Ранним утром, в субботу, экипаж в составе камрада zuhel и меня, на огненно-красном mini выдвинулся за черту города Москвы в направлении деревни Черноусово. Так сказать, навстречу фотоконкурсу «Автопортрет». Накануне некоторое время дискутировался вопрос — а во сколько, собственно, выезжать, чтобы не попасть в дачные пробки? Приняли решение отправиться в 4-5 утра, трезво рассудив, что даже если и попадём в это время в пробку — будет об чём потом рассказать. Выехали уже ближе к 6 утра. И оказались очень правы.
В пробку, понятно, не попали, обрадовались и рванули по шоссе М2 на Тулу, в каковую и прибыли ранним солнечным утром. Тула — город исключительно годный. Сразу же порадовал вывесками. Пиццерия «Подкрепицца» и кофейня «Прокофий» возбудили наш неподдельный интерес. Но в 10 утра все перечисленные и прочие городские харчевни были, понятно, закрыты. Учтивая продавщица в кондитерском магазине развела руками. Дескать — приезжайте ещё раз потом, не пожалеете.
Выбрались из Тулы голодными и пуще прежнего помчали в направлении посёлка Чернь. Сразу же за пределами населённого пункта Свободный Серп были остановлены сотрудниками ДПС. Гражданин zuhel, сидящий за рулём, команду остановиться выполнил немедленно. Синхронно заглушил двигатель, выключил музыку, а руки положил на руль, где и держал оные всё время, пока беседовал с учтивым сотрудником, извините, ГИБДД. Я аж крякнул от восторга, ну чисто как в Америках!
Идея так себя вести оказалась исключительно здравой. Камрад zuhel был в устной форме поощрён и одновременно избавлен от обязанности купить фотокарточку, демонстрирующую достоинства автомобиля mini в смысле достижения скорости в 96 км/ч. Вот что сознательность и крепкая автогражданская позиция животворят на дорогах страны!
В уже умеренном темпе добрались до посёлка Чернь. Поплутали несколько, в надежде найти нужный нам поворот. Взяли «языка» из местных, каковой и поведал некоторые детали дальнейшего маршрута. Был радушен, многословен, но неконкретен. В общем — всё, как любят иногородние автолюбители.
Ну да делать нечего, цель уже где-то неподалёку. Вернулись обратно на большую дорогу, выполнили поворот из Черни на Ефремов и домчали до деревни Коженка. В Коженке свернули в поле, промчали через лес, снова свернули в поле и через несколько километров добрались до места. Добирались, напомню, на mini, так что вопрос «а как там дороги?» считаю излишним. Дороги там есть.
Прибыли около полудня, припарковались у края автоэкспозиции и немедленно начали общаться с начальством в лице Михаила Красинца. Михаил вызывает в рядах интересующихся автовопросами граждан изрядные волнения. Обмен мнениями относительно его заведения приводит порой к острому вербальному противостоянию. Сам я экспертом в вопросах автоколлекционирования не являюсь, потому выступать с советами и рекомендациями «как надо» воздерживаюсь. А чтобы не переврать чего, умело записал самодельное видеоинтервью с Михаилом Красинцом. В трёх частях.
Честно говоря, какого-то особо гнетущего впечатления представленное в Черноусово собрание автомобилей и бывших автомобилей на меня не произвело. Хотя, конечно, мысль про автокапище и дума «как же хорошо, что я успел сюда приехать, пока есть на что посмотреть» — промелькнули.
Видимо, с одной стороны, погода краткосрочно порадовала, а с другой — объекты для фотографирования уж очень необычные. Парад форм, текстур и фактур. С другой стороны, многие детища советского автопрома среди меня рассматриваются как некие «штуки», не просто безликие предметы, а именно «штуки».
Я научился их распознавать, на некоторых даже успел покататься, что называется «при жизни» СССР. В музей на Рогожском валу наведывался не раз, чисто порадовать глаз. К современным автомобилям напрочь равнодушен, а вот какой-нибудь «Москвич»-403 могу рассматривать довольно долго. Просто так, для собственного эстетического удовольствия. Там какое-то такое всё штучное что ли. Шильдики, флажки, надписи всякие кириллические. Окраска двухцветная. Фары наивно-лупоглазые. Хром всякий с блеском. Лак и полировка.
А в таком «непарадном» виде, как в музее Авто-СССР, советские автомобили в Москве можно встретить нечасто. Если не сказать — очень редко. Полюбоваться на них мне было всё же интересно, не скрою. Специфический-фотографический такой интерес. Некоторое подобие распространённого ныне, как бы секретного фотоувлечения под собирательным названием abandon. Ну и важная деталь — контраст с окружающей природой. Природа вокруг, без всяких там преувеличений — дивная. Видно далеко, перспектива очень нарядная. Само собой и получается, что Черноусово — оно типа Стамбула. Деревня контрастов.
Сам Михаил Красинец производит впечатление человека занятого и осведомлённого о том, что про него говорят «в интернетах». Пока мы с ним беседовали, звучала мысль об том, чтобы я показал результаты своих съёмок такими, какие они есть, без оргвыводов. Я смело пообещал.
Что касается именно фотосъёмки: орудовал, как водится, камерой Nikon D700. Из объективов, сами видите, применял чаще всего автокусный широкоугольник в виде Nikkor 17-35mm f/2.8D ED-IF AF-S. Больше всего удовольствия получил от съёмки мануальной оптикой — Токиной-Бокиной 90мм с диафрагмой 2.5 и свежезакупленным в Японии, но у же бывшем в аккуратном употреблении телевиком Nikkor — 180мм при диафрагме 2.8. Фантастически работающие объективы. Постоянно возбуждают дикое желание снимать на самых открытых диафрагмах! Кроме них пользовал народный «полтинник» Nikkor 50mm f/1.4D AF.
Первым делом прошёлся по всем площадкам. Посмотрел где какие автомобили стоят, как плотно, что с чем сочетается по цвету. Поприседал, забрался повыше — вычленил выгодные ракурсы. Запомнил где какие планы снять: тут вот общий, а тут шильдик занятный, надо его крупно, в упор! Прикинул откуда куда светит солнце, что надо бы в контровом освещении поснимать, а что лайтдиском подсветить. Ну и «режимного времени» очень хотелось дождаться. Отложил видимокамеру, бросился к автомобилям с фотокамерой.
К сожалению, примерно через час после нашего приезда погода испортилась, глубокое синее небо заволокло невнятной серо-белой хмарью, а потом и дождь пошёл. Так что чудесные нижние ракурсы на широком уголке да с поляризационным фильтром проехали мимо меня. А так их хотелось «нащёлкать»! Придётся ехать ещё раз, не смог по тех.условиям сделать около половины намеченной работы. А кадры, как известно, в нашем деле решают всё!
А как мне самому отправиться в Черноусово и не заблудиться?
Из Москвы выруливаете по трассе М2 и, минуя город-герой Тулу (или с заездом в него), мчите до посёлка Чернь. После Тулы на шоссе обильно высадились мобильные патрули ДПС со своей фототехникой. Чуть ли не через одну деревню понаставили треног и торговали фотокарточками. Автомобилисты, видно было, разбирали их влёт. Так что не гоните, дорого может оказаться.
В Черни поворачиваете налево, ориентируясь на город Ефремов. Как только на Ефремов свернули — качество дорожного покрытия ухудшается. По ухудшенному дорожному покрытию мчите до деревни Коженка (в некоторых картах обозначена как Кожинка). Проезжаете поворот на Бортное. Через него, конечно, тоже можно проехать, но местные жители отсоветовали. Мол, дорога так себе. Как там всё было на самом деле — не в курсе, мы рисковать не стали.
Поехали дальше. В Коженке повернули направо. Поворот — второй от начала деревни, довольно большой и заметный. Домчали до развилки, дорога стала забирать вправо, по ней добрались до перелеска, как только из него выбрались — свернули ещё раз направо, в поле. Поворот сразу после перелеска, вперёд ехать не надо, поворачивайте сразу. По полевой дороге проехали до первой развилки, взяли левее и всего через 4 километра со средней скоростью 20 км/ч и прибыли в точку назначения.
Кстати, как видно, в автоэкспозиции Михаила Красинца представлен солидный автомобиль, принадлежащий, судя по номерному знаку, аж самому ТНБ! Потому и снимок такой духовный получился.
А вообще место меня настолько удивило, что не поленюсь организовать туда несколько летних коллективных автобусных фотозаездов. С экскурсией, практикой, самоваром и пловом в казане. Если кто коллективно не желает — сгоняйте туда индивидуально, не пожалеете. Пир для глаз!
> Но вот что удивляет... Камрад Оператор побывал в кондитерском магазине, но не купил свежий и вкусный пряник. А ведь мог бы купить и съесть... 8)
Голословно!
На обратном пути купили целый мешок: со сгущёнкой, с яблочным повидлом, со сливовым и ещё с чем-то. Пряники срубили быстро, теперь вот хочется ещё! Да, брали в магазине-музее, который рядышком с какой-то воинской частью и трамвайной линией. Забыл как точно улица называется.
Там же был изумлён ценником на самовар - 16.000 рублей!
> Автомобили на экспозиции представлены в основном изрядно проржавевшие, но при этом у многих блестящие, почти как новые бампера. Их отдельно что ли начищают?: