкам даже вражеских, но относительно здравомыслящих экспертов, уже выбита, а качество "Сил обороны", как их деликатно назвал автор, годятся разве что для войны с безоружными туземцами и обстрелов невоенных целей.


ShVit
отправлено 07.05.24 16:41 # 54


Кому: Nikita-34, #19

> А НАТО это тоже удобно. Можно проводить испытания новой техники, утилизировать старую, выматывать нас.


Во-первых, палка о двух концах, и для нас опыт боевых действий против их техники важен не менее, например, 95% эффективности против вражеских образцов дальнобойного оружия это сильно выше паспортных значений нашей ПВО (там вроде как 80-85).

Во-вторых, испытание образцов нового оружия имело бы смысл, если бы военная промышленность на той стороне работала в режиме мобилизации, а не как сейчас - деньги на снаряды вроде как собрали, а произвести нужное количество к нужному времени некому. Даже простое восполнение израсходованных запасов, судя по всему, выглядит для натовской промышленности в ее текущем состоянии очень сложной задачей, а произвести сверх него еще что-то для войны бУкраины с Россией ведь еще сложнее.


Belural
отправлено 07.05.24 16:57 # 55


Кому: ShVit, #53

Ещё один фактор - гора вооружений и техники, которую натовцы подогнали укровцам, была одна.
И попытка военного успеха у них тоже соответственно, тоже была одна.

Теперь любая возня вокруг "помощи Украине" это для одних попилы бюджетов, а для других "ужас без конца, который хуже ужастного конца".

Никакие миллиарды не позволят вот так вот - "хоба-на" - и резко нарастить за годик-другой военное производство в странах НАТО. А больше времени, хочется верить, наши украм не дадут.

Хотя, весело и быстро завершить СВО тоже нереально. Те самые атаки невоенных целей будут ещё не раз...


Тень отца Гамлета
отправлено 07.05.24 17:24 # 56


Кому: Slawa, #46

> Так что можно экстраполировать наверное.
>


На 3 апреля было известно о 476 погибших на СВО жителях Северной и Южной Осетий. За прошедший с тех пор месяц еще погибло не меньше 15.
Это на 700 тыс. (плюс/минус) общего населения СО и ЮО.

Для того, чтобы экстраполировать потери на общее население РФ высшая математика не нужна.


Дядя Толя
отправлено 07.05.24 17:34 # 57


Гражданин аналитик как-то странно пишет, как будто ему напрямую из генштаба предоставили план того, кто, когда и куда собирается идти и что брать. Отсюда и разного рода "неожиданности" (которые только в голове автора), и приписывание российской армии пресловутое намерение "Киев за 3 дня", высказанное в реальности американским генералом. И ещё куча других открытий.


Thunderbringer
отправлено 07.05.24 18:23 # 58


Кому: Belural, #33

> "Ланцет" серийный вроде?

Уже в нескольких модификациях. В том числе и с автоматическим захватом цели, возможностью долбить небольшими роями. Количество применений, которые известны публике уже 1600+ раз.

У геранек тоже интересные эволюции наблюдаются. Плюс куча разных птичек, которые постоянно появляются.
Ну а про народные FPV по 500 баксов за штуку, которые пожгли гору техники в 10-20 тысяч раз дороже и говорить нечего. Для более тяжелого обычно FPV останавливает технику, а потом в нее прилетает из арты.


> Т-90М это не Звезда Смерти, но они есть же.

Он и Т-80 последних модификаций оказались танками для войны. Особенно когда после двух прилетевших ПТУРов не просто могли умотать, а продолжали работать.

А вот большинство поставленных западных танков показали себя не очень. Эпичнее всего конечно вышло с челленджером. Который оказался тяжелой неповоротливой хренью, которая застревала в грязи постоянно. Но какие оды ему пели англичане и ВСУшники, мол это такой вундерпанцер, что он всех победит один. Лео-2 тот же танк как танк, не хуже Т-72 аналогичных годов выпуска или апгрейда, но тут надо учитывать особенности командования ВСУ. Которые например на двух M-113 пытаются отправить штурмовую группу в сторону укреплений с артой, пулеметами и кучей дронов. С предсказуемым результатом.
>РЭБ, опять же.

