В последнее время что-то полюбил я игры малого калибра. Которые по сравнению с изделиями RockStar, Epic и Blizzard — примерно как рассказы Зощенки рядом с литературными монументами Толстого Л. То бишь, нечто легкоусвояемое и зачастую восхитительно остроумное, не требующее героических усилий для прохождения и в то же время пробуждающее от спячки отделы мозга, последний раз напоминавшие о себе ещё в школьно-университетские годы.
Про несколько таких компактных достижений игропрома я в рамках проекта Опергеймер уже упоминал. И в комментариях буквально к каждой заметке подобного рода меня призывали сказать пару слов про игру Crayon Physics Deluxe. В результате образовалось подозрение, что игра, возможно, и впрямь хороша, раз уж незнакомые друг с другом люди так настойчиво её рекомендуют. Вот — наконец, прильнул. Это понятно, что проект увидел свет в январе, а потому кроме меня все его уже, как говорится, схавали и в туалет сходили — ну да чего уж теперь. Лучше не туда, чем никуда. Лучше не тогда, чем никогда. Возможно, есть кроме меня и другие деятели, которые по причине трудов праведных упустили из виду главное событие прошлой зимы — выход игры про любовь красного яблочка к жёлтой звёздочке. Данная "новость" — специально для них.
Игры различных жанров и авторства заточены под выработку самых разных эмоций. Doom 3 сделан, чтобы при прохождении вызывать приступы ужаса, Syberia — чтобы будить исследовательский азарт, "Морпех против терроризма" — чтобы жечь сердца гордостью за Отечество. А вот запустив демку Crayon Physics Deluxe, я почувствовал совсем удивительное, в других компьютерных играх лично мне никогда не встречавшееся. Почувствовал, что стал младше лет этак на двадцать пять. То бишь, ощутил себя ребёнком, возраст которого можно исчислить пальцами одной руки! Которому крайне интересно, что будет, если бросить кирпич в лужу. Или пустить монетку вниз вдоль поручня эскалатора метро. Или сунуть палец в гудящий вентилятор.
Уже в советское время существовали приспособления, удовлетворяющие детское любопытство именно такого рода — различные пинболлы, настольные теннисы, игрушечные рулетки и много чего ещё. Но Crayon Physics лучше. Потому что в нём ты не только игрок, но и в некотором роде творец. Графически игра выполнена в ключе "рисунки пятилетнего", но все эти картинки — живые. Т.е. объекты на них движутся и взаимодействуют, причём лично ты лёгким росчерком указателя мыши способен по своему хотению добавить в систему вообще что угодно. Речь, разумеется, не про то, что оживёт слон или мама, но нарисованный мячик по нарисованной наклонной плоскости покатится обязательно, и маятник будет качаться, и верёвка удержит груз, и много чего ещё произойдёт интригующего. А это значит, что можно без посторонней помощи сделать ездящий на колёсиках паровоз с вагончиками, например.
В игре StarCraft и т.п. пользователь наделён возможностью создавать в рамках тамошнего мира некие предметы и объекты, но их внешний облик и характеристики заранее придуманы авторами продукта. А вот в игре Spore, как и здесь, творчество заключается не только в выборе тактики победы, но и в создании неповторимых творений собственных рук. Которые, в свою очередь, определяют дальнейшую тактику. Зачастую компьютерным играм приписывается "отупляющий" эффект — мол, человек следует шаблонным схемам, заложенным разработчиками, и через это лишается навыка фантазировать самостоятельно. Если подобное и имеет место в действительности, то уж точно не вследствие CPhD. Тут даже некоторые уровни из туториала можно проходить разными способами, а дальше будет наверняка круче.
Чем ещё мне нравятся маленькие игрушки — они зачастую минималистично-условны по части графики (как раз чтобы быть маленькими и дешёвыми в разработке), и потому стиль преобладает над технологическими достижениями. Разумеется, речь не про всё подряд, а про лучшие образцы. Тут как раз тот самый случай — движущиеся карандашные рисунки "точка-точка-огуречек" на мятой бумажке вызывают просто щенячий восторг. Ну и музыка, считаю, не подкачала — я играл часа три, не выключая.
Забацал игру ровно один человек, известный как Petri Purho. Отражение маэстро в мониторе можно лицезреть здесь:
Говорят, идея Crayon Physics не оригинальна — бывало, мол, и покруче, и пораньше. Но создать вот такое, широко известное, и между делом отожрать в прошлом годе главный приз на Independent Games Festival (а это, между прочим, $20000) смог почему-то именно Петри. Мега-игра World of Goo получила там, к слову, мелкий призёныш всего на $2500. А ведь World of Goo — мягко говоря, шедевр.