Среди немногочисленной категории игр, известной под условным наименованием "мега-шедевры", есть проекты откровенно невезучие — популярность, увы, обошла их стороной. За примерами далеко ходить не надо: Ico, Shadow of the Colossus, Okami, Genji — с мировым господством у них как-то не сложилось. То же самое, причем в усилительной степени, можно сказать и про Folklore, один из стартовых эксклюзивов на PlayStation 3. Т.н. профессиональные критики не удостоили её высокими оценками, выкатив какие-то совершенно идиотские претензии, и не удивлюсь, если окажется, что 95% электората про эту игру не знают ничего. Попытаюсь в меру сил и способностей исправить ситуацию.
Если честно, положа руку на сердце, именно Folklore я бы взял с собой на необитаемый остров. Это эксклюзив не только в смысле платформы, но и в некотором смысле по части игрового процесса. Такого геймплея вы не найдете более нигде. Если, скажем, Tomb Raider можно теоретически сравнить с Uncharted, Halo с Resistance, а Dante's Inferno с God of War, то Folklore — исключительно самобытная, затейливо изготовленная вещь.
Начнем с того, что это практически единственная полноценная игра, на полную катушку, грамотно и в обязательном порядке использующая чувствительность к движению беспроводного контроллера SIXAXIS, то есть различные наклоны и встряхивания геймпада. Без выполнения этих нехитрых трюков пройти её просто не удастся. Это реально настолько редкая возможность, и настолько хорошо и по делу реализованная, что игру можно купить только из-за неё. Подробности для тех, кто ещё не побежал в магазин — ниже.
Folklore — игра японская, но как можно догадаться из названия, колорит у нее западноевропейский, а если еще точнее — ирландский. Японцы сильно прутся от всякого западного и большие мастера создавать соответствующие синтетические сеттинги, пропуская их через некий аниме-фильтр. (В аниме вы, может быть, замечали неодолимую тягу к совершенно непроизносимым по-японски именам типа Лукреция.) В результате имеем добротный, со вкусом сделанный западный колорит с легким японским шиком, и не пугайтесь — никаких зеленых волос и блюдчатых глаз вы не увидите, а вот весьма годную по нашим стандартам девч0нку в кожаной куртке, шерстяной клетчатой юбочке и с русой косой почти до ядреной попы будете видеть постоянно, так как она есть главная героиня по имени Эллен.
На этом месте самые понимающие должны уже сорваться в магазин, так как игры с главными героинями-девками — наше всё. И не надо вот этих вот "как я могу себя ассоциировать с девкой?" А как себя ассоциировать с потным низколобым мужиком в броневаленках, давно ли в зеркало гляделись? На самом деле, мы это мы, а герои игры — это герои игры, и проблем самоидентификации у нормального человека быть не должно, так как они отсутствуют даже у обезьян.
Вернемся к нашей Еленке. Чем она занимается? Занимается она, если вкратце, поиском своей мамы — но, конечно, будут там и проблемы существенно покруче. Сюжет в Folklore типично японский, уже без оглядок на Запад. Если взять саму идею, то там есть некая тайна, есть мистика, которая держит в напряжении до самого конца и даже после него, некое выстроенное миропредставление, то есть в принципе все достаточно интересно и стройно. Если же брать реализацию, то здесь определенная критика имеет смысл. В первую очередь это мотивации героев, которые или несуразно преувеличены, или наоборот совершенно подавлены. Стиль "так не бывает", как в детских страшилках — типа, ночью умер папа, следующей ночью мама, потом брат... Ага, и типа всё путём. Или, например, преступник признаётся в содеянном, и... уходит куда-то каяться — понятно, что никакие аресты и отсидки ему не нужны. В общем, встречаются такие вольные допущения, но делаются они скорее для красоты, да и сюжет-то, считай, сказочный.
Про детские страшилки и сказки тут речь зашла не зря, так как Folklore состоит из фольклора, в основном страшилкообразного типа. Атмосфера игры напоминает ужастик. Ужастики японцам вообще удаются хорошо благодаря собственной богатой культуре. Стоит вспомнить фильмы "Проклятие" и "Звонок", а также игры типа Siren, Silent Hill и Rule of Rose. Но в данном случае это лишь отголосок — общая недобрая атмосфера полузаброшенной деревеньки Дулин, где и происходят основные события, не особо нуждается в дополнительных, так сказать, нагнетателях жути.