А еще стоит вспомнить про ПВО, которое сбивает хоть большие дроны, хоть тактические ракеты. Почему-то наше ПВО справляется с JDAM, а украинское не может. Речь о единичных целях, не множественных пакетах РСЗО или комбинированных атаках из дронов, ракет-мишеней и настоящих ракет, а просто 2-3 планирующих бомбах.

Минимум 95% бомбочек с УМПК прилетает куда надо. Кстати о последнем - помнится когда крылышки только стали применять, еще в варианте необструганных прототипов некоторые говорили, что хорошо бы их к ФАБ-3000, на что интернет-эксперты заявляли, что бомба де очень тяжелая и тупоносая, не полетит. Я с моими познаниями аэродинамики подумал "а что мешает прикрутить обтекатель, сделать крылья побольше, при желании еще и реактивный ускоритель?". И тут несколько месяцев назад пошли видео применения крылатых ФАБ-3000. Оказалось да, таки можно (и нужно).

И еще один момент - тут недавно прошла серия видео про охоту за РСЗО. В паре моментов меня удивила вовсе не точность прилета - Искандеры и Торнадо-С они такие, для них это норма. А то, что 100км в тылу противника и там висит птичка и передает себе классную картинку вообще без помех (в паре случаев исходник был явно 4к).

HIMARS на ходу это тоже эпично было.


Теперь много шума из-за F-16. А чем несвежий F-16 86ого-2000ого года отличается от Су-27? Только тем, что двигатель один, и в случае если зацепит умотать на втором не получится. Даже первые модели МиГ-29, которые прозвали голубями мира за небольшую номенклатуру вооружений по маневренности рвут F-16 по полной программе. Опять же, особенно старые. А последние модели ВСУ не поставят.


Неандерталец
отправлено 07.05.24 18:27 # 59


Кому: Iron_Felix, #8

>> Удивлен, что нет второй волны мобилизации.
>
> Ну видимо не надо.

Путин: Если будет принято решение брать Киев, то новая мобилизация будет нужна, а нет - нет.


Thunderbringer
отправлено 07.05.24 18:31 # 60


Кому: Corsa, #17

> Явно же изначальный расчёт был на максимально быструю операцию.

Расчёт был на наличие мозгов и то, что собственная страна небезразлична. Никому в голову не приходило, что слова Жириновского про войну до последнего украинца надо понимать буквально. И что ВСУ реализует на практике все мифы про ВОВ - закидывать будут пытаться трупами, за передовыми частями из необученных мобилизованных будут стоят заградотряды из нациков и наемников, стреляющие им в спину всего лишь при попытке отойти из-под обстрела.

Тем более, что, например грузины во времена 08.08.08 решили, что ну его, лучше капитулировать и сохранить страну, а глядя на то, что творится сейчас на Украине, вон закон принимают про иноагентов, поняли, что разгул НКО, которые финансируются Соросом, Blackrock и прочими такими ни к чему хорошему не приводит.

Просто нормальным людям сложно понять долбанутых и абсолютно беспринципных.


Corsa
отправлено 07.05.24 18:39 # 61


Кому: Тень отца Гамлета, #56

> Для того, чтобы экстраполировать потери на общее население РФ высшая математика не нужна.

Нужно знать, какой процент от всего населения ЮО воюет в СВО. Разница может быть в разы со средним по РФ.


Thunderbringer
отправлено 07.05.24 18:45 # 62


Кому: Belural, #13

> И ещё вот это, что России не поможет "простое наращивание выпуска устаревших танков". Про новые танки не упоминает.
>

Т-90 последней модификации и апгрейднутый почти до него же Т-72 - это устаревшие? Интересно, что же тогда такое Абрамс, например?

