Польский мега-режиссёр Анджей Вайда, заснявший совсем недавно высокохудожественный фильм «Катынь» про зверства русских нацистов, снова обеспокоен. Мало того, что Обама хочет закрыть секретные тюрьмы ЦРУ, так ещё некоторые посмели замахнуться на самое святое — на икону антикоммунистического движения 80-х, предводителя «Солидарности» Леха Валенсу. В Польше кто-то не прав — и это остро чувствует польский интеллигент Вайда. Вот что режиссёр сказал изданию Variety:
Меня раздражает и злит, что сегодня герой движения «Солидарность» Лех Валенса, сыгравший важную роль в исторических событиях, подвергается нападкам каких-то ничтожеств. Они ведь вылезли из ниоткуда. И представляют худшую часть нашего общества. Не могу я с этим смириться.
А ведь над польским электриком из Гданьска, яростно боровшимся на деньги ЦРУ с коммунистической системой, в последнее время действительно сгущались тучи. Оказывается, лауреат Нобелевской премии мира начинал с вполне
дружелюбного стука на коллег по верфи:
Изучив учетные материалы спецслужб, авторы подтверждают факт регистрации Леха Валенсы под номером 12535 в III отделе службы безопасности (СБ) в Гданьске как секретного сотрудника под псевдонимом «Болек» в 1970-1976 годы. Причем уточняется, что данный агент работал на Гданьской судоверфи. Из книги следует, что «Болек» являлся активным сотрудником, доставлявшим ценную информацию о деструктивной деятельности некоторых рабочих. Приводятся записки курировавших его офицеров служб безопасности о том, что на основе этих информаций было заведено несколько дел, а «Болек» получил за свои старания 13 100 злотых. Причем он принимал вознаграждение очень охотно.
Авторы отыскали несколько доносов «Болека», которые свидетельствовали о нем как об агенте, проявляющем много собственной инициативы в распознавании «источников опасности». Так под колпаком СБ оказались 24 работника верфи, многие из которых были впоследствии репрессированы. Отмечается также, что как член забастовочного комитета «Болек» пользовался доверием в коллективе. А если он не знал фамилий «враждебных стране» лиц, то тщательно их описывал, указывая внешние данные и место проживания.
Сотрудничество «Болека» с СБ, как отмечали его кураторы, начало хромать в 1974 году, когда ситуация на верфи стабилизировалась. Агент объяснял, что ничего на предприятии не делается, да и времени нет. В конце концов такая инертность привела «Болека» к «исключению из действующей агентурной сети» 19 июня 1976 года «по причине нежелания сотрудничать».
«Нежелание сотрудничать» наверняка означает, что жадный «Болек» нашёл спонсоров побогаче. И были бы в середине семидесятых польские спецслужбисты повнимательнее, не зевнули бы вербовочный подход к «Болеку» со стороны американцев.
Тем более, красноречивый Валенса во время одной из
пресс-конференций сам неплохо ответил на этот вопрос:
- Уважаемый мистер Валенса. Прошло 25 лет Вашей сознательной трудовой деятельности. Можете ли Вы назвать размер Вашего ежемесячного жалованья в ЦРУ? Заранее благодарен за искренний ответ. Михаил.
- Вы не сможете себе этого представить. Сложно представить — особенно тем, кто во всем чует заговор, — что можно больше давать, чем получать. Так вот, я должен Вам сказать, хотя вам это будет наверняка сложно понять, что такие люди есть.
Вот так — «можно больше давать, чем получать». Но ведь тогда выходит, Валенса опять прогадал, отдавая црушникам больше, чем они могли ему выдать в долларах?!
Почему-то Вайда никак не осветил этот момент в своём фильме от 1981-го года «Человек из железа», посвящённом в немалой степени Валенсе — пан «Болек» там играет самого себя. Валенса показывает олд-скул стайл и спасает мир безо всякого железного костюма. Роберт Дауни-младший в слезах. Конечно, как в случае с Нобелевской премией Пастернака, острая правдивая лента была вывезена во Францию и немедленно получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Сейчас же Вайда снова решил нанести коварный удар всем критикам Валенсы сразу, прибегнув к своему любимому оружию — то есть опять заснять фильм про то, как польский электрик из Гданьска яростно сражался с коммунизмом. Чтобы надавить на зрительские эмоции, история Валенсы будет рассказана глазами его жены Дануты. Продемонстрируют все пропагандистские приёмы — в том числе слезинки многочисленных детей Валенсы, скучающих по томящемуся в застенках отцу. Сценарий картины, часть которого была написана ещё в 80-ые годы, когда поляки стонали под гнётом СССР, подрядили писать Агнешку Холланд («Европа, Европа», «Полное затмение»).
Правильно, нельзя лишать поляков иллюзий.