Ретушь портретов. Основы и базовый процесс. Часть 1, вступление.

24.07.09 | Мракор | 179 комментариев »

Ева (c) Мракор


Как известно, практически никакая толково законченная фотография не обходится без той или иной обработки. Она позволяет подчеркнуть и выделить основные элементы снимка, убрать или приглушить лишние и неважные детали, усилить эмоциональный эффект от изображения и грамотно расставить акценты.

Связано это в частности с тем, что человеческий глаз с мозгом реагируют на полученные данные вполне определённым образом. А потому, понимая, как и на что обращает внимание мозг, при ретуши можно чётко определять, куда и на что будет в итоге смотреть зритель.

Первоочередную важность имеют контрасты. Цветовой, световой и резкостный.

Создавая и контролируя их, можно делать такие снимки, на которые человеческому глазу будет приятно смотреть.


Как у поклонника минимализма, в моих фотографиях обычно 2—3 центральных элемента, между которыми я с переменным успехом стараюсь заставить скользить взгляд зрителей.


Понятно, можно добиться и прямо противоположенного эффекта, если подходить к ретушированию безграмотно. Так что следует проявлять революционное чутьё в вопросе того, что стоит ретушировать, а что неплохо бы оставить таким, как есть.

В какой-то мере это зависит от поставленных целей и жанра, в котором планируется получить финальный снимок.

Например, т.н. «гламурный» портрет требует минимума лишних деталей и максимальной «прилизанности». В итоге модель может себя и не узнать на снимке, так как серьёзной доработке могут подвергнуться непосредственно черты лица и фигуры — для приведения их к более «идеальному», иногда даже «кукольному» виду. Более «личностные» портреты, наоборот, требуют сохранения и таких характерных черт лица, как свойственная настоящему живому человеку асимметричность, важные родинки, морщинки, ямки, шрамы и т.д. Идеальных людей не бывает, а нашей целью обычно является достижение аутентичной картинки с конкретными характером и персонажем.

Тренированный вкус и личные предпочтения тут тоже играют немалую роль. Особенно это сказывается на этапе цветокоррекции. Некоторые лентяи, правда, стараются избежать этого интересного этапа посредством перевода снимка в ч/б, но мы то знаем: ч/б — для лентяев и слабаков!!!


Кстати, существует мнение, что «фотошоп расслабляет», «фотошоп — зло» и «раньше такого не было и было круче».

По этому поводу рекомендуется почитать тут, я лучше не скажу.

В общем, со вступлением пока всё, потихоньку приступим.

Инструментарий


В первую очередь — манипулятор.

Если серьёзно задумал ретушить фотки в более-менее приличных количествах — обзаведись планшетом. Купи, возьми у друзей (спасибо тебе, о Jezek!!!), уговори начальника купить на работу. Ибо обрабатывать снимки мышкой — просто ад.

Это, понятно, если хочется не убить кожу и лицо блюром/фильтром, а работать грамотно, ручками и в разумные сроки. Также на порядок ускоряется и становится удобней работа с масками. Да и вообще, «рисовать» во время ретуши приходится обильно и делать это удобней планшетом.

Ваком (http://wacom.ru), даже младший, будет отличным выбором. Но размер желательно взять побольше. Больший размер планшета = большая точность.



Во вторую очередь — софт.

Софт, в принципе, может быть любой.

Главное, чтобы он поддерживал слои, маски, разные режимы наложения и обладал прочим схожим инструментарием с описываемым тут фотошопом. ;)


Слои и маски — мощные инструменты и главнейшие помощники ретушёра.

Практически любая манипуляция в идеале совершается на новом, пустом, скопированном или корректирующем слое.

Это позволяет и легко откатить, и варьировать силу, и локализовать изменения при помощи, например, той же грамотно нарисованной маски.

В общем, настоятельно рекомендуется ознакомиться с методами работы со слоями и масками в своём программном продукте.


Не менее важно для полного понимания дальнейшего быть знакомым с:

— использованием основных инструментов (кисти, лечилки, штампы, обрезалки и т.д.);

— использованием базовых фильтров (в частности хай-пасс и маска нерезкости);

— принципами работы и использование различных режимов наложения слоёв;

— шорткаты для удобства и скорости.