Диванная аналитика - она такая.


Corsa
отправлено 07.05.24 18:45 # 63


Кому: Thunderbringer, #60

> Просто нормальным людям сложно понять долбанутых и абсолютно беспринципных.

Так это не нормальные люди. Это специально обученные, с доступом ко всем уровням секретности, у которых основной вид деятельности понимать такое.

Они не поняли, свои оаботу выполнили плохо, и в какие жертвы это вылилось.

При том, что люди без доступов и другой работой понимали.
Я не про толпы "экспертов" в интернете.
А, например, про доклад КЦПН 2018 года.


nonamezero
отправлено 07.05.24 19:08 # 64


Кому: Thunderbringer, #62

> Интересно, что же тогда такое Абрамс, например?

Смотри, ща поясню.

https://www.steelbeasts.com/sbwiki/images/b/b4/M1A2_CDU.jpg

https://www.wideopenspaces.com/reloading-an-m1-abrams-tank-from-the-inside/

Это место коммандира M1A2.

Прошу обратить внимание на нижний монитор.

Это монитор Автоматической системы управления войсками (АСУВ).

Где на мини-карте как в стратегии показывается - где свои а где противник.

Вот собственно одна из штук (вторая - унифицированная и зашифрованная цифровая радиосвязь) которая делает танк современным.


nonamezero
отправлено 07.05.24 19:11 # 65


Кому: Thunderbringer, #62

А по поводу зашифрованной цифровой связи пересмотри вот эти два разведопроса:

https://oper.ru/video/view.php?t=6404

https://oper.ru/video/view.php?t=6405


nonamezero
отправлено 07.05.24 19:17 # 66


Кому: Thunderbringer, #62

А вот чувак на местном авито продает более старую версию этого интегрированного компьютера командира - те дже два монитора, один для панорамы второй для АСУВ. Времен как раз середины 80х - ровесница Т-80.

https://defensesimulations.com/product/05169718-early-version-m1a2-commanders-panel-simulated/


Steel Rat
отправлено 07.05.24 20:14 # 67


Кому: nonamezero, #64

О, помню, на 386ом ещё играл в такое!!!


nonamezero
отправлено 07.05.24 20:18 # 68


Кому: Steel Rat, #67

Скриншот из чуть более нового симулятора Steel Beasts, середины нулевых (огражданенная версия военного) который так кажись и не научились взламывать (там какой то особо зверский HASP ключ как у 1С предприятия, котрый любую денуву на лопатки укладывает). Поиграть невозможно увы.


Steel Rat
отправлено 07.05.24 20:34 # 69


Кому: nonamezero, #68

> Поиграть невозможно увы.

Загуглил, интересный случай.


nonamezero
отправлено 07.05.24 20:53 # 70


Кому: Steel Rat, #69

Тоже погуглил, оказывается эти деятели еще с начала СВО разумеется за укров начали топить и жолтоблакитным все красить. Ну, от разработчика симов для пиндостанских вояк другого и не ожидалось.


AISI316
отправлено 07.05.24 21:23 # 71


Кому: Тень отца Гамлета, #56

>Для того, чтобы экстраполировать потери на общее население РФ высшая математика не нужна.

В ВК есть группа, где ведут подсчет погибших на СВО жителей Ленобласти. Понятное дело, что не все случаи туда попадают, но на сегодняшний день там 460 фамилий. То есть цифры очень схожие по регионам.
Всегда, как натыкаюсь на видео с огромными украинскими кладбищами, смотрю население города, в котором они сняты. Там, в городах с населением 25 тысяч человек, свежие кладбища с пару футбольных полей - только на одном таком могил 300 минимум.


