Про изделие Р-9А

17.11.09 18:49 | Onepamop | 147 комментариев »

Репортажи

Со съёмочной группой телеканала «Russia Today» посетили бывший советский шахтный пусковой комплекс «Десна-В». Точнее, то, что от него осталось. Надо было снять часть документального фильма, посвящённого истории договоров о стратегических наступательных вооружениях. Ну и попутно пообщаться на модную сейчас тему «выживания».


Пусковую точку, когда-то находившуюся в составе сил и средств 28-й Гвардейской Краснознамённой ракетной дивизии нашли далеко не сразу. Сегодня интернет, разумеется, позволяет практически любому желающему получить массу данных, в том числе и околосекретных. А уж из числа несекретных — можно что угодно выудить, стоит лишь проявить настойчивость и аккуратность. Но именно в нашем случае вышло так, что след поначалу взяли ложный.


Про взятие «языка»

Выехали из Москвы рано утром. В районе города Козельска дорога ну совсем испортилась, превратилась в одну большую выбоину. Пейзаж вокруг стал совсем унылым. Дождик льёт, из-на низких туч темновато, ветер нагоняет ненужную мокрую прохладу. Добрались до предполагаемого места начала поисков, спешились. Чтобы не блуждать лишнего — обратились за разъяснениями к немногочисленным представительницам местной интеллигенции. Они, понятно, никогда ничего не слышали про военных вообще и про ракеты в частности.

А вот «язык» из местных жителей-мужчин — сразу показал руками куда именно надо идти. И попутно объяснил, дескать, и сам собирает всякое железо. Да только его принимать перестали, ироды. Приходится из своей железной добычи варить и клепать всякого толка автоподелки. В общем, если будет нужен максимально кинематографичный механик для съёмок трилогии «Fallout» — знаю кого приглашать на роль. На прощание местный житель почему-то подарил одному из участников поездки американский автомобильный номерной знак.

Помимо подарка, словоохотливый «механик» своими бесхитростными указаниями вывел группу на бывшую ракетную позицию, но уже подвергнутую так называемой «рекультивации». И шахта с сопутствующими постройками превратилась просто в лесную поляну, засыпанную песком из близлежащего карьера. На поляне уже колосятся молодые ёлочки, сверху накидан редкий мусор и вездесущие пластиковые бутылки. В общем — ничего особенно пригодного для съёмок. Зарядили в GPS новые координаты и отправились на микроавтобусе дальше. Световой день осенью недолог, надо всё делать быстро, иначе съёмки просто не состоятся по случаю наступления темноты.


Про краденую дорогу

Немного проехав, свернули с плохой асфальтированной дороги на какую-то уж совсем второстепенную, лесную. При этом бетонную и хорошего качества. Известный ободряющий признак. Обычно к точке как раз и ведёт несколькокилометровая дорога, волевым решением проложенная через густой лес. Чтобы и проезжая была при любых условиях, и от посторонних глаз скрытая. Доехали по «бетонке» до места, где телевизионный микроавтобус уже пробраться не мог никак. Спешились. Заметили отдельно стоящий караульный домик. Ну точно, второй признак есть. Пошли пешком по дороге.

Дорога, конечно, по осени грязная, но понятно — идёшь по бетонным плитам. Когда плиты кончаются — грязь становится, без преувеличений, по колено. Это странно. Куда могли подеваться бетонные плиты? Идём по грязи уже несколько километров. Навстречу и в попутном направлении, рассекая волны густой жижи, катятся немногочисленные и невиданные самоходные повозки на базе трактора «Кировец». В транспорте сидят сурового вида мужики с засаленных телогрейках, не вызывающие никакого желания дружелюбно улыбнуться. Мужики не без интереса смотрят на нашу живописную группу и, особенно внимательно, на барышню-корреспондента.


Навстречу попадается внезапный «УАЗик». Водитель нежно голубого отечественного вездехода с некоторой подозрительностью сообщает: прямо — ракетный городок. Казармы, клуб, общежитие, учебный центр. А направо — пусковая точка. Но туда ходить не следует, радиация вокруг такая, что аж фуфайки заворачиваются! И, широко улыбаясь беззубым ртом, отчаливает по целебным грязям в направлении цивилизации, тепла и уюта.

Мы же поворачиваем направо и начинаем прикидывать шансы на встречу с радиацией. За разговором прибыли на огромную поляну. С одной стороны ничто не напоминало о наличии рядом разумной жизни — кругом песчаные дюны. Это обычный пост-рекультивационный пейзаж. Шахты взорвали, оставшиеся «стаканы» естественном образом затопили, а потом засыпали грунтом и разровняли тракторами. Как будто ничего здесь и не было.

Но всё перечисленное сделано, конечно, как придётся. Ломать — не строить, а тем более места глухие. Потому желающие набраться острых ощущений и любители так называемого «абандона» в ряде случаев имеют возможность забраться в недра точек, которых уже как бы и нет.


Про ракетно-ядерный пейзаж

Слева от нас пейзаж совсем иной. Промеж злобного вида вентиляционных шахт, скорее похожих на маломестные доты, стоят те самые попутные повозки, доверху забитые разнокалиберным металлом. Ценный материал добыт из пусковых шахт и вокруг. Целые технологические ёмкости загружены в повозки отдельно. В огромные кучи собраны расчленённые останки бетонных блоков. Из них добывали арматуру, видимо обычной кувалдой. Всё вместе напоминает унылый, неспешный грабёж давно разложившегося трупа. Когда-то это был огромный опасный зверь. А сегодня — объект какого-то отвратительного хозяйственного мародёрства.

В краткосрочной беседе с сомнительного вида гражданином, нарядно выделявшимся из окружающего пейзажа трёхдневной щетиной по всей площади лица, выснилось: закапывают тут всё некие белорусы. Они же, по личному почину, добывают арматуру и всякое прочее железное для последующей сдачи в «чермет». А вот по бетонным плитам работает другая группировка. Плиты вынимают прямо из дороги и «Кировцем» куда-то вывозят уже другие люди. А чего, здесь ведь больше нет ничего, а плиты как новенькие, хоть и лежат больше полувека на дороге. Надо брать, нужный ресурс.


