-
В городе Воскресенске граждан с фотоаппаратами, как выяснилось, недолюбливают. 75% вынужденных контактов с жителями этого подмосковного города оказались вежливо-недружественными. Иного никто и не ждал: просто посторонний человек с фотоаппаратам на улице — видимо, шпион. А москвич с фотоаппаратом — это уже совсем ни в какие ворота не лезет. Хамство одно. Приходилось вести себя не как обычно, а вежливо, корректно и даже осторожно. В смысле — и нашим собеседникам тоже. В общем — обошлось без травм и ругани, но и цветами не встречали.
А до этого мы с товарищем К. загрузились в вездеходный автомобиль-джЫп и отправились малой скоростью юго-восточнее Москвы, в Воскресенский район, расположенный на западной окраине Мещёрской низменности, в 88 км от Москвы.
Как известно, в состав района входят 5 поселков и 80 сельских населенных пунктов. Прибыли в город Воскресенск, имеющий сложную планировочную структуру, состоящую из шести обособленных жилых образований, разделенных промышленно-складскими зонами, транспортными трубопроводами и притоками Москвы-реки. Общая протяженность города с севера на юг вдоль железнодорожной магистрали Москва — Рязань и Москвы-реки составляет 16 км. Наивысшая точка района (128 м) расположена на границе с Егорьевским районом. На территории Воскресенского района располагаются следующие особо охраняемые заповедники: заказник «Москворецкий пойменный», памятники природы: «Сосновые леса на песчаных дюнах», «Хлопковская колония серых цапель», «Москворецкая дубрава».
Город областного подчинения и станция Рязанского направления. От Москвы — 90 км
14 июля 1938 г. небольшой пристанционный посёлок с прилегающими к нему деревнями Неверово и Кривякино был преобразован в город Воскресенск. Раньше на месте, где находится Воскресенск, стояля в окружении лесов маленькая деревушка Кривякино. От кривых улиц и покосившихся домиков и пошло название деревни.
Неузнаваемо преобразился этот уголок Подмосковья. За годы пятилеток он стал одним из промышленных и культурных центров Московской области. Город строился по единому плану. Дома имеют водопровод, центральное отопление, канализацию.
Здесь в первой пятилетке вступил в строй действующих предприятий Воскресенский химический комбинат имени В.В. Куйбышева. Выбор места для строительства этого предприятия определили богатые месторождения фосфоритов и близость железнодородных и водных путей. Воскресенск является также одним из крупнейших центров строительной индустрии в Подмосковье.
Цементный завод «Гигант», отправляющий эшелоны с цементом во все концы страны, комбинат «Красный строитель», выпускающий шифер, асбоцементные трубы и много других изделий, завод «Машиностроитель» по производству прессованного шифера и вновь сооружённый крупный завод сборного железобетона — это предприятия, выросшие за последние послевоенные годы.
Издание Московского областного краеведческого музея, краткий путеводитель «Памятные места Московской области». 1960
Первое упоминание о селениях в этих местах было найдено в 1339 году, в духовном завещании Ивана Калиты. С Воскресенским краем связана жизнь многих замечательных людей государства Российского. В селе Марчуги провел детские годы князь Дмитрий Пожарский. В усадьбе Красное сельцо жил известный писатель Иван Лажечников. В усадьбе Спасское работал Николай Гоголь. Свое последнее лето Николай Гоголь провел именно в этом селе. В Воскресенске оставили о себе память писатели и поэты Борис Пильняк, Константин Ваншенкин, Инна Гофф, актер Василий Качалов, художник Константин Коровин, дирижер и пианист Михаил Плетнев.
Про лунную поверхность
Одним из наиболее остро интересовавших фотопутешественников объектов, была огромная, видимая аж из космоса, гора. Радикально белого цвета. Гора имет высоту примерно 80 метров и при ближайшем рассмотрении являет собой отходы химического производства. В основе белой горы — фосфогипс. Что это за петрушка такая?
