Аналоговая история японского автомата Калашникова с немецкой оптикой и русским тюнингом.
Моей первой среднеформатной камерой стал небезызвестный советский детский фотоаппарат «Школьник». Желающие сумеют добыть информацию о нем в интернете, а остальных зря расстраивать не стану – машина эта, без преувеличения, монстроподобна. Но снимать вполне позволяет.
Освоившись со «Школьником» за 30 долларов (в младенчестве – 6 полновесных советских рублей), решил присмотреться к среднеформатным камерам классом повыше. И тут же растерялся. Было от чего: камеры импортные, точные и надежные – стоят обоснованно дорого, что называется «с наскоку не укупишь». Доступные же по цене и имеющиеся в продаже аппараты предполагают дзенское закрывание глаз на всякого рода неудобства, недостатки и требуют наличия опыта общения со средним форматом. Пока прикидывал что к чему и согласовывал среди себя бюджет – «всплыла» ссылка на историю человека, снимающего совсем незнакомой мне камерой Yashica MAT 124G. Я сразу почувствовал – это оно!
Немедленно заказал подходящий экземпляр на американском аукционе, с помощью доброго знакомого переправил камеру в Москву, нашел подробную англоязычную инструкцию и отснял несколько пленок. Бегом помчал проявлять ролики в
www.fotoproekt.ru и сканировать дома на вполне спартанском детище компании Epson 4490 Photo.
Уже потом выяснилось, что лично мой экземпляр камеры не из лучших, но результат потряс не только меня. На фоне некоторого радостного помрачения рассудка, наткнулся в интернете на, пожалуй, самого сведущего в удивительных камерах Yashica MAT 124G человека в нашей стране. И он любезно согласился уделить для беседы со мной пару часов. Итог нашего разговора – это открытый перед тобой материал и острое желание купить еще одну Yashica MAT 124G, прошедшую через руки моего собеседника – Андрея, больше известного в сети как IceAxe.
Весь нижеследующий рассказ Андрея просто записан и немного отредактирован мной. Забраться самостоятельно еще глубже в эту тему и связаться непосредственно с IceAxe можно при помощи его сайта:
iceaxe2005.narod.ru. А пока передаю слово Андрею.
Для сомневающихся «реклама это или нет?» сразу и без кривляний сообщаю – это реклама не просто конкретной камеры и человека с куда надо приделанными руками, а еще и реклама правильного отношения к своему делу и закономерного получения завидного фоторезультата.
«Цифра» против пленки
С самого начала попробуем четко разобраться в главном вопросе интервью: почему выбор пал именно на пленочную камеру среднего формата? Чем она лучше современной «цифры»?
Наверняка многие читатели «ЛЦК» слышали о существовании так называемых меломанов. Меломаны – это ценители музыки, чей слух способен уловить незначительные отличия в звуках, для обычных людей незаметные. Они не слушают музыку в «цифре» и зачем то предпочитают всем современным mp3 плеерам и CD «неудобные» виниловые пластинки. Оказывается, таким людям больно и неприятно слушать любой цифровой звук. Почему? Потому что ухо меломана — особенно чувствительный орган слуха, и прибор аналоговый, а не цифровой!
Аналоговое изображение – изображение полученное, например, на слайдовой пленке. Свет проходит через объектив, попадает на светочувствительную пленку, где происходит сложный химический процесс. По итогам процесса на пленке формируется скрытое изображение. После проявки изображение становится явным. Затем, если пропустить свет в обратном направлении «пленка-объектив», то мы получим АНАЛОГИЧНОЕ исходному изображение.
То же относится и к человеческому глазу. Глаз — совершенный АНАЛОГОВЫЙ оптический прибор, пригодный для получения в мозгу изображения, аналогичного исходному. И встречаются товарищи, обладающие зрением, особенно чувствительным к качеству изображения и к его происхождению. Именно им и «не нравится» на физическом уровне цифровое изображение. А аналоговое изображение – нравится. Таких людей немного, но они есть. Я условно называю таких чувствительных людей – «семь процентов», да и я сам – один из них.