Про ядерный щит державы

А при советской власти, когда ядерный щит державы был грозен и крепок как бетонные плиты в дорожном покрытии, превращающаяся в лесную полянку «Десна-В» могла направить изделие Р-9А (8К75, SS-8, Sasin) на растояние в 12000-13000 км. Например, в США. И порадовать тамошних граждан 4-6 мегатоннами, сделанными в СССР.

Если на пальцах, то это межконтинентальная баллистическая ракета диаметром 2,68 м, длиной 24,3 м с моноблочной ядерной головной боевой частью. Стартовая масса ракеты — 80,4 т (из которых топливо составляет 71,1 т) при полезной нагрузке 2095 кг. Время подготовки ракеты к пуску из шахты составляло 8-10 минут. Принята ракета на вооружение в 1965 году, снята с эксплуатации в 1976 году. Р-9А примечательна тем, что это последняя боевая ракета, созданная под руководством С.П. Королёва. Именно ракета Р-9 стоит перед Центральным музеем Вооружённых Сил в Москве. Всякий желающий может приехать и полюбоваться.

Из того, что удалось осмотреть, особенно впечатлила сама шахта и подземные ангары. В ангарах, насколько я понял, находились центр управления, дизель-электрическая станция и спецёмкости для хранения сжиженного кислорода. Этот самый кислород, охлаждённый до температуры около -190°С, подавался в ракету после объявления готовности номер один. Ракета ожидала своего часа в шахте, будучи уже заправленной топливом.


А вообще вокруг когда-то было вот что: шахтные пусковые установки, кислородный завод, радиоцентр, жилые помещения для обслуживающего персонала, защищенные антенные ячейки, технические ангары для обслуживания ракет, технические ангары для обслуживания военной транспортной техники, артезианские скважины и резервуары для воды, трансформаторная подстанция и всякое ещё по мелочи, вроде охранного периметра.

Шахта разворочена взрывом или даже серией взрывов. Металл с шахтного комплекса ободран, срезан автогеном, а местами даже отпилен. Во внутренних подземных помещениях, прилегающих к шахте, не осталось ничего, что можно было бы спереть и продать. Заходим в подземный ангар. Входные ворота разнесены взрывом, внутри голые бетонные стены, ямы в полу, заполненные водой.

Чем дальше заходишь — тем меньше света. Деревянная трухлявая дверь вместо помоста над чёрной дырой в полу. Самодельная приставная деревянная лесенка. Сбита кем-то добротно, видно сразу — делали для себя. Забираемся по ней в вовсе кромешную темноту. Ни лучика. Капает вода. Под ногами значительный слой какой-то дряни, остатки жалкого костра, выбоины, неожиданные полости в бетоне, чрезмерно узкие дверные проёмы, отслоившаяся струпьями краска на стенах. Одно из помещений завалено воздушными фильтрами. В центре самого большого, центрального зала — останки пульта управления. Всё покрыто слоистой ржавчиной и непонятно откуда взявшейся мягкой субстанцией, состоящей, кажется, из синтетической пыли. Осмотрели всё на скорую руку и отправились на поверхность — предстоял ещё неближний обратный путь до автобуса.


Про обратный путь

Назад, к машине, возвращались уже в темноте. По многократно вспученным тяжёлым транспортом глинистым хлябям. Под нудным дождём. Мимо проехал гружёный бетонными плитами, уже знакомый нам «Кировец» с телегой. Водитель только и сверкнул золотыми зубьями. На телеге, поверх краденых стратегических наступательных бетонных плит, рядком сидели ещё трое нахохлившихся граждан. И чинно выпивали после окончания очередного трудового дня. На ходу.

Всё как и учили в телевизоре — мобильно, эффективно, по-хозяйски, не привлекая к себе особенного внимания. Таким макаром, думаю, и пропьём до конца свой ядерный щит. А без него, мнится мне, всякой интернациональной дружбе и прочему мирному международному сотрудничеству — кранты. Кто ж захочет на равных дружить со слабосильными дураками и алкоголиками? Да ещё обременёнными кровавым сталинским наследием. Сожрут ведь во имя идеалов демократии.


Ссылки для интересующихся:

Целиком со всеми картинками

Все картинки в одной галерее


Техническая часть съёмок произведена не без помощи встроенной головы, умелых рук, добротной фотокамеры Nikon D700, светосильных объективов Nikkor 28-70mm f/2.8 ED-IF AF-S, Nikkor 50mm f/1.4D AF, Nikkor MF 105mm f/2.5 AiS и отечественного Таира-11А MF 135mm f/2.8 со светофильтрами.


Слушай подкасты на Яндекс.Музыка

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать создание сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 всего: 147

VKlab
отправлено 17.11.09 19:37 # 1


Отличная заметка.


Boroda
отправлено 17.11.09 19:41 # 2


Спасибо за интересный репортаж.
Только вот грустно и очень обидно почему-то..


CheRtyaga
отправлено 17.11.09 19:41 # 3


Мдам, улыбки не вызывает.
Зато задумался очередной раз. Говорят, полезно.

Товарищу Onepamop-у спасибо!


12Х18Н10Т
отправлено 17.11.09 19:48 # 4


> Обычно к точке как раз и ведёт несколькокилометровая дорога, волевым решением проложенная через густой лес. Чтобы и проезжая была при любых условиях, и от посторонних глаз скрытая.

Это уж точно не про Санкт-Козельбургскую РД. Хорошая чисто военная штатка скорее исключение.


Statos
отправлено 17.11.09 20:11 # 5


Отличный репортаж, Оператор!
Сам давно не выбирался в места отдаленные, сплошь суета.


Yunev Nikita
отправлено 17.11.09 20:13 # 6


У меня рядом с деревней, таких точек по-моему три. Все утыканы шахтами и бункерами. Когда был ребенком, естественно тянуло полазать. Бункеры растягиваются на страшную длинну. Куча всяких документов. А по периметру расположения так скажем объектов, растут грибы. Грибы примечательны тем, что в дождик, под ними можно спрятаться. И конечно же сварить отменный грибной суп. А сейчас их быстро сравняли с землей. Вообще ничего не осталось. А грибы так и остались. Кстати дороги, прям точь в точь, как автор описывает. Прямо посреди дремучего леса.


jurikberlin
отправлено 17.11.09 20:14 # 7


мда.народ строил и строил...недоедал.. и на тебе.действительно печально.


bazil_the_cat
отправлено 17.11.09 20:21 # 8


Грустно. Очень.


