Если человек – русофоб, то это навсегда. Есть такая профессия – Родину не любить. А заодно и ее народ. Но не просто не любить, а не любить активно. Что и делает писатель, а заодно теле- и радиоведущий Виктор Ерофеев. Своими новыми откровениями, за что же надо не любить русский народ, он не устает делиться с завидным постоянством. Вот и вчера в Симферополе на пресс-конференции он обнародовал свежие умозаключения по этому поводу.
Главные враги русского человека — это присущие ему же самому апатия, энтропия и равнодушие. Собственно, ничего нового в этой формуле нет. Чем она отличается от традиционного «пьянство, лень и косность»? Ничем, только слова другие. Но тем не менее звучит относительно свежо.
При этом сразу же возникает вопрос. Ну а сам Виктор Ерофеев этим порокам не подвержен? Он – эталон, на который надо равняться? Очевидно, в собственном сознании он предстает именно таким. Итак, равняемся на Ерофеева и идем дальше.
Профессия такая у него – Родину не любить
Леонид Рудницкий
Справка KM.RU
Виктор Ерофеев родился в 1947 году в семье крупного советского дипломата, бывшего личного переводчика Иосифа Сталина. Ребенком жил в Париже. В 1970 году он окончил филфак МГУ, затем аспирантуру Института мировой литературы. Первую известность приобрел как литературовед после эссе о маркизе де Саде. В 1979 году со своими товарищами Василием Аксеновым, Андреем Битовым, Владимиром Высоцким и другими организовал самиздатовский альманах «Метрополь». Ерофеев — член исполнительного комитета Русского ПЕН-центра, Лауреат премии имени Владимира Набокова, кавалер французского Ордена искусств и литературы (2006 г.). Автор таких произведений, как «Русская красавица», «Жизнь с идиотом» и других. С февраля 1998 года — автор и ведущий телепрограммы «Апокриф» на канале «Культура».
Журналист, писатель, публицист
Если человек – русофоб, то это навсегда. Есть такая профессия – Родину не любить. А заодно и ее народ. Но не просто не любить, а не любить активно. Что и делает писатель, а заодно теле- и радиоведущий Виктор Ерофеев. Своими новыми откровениями, за что же надо не любить русский народ, он не устает делиться с завидным постоянством. Вот и вчера в Симферополе на пресс-конференции он обнародовал свежие умозаключения по этому поводу.
Главные враги русского человека — это присущие ему же самому апатия, энтропия и равнодушие. Собственно, ничего нового в этой формуле нет. Чем она отличается от традиционного «пьянство, лень и косность»? Ничем, только слова другие. Но тем не менее звучит относительно свежо.
При этом сразу же возникает вопрос. Ну а сам Виктор Ерофеев этим порокам не подвержен? Он – эталон, на который надо равняться? Очевидно, в собственном сознании он предстает именно таким. Итак, равняемся на Ерофеева и идем дальше.
Виктор Ерофеев призвал отказаться от попыток найти внешнего врага для русских людей: «Мы привыкли все сваливать на других — такая у нас историческая традиция,— заявил он.— Сваливали на царизм — говорили: «Сейчас освободимся — и у нас будет небо в алмазах». Потом о советской власти мы говорили, что она нам мешает. Потом валили все на лихие 90-е годы. Мы обвиняли во всем американцев, поляков, евреев. В Крыму тоже врагом назначали татар. И во всей нашей истории мы искали себе внешних врагов и думали, что наша жизнь озарится небесным светом, если мы с ними покончим».
Кто это «мы»? Если вы, г-н Ерофеев, говорите «мы», то это и вы в том числе. А если нет, то надлежит говорить «они». А то уж как-то больно по-советски получается, когда каждый считал себя вправе говорить за всех, ощущая себя же полномочным представителем всей страны.
Правда, если бы Ерофеев сказал «они», то тут же вызвал бы к себе пристальное внимание и интерес определенного свойства – а сам-то он кто таков? Нет, от лица всех говорить удобнее и убедительнее. При этом как бы подразумевается, что сам говорящий не таков – он выше, чище и лучше, он указует нам из недосягаемой высоты собственного совершенства на наши недостатки и тем самым дает понять, где на самом деле наше место. Не говорит, но ясно намекает – у параши.
