Machinarium от Amanita Design (игравшие в Samorost знают, о ком речь — прим. ред.) – классический квест с инвентарем, головоломками, прогулками вдоль локаций под скрежет шестерёнок в мозгу пользователя, и т.п. Сюжет весьма скуден на осмысленные диалоги, потому остается только строить предположения, что главного героя — робота, смахивающего на персонажа из мультика Футурама Бендера в детстве — и его механическую подругу разлучили представители местной банды, которые к тому же намереваются взорвать здоровенную башню посреди города. И пока представители коротают время в местном баре, жестяному арматур-батыру надо быстренько зарамсить все проблемы.
Несмотря на общую бредовость сеттинга, загадки вполне логичны и угадываемы, смешивать грязь с толченым китовым усом для получения секретной настойки никто не заставляет. Надо достать стальную крысу с противоположного берега? Пальните в неё липучкой и подтяните к себе. Не хватает клапанов на саксофоне? Выиграйте жменю болтиков в баре по соседству. Собачка не хочет бегать без батареек? Принесите ей батарейки. Отдельно радует, что авторы удержались от часто практикуемых в играх подобной стилистики загадок вроде: «потяни за вон ту непонятную ерунду – зажгутся три какие-то хреновины и сбоку появится ещё какая-то чушь, на которой то ли ехать, то ли лететь, то ли она вообще просто так, декорация». Т.е., как уже упоминалось выше, загадки очень логичны и решаются не перебором всего на всём вперемежку с пиксельхантингом.
Стандартный поиск и использование предметов перемежается ненапряжными головоломками. Это и известные «пятерные крестики-нолики», и вариация на тему «сокобан», и «пройди от А до Б по линии сквозь моток других линий». Придется даже сыграть в «Арканоид»! Есть и нелюбимое многими в квестах музицирование, однако мелодию надо подобрать простейшую и всего один раз. Разнообразие паззлов велико, за бортом остался разве что «Тетрис».
Почти в любом квесте рано или поздно наступает момент, когда бросаешь шапку оземь и лезешь в сеть искать прохождение, чтобы «одним глазком», «только там, где застрял»… Обычно это знаменует финиш нормального игрового процесса. Разработчики «Машинариума» встроили солюшен прямо в игру. Во-первых, на каждой локации есть кнопка хинта (довольна бестолковая), которая в виде картинки показывает решение самой главной задачи. Во-вторых, если этого мало, есть книга, которая в виде комикса показывает пошагово решение всех задач на данной локации, включая большинство головоломок. Однако есть два «но». Первое «но» — подсказки в игре сильно отличаются от пошагового солюшена из интернета «пойди туда, возьми то». Дело в том, что для каждой локации предполагается, что вы приходите в неё во всеоружии – т.е. с полным инвентарем нужных предметов. Надо ли объяснять, что в подавляющем большинстве случаев это не так? Ну и второе «но», пожалуй — главное: каждый раз, когда вы открываете книгу, для вскрытия замка на ней надо пройти простенькую, но ОЧЕНЬ надоедающую аркаду длиной примерно в минуту. Таким образом, по прошествии некоторого времени начинает возникать стойкое отвращение ко всякого рода подсказкам, и чем дальше проходишь, тем реже ими пользуешься.
Игра очень и очень красива. Постоянно возникает ощущение, что смотришь нарисованный с любовью мультик – забавные персонажи, очень плавная и гладкая анимация, отличные бэкграунды. Интерактивные предметы не «торчат», как в большинстве рисованных квестов, но идеально вписаны в общую картинку.
Отдельно хочется отметить музыкальное сопровождение. Фраза, конечно, избита, но «саундтрек у меня уже в винампе». Очень хорошая фоновая музыка и диалоги персонажей в стиле «бла-бла-бла», не требующие перевода.
Видно, что создатели были крайне неравнодушны к своему творению (что, впрочем, верно для большинства успешных инди-игр). Присутствует огромное количество приятных глазу, хотя не всегда на первый взгляд различимых мелочей. Так, отлучившись минут на двадцать от компьютера, я застал своего персонажа в грезах о том, как они с подругой будут проводить время, когда он её спасет. Больше мне это "облачко мыслей" увидать не удалось.
Есть и небольшие недоработки, связанные в первую очередь с перетаскиванием в инвентаре некоторых уже использованных ранее предметов. Также хотелось бы иметь возможность промотки перемещения, а то местами герой излишне нетороплив. Однако в целом недоработки настолько ничтожны, что останавливаться на них подробно смысла нет.
Чтобы осилить Machinarium, требуется ровно столько времени, чтобы с одной стороны не возникло ощущения, что тебя обманули, выдав полторы локации и двадцать минут геймплея за серьёзный продукт, а с другой — чтобы не надоело. Поэтому когда ближе к финишу понимаешь, что всё близится к завершению, эмоции испытываешь строго положительные. Machinarium легко проходится за 3-5 часов. Главным образом итоговое время прохождения зависит от того, как часто игрок "зависал" на головоломках, потому что некоторые из них далеко не тривиальны… Впрочем, который уже раз повторю – головоломки эти весьма разнообразны, хорошо оформлены и действительно интересны.
Полку отличных инди-квестов прибыло – Machinarium присутствует на полках магазинов с 16 октября.
Купить игру Машинариум на OZON.ru с доставкой по России:
Друг, что тебя так ужалило? Что за нелепые придирки? Я мог написать, что выиграть в баре надо хоть жменю гвоздей - это не солюшен, это описание впечатлений от игры.
Тебя не смутило что я "гомоку" назвал "пятерными крестикам-ноликами"? Что уже в первом абзаце написано про шестеренки в мозгу пользователя? Ведь доподлинно известно, что у людей в мозгу шестеренок нет!!!
В общем, видеть твои комментарии было довольно странно.