Со съёмочной группой телеканала
«Russia Today» посетили бывший советский шахтный пусковой комплекс «Десна-В». Точнее, то, что от него осталось. Надо было снять часть документального фильма, посвящённого истории договоров о стратегических наступательных вооружениях. Ну и попутно пообщаться на модную сейчас тему «выживания».
Пусковую точку, когда-то находившуюся в составе сил и средств
28-й Гвардейской Краснознамённой ракетной дивизии нашли далеко не сразу. Сегодня интернет, разумеется, позволяет практически любому желающему
получить массу данных, в том числе и околосекретных. А уж из числа несекретных — можно что угодно выудить, стоит лишь проявить настойчивость и аккуратность. Но именно в нашем случае вышло так, что след поначалу взяли ложный.
Про взятие «языка»
Выехали из Москвы рано утром. В районе города Козельска дорога ну совсем испортилась, превратилась в одну большую выбоину. Пейзаж вокруг стал совсем унылым. Дождик льёт, из-на низких туч темновато, ветер нагоняет ненужную мокрую прохладу. Добрались до предполагаемого места начала поисков, спешились. Чтобы не блуждать лишнего — обратились за разъяснениями к немногочисленным представительницам местной интеллигенции. Они, понятно, никогда ничего не слышали про военных вообще и про ракеты в частности.
А вот «язык» из местных жителей-мужчин — сразу показал руками куда именно надо идти. И попутно объяснил, дескать, и сам собирает всякое железо. Да только его принимать перестали, ироды. Приходится из своей железной добычи варить и клепать всякого толка автоподелки. В общем, если будет нужен максимально кинематографичный механик для съёмок трилогии «Fallout» — знаю кого приглашать на роль. На прощание местный житель почему-то подарил одному из участников поездки американский автомобильный номерной знак.
Помимо подарка, словоохотливый «механик» своими бесхитростными указаниями вывел группу на бывшую ракетную позицию, но уже подвергнутую так называемой «рекультивации». И шахта с сопутствующими постройками превратилась просто в лесную поляну, засыпанную песком из близлежащего карьера. На поляне уже колосятся молодые ёлочки, сверху накидан редкий мусор и вездесущие пластиковые бутылки. В общем — ничего особенно пригодного для съёмок. Зарядили в GPS новые координаты и отправились на микроавтобусе дальше. Световой день осенью недолог, надо всё делать быстро, иначе съёмки просто не состоятся по случаю наступления темноты.
Про краденую дорогу
Немного проехав, свернули с плохой асфальтированной дороги на какую-то уж совсем второстепенную, лесную. При этом бетонную и хорошего качества. Известный ободряющий признак. Обычно к точке как раз и ведёт несколькокилометровая дорога, волевым решением проложенная через густой лес. Чтобы и проезжая была при любых условиях, и от посторонних глаз скрытая. Доехали по «бетонке» до места, где телевизионный микроавтобус уже пробраться не мог никак. Спешились. Заметили отдельно стоящий караульный домик. Ну точно, второй признак есть. Пошли пешком по дороге.
Дорога, конечно, по осени грязная, но понятно — идёшь по бетонным плитам. Когда плиты кончаются — грязь становится, без преувеличений, по колено. Это странно. Куда могли подеваться бетонные плиты? Идём по грязи уже несколько километров. Навстречу и в попутном направлении, рассекая волны густой жижи, катятся немногочисленные и невиданные самоходные повозки на базе трактора «Кировец». В транспорте сидят сурового вида мужики с засаленных телогрейках, не вызывающие никакого желания дружелюбно улыбнуться. Мужики не без интереса смотрят на нашу живописную группу и, особенно внимательно, на барышню-корреспондента.
Навстречу попадается внезапный «УАЗик». Водитель нежно голубого отечественного вездехода с некоторой подозрительностью сообщает: прямо —
ракетный городок. Казармы, клуб, общежитие, учебный центр. А направо — пусковая точка. Но туда ходить не следует, радиация вокруг такая, что аж фуфайки заворачиваются! И, широко улыбаясь беззубым ртом, отчаливает по целебным грязям в направлении цивилизации, тепла и уюта.
Мы же поворачиваем направо и начинаем прикидывать шансы на встречу с радиацией. За разговором прибыли на огромную поляну. С одной стороны ничто не напоминало о наличии рядом разумной жизни — кругом песчаные дюны. Это обычный пост-рекультивационный пейзаж. Шахты взорвали, оставшиеся «стаканы» естественном образом затопили, а потом засыпали грунтом и разровняли тракторами. Как будто ничего здесь и не было.
Но всё перечисленное сделано, конечно, как придётся. Ломать — не строить, а тем более места глухие. Потому желающие набраться острых ощущений
и любители так называемого «абандона» в ряде случаев имеют возможность забраться в недра точек, которых уже как бы и нет.
Про ракетно-ядерный пейзаж
Слева от нас пейзаж совсем иной. Промеж злобного вида вентиляционных шахт, скорее похожих на маломестные доты, стоят те самые попутные повозки, доверху забитые разнокалиберным металлом. Ценный материал добыт из пусковых шахт и вокруг. Целые технологические ёмкости загружены в повозки отдельно. В огромные кучи собраны расчленённые останки бетонных блоков. Из них добывали арматуру, видимо обычной кувалдой. Всё вместе напоминает унылый, неспешный грабёж давно разложившегося трупа. Когда-то это был огромный опасный зверь. А сегодня — объект какого-то отвратительного хозяйственного мародёрства.
В краткосрочной беседе с сомнительного вида гражданином, нарядно выделявшимся из окружающего пейзажа трёхдневной щетиной по всей площади лица, выснилось: закапывают тут всё некие белорусы. Они же, по личному почину, добывают арматуру и всякое прочее железное для последующей сдачи в «чермет». А вот по бетонным плитам работает другая группировка. Плиты вынимают прямо из дороги и «Кировцем» куда-то вывозят уже другие люди. А чего, здесь ведь больше нет ничего, а плиты как новенькие, хоть и лежат больше полувека на дороге. Надо брать, нужный ресурс.
Про ядерный щит державы
А при советской власти, когда ядерный щит державы был грозен и крепок как бетонные плиты в дорожном покрытии, превращающаяся в лесную полянку «Десна-В» могла направить изделие Р-9А (8К75, SS-8, Sasin) на растояние в 12000-13000 км. Например, в США. И порадовать тамошних граждан 4-6 мегатоннами, сделанными в СССР.
Если на пальцах, то это межконтинентальная баллистическая ракета диаметром 2,68 м, длиной 24,3 м с моноблочной ядерной головной боевой частью. Стартовая масса ракеты — 80,4 т (из которых топливо составляет 71,1 т) при полезной нагрузке 2095 кг. Время подготовки ракеты к пуску из шахты составляло 8-10 минут. Принята ракета на вооружение в 1965 году, снята с эксплуатации в 1976 году.
Р-9А примечательна тем, что это последняя боевая ракета, созданная под руководством С.П. Королёва. Именно ракета Р-9 стоит перед
Центральным музеем Вооружённых Сил в Москве. Всякий желающий может приехать и полюбоваться.
Из того, что удалось осмотреть, особенно впечатлила сама шахта и подземные ангары. В ангарах, насколько я понял, находились центр управления, дизель-электрическая станция и спецёмкости для хранения сжиженного кислорода. Этот самый кислород, охлаждённый до температуры около -190°С, подавался в ракету после объявления готовности номер один. Ракета ожидала своего часа в шахте, будучи уже заправленной топливом.
А вообще вокруг когда-то было вот что: шахтные пусковые установки, кислородный завод, радиоцентр, жилые помещения для обслуживающего персонала, защищенные антенные ячейки, технические ангары для обслуживания ракет, технические ангары для обслуживания военной транспортной техники, артезианские скважины и резервуары для воды, трансформаторная подстанция и всякое ещё по мелочи, вроде охранного периметра.
Шахта разворочена взрывом или даже серией взрывов. Металл с шахтного комплекса ободран, срезан автогеном, а местами даже отпилен. Во внутренних подземных помещениях, прилегающих к шахте, не осталось ничего, что можно было бы спереть и продать. Заходим в подземный ангар. Входные ворота разнесены взрывом, внутри голые бетонные стены, ямы в полу, заполненные водой.
Чем дальше заходишь — тем меньше света. Деревянная трухлявая дверь вместо помоста над чёрной дырой в полу. Самодельная приставная деревянная лесенка. Сбита кем-то добротно, видно сразу — делали для себя. Забираемся по ней в вовсе кромешную темноту. Ни лучика. Капает вода. Под ногами значительный слой какой-то дряни, остатки жалкого костра, выбоины, неожиданные полости в бетоне, чрезмерно узкие дверные проёмы, отслоившаяся струпьями краска на стенах. Одно из помещений завалено воздушными фильтрами. В центре самого большого, центрального зала — останки пульта управления. Всё покрыто слоистой ржавчиной и непонятно откуда взявшейся мягкой субстанцией, состоящей, кажется, из синтетической пыли. Осмотрели всё на скорую руку и отправились на поверхность — предстоял ещё неближний обратный путь до автобуса.
Про обратный путь
Назад, к машине, возвращались уже в темноте. По многократно вспученным тяжёлым транспортом глинистым хлябям. Под нудным дождём. Мимо проехал гружёный бетонными плитами, уже знакомый нам «Кировец» с телегой. Водитель только и сверкнул золотыми зубьями. На телеге, поверх краденых стратегических наступательных бетонных плит, рядком сидели ещё трое нахохлившихся граждан. И чинно выпивали после окончания очередного трудового дня. На ходу.
Всё как и учили в телевизоре — мобильно, эффективно, по-хозяйски, не привлекая к себе особенного внимания. Таким макаром, думаю, и пропьём до конца свой
ядерный щит. А без него, мнится мне, всякой интернациональной дружбе и прочему мирному международному сотрудничеству — кранты. Кто ж захочет на равных дружить со слабосильными дураками и алкоголиками? Да ещё обременёнными кровавым сталинским наследием. Сожрут ведь во имя идеалов демократии.
Ссылки для интересующихся:
Целиком со всеми картинками
Все картинки в одной галерее
Техническая часть съёмок произведена не без помощи встроенной головы, умелых рук, добротной фотокамеры Nikon D700, светосильных объективов
Nikkor 28-70mm f/2.8 ED-IF AF-S,
Nikkor 50mm f/1.4D AF,
Nikkor MF 105mm f/2.5 AiS и отечественного
Таира-11А MF 135mm f/2.8 со светофильтрами.