...За наше счастливое детство!
В жизни каждого нормального человека, даже если он фотограф-любитель, рано или поздно появляются дети. Со временем они подрастают и начинают ходить в детский сад. В саду периодически объявляются так называемые фотографы-профессионалы, которые профессионально берут деньги c родителей за весьма посредственные снимки. С этим безобразием как-то бороться не только можно, но и нужно, если вы хотя бы раз прочитали полностью инструкцию к собственному фотоаппарату, разобрались в его функциях и умеете отличать выдержку от диафрагмы.
Перво-наперво, естественно, нужно договориться с воспитателями о проведении фотосессии в группе. Можно и нужно при этом материально заинтересовать педагогов обещанием бесплатных фотографий с их участием. Это традиция и правила хорошего тона. От нескольких снимков вы не обеднеете, а хорошее отношение всегда важно. С родителями же можно обойтись двумя разными способами: напечатать снимки только себе и воспитателям, а снимки других детей нарезать на диск и отдать родителям для самостоятельной печати и передачи диска друг другу по эстафете, или печатать всё всем за деньги.
Достоинство первого способа состоит в том, что вы не имеете дела с чужими деньгами, что иногда бывает хорошо. Недостаток, как водится, является продолжением достоинства: ничего вы с этого не поимеете, кроме фотографий своего чада в альбом. Зато можно заранее никому из родителей о фотосессии не говорить, соответственно, никто не будет ждать снимков, и если вы не уверены в своих силах, то на вас не будет давить ответственность за результат. Получится — хорошо, не получится — вы никому из родителей ничего не должны. Во втором случае пиастры (даже ещё не полученные) порождают ответственность за результат с первой попытки.
Традиционно жанр детсадовских фотографий делится на два типа: общий групповой снимок и индивидуальный портрет. Но в случае хороших отношений с воспитателями можно договориться и о третьем варианте: поснимать этот обезьяний питомник в естественном виде. Максимум за 20 минут даже самые стеснительные дети привыкают к человеку с фотоаппаратом.
Итак, вы определились с тем, что вы хотите. Пора задуматься об оборудовании. Самое главное в фотографии — свет. Без хорошего света хорошего снимка не будет. А с этим в садиках обычно проблемы. Освещение люминесцентное с потолка и дневное из окон. Потолки высокие, а стены раскрашены в самые разные цвета и поэтому ни те, ни другие не годятся для отражения луча вспышки. Так что рассчитывать на имеющееся освещение бессмысленно, нужно обеспечить его самостоятельно.
В принципе, обойтись можно и простой «мыльницей» со встроенной вспышкой, если такое качество снимков, которое она предлагает, вас устраивает. Но будем считать, что хочется чего-то большего. Другая крайность — организовать в группе фотостудию с полным комплектом осветительного и прочего оборудования. Этот вариант мы отметём с негодованием как нереалистичный ни по деньгам, ни по организационным сложностям.
В дальнейшем я буду строить изложение, основываясь на том, чтобы была возможность использовать оборудование, минимальное по деньгам, но дающее пристойное качество снимков.
Встаньте, дети, встаньте в круг!
Пойдём по порядку. Начнём с групповых снимков. Традиционно детей располагают в три ряда: первый сидячий на стульчиках, второй стоячий, третий стоячий на стульчиках. Воспитателей ставят в третьем ряду. Без стульчиков. Такая группа обычно занимает 4—5 метров в длину, два в высоту и два в глубину. Размер помещения, как правило, невелик, поэтому широкоугольный зум или фикс просто необходим, чтобы захватить всех в кадр и обеспечить приемлемую глубину резкости. Конечно, чтобы избежать размазанных по диагонали физиономий и прочих геометрических искажений широкоугольников, нужно отойти максимально далеко, но портретный объектив тут всё равно не годится никак. Так что наиболее подходящими фокусными расстояниями будут примерно 35—40 мм на полном кадре или 24—28 мм на кропе.
Встроенной вспышки для нормального освещения такой группы на таком расстоянии не хватит. Тащить в садик полный комплект импульсников с софтбоксами, если он даже у вас есть, вы вряд ли захотите. Остаётся один приемлемый выход из этой ситуации: внешняя вспышка с приличным ведущим числом с рассеивателем. Последним может быть как
Lumiquest, так и простой кусок белого картона, прикреплённый под углом 45° к вспышке, как показано на ил.1.