K07
отправлено 17.11.09 20:21 # 9


Кому: 12Х18Н10Т, #4
> Это уж точно не про Санкт-Козельбургскую РД. Хорошая чисто военная штатка скорее исключение.

соласен, у нас по грязнее, зато не так притоплено.
вокалистка вот у меня любит по подобному кататься
http://die-luft.livejournal.com/tag/%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D0...


LeoAXE
отправлено 17.11.09 20:33 # 10


Спасибо за рассказ! Отличный!


S-Pb cinik
отправлено 17.11.09 20:40 # 11


Спасибо за заметку. Очень интересно.


DroniX
отправлено 17.11.09 20:42 # 12


Сокращения производим не только мы, но и те же амеры. Или господа журналисты захотели, чтобы их пустили на действующие объекты РВСН? Надеюсь, что текущие сокращения происходят исходя из принципов минимальной достаточности.

Еще новости на эту тему: http://dancomm.ucoz.ru/news/prodolzhenie_peregovorov_po_snv/2009-11-11-43

Причин для повышенного беспокойства не вижу.


Fire
отправлено 17.11.09 20:45 # 13


Спасибо, хорошо написано.


mihailp
отправлено 17.11.09 20:47 # 14


Спасибо за заметку. Крайне интересно и познавательно.
Но ОЧЕНЬ грустно видеть это.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 20:49 # 15


Кому: DroniX, #12

> Причин для повышенного беспокойства не вижу.

Радоваться надо. Мирный процесс налаживается!


Daishi
отправлено 17.11.09 21:07 # 16


Спасибо, интересно!


DroniX
отправлено 17.11.09 21:12 # 17


Кому: Onepamop, #15

> Радоваться надо. Мирный процесс налаживается!

Оператор, не надо передергивать. Ваш высказывания схожи с теми, которые обвиняют Сталина лично в революции и пустых полках в 80-х. Налаживается процесс или нет покажет время. Мне тоже много чего не нравится, особенно в плане современного агитпропа.

Но в ВПК деньги вкладываются - достаточно посмотреть и о новых разработках, закупках и пр., и это не значит, что необходимо в срочном порядке восстанавливать былой военный потенциал, восстанавливать разрушенные в 90-е объекты и готовиться к прошлой войне.


pell
отправлено 17.11.09 21:13 # 18


Кому: Onepamop, #15

> Радоваться надо.

[радуется два раза]


pell
отправлено 17.11.09 21:15 # 19


Кому: DroniX, #17

> Налаживается процесс или нет покажет время.

Всем занять места в зрительном зале согласно распорядку, сеанс объявляется открытым. Ща покажет, уже скоро!


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 21:17 # 20


Кому: DroniX, #17

> Оператор, не надо передергивать.

Не буду. Был напуган!

> Ваш высказывания схожи с теми, которые обвиняют Сталина лично в революции и пустых полках в 80-х.

А что, он непричастен?

> Но в ВПК деньги вкладываются - достаточно посмотреть и о новых разработках, закупках

Я бы посмотрел, да! Куда вот только посмотреть?


DroniX
отправлено 17.11.09 21:51 # 21


Кому: Onepamop, #20

> А что, он непричастен?

Знаю, что причастен к великой смуте. Психопат Грозный - известный факт - его, Сталина, порождение.

> Ща покажет, уже скоро!

Судить политических деятелей можно по результатам их деятельности, разве нет? Не хочешь сидеть в зрительном зале? Ну тогда вперед, на баррикады. Исторический опыт нашей страны тебе в помощь. Заодно проверишь, насколько прочно нынешняя власть сидит в кресле. По поводу денег, кстати, можно не волноваться. Есть мнение, что при достаточном количестве народу вас проспонсируют "такие же" идейные...

Власть всегда ругают. И сталинскую ругали. Думаю, никому не понравилась индустриальная реформа, отмена НЭПа, в армии, кстати, тоже ситуация была не лучше нынешней, если можно так топорно сравнить. И что же, Сталин был виновен в том, что страна за короткий промежуток времени потеряла часть своих территорий, ушла проигравшей в ПМВ, была раздираема гражданской войной и конфликтующей элитой?

Он решил эту проблему, как смог. Теперь ясно, что смог. Хотя, думаю, будущий результат всего этого современникам был не очевиден.

Виновен во всем этом еб..ан-царЪ. Об этом не говорят, видимо, не хотят компрометировать саму монархическую идею. Вместо этого поливают грязью Сталина, и это обидно. Ну, как говорится, ветер снесет мусор с могилы.

> Я бы посмотрел, да!

Можем судить только по новостям из официальных источников. Внутреннюю кухню никто не откроет, и это правильно (или нет...уже и сомневаюсь - лучше бы уже выложили все как есть, с ТТХ).


VKlab
отправлено 17.11.09 21:53 # 22


Кому: pell, #19

> Ща покажет, уже скоро!

[Занял место. Ждёт пока окончательно наладится]

Кому: Onepamop, #20

> Куда вот только посмотреть?

На меня! Я тоже участвую в дележе денег на ВПК!


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 21:56 # 23


Кому: VKlab, #22

> Куда вот только посмотреть?
>
> На меня! Я тоже участвую в дележе денег на ВПК!

Так вон ты на что фототехнику высоковалютную скупаешь!!!


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 21:57 # 24


Кому: DroniX, #21

> Можем судить только по новостям из официальных источников. Внутреннюю кухню никто не откроет,

Лучше всего говорить лично за себя. Иначе неумно получается.


Yurski
отправлено 17.11.09 21:59 # 25


Кому: DroniX, #17
> Оператор, не надо передергивать.

Не спорь с ним - укусит!!!


Кремень
отправлено 17.11.09 22:08 # 26


Фотографии отличные, а вот зрелище на них безрадостное.


DroniX
отправлено 17.11.09 22:10 # 27


Кому: Onepamop, #24

> Лучше всего говорить лично за себя. Иначе неумно получается.

Прости ради Бога, говорил исключительно за себя. Все попилили жыды-пукены, даже до мозгов моих добрались.


DroniX
отправлено 17.11.09 22:10 # 28


Кому: VKlab, #22

> На меня! Я тоже участвую в дележе денег на ВПК!