Разумеется, все нетехнические оценки качеств разницы «цифры» и «аналога» — абсолютно субъективны и никто никому ту или иную позицию не навязывает. Но присмотреться к различиям между цифрой и пленкой могут все желающие.
Пленка в эпоху цифровой фотографии
Почему выбор пал на пленку – разобрались. Теперь выясним почему именно на пленку среднего формата, ведь можно же было ограничиться обычными 35мм? В чем заключаются видимые и невидимые отличия среднего формата?
Моим первым фотоаппаратом была «Смена-8м». Это довольно стандартный путь в фотографию для многих советских мальчишек. А в фотомагазине я с восторгом любовался на «Киев-60» за 690 советских рублей (отец получал 180! В месяц!). Можно было бы купить доступный среднеформатный «Любитель», но все равно необходимо было бы приобрести еще и дорогой среднеформатный фотоувеличитель. На закате СССР много снимал «Зенитом», «Практикой» из ГДР, пробовал Canon и Minoltа, а потом долгое время моей камерой была Leica Minilux. Но хотелось большего.
Объяснение без формул
Попытаться объяснить цифрами и формулами отличие в восприятии цифрового и аналогового снимка не получится, нет еще нужных формул. А если простыми словами – то лично мне нравится красота окружающего мира во всех деталях и мелочах. Их все я вижу объемным, бинокулярным зрением. И на фотокарточке я хочу увидеть то же самое — это и есть основной критерий технического качества снимка. Собственно говоря, вся борьба и идет вокруг объемно-пространственной передачи изображения.
Современная «цифра» не способна адекватно передать объем пространства. Почему? Я точно не знаю, но могу догадываться. Возможно, разгадка в незамысловатом факте: жизнь нельзя описать формулами. Но можно воспроизвести, получить аналог, например, на фотопленке.
Параллельно увлекался коллекционированием фототехники, скоро стал не просто коллекционировать, но и разбираться в нюансах фотокамер различным систем. Обратил пристальное внимание на зеркальные камеры Contax и полюбил философию передачи изображения фирмы Carl Zeiss. Cнимая объективами марки Zeiss, я получал почти то, что хотел! И тут один мой знакомый, Виктор — страстный фотолюбитель, посоветовал присмотреться к Yashica MAT 124G и показал свои снимки. После цейссовской оптики на моем Contax не каждый «рисунок» может понравиться, но в этот раз мое личное волнующее знакомство с Yashica и средним форматом состоялось. Эта камера изменила мою фотографическую жизнь!
Работа над отрезками
Понятно, что среднеформатная камера отличается от 35мм типом используемой пленки – в первом случае ее ширина 60мм, а во втором – 35. Помимо этого, камеры отличаются и рабочим отрезком. Что это такое и как применяется в жизни?
Предположим, мы взяли одинаковые объективы с одинаковой же светосилой 2.8. Один поставили на «цифромыльницу» с очень маленьким рабочим отрезком, второй на 35-мм камеру и третий на среднеформатную камеру с самым большим рабочим отрезком. Сюжет и открытая диафрагма везде одинаковы, а вот ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) будет везде разной.
Рабочим отрезком объектива называется расстояние от опорной плоскости торцевой части оправы объектива до главной фокальной плоскости. Этот конструктивный параметр объектива определяет точность совмещения его главной фокальной плоскости с плоскостью пленки. Если в фотоаппарате используются несколько объективов с различными фокусными расстояниями, то их рабочие отрезки должны быть равны между собой с точностью до 0,01 мм. Если рабочий отрезок одного из объективов будет длиннее или короче заданного, плоскость резкости объектива не совпадет с плоскостью пленки и изображение будет нерезким.