Slawa
отправлено 07.05.24 21:26 # 72


"Вот вы тут сидите, а там": правительство ушло в отставку, в столице военная техника, а в центре слышны пушечные залпы!!!


ussuri
отправлено 07.05.24 21:33 # 73


Кому: Slawa, #72

> "Вот вы тут сидите, а там": правительство ушло в отставку, в столице военная техника, а в центре слышны пушечные залпы!!!
>

И германский посол бежал из Москвы!


aspidus
отправлено 07.05.24 21:53 # 74


Кому: Тень отца Гамлета, #56

> На 3 апреля было известно о 476 погибших на СВО жителях Северной и Южной Осетий. За прошедший с тех пор месяц еще погибло не меньше 15.
> Это на 700 тыс. (плюс/минус) общего населения СО и ЮО.
>
> Для того, чтобы экстраполировать потери на общее население РФ высшая математика не нужна.

днепропетровская область 31 тысяча похороненых
нужна высшая математика?


Тень отца Гамлета
отправлено 07.05.24 23:11 # 75


Кому: Corsa, #61

> Для того, чтобы экстраполировать потери на общее население РФ высшая математика не нужна.
>
> Нужно знать, какой процент от всего населения ЮО воюет в СВО.

В ЮО населения 25-30 тысяч. Ее отдельно никто не считает.


> Разница может быть в разы со средним по РФ.

Может быть.
Но тогда возникает вопрос: а какого хрена? С каких дел процент участников СВО по регионам должен отличаться в разы?


Тень отца Гамлета
отправлено 07.05.24 23:14 # 76


Кому: aspidus, #74

> днепропетровская область 31 тысяча похороненых
> нужна высшая математика?

Эта 31 тысяча относится к потерям РФ?

Если нет, то какое это отношение имеет к написанному мной?
Я где-то обсуждал или сообщал о потерях Украины?


Тень отца Гамлета
отправлено 07.05.24 23:23 # 77


Кому: AISI316, #71

> В ВК есть группа, где ведут подсчет погибших на СВО жителей Ленобласти. Понятное дело, что не все случаи туда попадают, но на сегодняшний день там 460 фамилий. То есть цифры очень схожие по регионам.


Только в Ленинграде живет в 8 раз больше народу, чем в СО+ЮО.
С областью - примерно в 11 раз больше.

Если же 460 это чисто по области без Лениграда, то и там население в 3 раза больше.


Thunderbringer
отправлено 07.05.24 23:29 # 78


Кому: nonamezero, #64

> Вот собственно одна из штук (вторая - унифицированная и зашифрованная цифровая радиосвязь) которая делает танк современным.
>
>

Красиво, приятно, удобно... только вот в условиях плотной работы РЭБ в C&C поиграть на танке не получится. И тут возникает другой вопрос - выдержит ли танк попадание копеечного FPV из говна и палок. У него-то могут быть такие простые штуки, как дополнительный аналоговый канал связи, по которому через снег на экране, но навести можно, или захват цели на заходе. А ведь достаточно поймать дрон с гранатой под гузку, гусеница размотается а сверху прилетит себе умный снаряд, который разорвет танк на куски, потому, что у него БЧ раз в 10 мощнее любого ПТРК. Но это хоть не так обидно (всем, кроме размотанного в клочья экипажа) - не сдюжить крупный калибр. Но полно видео, где одна FPVшка сжигает танк.

А относительно данного конфликта - ВСУ не дают танков с современным оборудованием. Ибо боятся, что либо у них отберут, либо они целиком продадут подарочной упаковке.


AISI316
отправлено 07.05.24 23:38 # 79


Кому: Тень отца Гамлета, #77

>Если же 460 это чисто по области без Лениграда, то и там население в 3 раза больше.

Да, там без Ленинграда считают. Примерно 2 млн населения в области. Но и данные явно не полные - ориентируются на некрологи в соцсетях и сообщения родственников.


Джон Мэтрикс
отправлено 08.05.24 00:28 # 80


Статья довольно сбалансированная, отличается от телеграм-контента и не настраивает на бравурный лад (что полезно, ибо "военкоры" настраивают на бесконечную зрадоперемогу).