Надо сказать, что и сюжет передается в виде молчаливых полузастывших сцен, сделанных на движке, подписанных текстом и сменяющихся навроде страниц слегка ожившего комикса. Учитывая общее высокое качество графики в игре, выглядит бедновато, но с другой стороны это всё-таки стилистическое решение, и его можно принять. Кроме того, в ключевых моментах игры все-таки присутствуют реалистично отрендеренные видеоролики со звуком.
Итак, прибыв на место, Еленка вскоре знакомится с загробным миров т.н. фолков — существ из различных преданий. Их в игре ни много, ни мало, а более ста штук! Повторю еще раз — более ста разновидностей фантастических существ! Не просто одна модель, покрашенная в разные цвета, а все разныe. Каждое кропотливо задизайнено, отрисовано, смоделировано, снабжено различными атрибутами, поведением и историей. Типа, если бы это была русская игра, то там были бы тот самый волчок, который придет и схватит за бочок, Харыбай, Кот Баюн, Угрюмище, Овинник, и т.п. Это — второй аспект эксклюзивности Folklore.
Загробный мир населяют специальные существа, которые аккумулируют в себе воспоминания когда-то живших людей, поэтому Еленке нужно спуститься туда, чтобы эти воспоминания добыть, и понять, что же произошло с ее матерью семнадцать лет назад. Каждое такое существо является по сути боссом уровня, которого надо победить.
Тут самое время описать, как все происходит. У героя нет ни пушек, ни мечей, ни магии. Эллен, как и положено девке, не умеет драться. Но она находит спецкостюм, который позволяет впитывать души побежденных фолков. А однажды впитав душу, можно затем вызвать ее копию и послать драться с другими фолками, и в свою очередь высосать душу из них, пополняя арсенал своих возможностей. Ведь каждый тип фолка имеет специфическое действие — у кого-то в активе физическая атака, у кого-то магия вроде огня или воды, а кто-то связывает, отравляет или усыпляет, или создает зашитный пузырь. Разные фолки имеют разные уязвимости и, обратно, неуязвимости. То есть, на самом деле мы имеем дело с системой боя, характерной для ролевых игр. Прилагаются и соответствующие параметры персонажа, такие как здоровье и мана.
Первых фолков набрать достаточно легко, а дальше в игре появляется некий квестовый аспект. Чтобы высосать душу из фолка, надо определенными атаками довести его до такого состояния, когда над ним замаячит полупрозрачный призрак. После этого немедля хватать его геймпадом и в буквальном смысле слова вытрясать душу! Чутко реагируя на прекрасные порывы, требуется наклонять геймпад влево и вправо, двигать вверх и вниз, держать неподвижно и ровно, тянуть к себе, и т.п. Данный момент сделан просто гениально, степень погружения в процесс выше всяких похвал. И наконец, когда душа достаточно измотана, мощным рывком геймпада мы подсекаем её и отправляем на хранение в свой костюм.
Надо сказать, что и костюм будет не один. Обмундирование можно будет как найти, так и скачать в виде дополнений к игре. Опять же в соответствии с механикой ролевых игр разные костюмы будут давать владельцу разную защиту, уровень маны, и т.д. Процесс переодевания позволит нам рассмотреть Еленку во всей красе, а среди костюмов попадаются достаточно... эээ... открытые. Вы еще не в магазине?
Так вот, для определённых фолков очень сложно подобрать атаки, позволяющие вынуть душу — они или не наносят никакого вреда, или фолки просто умирают, не показав призрака. А ещё фолки могут иметь два состояния — для одного нужны одни атаки, а для другого другие. Вполне может оказаться, что сейчас сделать ничего нельзя и надо будет вернуться в это место потом. Мало того, и переход в определенные места может быть закрыт спец-камнями, которые необходимо разрушить, но пока не удаётся. Получается своего рода квест. Просто прикиньте, сколько возможных сочетаний фолк-фолк можно получить, имея их больше сотни. Да, и все открытые местности — а всего в загробном мире семь царств с уникальным дизайном и фауной — доступны для повторного посещения.
А ведь собранных фолков можно ещё и прокачивать, собирая определённые материалы и выполняя определённые задания. Задания могут быть весьма хардкорные, без дураков. И на время, и на выживание, и на умения. Кроме того, в свободное от посещений загробного царства время надо заниматься поисками ключевых вещей и подсказок. В общем, игровая механика очень разнообразна, интересна, и предоставит массу возможностей проявить характер игрокам, любящим планку повыше. Это ни в коей мере не казуальная игра. Битвы с фолками вызывают ощущение правильно построенного трудового процесса, приносящего вполне заслуженное удовлетворение. Возможны разные подходы, не слишком легко, не слишком трудно, а когда трудно — значит, делаешь что-то не так, и нужно подумать. Также хорошо и интересно сделаны боссы.