В теории, открытая до отказа диафрагма позволяет «растворить» фон, отделить его от основного объекта съемки, вынеся лишнее за границы ГРИП. В случае с «мыльницей» этого сделать нельзя, потому что из-за мизерности рабочего отрезка все кругом будет резким. На среднем же формате ГРИП будет настолько маленькой, что ей можно играть как хочется, удивительным образом расставляя нужные акценты. На мой взгляд, один из признаков хорошего фотографа – умение управлять глубиной резкости и концентрировать внимание зрителя на главном.
Есть и еще один момент, более очевидный для фотолюбителей. Замечено, что увеличивая исходный размер кадра в пять-семь раз, почти всегда можно получить хороший снимок. Для стандартного кадра 24х36 можно почти всегда, почти любой оптикой получить хороший технически снимок формата 13х18 см. Но вся картинка вдруг рассыпается, стоит увеличить ее для печати, например, в формате 30х40. Средний формат в силу своих физических размеров, конечно, выигрывает у стандартной пленки. Имеется в виду следующее: при той же формуле (про пятикратное увеличение исходника) на среднем формате можно безболезненно получить технически совершенный снимок уже размером 30х30 сантиметров. Это уже очень существенное преимущество. Как им пользоваться?
Камеры среднего формата
Выбирая себе среднеформатную камеру, отечественный фотолюбитель, ранее с таким форматом не работавший, стоит перед сложным выбором. Старые советские «гармошки» типа «Москва», тяжеленные «Салют» или «Киев-88», почтенные «Pentacon Six» и, конечно, камеры из разряда дорогих — «Mamiya», «Hasselblad» со сменными цифровыми задниками и кучей оптики. Первые сложно найти в рабочем состоянии и они технически ограничены во многом, вторые зачастую не очень удобны в применении и дают не более чем «удовлетворительные» результаты, третьи предполагают существенное мастерство и предварительную подготовку, а четвертые практически лишены недостатков. Но стоят так дорого, что обсуждать их грустно. Так что же выбрать?
Английская аббревиатура TLR (Twin Lens Reflex) означает двухобъективный зеркальный фотоаппарат, а точнее фотоаппарат, имеющий два объектива: через один осуществляется кадрирование и фокусировка, а посредством другого происходит собственно экспонирование.
Есть еще одна категория СФ-камер для любителей, желающих свести знакомство со средним форматом, не снимая с себя последних штанов и не посвящая увлечению всю жизнь. Это TLR–камеры. В 1929 году появилась первая такая камера Rolleiflex. В типичной TLR–камере нет шкальных индексов, дальномера и хлопающего зеркала. Камере не особенно нужен штатив и яркий свет, она обычно небольшого размера и не тяжела. Для наведения в ней есть второй, отдельный от съемочного объектив. Центральный затвор расположен прямо в объективе. И надо сказать, что выдержка 1\15 в такого рода камерах – не рекорд, а обычная рабочая величина. Например, камере Yashica MAT 124G такая задача по плечу.
Дмитрий Донсков, фотограф — TLR-щик со стажем:
Меня увлек процесс съемки на пленочные камеры и дальнейшей обработки для получения фотоотпечатка. Подавляющее большинство моих снимков сделаны на черно-белую пленку, с последующей самостоятельной печатью фотографий. Основа черно-белой пленки — зерно. На форму и размер зерна я могу влиять как во время съемки, так и во время проявления. Формирование изображения с цифровой матрицы, естественно, совершенно другое.
Я снимаю двумя камерами: Yashica MAT 1954 года и Rolleiflex 1952 года. Обе они относятся к семейству TLR, к так называемым «двухглазым». А выбрал я их по трем причинам: во-первых мне нравится квадратный формат кадра 6х6, во-вторых мне пришлась по душе техника съемки на «двухглазые» камеры, и в-третьих нравится «рисунок» старых, винтажных обьективов. Ценю объем, детализацию и тональные переходы на среднеформатном кадре.
