В детстве очень не любил читать книги про войну. Столько про нее на каждом углу талдычили, что подростком это однозначно воспринималось как элемент красной пропаганды. Как только видел на обложке книги красную звезду или ППШ, так быстренько от нее избавлялся. Меня, продвинутого во всех отношениях подростка, не интересовало отечественное, советское — я любил только все западное. Это характерно для всех тупых подростков. Музыку слушал только англоязычную, фильмы старался смотреть только забугорные. Все отечественное — на дух не переносил. И числил себя почти что в тайных диссидентах — что тоже характерно для тупых подростков.
Под окончание школы меня вывезли в Германию, по месту прохождения службы отцом. Там, обучаясь в школе, расположенной в здании, где ранее находился штаб танковых войск вермахта, я еще больше проникался западным духом. Потому что тамошний ящик показывал три западногерманских канала, и я смотрел только их. При этом сильно удивлялся тем идиотам, которые по четвергам смотрели наши программы для военнослужащих на русском языке. С точки зрения тупого подростка было откровенно смешно наблюдать за кадрами, которые смотрели весь этот советский отстой.
После того, как оттуда вернулся, не смотрел телевизор лет восемь. Это если не считать принудительные просмотры программы "Время" в армии. Над теми, кто хотел посмотреть телевизор в армии, всегда издевался как над конченными сельскими идиотами. Что там смотреть-то, блин? И не смотрел. А когда вернулся домой, то еще шесть лет не покупал себе телевизор. Потому что находился в полном, так сказать, отрицалове по отношению ко всему отечественному/советскому.
Я был твердо уверен в том, что это все пропаганда. Пропаганда в наихудшем виде — от красных. Что ничего хорошего в этом нет и быть не может. Это характерная черта тупого подростка — решительно отрицать все, что говорят взрослые. Оно, кстати, прекрасно уживалось с уважением к ветеранам войны и к рассказам ветеранов войны. Ибо все родственники воевали.
Тем не менее, дело дошло до того, что на сегодняшний день я не видел таких национальных шедевров как "Обыкновенное чудо", "Соломенная шляпка" и проч. Вершина моего несмотрения — "Семнадцать мгновений весны", его я тоже не видел. Из принципиально-подростковых, повторяю, соображений.
И считаю, что правильно делал. Потому что давно уже не подросток, гормон в мозгу не бурлит, мозг работает нормально. Теперь смотрю фильмы трезвым взглядом. И вижу то, что вижу, а не терзаюсь смертельными догадками о том, что мне опять впаривают идеологический отстой. При этом замечу, что подавляющее большинство советских фильмов, от которых бегал тупым подростком — замечательные. Ага, в них не показывали, какие подонки наши кагэбэшники/менты, насколько тяжела и непроста жизнь советских проституток, как тяжко приходится торговцам наркотой и какие непростые судьбы у профессиональных негодяев-преступников. Это, конечно, серьезное упущение. Слава аллаху, этим говном нас накормили позже, сполна. А советские фильмы теперь радуют чистотой, правильной незамутненностью, искренностью и профессионализмом личного состава — что, собственно, и требуется от хорошего фильма. Чего о нынешних творениях сказать могу настолько нечасто, что, собственно, и говорить-то не о чем. Это я к тому так долго распространяюсь, чтобы было ясно, что никаких симпатий к нынешнему кино про ублюдков и подонков не испытываю.
И вот внезапно читаю на
DVD Special рецензию на вышедший фильм "В августе 44-го...". Испытал легкое недоумение. И вот почему.
Фильм снимали по роману Владимира Богомолова "Момент истины". (В августе сорок четвертого...)". Вроде как при участии самого Богомолова в качестве сценариста. Тут я приторчал.
Дело в том, что "Момент" — это, в моем понимании, одна из лучших книг про войну (в своей области). Речь в ней идет об оперативно-розыскной группе Управления контрразведки фронта, в те времена называвшейся СМЕРШ (что обозначает СМЕРть Шпионам). Чекистами их зовут. В августе сорок четвертого года эта опергруппа во главе с капитаном Алехиным ловит в белорусских лесах немецких диверсантов. Эта книга — самый знаменитый роман о работе контрразведки во время войны. При советской власти ее переиздавали девяносто пять раз. И с тех пор она ничуть не стала менее интересной и захватывающей.
Написана книга мастерски. Документы, шифровки, деятельность войсковой разведки описаны так, что ни на секунду не возникает ощущения, что это художественное произведение. Читаешь как грамотно оформленное дело — настолько все четко, понятно, и грамотно изложено. В первый, и во второй, и в третий раз читал разинув рот. Это вообще первая книга про войну, прочитанная мной с пониманием.
Там не то что достоверно описана розыскная работа... Даже не знаю, как сказать. Это вообще отчасти можно расценивать как учебник, а не роман.