Возникает ощущение что каждая из сторон выдаёт максимум что может, без каких-либо договорняков, хитропланов и пятимерных шахмат. Если про нас - выдаём максимум с учётом других целей (по экономике, сдерживанию негативного отношения к войне в обществе и т.п.). У Украины такой роскоши нет и они ближе к тотальной войне чем мы (и это очень плохо на ней отразится в перспективе).

Короче никакого блокбастера, нудная страшная тяжёлая работа без видимого конца (которая впрочем может завершиться хоть завтра если договорятся те кто принимают решения).


Corsa
отправлено 08.05.24 09:50 # 81


Кому: Тень отца Гамлета, #75

> Может быть.
Но тогда возникает вопрос: а какого хрена? С каких дел процент участников СВО по регионам должен отличаться в разы?

Во-первых, в небогатых регионах, как правило с условным патриотизмом всегда было лучше, чем в богатых городах.
Во-вторых, пророссийские настроения в Оссетии особо сильны после 08.08.08.


Corsa
отправлено 08.05.24 10:53 # 82


Кому: Неандерталец, #59

> Путин: Если будет принято решение брать Киев, то новая мобилизация будет нужна, а нет - нет.

Это откуда цитата?


Неандерталец
отправлено 08.05.24 15:33 # 83


Кому: Corsa, #82

> Это откуда цитата?

Из одного из последних интервью. У него спрашивали про цели СВО и про мобилизацию. Про цели ответил что главная цель это не территории, а безопасность.


Corsa
отправлено 08.05.24 17:24 # 84


Кому: Неандерталец, #83

Про безопасность и территоию да, помню.

А это про Киев и мобилизацию откуда?

> Если будет принято решение брать Киев, то новая мобилизация будет нужна, а нет - нет.

Не помню.


Slawa
отправлено 08.05.24 20:17 # 85


Кому: Неандерталец, #83
Кому: Corsa, #84

Это случайно не со встречи с военкорами 13 июня 2023?


Очень_Злой
отправлено 09.05.24 19:37 # 86


> Вопреки распространённому мнению, пресловутая «линия Суровикина» практически не сыграла роли в отражении украинского наступления на юге – до неё в большинстве случаев украинцы попросту не дошли, за исключением одного участка юго-восточнее Работино.

Вот тоже странный тезис. Линия Суровикина, это не только линия "зубов дракона". Это целый комплекс эшелонированных оборонительных сооружений, включающий в себя и противотанковые рвы, и минные поля, и систему опроников.


pexota
отправлено 11.05.24 15:40 # 87


Кому: Corsa, #61

На северном кладбище был недавно. Насчитал 40 могил бойцов. Говорят на южном больше. Предположил 60 могил на южном. Итого 100 могил на город миасс. Население Миасса 0.1% от населения РФ. Умножил. Получил цифру в 100 тысяч. Недавно обменивались телами 1 к 5. Умножил. Получил потери всу в 500000. Сегодня кужегетыч выдал ту же цифру.


nordsee
отправлено 12.05.24 11:44 # 88


Кому: Очень_Злой, #86

> Вот тоже странный тезис. Линия Суровикина, это не только линия "зубов дракона". Это целый комплекс эшелонированных оборонительных сооружений, включающий в себя и противотанковые рвы, и минные поля, и систему опроников.

Но по мнению автора она "пресловутая". Т.е. можно было и не строить, т.к. "практически не сыграла роли в отражении украинского наступления".
Какая однако забористая "аналитика". Автор по образованию кто вообще?


bishop61RUS
отправлено 14.05.24 06:04 # 89


Кому: Nikita-34, #19

>Самый лучший тезис отечественной пропаганды, с которым я согласен на 200% - что воюем не с Украиной, а с Коллективным Западом, об этом нужно помнить постоянно.

Это не так. Мы воюем с Украиной поддерживаемой западом. Конвенциональная война с коллективным западом выглядела бы как Буря в пустыне



cтраницы: 1 всего: 89



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк