В конце сентября удалось нам с Владимиром Сергеевичем посетить тактическое учение 137-го парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии. Площадка приземления Житово в Рязанской области готовилась принять свыше 800 десантников-парашютистов и 6 «объектов» — три боевых машины десанта БМД-2 и три самоходных артиллерийских установки 2С9 «НОНА-С». Остальная техника полка, в соответствии с условиями учений, ожидала команды уже на земле. Высадку обеспечивали самолёты военно транспортной авиации — Ил-76МД.
Сам по себе приказ на применение десанта — решение, требующее оперирования постоянно меняющимися массивами разнородных данных. Помимо этого, на командира давит целый ряд условий, часть из которых необходимо выполнить безусловно, а часть — крайне желательно. Иначе операция будет провалена, люди погибнут или попадут в плен, а боевая техника окажется безвозвратно утраченной. Этап подготовки к десантированию нам не показали (что, в общем, правильно), видимо, по причине отсутствия динамичности. И чтобы не путались под ногами у командования. Но в основе успеха всякой воздушно-десантной операции — тщательное, скрупулёзное планирование и беспощадная подготовка к.
В условиях реальной войны чрезвычайно важно обеспечить безопасный «коридор» для пролёта самолётов с десантом к точке выброски. Перед десантированием штурмовая авиация и фронтовые бомбардировщики (в нашем случае — пара Су-24) наносят удар, подавляющий возможное противодействие десантникам с земли. Категорически необходимо уничтожить таким ударом «местные» средства ПВО противника. При возможности — желательно провести целый комплекс мероприятий по радио-электронной борьбе и попытаться вывести из строя связь в квадрате десантирования.
Потеря управления в подразделениях противника на фоне высадки парашютного десанта, бомбово-штурмовых ударов и барражирования армейских вертолётов (над заданным районом были замечены Ми-24 разных модификаций) может привести обороняющихся к панике, а атакующих десантников — к оглушительному успеху.
Но если что-то пойдёт не так, например, разведка предоставит некорректные или несвежие данные о силах противника в районе применения десанта, военно-транспортная авиация ошибётся с зоной высадки, внезапно испортится погода у метеорологов, не сработают штатно десантные системы, машины и личный состав разметает приземным ветром по окрестностям назначенного квадрата сбора, противник забьёт всякую связь помехами… да мало ли что может помешать десантникам выполнить свою задачу? В общем говоря — успех парашютистов зависит не только от их собственных действий, но и от работы обеспечивающих частей и подразделений. Что, понятно, ни в коей мере не умаляет смелости и находчивости воинов-десантников.
Учения, хвала ТНБ, не война, но свои особенности имеют и они. Первым над площадкой приземления появляется разведчик погоды. Погода в тот день выдалась, что называется, «приближенная к боевой»: низкая облачность, ветер. По просторам площадки уже бродили «оранжевые жилеты» — бойцы роты РДО (рота десантного обеспечения).
Они, конечно, не очень кинематографичны, «с неба в бой» не идут, да и задачи имеют очень приземлённые: оказать любую необходимую помощь парашютистам при возникновении любых нештатных ситуаций, а если таковых не возникло — собрать купола и десантные системы (на данных учениях применялись ПБС-950 и ПБС-925 «Шельф-2») после приземления техники.
Рядом с трибуной для гостей стоял армейский «Камаз», исполняющий обязанности мобильного командного пункта. Над машиной развевался белый флаг с литерой Р — руководство учениями. У КП были замечены начальник штаба ВДВ, генерал-лейтенант Николай Иванович Игнатов, командир 106-й гвардейской дивизии гвардии полковник Владимир Анатольевич Кочетков, начальник штаба дивизии гвардии полковник Наумец Алексей Васильевич. Позже случайно заметил и Героя России — Андрея Леонидовича Красова.
И вот военно-транспортная авиация в заданном квадрате. Высота — примерно 600 метров, это нижняя граница кромки облаков. Первые парашютисты-разведчики начинают десантирование в два потока. Их задача — обеспечить приземление основных сил, при необходимости — вступить в бой немедленно, стараясь оттянуть на себя огонь противника и связать боем его подразделения.
Пока на земле орудует разведка — вторая волна самолётов десантирует основные силы парашютно-десантного полка и выбрасывает технику. В прошлый раз десантировались самые разные боевые машины, сегодня же — только БМД-2 и 2С9 НОНА-С.
Сразу после приземления десантники собирают в сумки свои купола (на войне, конечно, этого не делают), волокут на горбу сложенные парашюты в «пункт приёма», быстро собираются в группы под руководством своих командиров, а экипажи боевых машин бегом ищут свою технику, на которую заблаговременно устанавливаются радиомаячки.
Затем все вместе занимают назначенный заранее или скорректированный прямо на месте исходный рубеж. Всё перечисленное жизненно необходимо сделать быстро и чётко. Иначе пришедший в себя противник подтянет резервы, организует оборону и десант захлебнётся в собственной крови. Но внезапность, напор, чёткая координация действий и синхронные удары по заранее назначенным целям делают ВДВ грозной силой. Именно её и продемонстрировали «голубые береты» в Рязанской области.
И ещё несколько кадров, которым хотелось бы уделить особое внимание. На них зафиксированы моменты т.н. «схождения». Первые три снимка — схождение трёх парашютистов. Все трое действовали умело, потому один из трёх отошёл от двух других сразу, а двое оставшихся сделали всё, чтобы не погасить друг другу купола и приземлиться без травм.
Другие двое десантников попали в куда более сложную ситуацию — верхний влетел в купол нижнего, съехал по пока ещё пружинящему и наполненному куполу товарища вниз, частично погасив тот и создав условия для гашения своего собственного купола. Схождение случилось на небольшой высоте, но десантники действовали очень быстро.
На фото видно, как верхний из них применяет запасной парашют. Отбросив от себя сложенный купол, десантник существенно смягчил падение, хотя «запаска» и не наполнилась воздухом как положено. Оба получили травмы и были вывезены с поля на санитарной машине, но остались живы. Попробую передать фигурантам эти кадры, думаю, они могут гордиться своей выучкой.