Вот статья Agence-France Presse, написанная в конце 2008 года (одна из сотен на эту тему, я выбрал ее наугад). «По данным внутренней проверки, Пентагон не может отчитаться почти за 15 миллиардов долларов, пошедших на оплату товаров и услуг в Ираке Генеральный инспектор Министерства обороны проверил военные контракты на сумму 8,2 миллиарда долларов, деньги на которые пошли из средств налогоплательщиков. Из этих средств Пентагон не смог отчитаться более чем за 7,7 миллиарда». И это только по Ираку! Бог знает, сколько денег исчезло в Афганистане, где налицо намного более сложный и запутанный конфликт. И в ходе этого конфликта Соединенные Штаты открыто суют пачки стодолларовых купюр различным полевым командирам, наркоторговцам и государственным чиновникам.
И что же произошло с теми пентагоновскими руководителями, которые должны были пресекать столь ужасные факты финансовой расточительности (наверное, такого не было еще в истории)? Их привлекли к суду? С позором отправили в отставку? Лишили пенсии? Посадили за решетку? Ха-ха! Несмотря на длинный перечень нарушенных законов и правил, несмотря на целые горы денег, которые исчезли в пустыне, не было даже подобия уголовного расследования. Хотя исчезли миллиарды долларов, в целом государству вернули менее 100 миллионов. Получается, что пропали миллиарды и миллиарды, и ни одного государственного служащего к ответу не призвали.
К сожалению, мои профессиональные обязанности не позволяют мне посвящать много времени чтению и изучению материалов о России; однако я делаю все возможное, чтобы следить через интернет за актуальными новостями, мнениями и аналитическими статьями. На прошлой неделе я наткнулся, пожалуй, на самую любопытную из когда-либо встречавшихся мне статей. То была горестная повесть Владимира Рыжкова в англоязычной газете Moscow Times под заголовком «Silencing the Whistleblower» (Заткнуть рот разоблачителю). Автор статьи утверждает, что по сути дела, «ложные обвинения против разоблачителей и их преследование - это испытанная тактика Кремля, Министерства внутренних дел и прочих ведомств, скрывающих свои собственные преступления», и что российское государство в своей основе является безнадежно коррумпированным, неэффективным и прогнившим.
Прежде чем идти дальше, я хочу вкратце прокомментировать заголовок статьи Рыжкова, поскольку он весьма актуален в отношении ряда недавних событий в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что политические оппоненты Обамы называют его администрацию группой изнеженных и зацикленных на правах человека «либералов», эта самая администрация совершенно нетипично для себя преследует в последнее время таких «разоблачителей». Действительно, за последние два года под руководством Обамы ведется мощное наступление на тех, кто организует утечки информации, причем наступление это решительнее и беспощаднее любых действий известного своей агрессивностью и бесцеремонностью Джорджа Буша. И мне кажется довольно странным то, что Рыжков пытается использовать Запад, являющийся для него образцом либерализма и честности, в качестве дубины, чтобы лупить ею прогнившую Россию, осуществляющую злобные нападки на разоблачителей и резко ужесточающую наказание обидчикам.
Но самым важным моментом в этой статье был следующий абзац, который я привожу здесь полностью для ясности. «Известный юрист и блоггер Алексей Навальный получил материалы официальной проверки Счетной палаты по деятельности за 2008 год государственной монополии «Транснефть», которая прокладывала трубопровод «Восточная Сибирь—Тихий океан». Согласно размещенным им в интернете документам, чрезмерное завышение цен на строительство привело к тому, что государство потеряло из-за этого проекта примерно 4,5 миллиарда долларов. В любом открытом и демократическом государстве, управляемом властью закона, такие выводы вызвали бы негодование в обществе, привели бы к созданию независимой парламентской комиссии по расследованию с участием в этой работе независимых следователей, к тюремному заключению виновных в коррупции и мошенничестве по решению суда, а также к возвращению украденных средств и собственности в казну государства».
Утверждение Рыжкова весьма спорно. Он без тени сомнения заявляет, что «любое» демократическое государство испытало бы мощное негодование и отвращение, узнав, что его правительство лишилось нескольких миллиардов долларов. Не хочу никому портить удовольствие, но у меня на руках есть данные, которые полностью опровергают весьма смелые и, говоря откровенно, абсолютно смехотворные утверждения Рыжкова. Вот статья Agence-France Presse, написанная в конце 2008 года (одна из сотен на эту тему, я выбрал ее наугад). «По данным внутренней проверки, Пентагон не может отчитаться почти за 15 миллиардов долларов, пошедших на оплату товаров и услуг в Ираке … Генеральный инспектор Министерства обороны проверил военные контракты на сумму 8,2 миллиарда долларов, деньги на которые пошли из средств налогоплательщиков. Из этих средств Пентагон не смог отчитаться более чем за 7,7 миллиарда». И это только по Ираку! Бог знает, сколько денег исчезло в Афганистане, где налицо намного более сложный и запутанный конфликт. И в ходе этого конфликта Соединенные Штаты открыто суют пачки стодолларовых купюр различным полевым командирам, наркоторговцам и государственным чиновникам.