Ну и напоследок, как будто всё еще мало, надо сказать, что Еленка — не единственный персонаж в игре, которым вы будете управлять. Есть еще и непростой журналист Китс, которого тоже занесло в Дулин. Совместно с Эллен они решают проблему, причем по сюжету вам часто предоставляется выбор, кем идти — Еленкой или Китсом. И в зависимости от того, кем пойдете, вы получите разный результат! Который будет заметен в последующих сюжетных сценах! Добавлю, что для Китса существуют свои костюмы, свои модификации фолков и свои атаки, а также спецрежим типа берсерка. И свои квесты. И все это — в одной игре!
[делает каменное лицо]
А еще там можно строить и загружать пользовательские уровни.
В общем, Folklore — очень необычная и красивая игра. Невозможно сказать, что в ней нравится больше — игровой процесс, арт или захватывающая детективная драма, которая разворачивается перед нашими глазами от лица двух персонажей. Так что Uncharted и прочие Гири Войны — это, конечно, круто, но по типу известной американской пирожковой — нажористый килограмм еды, который стопроцентно оставит нас сытыми и довольными. А Folklore — изысканное блюдо, которое не обязано нравиться всем, но которое непременно стоит попробовать хотя бы для разнообразия. Тем более что стоит оно сейчас чуть больше тысячи рублей.
> Надо будет ещё раз глянуть на демку из Store. Когда первый раз смотрел, как-то не проникся.
Потому что в демке нет основного наж0ра, а также сюжета.
Мне и демка понравилась, ибо арт хороший и музыка.
Но есть шанс, что и не проникнешься. Не всем катит.
> Не понял восторгов автора... На самом деле игра откровенно слабая, самобытность и какие-то фишки, которых якобы нигде нет + кислотная палитра это еще не повод этим восхищаться.
Управления с помощью сиксаксиса, которое является центральной частью геймплея и реализовано без косяков и по делу - нигде нет. Не якобы, а нигде. Есть только в flOw и в Flower, но это не полноценные игры, а казуалки. Еще есть в Lair, но там с косяками.
Повод же для восхищения - это арт-дирекшн, музыка и дизайн, плюс грамотные битвы с использованием самых разнообразных приемов.
> + кислотная палитра
ты в курсе, что такое кислотная палитра?
можешь показать, где она на скриншотах?
> Мастхев из первых игр для тучепута это Heavenly Sword
один из многих слешеров, не самый лучший даже на своей платформе
> Resistance
один из многих шутеров, не самый лучший даже на своей платформе
> сначала отметил для себя Фольклорь, но потом передумал, так как ни одного внятного отзыва не видел, а жаба душит(на те деньги мог бы купить что-то другое). Но сейчас передумал обратно. Маст Хев?
Ну я просто процитирую некоторые отзывы пользователей в каментах к ревью на геймтрейлерзах (в переводе, конечно!)
[DarkLapino]
Купил на прошлой неделе - игра офигительная. Я искал особенную игру для современных приставок и вот наконец-то нашел. Да, я играл uncharted 2, gow 3 и все прочие отличные игры. Но Фольклор это реально уникальная игра, которая, к сожалению, не признана. Она могла бы стать Ico для PS3.
[mgs4eva]
Если вас интересуют типа фольклорные игры / RPG сказки о феях с элементом мистики, то эта игра отлично катит.
[Geleix]
Не согласен с оценкой сюжета. Сюжет офигительный.
[Clauricaune]
Множество сайтов и журналов дали этой игре посредственную оценку, в то время как людям, которые в нее играли, она очень понравилась. Разница в том, что критики сосредоточены почти полностью (даже нервозно в некоторых случаях) на критике, в то время как фанаты просто играли и получали удовольствие от игры такой, какая она есть.
[Fenderfuel08]
Реальность такова, что Folklore возможно до сих пор одна из самых лучших и уникальных RPG, выпущенных в этом поколении...
[victor04]
Покупайте эту игру, народ! И новую чтоб! Одна из лучших битв с боссами что я играл.
[kursknick]
I realy love it
[versital1]
Это не обычная рпг игра, и я за это благодарен.
[Bard]
Отличная игра, ящетаю один из лучших эксклюзивов на PS3, для меня даже лучше чем MGS4 и Uncharted
[Altagrave]
Folklore офигителен, я жалею что так долго откладывал поиграть.
