На связи студия D63. Близится 23 февраля, поэтому сегодня расскажем про модель “лёгкого танка на колесах”, внесшего большой вклад в оборону Ленинграда в 1941-1944. Бронеавтомобиль БА-10 был разработан в конструкторском бюро Ижорского завода в 1938 году на модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА, у которого была укорочена рама, усилена балка передней оси, передняя подвеска оснащена амортизаторами от автомобиля ГАЗ-М-1.
Позволить себе выпуск бронемашин на специально разработанном шасси подобно французам и немцам Советский Союз, не имевший тогда развитой автомобильной промышленности, ещё не мог. Поэтому проходимость БА-10 оставляла желать лучшего. Однако были и достоинства — сильное для бронеавтомобиля вооружение из 45-мм пушки и двух пулеметов ДТ. Бронезащита была на уровне основного лёгкого довоенного танка Т-26 и уверенно держала бронебойные пули.
БА-10 стал самым массовым советским пушечным бронеавтомобилем. Их экипажи успешно сражались с японскими танками на Халхин-Голе, затем с финнами на Карельском перешейке. Бронеавтомобили активно применялись в Великой Отечественной, отдельные экземпляры дожили до конца войны и окончили её в Европе. Особенно активно они воевали под Ленинградом, так как Ижорский завод — их единственный производитель, находился рядом.
Характерный пример: по состоянию на 27 июля 1942 года в 61-й танковой бригаде насчитывалось 64 танка (63 Т-60 и 1 Т-26) и 23 бронеавтомобиля БА-10. Учитывая что лёгкие “мобилизационные” танки Т-60 имели 20-мм автоматические пушки, годные в основном для борьбы с неукрытой пехотой, бронеавтомобили с 45-мм танковыми пушками становились основной огневой мощью бригады.
Постройку модели бронеавтомобиля БА-10М вел мастер Роман Ярлыков. За основу взят пластиковый набор деталей от фирмы HobbyBoss, без сомнения лучший из доступных на сегодняшний день. Главным его косяком является то, что он скопирован с экспоната в музее города Паролла. А там стоит трофейный Ба-10А с финскими доработками.
Роман же строил именно советский БА-10М, который несколько отличался от Ба-10А. Основными отличиями были внешние бензобаки, которые крепились на задних крыльях и ряд других нюансов. Произведённые доработки в целом видны на фото.
Установлено множество новых заклепок и пулестойких болтов из полиэфирной смолы. Сымитированы недостающие сварные швы. Изготовлено множество новых деталей из проволоки и листовой латуни, в том числе задние крылья. Родная пластиковая пушка 20К и пулеметы ДТ заменены на металлические.
Внешний вид модели танка во многом определяют гусеницы, а для автомобиля это колёса. Родные колёса в наборе не совсем плохи, но все же были заменены на ювелирный шедевр — отдельный дополнительный набор из полиэфирной смолы, воспроизводящие изделия завода “Красный Треугольник”.
Вот итоговый результат до покраски.
Теперь кратко о покраске. Да простят нас читатели-моделисты, но фото промежуточных этапов не сохранилось. Сперва был нанесен грунт Motip из аэрозольного баллона. Затем, при помощи аэрографа — базовый защитный слой акриловой краски Тамия с замедлителем высыхания.
Дальше была кропотливая многоэтапная работа по нанесению зимнего камуфляжа. Перво-наперво модель была задута водорастворимым лаком для волос. Поверх него надут слой белой акриловой краски. Затем с помощью смоченных в теплой воде кистей разной жесткости белый цвет ободран до базового защитного.
Потом снова лак, белый цвет и его “обдирание”.
После этого по белой основе проведён стандартный набор тонировки масляными красками и жидкостями от AK interactive. Нарисованы сколы, потёки, применены художественные пигменты. В финале острые грани для придания металлического блеска натёрты графитом. При помощи специальной краской АК interactive добавлены потёки горючего.
Модель заняла 3-е место на общероссийском конкурсе DishModels в 2015 году.
Другие работы Романа можно посмотреть в его блоге.