Игры жанра “симулятор” отличаются от игр любого другого жанра тем, что они не совсем игры. Развлекательная и даже соревновательная составляющая — не главное, что в них есть. Основное достоинство симулятора — достоверность. Есть такие люди — реконструкторы — интересующиеся воспроизведением исторических костюмов, событий, еды, языка и т.п. Есть и те, кто воссоздаёт боевую технику минувших эпох. Занятие увлекательное, но весьма и весьма накладное. Хочешь быть обладателем танкетки или биплана — продавай квартиру, как раз хватит на закупку материала и инструментов.
На радость любителям истории, дорожащим семейными гнёздами, изобретён персональный компьютер. Внутрь компьютера можно установить симулятор чего угодно — от козла до автопогрузчика, от камня до гоночного авто. Ну а если увлекаешься военной историей — разрешается, например, ощутить себя пилотом боевого аэроплана времён Второй Мировой.
Лучший симулятор летающей техники, на которой сражались деды и прадеды, а также их смертельные враги — это Ил-2 Штурмовик. Первая версия вышла в 2001 году и стала настоящей революцией в жанре. Нынешний продукт — Ил-2 Штурмовик: Битва за Москву — уверенно держит знамя лидера и стоит вполне вменяемых денег. Квартира при тебе, а ощущения — почти как в реале. Ключевое слово — почти.
Не так давно на Тупичке публиковался разведопрос с разработчиками Ил-2 Штурмовик. В нём авторы игры указывали на непреодолимые ограничения, мешающие виртуальному пилоту получше ощутить себя пилотом настоящим. Одно из главных различий — количество глаз. У человека чаще всего два глаза, а у персонажа компьютерной игры — как правило, один. В результате даже отличная трёхмерная графика не воспринимается как реальность в полной мере. Мириться с таким унылым раскладом приходилось на протяжении многих лет. К счастью, в последние годы технологии доросли до качественного сдвига в этом направлении.
В посёлке городского типа Москва, как многие знают, недавно завершилось мероприятие Игромир. Интересного там было немало — от крутейшего косплея и нового “железа” до пачки интересных игр, среди которых лично меня сильнее всего порадовали проекты Bound и Little Nightmares. Но самым ярким впечатлением стала, безусловно, связка “Штурмовика” и VR-шлема HTC Vive.
Начну с плохого. И это плохое — не об игре, а о шлеме. Шлему пока есть куда расти в плане количества подаваемых в каждый глаз пикселей. Жителю 2016 года, избалованному ретина-дисплеями и прочими плодами прогресса, представляется естественной кристальная чёткость везде, включая стереоскопические игры. А это, увы, пока не так. Надо ещё чуть-чуть подождать.
Второй тонкий момент — трудно поверить, но внутри альтернативной реальности нет ни клавиатуры, ни мышки, ни джойстика. Поэтому расположение хаток, кнопок, клавиш, а также их сочетания полезно помнить на ощупь. Если ты матёрый вирпил, проблем с этим наверняка не имеешь. Если летаешь не каждый день — будешь вынужден, как я, клянчить у тех, кто остался вне Матрицы — “пожалуйста, уберите закрылки”, “будьте добры, нажмите F2”.
Зато всё остальное — просто отрыв башки. Сплошные эмоции. Дистиллированный вау-эффект. Чёрт возьми, это сбылось! Я — Як-истребитель, мотор мой звенит, небо — моя обитель! И тот, который на стуле сидит, верит, что он — истребитель! Как не поверить, если кабина — вот она, приборы — вот они, крыло — вон там, а земля — далеко-о-о… Если поворот головы — это поворот головы, естественный и непринуждённый, именно такой, как в жизни (с поправкой на необычность обстановки). Трекир (устройство слежения за взглядом) даёт отчасти похожие впечатления, но скромнее раз в пять.
Шлем достаточно лёгок, на башке стандартного размера и формы сидит хорошо, жить в нём вполне комфортно. Когда внутри VR появятся руки игрока, и он сможет корректно взаимодействовать ими с окружением, многих жителей нашего мира мы потеряем навеки.
VR-режим вряд ли сильно заинтересует, если главная твоя задача как виртуального пилота — унижать и наказывать. Вражеские самолётики летят далеко, стереоэффект на них не отражается практически никак, а целиться куда удобнее одним глазом. Главная радость — это степень погружения в мир игры. Осознание габаритов, объёмов и расстояний. Реальность дана в ощущениях, а большинство ощущений мы получаем сквозь глаза. Оба глаза дружно уверяют — хозяин, офигеть, да оно ж всё настоящее! Как это ты тут оказался?!
Наслышан о неприятных эффектах, вызываемых VR-устройствами — тошнит, мол, и всё такое. Ну, кого-то и от квейка тошнит, тут всё индивидуально. Никаких интересных результатов добиться не удалось, весь обед остался при мне. Первые пару минут после помещения шлема на голову мозг адаптируется к внезапно появившемуся мелко-сетчатому пейзажу, затем чувствует себя хорошо. Кстати, вирпилу-новичку VR будет очень полезен, потому что при взлёте и посадке (а это первые преграды на пути неофита) расстояние до ВПП угадывается куда легче и уверенней — как по горизонтали, так и по вертикали.
Резюме: очень круто. Но пока не для всех. Любишь истребители или штурмовики, сидя в которых, надо тщательно следить за мелкими активными удалёнными объектами — возможно, придётся летать с маркерами (это когда компьютер тебе подсвечивает друзей и врагов), что не каждому нравится. Любишь бомбардировщики — тебе сюда. Машина громадная, рассматривать её интересно, управлять можно и пилотом, и штурманом, и стрелком-радистом. Гораздо острее, чем при взгляде в обычный монитор, ощущается контраст между утлым куриным насестом, где ты исполняешь воинский долг, и безграничностью враждебного опасного неба, из которого в любой момент может прилететь что-нибудь калибра 7,92, а то и 20.
Ну а если тебя, как и меня, прёт от самого факта присутствия в кабине боевой машины (кстати, разрешают порулить и танками тоже), если стремишься лучше понять ощущения и эмоции героев былых времён — не жалей кровных на игру и шлем. Вряд ли что-то другое за сопоставимые деньги принесёт тебе больше восторга. Полная поддержка HTC Vive и Oculus Rift ожидается ближе к декабрю, как раз к моменту, когда Дед Мороз начнёт комплектовать подарочные наборы для хороших мальчиков всех возрастов.