По поводу кассы с билетами в автобусе, не могу не поделиться с детства запомнившейся надписью, конечно это уже сильно позже по времени, но еще на излете СССР - если я правильно помню, то в автобусах города Усть-Каменогорска:
Не взял билет, проехал так,
До денег видно жаден.
По форме - сохранен пятак
По существу - украден.
Да, самостоятельно кидали деньги и брали билетики.
Были кассы, где вращаешь ручку (колёсико) и вылезает билет, деньги кидаешь в любом наборе, такие были в автобусах, у нас в Горьком проезд стоил 6 копеек, понятно, что бросали несколько монет. Надо три билета, кидаешь, соответственно 18 копеек и знай верти ручку. А в трамваях, где проезд стоил 3 копейки, где кинул монету, нажал рычаг, касса выдает строго один билет. Кондукторов почти не было, в крайнем случае билет можно было купить у водителя. Или талоны. Тогда уже стали появляться компостеры, особенно в электротранспорте.
А насчёт моды интересно, конечно. Журнал мод был, московский был, рижский, эстонский "Силуэт". Киевский дом моделей часто буклеты выпускал с моделями и выкройка и, я и сама по ним шила. Это именно журналы мод, просто журналов с выкройка и было больше. Но вот выкройка джинсов я видела только один раз, и то это были не классические джинсы.
> Журнал мод был, московский был, рижский, эстонский "Силуэт"
Вот кстати да. Для девчонок и женщин не уметь шить в СССР - такое же позорище как не уметь готовить. Мои мама с бабушкой тоже выписывали разные журналы. Точно помню, "Работница" и что-то "Сельское". Выкройки были во всех. Шить умели все, шить умели всё. Шить учили девчонок ещё в школе, на уроках труда, как и готовить. И шить было из чего. В детстве ненавидел семейные походы в магазин тканей. Ткани там тянулись километрами. Ходят, выбирают часа два. Стоит посмотреть фотографии советских времён - в отличие от лживых либеральных сказок, практически все одеты красиво, ярко и разнообразно. Отношение же к джинсам было - "спецовка", чем они по сути изначально и являлись, пока их насильно не возвели в культ.
Кроме "Голоса Америки" удавалось слушать британские радиостанции. Если рядом с большими городами были проблемы с качеством звука, то на территории, например, Окского заповедника, где занимались научными исследованиями юные натуралисты из нашего Дворца пионеров, слышимость была превосходная на рижском приёмнике ВЭФ.
"Сева, Сева Новгородцев, город Лондон, Би-Би-Си" - в народном стиле завывала подпевка... а дальше шла музыкальная передача самого этого Севы. Ходили слухи, что именно из-за его, случайного или намеренного, неправильного перевода названия песни "Supertrouper", одно время группа ABBA была в немилости на нашем радио.
> Ходили слухи, что именно из-за его, случайного или намеренного, неправильного перевода названия песни "Supertrouper", одно время группа ABBA была в немилости на нашем радио.
весь СССР затаив дыхание следил за жестокой схваткой
За весь Союз не скажу, но вот в дискотечных кругах Ленинграда, где довелось бывать и работать, проблемы с западной музыкой ощущались (как и с джинсами и др.ширпотребом, о котором много в ролике рассуждал Джон Александрович). Социальное расслоение заключалось в том, что у кого-то (отец ходит за границу, например) никаких проблем нет вообще – новейшие диски, пожалуйста, запрещенные диски, слушаем-читаем тексты, милости просим. А для других – по 30-45 минут в неделю – «Ритмы планеты» (Николай Мартон), «В лёгком жанре» (Игорь Дмитриев), «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» (крутят конкретный альбом… кто-то наверняка помнит рефрен – «Вы приготовились к записи? Внимание, мотор!»
По радио транслировалась в основном, попса и очень легкий рок.
И вот «забава». Pink Floyd выпускает «Стену» (1979) - и сразу становится рукопожатной и замечательной группой. Пройдёт пара лет, в альбоме «Final Cut» прозвучит фраза – «Брежнев взял Афганистан, Бегин взял Бейрут», и в отношении к группе произойдёт метаморфоза на 180 градусов.
Можно сказать, что была продумана политика музыкального воспитания молодёжи? Или прав Наутилус с его знаменитой идеей «Нас так долго учили любить твои запретные плоды»?
> Социальное расслоение заключалось в том, что у кого-то (отец ходит за границу, например) никаких проблем нет вообще – новейшие диски, пожалуйста, запрещенные диски
где их запрещали как это сказывалось на доступности?
> А для других – по 30-45 минут в неделю – «Ритмы планеты» (Николай Мартон), «В лёгком жанре» (Игорь Дмитриев), «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» (крутят конкретный альбом… кто-то наверняка помнит рефрен – «Вы приготовились к записи? Внимание, мотор!»
и что - не было магнитофонов?
> И вот «забава». Pink Floyd выпускает «Стену» (1979) - и сразу становится рукопожатной и замечательной группой. Пройдёт пара лет, в альбоме «Final Cut» прозвучит фраза – «Брежнев взял Афганистан, Бегин взял Бейрут», и в отношении к группе произойдёт ...
на продажах дисков на толкучке это вообще никак не сказывалось
Товарищи! Уважаемый Дмитрий Юрьевич и Джон Александрович! С полным уважением, но специально даже зарегистрировался, чтобы написать. Беседы чрезвычайно интересные ваши - что про Китай, что про картины Сурикова - не оторваться! Но есть момент. Уже касались вы темы дефицита потребительских товаров в союзе, а в этой беседе так прямо очень много времени посвятили обсуждению того, что, мол, большевики ракеты - да, атомоходы - да, наука - да, а вот джинсы - ну, не могли… Даже обидно, ей богу. И не в том дело, что позднесоветских функционеров большевиками незаслуженно называете, нет. А в том, что незаслуженно «натягиваете» позднесоветскую действительность и на развитую сталинскую экономику (уже конец 30-х), которую можно разделить на:
1) социалистическую промышленность (тяжелую и легкую; общесоюзную, республиканскую, областную);
2) сельское хозяйство («недосоциалистическое» колхозное, социалистическое совхозное);
3) условно частное сельское хозяйство (приусадебные хозяйства членов колхозов);
4) продуктовую кооперацию (условно мелкий-средний частный бизнес при социализме на артельном принципе);
5) промысловую кооперацию (-//-).
Последние 3 части этой, сталинской экономики, были разрушены командой Хрущева, первые две части были серьезно подорваны. Отсюда - и нарастающий дефицит потребительских товаров (как в плане кол-ва, так и широты ассортимента), продуктов питания, а также качества гражданской продукции социалистической промышленности.
Это кругом-бегом. Подробнейшим образом все эти вопросы рассматривал Вадим Анатольевич Прохоров здесь у вас на площадке, а также Александр Сергеевич Галушка. Было бы здорово, если бы вы с Джоном Александровичем коснулись этой важнейшей темы, темы советской экономики, не общо’, а научно, по-марксистски, в динамике. Чтобы у нашего не всегда сведущего брата - вашего зрителя - не возникало ложных представлений об экономике СССР. Заранее благодарю.
> Ходили слухи, что именно из-за его, случайного или намеренного, неправильного перевода названия песни "Supertrouper", одно время группа ABBA была в немилости на нашем радио.
А вот любопытно - кто же такой талантливый неправильно перевёл песню "Moskau" ВИА "Dschinghis Khan", из-за чего упомянутый ВИА тоже оказался в разряде "нежелательных"? Ведь мне на трезвом глазу знакомый сотрудник КГБ цитировал именно этот неправильный перевод.
Ведь песня-то - великолепная. Прям-таки Ода Москве. А ведь вон оно как вышло-то.