Далее Виктор Ерофеев совсем затоковал и издал маловразумительный пассаж, понять который невозможно ни с какого разу, сколько его ни читай: «Мы очень мало занимались человеком и мало знаем о душе,— сокрушался Ерофеев.— Наши представления о человеке находятся на уровне французского просвещения XVIII века. Мы все — дети Вольтера и Руссо, даже если их никогда не читали. Вот потому, когда пришли лихие 90-е годы и оказалось, что вокруг бандиты, мы этому искренне удивлялись — как же так?»
После такого надо перевести дух и ощупать голову — цела ли, не вынесла ли из нее мозг сила печатного слова Ерофеева? Итак, еще раз, медленно и загибая пальцы. «Мы мало знаем о душе». Ладно. А кто знает много? Многие говорят, ее вообще нет. «Наши представления о человеке – на уровне французского просвещения 18-го века». А это как? Что такого особенного произошло в человеке с тех пор, чего мы не уловили? И так ли это важно? «Мы – дети Вольтера и Руссо». В каком это смысле? Они нас родили? Или чего? Помнится, когда-то Лев Лещенко пел, что мы – дети Галактики. Кажется, это из той же серии. Но там все-таки была песня и стих, а здесь – связная речь человека, претендующего на роль крупнейшего знатока (и критика) русской души. Понятнее надо бы выражаться, господин хороший. Хотя, когда на самом деле сказать нечего, непонятность – самое оно. «Мы удивились, что в девяностые вокруг были бандиты». Ну, во-первых, они и сейчас вокруг, только причесались и сняли кожаное рубище. А во-вторых – да, удивились. Где, к черту, работа правоохранительных органов? Почему они позволили этой нечисти расплодиться?
Не нравится Ерофееву также и то, что «в современной России «табуированы» три темы: порнографии, тема политической власти и тема Церкви. Тоскует маэстро по порнографии, он бы изобразил что-нибудь этакое, в стиле маркиза де Сада, о котором уже когда-то писал, да вот беда – табу. И по политической власти он вдарил бы – так опять табу. А так ведь славно было бы смешать ее с грязью. И плевать, что это очень и очень опасное дело – государство от безудержной критики политической власти может и развалиться. Ну а про Церковь – разговор особый. Активные сторонники православия, полагает Виктор Ерофеев, заслуживают сурового осуждения. «Я считаю, что после нашей великой русской литературы, которая позволяла себе быть свободной даже в религиозных проявлениях... процесс травли, который иногда встречается в России, – позорный. Мы живем в обществе неофитов, которые решили слишком по-неофитски защищать предмет своего восторга».
Секундочку, это, кажется, речь в защиту недавно осужденного собственного братца Андрея Ерофеева, который на пару с Юрием Самодуровым организовал антихристианскую и отчасти русофобскую выставку «Запретное искусство». «Так у них там вся семья такая?» — спросили бы раньше.
А вот более ранние русофобские цитаты из Виктора Ерофеева:
«Главным врагом России является ее собственное население. Пытка – ключевое слово русской жизни. Россия всегда, на протяжении всей истории, тиранила, мучила свой народ, издевалась над ним».
«Сегодня у России едет крыша. Она имеет огромные запасы нефти, но мало что умеет производить сама. У нее ядерное оружие, но отвратительные дороги. Она настаивает на своем могуществе, но она мало привлекательна для близких и дальних соседей. Эта огромная страна боится развалиться на куски».
«Сегодня Россия – идеологическая калека. Она не может понять, для чего она существует. У нее нет национальной идеи, способной объединить страну. Оппозиционеры считают русскую власть чекистcкой хунтой. Но чекисты по своей натуре – каратели, а не созидатели. В лучшем случае, они, как и подполковник Путин, способны выполнить оперативные, тактические задания, но у них нет стратегического ума».
Надо также заметить, что кроме телеканала «Культура», где Виктор Ерофеев ведет программу «Апокриф», он также имеет возможность нести свои «светлые» откровения людям в еженедельной программе «Энциклопедия русской души» на «Радио Свобода».
В марте 2009 года группа граждан обратилась в прокуратуру с просьбой проверить текст книги Ерофеева «Энциклопедия русской жизни» на наличие в нем элементов экстремизма и разжигания национальной розни. В заявлении были процитированы фрагменты из книги, являющиеся, по мнению подавших заявление, русофобскими. В частности: «Русских надо бить палкой». «Русских надо расстреливать». «Русских надо размазывать по стене». «Русские — позорная нация».