В конце прошлого года в аэропорту прикупил журнал Итоги. Прессу читаю только в самолётах, интересного там бывает мало. А тут — мега-интервью Константина Эрнста. Не интервью, а просто именины сердца. Задававшему вопросы Андрею Ванденко — моё почтение.
Цитата:
— Вы положили в основу сюжета эпизод с узбекских гастролей Владимира Семеновича, когда он пережил клиническую смерть?
— Мы сразу решили не делать байопик. Картины в этом жанре всегда оказываются бесчувственными, поскольку нельзя за два часа подробно, с деталями, рассказать жизнь человека. Получается скороговорка, не передающая эмоций и не вызывающая их. Для фильма нужен рассказ, новелла, а не роман. Если, конечно, не ставится задача снять монументальное полотно, эпос или многосерийную сагу. Наш выбор остановился на драматичной истории, позволяющей увидеть суть главного героя. Высоцкий не стрелялся на дуэлях, не сражался на войне, его не сажали в тюрьму и не высылали из страны, а для кино история требовалась короткая, емкая, выпуклая. К работе над картиной мы пробовали привлечь старшего сына Высоцкого, профессионального сценариста, но Аркадий не захотел участвовать в проекте. И Никиту отговаривал, но тот согласился, и, насколько знаю, братья несколько лет не разговаривали. Почти до самой премьеры, до момента, пока Аркадий не посмотрел фильм...
Ну и, с некоторым опозданием, впечатления от прочитанного. В данном интервью прекрасно практически всё. Каждый ответ можно смело отливать в граните.
С точки зрения Константина, картины такого жанра получаются "бесчувственными". Странно. Я вот смотрел художественный фильм "Рэй" — великолепная картина. Смотрел "Двери" — ничуть не хуже. Я даже "Форрист Гамп" смотрел, и, осмелюсь заметить, это шедевр. А художественный фильм "Высоцкий" — ни о чём. Ни про артиста, ни про поэта, ни про отца, ни про мужа. Это фильм про каких-то недалёких барыг, сбившихся в кубло возле талантливого человека и наживающих с него деньги. Впрочем, далее выясняется, что у этого есть жизненное объяснение.
Слава богу, Константин Эрнст сразу поясняет, что не нуждается в сторонних оценках того, что он делает. Он совершенно правильно понимает свободу слова: вы можете писать что угодно, а он волен это не читать. Но если вы не захотите смотреть на то, что делает Эрнст, вам это всё равно покажут в программе Время раз пятьдесят.
Константин разбирается в кино, он замечает в своём фильме некоторые (некоторые!) шероховатости. Это, наверно, речь про то, что Бухару снимали в Самарканде, про кепки-аэродромы у узбеков, про фантастическую продажу ковров на самаркандском рынке (это в Бухаре) и прочие мелочи. Ну, типа того, что обычных жуликов ловит не ОБХСС, а КГБ. В целом надо понимать, Константин принимал активное участие сперва в созидании, а потом и в ликвидации данных шероховатостей, т.е. работал над созданием фильма. И то, что вышло на экраны — его прямая заслуга.
Интересно знакомство Константина с Высоцким. Покупка магнитофона Grundig в 1967 году говорит нам о том, что Константин родился в очень богатой семье, ибо в то время о существовании подобных устройств не все даже знали. В моей деревне, к примеру, в 1968 году ещё даже не начали на улицах воронки от немецких бомб засыпать — некому было, мужики на войне погибли. Да и некогда, детей кормить надо было, а не о красоте улиц думать. А тут, видишь, магнитофон Grundig — кучеряво жил. При этом про магнитофон помню, а про содержание песен — ни слова. Хотя о чём говорить, там ведь сплошной гимн тоталитаризму и "совку", мыслящие люди такое не слушали.
Забавно рассказано про билеты в театр, где играл "гонимый властями" Высоцкий. Оказывается, в театр было не попасть и билеты было не достать. Но Константин — молодец, не растерялся, тут же вступил в шайку спекулянтов, где принялся барыжить билетами. Состоятельные родители посоветовали? Или товарищи из других таких же семей? Шайка имела все признаки банды: тут тебе и множественность участников, и непосредственное участие каждого в обеспечении преступных действий, осознание членами банды преступности деяния и даже предвидение возможности наступления преступного результата от совместной преступной деятельности.
Константин вспоминает, что такая шайка была не одна, что вокруг театров сформировалось целое кубло — приходилось оттеснять конкурентов! Хорошо хоть Константин сразу поясняет, что входил в "театральную мафию" чисто для того, чтобы "достать дефицитные билеты". Никто ведь не подумает, что билеты "доставались" не для посещений спектаклей, а для того, чтобы их тут же перепродать и нажить со спекуляции денег. За два купил, за четыре продал — вот на эти два процента и жил.
Жаль, ничего не рассказал о том, кто из воров крышевал эти замечательные сообщества театралов и сколько денег отстёгивали на благо воровское, то есть в общак. Неудивительно, что профессиональные мошенники в фильме "Высоцкий" показаны приличными людьми — это ж фактически коллеги.
Показательно, что старший сын Высоцкого, Аркадий, от участия в проекте категорически отказался. Очевидно, ему пояснили, о чём планируется фильм, и сын Высоцкого не захотел в этом участвовать. Но Константину повезло — на участие в фильме тут же подписался другой сын, Никита. То, что Аркадий не разговаривал с Никитой несколько лет — весьма красноречиво говорит и о самом шедевре, и о Никите.
Прекрасна блатная цитата из художественного фильма "Чужая". Это, если вдруг кто не знает, плохонький фильм, поставленный по отличному сценарию Владимира «Адольфыча» Нестеренко. Владимир Нестеренко — мужчина серьёзный, судимый, предмет знает непонаслышке. Произведение, созданное им — точно такое же, серьёзное и суровое. А вот фильм, снятый под руководством Константина Эрнста — никакой. То есть первая треть фильма, где заезд в Прагу и до сцены секса в поезде, где чётко придерживаются сценария Нестеренко — очень добротная. Ну а далее, где над сценарием поработали режиссёр и Эрнст — цирк шапито на последних гастролях, дурдом на колёсах. Интересно, кто на это денег дал — изначально зная, что они не вернутся.
Оказывается, сокрытие ФИО исполнителя главной роли — это вовсе не рекламный ход. Очевидно, зритель на самом деле должен решить, что Высоцкого играет сам Высоцкий. Это за кого надо считать зрителя? Это каким надо быть идиотом, чтобы глядя на жуткую резиновую морду, снятую с посмертной маски, принять её за Высоцкого? Но с коммерческой точки зрения ход безупречный — половина пошла на имя, а другая половина побежала смотреть на резиновую морду и разгадать "загадку" — видно Сергея Безрукова или нет?
Выяснилось, что "ужас современного российского проката в том, что никто не представляет, какими окажутся сборы". Константин Эрнст, очевидно, не в курсе, что ужас современного американского проката заключается в том же самом — там тоже никто не представляет, какими окажутся сборы! Иначе бы каждый день снимали по "Аватару" и собирали по миллиарду с каждого фильма. А Константин Эрнст, как подобает отечественному профессионалу, надо думать, об этом не знает?
Но, конечно, на самом деле Константин ведёт речь не совсем об этом — просто не так давно он чётко понимал, какую прибыль сулит реклама фильма на ОРТ. Почему? Потому что был монополистом, потому что круче рекламы на ОРТ ничего нет, потому что российских фильмов тогда просто не было. Ну, можно было забацать "Иронию судьбы 2", чудовищный отстой, а потом легко и просто впарить населению на новый год. А теперь многое поменялось — и российское кино выходит постоянно, и зритель откровенное говно с лопаты жрать не хочет — вон, "Чужая" не пошла. Понабежало, понимаешь, торгашей — норовят кино снимать, и поломали монополию. Как жить...
