Будучи в некоторой степени знаком с современными российскими играми о Второй мировой войне, наблюдаю странное – большинство оных изготовлены качественно и со знанием дела. В отличие от синематографа, где на один фильм "Мы из будущего" приходится тьма-тьмущая "Штрафбатов" и прочего паскудства, в послужном списке отечественных игроделов числятся вполне адекватные "Блицкриг", "В тылу врага", "Вторая мировая", и последний шедевр — "Операция Багратион". Всё это стратегии с продуманным геймплеем, а главное – с неплохой историко-патриотической составляющей: тут вам и тщательно, до мелких подробностей, смоделированная военная техника, и воссозданные карты боёв, и историческая справка, и запечатлённые подвиги наших дедов и прадедов. В жанре симуляторов радует глаз и слух признанный шедевр "Ил-2: Штурмовик" и множество его аддонов. Яростно куроча джойстик, игроки раз за разом пытаются повторить подвиги Кожедуба и Покрышкина, уничтожая самолёты Люфтваффе.
Короче, странно — то ли среди людей, занятых в игровой индустрии, слишком мала концентрация настоящих Творцов, то ли деньги, выделяемые на загаживание мозгов юных граждан родной страны, попадают не в те руки. Загадочная, в общем, ситуация.
В то же время есть и определённые проблемы. Например, почти полностью отсутствует горячо любимый подавляющей частью лиц мужского пола жанр экшен. Отечественные шутеры про войну — в серьёзном дефиците. Фантастический "Восточный фронт" от Бурута, недавний стелс-экшен о буднях советских разведчиков "Смерть шпионам" от 1С — вот вроде и всё. Такие дела. Остаётся искать импортные аналоги. Благо за кордонами жанр разработан богато – от выходящих едва не каждый месяц трэш-поделок до мега-шедевров навроде "Call of Duty", "Medal of Honor" и "Brothers in Arms", в коих присутствует и драма, и экшен, и прекрасно поданная история. Одна беда — главными герои в них, за редким исключением, являются бравые морпехи США или ещё кто-то из союзных армий.
Одной из таких игр является отнюдь не новая, но от этого не менее интересная Day of Defeat (коротко — DoD).
В 2001 г. группой энтузиастов был собран мод на первый Half-Life. Он представлял собою сетевой командный шутер от первого лица, посвящённый бойцам США/Великобритании, дерущимся с солдатами Вермахта. Создатели в то время находились под впечатлением от фильма "Спасти рядового Райна", а потому перенесли события в Европу, и позже без зазрения совести пользовали в моде звуки из самой картины. Игра обрела популярность, и уже к 2003 г. команду пригрела Valve, которая и определила судьбу проекта — DoD стал распространяться через Steam, а в 2005 г. вышла его новая модификация на движке Source.
Как и в более ранних версиях, упор в Day of Defeat: Source сделан на командные действия. В наличии шесть классов персонажей: стрелок, штурмовик, боец сил поддержки, снайпер, пулемётчик и гранатомётчик (Rocket). Каждый имеет основное оружие, определяющее стиль игры. При замене оружия на поле боя происходит и смена класса: надоело быть снайпером — хватай остывающий автомат, и вперёд, в атаку. Цели в DoDS’е достигаются строго совместно: захват флагов, минирование и защита объектов — всё это в одно жало не исполнишь. Обычное набивание фрагов здесь никому не нужно, разве что для статуса – специально для героев-одиночек прикрутили медальки за личные достижения. Убил, скажем, полторы тыщи вражин из винтаря – получай почётный значок "чемпион-винтовочник". В остальном очки присуждаются лишь за пользу, нанесённую команде: защитил окоп, взорвал танк противника – глядишь, уже и первый в списке лучших.
Сбалансирована DoDS очень аккуратно. Сильные и слабые стороны есть у каждой из сторон: к примеру, у Союзников оператор винтаря носится с полуавтоматической М1 Garand, а немецкий зольдатен бегает с более мощной, но требующей ручной перезарядки K98k. Похожая ситуация и с пулемётчиками.
У каждого оружия есть альтернативный режим. Например, из пулемёта невозможно стрелять на бегу — отдача уносит дуло вверх, но установленный на сошку агрегат лупит точно в цель. С помощью винтаря можно радовать супостата винтовочными спецгранатами, которые весьма удобно бросать за угол. Визуально игра сейчас выглядит не то чтобы по последнему писку моды, но всё-таки отлично:
Уделено большое внимание различным мелочам, всякие объекты и предметы тех времён – просто на ура. Карты сражений изготовлены с оглядкой на реальные события (подробнее можно почитать, например, тут ). Отлично проработана окружающая обстановка: форма солдат, оружие, техника — всё как из учебника истории. Мелочи соблюдены даже в экипировке – например, если боец-союзник в качестве оружия ближнего боя применяет нож, солдат Вермахта предпочитает бегать с сапёрной лопаткой:
Вся эта красота не тормозит даже на относительно старых компьютерах пяти-шестилетней давности.
Хочется замолвить доброе слово и о звуковой составляющей. Каждый ствол, разумеется, озвучен индивидуально. В то же время великолепно реализована система голосовой связи: клавишей "V" в сочетании с цифрами разве что табачку у товарища попросить не удастся, всё остальное — пожалуйста. Ну и, конечно же, присутствует обычное голосовое общение сквозь микрофон. Благодаря этой функции можно пережить немало весёлых минут — если, например, за Вермахт начинают играть сами немцы или, к примеру, евреи. Слушать ни тех, ни других в чате просто невозможно.
Карты сделаны со знанием дела — провесов в стиле контр-страйка, когда одна сторона имеет значительное преимущество перед другой, практически не наблюдается. Одновременно могут биться до 32 игроков, и если народу много, это сильно влияет на происходящее. Если в бою 5 на 5 можно выиграть за счёт скорости игры, при 16 на 16 разворачивается самая настоящая позиционная война: снайперы обстреливают всё, что движется, пулемётчик уютно гнездится на выбранной позиции, поливая свинцом изрядный сектор карты, бои ведутся буквально за каждую пядь землицы, за каждую ямку и укрытие. Тут уж, действительно, без крепкого командирского слова и слаженности команды – просто никуда.
Есть у игры и свои минусы. Командная тактика подразумевает, как ни парадоксально, наличие команды, а бывает – залезешь к «одиночникам» и ждёшь, пока карта сменится или админ проснётся, чтоб её сменить. Steam помогает в борьбе с читерами, но в то же время угнетает неспешными взаимоотношениями с серваком, а также нудной закачкой обновлений. К тому же всегда есть шанс потерять код доступа к серверу, и его придётся покупать заново. Присутствуют баги в движке: застревание в стенах, падения сквозь текстуры, вездесущие тени, левитирующие трупы. Интернет-канал потребуется довольно толстый – при скорости меньше 256 кб/с можно даже не дёргаться. Но положительного впечатления по итогам знакомства с DoDS все эти особенности испортить не могут.
Day of Defeat позволяет воскресить те самые чувства, которые присутствовали в детских «войнушках» с пластмассовыми пистолетиками. Очень хотелось бы, чтобы и наши разработчики сделали что-нибудь этакое, только желательно – на более близкую нам тематику. Благо, простор для творчества фактически безбрежен.
> К тому же всегда есть шанс потерять код доступа к серверу, и его придётся покупать заново.
>
> Не понял, какой код, к какому серверу?
> Или речь идет про код на коробке?