Семейная жизнь в современном городе имеет ряд специфических аспектов. В том числе — малоприятных. Одной из её характерных черт является некоторая взаимная отчуждённость проживающих под одной крышей человеков. Состоящий из одной строчки анекдот "возвращается однажды муж домой из интернета..." образовался не на пустом месте — семья сегодня уже далеко не всегда является центром внимания даже её взрослых участников, а уж про детишек и говорить нечего. Если родители в сознании чада проходят под термином "предки", это можно считать проявлением глубочайшего к ним почтения.
Многих такое положение вещей глубоко возмущает. Люди старшего поколения с удовольствием вспоминают былые времена, когда слово отца вообще не обсуждалось, а мать почитали примерно как икону. Безоглядно верить подобным рассказам, конечно, смысла нет — бывало, как водится, очень по-разному. И всё же институт семьи переживает не лучшие времена. Причины, правда, не в том, что "людишки испортились", а в том, что жизнь изменилась радикально, и образ мыслей обитателя мегаполиса в 2009 году нешуточно отличается от самосознания крестьянина из начала-середины прошлого века.
Впрочем, скачки во времени необязательны — достаточно приехать даже в современную деревню, и многое становится гораздо понятнее.
Деревенский житель с утра до вечера чем-то занят — колет дрова, носит воду, задаёт корм скотине, полет огород, косит сено, ремонтирует технику и строения, убирается в доме, и т.д., и т.п. При этом крестьянский ребёнок с самых малых лет может быть привлечён к взрослым делам в качестве помощника. Ибо дела эти просты — водички в детском ведёрке принести, избу веником пошаркать, корове сена выдать. Он делает то же самое, что и взрослые, ощущая свою роль и значение. То есть, чувствует себя настоящим членом семьи, подмогой и сменой.
Крестьянские дети редко нуждаются в применении к ним сложных воспитательных методик, передовых психологических разработок, им не приходится посещать всякие "школы раннего развития", они крайне редко страдают от "недостатка родительского внимания", социопатии и ещё целого вороха проблем, свойственных детям городским.
Крестьянин относится к ребёнку так: "О, смари, какой у меня кабанчик бегает! Старший! Жена, как там его зовут у нас?! Василий? Васька, ну-ка принеси бате ключ на двенадцать!!!"
И Васька со счастливым визгом мчится исполнять.
Обучение ребёнка происходит не с помощью огромного количества детских спец. игрушек (в которые с тоской в глазах по пятнадцать минут на дню играют предки), а с помощью вполне реальных предметов обихода.
Именно поэтому деревенские игрушки так просты и примитивны: их роль быстро берут на себя взрослые инструменты быта — от ножа до трактора, от прялки (теперь уже умершей даже на селе) до ухвата (который очень даже жив, в том числе и в применении поперёк спины).
Крестьянские дети растут как полевые цветы — их не надо полоть, удобрять, опрыскивать, затенять, огораживать, давить на них тлю.
В городской же семье, где папа юрист, а мама психолог, ребёнок во-первых не видит, как работают мама и папа, а во-вторых не может им помогать — даже если бы видел, не смог бы. Это создаёт между родителями и детьми огромный разрыв — семья дробится на несколько совершенно разных "я". У папы и мамы одни интересы, а у ребёнка, понятно, совсем другие.
При этом между папой и мамой тоже частенько пролегают бездны — она за ужином говорит о дураке-начальнике, а он молчит об уголовном кодексе, потому как заботы психолога и адвоката отличаются драматически, общих тем — с гулькин нос. Хорошо, если у семьи есть широкий круг общих знакомых и родственников — всегда можно обсудить, кто с кем подрался, кто от кого сбежал, кто кому что сказал, и кем он после этого является. Но частенько в наши дни бывает так, что даже ближайшей родне звонки наносятся примерно раз в неделю, и то из вежливости, а про соседей по подъезду известно только как они выглядят в верхней одежде.
В результате нормальный семейный отдых после трудовых свершений выглядит так: папа смотрит футбол, мама болтает по телефону, а киндер сегодня открыл для себя порносайты, и закрывать пока не собирается. Это три разных человека, смотрящих в разные стороны, а никакой не священный союз. Чтобы семья ощущала себя семьёй, должны быть факторы, которые её сплачивают, придают ощущение единства. Занятие, которое интересно всем троим. Веками и тысячелетиями главный интерес у семьи был один — выжить. То есть, заготовить на зиму количество еды, достаточное для себя и домашней скотины. Сегодня вопрос выживания стоит не так остро, и семью объединяют по большей части развлекательные мероприятия. Например, поездка в жаркие страны, а там экскурсии к дворцам, пирамидам и водопадам. Или поход в зоопарк (где папа, правда, будет всё равно думать о завтрашнем суде, а мама — о новых сапогах). Или выезд на шашлыки, а потом занимательная транспортировка папы до родного порога. Всё это события из разряда "будет что вспомнить". Ну а технический прогресс предоставляет ещё одну возможность такого же плана, причём она, в отличие от предыдущих вариантов, осуществима прямо на дому.
Агитирую заценить сразу два видеоролика:
Игра создана для консоли PlayStation 3 и, как сообщает ведущий игровой ресурс IGN, "quickly became one of the PlayStation 3's marquee titles and a good reason to pick up a system". То бишь, в кратчайшие сроки после выхода стала одним из символов PlayStation 3, а также отличным поводом для того, чтобы обзавестись этой консолью. А называется она LittleBigPlanet — "МаленькаяБольшаяПланета", то бишь.
Вышла LBP ещё в прошлом году, а в феврале, на Двенадцатой церемонии вручения наград Interactive Achievement Awards за достижения в области игровой индустрии, проходившей в городе-герое Лас-Вегас, отхватила призы в номинациях:
- Семейная игра года
- Выдающееся художественное оформление
- Выдающаяся проработка персонажей
- Выдающиеся инновации
- Выдающееся управление игрой
- Консольная игра года
- Игра года
То бишь, остальная индустрия игр на фоне LittleBigPlanet выглядит, хе-хе, бледновато.
Участвовать в LBP могут до четырёх человек за компанию — читай, вся компактная семья городского образца, плюс гость. Более того, одиночке будет далеко не так интересно и весело, как участнику группы. Процесс состоит, по сути, из двух частей. Первая — творчество (создание условий для игры, постройка уровня — см. предыдущий ролик). Делать это полезно вместе, одновременно глядя в экран и снабжая друг друга ценными идеями. Редактор уровней LBP хвалят за невыразимо лёгкий характер, благодаря чему договориться с ним может даже оператор швабры и поварёшки. Второй этап — прохождение получившегося шедевра, выглядящее примерно так:
Третий, ничуть не менее интересный этап — помещение уровня в сеть PlayStation Network, где с ним могут плотно ознакомиться сотни тысяч любителей LittleBigPlanet. Оттуда же можно скачать бесчисленное множество чужих достижений. Редактор крайне гибкий, и даёт возможность лепить на базе платформера многое другое — от паззлов до шутеров. Да и персонажей, в том числе игровых, можно улучшить до полной неузнаваемости. Тряпичный человечек легко превращается хоть в усатого водопроводчика, хоть в космического пирата, хоть в Эркюля Пуаро:
Разумеется, в комплекте идёт четверть сотни уже созданных разработчиками уровней, объединённых в кампанию, и если к упражнениям с редактором тяги нет, можно видеть в продукте всего лишь забавный платформер а-ля Марио для младшего школьного возраста. Даже в этом качестве игра выглядит очаровательно, и нормального ребёнка равнодушным не оставит. Джунгли, Дикий Запад, гонки, игрушечная канализация и многое другое — скучать не придётся ни героям игры, ни её владельцам. Причём самому родителю она, уверен, покажется гораздо более интересной, чем подавляющее большинство настольно-напольных детских игрушек и игр бумажно-картонно-пластмассовой природы. А значит, общение с чадом не будет ограничиваться пятнадцатиминутным возведением домика из конструктора, обеденными наставлениями в стиле "не чавкай" и экспресс-зачиткой сказки перед сном.
