В Щелковском районе Подмосковья, близ села Душоново, уже в двенадцатый раз проводился военно-патриотический фестиваль «Душоновские маневры — 2010». По моим наблюдениям, в мероприятии приняли участие около трёхсот-пятисот человек из самых разных военно-исторических клубов.
На поле были представлены целые пласты исторических эпох: от раннего Средневековья до середины ХХ века. В одном строю стояли викинги с топорами и солдаты Красной Армии с «трёхлинейками». Лютая польская кавалерия, разбитные русские гусары, видные корниловцы, аккуратнейшие мушкетёры, суровые стрельцы и, конечно же, банда батьки Ангела, в рядах которой я и орудовал. Эти оказались наиболее подготовленными: шальвары, бескозырки, вышиванки, папахи, утиные картузы, «смерть председателю» и глечики с холодным пивом. В двух словах — трудовое селянство во всей красе!
Перед тем как перейти к публичному действу, все собравшиеся были приглашены на торжественное открытие фестиваля. Реконструкторы неровно построились на дороге посреди села, приезжие зеваки расселись по обочинам, местные зрители солидно кучковались у заборов. У памятника погибшим за Родину (установленного силами жителей и администрации на месте бывшего сельсовета, где сельчане собирались перед отправкой на фронт) провели недлинный митинг. Получили благословение местного батюшки, прослушали гимн России и направились на поле боя.
Кроме реконструкторов, фестиваль собрал под свои знамёна и уважаемых зрителей. Зрители на такого рода фестивалях нередко рассматриваются реконструкторами как неизбежное зло. Понятно, что про всех подряд речь вести не могу, но в этот раз почувствовал себя средь запущенного зоопарка. Причём не всегда было ясно кто с какой стороны решётки находится.
Конечно же, аномальная жара и разнообразной крепости спиртные напитки позволили многим собравшимся уже к полудню отдохнуть гораздо мощнее, чем было запланировано изначально. Часть культурно отдохнувших зрителей недопустимо ослабела, совсем немногие эдаким анахоретом реконструировали русских народных свиней, но были и настоящие богатыри, стремящиеся к подвигам и славе! Несколько забегая вперёд, докладываю: самые интересные сражения развернулись между фотографами и почтеннейшей публикой. Исход таковых, увы, был понятен заранее и без восьминога Пауля. Но буду последователен.
Прежде всего желаю упомянуть славные подвиги собратьев-фотографов. Многие, наверное, слышали, что успех или неуспех снимка может здорово зависеть не от объекта съёмки, а от фона, на каковом фигурирует этот самый объект. Нет фона — нет картинки. Одна из самых сложнорешаемых задач при фотографировании реконструкции — это выбор именно более-менее нейтрального фона. Чтоб без электрических проводов, пластиковых бутылок, новеньких корейских автомобилей и нарядно одетых детишек с чупачупсами в руках. Пока нужный ракурс подберёшь — семь потов может сойти. Но это когда «как для себя» снимаешь. Судя же по огромному количеству военно-исторических фотошедевров, размещённых в интернете, большинство нажимающих на кнопицу про такие нюансы и не задумывается. Да и правильно делают, нечего себе голову забивать. Это без сарказма, если что. Просто не всем оно нужно.
В Душоново всё было как обычно, за исключением совершенно необычной активизации самодеятельных фотографов. Вообще говоря, когда граждан с фотокамерами собирается в одном месте несколько, промеж них начинает действовать всякого рода этика. Например, не принято без острой необходимости толкаться, хватать руками чужую фототехнику или же болтаться в кадре, наполняя своей личностью так называемый «задник». Такого рода правила нигде не прописаны, потому возникает некоторое недопонимание. Всё же перечисленное скопом может обернуться (и регулярно оборачивается) любопытными событиями.
Сначала, конечно, зарвавшегося в фотоугаре предупреждают устно. Мол, товарищ Брессон, не затруднит ли вас изящно уйти вон? Брессон такую вежливую просьбу умело расценивает как личное оскорбление и, не сходя с места, парирует вполоборота типовой фразой «А чО такого?» И, как водится, гордо продолжает фотоохоту. Повторная просьба часто уже коллективна, свора как бы начинает гонять передовика фотопроизводства, а съёмка неуклонно переходит в эндшпиль.
Не раз наблюдал, как наиболее активные «репортёры» отхватывали звонкого пня от разозлённых коллег. Особенно смешно, когда перебранка становится групповой и переходит в неумелую драку. Часть собравшихся нелепо подпрыгивает, взмахивает руками, ругается и даже плюётся. Другая, более профессиональная часть, наблюдает поле брани в видоискатели. И цинично фиксирует. Про первоначальный объект съёмки помнят только наиболее тёртые светописцы. Со стальной выдержкой. С этими лучше даже взглядом не пересекаться. Забудешь зачем пришёл.
Но там дело молодое, то дева какая юная накосячит, а то и вьюноша-призывник с задатками. А тут на поле массово вышла «старая гвардия». Как положено — в седине, панамках, ременных сандалиях и с любимыми внуками. В тоталитарном СССР ругать и пинать граждан старших возрастов и детишек не обучали, потому сначала терпел, а потом веселился. Особенно радовали регулярные вопросы «Ой, а вы тут тоже снимаете, да?» с длительным замиранием перед камерой и серией новых вопросов про «и как вам этот объектив?». Дзен растренировал до невиданных высот.
Не подкачали и зрители. В момент, когда ряд фотографов-кустарей допетрил, что фигуры реконструкторов таки теряются на пёстром фоне зрительской массы, многие помчали на новые позиции. И удачно разместились между публикой и реконструкторами. В планы уважаемых зрителей, естественно, никак не входил детальный просмотр филейных частей мастеров репортажного дела. Посыпались задорные замечания и полезные рекомендации, удивлённые фотографы вступали в занимательную дискуссию.
Но силы были явно неравными. Зрители собрались с превосходящими силами и обратились непосредственно к замаскировавшимся посреди поля пулемётчикам с громогласной командой «По фотографам — огонь!» С этого момента всё бросил, снимать ничего не мог. Залёг и выл от нахлынувшего восторга. Фестиваль удался. И поснимал и посмеялся!
Не позабыл внести свою лепту в военно-исторический праздник и я: от невероятного напора духовности, прямо в бою, лопнули видавшие виды фотоштаны made in USA, не раз позволявшие запросто принимать удивительные позы в процессе съёмки. Штаны списал на происки врагов и личную молодецкую удаль. Как шепнул по секрету один знакомый французский кирасир — a la guerre comme a la guerre.
> А чем так ловко снимал/обрабатывал, что цвета настолько яркие и сочные?
Nikon D700, ширик 17-35 и механический телевик-фикс 180. Полярик, конечно. Вообще говоря, под таким солнцем большинство картинок получились с тенями там, где не надо. И только малую часть удалось снять в редкие моменты, когда на солнце набегала микротуча.