О.Л.: А когда крик «Диверсия!!!» был, там что случилось?
Д.Ю.: Там свет погас. Бывает и свет выключают посреди просмотра.
О.Л.: Но всё обошлось?
Д.Ю.: Это опасно, лампу нельзя выключить сразу, она со страшной силой накаляется. Сперва лампу выключают, потом вентиляторы на неё дуют еще минут 15, после чего можно проектор отключать. А когда тебе просто всё вырубят, то на пользу это не идет. Оно всё безумно дорогое — лампа стоит штуку евро, и коробочка, в которой она установлена, еще восемь. Если лампа взрывается, боже упаси, то накрывается и она сама, и коробочка. И если лампу можно поменять, лампы есть, то коробочку надо месяц ждать. Всякое бывает.
После просмотра художественного фильма "Однажды в Ирландии" в живом переводе, мы нагрянули с вопросами к известному переводчику Дмитрию Юрьевичу Пучкову, который любезно согласился дать нам интервью.
Предупреждение особо чувствительным - в интервью присутствует слово "жопа".
О.Л.: В прокат вышел фильм «Однажды в Ирландии», отгремели спецпоказы - как реагировали зрители в разных регионах? Над чем смеются, над чем – нет? Какие отличия?
Д.Ю.: Всегда есть существенная разница. Веселее всего публика в Москве, всегда. Тут народ заплатил деньги и сразу же начинает веселиться. В городе Санкт-Петербурге публика занимает выжидательную позицию – «неужели нас сейчас рассмешат?!» и смеются ровно вполовину меньше. А в регионах, там другое. Например, одни из самых смешных шуток – это шутки про гомосексуалистов. Вот в регионах про гомосексуалистов не смеются вообще, потому что непонятно, как над таким можно смеяться, если рядом сидят знакомые.
Но в целом не смотря на, так сказать, реакцию внешнюю, внутренняя реакция у всех всегда одинаковая – вот оно хорошее кино, а то, что не ржем как лошади, извините, вот мы такие. Так что если фильм хороший и смешной – он хороший и смешной везде, просто внешняя реакция несколько различная.
О.Л.: Есть ведь ряд шуток, вроде смешно, но люди молчат, не смеются.
Д.Ю.: Ну, не все понимают. Особенно это касается всяких монтажных тонкостей, видеоряда. Кино, оно все-таки изобразительное, там не только слова говорят. Вот то, что показывают, оно иногда не до всех доходит.
О.Л.: Какие общие впечатления от гастролей?
Д.Ю.: В этот раз всё удачно. В прошлом году были сложности, там предновогодний заезд был, мы «Убойные каникулы» показывали, - замерзали взлетные полосы, снег валил, самолёты не летали, машины не ехали. Даже в поезд Грозный-Москва было не сесть, вообще мест нет, хотя обычно на него никто не садится, опасаются. В этом году нормально, один самолёт только задержали на час-полтора, но везде попали, везде успели. Ну, опыт уже.
О.Л.: Кто не успел посмотреть «Однажды в Ирландии» в живом переводе, могут сходить в обычный кинотеатр и посмотреть фильм в правильном переводе в прокатной версии. Это какой уже по счету фильм в таком формате выходит?
Д.Ю.: Третий. Первый был – «Отряд Америка», за ним – «Убойные каникулы», и вот «Однажды в Ирландии» - третий.
О.Л.: Есть ли шанс, что такая практика продолжится в будущем?
ДЮ: Надеюсь, что да. Во всяком случае, прикладываю серьёзные усилия.
О.Л.: Хотелось бы услышать про техническую сторону спецпоказов – какие сложности с оборудованием возникают, особенности работы с плёнкой, с цифрой?
Д.Ю.: Ну, всякое бывает. Если на цифре, то фильм надо заливать на сервер. Кто умеет обращаться, у тех получается быстро, а кто не умеет - там не то, что на сервер не заливают, прямо перед сеансом могут уронить винчестер, разбить, бывало и такое. И всё – фильма нет. Слава богу, в прокатных конторах люди готовы ко всему, у них там опыт гигантский. Один раз важная плата в проекторе сгорела.
О.Л.: А когда крик «Диверсия!!!» был, там что случилось?
Д.Ю.: Там свет погас. Бывает и свет выключают посреди просмотра.
О.Л.: Но всё обошлось?
Д.Ю.: Это опасно, лампу нельзя выключить сразу, она со страшной силой накаляется. Сперва лампу выключают, потом вентиляторы на неё дуют еще минут 15, после чего можно проектор отключать. А когда тебе просто всё вырубят, то на пользу это не идет. Оно всё безумно дорогое - лампа стоит штуку евро, и коробочка, в которой она установлена, еще восемь. Если лампа взрывается, боже упаси, то накрывается и она сама, и коробочка. И если лампу можно поменять, лампы есть, то коробочку надо месяц ждать. Всякое бывает.
О.Л.: Техническое состояние кинотеатров в целом нормальное? Московские, питерские, в регионах – оснащение везде на уровне?
Д.Ю.: Да. Дело в том, что кино у нас построили фактически заново. Кинотеатров советского типа практически нет, они переоборудованы. В связи с тем, что есть такая осознанная политика - ряд релизов выпускать только в цифре, проекторы стараются менять, ибо остаться без «Аватара» никто не хочет. «Аватар» в 3D деньги собирает как комбайн, а у тебя плёнка, и ты не можешь его показывать, вообще. Никто к тебе не идет, денег нет.
Поэтому - хочешь не хочешь - сто тысяч евро за проектор будь любезен. И, не смотря на то, что это всё цифра, передовые технологии, оно всё равно адски дорогое. Плёночный проектор стоит 30 000 баксов, а цифровые от 80 000 евро только начинаются. А хорошие – от 100 000.
О.Л.: А уж проектор IMAX так вообще.
Д.Ю.: Их там, кстати, два стоит, на самом деле. Когда плёнку крутили, кинокопия занимала одну «Газель». Обычная фильмокопия килограмм 30 весит, а эту на грузовичке возить надо, настолько большая.
Ну, один черт, все всё время экономят: давай там лампу, во-первых, мощностью поменьше, во-вторых – «фитилёк» ей прикрутим. А получается, что если там стоит фильтр для 3D, который сжирает 30% светового потока, а ты еще лампу пожиже, да мощность убрал, оно и выглядит как какая-то серая мутная дрянь. Лично мне такое смотреть неприятно. Смотреть 3D можно только в IMAX, где с яркостью всё нормально.
О.Л.: Очки еще вдобавок, изображение темнее делается.
Д.Ю.: Да. Нельзя так делать, поэтому оно как-то резко на убыль и пошло, 3D.
О.Л.: Есть различные тематические кинотеатры, как думаете, пользовался бы успехом кинотеатр, в котором бы показывались фильмы только в авторском переводе? Будет ли туда ходить зритель?
Д.Ю.: Конечно будет. Ну, ты же видишь.
О.Л.: Ходят, но это отдельные показы.
Д.Ю.: Почему отдельные? Если присмотреться, внезапно выяснится, что хороших фильмов выходит не так много, как может показаться. Если случается один заслуживающий просмотра фильм в месяц – это, считай, «очень часто». Двенадцать хороших фильмов в год - это очень много. Плюс народ не хочет грузиться вселенскими проблемами, погрустить и в депресняке убыть домой. Теперь все хотят развлекаться: от кино хотят веселья и хорошего настроения. Таких фильмов Голливуд производит – вот, выше головы. Если их качественно переводить, они получаются очень смешные - те же «Убойные каникулы».
Но в нашей культуре над рядом вещей смеяться не принято. Принято считать, что это там низко, не смешно. Например, если шутка про жопу – смеяться нельзя категорически, это низко. А шутки бывают либо смешные, либо не смешные. Но ничего, американцы научат нас смеяться и над этим – не зря же полным ходом идет глобализация.
О.Л.: Многие еще говорят, что мол, если есть мат, то не буду слушать.
Д.Ю.: Да на здоровье, не хочешь – не слушай. У нас свободная страна. Свобода характерна наличием выбора. Хочу - пойду сюда, хочу - пойду туда. Хочешь дурацкий дубляж – иди вон туда, хочешь качественный перевод – иди к нам. Был бы такой кинотеатр, я тебя уверяю, со сборами там был бы полный порядок.
О.Л.: А вообще есть такие люди, которые думают в этом направлении?
Д.Ю.: Ну-у-у, да. Но пока только думают. Никак вот не победить, сложно.
О.Л.: Расскажите немного о завершившемся недавно «Российском кинорынке».
Д.Ю.: Как правило, я на нём что-нибудь перевожу. Стараюсь донести до людей в бизнесе наиболее полно смысл фильма. Там собираются директора кинотеатров, люди заведующие прокатом и определяют что, в каких дозах, на каких сеансах, в каком количестве будут показывать. А им, соответственно, демонстрируют ролики, куски из фильмов, фильмы целиком и прочее. И я их тоже смотрю.
Массу всего можно посмотреть задолго до проката. Серьезные проекты, какой-нибудь «Звездный Путь» или «Аватар», где сотни миллионов баксов вбухано, конечно, целиком заранее никто не покажет, потому что украсть могут где угодно. А обычное кино – полный вперед.
О.Л.: А ролик из Бэтмена нового показывали? Говорили, что будет восьмиминутный отрывок перед новой «Миссией Невыполнима».
Д.Ю.: Показали, да. Но ролик – это не фильм, и ничего толком из него не поймёшь – типа круто и всё. Но поскольку фильм снимает Кристофер Нолан, лично у меня никаких сомнений в конечном результате нет: это будет отличный фильм.
О.Л.: «Миссию» уже посмотрели? Как впечатления?
Д.Ю.: Отличный фильм – зверский экшен, подрыв Кремля, беготня по небоскрёбам, погони, стрельба – моё почтение. Невзирая на возраст Том Круз прекрасен, при этом не «заслоняет» собой остальных актёров, даёт раскрыться каждому. Тут тебе и боевик, и комедия, и переживания. Ясен пень, откровений в стиле Тарковского ждать не надо, а как боевик – выше всяких похвал.
О.Л.: Под Новый год выходит много фильмов. На какие стоит обратить внимание?
Д.Ю.: Я пока могу только «Шерлока Холмса» рекомендовать. «Шерлок Холмс» добротный, не разочаровал. Наконец-то Гаю Ричи выдали достаточное количество денег для раскрытия всего потенциала, и Гай Ричи не подвёл. Море шуток, зверский экшен – отличный новогодний фильм, смотреть в обязательном порядке.
О.Л.: А «Девушка с татуировкой дракона»?
Д.Ю.: Только куски смотрел. Книжка – не очень, я такое не люблю. Но постольку поскольку снимает Финчер, он толковый, я надеюсь, что хорошее кино сделает. Плюс там песню группы Led Zeppelin забацал Трент Резнор!!! Фильм с такой музыкой не может быть плохим! (Смеётся).
О.Л.: Какие любимые новогодние фильмы?
Д.Ю.: Смотрю то, что под Новый год показывают по телевизору. «Ивана Васильевича» каждый год смотрю по привычке. Иван Васильевич смешной, с детства сильно люблю.
О.Л.: А «Плохой Санта»? :)
Д.Ю.: Ну-у-у, «Плохой Санта» вне конкуренции. Вообще. Шедевр. (Смеется)
О.Л.: А праздники как отмечаете новогодние? Ваше мнение по поводу того, что они у нас такие длинные.
Д.Ю.: Отмечаю строго семейством. На Новый год всегда сижу дома, с семьёй, никуда не хожу. На мой взгляд, это семейный праздник.
А то, что праздники длинные – ну длинные, нормально. У нас и так никто не работает, какая разница, где они не работают – на работе или дома. Я на производствах давно не занят, календарей не соблюдаю, и мне, в общем-то, всё равно. Если посчитать, праздников у нас, наверно, не больше чем у каких-нибудь католиков, они непрерывно что-то отмечают, бегают вокруг соборов, процессии водят. Мы ведь не сравниваем с окружающими – нам, глядя на самих себя, кажется, что очень много, а на деле наверняка не больше всех. Хочешь работать – на здоровье, иди и работай. На мой взгляд, никто не мешает.
О.Л.: На Кубу ведь в тот раз ездили на новогодние, да?
Д.Ю.: Да. Сдуру, блин. Не надо на Новый год ездить на Кубу. Там тоже зима, холодно. И все кубинцы смотрели на нас как на идиотов «А че вы приехали? У нас же холодно». Один раз искупались, на первое января, а дальше было +12, в Майями крокодилы вмерзли в лёд, апельсины обледенели, все закричали, что это самая холодная зима за сто лет. Так что заезд на Кубу прошёл на все деньги.
О.Л.: В этом году никуда не поедете?
Д.Ю.: На новый год – не, не поедем.
О.Л.: Замучались уже с поездками наверно :)
Д.Ю.: Да, бывает непросто. (Смеётся).
О.Л.: Большое спасибо, что уделили нам время, было приятно беседовать!
Д.Ю.: Вам спасибо! Всего хорошего!!!
> не поверишь, камрад, он даже для компов есть не у всех
>
> У меня нет, но у меня далеко не таких денежных потерь при внезапном выключении компьютера - на сохранение каждые 4-5 минут у меня рефлекс, а железо не портится.
Друзья.
У меня нет кинотеатра, и нет проектора в кинотеатре, которого у меня нет.
Не надо мне рассказывать, что и где там должно быть и почему.