Согласен! Распил бабла и репрессии относятся только к России.


Endless
МД
отправлено 17.11.09 22:10 # 29


Уважаемый, Onepatop, а будут ещё статьи про зимние съемки?


Равилич
отправлено 17.11.09 22:11 # 30


Хотел спросить: у вас пересветы там или кажется. Если да - то специально так?


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 22:11 # 31


Кому: Endless, #29

> Уважаемый, Onepatop, а будут ещё статьи про зимние съемки?

На которые темы?


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 22:12 # 32


Кому: Равилич, #30

Там - это где? Монитор откалиброван?


Равилич
отправлено 17.11.09 22:14 # 33


Кому: Onepamop, #32

> Монитор откалиброван?

Понятно. У меня ноутбук.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 22:15 # 34


Кому: Равилич, #33

> Понятно. У меня ноутбук.

Тогда, скорее всего, это он "пересвечивает".


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 22:19 # 35


Кому: DroniX, #27

> Все попилили жыды-пукены, даже до мозгов моих добрались.

Это как скажешь!

А на счёт отсутствия причин для беспокойства - заблуждаешься и сильно.


Cancel
отправлено 17.11.09 22:28 # 36


У нас под Новосибирском тоже такая есть. Но не до конца разрушенная, можно даже вниз спуститься и в командный бункер. С глубины метров 15 всё затоплено. Зрелище фантастическое. Сам видел только по фоткам, ибо доехать дотуда тяжко, ибо на территории действующей части РВСН расположено. Но по соседним объектам поездил, впечатлился.


Cancel
отправлено 17.11.09 22:32 # 37


Кому: mihailp, #14

> Спасибо за заметку. Крайне интересно и познавательно.
> Но ОЧЕНЬ грустно видеть это.

Не надо печалиться, те ракеты были не самые эффективные ко времени ликвидации, их вполне закономерно расковыряли, как ранее расковыряли предыдущие поколения. У нас под городом совсем старые позиции совсем давно (задолго до распада СССР) ликвидировали так, что даже со спутника никаких следов не осталось. А вот позицию шексны халтурно бросили, даже не затопили толком.


Саша из Москвы
отправлено 17.11.09 22:50 # 38


Это ж сколько там металлу, если его с перестройки до сих пор столько осталось, что до сих пор пилят? Страшно подумать сколько его еще не выкопали.


srg
отправлено 17.11.09 22:51 # 39


Приятно осознавать, что соотечественники из глубинки уже освоили основные методы эффективного управления собственностью, пусть даже и чужой. Стало быть, золотозубый дядька на "Кировце" самый что ни на есть эффективный менеджер. Полагаю, что фраза "Наше будущее - в руках эффективных собственников" будет уместна.


Vassisualy
отправлено 17.11.09 23:08 # 40


Спасибо!!! Интересно очень! Хотя и грусть навеяло...


Signa
отправлено 17.11.09 23:20 # 41


Кому: Оператор

> то это межконтинентальная баллистическая [ракета ракета] диаметром


DroniX
отправлено 17.11.09 23:20 # 42


Кому: Onepamop, #35

> А на счёт отсутствия причин для беспокойства - заблуждаешься и сильно.

А причины для беспокойства у меня имеются, но они вызваны несколько другими обстоятельствами. То, что мы еще хлебнем горя, у меня сомнений не вызывает. Время просто такое наступает.

Но игнорируя также и позитивные явления - во огребу ща лучи поноса - и безоглядно охаивая режЫмъ, ты уподобляешься в, традиционном, к сожалению, уже понимании этого слова, интэллигенцыи.


солнечный
отправлено 17.11.09 23:20 # 43


мда... постапокалипсис... вопрос на засыпку: видео будет?


VKlab
отправлено 17.11.09 23:31 # 44


Кому: Onepamop, #23

> Так вон ты на что фототехнику высоковалютную скупаешь!!!

Да! Могли бы подлодку построить, а получилось, что я фотоаппарат купил!!!


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 23:32 # 45


Кому: DroniX, #42

> Но игнорируя также и позитивные явления

Которые именно? Я ж интересовался уже.

> Но игнорируя также и позитивные явления - во огребу ща лучи поноса - и безоглядно охаивая режЫмъ, ты уподобляешься в, традиционном, к сожалению, уже понимании этого слова, интэллигенцыи.

И поделом. Чтоб не выдумывал за других лишнего.


Onepamop
матёрый
отправлено 17.11.09 23:39 # 46


Кому: солнечный, #43

> мда... постапокалипсис... вопрос на засыпку: видео будет?

Сказали, как доделают - выдадут ссылку на.


koshimin
отправлено 17.11.09 23:40 # 47


Очередной мегареспект за заметку. Особенно порадовал ряд удачных незаезженных словарных оборотов. Строго по теме -сильно не радует такое положение вещей.


stalkёr
отправлено 18.11.09 00:00 # 48


у нас в гарнизоне тоже всякие дяди успели заброшенные объекты выкупить и продают теперь кирпичи и плиты б/у


phoba
отправлено 18.11.09 00:06 # 49


Кому: DroniX, #12

> Причин для повышенного беспокойства не вижу.

Как бы не так. Пиндосы свои пусковые не разрушают, а консервируют. Наши взрывали, заливали бетоном, короче уничтожают. На всегда, хрен восстановишь. При этом задрали "Тополем". Панацею нашли. А ведь именно шахтные - это оружие мгновенного ответного удара. Его не надо разворачивать и т.д. Зафиксировал удар - мгновенно ответил. К сожалению, всё в большинстве в прошлом...


DroniX
отправлено 18.11.09 00:08 # 50


Кому: Onepamop, #45

> Я ж интересовался уже.
>

Год Воен.бюджет(млрд.руб.)
2000 146
2001 214
2002 284
2003 344
2004 411
2005 550
2006 711
2007 870

Авиа распил
http://rian.ru/defense_safety/20091117/194121777.html
Морской распил
http://www.mil.ru/info/1069/details/index.shtml?id=64624
Вертолетный распил
http://www.lenta.ru/news/2007/04/04/ka52/

Плюс - это сколько же бабла попилили на совместных учениях по отработке захвата Сибири с китайцами и вторжению НАТО с белорусами?

