На связи студия D63. Близится 23 февраля, поэтому сегодня расскажем про модель “лёгкого танка на колесах”, внесшего большой вклад в оборону Ленинграда в 1941-1944. Бронеавтомобиль БА-10 был разработан в конструкторском бюро Ижорского завода в 1938 году на модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА, у которого была укорочена рама, усилена балка передней оси, передняя подвеска оснащена амортизаторами от автомобиля ГАЗ-М-1.
Позволить себе выпуск бронемашин на специально разработанном шасси подобно французам и немцам Советский Союз, не имевший тогда развитой автомобильной промышленности, ещё не мог. Поэтому проходимость БА-10 оставляла желать лучшего. Однако были и достоинства — сильное для бронеавтомобиля вооружение из 45-мм пушки и двух пулеметов ДТ. Бронезащита была на уровне основного лёгкого довоенного танка Т-26 и уверенно держала бронебойные пули.
БА-10 стал самым массовым советским пушечным бронеавтомобилем. Их экипажи успешно сражались с японскими танками на Халхин-Голе, затем с финнами на Карельском перешейке. Бронеавтомобили активно применялись в Великой Отечественной, отдельные экземпляры дожили до конца войны и окончили её в Европе. Особенно активно они воевали под Ленинградом, так как Ижорский завод — их единственный производитель, находился рядом.
Характерный пример: по состоянию на 27 июля 1942 года в 61-й танковой бригаде насчитывалось 64 танка (63 Т-60 и 1 Т-26) и 23 бронеавтомобиля БА-10. Учитывая что лёгкие “мобилизационные” танки Т-60 имели 20-мм автоматические пушки, годные в основном для борьбы с неукрытой пехотой, бронеавтомобили с 45-мм танковыми пушками становились основной огневой мощью бригады.
Постройку модели бронеавтомобиля БА-10М вел мастер Роман Ярлыков. За основу взят пластиковый набор деталей от фирмы HobbyBoss, без сомнения лучший из доступных на сегодняшний день. Главным его косяком является то, что он скопирован с экспоната в музее города Паролла. А там стоит трофейный Ба-10А с финскими доработками.
Роман же строил именно советский БА-10М, который несколько отличался от Ба-10А. Основными отличиями были внешние бензобаки, которые крепились на задних крыльях и ряд других нюансов. Произведённые доработки в целом видны на фото.
Установлено множество новых заклепок и пулестойких болтов из полиэфирной смолы. Сымитированы недостающие сварные швы. Изготовлено множество новых деталей из проволоки и листовой латуни, в том числе задние крылья. Родная пластиковая пушка 20К и пулеметы ДТ заменены на металлические.
Внешний вид модели танка во многом определяют гусеницы, а для автомобиля это колёса. Родные колёса в наборе не совсем плохи, но все же были заменены на ювелирный шедевр — отдельный дополнительный набор из полиэфирной смолы, воспроизводящие изделия завода “Красный Треугольник”.
Вот итоговый результат до покраски.
Теперь кратко о покраске. Да простят нас читатели-моделисты, но фото промежуточных этапов не сохранилось. Сперва был нанесен грунт Motip из аэрозольного баллона. Затем, при помощи аэрографа — базовый защитный слой акриловой краски Тамия с замедлителем высыхания.
Дальше была кропотливая многоэтапная работа по нанесению зимнего камуфляжа. Перво-наперво модель была задута водорастворимым лаком для волос. Поверх него надут слой белой акриловой краски. Затем с помощью смоченных в теплой воде кистей разной жесткости белый цвет ободран до базового защитного.
Потом снова лак, белый цвет и его “обдирание”.
После этого по белой основе проведён стандартный набор тонировки масляными красками и жидкостями от AK interactive. Нарисованы сколы, потёки, применены художественные пигменты. В финале острые грани для придания металлического блеска натёрты графитом. При помощи специальной краской АК interactive добавлены потёки горючего.
Модель заняла 3-е место на общероссийском конкурсе DishModels в 2015 году.
Другие работы Романа можно посмотреть в его блоге.
Это древний набор от Звезды, вернее Восточного Экспресса, который потом Звезда перекупила. Вам как "человеку в теме" надо разъяснять его фундаментальные отличия в геометрии и деталировке, особенно шасси, каковые на исходной модели никак не исправлялись? Если надо, то вы себе сильно польстили насчет своей экспертности. Модель по вашей ссылке значительно ниже уровнем, это подтвердит любой кто занимался судейством и думаю даже сам её автор. Вдаваться в критиканство не хочу, каждая завершенная работа достойна уважения. Тем более и эту явно не вы строили.
Ага, правильно. Собрал ТАКОМовскую "Армату" из коробки (вот тут то как раз надо было "Звезду" брать, она точнее), сумел её аккуратно покрасить аэрографом, и начал высказывать своё авторитетное мнение о том, о чем понятия не имею. Бывает.
> как бы коллекции танков Второй мировой от «Звезды» в масштабе 1:100
Сотый масштаб это не столько модели сколько игровые фишки для настольных варгеймов от Звезды. Имеющим ограниченные финансовые возможности можно рекомендовать модели в 1/72.
> Модель отличная!, как то была тема один моделист исправлял косяки звездовского набора, там натуральный караул, пол корпуса под перепил, я так понимаю в модели этой фирмы все нормально с геометрией?
Совсем идеальныхнаборов деталей в природе нету. При этом человек с опытом шедевр может выпилить даже из старой Звезды.
Но если цель - боолее-менее дотошная копия с вменяемыми временными рамками, то конечно ХоббиБосс значительно проще и быстрее в доводке.
Хочу особо сказать, что нет совсем хороших или совсем плохих фирм-производителей. Есть хорошие или плохие модели (для сборки начинающим из коробки, опытный моделист может почти все до ума довести).
Например тяжелый многобашенный советский танк Т-35 от Звезды значительно дешевле и копийнее ХоббиБосса.
> Просто шикарно сделаны покрышки и диски. Как тонировали покрышки (особенно протектор) - расскажете?
Подробности теперь уже едва ли Роман вспомнит. Он кстати не интернетах с критиками ругается, а моделит. )
В целом - втирание правильно подобранного оттенка пигментов пальцем в протектор порой творит чудеса смотрибельности.