И что же произошло с теми пентагоновскими руководителями, которые должны были пресекать столь ужасные факты финансовой расточительности (наверное, такого не было еще в истории)? Их привлекли к суду? С позором отправили в отставку? Лишили пенсии? Посадили за решетку? Ха-ха! Несмотря на длинный перечень нарушенных законов и правил, несмотря на целые горы денег, которые исчезли в пустыне, не было даже подобия уголовного расследования. Хотя исчезли миллиарды долларов, в целом государству вернули менее 100 миллионов. Получается, что пропали миллиарды и миллиарды, и ни одного государственного служащего к ответу не призвали.
И вообще, ко всему этому делу отношение было такое же, как в викторианскую эпоху к сексу: в США посчитали, что это очень неприличная и постыдная тема, на которую достойные люди вообще не говорят, если хотят остаться в культурном обществе. Демократы не хотели показаться «непатриотичными», а республиканцам вообще было наплевать на разорительные военные расходы. Поэтому после нескольких поверхностных судебных разбирательств и как обычно безрезультатной вспышки недовольства и возмущения в левофланговой блогосфере всю эту историю вышвырнули на свалку памяти, а взамен представили на потребу обществу волнующие рассказы о Дэвиде Петреусе, о наращивании группировки войск и о «победе».
Конечно, эта американская история мошенничества и расточительства в Ираке и Афганистане никоим образом не оправдывает «Транснефть» и ее лживое и безнравственное поведение. Если при строительстве нефтепровода цены были действительно завышены на 4,5 миллиарда долларов, то безусловно, деньги обязательно надо вернуть государству, а виновных в этом преступлении следует на долгий срок отправить за решетку (правда, в нынешней ситуации ждать такого не приходится). Но мне интересна полная неосведомленность Рыжкова о Западе, который он столь явно обожает и считает образцом для своей уныло примитивной страны. Можно говорить о том, что в целом западные страны более открыты и менее коррумпированы, чем Россия (и это будет правильно), и что у западной правоохранительной системы намного более положительная репутация в вопросах борьбы с коррупцией. Но нельзя - исходя из фактов нельзя утверждать, что Запад существует как некое идеальное правовое государство, и что равенство граждан перед законом там существует и ревностно отстаивается всегда и везде, независимо от их служебного положения, влияния и власти. Любой мало-мальски здравомыслящий житель Запада скажет вам, что это не так. И когда Рыжков заявляет, что если бы Россия больше походила на Запад, то ее коррумпированная и безнравственная система государственного управления чудесным образом бесследно исчезла, он выглядит необычайно глупо и наивно.
Никому, и особенно либеральной оппозиции, не пойдет на пользу рисовать далекую от реальности картину Запада и того, чего может достичь его система государственного управления. После фиаско 90-х годов, когда в России, построившей «капитализм» и «демократию», возникли нелепые и нереальные надежды на материальный и политический прогресс, можно было ожидать, что либералы сами поймут опасность чрезмерного рекламирования и восхваления преимуществ их любимой системы. В конце концов, разочарованный народ это злой народ. И если ты обещаешь людям рай земной («Товарищи, будем как Запад, и чиновники не станут больше воровать!»), а в итоге не выполняешь свои обещания, то люди на тебя очень сильно разозлятся.
К сожалению, многие западные страны, и особенно Соединенные Штаты Америки, быстро отходят от тех норм, которые сделали их общества порядочными и открытыми. И тем не менее, у Запада в широком понимании этого слова сохраняется масса добродетелей и достоинств. И хотя он далеко не совершенен, ему удалось добиться огромных успехов в повышении благосостояния и благополучия своих граждан, а также в защите их от неограниченной власти государства. Я считаю, что эти уроки русским следует внимательно изучить. Но обсуждая Запад, и особенно говоря о нем как об образце поведения, давайте не будем преувеличивать и постараемся держать в узде свое красноречие, а также попытаемся видеть реальность такой, какая она есть. Рыжковское описание Запада как волшебного царства без коррупции выглядит глупо. И поэтому тем, кто не согласен с его политическими целями, становится гораздо легче опровергать его заявления.