Плюс подлые кинотеатры отказываются брать мега-картины не то что на четыре недели, а даже на три не хотят. Кинотеатры, что характерно, многие шедевры вынуждены брать — им просто выкручивают руки и в лучших коммунистических традициях заставляют показывать всякое говно. Ибо если не хочешь показывать наше говно, мы не дадим тебе американский блокбастер — и ты останешься без денег. Деваться некуда, все берут. Но как только видят, что очередное говно денег не собирает — тут же ставят вместо него нормальный американский фильм. Это называется бизнес, если вдруг кто не знает. А если тебе хочется, чтобы твоё никому не нужное кино шло четыре недели — плати деньги кинотеатру, и он с удовольствием будет крутить любое твоё говно. Ну, при условии своевременных оплат.
Беспредел в кинотеатрах полный — репертуарную политику определяют "какие-то тётки". Лично я с ними, к примеру, знаком. И со всей ответственностью могу сказать, что в нашем кинопрокате именно они — наиболее серьёзные профессионалы. Не всем известно, но кинопрокат — он для зарабатывания денег. И тот, кто может заработать в нём больше, и является профессионалом. Не тот, кто массированный рекламой впаривает очередной шлак, а тот, кто умеет зарабатывать деньги на том, что есть. Именно эти тётки способны оценить, какой фильм соберёт денег, а какой — нет. Именно они ставят фильмы в прокат так, чтобы они собрали максимальные суммы. И да, им не нужны в прокате ни "Чужая", ни "патриотические" шедевры типа "Предстояния" с "Цитаделью" — кинотеатры деньги зарабатывают, а не тешат свои амбиции. И если деньги приносит "Мадагаскар 3" и "Кот в сапогах" — да, они будут показывать их. Это называется бизнес.
Мало того. Женщины, которые рулят репертуарной политикой — уважаемые в профессиональной среде люди. Они не "шероховатости" видят, а сразу понимают, что очередной шлак ничего не соберёт. При этом, повторюсь, женщины. И зачем про женщин говорить подобное в прессе — понять затруднительно.
Ну а дальше выясняется роковое: оказывается, российская киноиндустрия не является бизнесом! Оказывается, при отсутствии монополизма даже расходы отбиваются с трудом. Оказывается, фильмы типа "Обитаемого острова" способствовали тому, что доля российского кино в прокате сократилась до десяти процентов. Есть, конечно, важная недосказанность: большинство российских фильмов отбивается в процессе съёмок, а как они потом прокатываются — это мало кого из участников процесса волнует. Конечно, если в твоём распоряжении ОРТ, где ты можешь рекламировать свой очередной шедевр в каждом выпуске новостей, в каждой утренней передаче, вечерком подкреплять документальным фильмом и печатать анонсы в авиабилетах — это одно. А если с тебя за то же самое попросят лимон баксов, да не один — это совсем другое. Но это, конечно, не бизнес, тут не поспоришь.
С точки зрения бизнеса восхитительна ремарка про фильм Кончаловского — мы же не знаем, ставил ли себе задачу Андрей Сергеевич вернуть вложенное! Действительно — на кой лохам возвращать деньги? Гонорар получен, какие ещё вопросы? И эти люди "рассуждают" о бизнесе.
Но уже в следующем абзаце бриллиантом сверкает совершенно другая мысль: кинопроизводство слишком дорогая история, чтобы заниматься чистым творчеством, не думая о коммерческой составляющей! Вот как это можно увязать с предыдущим пассажем о том, что творец, возможно, и не думал вернуть вложенное? Удивляться не надо, в России так работает всё — не только кинобизнес. Хорошо хоть у Константина есть решение — взять да и запретить всё, что ему не нравится! Глядишь, монополия вернётся, и кинобизнес наладится. По-государственному мыслит, чего там.
А вот Тимур Бекмамбетов снимает то Ёлки 1 (22.7 млн долларов), то Выкрутасы (12.5 млн долларов), то Ёлки 2 (24.8 млн долларов) — не шедевры мирового кинематографа, но фильмы хорошие и добрые. И люди идут их смотреть, и с удовольствием платят за это деньги. Вот тебе и бизнес — сними нормальное кино, и люди к тебе потянутся. Но про Тимура вспоминать неловко, скрылся от счастья в Голливуде — поди, достань его теперь. Да и кино у него, судя по всему, не русское.
Великолепна указанная десятка хороших с точки зрения Константина фильмов. Как нетрудно догадаться, за исключением пары достойных картин — это именно те шедевры, которые не хочет смотреть зритель. Именно те фильмы, благодаря которым доля отечественного кино в прокате сократилась до десяти процентов. Вот это, я понимаю, профессиональное киночутьё — куда там тёткам из кинопроката.
Оказывается, фильм "Высоцкий" — это "объяснение в любви". За что советский народ любил Высоцкого? Советский народ любил его за песни, в которых он воспевал этот самый советский народ — его победы, его горести, его любовь и его печаль. Советский народ не знал Высоцкого как человека — тогда не было интернета, а в СМИ не принято было обсуждать личную жизнь. Ну и кого мы видим в фильме? Наркомана и прелюбодея, в составе шайки жуликов ворующего деньги. Слышим ли песни, которые так любил советский народ? Нет, не слышим. Так это объяснение в любви к чему? В любви к деньгам, к наркотикам, к жуликам и мошеникам? Или к спекуляции билетами в театр? Судя по всему — именно к ним, ко всем сразу. И получилось с чувством, от всей души.
Ну и завершающий пассаж про Пугачёву — это пять. Будем надеяться, что кто-нибудь таки догадается снять с неё посмертную маску, а потом Серёга Безруков с новой резиновой мордой Аллу Борисовну талантливо сыграет.
Фильмам, которые берется продюсировать Константин Эрнст,строго говоря, режиссер не нужен. Ну если только в качестве человека, подающего команду «Мотор!». Остальное Константин Львович обычно делает сам... Так было четыре года назад на продолжении «Иронии судьбы», потом — на картине «Чужая». История повторилась и с «Высоцким», вышедшим на широкий экран 1 декабря и собравшим в прокате за стартовый уик-энд более двенадцати миллионов долларов.
— И раньше подозревал, а теперь окончательно убедился: для Эрнста нет ничего святого.
— Хорошее начало! Половина дела, как говорится в рекламе.
— Я сейчас не про ТВ — про кино. Вы уже и на Высоцкого руку подняли. Практически на наше все. После Пушкина.
— С последним утверждением согласен. Правда, добавил бы Блока в компанию к Александру Сергеевичу и Владимиру Семеновичу. А вот с обвинением в посягательстве на авторитеты буду спорить. Мне представляется, наш фильм — очевидное объяснение в любви.
— О покойниках принято говорить хорошо или никак. А у вас на экране наркотики, любовница...
— Это жизнь человека. Мы постарались рассказать один эпизод и сделать это обстоятельно. Работа над картиной шла долго и трудно, я о ней знаю все и в общем-то не нуждаюсь в сторонних оценках. Сейчас время такое: то, что раньше в зависимости от гендерной принадлежности обсуждалось на завалинке с товарками или партнерами по забиванию «козла», нынче радостно выплескивается в Интернет на всеобщее обозрение. Каждый может написать что душе угодно. А я волен это не читать... Что в «Высоцком», как и в любом другом художественном произведении, есть недостатки, нам прекрасно известно. В первый раз я смотрел фильм на большом экране 29 ноября в «Октябре» и замечал какие-то шероховатости. Тот эпизод недотянули, этим могли пожертвовать при монтаже... Я далек от мысли, что предлагаемый продукт совершенен. Но, на мой взгляд, плюсов в нем больше, чем минусов. К тому же понимаю, что творческий процесс бесконечен, когда-то надо ставить точку, мы и так занимались проектом пять лет.
— Тем не менее сразу после выхода картины в ваш огород полетели увесистые каменья...
— Их бросали бы вне зависимости от качества фильма. Это реакция части публики на факт нашего существования, плата за то, что мы делаем. Не только, а может, и не столько в кино. Нормально! Привыкли.
— Никита Высоцкий говорит, что первым идею снять кино о Владимире Семеновиче озвучили вы, Константин Львович.
— Да, давно хотел сделать фильм о Высоцком. Так давно, что даже не помню, сколько лет. Для меня он всегда был очень важным человеком, хотя и не могу рассказать душераздирающую личную историю, связанную с ним. Впервые песни Высоцкого я услышал году в 67-м, когда мои родители купили магнитофон Grundig, что считалось дико круто по тем временам. Мне было лет шесть, и записи Владимира Семеновича звучали так часто, что многие его песни помню наизусть с тех пор. В дни московской Олимпиады я работал гидом туристской группы из Югославии. В программе среди прочего был запланирован и поход в Театр на Таганке, но народ идти не захотел, и мне досталась пачка билетов на пользовавшегося дикой популярностью «Гамлета». Неожиданно я стал обладателем невероятного богатства! Помню, как обзванивал друзей и нес в массы разумное, доброе, вечное... Спектакль, как оказалось, был последним для Высоцкого... Я сидел близко к сцене и видел, насколько ему тяжело. Он реально забывал текст, и Алла Демидова подсказывала какие-то фразы. Безусловно, Владимир Семенович физически очень плохо себя чувствовал.
— Вы догадывались, что с ним?
— Тогда нет. Все знали, что он не промах выпить, но о наркотиках разговор не шел... Я был фанатом «Таганки» и много раз видел Высоцкого на сцене, смотрел с его участием «Доброго человека из Сезуана», «Послушайте!», «Вишневый сад»... Ради того, чтобы достать дефицитные билеты, одно время даже входил в театральную мафию. Отдельная история, как мы делились на бригады, с вечера занимали очередь в кассы, куковали до утра, в том числе и колотушной зимой, оттесняли конкурентов... Еще я дважды был на концертах Высоцкого в московских НИИ. Перед одним из выступлений стоял у бюро пропусков, когда он подъехал и на минуту задержался у входа. Высоцкий спросил у меня, нет ли огня. Я тогда не курил и лишь развел руками, не решившись заговорить, о чем дико потом жалел. Не нашелся, что спросить или сказать. Ну чем мог удивить Высоцкого шестнадцатилетний юноша? Тем, что слушает его записи с раннего детства, видел все роли в кино и значительную часть спектаклей? Эка невидаль!
Нередко люди реализуют в творчестве пубертатные мечты и идеи. Может, из-за того, что много лет назад у меня не оказалось с собой зажигалки, все это время я хотел объясниться с Высоцким, что-то важное ему сказать.
— И положили в основу сюжета эпизод с узбекских гастролей Владимира Семеновича, когда он пережил клиническую смерть?
— Мы сразу решили не делать байопик. Картины в этом жанре всегда оказываются бесчувственными, поскольку нельзя за два часа подробно, с деталями, рассказать жизнь человека. Получается скороговорка, не передающая эмоций и не вызывающая их. Для фильма нужен рассказ, новелла, а не роман. Если, конечно, не ставится задача снять монументальное полотно, эпос или многосерийную сагу. Наш выбор остановился на драматичной истории, позволяющей увидеть суть главного героя. Высоцкий не стрелялся на дуэлях, не сражался на войне, его не сажали в тюрьму и не высылали из страны, а для кино история требовалась короткая, емкая, выпуклая. К работе над картиной мы пробовали привлечь старшего сына Высоцкого, профессионального сценариста, но Аркадий не захотел участвовать в проекте. И Никиту отговаривал, но тот согласился, и, насколько знаю, братья несколько лет не разговаривали. Почти до самой премьеры, до момента, пока Аркадий не посмотрел фильм...
— Анатолий Максимов, работавший с вами на картине, сказал, что «Высоцкий» обошелся в двенадцать миллионов долларов. И добавил: «Неоправданно дорого».
— Объясняю. Мы начинали с одним режиссером, продолжали с другим, завершали с третьим. Съемки пришлось останавливать, работу замораживать, перезапускаться заново. Это дополнительные траты. Основной вопрос, на который предстояло ответить: как будет выглядеть главный герой? Мы пересмотрели сотни проб актеров, так или иначе похожих на Высоцкого, пока не сообразили, что идем не по тому пути. «Лишняковое движение», как говорит героиня другого нашего фильма «Чужая». Тогда и пришло решение сделать так, чтобы зрители увидели на экране Высоцкого. Живого. Поэтому мне непонятен поднятый в СМИ «плач Ярославны», мол, жестокие продюсеры скрывают от народа исполнителя роли Владимира Семеновича. Идет гадание: Безруков, Смольянинов, Вдовиченков, Кравченко, Дюжев...
— Но это же правда: имя держите в секрете. Пусть даже и Полишинеля.
— Все почему-то считают, будто это наш тонкий пиаровский ход. Клянусь, не думали ни о чем подобном! Актер сам предложил, чтобы его не упоминали в титрах рядом с Высоцким.
— Если это не пиар, зачем было напускать туман?
— Да, в какой-то момент мы договорились, что информация не уйдет за пределы съемочной площадки. Иначе зритель сидел бы в кинозале и искал внешнее сходство между Высоцким и артистом, его играющим. А мы хотели, чтобы люди, не отвлекаясь на постороннее, смотрели историю о Владимире Семеновиче с его участием. После премьеры Андрей Макаревич сказал потрясающую фразу: «Так странно! На экране Максик Леонидов, Ваня Ургант и Высоцкий». Для меня это была лучшая рецензия.
— Кстати, об Урганте. Его участие в проекте похоже на реверанс в сторону тинейджеров. Хотите затянуть в кинозал и эту аудиторию?
— Так и есть. Ургант — свой человек для молодежи, с его помощью рассчитываем привлечь дополнительного зрителя. Не вижу в этом ничего предосудительного или постыдного. Для подростков Ваня — культовый персонаж, а вот Высоцкий — не факт.
— Ладно, а каково все же главному безымянному герою? Ему-то наверняка хочется выйти на сцену и прокричать: «Это я!» Недополученную порцию славы вы компенсировали рублем?
— Нет, на сумму гонорара это не повлияло. Не переживайте, мы обязательно откроем имя того, кто сыграл Высоцкого. Может, с окончанием проката в кинотеатрах. Или после телепремьеры. Пока нет готового решения. Кстати, если бы это был пиар, мы точно знали бы, когда и как выведем артиста из тени. Сегодня на повестке иные вопросы. Ужас современного российского проката в том, что никто не представляет, какими окажутся сборы. Кинотеатры согласны взять фильм лишь на две недели, максимум — на три. А дальше — извини-подвинься. Даже при стопроцентной заполняемости залов. На очереди новые премьеры. Контрактная система! Кинокартин на рынке — как сельдей в бочке. Американских.
— Этим обусловлен и выбор даты для начала проката? Нашли свободное окно?
— Именно! Хотя наши люди любят конспирологические версии: ага, фильм не случайно вышел накануне парламентских выборов, и его показали Путину. Тому картина понравилась, поскольку среди героев есть положительный чекист-полковник. Меня так и подмывает спросить: дорогие соотечественники, кто же засрал вам мозги, если вы способны воспринимать все лишь в таком ракурсе? В действительности наша история не о добрых кагэбэшниках, пьющих врачах и ширяющихся артистах, а о том, как Высоцкий менял мир вокруг себя. Он был далеко не ангел, но его любила вся страна, как, наверное, ни одного артиста с тех пор.
— Вас и упрекают, что пытаетесь состричь дивиденды на любви народа к кумиру.
— Послушайте, о каких спекуляциях речь, если российская киноиндустрия не является бизнесом? Это медицинский факт. Будем счастливы, если удастся отбить вложенные деньги. Последние годы в этом смысле оказались очень разрушительными. После «Турецкого гамбита», «Дозоров» — «Ночного» с «Дневным», продолжения «Иронии судьбы» и «9 роты» Федора Бондарчука, занимавших первые позиции в прокате и обыгрывавших голливудских мейджоров, на экраны страны хлынул мутный поток как бы самых лучших фильмов, гитлеров капут, любовей в большом городе, ржевских против наполеона и прочего дерьма, не имеющего ничего общего с кино. Зритель, столкнувшись с откровенной халтурой, быстро понял: его накалывают, разуверился в отечественном кинематографе и перестал ходить на российские фильмы. В итоге с тридцати пяти процентов в общем объеме проката, как это было в середине нулевых годов, доля нашего кино сократилась к настоящему дню втрое! Согласитесь, унизительный показатель для великой в прошлом кинематографической державы. Все случилось из-за того, что люди решили, будто это замечательный бизнес, и торгаши ринулись заниматься кино.
— Справедливости ради надо сказать, что и братья Михалковы внесли лепту в подрыв доверия. Как и Бондарчук со своим провалившимся «Обитаемым островом».
— Мне жаль, что у Федора не получилось, хотя это была масштабная работа, но она не совпала со временем... А чем, по-вашему, Андрей Кончаловский провинился?
— Его «Щелкунчик» щелкнул мимо кассы.
— Фильм собрал в прокате пятнадцать миллионов долларов.
— При затратах в девяносто.
— Мы же с вами не знаем, ставил ли Андрей Сергеевич задачу вернуть все вложенное. Могу сказать о себе. Фильмы, которые делает наша команда, всегда предусматривают самоокупаемость. Был, правда, случай, когда я понимал, что картина не отобьет в прокате затрат. Поэтому «Чужая» снималась не за деньги Первого канала.
— А кино хорошее.
— Знаю. Я делал его для себя. Если же в проекте участвует Первый канал, это для людей, для массового зрителя. Хочу еще раз напомнить тем, кто забыл: наш канал не живет на народные деньги — исключительно на поступления от рекламы. Желающим самовыразиться и не преследующим цели окупить затраты лучше подаваться в писатели: все расходы только на чернила и бумагу. Можно набивать текст в компьютере — еще дешевле. Кинопроизводство — слишком дорогая история, чтобы заниматься чистым творчеством, не думая о коммерческой составляющей. По крайней мере, я не могу позволить себе подобное расточительство. В последние годы в индустрию пришло огромное количество продюсеров, стремящихся обогатиться любым способом. Кажется, Жванецкий сказал: что вы воруете с убытков, воруйте с прибылей! Еще не начали снимать, а уже попилили бюджет, откатили, кому надо... Поганая система! Будь моя воля, ввел бы своего рода люстрацию, запрет на профессию для тех, кто доказал профессиональную несостоятельность. Всегда помню, что в наши картины вложены, что называется, «пароходские» деньги, которые надо вернуть. Когда вышел «Турецкий гамбит» и на Первом канале появилась его реклама, добрые люди из Госдумы написали запрос в Счетную палату с требованием разобраться, почему Эрнст и Максимов используют служебное положение в личных целях. Оказалось, вся реклама оплачена, а мы не получаем ни копейки прибыли, работаем на картинах исключительно за зарплату на Первом канале. Один из инициаторов запроса, узнав о результатах расследования, сказал нашему общему знакомому: «Я думал, Костя нормальный, а он — идиот!»
— И по сей день так?
— Повторяю: на фильмах, производимых на Первом канале, я денег не зарабатываю. Для меня это вопрос принципиальный. Я решаю творческие задачи, участвуя в создании картин, интересных зрителям и, на мой взгляд, способствующих возрождению российского кинематографа. Что до остального... У меня хорошая зарплата на канале, не жалуюсь. Знаете, богатый не тот, у кого много денег, а кому хватает.
Если же вернуться к теме «Высоцкого», конечно, это был большой риск. С крыши небоскреба мы решили прыгнуть на маленький батут внизу. Попадем ли? Никто не знает. И то, что в качестве героя выбрана одна из икон России двадцатого века, не является гарантией или страховкой. Можно так навернуться, что костей не соберешь... Даже трудно представить, о ком еще было бы опаснее делать кино.
— На телевидении мерилом успеха является рейтинг, а на большом экране все-таки касса. На какую цифру нацеливаетесь с «Высоцким»?