Богомоловым написано было так, что даже старый чекист Андропов пригласил его в гости. И был крайне удивлен тем, что автор не пользовался никакими документами из архивов. И при этом добился такой степени достоверности. Так что если уж даже Андропова проперло, то про меня и говорить нечего.
И тут — фильм. Да еще и сам Богомолов сценарий пишет. Правда, быстро выяснилось, что от авторства на сценарий он отказался. Ну, а я принялся смотреть — что же там и как.
Коротенько: смотреть было интересно. Да и тем, кто будет смотреть, как мне кажется, тоже будет интересно. Получился добротный боевик про войну. На твердую четверку. Всем, кому нравятся фильмы подобного рода, советую посмотреть. Мне потраченного на просмотр времени не жаль.
Это если рассматривать фильм в отрыве от книги. А если рассматривать в сравнении с книгой, то фильм — даже не бледная тень. Тому есть ряд причин. Во-первых, в кино невозможно показать то, о чем думает персонаж. Можно говорить за кадром. Но это никогда не будет "выглядеть" так, как в книге. Во-вторых, невозможно запихать в полуторачасовой фильм все, что есть в книге. В кино — другие законы. И данный случай — не исключение.
Далее я распишу про то, что мне не понравилось, а потому те, кто хочет посмотреть кино, дальше лучше не читайте.
Ну так вот. Первое, что неприятно резануло глаз, это следующая надпись на кассете: "Крупным планом в фильме проходит фигура "Вождя народов" И.В. Сталина, показанная несколько в других красках, нежели мы привыкли видеть в последнее время".
Мне не кажется, что слово вождь по отношению к Сталину следует заключать в кавычки. Да, он именно вождем и был. Не нравится? Бегом к зеркалу, и — смотреться в него до опупения, как же это так получилось, что у таких толковых, безразмерно умных граждан, в двадцатом веке, и вдруг — вождь? Ну, был вождь. И дальше что? В этом есть что-то смешное или уничижительное? Мне кажется, это есть только для тех, кому вождь по жизни нужен. То есть для баранов. А лягнуть мертвого льва может даже и ишак. Что мы, собственно, и наблюдаем.
По ходу фильма капитан Алехин ночью, уже засыпая от усталости, читает оперативные документы. Человек сидит за столом, выхваченный из темноты светом лампы. Мимо дома едут машины. И свет фар вырывает из тьмы зловеще нависающий над капитаном портрет Сталина. Блин... Видимо, этот мастерский прием имеет целью показать, что несчастный Алехин, изнемогающий под гнетом сталинизма, вместо того, чтобы спокойно отбиться и поспать, читает какие-то дурацкие бумажонки.
Капитан Алехин в книге выведен серьезным профессионалом, задача которого — отлов вражеских диверсантов и разведчиков. Ловит он их потому, что он, капитан Алехин, воюет в составе Советской Армии против фашистской Германии, напавшей на его, Алехина, Родину. А не потому, что он, капитан Алехин, смертельно боится попасть под раздачу жуткому монстру-Сталину.
Вот живут в аквариуме рыбы. Плавают в воде. И не думают об этом. Точно так же и он, не думал о том, что живет при ужасном Сталине, а четко, как положено хорошему военнослужащему, выполнял свои обязанности по обезвреживанию и ликвидации вражеских агентурных сетей. Не потому, что кого-то там боялся. А потому, что добросовестно исполнял свои служебные обязанности. Что и показано в книге.
Дальше поперло больше. Доблестная опергруппа мчится по дороге, а их грузовичку не дает проехать виллис какого-то майора. В конце концов они его обогнали, потом он их догнал и набросился с воплями: дескать, какое право имеете обгонять машину старшего по званию?! В фильме капитан Алехин показал ему удостоверение с надписью СМЕРШ. Майор от страха чуть не наложил в штаны и тут же ретировался, с трясущимися от ужаса губами и лихорадочно утирая холодный пот.
Зачем показано вот так? Для чего? Ведь в книжке написано, что он показал ему удостоверение с надписью "Контрразведка", после чего возбудившийся товарищ просто успокоился и ушел. То есть автор как раз хотел показать, что люди действовали не нагло, не попирая чье-то достоинство. Удостоверение показал только тогда, когда это было необходимо. И так, чтобы не унизить майора. Зачем же в кино кажут чуть ли не усравшегося от страха военнослужащего? С целью показать, что при виде ксивы СМЕРШ люди даже на войне падали в обморок?
После этого Таманцев выдернул с водительского сиденья мешавшего проезду грузовика зазевавшегося водилу, который кубарем полетел прочь, запрыгнул за руль сам и сдал назад. В книге такого тоже нет. На кой надо лепить всю эту идиотскую картину никчемного беспредела, когда идет о людях, обученных всегда и везде действовать так, чтобы не привлекать к себе никакого внимания? Это ведь азы. Неужели это непонятно?
Я так понял, что это преследовало единственную цель: показать, какой животный ужас внушал НКВД даже на фронте. На самом деле это есть не что иное, как намеренное, совершенно глупое и ничем неоправданное искажение рассказанного в книге.
Далее капитан Алехин допрашивал водителя машины, за которой они гнались. В наиболее ответственный момент схватил его за грудки, прижал к стене, и тот, конечно же, мигом слил все что знал. На кой надо показывать этот бред?! Водитель тот был ранее судимый. Отлично понимал, что случилось и с кем имеет дело. И потек тут же сам, безо всякого нажима. То есть и тут — точно такая же дурость.
Кульминация же настала при показе Сталина. Ну, тут понятно — монстр и самодур. Дает сутки на поимку шпионов, гад. Видимо, опять операцию на глобусе спланировал! Ему-то что, а мы тут парься... А чего бы не рассказать как следует о том, что готовится серьезное наступление? А чего бы не показать, что в случае дальнейшей работы шпионов в тылу армии погибнет огромное количество народа? При чем тут, блин, Сталин? Это что — непонятно, что свои обязанности и приказы надо выполнять быстро, точно и в срок? И что, неясно, что за неисполнение того и другого по законам военного времени полагается? Нет, нужно устроить клоунаду, надо показать жуткого зверя. Тьфу... Детсад, честное слово.
После этого еще показаны зверские терки между генералами. Одни орут делай так, другие орут делай не так. На мой взгляд, это больше похоже не на реальное освещение событий, а на глупую карикатуру.
Сталина, кстати, сделали отвратительно. Полкило совершенно убогого грима, отвратно пошитый китель, звезда Героя (он вообще-то носил Героя соцтруда, но в книге написано, что наград на кителе не было). Точно так же сделали военного из комендатуры. В книге у него — шикарный, только что пошитый китель. В кино он сидит на нем как на козле фрак — настолько отвратно пошит.
Еще мне не понравилось то, как показывали работающего Таманцева. Профессионал не ходит по лесу строя рожи как пацан, играющий в казаки-разбойники. Он не лижет с плотоядными ухмылками кровь раненных, оставшуюся на листьях. Находясь в толпе, он не бросает хищные взгляды на фигурантов. Он ходит, действует и смотрит так, чтобы его никто не заметил. Так, чтобы на него никто вообще не обращал внимания. И чем выше профессионализм, тем меньше он заметен. Ведь в книге речь идет о серьезных профи. А что тут? Блин, маскарад какой-то.
Ну и в корень меня добило когда товарищ военнослужащий отдал честь и совершил поворот кругом через правое плечо. Блин, вы че там, строевого устава не видели, что ли? Или там толкового прапорщика под рукой не оказалось? Или уже настолько армию развалили, что даже этого никто не знает — как надо поворачиваться? Он бы еще спросил у генерала "Можно обратиться?" — для завершения полноты картины.
Могу просветить: повороты кругом (на ½ круга), налево (на ¼ круга), вполоборота налево (на 1/8 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке. Повороты выполняются в два счета: по первому счету повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу. Читайте Строевой Устав Вооруженных Сил Союза ССР. Чтобы потом не было мучительно стыдно.
И самое главное — момент задержания немецких диверсантов. В книге это — просто песня, которую следует читать только стоя и отдавая честь. Настолько профессионально грамотно там описаны и показаны действия капитана Алехина и старшего лейтенанта Таманцева, который у нас вообще — имя нарицательное.
То, как Алехин, искусно кося под недалекого дурачка, стремительно проверяет реквизиты документов, отмечая фактуру обложек, особые знаки, шрифты, серии, номера, печати, мастику печатей, чернила и прочее — описано гениально. То, как скрежетал зубами помощник коменданта, глядя на то, как "бесстыжая тыловая крыса" нагло лезет в рюкзаки к боевым офицерам, как и он проливавшим за Родину кровь — выше всяких похвал. То, как выпрыгнул из засады Таманцев, подстрелил и расколол до самой жопы негодяя — это вообще без комментариев.
В кино это получилось неплохо, в напряжении держали отлично. Но — это никаким местом не дотягивает до того напряжения и накала, который есть в книге. Досадно, но это именно так.
В общем и целом, кино получилось неплохое. Неплохое, да.
А книга — это глыба. Утес.
И кино до нее не дотянуло.
Получился добротный боевик про войну.
Но вовсе не равный книге шедевр.
Радует, что наконец-то начинают снимать просто хорошие фильмы, которые приятно смотреть.
Хотя идеологией от них все еще пованивает.
А почему Богомолов отказался от сценария — мне понятно.
На его месте я бы еще и иск по суду влепил за искажения авторского замысла.
Когда-то давно, на заре так называемой перестройки, я для себя определил наступление свободы слова следующей фишкой: вот как только начнут публиковать карикатуры на Ленина, так можно считать, что свобода печати у нас есть.
А теперь у меня другая отметка: как только про Сталина начнут писать и снимать так, как он того в действительности заслуживает, так можно считать, что наша пресса и искусство повзрослели.
Боюсь, не доживу.
Книга Момент истины на Озоне