Техника съемки на «двухглазые» камеры отличается от всех остальных. И некоторым бывает трудно к ней приспособится. Тут и зеркально перевернутое изображение в шахте и несменный объектив. Все эти минусы являются и плюсами тоже. Визирование через шахту дает возможность снимать «от живота», не привлекая внимания прохожих, что очень удобно при сьемке «жанра». А несменный объектив позволили сделать камеру компактной.
Yashica MAT 124G – что это?
Если попробовать кратко охарактеризовать передовые TLR-камеры и конкретно Yashica MAT 124G – получим качественную картинку при компактных размерах самого аппарата. Но модель Yashica MAT 124G уникальна. Эта камера изначально затевалась для удобства так называемых «продвинутых пользователей», желающих перебраться на средний формат и повысить качество своих фотошедевров. Особенно хорошо японским инженерам удалось продумать дружественный интерфейс по отношению к новичку–любителю. Конструктивно забота о новичках выражена в наличии точного экспонометра, позволяющего безбоязненно снимать на слайдовую пленку. Камера легка в эксплуатации и многое сделано для того, чтобы сократить время между фиксацией объекта съемки и самой съемкой.
Съемочный объектив в Yashica MAT 124G сделан по легендарной схеме Tessar, это одна из самых распространенных оптических схем до войны. Tessar прощает ряд неточностей и позволяет любителю даже немного ошибаться, компенсируя человеческие огрехи. А дополнительно стоит учесть, что компания Yashica и компания Carl Zeiss в свое время плотно сотрудничали между собой и, прежде всего, в разрезе оптики. Такой факт дает основания полагать, что стоящие в Yashica MAT 124G объективы Yashinon сделаны не без участия знаменитой компании Carl Zeiss с теми же высочайшими требованиями к качеству!
Объектив Yashinon имеет некоторые особенности. Например, его самая открытая диафрагма 3.5 – полностью рабочая. В смысле – картинка резкая без намеков на «мыло». С другой стороны – и диафрагма 32 тоже абсолютно рабочая! На этой камере имеет смысл бороться за максимально открытые диафрагмы, сей путь существенно расширит количество сюжетов, где освещение не избыточно.
Затвор Copal – сердце камеры. Затвор очень надежный и при этом очень точный. А в производстве — недорог и несложен. Уникальная комбинация характеристик!
Если попробовать суммировать все вместе: продуманный проект, качественная конвейерная сборка, дружественный пользовательский интерфейс, точный экспонометр, отличный универсальный объектив и доступная цена в 155 долларов (столько стоила новая камера) – это и есть Yashica MAT 124G. Уникально удачная камера. Удачная настолько, что профессионалы были удивлены.
Вторая жизнь
Сегодня Yashica MAT 124G пользуется спросом прежде всего у фотолюбителей, желающих одновременно недорого и качественно попасть в мир среднего формата. При этом разного рода советские и китайские TLR–камеры упоминать в качестве альтернатив не стоит, просто чтобы не сравнивать несравнимое. А широко известная мечта по имени Rolleiflex находится в совершенно иной ценовой категории. Опуская множество аргументов, сообщу: по соотношению «цена-качество» найти сейчас СФ-альтернативу Yashica MAT 124G практически нельзя. А если говорить еще и о «системности» – то нет совсем никаких альтернатив.
Для расширения диапазона применения камеры есть: бленда, большой набор светофильтров, close-up насадки для съемки с расстояния меньше метра, теленасадка (увеличивает фокусное расстояние объектива в 1.4х) и широкоугольная насадка, превращающая несменный объектив Yashinon в «широкоугольник» с фокусным расстоянием 35мм в 33мм эквиваленте. И все это можно найти. Если поискать. А за сумму в 50 тысяч сегодняшних рублей можно купить вообще всю систему без пробелов!