> Я описал свои ощущения от охваленной тобой игры и доказывать ничего не намерен. Твое право эти ощущения попросту не принять. Мне сисаксис не нравится и если он там где-то реализован, то для меня в игре это не преимущество.
Тогда ты так и пиши - мне лично игра не понравилась, потому что я сиксаксис не люблю, например.
Но ты пишешь не так. Ты пишешь - игра откровенно слабая.
То есть выступаешь не в роли пользователя, а в роли эксперта, оценивающего игры.
А тогда совершенно законно возникают вопросы о критериях оценки. Критерии должны быть не такие, которые нравятся или не нравятся лично тебе, а какие-то более общечеловеческие что ли.
Например, уникальное использование сиксаксиса - это объективно сильная сторона игры для PS3. Хоть ты убейся доказывать, как это для тебя не имеет значения, а оно все равно будет вот так. И если ты претендуешь на вынесение оценок типа "откровенно слабая", данный факт ты игнорировать никак не можешь.
> Коса до ядреной попы в Фольклоре на мой вкус заметно хуже мегаволосищ у ГГ в HS,
Ну а то что сама ГГ там сделана в разы кривее, это ничего.
> Кислотная палитра это все что режет глаз яркими красками - в этой игре мне режет.
Так и запишем, правильное определение кислотной палитры: это все, что режет глаз trambalda.
> Ну ко всем "маст хэв" я бы ещё Heavy Rain добавил.
реально уникальные мастхэвы - причем тут корень "хэв", то есть играть не обязательно, но иметь надо, а то не пацан:
Folklore
MGS4
Heavy Rain
LBP
Flower
Ни одна из этих игр не может нравиться всем, именно в силу необычности/специфичности.
Любую из них можно назвать гениальной.
Остальные не дотягивают - ну типа шутер, слешер, платформер, вид сбоку. Я бы еще в список добавил Yakuza, но тут сложно сказать - основные игры были на PS2, а тут только 3-я часть, которая уже несколько подвыдохлась. И еще может быть Demon's Souls.
Уникально то, что шутеров, например - десятки, а Хеберейн почему-то один в текущем гене. И главное, что его сделать-то не побоялись заместо очередного рубилова.
> Фаренгейт ведь уже был до.
Ну был. Один Фаренгейт. В прошлом поколении. Что теперь, всё, направление полностью исчерпано? Технологии-то все круче и круче становятся. Контент все качественней.
Вот сейчас Team Ico делают The Last Guardian, и со всей определенностью можно сказать, что она в чем-то повторение Ico и Shadow of the Colossus, которые уже были. Интереса от этого почему-то только больше.
> Переживаний за героев ноль, финал предсказуем.
Тут уж я не знаю.
> Да и в MGS4 что уникального? Занудная киношность?
Да хотя б и она. Занудная киношность, вселенский пафос в сочетании с накалом идиотии, разные приколы внутри игры и т.д. Культовая вещь.
> Пройдены и забыты. Вначале было любопытно, потом играл на автомате, для галочки.
То же самое говорят например про Fallout 3.
Всегда найдутся люди, которые играли, и которые не играли. Вернее даже, которые получили определенный экспириенс и которые не получили. Вот те, которые не получили - им сейчас как, идти выкапывать Фаренгейт, или все-таки взяться за Хеберейн? То же самое про МГС. Я например в первые три поиграть так и не смог - не осилил, хоть и проявлял интерес и начинал. А четвертый прошел несколько раз.
> В свете последних выкладок по стоимости Игрового ПЦ и консолей посмотрел скрины.
> И не сказал бы, что я был поражён - графика на консоли явно хуже, чем на топовом ПЦ.
А речь разве о том, что нужно поражаться графикой?
Она вполне добротная, для 2007 года вообще была отличная - переход с PS2 на PS3 ощущался очень заметно.
Плюс, конечно, надо в динамике смотреть.
> Осмелюсь посоветовать хотя бы не поиграть, а посмотреть ролики из первого МГСа. Даже учитывая древность создания, смотрится на одном дыхании, равно как и ролики из FF7. Я, не являясь поклонником ни того ни другого сериала, был приятно удивлен фантазии и кропотливым трудом разработчиков. И после этого стало понятно, почему консольщики никогда не променяют свою платформу на ПиСи.
Так я смотрел, да. Мне очень нравится серия, но с поиграть просто не выходит. Не умею я там играть, упираюсь в простейшее. Вот с 4-й частью почему-то так не вышло. А после нее начал третью, уже стало что-то получаться.
> В прошлой статье, например, о том, что графика далеко не того уровня, что на современных играх на PC совсем не говорилось.
Графика, во-первых, три года назад и сейчас - это разные вещи, даже на одной и той же приставке. Потому что люди без дела не сидят, а осваивают ресурс, благо в нем ничего не меняется и можно оптимизировать строго под него.
Далее, чисто технически один и тот же уровень графики с приставкой достигается только на более мощном, чем приставка, ПЦ. Опять-таки за счет невозможности оптимизировать под конкретное железо. То есть, например, в два раза более крутая графика на компе требует не в два, а в четыре раза более мощного компа, за счет неоптимизированности. То есть, чисто по очкам ПЦ проигрывает, а выигрывает лишь за счет существенно избыточной мощности.
Наконец, рассуждения об "уровне графики" уже давно можно оставить в прошлом. Сейчас не те времена, когда головы были квадратными или текстуры 256-цветными. Сейчас в любой, вообще в любой игре есть нормальные модели, с лицевой анимацией, с глазами как надо и пр., с динамическим светом, тенями, процедурной одеждой, волосами, травой, деревьями, ореолами и блумом. Более того - все это было уже на PS2. Уровень необходимого зрительного комфорта, за которым наступают только незначительные улучшения, давно достигнут. Никого уже ничего не парит, надо просто играть в свое удовольствие, арт на данный момент гораздо важнее антиалиасинга и лишней тысячи полигонов.
Вопросы графики надо оставить поклонникам игры Кризис, про которую только и слышно, какая там потрясающая графика, но почему-то ничего не слышно про саму игру.
> Зато наоборот, говорилось о том, что компьютер, как игровая платформа более не в состоянии конкурировать с консолями.
Конечно не в состоянии. Тупо по количеству хороших игр, по удобству использования. Как можно надеяться заменить фирменную развлекательную систему, сделанную специально обученными людьми, которые много лет в индустрии, некой самосборной железякой, которая "зато умеет делать все"? Тут даже не вопрос цены, а вопрос здравого смысла. Вот есть огромная, работающая как часы, индустрия развлечений, с одной стороны, а вот сидит некий сисадмин, который ловко собрал себе комп и думает, что наебал всю эту индустрию.
> Вот я и решил поглядеть, что к чему. Но чуда не случилось.
Так надо не глядеть, а пробовать. Вставить диск, сесть на диван, начать играть. Чудо случится. Это процесс.
> если посмотреть на то, что разработчики сделали с графикой в Анчатед 2 на 4-летнем железе, страшно представить, что они соорудят на следующем поколении, если оно конечно будет.
Фишка в том, что они соорудят еще на этом поколении, которое проживет еще 3-5 лет. Потому что каждый раз, когда выходит новая игра, разработчики говорят, мол, мы использовали ресурс на 80%. А через год оказывается, что только на 40%. Таким образом, все улучшения нас еще только ждут. Понятно, что любое железо, тем более такое специфическое как PS3, требует постепенного освоения. В данном случае освоение это можно проводить вдумчиво, так как пс3 никуда не денется, и железо внезапно не изменится.
Можно сравнить на PS2 God of War и God of War 2. Вторая часть по графике лучше ровно в два раза на том же железе. Местами вообще не отличить от некстгена.
> А вот на PS2 была какая-то стрелялка, где главная героиня в процессе драки постоянно плясала, танцевала и ТАК вертела жопой, что глаз не оторвать.
>
> Не помню название, мож, кто подскажет?
> В сони - у меня - много времени уходит на поиск демок. В коробоксе - отдельные каталоги для демо версий, разбивка по популярности, по дате постуления, а так особой разницы нет.
Тут надо сказать, что стуктура каталогов - она не атрибут приставки. Например, если зайти в американский Store, то там демы будут лежать отдельно в папочке с демами. А если в русский - то там как всегда.
> Полностью согласен, что это структура магазина. Про американский не знал, у меня, так получилось, не русский Store, а ирландский, что видимо особой разницы не делает. Каталог - неудобный. Надеюсь, что с "плюсом" и временем что-то поменяется.
А я хожу в русский, американский и японский, просто сделай себе доп. аккаунты и ходи. Демки работают независимо от того, откуда качались. Притом бывают акции, например у американцев раздавали бесплатно Rag Doll Kung Fu, а в остальных сторах он стоил денег.