По-моему глупо отрицать, что в армию вкладываются большие деньги. Это видно. А вот сколько при этом распилили лично я не знаю. Можно сказать, что много, а можно сказать что мало - ни то, ни другое не объективно.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 00:15 # 51


Кому: DroniX, #50

870 - это во скольк ораз больше, чем 146? Стала ли армия сегодня ровно во столько же раз сильнее, могущественее и боеспособнее, чем в 2000 году?

> По-моему глупо отрицать, что в армию вкладываются большие деньги. Это видно. А вот сколько при этом распилили лично я не знаю.

Видно кому и в чём именно проявляется? И как так получилось, что ты не знаешь, а пишешь? Ты сам читал тексты по ссылкам, которые привёл?


evmsale
отправлено 18.11.09 00:28 # 52


на какую-то уж совсем <b>второстепнную</b>


taroBAR
отправлено 18.11.09 02:36 # 53


Очень люблю все техногенно-разрушенное фоткать.

Заметка хорошая, полностью иллюстрирует кранты ядерному щиту.

Кому: Onepamop

Камрад, а ты в Припять не ездил?


Livsy
отправлено 18.11.09 07:05 # 54


Спасибо за рассказ.

Летом посещал музей РВСН - www.rvsn.com.ua Погламурней смотрится.


DroniX
отправлено 18.11.09 09:25 # 55


Кому: Onepamop, #51

> Стала ли армия сегодня ровно во столько же раз сильнее, могущественее и боеспособнее, чем в 2000 году?

По каким критериям это измеряется? Вот финансовый очевиден. А как гражданскому человеку измерить изменение боеспособности?


ata
отправлено 18.11.09 09:27 # 56


Кому: Onepamop, #51

Разреши встрять?

> 870 - это во сколько раз больше, чем 146? Стала ли армия сегодня ровно во столько же раз сильнее, могущественее и боеспособнее, чем в 2000 году?

Примерно в 6 раз. Не знаю, в каких единицах надо измерять боеспособность армии, но с т.з. сухих цифр и фактов, боеспособность армии радикально возросла.

Налет истребителей: 2001 год - 13 часов, 2008 - 60-65 часов.
Поставки танков Т-90: 2004+2005 - 31 штука, 2008 и 2009 - по 60 штук.
В 2009 году состоялись крупнейшие учения с 1981 года.
Поставляются "Тополя".
С 5 декабря встает на дежурство "Ярс", по какому поводу уже был вой в Сенате.
Ну и из личного: над головой регулярно летают Миги-31, а солдаты больше не выпрашивают милостыню на улицах.

При этом, отрицать, что за 15 лет разрухи не накопились проблемы, глупо. Также вызывает определенные сомнения эффективность управления страной, при которой на одной газетной странице каемся за преступления СССР, а на соседней - возрождаем былую мощь с красными звездами.


Алех.бу
отправлено 18.11.09 09:43 # 57


Кому: Onepamop, #15

> Радоваться надо. Мирный процесс налаживается!

Есть блог http://dancomm.ucoz.ru/
Человек работает в ЦНИИ, которое заведует "ядерным щитом".
Можно задать вопрос ему. Если не военная тайна - ответят. 8-)


Алех.бу
отправлено 18.11.09 09:46 # 58


На хабре выкладывали статью про секретные стратегические объекты Черноморского флота, которые теперь находятся на Украине. Такая МОЩЬ строилась!!! Но гниет, разваливается и разворовывается на чермет - обидно до слез.


Алех.бу
отправлено 18.11.09 09:52 # 59


Кому: ata, #56

> Примерно в 6 раз. Не знаю, в каких единицах надо измерять боеспособность армии, но с т.з. сухих цифр и фактов, боеспособность армии радикально возросла.
>
> Налет истребителей: 2001 год - 13 часов, 2008 - 60-65 часов.
> Поставки танков Т-90: 2004+2005 - 31 штука, 2008 и 2009 - по 60 штук.
> В 2009 году состоялись крупнейшие учения с 1981 года.
> Поставляются "Тополя".
> С 5 декабря встает на дежурство "Ярс", по какому поводу уже был вой в Сенате.
> Ну и из личного: над головой регулярно летают Миги-31, а солдаты больше не выпрашивают милостыню на улицах.
>
> При этом, отрицать, что за 15 лет разрухи не накопились проблемы, глупо. Также вызывает определенные сомнения эффективность управления страной, при которой на одной газетной странице каемся за преступления СССР, а на соседней - возрождаем былую мощь с красными звездами.

Я уже пробовал достучатся до камрадов, но "паникерский наркотик" уж больно сладок. А ведь достаточно почитать сводку новостей от МО за год - постоянно что-то закупается, вводится, спускается на воду, модернизируется и проводятся учения.

Что С-400 закупают партию, по 1.5 в год, а это дико дорогой комплекс, который не может себе позволить средняя страна - никого не волнует.

Да что б так армия разваливалась с 92 года!!!


pell
отправлено 18.11.09 10:25 # 60


Кому: DroniX, #55

> А как гражданскому человеку измерить изменение боеспособности?

67-ю Бердскую бригаду СПН весной расформировали. И на Урале ещё. И на ЕТР минима одну.

Например, так.


Orbis
отправлено 18.11.09 10:47 # 61


Наши суровые реалии. Спасибо за статью.


Creator
отправлено 18.11.09 11:07 # 62


Кому: Onepamop, #31

> На которые темы?

Тема: съёмка обнажённых женщин зимой (в смысле - на воздухе, с помещениями более-менее ясно всё).

По возможности прошу раскрыть - на полном серьёзе.


derek
отправлено 18.11.09 11:22 # 63


Посмотрел фотки - как на дачу съездил. Грязища по колено, колея от трактора. Лесок. Вот ведь жизнь.


Romick
отправлено 18.11.09 11:23 # 64


Кому: Cancel, #37

> А вот позицию шексны халтурно бросили, даже не затопили толком.

Разрешите уточнить. Это ты про Череповец???


DroniX
отправлено 18.11.09 11:31 # 65


Кому: Алех.бу, #59

> но "паникерский наркотик" уж больно сладок

Соглашусь. Интересно то, что в качестве аргументов развала армии приводятся фотосессии журналистов из жж, всяческие желтые статьи и собственная увереность, что усё попилили.

А приводимые данные по закупкам обычно игнорируются (см.выше, все попилили).


ata
отправлено 18.11.09 11:35 # 66


Кому: pell, #60

> 67-ю Бердскую бригаду СПН весной расформировали. И на Урале ещё. И на ЕТР минима одну.
>
> Например, так.

"…Большинству офицеров бердского спецназа уже предложили места и должности в новых войсковых частях. Не только в соединении специального назначения постоянной боевой готовности СибВО, как уверяет Александр Дробышевский, ВрИД начальника Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, но и в пехоте и других частях. Некоторые не получили никаких предложений и будут уволены."

И комментарий:

"то что, часть попадёт в пехоту, так если в штате новой бригады будет разведбат, (а раньше в полку была разведрота), то это вполне разумное усиление вновь формируемых подразделений разведки. Если действительно по новому ОШС в бригаде будет разведват, то нам предстоит сформировать 85 батальонов. Конечно часть из них перейдёт из состава дивизии, но на все бригады не хватит. "

Например, так.


www
отправлено 18.11.09 11:49 # 67


Репортаж отличный.
Но душа рвется на части.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 12:18 # 68


Кому: DroniX, #65

> Соглашусь. Интересно то, что в качестве аргументов развала армии приводятся фотосессии журналистов из жж, всяческие желтые статьи и собственная увереность, что усё попилили.

Ты, наверное, дурак. Ну, такое впечатление производишь на меня лично.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 12:31 # 69


Кому: Алех.бу, #59

> Я уже пробовал достучатся до камрадов, но "паникерский наркотик" уж больно сладок. А ведь достаточно почитать сводку новостей от МО за год - постоянно что-то закупается, вводится, спускается на воду, модернизируется и проводятся учения.

Ну что именно? Тут гражданин один насыпал ссылок маленько - по ссылкам тексты всё в будущем времени. Закупят, приобретут, введут. Конкретно обозначен корабль в составе Балтфлота. Но непонятно, понимает ли гражданин ценность такого корабля и его место во флоте?

Не очень понятно на чём строится благостно-детское отношение к происходящему.


Алех.бу
отправлено 18.11.09 12:55 # 70


Кому: Onepamop, #69

> Ну что именно? Тут гражданин один насыпал ссылок маленько - по ссылкам тексты всё в будущем времени. Закупят, приобретут, введут. Конкретно обозначен корабль в составе Балтфлота. Но непонятно, понимает ли гражданин ценность такого корабля и его место во флоте?
>
> Не очень понятно на чём строится благостно-детское отношение к происходящему.

Мы "оптимисты" ;-) этого не отрицаем. Армия разваливалась уже не первое десятилетие. Глубина падения, меня лично, ужасает - успеем ли вытянуть?

Но есть два момента. Если армию "разваливают" нафига эти закупки, модернизации и приобретения? Есть очень хороший опыт распиливания оборонного бюджета в США. Почему "разваливающие" не пошли этим путем, а проводят учения, закладывают фрегаты и корветы, доводят до конца уже строящиеся подлодки и корабли? Зачем закупать по 300 единиц бронетехники в год, если "нам не нужна" армия?

Если бы мне сказали "что армию подпитывают для будущей охраны трубы", то в этом есть больший смысл, чем "усе разваливают, ползем на кладбище".

И второй момент, который упускают "паникеры", степень развала армии в НАТО и США. "Попилы будущего" закрылись - как были амеры с техникой 70 годов, так и остались. Германия сократила СВ, до такой степени, что может лишь держать оборону по одному направлению. Англия вообще в жопе - все заемное у штатов.


ZASM
отправлено 18.11.09 13:00 # 71


Что можно было сделать с шахтными комплексами базирования под Р-9А, подо что эти объекты можно модернизировать или что-то иное может? Насколько это экономически оправдано для ядерного щита страны, если условие неотвратимого и неизбежного удара возмездия выполняется.
Просто интересуюсь.


Ilyshka
отправлено 18.11.09 13:04 # 72


В наших краях такие же останки былой мощи страны имеются.
Пара отчетов из тех мест:
http://ilipin.livejournal.com/6866.html
http://ilipin.livejournal.com/595.html#cutid1


DroniX
отправлено 18.11.09 13:04 # 73


Кому: Onepamop, #68

> Ты, наверное, дурак. Ну, такое впечатление производишь на меня лично.

Пусть для тебя так оно и будет. Видимо, фотосессия из жж - для тебя пруфлинк. Так лично мне показалось.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 13:05 # 74


Кому: Алех.бу, #70

А, ну так я ж там выше как раз и отметил для оптимистов и примкнувших - давайте радоваться! Жизнь-то налаживается! Мирные процессы идут.

Если есть возможность, пообщайся с людьми, находящимися на военной службе. Лучше - с офицерами. Все твои вопросы отвалятся через час беседы.


Алех.бу
отправлено 18.11.09 13:06 # 75


Кому: Onepamop, #68

> Ты, наверное, дурак. Ну, такое впечатление производишь на меня лично.

Не надо так категорично. Информация подаваемая "паникерами" на самом деле довольно тенденциозна. В основном это проплаченые журналисты и СМИ.

Вот вы, например, пофоткали заброшенную шахту и заметили про "Таким макаром, думаю, и пропьём до конца свой ядерный щит."
Может заодно стоит пофоткать недавно введенную в строй современный РЛС загоризонтного наблюдения, что вместо украинской построена? Или базу пограничников на Кавказе, где солдаты живут в удобных 4 местных комнатах, а у офицеров есть служебное жилье. Или еще много новых военных объектов.

Или пофоткать возле авиазаводов, где сейчас каждый день Сушки летают, К-50 и тп.
А ведь такие фотки есть, только вот по телику их не показывают.

Причем, внутреннее разложение армии никто не отрицает, но опять таки про слово Кавказ из моряков все говорят, а про рядовых солдат взявших призы по стрельбе, вождению танка или совершивших геройский поступок вспоминать не будут.

С уважением.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 13:06 # 76


Кому: DroniX, #73

> Видимо, фотосессия из жж - для тебя пруфлинк. Так лично мне показалось.

Это мой жж, чтоб не казалось.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 13:08 # 77


Кому: Алех.бу, #75

> Ты, наверное, дурак. Ну, такое впечатление производишь на меня лично.
>
> Не надо так категорично. Информация подаваемая "паникерами" на самом деле довольно тенденциозна. В основном это проплаченые журналисты и СМИ.