— Могу признаться, что не представляю, сколько соберет картина. Еще лет пять назад я угадывал бокс-офис любого фильма с ошибкой менее чем в полмиллиона долларов. Звонили друзья и спрашивали: «Сколько?» Я всегда давал правильный ответ, а сегодня честно говорю: не знаю. Последние года три смешали карты. Как отреагирует зритель на новое российское кино, сказать сложно. Ответный сигнал идет, но пока слишком нечеткий, чтобы из отдельных доносящихся звуков составить слова и фразы. Мы вслушиваемся до дрожи. Сборы первой недели хорошие, посмотрим, что покажет вторая. Если наберем менее тридцати миллионов долларов, не окупим затраты. В любом случае ясно, что рекорд продолжения «Иронии судьбы» с ее пятьюдесятью миллионами устоит. Во-первых, «Высоцкий» — это не развлекательное кино, во-вторых, оно не выходит в новогоднюю декаду. В этом году там будут биться двадцать фильмов. Двадцать! А денег на кону — примерно сто миллионов долларов. Вот и считайте... Поэтому мы сознательно ушли чуть в сторонку от новогодней толчеи.
Отдельная тема — произвол кинотеатров. Не хочу огульно обвинять всех, есть в киносети продвинутые и тонкие люди, но в подавляющем большинстве репертуарную политику определяют тетки с пергидрольными халами на голове. Они решают, что и сколько показывать на большом экране, хотя зачастую не имеют ни малейшего представления о кино. Такие классические «засракули» — заслуженные работники культуры из породы чиновников. Их мечта — сиквел полнометражного американского мультика, франшиза «Пиратов Карибского моря» и очередные «Сумерки», хотя первый фильм они забодали, испугавшись вампиров. У них напрочь отбито чувство патриотизма. По вине этих теток многие кинотеатры не хотят брать русские фильмы, дескать, уж лучше Голливуд. Тупость и жадность в чистом виде, неприкрытое желание по-быстрому срубить бабок и ни о чем не париться. Но когда такая публика начинает определять культурную политику России, мне становится страшно. Ведь за последние годы отечественные кинематографисты снимали не только говно, но и выдающиеся картины, которые массовый зритель не смог увидеть.
— Например? Ваша персональная великолепная семерка? Или хотя бы пятерка.
— Да я вам сейчас десятку назову! Лишь из того, что снято за последние три года. Итак, начали: «Неадекватные люди» Романа Каримова, «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, «Кочегар» Алексея Балабанова, «Дом Солнца» Гарика Сукачева, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, «Бабло» Константина Буслова, «Волчок» Василия Сигарева, «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева, «Елена» Андрея Звягинцева.
— Джентльменский набор для «Закрытого показа» по Первому каналу!
— Да, голимый арт-хаус, ни одного по-настоящему кассового фильма. Но вы же попросили назвать те картины, которые произвели впечатление, понравились и тронули лично меня. Понятно, это островок, оставшийся на поверхности, большая часть, увы, скрыта под водой, как Атлантида. Российское кино находится в пограничном состоянии, его нужно спасать. Все, что в моих силах, постараюсь сделать, в стороне точно стоять не буду.
— Нереализованные пубертатные мечты у вас остались, Константин Львович? Кому-то еще, кроме Высоцкого, не дали прикурить в юности?
— Выходя из «Октября» после нашей премьеры, я увидел Аллу Пугачеву и вдруг подумал, что главной мужской фигурой в 70-е годы был Владимир Семенович, а главной женщиной — она...
> Дмитрий Юрьич, как же так ? Вы же какое-то время назад отзывались об Эрнсте как о самом адекватном человеке на ОРТ ?
> >
> > Да ты цитируй, не стесняйся.
>
> Да, сказано было немного по другому, только что прочитал.
> Дмитрий Юрьевич,я с подобным вопросом обратился к одному хорошему знакомому(ему-65 лет).он ответил,что раньше подобными аферами действительно занималось КГБ.почему-он не знает.
А я с подобным вопросом обратился к двум хорошим знакомым и они ответили, что раньше подобными аферами действительно занимался ОБХСС. Почему - они не знают.