Так как данная серия заметок больше не о том, «какую кнопку нажать, чтобы стало красиво», а как можно шире описывает принципы ретуши в целом.


Для примера сегодня мы будем использовать один из моих снимков.

Просто портрет красивой девушки Евы в смешной шапке, снятый со вспышкой в потолок и подсвеченный отражателем снизу. Фактически, снапшот.

Мне снимок нравится, и для демонстрации основного плана вполне подходит. Спасибо тебе, Ева!


Каждый снимок для заметки я начинаю обрабатывать с нуля.

Для описания конкретных пунктов я постараюсь подобрать наиболее интересные для каждого конкретного момента снимки.

Найти такой, который приходилось бы старательно и яростно править одновременно по всем пунктам у меня не удалось, обычно критических моментов в снимке 1—2.

Да так и интересней.


Итак:

Основной план рабочего процесса


В сегодняшней заметке мы наметим общий план действий, так что приготовьтесь смотреть на много идентичных, на первый взгляд, картинок. :)


Как и в любом грамотном подходе, рабочий процесс можно разбить на определённые шаги.

Мой основной план работ примерно таков:

0. Отбор снимка в рав-конверторе.



Почему именно в нём?

Удобно, наглядно и сразу можно начинать крутить бегунки для следующего этапа или для определения, годен ли снимок для обработки.


1. Фото в рав-конверторе.

Тут мы уже приготавливаем снимок к обработке в фотошопе, ровняем света и цвета, готовя максимальный диапазон для работы и т.д.


2. Первичная ретушь (пятна, прыщи, ненужные морщины и другой визуальный мусор).

Определяемся, что стоит чистить, и чистим.



Тут я просто почистил кожу от покраснений.


3. Высветление/затемнение (мешки под глазами, сглаживание теней, придание дополнительного объёма и т.д.).

На этом этапе мы думаем, что и где нам нужно от теней, для придания дополнительного или сглаживания излишнего объёма.



Тут я убрал мешки под глазами, добавил объёма на губах, чуть дополнительно очертил лицо и по мелочи подчистил вариации светотени на лице, которые не стоило править во время предыдущего этапа.

Также приглушил блик на носу, решив, что наиболее уместно это будет сделать сейчас.

Плюс на этом этапе я в некоторых местах слегка сгладил текстуру кожи. В частности, на переносице, под глазами и на носу.


4. Коррекция форм (фигура, форма глаз/губ и т.д.).

На этом этапе мы при помощи подходящих инструментов раскрываем глаза, округляем и выравниваем губы, закрываем дырки в причёске, при желании занимаемся похудением/поправкой модели и прочими непосредственно затрагивающими формы исправлениями.

В данном снимке мне всё показалось не стоящим вмешательства.


5. Цветокоррекция.

Цветокоррекция для меня — самое интересное и, как результат, самое времязатратное с наибольшим количеством вариаций и повторных операций.

После определения того, что я хочу получить, начинается поэтапное приближение к желанному.



Тут я слегка убрал магенты, добавил голубого.

Решив, что на данном этапе кожа для меня кажется самой нейтральной (посмотрев cmy-значения), перехожу в Lab.



В Лабе корректирую гамму в тёплую сторону, которая мне кажется более подходящей для снимка, и усиливаю цветовые вариации, попутно слегка увеличив контраст в нужных местах.


6. Добивки и улучшения.

Вот тут обычно начинаются итерационные повторения некоторых предыдущих шагов и необязательные действия.

В первую очередь, обычно я усиливаю глаза:



В первую очередь потому, что считаю для портрета глаза крайне важными.

Во вторую потому, что глаза мне нравятся, а после Лаба из них иногда получается что-то совсем сказочное (обязательно будет в следующих сериях)!


Далее возвращаюсь в RGB и провожу дополнительную цветокоррекцию:



Такое желание у меня возникает постоянно, особенно если отвлекаться от снимка на 5—10 минут, чтобы глаз отвыкал от текущей цветовой гаммы.


Еще дополнительный контраст и яркость на глаза и губы:



Так я старался распределить внимание между губами и глазами.

В этот раз я не очерчивал лицо дополнительным контрастом на волосах, так как посчитал имеющийся достаточным.


В итоге мы имеем контрастные губы и глаза на относительно ровном лице, очерченном волосами.

В глазах остались холодные тона, что является дополнительным контрастом на фоне тёплого снимка.

Также, понятно, глаза — самая резкая область снимка.


В принципе, такое состояние снимка меня на данном этапе обработки на сегодня устраивало.

Что, конечно, не отменяет того факта, что, увидева снимок послезавтра, я захочу его переделать. :)


7. Сохранение и экспорт.

Пристально смотрим на снимок и чистим последние мелочи:



Тут я чуть подравнял тени в глазах и ещё всякие неровности.


Теперь перевожусь в 8-битный режим, сохраняю в джпег, уменьшаю и сохраняю в джпег для сети, уменьшаю и сохраняю в джпег для вконтакта.

Поднимаю из недр слоёв первоначальный вариант и делаю картинку-сравнение before|after:



На этом обычно процесс считается законченным.


Уходит на это от 15 минут до «пока не заставишь себя закончить уже наконец» .

Связано это с тем, что некоторые корректирующие действия могут повторяться то тут, то там в процессе обработки, если покажется, что возникла такая необходимость.

Например, иногда появляется желание пройтись бёрном/доджом по лицу уже после финальных добивок и улучшений, дабы сгладить возможно ставшие местами излишне контрастные тени на лице. Или убрать прятавшееся до этого пятнышко на коже.

Тут уже главное — вовремя задавить свой перфекционизм и всё-таки закончить работу со снимком. :)


На этом на сегодня всё.

В следующем выпуске мы приступим к подробному разбору пунктов по порядку, с размышлениями о том, что и почему я делаю.


Так что в комментах принимаются жалобы, пожелания и предложения по тому, что было бы интересно услышать и что стоило бы подробней развернуть.

До новых встреч!
Вконтакте
Одноклассники
Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 24.07.09 14:07 | ответить | цитировать # 60


Кому: Govard, #9

> Мракор. А реально ли вытянуть фотки 1984 года до современного (ну почти) уровня? Сохранились лишь негативы, да и те поцарапаны очень не слабо.

Плёночная фотография даже против цифровой мыльницы - унылое говно.

Ничего там не вытянешь, камрад - снимки всё равно будут нерезкими, мутными, поцарапанными и с пылью, плюс с фотошопом намучаешься.

Перевести в цифру, чтобы не возиться с плёнками - это полезно, но приличного качества добиться нельзя, исходный матерьял не позволяет.


Goblin
отправлено 24.07.09 18:23 | ответить | цитировать # 88


Кому: KSergey, #63

> Плёночная фотография даже против цифровой мыльницы - унылое говно.
>
> Сказал - как отрезал.
> Ну просто любопытно на фоне высказываний апологетов. Не для спора пишу, разумеется.

Когда говорят про охуенность плёнки, говорят про плёнки с форматом кадра 6х6 сантиметров.

Естественно, про новые, как следует проявленные, а не про плёнки двадцатилетней давности.

И, конечно, отсканированые в Японии.

Узкие плёнки с форматом кадра 24х36 - вообще не обсуждаются.

Что же до апологетов - нехай дрочат на здоровье, им никто не мешает.


Goblin
отправлено 24.07.09 18:25 | ответить | цитировать # 90


Кому: DSS, #74

> Плёночная фотография даже против цифровой мыльницы - унылое говно.
>
> Дмитрий Юрьевич, ну зачем Вы так?!

Это факт.



cтраницы: 1 все комментарии

Правила | Регистрация | Поиск | Мне пишут | Поделиться ссылкой

Комментарий появится на сайте только после проверки модератором!
имя:

пароль:

забыл пароль?
я с форума!


комментарий:
Перед цитированием выделяй нужный фрагмент текста. Оверквотинг - зло.

выделение     транслит



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк