> не совсем понял, действительно предел мужского населения СССР призывного возраста составлял 16 млн?
> Что то не стыкуется. А какая была численность РККА к концу войны. В школе говорили около 10 млн, всего с учетом Ирана и ДВ.
>
16,5 млн. - это ПОТЕРИ призывных возрастов за годы войны, а конечно же, не их предел.
> Так наших военных погибло больше? Я не понял, почему 1 : 1.5 лестная цифра для нашей армии?
>
Потому что армия, которая прорывает хорошо подготовленную оборону противника, может нести большие потери, чем обороняющиеся. Это и объяснимо, и допустимо с точки зрения военной науки. Все же РККА большую часть войны наступала.
> Егор, спасибо за ролик, тем не менее регулярно слышу среди своих товарищей утверждения о том, что официальная цифра в 8,7 млн погибших военнослужащих сильно занижена, и дескать потерь именно военных было гораздо больше, что в совокупности с гражданскими даёт цифру чуть ли не в 40 млн.
>
> Об этом, пишут, например, здесь, ссылаясь на исследования Б. Соколова, А. Исаева и К. Александрова
>
> https://m.gazeta.ru/science/2011/06/22_a_3671157.shtml >
> Можете как-то прокомментировать, в чём правда, и есть ли она здесь вообще? Спасибо!
Я тоже считаю, что цифра в 8,7 занижена и об этом говорю в ролике. Есть недоучет за 1941 год, недоучет народного ополчения, а также пополнения, призванного на освобожденных территориях и погибшего до постановки на учет.
Что касается Б.Соколова, то обсуждать его 27 млн. военных потерь это просто несерьезно. Соколов - специалист по Булгакову, который уже 20 лет вбрасывает свои сомнительные цифры. Эти цифры активно распространяются политически ангажированными СМИ, но ни методики, ни документов за этими цифрами не стоит. Вот тут можно почитать здравый разбор соколовских цифр http://scepsis.net/library/id_1221.html. Характерно, что их отвергает и К. Александров, заявивший, что Соколов совершает ошибку в методике подсчета.
К. Александров настаивает на цифре в 15-16 млн. человек, основываясь на данных картотеки ЦАМО. Александров уверяет, что эти данные достоверны и все дублирования были устранены. Но, во-первых, устраняли их вручную, что вызывает сомнения. Во-вторых, мы уже неоднократно сталкивались с эпизодами, когда военнослужащий, который числится в картотеке пропавшим без вести, "находился", т.е. его возвращение в строй РККА после выхода из окружения или повторного призыва с освобожденной территории или освобождения из плена не нашло отражения по каким-то причинам в картотеке ЦАМО. По мнению Александрова, его данные коррелируют с фундаментальным исследованиям демографов Дарскова-Харькова-Андреевой, которые определили число потерь призывных возрастов в 16,5 миллиона человек. По Александрову получается, что все эти люди погибли в рядах ВС СССР. Но такого быть не могло, так как мужчины призывного возраста также умирали:
- в тылу, особенно большая смертность была в 1941-43 в местах заключения;
- на оккупированной территории, где против мужского населения часто велся первоочередной террор;
- в ходе нацистской политики выжженной земли, когда мужское населения первоочередно угонялось за немецкие оборонительные линии, чтобы его не смогли призвать в РККА;
- в блокадном Ленинграде и т.д.
Отдельно нужно сказать, что в призывные возраста входят 1924-1927, которые к началу войну были еще не призывными. Таким образом мальчики, погибшие в Бабьем Яре или блокадном Ленинграде, также входят в число потерь призывных возрастов. Исходя из этого мы никак не можем согласиться с Александровым.
Исаев дает взвешенную картину. С итоговым соотношением 1 к 2 можно согласиться, с той оговоркой, что против советских военнопленных велся геноцид.
> если оборону удалось прорвать и развить успех, то большие потери несёт обороняющаяся сторона. Именно по этому у нас основные потери - 1941-42 года, а у немцев 1944-45.
>
Конечно, если удалось прорвать. Но сначала-то ее надо прорвать.