В июне прошлого года побывал в Киото – древней столице Японии, о чем желаю поделиться впечатлениями. Летели через Хельсинки, сначала на небольшом Боинге, потом на большом аэробусе. В первом случае стюардами были русские вперемешку с финнами, во втором, соответственно, финны вперемешку с японками. Самолет до Киото был переполнен японцами, которые негромко говорили на родном наречии.
Когда город Осака появился в иллюминаторе у меня аж дух захватило, главным образом — от его размера. Кажется, что внизу безбрежное море домов – сплошное лоскутное техногенное покрывало. Город не кажется высоким – средняя высота домов – 6-7 этажей, хотя на горизонте тут и там высятся небольшие группы небоскребов.
Аэропорт сразу удивил, и не столько размерами и количеством японцев, сколько скоростью, с которой решились все вопросы по выходу в город. Суровый японец снял с нас отпечатки пальцев, автоматическая камера сделала снимки ошалевших от перелета лиц, к визе в паспорте прикрепили кусок билета и какую-то наклейку и отпустили с миром на волю. Перед этим на удивление быстро получили багаж.
Вся необычность аэропорта Осаки — в том, что он находится на острове. С остальным городом его соединяет монорельс, по которому ходят поезда без водителей. Смотреть в окно очень занятно, аэропорт действительно огромный, масса техники и страшные дорожные развязки на высоте примерно 3-го этажа.
Пока мои товарищи обменивались любезностями с встречающими (летели мы на экологическую конференцию), пошел побродить по внешнему залу аэропорта. Высотой в 5 или 6 этажей, забитый народом, яркими надписями и кучей маленьких магазинчиков с едой, напитками и сувенирами, впечатление здание производило незабываемое. Непривычным показался бамбук, росший прямо за окнами. Немного погодя отправились грузиться по минивэнам, следующим в Киото. В них были водители и таблички с напоминаниями о необходимости пользования ремнями безопасности.
Пока ехали, наблюдал в окно город Осака, который ни в какую не желал заканчиваться. Не город, а муравейник гигантского масштаба. Ехали мы, как оказалось, по платной магистрали, поэтому она была практически пустой. Оказалось, что это так принято — строить по 3-4 дороги друг над дружкой, а ехали мы по верхней. Получаются целые многоэтажные города.
Первый раз остановился наш автомобиль уже посреди Киото на светофоре, через 2 часа после выезда из Осаки. Среди автомобилей не нашел ни битых ни грязных. Едут все со скоростью около 50 километров в час, независимо от загруженности трассы.
Киото отделен от Осаки горами. То есть, выезжаешь из Осаки, проезжаешь насквозь гору по длинному освещенному тоннелю и попадаешь прямиком в Киото. Сказать по правде, я думал, Киото повыше. Ошибся. Опять те же 6-7 этажей, плюс огромное количество совсем низких районов. Дома небольшие, на улицах очень много красиво оформленных лавочек. Маленьких улочек просто лабиринты — и все забиты лавочками, ресторанчиками, парикмахерскими (количество последних просто невероятно), барами и заведениями непонятного назначения. Приметил много народу на велосипедах – как потом оказалось, велосипеды, мотоциклы и зонтики в Японии очень дешевые!
Будучи поселен в гостиницу, тотчас врубил телевизор, но сразу выключил – японское телевидение – суровое испытание для неокрепшей психики гостей.
Не буду утомлять описанием нашей странной цели визита и ее реализации — расскажу только, что японцы — организаторы хорошие. К сожалению, специфика мероприятия, явившегося причиной нашего визита не позволила нам уделить достаточно времени для осмотра достопримечательностей, но кое-что поглядеть удалось.
Киото — город очень красивый. Первоначальное впечатление огромного мегаполиса исчезает, когда узнаешь, что населения в нем совсем не так много. Сразу представляется "расплющенный" на большую площадь Санкт-Петербург. Удивительное сочетание торговых районов, маленьких узеньких улочек, больших магистралей, верхних этажей города с древними храмами и святилищами (которых в Киото более полутора тысяч) создаёт ощущение, что находишься в другом измерении. Этому немало способствует полное отсутствие знакомых наречий — все говорят только на родном. Все домики и лавочки сделаны с безупречным вкусом, очень радует глаз внимание японцев к мелким деталям — все домики утыканы маленькими навесами, красивыми изгородями, клумбами и другими приятными мелочами.
Один из известнейших районов Киото — Гион. Это район, в котором сосредоточена основная ночная жизнь города. Он полон людей и неоновых вывесок, ресторанов, кафе и прочего. В Гионе можно встретить гейш, одетых по всем правилам в соответствии с традициями. Зрелище поразительное!
Храмы очень красивые, обычно представляют собой несколько больших домов с традиционными крышами, вокруг которых причудливо извиваются дорожки, над которыми простирается зеленый свод непонятных деревьев. В тени этих деревьев по краям дорожек стоят маленькие святилища, коих в каждом храме присутствует несколько. Перед каждым — ворота, за ними — небольшая "будочка", в которой что-то лежит. Каждый раз разное — украшения или какие-то совсем непонятные предметы. Также во дворах храмов много всякой интересной всячины типа нитей, на которые привязывают ленточки с загаданными желаниями или стендов с амулетами на счастье, здоровье и другие божественные блага. В синтоистских храмах перед входом принято мыть руки — для этой цели повсюду приспособлены мини фонтанчики и умывальники с черпачками. Мыть руки можно всем, а вот молиться в храме не нужно, местные не поймут.
Сильнейшее впечатление произвел комплекс архитектурных артефактов под названием Кинкаку или "Золотой Павильон". К комплексу ведет дорожка, по ней можно выйти к целой группе больших старых домов. Несмотря на возраст, который измеряется чуть ли не веками, выглядят здания так, словно выстроены вчера. Сам Золотой павильон находится на другой стороне красивого озера, в котором обитают карпы. Карпы здоровенные и просят жрать. Павильон — большой квадратный дом с золотыми крышами одна над другой. Дальше дорога уходит вверх по холму серпантином, там открываются совсем уж странные места — например, маленький островок в озерце, на котором стоит каменный столб причудливой формы. Очень красиво и непонятно, поэтому страшно привлекательно.
Все это мы смотрели бегом, потому, что наши японские коллеги совершенно не снабдили нас свободным временем для осмотра их города и добычи разного рода трофеев.
Со временем все больше привыкал к странной еде, неудобным палочкам и постоянному теплому дождю, который со временем стал восприниматься как что-то само собой разумеющееся. В какой-то момент, вкусив подогретую рюмочку вкусного сакэ, я отправился гулять вечером по городу, и вот тогда Киото показал нечто новое. Было очень приятно смотреть на красиво подсвеченные невысокие районы города и темную громаду стены императорского дворца, на темные облака и, в противоположность их величию — на маленькие, уютные фонарики, зажженные на мостах через реку. Усталый, но очень довольный, кинул усталое тело в койку только к утру – так захватил меня незнакомый город.
На следующий день нужно было ехать на мероприятие в рамках цели визита, для этого мне выделили сопровождающую – бодрую японскую девчушку, которая взялась меня проводить до места. Дошлепали с ней по лужам до станции, где погрузились в метро. Подвешенный на стенке автомат выплюнул картонный билетик, который надо было сохранять до конца поездки. Стало интересно, что делают с людьми, его потерявшими.
Метро в Японии повергает по первому разу в легкую панику. Чуждые моему пониманию таблицы с графиком отправления поездов содержат цифры и иероглифы, ничего в них я не понял. На одну платформу приходят поезда, не только едущие в разные места, но еще и с разных сторон, питерский человек без специальной подготовки потеряется сразу. На метро, кстати, можно легко уехать за границу Киото в сельскую местность.
Сельская местность понравилась — дома как в городе, но реже, вокруг деревья, кусты, рисовые поля и горы. Народу почти нет. Погулял немного в окружении рисовых полей. Я, как любопытный малый, тут же заглянул в ближайшее рисовое поле, чтобы понять, как японцы рис растят. Внимание тут же привлекли какие-то страшные членистоногие, плававшие тут и там в воде на поле. Спросил, кто это у спутницы. Она ответила, мол, личинки лягушек. Я попытался представить, какие лягушки вырастают из явно членистоногих личинок и получил в голове такую картину, что вопросов решил больше не задавать. Помимо членистоногих в воде на рисовых полях ползают маленькие раки. Сфотографировать не получилось в виду размера оных.
Вечером того же дня навестил старый район – Гион, в котором сохранился так называемый «старый город». Старый город Гиона — волшебство как оно есть. Слова тут практически бессильны. Эти невысокие старинные домики, уютный свет из маленьких окошек, ширмы, ставни, двери... Непонятные и привлекательные заведения, из которых слышна приглушенная японская речь, и все это в уютной полутьме, освещаемой лишь тусклыми, но опять-таки уютными фонариками, огромный оранжевый храм Гиона, десятки маленьких святилищ, суетливые и в то же время спокойные и вальяжные изгибы узких дорожек между ними — все это казалось очень странным и далеким от родного и привычного. Я шел и смотрел на этот, другой, красивый, словно сошедший со старой киноплёнки мир, и мысли сами собой куда-то пропадали.
Несмотря на все прелести и красоты, уже уезжая, я думал, что в Японии, конечно, здорово, но у нас – намного лучше!