C мест сообщают
Горы, кстати, две. По ссылке — та, которую используют как склад отходов сейчас. А ниже и левее — старая, уже неиспользуемая, поросла мхом и травой (ориентир — развязка у ул.Московская). Сейчас «Воскресенские минудобрения» простаивают в связи с кризисом, сменой собственника и тяжбой с поставщиками сырья, и гору пока не насыпают. Но скоро запустят производство вновь, и белые КАМАЗы снова помчат по раздолбанной дороге, оставляя белый след. А вторая гора, тем временем, по размерам подошла к предельно допустимым, и по хорошему, надо бы искать место для третьей.
Вообще-то фосфогипс — многотоннажный отход производства концентрированных простых и сложных фосфорных удобрений. Практически то же, что и обычный гипс, т.е. сульфат кальция. Образуется при сернокислотном вскрытии апатита, например, при получении концентрированной фосфорной кислоты. По мере развития промышленности фосфорсодержащих удобрений вопросы использования фосфогипса становятся все более актуальными по многим причинам: транспортирование фосфогипса в отвалы и его хранение в них связано с большими капитальными вложениями и эксплуатационными затратами, для создания отвалов фосфогипса приходится отчуждать большие площади, иногда даже обрабатываемых земель, хранение фосфогипса в отвалах оказывает негативное влияние на окружающую среду. А ещё фосфогипс — потенциальный заменитель природного гипса. Об чём свидетельствует опыт стран, где своего природного гипса нет (Япония).
Но у нас, понятно, не Япония, не только природного гипса, но и всего остального — навалом. Горы. Как известно чего за баней. Потому фосфогипс мало-помалу применяется в качестве примеси к цементу и строительным смесям. А нижегородские товарищи даже придумали как употребить фосфогипс в качестве связующего для пенополиуретановых огнеупорных композитов. Хотят, понимаешь, получить трудногорючий теплоизоляционный материал с улучшенными физико–механическими свойствами. Пишут, мол, на практике часто на 1 тонну полезной продукции образуется несколько тонн гипсо-содержащих отходов, а самым распространенным гипсосодержащим отходом во всем мире является фосфогипс. Так, например, при получении фосфорной кислоты на 1 т кислоты получают 4 — 5 т фосфогипса. Хоть японцам продавай...
Про «коктейль Молотова»
Что такое «коктейль Молотова» ныне знают, наверное, все. В бутылку с горючей смесью вставлялся фитиль, его поджигали — и от метко брошенного самодельного снаряда танк загорался словно бумага. А вот про то, что этот смертоносный для противника «коктейль» начал выпускать Воскресенский Химический комбинат имени Куйбышева, знают немногие. Первые партии «жидкого оружия» поступили ополченцам уже в конце сентября 1941 года, а к концу октября бутылки с «коктейлем» буквально летели с конвейера на врага. В те дни такие «стеклянные снаряды» были едва ли не «боеприпасом номер один» сражающегося Подмосковья. Бутылки с «коктейлем Молотова» хранятся в зале боевой славы музея химкомбината.
В сентябре 1941-го основное оборудование комбината было размонтировано и приготовлено к отправке за Урал. Но захватчиков остановили, и достаточно быстро оборудование установили заново. Всю войну на все фронты из Воскресенска поставлялись корпуса для гранат, запасные части для «Катюш», очистители воздуха для подлодок, и, конечно, город соответствовал своему основному химическому профилю — отсюда поставлялись заряды для мин, сырьё для производства пороха, антиобледенитель для самолетов.
Здесь было три крупных завода и все они работали на оборону. Подборки в местной газете «Коммунист» так и назывались «Что я сделал для фронта» или «Чем я фронту помог»: сконструировал, допустим, новый станок, дежурил в госпитале, связал варежки для бойцов, собрал мёд для раненых. Многие работали за ушедшего на фронт родственника или друга, и это был искренний массовый порыв. В музее химкомбината хранятся фотографии тех, кто стоял в те месяцы у станков. Ушедших на фронт отцов заменили подростки 13, 14 лет с бригадирами лет по 16. В основном девочки.
На фронтах Отечественной было 30 тысяч воскресенцев. Каждый третий из них погиб. Город дал стране 9 Героев Советского Союза: П.В. Стрельцов, Н.С. Демин, И.А. Киселев, К.П. Комардинкин, А.П. Моисеев, В.Е.Карпов, Н.А. Мусатов, Г.С. Петровский, А.А.Дивочкин.
У белой горы
Подъезды к горе фосфогипса выделяются издалека: асфальт покрыт некоторым белым налётом. Это помимо снега. К горе и от горы то и дело снуют оранжевые КАМАЗы. При въезде на фосфогипсогору имеется микростроение КПП, но внутри никого. Проехали мимо, по настоящему серпантину взобрались на гору. Обогнали страшного вида лунный трактор и встретили пару КАМАЗов. Водители грузовиков привозят на вершину всё новые и новые порции белых отходов, лунные трактористы разравнивают плато — работа идёт.
Сам свежий фосфогипс, пока не схватывается на морозце — пахнет. Пахнет ощутимо. В летний период, думаю, становится источником мелкой белой пылищи. Но, несмотря на эти качества, выглядит, конечно, очень удивительно. Одновременно округа похожа на Луну и покинутую полярную станцию. Одинокая собачка, торчащая стальная вышка и ползущие внизу букашки КАМАЗов дополняют эффект должным образом. Так что несколько минут провели в чистом любовании открывающимися видами. А тут и спецтехника прибыла.
Побеседовали кратко с водителем грузовика — он сказал, мол, некогда ему трындеть, работать надо. Снимайте грузовик быстрее. А вот граждане, прибывшие на бульдозере, перед тем как приступить к общению, куда-то позвонили (или сделали такой вид). А уж потом сообщили, мол, они тут к посторонним относятся нетерпимо, потому обязаны вызвать охрану, которая с минуты на минуту прибудет. Но пока охраны нет — можно снимать всё что хотим, например их лунный трактор. И немедленно припомнили: сюда как-то понаехали москвичи, тоже всё бегали, щёлкали. А потом бабу голую давай того... В смысле — фотографировать.
Из этих сбивчивых воспоминаний стало понятно: дорогие москвичи не раз ставили дорогих воскресенцев-подмосквичей в неловкое положение своими краеведческими кунштюками и безобразными фотовыходками. Пока беседовали — попутно ожидали охрану. Но охрана или не была надлежащим образом вызвана или не спешила, в общем, обошлись без волнующей встречи. У меня лично таких встреч было уже, наверное, несколько сотен. И каждый раз надо обмыслить: а чего высоким договаривающимся сторонам надо-то?
Ну фотографу, понятно, надо снимать. А охраннику какого-нибудь ну совершенно несекретного объекта, вроде горы? Денег они обычно не вымогают. Если побеседовать нормально — снимать разрешают. Если побеседовать с особым цинизмом — даже ведут показывать всякое интересненькое самостоятельно. Бывают, конечно, тупиковые истории, когда на нет и суда нет, но в большинстве случаев даже предмета для острой беседы не возникает. Если сопли не жевать, незнакомым людям не хамить, к их работе относиться с уважением, чётко формулировать свои желания и напористо задавать дополнительные вопросы — всё получается. Люди видят: перед ними неопасные идиоты, приехали из самой столицы смотреть на кучу фосфогипса. Их ведь, как детей, обижать нельзя :).
Итого: хороший город, интересный. Поедем ещё.
Для интересующихся:
Всё целиком
Гора, вид сверху
Все картинки из Воскресенска
Воскресенск: краткий путеводитель
Годовой отчет Открытого акционерного общества «Воскресенские минеральные удобрения» за 2008 год
Подписывайся на канал в Дзен
|