Сделаю страшное признание — сам я игру LittleBigPlanet видел, фактически, из-за угла одним глазом. Точнее, смотрел в гостях, как играют вместе два ближайших родственника семи и тридцати пяти лет. Жаль, не удалось заснять видеокомпромат. Получился бы очень наглядный пример того, какую службу подобные развлечения могут сослужить человеку, который не чувствует, что возня с детишками — его призвание, но и быть для родного чада посторонним гражданином не хочет.
Предоставим слово людям, которые знакомы с игрой плотно — журналистам ведущих сайтов соответствующей тематики:
"Важнейшая истина, усвоенная мною в средней школе, была высказана учителем философии со ссылкой на Льва Толстого: искусство заразительно. Никогда ранее за историю знакомства с играми я не встречал лучшего примера столь заразительного восторга, заразительного творчества, и столь заразительно-возбуждённого фанатского сообщества."
"...мы просто счастливы видеть игру-флагман для современной системы, посвящённую беготне слева направо и прыжкам через препятствия. Новые идеи — это замечательно, отличные старые идеи — ещё лучше, а LittleBigPlanet объединяет их: перед нами будущее и прошлое видеоигр в одном флаконе."
> Это в хорошей семье. Не претендую всеобъемлющее исследование, но из моего болота вижу, что последние 15 лет русский деревенский житель с утра до вечера занят алкоголизмом.
есть причины, по которым лично я в деревню приезжать люблю не сильно
и одна из этих причин - пить приходится практически каждый день
вот только работать (как минимум, крутиться по хозяйству) там приходится, даже залив глаза :о)))
у некоторых, кстати, получается гораздо лучше, чем по трезвяку
> Насчет того, как обстоят дела в семьях, Сева явно погорячился. Не все так гладко в деревне и не все так плохо в городах.
речь не про то, что в городе ад, а в деревне идиллия
речь про определённые аспекты
и про то, что городского жителя воспитать гораздо труднее, чем деревенского
городской должен знать в сто раз больше, плюс уметь всякое специфическое, что без унылых экзерцисов не достигается в принципе
поэтому ум подсказывает: городского ребёнка надо специфическим образом формировать, воспитывать в нём одни черты и подавлять другие, запрессовывать в головёнку различные знания, причём делать это методично и осознанно, изо дня в день
тогда возможно (возможно!!!) получится человек, способный достигнуть успеха в чрезвычайно непростом мире постиндустриальной цивилизации
по сути, создание этого нового человека - ещё одна работа, ничем не хуже основной
только за неё денег не платят, и результат не шибко предсказуем
> Вообще семейный быт и отношения внутрисемейные, на мой взгляд, зависят не от места проживания, а от людей в семье состоящих.
а люди от места проживания, выходит, не зависят вовсе
ну не влияет оно никак, место, ни на образ мыслей человека, ни на привычки
> Но думать телевизором продолжают - всё утыкано тарелками.
единственное существенное изменение облика карельской деревни на протяжении моей жизни - на каждой второй избушке-развалюшке появился белый локатор :о)))
> Геймпад и конструкторы - вещи не одного порядка. Все мы ловко печатаем на клавиатуре, а писАть авторучкой уже практически разучились. К осознанному возрасту руки ребенка будут заточены не под реальный мир, а под компьютерный манипулятор.
а что если в нонешних условиях, а особенно лет через десять навыки общения с мышкой и геймпадом окажутся примерно в двадцать раз полезнее навыков работы с молотком и рубанком?
что если содержимое экранов станет для десятков и сотен миллионов людей куда реальнее и важнее происходящего снаружи?
не допускаешь такого?
> На данный момент программа не даст представления о массе, запахе, тактильных ощущениях.
безусловно, это недостатки
но есть и важное достоинство: данная программа даёт ребёнку шанс пообщаться со своей семьёй даже в том случае, если родителям возня с игрушками и конструкторами - хуже горькой редьки
> но есть и более простые пути, без обогащения разработчиков семейных игр
> вывоз юристов и психологов семьями на картошку, морковку, капусту и прополку
это ты так шутишь, или действительно готов организовывать "вывозы"?
> Нет, Сева. Просто ты не совсем то понимаешь под мелкой моторикой рук. Ты много двигаешь кистью когда у тебя в руках джойстик? Или давишь на кнопки средним/безымянным пальцами/мизинцем?
что ж, теперь ясно, что указательный и большой пальцы к моторике рук отношения не имеют
> Ещё очень много думал, а есть ли на PS3 такие игры, ради которых её покупают? Ну такие, которые только на ней и есть. Ну типа Донки Конг на СуперНинтендо, Гири Войны и Гало для Х-Ящика, Сайлент-хил 1 для PS1. Думал, высматривал между делом и не находил. И не подозревал, что вот эта вот Маленькая Большая Планета очень даже подходит на эту роль.
> Игра замечательна более чем полностью.
>
> Близкой ей по накалу и возможностям - не видел еще пока.
>
> Главное, что нету ограничений - это игра для компании, это игра для семьи, это игра для себя.
> В ЛБП есть игры и для первого и для второго и для третьего случая.
>
> Играя с детьми помладше, их можно учить простым вещам - математике или физике, или к примеру провести экскурс по миру животных.
ретроградство некоторых посетителей сайта тупичок поражает
но компьютер уже сейчас играет гораздо более важную роль в моей жизни, чем топор, молоток, пила и рубанок вместе взятые
дальше будет только круче, и не только со мной
> Прошу не воспринимать мои слова как отрицание прогресса
его нет смысла отрицать, его видно отовсюду
> Мы рассматриваем родителей, которые уже заточились под геймпад и выпали из реального мира? К
мы рассматриваем родителей, которые работали работу восемь часов, потом толкались в пробках два часа, прибыли домой - а там ещё одна работа: ребёнок
на которого надо тратить энергию и силы, тогда как хочется только жрать и отдыхать
основные физические и психические ресурсы уходят чаще всего вовне домашнего круга - работа, учёба, развлечения в кругу друзей
домой люди приходят как в некий бункер, укрытие от внешнего мира
и когда там, в этом бункере, обнаруживается ребёнок с соплями, капризами и тетрадками, мама порой думает про чадо нехорошие мысли
ещё раз повторю - дело не столько в маме, сколько в особенностях урбанизированного жития
которое отжирает у человека столько моральных ресурсов на ударный труд и борьбу с реалиями, что на размножение и воспитание потомства их уже остаётся крайне мало
да, героические родители, которых хватает на всё, безусловно, есть
но чаще всего приходится выбирать - или "живём ради себя", или "живём ради детей"
и то, и другое выглядит, скажем прямо, не очень
а золотая середина выглядит совсем нелепо
не зря появляются т.н. чайлдфри - это естественное развитие "логики городской жизни"
обычный, рядовой человек на наших глазах перерождается из биологического существа с инстинктом размножения в бесполый винтик социального организма
из "половой клетки" в "соматическую"
остановить этот процесс или повернуть его вспять можно только уничтожив техногенную цивилизацию в её нынешнем виде
потому как детских мест в локомотиве этой цивилизации остаётся всё меньше и меньше
а значит, быть ребёнком становится всё сложнее и сложнее - год от года
> После фильма "Геймер" пересмотрел все ролики про Project Natal. Думается, если все действительно грамотно реализуют - будет отличная забава для всей семьи.
строго для живущих не выше первого этажа :о)))
думаю, понятно - почему
> Большинство людей старшего поколения изначально относится к играм отрицательно, переубедить сложившийся стереотип очень трудно. Либо "игры - для детей" (а для того когда возрастной рейтинг R+?), либо "от игр сходят с ума", вспоминая редкие случаи, когда где-то в Америке идиоты приходили в школу с пистолетом (ясное дело, это все из-за GTA). И как в такой ситуации родителям проводить больше времени с чадом, которому только это и интересно, не понятно.
если у взрослого человека в голове не извилины, а ровные траншеи от воздействия СМИ - ему и так неплохо
а киндеру в этом случае надо с малых лет привыкать, что живёт он один, сам в себе, и никому по большому счёту нах не упёрся
будет проще в дальнейшем
пресловутая атомизация общества проникает везде, и в семью - тоже