И еще отрадно понимать — внутри камеры лежит не просто элегантная инженерная идея, а некий посыл тех людей, что придумывали и разрабатывали камеру. Это не красивая «железяка со стекляшками», это что-то большее и душевное. «Профессиональный результат с первого кадра» — это и есть та внутренняя идея, заложенная в камеру. И я ее в своей работе с удовольствием придерживаюсь.
Кому это надо?
Возникнет вопрос: а зачем эта самоотверженная возня? Ведь можно просто купить подешевле, а продать подороже? Поясню. Я сам фотолюбитель и каждый раз, когда сталкиваюсь с обстоятельствами, где технические препятствия тормозят мое творчество – расстраиваюсь. Потому из моих рук в руки других людей попадают камеры, позволяющие вообще о камере, как об инструменте, забыть. Фотограф получает от меня некое устройство, которое надежно РАБОТАЕТ, позволяя ему заниматься только творчеством.
А «куды бечь» за обновкой? Как такую замечательную камеру купить? Это просто, но спешить не стоит. Покупка Yashica MAT 124G – это целый процесс. Я обязательно демонстрирую каждому покупателю свои слайдовые снимки – пленок десять у меня обычно есть при себе. Снимки сделаны разными экземплярами камер, но результат одинаково безупречен и нет смысла это скрывать. Я действительно очень внимательно отношусь к стабильности качества и обеспечению безусловной надежности фототехники при съемке. Помимо демонстрации – обязательно подробно объясняю как пользоваться камерой и как за ней правильно ухаживать.
Наладка, настройка, подгонка, чистка и юстировка
Уже не первый год занятий наладкой и доводкой этих удивительных камер, а точнее говоря – точным, квалифицированным тюнингом, приносит потрясающие плоды. Штучный труд, вложенный в каждую камеру – окупается многократно уже в руках у фотографа.
Полные чистка, доводка и юстировка одной камеры Yashica MAT 124G занимает как минимум восемь часов тонкой ручной работы. Фактически, камера бывшая в употреблении и прошедшая через все юстировочные операции, становится отрегулированной лучше, чем была бы на заводском конвейере. Надо еще раз пояснить, что это происходит из-за вложения изрядного времени и квалифицированного труда в каждый экземпляр. Что же именно там проверяется и регулируется?
Много усилий тратится на калибровку встроенного экспонометра, а он должен работать безупречно даже на крайне чувствительном слайде. В объективе может оказаться пыль, проникающая в блок линз и оборачивающаяся плесенью и грибком – надо разобрать и вычистить все. Удалить и заменить новым рассыпавшийся от времени светозащитный поролон в шахте и минимизировать производственно-технологические допуски. На выходе – чистая, смазанная, полностью готовая к работе машина.
Снимаем вдумчиво
Один из девизов производителя Yashica MAT 124G звучит так: «Эта камера делает фотографов. А хороших фотографов она делает лучше!» Очень толковый и понятный девиз производителя – компании Yashica.
Съемка Yashica MAT 124G предполагает некоторую вдумчивость. Отснять за день 3 пленки по 12 кадров – это еще не подвиг, но довольно тяжелый труд (сколько цифровых кадров ты приносишь домой после съемки?). Зато снимать можно все. Хочешь портрет? Пожалуйста! Нужен «жанр» и одновременно не привлечь к себе внимание на улице? Запросто, смотри себе в шахту, никто и не обернется. Пейзаж? Любой, хоть городской, хоть сельский.
Опять же, не стоит забывать про нынешнее многообразие пленок. Снимай на слайдовые пленки, чисто технически результат будет волшебен (если, конечно, проявщик не привнесет в него свое «видение прекрасного»). Негатив в этом смысле несколько хуже, потому что предполагает преимущественно недорогое и непрофессиональное сканирование и автоматический перевод в «цифру». В остальном – выбирай что любо, Yashica не подкачает: расстегиваешь чехол, открываешь шахту, находишь сюжет, исходя из требований к ГРИП и показаний экспонометра устанавливаешь экспопару и в нужный момент уверенно жмешь на кнопку «шедевр»!