Вы вместе что ли?


Алех.бу
отправлено 18.11.09 13:08 # 78


Кому: Onepamop, #74

> А, ну так я ж там выше как раз и отметил для оптимистов и примкнувших - давайте радоваться! Жизнь-то налаживается! Мирные процессы идут.

Мы не призываем "радоваться", мы говорим "оглянитесь вокруг, появились изменения к лучшему".

> Если есть возможность, пообщайся с людьми, находящимися на военной службе. Лучше - с офицерами. Все твои вопросы отвалятся через час беседы.

Год как общался. С разных родов войск, с боевым опытом и нет.


Алех.бу
отправлено 18.11.09 13:10 # 79


Кому: Onepamop, #77

> Вы вместе что ли?

Нет, но нас объединяет информационное поле.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 13:10 # 80


Кому: Алех.бу, #78

> Мы не призываем "радоваться", мы говорим "оглянитесь вокруг, появились изменения к лучшему".

Правильно, это я призываю радоваться.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 13:10 # 81


Кому: Алех.бу, #79

> Вы вместе что ли?
>
> Нет, но нас объединяет информационное поле.

Да я сразу подметил.


Ветеран
отправлено 18.11.09 13:19 # 82


Да, есть такая тема. Я сам служил в такой части, точнее, наша часть базировалась в Ульяновском районе Калужской области, поселок Заречье, в.ч 23290. Все в точности совпадает с описанным. Использовали для нашего учебного центра остатки имущества ликвидированной точки групповго пуска упоминавшейся Козельской дивизии РВСН. У нас были возорваны - ТРИ шахты. Т.е. одновременно стартовали три ракеты. Вся остальная инфраструктура осталась - ее использовали. Никакой радиации там нет, естественно. Но сплошные болота. Прапорщики, оставшиеся от стратегов рассказывали, что когда строили - в котлованах стояли такие насосы для откачки воды - вместе с землей все вырывали. Монтировали этаж - устанавливали крупногабаритное оборудование - накрывали плитами - следующий. Всего девять этажей. После взрыва грунтовые воды естественным образом все затапливали. Но добра было - немеряно! К тому же и не успевали к сроку демонитровать все - к моменту пролета американского спутника в определный день и час надо было закончить - рванули, как все было. Собственно взорвали только выходной оголовок шахты, остальное так и осталось.Сотни километров кабелей, металл, электротехнические детали.Зона это все называлось. Наш один умелец азотной кислотой смывал с контактов серебро - у него этого азотнокислого аргентума целая трехллитровая банка была. Дизель возле караулки лежал, точнее, дизель генератор. Его со штатного места родным краном сняли - в подземном сооружении, естественно, на какую-то тракторную телегу положили и повезли. Метров триста отъехали - у телеги колеса отвалились, дизель - вывалился, так возле караулки и лежал Не было в 82 году в районе таких кранов, что бы его поднять. С маневровый тепловоз дизель. Я служил в 80 - 82 г.г. Масштабы всего - циклопические. Больше всего меня поразили непонятного назначения железки, которые были разбросаны по поверхности. Если они были покрашены - а лежали с семидесятых годов - так краска, как будто только что с завода. Если блестели - неражвейка, то как у кота яйца. Сразу было видно - качество - охренительное. Я тогда именно на этих железках почуствовал - сколько это стоит,оборона Родины. И в хорошем и в плохом смысле. А вокруг в деревнях - разруха, как после войны! Молодежи нет совсем. Одни старухи. Мы зимой для местных колхозов занимались заготовкой витаминного корма. Заходим в лес возле дороги - а леса там не проходимые, то есть абсолютно - или по дороге или по реке - в лоб - не пройти и даже на коне не проехать, все орешником, липой, кленом,елками заросло - сплошная стена. Так вот, пилим пару-тройку елей метров по двадцать, обрубаем ветки и хвою к дороге. Потом местные вывозят, запаривают это дело и хвоей коров кормили. Бревна бросали, естественно. На картошку отправили осенью - совхоз имени Крупской. По местным меркам - крепкое хозяйства. Ну мы отъелись, огляделись и с распросами к учетчице, которая с нами на поле работала - молодая девка. Мадам, дескать, а где у вас здесь, а главное - кому, тут можно присунуть по случаю. А не кому говорит, солдатики. Парни после школы - в армию - и не возвращаются, девки - если не замуж как я, то в город - и тоже, соответственно. Короче, дрочите как можите. Я такого ужаса в трехстах километрах от Москвы и не мог себе представить. Я думал - на Алтае плохо, а я просто центральной Росси не видел.
Фотографии у меня есть этих взорванных шахт. Арматурины - каждая толщиной с мою руку. Нас на фоне этой дыры в преисподнюю - и не видно почти. Когда рвали - кольцо оголовка полностью не разрушилось, а разломилось пополам и одна половинка вертикально встала. Марсианские хроники. Если кто хочет, может посмотреть по адресу - http://wg144.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=userMain&tkn=4857#st.cmd=userPersonalPhotos
Никакой рекультивации на тот момент не производилось. Просто бросили. Выпускники наших курсов фотки выкладывали в интернете - сейчас от части практически ничего не осталось, даже казармы брошены и разрушены. Бетонка была - точь в точь как описывали. Ровно десять км. от поселка, точнее ДОСа, мы по ней кроссы по утрам бегали.


Betonomes
отправлено 18.11.09 13:20 # 83


спасибо,очень интересно, и страшно ...
у нас руины, у немцев музей, ощутите разницу
*******************
Сунь Цзы (VI >век до н. э. "Исскуство войны"):
1. Разлагайте всё хорошее, что имеется в стране вашего противника.
2. Подстрекайте молодежь против стариков.
3. Сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой.
4. Делайте всё возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов.
5. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан.
6. Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми.


ata
отправлено 18.11.09 13:35 # 84


Кому: Onepamop, #69

> Ну что именно? Тут гражданин один насыпал ссылок маленько - по ссылкам тексты всё в будущем времени. Закупят, приобретут, введут. Конкретно обозначен корабль в составе Балтфлота. Но непонятно, понимает ли гражданин ценность такого корабля и его место во флоте?

Искать информацию по поставкам довольно тяжело. Очень уж любят у нас рассказывать про громадьё планов, а не про достигнутые высоты.

Вот, по прошлому году:
"По прошлому году гособоронзаказ выполнен практически в полном объеме. По вооружениям и военной технике нам удалось поставить 17 межконтинентальных баллистических ракет, четыре "Искандера", 52 танка "Т-90", 210 БТРов, 41 БМП-3, 34 ракеты для комплекса ПВО С-400, 152 орудия и миномета, 4,5 тысячи автомобилей", - сказал Иванов."

http://www.rian.ru/defense_safety/20090506/170137939.html

>
> Не очень понятно на чём строится благостно-детское отношение к происходящему.

На сравнении начала и конца 2000-х. В начале века творилась МЕГАЖОПА: предприятия разваливались, техника не строилась, боевой учебы не проводилось. К текущему моменту Путин и Ко немного подразгребли авгиевы конюшни, намного улучшилась ситуация как с поставками новой техники в войска, так и с боевой готовностью.


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 13:51 # 85


Кому: taroBAR, #53

> Камрад, а ты в Припять не ездил?

Нет, зачем мне?


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 13:55 # 86


Кому: Creator, #62

> На которые темы?
>
> Тема: съёмка обнажённых женщин зимой (в смысле - на воздухе, с помещениями более-менее ясно всё).

Ни разу желания выгнать девку на мороз голышом не возникало. Извините.


ZASM
отправлено 18.11.09 14:05 # 87


В готовности к ракетно-ядерному удару
Свое первое интервью в качестве командующего РВСН генерал-лейтенант Андрей ШВАЙЧЕНКО дал журналу «Национальная оборона»
http://www.oborona.ru/309/314/index.shtml?id=3901

Эвон оно как нам говорят.


Mad Creator
отправлено 18.11.09 14:11 # 88


Кому: phoba, #49

> А ведь именно шахтные - это оружие мгновенного ответного удара. Его не надо разворачивать и т.д. Зафиксировал удар - мгновенно ответил.

А "тополь" дурачки строили, которые про это не догадываются?

Кому: ata, #84

> 52 танка "Т-90", 210 БТРов, 41 БМП-3, 34 ракеты для комплекса ПВО С-400, 152 орудия и миномета, 4,5 тысячи автомобилей", - сказал Иванов."

И это на всю Россию. Вообще караул.


ata
отправлено 18.11.09 14:25 # 89


Кому: Mad Creator, #88

> > И это на всю Россию. Вообще караул.

Отмечу два момента:
а) у "вероятного противника" все примерно так же или хуже; лучше ситуация только у амеров и, в основном, с флотом.
б) в начале 2000-х ничего подобного и близко не было.


phoba
отправлено 18.11.09 14:33 # 90


Кому: Mad Creator, #88

> А "тополь" дурачки строили, которые про это не догадываются?

Уверен, что умные люди, к тому же хорошие. Шахтные и мобильные должны дополнять друг друга - я это имел в виду, а не гадил на "Тополь". Может не прав? Может нам и стратеги подводные не нужны?


duboff
отправлено 18.11.09 14:41 # 91


Про плиты впечатлило


lalaban
отправлено 18.11.09 15:12 # 92


Служил в этих местах 90-91 годах. Шахты выглядели также, только бетонка была целой.


dead_Mazay
отправлено 18.11.09 15:12 # 93


Кому: DroniX, #17

> Оператор, не надо передергивать

Не пробовал Главному сказать - не надо передергивать?


dead_Mazay
отправлено 18.11.09 15:14 # 94


Кому: VKlab, #22

> Я тоже участвую в дележе денег на ВПК!

cуууууууууукиииииии!!! "Ну почему он??? Почему он, а не я???" (с)


Alfa-Foxtrot
отправлено 18.11.09 15:14 # 95


отлично! (это про фотки и рассказ)
пиздец! (это о том, что на фотках)


Кому: Алех.бу, #70

> И второй момент, который упускают "паникеры", степень развала армии в НАТО и США. "Попилы будущего" закрылись - как были амеры с техникой 70 годов, так и остались.

а как же "умное оружие", современные средства разведки и связи, истребители 5-го поколения и т.д. насколько знаю, разрабатываются ЯО нового типа, которые помогут максимально безболезнено сократить запасы старого ядерного потенциала. а в РФ есть нечто более оптимистичное?


DroniX
отправлено 18.11.09 15:28 # 96


Кому: dead_Mazay, #93

> Не пробовал Главному сказать - не надо передергивать?

Передергивать в современном демократическом обществе - не зазорно!


12Х18Н10Т
отправлено 18.11.09 15:39 # 97


Кому: ZASM, #71

> > Что можно было сделать с шахтными комплексами базирования под Р-9А, подо что эти объекты можно модернизировать или что-то иное может?

Читал в Красной Звезде про использование похожей позиции под пасеку - лес вырублен, жильё есть, забор кругом - тоже.

В некоторые шахты ликвидируемых полков Козельской дивизии после деноминации самосвалы старых денег сваливали и крышки заваривали: уничтожать механически их тяжело (бумага дюже стойкая), а при сжигании - дым зело ядовитый.

И то и то, насколько я понял, - не про Р-9, а про другие комплексы.


12Х18Н10Т
отправлено 18.11.09 15:51 # 98


Кому: Mad Creator, #88

> А "тополь" дурачки строили, которые про это не догадываются?

"Тополя" (и "Пионеры" с "Курьерами") - вспомогательная составляющая СЯС. Да, безусловно их можно пускать с мест базирования, но сама концепция мобильного комплекса диктует вполне понятные ограничения по массе ПГ и дальности её доставки.

Офицеры моего ракетного полка дружным хором крыли матом и МИТ и Тополь (особенно - в шахтном варианте).


Onepamop
матёрый
отправлено 18.11.09 16:12 # 99


Кому: DroniX, #96

> Передергивать в современном демократическом обществе - не зазорно!

Неустанно напоминаю - здорово, когда говоришь за себя лично. И, главное, понимаешь что именно говоришь. Иначе выглядит как фантазии за посторонних граждан.


lalaban
отправлено 18.11.09 16:12 # 100


Кому: Ветеран, #82

Надо же однополчанин. С приветом ДМБ-82 от ДМБ-92!



cтраницы: 1 | 2 всего: 147



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк