Про игру Heavy Rain

10.05.10 | taroBAR | 147 комментариев »

Игры



Уже десяток лет играю на персональной ЭВМ. Время, проводимое за геймпадами Sega Mega Drive, SNES, PS1 и Dreamcast осталось в глубокой юности, граничащей с детством. В связи с этим консольные игры до недавнего времени ассоциировались с чем-то мимолетным и несерьезным. Но «приставочные» мегакорпорации выдумывают все новые консоли, контроллеры, сервисы, финансируют эксклюзивные проекты.

Корпорация Nintendo пытается убедить нас, что мимолетность и весёлость — это как раз то, что мы ждем от игр. Вкупе с эффектом «Магазина на диване» и оправданием чревоугодия имеем самую продаваемую непортативную консоль прошлого (зачеркнуто) текущего поколения. Корпорации Sony и Microsoft в это время меряются эксклюзивами, стараясь убедить игроков, что именно их игры круче, глубже, красивее. (правда, лавры создателей Марио способствуют-таки появлению хватательно-махательного управления и дилдо-контроллеров на Xbox 360 и PS3 соответственно).

Ещё во время появления Gears of War и Mass Effect автор стал что-то подозревать. Потом эти игры портировали на ПК. Вышел S.T.A.L.K.E.R. и продолжение к нему. Ожидание и установка патчей к симулятору Чернобыльской зоны отчуждения помогали скоротать время до порта GTA 4 и других мультиплатформенных блокбастеров.

При этом из всех отсмотренных роликов, посвящённых играм грядущего, мало что впечатлило так, как первая демонстрация геймплея Heavy Rain на незнакомом французском языке. Отчаянная беготня испуганной девушки от таксидермиста-женоненавистника смотрелась отлично. Полностью нелинейное действо, множество мелких деталей. Да и махать геймпадом здесь предлагалось не для того, чтобы похудеть, а в целях выживания, пусть и виртуального. Именно выход этой игры (наряду с валом других эксклюзивов) послужил окончательным поводом к покупке PS3.









Разработчик Heavy Rain (далее HR) — французская компания Quantic Dream, построившая такие игры, как Omicron: The Nomad Soul и Fahrenheit, которая известна в Оплоте Демократии под оперативным псевдонимом Indigo Prophecy. В Omicron поиграть не довелось, чужие мысли в вольном пересказе излагать не буду. А вот Fahrenheit, идейная основа HR, в далёком 2005-ом отнял у меня весь субботний день. На коробке с игрой красовалась надпись: «Жанр – интерактивное кино». Игра начиналась с ритуального убийства в туалете нью-йоркской кафешки, и уже с первых минут бросала в гущу страстей. Главный герой, очнувшившийся над трупом с окровавленным ножом в руках, лихорадочно избавлялся от орудия убийства и смывал с себя кровь. Поскольку геймпада у меня тогда не было, диковинное управление пришлось постигать на клавиатуре и мыши. Чтобы вытереть лужу крови на полу, нужно было совершать ритмичные возвратно-поступательные движения мышкой, в то время как герой на экране орудовал шваброй. Затаскивать тело в кабинку приходилось под ритмичное долбление по клавишам, дабы усилия горе-убийцы и игрока были соразмерны.

Ещё один нюанс – почти все сцены игры шли в реальном времени, и зевать было некогда. Если слишком долго возишься с трупом, в направлении туалета двинется полицейский, сидящий до этого за стойкой и беседующий с официанткой. Для пущего «саспенсу» экран разделялся на две части, и виртуальный режиссер показывал неспешно идущего по направлению к нам служителя порядка. Последним ударом, уже ниже пояса, было то, что главный герой в игре не один, и буквально спустя десять минут после эпизода, где надо управлять убийцей, игрок в роли двоих полицейских осматривает всё тот же сортир, разыскивая спрятанный нож. И так — всю игру. Единственное «но». На коробке с игрой нужно было писать не «интерактивное кино», а «интерактивный Lost». Ибо в основном сюжете фигурировали дети индиго, жрецы майя, а также живой искусственный интеллект, рассекающий в прикиде героев фильма Трон. Не было, пожалуй, только тамплиеров и мирового еврейского заговора.

В HR всему этому бреду места не нашлось. На экране разворачивается интерактивный психологический триллер про маньяка, а также нескольких одиноких и несчастных людей, волею судьбы связанных друг с другом. Это как гремучая смесь фильмов «21 грамм» и «Семь», где в отличие от них каждая сцена может быть сыграна по-разному. Вместе с тем, все лучшие черты «Фаренгейта» тут достигли каких-то космических масштабов.







Игровой процесс имеет две составляющие. Первая – исследование локаций, на которых есть множество интерактивных элементов (порой, совсем необязательных). Будь это притон или квартира, свалка или больница – количество мелких деталей зашкаливает. Естественно, не с каждым предметом можно взаимодействовать, но это скорее плюс, иначе вдумчивое изучение комнат, офисов и пустырей превратилось бы для игрока в очень масштабную задачу. Пример — первая же сцена. Находимся в доме одного из героев. Задача — просто скоротать время, пока жена и дети вернутся из магазина (игра, естественно, идет в реальном времени). Можно поработать в саду. Можно послушать музыку или посмотреть телевизор. Можно глотнуть соку или поставить кофе. Можно поиграться с радиоуправляемой машинкой или почитать книгу. Можно просто постоять на балконе, виртуальный оператор мастерски покажет окрестности. Можно, в конце концов, сесть за стол и начертить проект дома… не успел, к дому подъехала машина.