Ил. 1. Вспышка с самодельным рассеивателем.
Набейте все карманы батарейками для вспышки, чтобы в неподходящий момент она не оказалась без питания. Пока детей расставляют и рассаживают, у вас есть время, чтобы поиграть с настройками фотоаппарата и вспышки и выставить наиболее подходящие параметры. Я предпочитаю переключить вспышку в ручной режим и установить максимальную мощность импульса, чтобы была возможность прикрутить диафрагму, обеспечив достаточную глубину резкости.
Дети расставлены, аппаратура настроена. Обязательно посмотрите в видоискатель, чтобы в кадре не было ничего пёстрого и отвлекающего, кроме симпатичных молодых воспитательниц. Вообще, такую проверку надо делать дважды: перед расстановкой детей, когда выбираете и расчищаете место съёмки, и после, чтобы убедиться в отсутствии ржавого ведра с половой тряпкой в углу кадра. Теперь — самое сложное. Нужно следить, чтобы никто не моргнул, не скорчил рожу, не сделал рожки соседу. В видоискатель это всё увидеть трудно, поэтому лучше всего снимать не с рук, а со штатива, чтобы, нажимая на спуск затвора, видеть обстановку и пресекать здоровые проявления детской непосредственности. Ну и делайте дубли. Побольше дублей. Где-то с десяток. Больше — устанут дети, меньше — рискуете не найти ни одного снимка, на котором вся группа получится пристойно. На ил.2 (преднамеренно сильно уменьшенном и с невосстановленной резкостью) показан результат такого фотографирования, позволяющий оценить выбранную экспозицию.
Ил. 2. Canon EF-S 18-55 мм f/3,5-5,6, 1/180 c, f/5,6, 100 ISO.
Подойдите ближе, бандерлоги!
Следующий тип фотографий — индивидуальный портрет. Для них и оптика должна быть портретной: от 85 мм на полном кадре или от 50 мм на кропе. Вспышка с рассеивателем для портрета уже будет несерьёзным вариантом. Это с нескольких метров при съёмке группы свет будет более-менее мягким. А поясной портрет ребёнка снимается приблизительно с полутора метров. Лицо получится плоским «блинчиком», а тени будут резкие, как на ил.3, хотя расстояние от мальчика до фона было не менее 1,5 м.
Ил. 3. Съёмка вспышкой с рассеивателем.
Если в окно направленно не лупит яркое солнце, то можно воспользоваться им в качестве источника основного света, а для подсветки теней с противоположной стороны использовать отражатель, либо купленный в фотомагазине, либо кустарный: большой белый лист ватмана, картон, оклеенный фольгой и т. д. Но свет от окна потребует сравнительно длинных выдержек, особенно в пасмурную погоду, что в случае с детьми даст большой процент брака — шевелёнки.
Лучше окно использовать не в качестве основного источника, а в качестве подсветки теней, если у вас нет второй вспышки, чтобы организовать почти классическую схему света под 45°. Напомню, что по этой схеме источник рисующего света ставится под углом 45° к носу потретируемого, а источник заполняющего света (подсветка теней) — спереди портретируемого за фотографом, как показано на ил.4. Оба источника должны быть расположены чуть выше глаз портретируемых. Но у детей, особенно у маленьких, складки под нижними веками более выражены, чем у взрослых, что приводит к появлению «мешков» под глазами на фото. Поэтому от верхнего расположения источников света в ряде случаев приходится отходить. Для получения мягкого рассеянного света самый недорогой из приличных по качеству вариантов — фотозонт на отражение. Подсветку волос, фоновый свет и прочее мы в детском садике громоздить не будем, да и возможности такой не будет.
Ил. 4. Схема света «под 45°» с двумя вспышками.
В нашем случае с одной вспышкой подсветка теней от окна будет не фронтальной, а боковой и передне-боковой сразу (как правило, в садиках большие окна). Она же заодно слегка подсветит фон. В качестве фона подойдет участок ровно окрашенной светлой стены. Если же такового нет, то придется принести кусок хорошо отутюженной ткани с собой. Белую брать не советую: в отсутствие нормального фонового света белая тряпка получается грязно-серой. Светло-голубой цвет для фона будет наиболее подходящим, из него выйдет неплохой спокойный синий. Яркие цвета будут отвлекать от лица, а оттенки красного могут сливаться с цветом кожи портретируемых. Итак, фон найден или развешен, место съёмки расчищено, вспышка установлена под нужным углом, как показано на ил.5.
Ил. 5. Схема света «под 45°» с одной вспышкой и окном.
Вспышку я запускаю от беспроводного
инфракрасного пускателя, чтобы бегающие вокруг дети не запутались в проводах. Соответственно, она должна или поддерживать такую возможность, или быть дооборудована ИК-ловушкой. Всё это хозяйство может быть закуплено, например,
здесь, и установлено на штативе, который освободился после съёмок группы (общий вид и крупный план даны на ил. 6а и 6б).
Ил. 6а и 6б. Вспышка, светосинхронизатор СФ-8 и штативная головка для фотозонта.
Выдёргиваете из общей кучи своего отпрыска и устанавливаете его на съёмочную площадку. Помимо правильной экспозиции проверяете на нём, как выставлен свет. За то, что он работает вашим ассистентом, он получит +10 к авторитету среди приятелей. При съёмке с одной вспышкой и окном вас будут одолевать две противоречивые проблемы. Если угол падения света вспышки слишком большой, на лице появится длинная тень от носа с противоположной стороны (ил.7).
Ил. 7. Вспышка установлена под большим углом.
Если слишком малый — в кадре появится тень на фоне (ил.8).
Ил. 8. Тень на фоне при установке вспышки под малым углом.
Тень на фоне можно победить двумя способами: либо увеличив расстояние от ребёнка до фона, либо, если это невозможно, установив напротив вспышки отражатель, как показано на ил.9.
Ил. 9. Устранение тени на фоне с помощью отражателя.
Чтобы с остальными детьми было меньше возни в стиле «стань левее, теперь правее, чуть назад, ещё левее, вперёд», положите на то место, где они должны стоять, какой-либо предмет. А воспитатели пусть организуют конвейер и следят, кто уже был сфотографирован, а кто пойдёт следующим. Тогда с учетом 3—5 дублей на человека процесс съёмки будет не очень утомительным. В результате можно получить фотографию, подобную ил.10. Сравните её с ил.3, с которой мы начали.
Ил. 10. Итоговый снимок.
Вольный стиль
Последний тип съёмки: дети на выпасе. Может проводится как в помещении, так и на прогулке. В помещении вспышка с рассеивателем вновь занимает своё место на камере. Предоставленные сами себе дети быстро забывают о фотографе. Тут-то самое время начать их фотографировать. Действовать нужно по-суворовски: быстрота, глазомер, натиск. Зум-объектив приблизительно 24-55 мм на кропе или 35-85 мм на полном кадре в этой ситуации весьма полезен. Никаких неизвестных вам особенностей тут быть не может: ведь вы не раз снимали своего ребёнка дома и на улице.
Выводы
Съёмка в садике — это не больно и не страшно. Да ещё и денег заработать можно. При этом вы получаете фотографии, которые выглядят не хуже, а то и лучше тех, что предлагают кормящиеся при садах и школах фотографы. Плюс, часть изложенных проблем с настройкой оборудования и его применением вы можете отработать в домашних условиях и прийти на съёмку во всеоружии.
Кстати, об оборудовании. Я сейчас выскажу парадоксальное для многих фотолюбителей мнение. Владельцам зеркалок начального уровня вполне можно обойтись всеми ругаемым «китовым зумом». Незаслуженно ругаемым, на мой взгляд. Если вы ещё разок пробежитесь по рекомендациям по выбору фокусного расстояния оптики для каждого вида съёмки, то убедитесь, что он вполне достаточен. При съёмке портретов, если стена, используемая как фон, достаточно ровная, и расстояние до неё хотя бы полтора метра, то диафрагма f/5,6 даст нормальный результат. По качеству, как ни странно, этого объектива тоже вполне хватит. Все снимки в этом разделе сделаны именно им, хотя обычно я предпочитаю использовать объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Конечно, более дорогая оптика даст лучшее качество, но в данных условиях не радикально лучшее.
Успехов и хороших фотографий!
© камрад EI
Заходите на
сайт автора, здесь вы найдёте и другие интересные материалы о фотографии.