Как-то раз посетил с внезапной проверкой жаркие страны, в том числе и Киргизию. Перво-наперво, понятно, заехал в город Ош (о нём в другой раз), а оттуда — уже в гостеприимный Наукат. По слухам, Наукат — крайняя точка боевых заездов арабской конницы. Якобы именно там войска пророка дали последний бой, но потерпели поражение. На месте битвы стоит мазар, а возле него раскинулось кладбище.
Мусульмане не делают из покойников культа, не громоздят над своими трупами памятников. Роют могилу, внизу роют нору, в нору сажают покойника, завёрнутого в длинную простыню. Потом всё засыпают землёй. Сверху складывают скромную кучку камней. А на могиле уважаемого человека можно построить мазар. Вот тут уже можно развернуться как следует, тут можно показать и у кого деньги есть, и кто есть кто и кто был кем даже в загробной жизни. В наукатском мазаре же оказались собраны камни с надписями. По-арабски читать не умею, что на них написано — понять не удалось.
От мазара надо было съездить далеко в горы. Киргизы массово ездят на лошадях. Принимающая сторона поинтересовалась, на ком хочу ехать. Я высказал просьбу выдать мне самую тупую и самую спокойную лошадь, ибо всю эту зоофилию не одобряю. Мне без промедления выдали чудо-коня, пояснив, что конь пожилой и спокойный. Мы попрыгали в сёдла и двинулись в неблизкий путь.
Когда подъехали к ущелью, принимающая сторона зачитала краткую историческую лекцию. Дескать, именно здесь приняли последний бой арабы. Надо отметить, правоверные забрались очень далеко от родных пустынь. А в битве, стало быть, начали брать верх местные, которых не сильно обрадовал визит правоверных. Иностранных оккупантов прижали к скалам, и когда ситуация стала совсем нехорошей, главный араб взмахнул саблей и прорубил в горах вот это ущелье, через которое и ушла арабская конница. Выдержав паузу, рассказчик (уважаемый человек и пятикратный хаджи) добавил: вы, христиане, верите, что Иисус Христос оживлял мёртвых — вот и в это надо верить. Даже не знаю, что на это можно возразить.
Скала на входе в ущелье украшена загадочными знаками. То есть по большей части она, понятно, украшена автографами разнообразных дебилов. Но если приглядеться, можно увидеть непонятные знаки, похожие на следы от короедов. Расположены они высоко, не ниже трёх метров от земли. Знаки обведены по контуру чем-то чёрным. Кто нанёс знаки и что они обозначают — никто не знает, на арабов не похоже. Говорят, нечто первобытное. Особо умные говорят, что инопланетное. А чёрные контуры нанесли некие исследователи, копировавшие знаки.
Насмотревшись на загадки, двинулись по ущелью в горы. Дорога сперва идёт вдоль горной речки, а потом поднимается по кромке скалы наверх. Я вот ни разу не любитель высоты. А после тридцати лет большинство граждан высоты начинает откровенно бояться, в том числе и я. То есть залезть можно куда угодно, но никакого удовольствия от этого не испытываешь — ни на Эйфелевой башне, ни в горах Киргизии. А когда едешь верхом по карнизу шириной метра два на высоте метров пятидесяти — удовольствие ниже среднего.
Ну и вот едем мы в гору, цепочкой. Впереди кони, позади кони, я в середине. Еду, как уже говорил, на сугубо пожилом, спокойном коне. С ужасом смотрю вниз. И вдруг мой скакун резко переходит на бег. Скакать на лошади по краю обрыва — редкой силы удовольствие. И не успел я в полной мере насладиться скоростью и запеть псалом, как мой скакун страшно захрапел и начал прыгать и лягаться. Ощущения от беспорядочных прыжков и яростного лягания над обрывом — непередаваемые.
Оказалось, скакун галопировал и злобствовал не просто так. Это шедший следом молодой жеребец решил совершить обгон. А по сроку службы он должен идти следом, потому что ветерана обгонять нельзя. Понятно, пожилой конь наглости малолетнего не терпит и по тропе его не пропускает, даже над обрывом. Осталось неясно, как жеребец хотел протиснуться между моим конём и стеной обрыва. Очевидно, намеревался нас спихнуть, но получил копытом в рыло. Старый конь принял меры, мы вернулись домой живыми и поменяли штаны.
Вива Кыргызстон!!!