Второй элемент — интерактивные ролики на движке игры. Это может быть простой диалог, игра с детьми, приготовление еды, танец, игра на рояле, драка — в общем, что угодно. При этом переход от непосредственно исследования локаций к роликам не то что незаметный, а неосязаемый. Режиссура мастерская, планы зрелищные, у каждой сцены свое настроение. Во время роликов на экране загораются кнопки, которые необходимо вовремя нажимать или удерживать. Механика знакомая — в God of War или Resident Evil 5 частенько заставляют делать то же самое.





Но есть два момента, которые переворачивают привычные представления о QTE (Quick Time Events) с ног на голову. Во-первых, в HR зачастую загораются несколько кнопок. Бежать направо или налево, ударить противника настольной лампой или швырнуть в него стул, спасти человека или обречь его на мучительную смерть – решать приходится мгновенно. Во-вторых, если что-то нажать неправильно, нет необходимости ничего переигрывать, сцена просто будет разворачиваться не в вашу пользу. Механика таких масштабов была, пожалуй, только в замечательной игре Shenmue на скоропостижно скончавшейся приставке Dreamcast.

Из этого вырисовывается главная особенность — невозможность проиграть. Любое твоё действие, каким бы оно ни было, приведёт к финалу. К какому — уже другой вопрос.

Те, кто играл в Fahrenheit, узнают в HR много знакомых деталей. Особенно видна преемственность в сюжетном плане: вместо понижения температуры за окном — постепенно усиливающийся дождь. Управление стало ещё логичнее и стремится в максимальной степени передать ощущения персонажа игроку. Почти все простые действия совершаются правым стиком. Если надо сотворить что-нибудь ловкое (жонглирование шариками, к примеру) — последовательно давим кнопки, загорающиеся на экране. Наконец, действия, требующие силы, или резкие движения заставят размахивать самим геймпадом, либо методично долбить по одной клавише. Также периодически приходится зажимать и удерживать несколько кнопок (иногда шесть-семь). Это крайне непросто, но когда видишь на экране вымокшего до нитки агента ФБР, в этот самый момент карабкающегося по глинистому склону, понимаешь, что жизнь у него тоже не сахар.

Игра мастерски передает не только физическую сложность каких-то действий. Самое удивительное в HR – настроение и способность транслировать его прямо в мозг. Страх, ненависть, неизвестность, иногда радость. Во время тревоги все элементы лаконичного интерфейса трясутся и подпрыгивают, периодически выпадая из фокуса — чтобы понять, какую кнопку жамкать следующей, надо как следует приглядеться. Отличная музыка всегда подчеркивает состояние героя и настроение сцены. Даже привычная вибрация джойстика здесь всегда попадает в десятку. Шкала психологического состояния из интерфейса Fahrenheit в HR не требуется – она на кончиках ваших пальцев.





Про качество картинки выразительнее всего говорят скриншоты. Вообще, сравнивать графику HR с другими играми не очень уместно. Это очень концентрированная игра, не sandbox с квадратными километрами однообразного ландшафта, и даже не шутер. Действие зачастую происходит в одной-единственной комнате. Но в этой комнате будет всё, что бывает в нормальных комнатах, каждая мелочь. Более того — всё будет живым и натуральным.







Как и все последние игры на PS3, HR локализована. О качестве перевода судить не берусь, но озвучка добротная, понравилась. При желании можно включить английскую речь с субтитрами.

Для порядка — пара слов о недочётах. При том, что камера в роликах работает отлично, во время самостоятельного перемещения по локациям игра иногда показывает не то, что нужно. Есть спец. кнопка, меняющая план, но и она не всегда помогает. Логичнее всего было бы повесить на неё вид от первого лица. В некоторых сценах, (например, сбор улик за агента Нормана) вышло бы гораздо удобнее. Хотя кинематографичность, конечно, была бы уже не та.

В некоторых эпизодах чувствуется лёгкая нелогичность повествования. Не всегда понятно, почему герой оказался именно тут, как он узнал определённые вещи, и т.п. Но самое смешное, что после трёх прохождений понимаешь — с логикой повествования, в общем, всё нормально, просто некоторые сцены воспринимались странно в рамках именно того, первого прохождения, в котором о персонажах узнаёшь далеко не всё. Так что даже и не знаю, достоинство это или недостаток.

Собственно, цена за свежекупленную консоль уже наполовину отбилась. Если у тебя тоже есть PS3, не вполне ясно, зачем ты всё это читал — наверняка игра уже пройдена. Выход Heavy Rain считаю событием, после которого удержаться от покупки «хлебницы» стало практически невозможно. Даже если игры тебя давно ничем не удивляют, но ты всё ещё уважаешь отлично рассказанную историю, лучшей причины для стремительного забега в магазин не найти.

P.S. Просьба к камрадам. Постарайтесь не спойлерить в комментариях. В статье ни слова не сказано о сюжете, и это неспроста. Он действительно отличный и непредсказуемый.

Сайт игры

Ролик:


Купить на OZON.ru с доставкой по России:




Консоль PlayStation 3 Slim

Специальное издание игры Heavy Rain

Стандартный вариант игры Heavy Rain

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 11.05.10 01:54 | ответить | цитировать # 14


Кому: WaLEX, #13

> Пипец. Это слишком жестоко. ПС3 эксклюзив так рекламировать.

[смотрит мутными глазами]

Не покупай да не играй.

В чём проблема?



cтраницы: 1 все комментарии

Правила | Регистрация | Поиск | Мне пишут | Поделиться ссылкой

Комментарий появится на сайте только после проверки модератором!
имя:

пароль:

забыл пароль?
я с форума!


комментарий:
Перед цитированием выделяй нужный фрагмент текста. Оверквотинг - зло.

выделение     транслит



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк