- В 90-е годы прошлого века начался массовый отъезд российских ученых за границу. По вашему мнению, в настоящий момент этот процесс усилился, замедлился или остался на прежнем уровне?
Артем Оганов: Вообще утечка мозгов, на самом деле, была и раньше. Примерно во время и после революции многие покинули Россию. Но конечно, повальная утечка мозгов началась у нас в 90-е годы. Сейчас у меня такое ощущение, что эта утечка остановилась, но тут, я думаю, два фактора. Во-первых, сейчас наукой уже можно заниматься в России и получать за это не такие плохие деньги. То есть люди, у которых есть заряд идеализма, сегодня они могут позволить себе этот идеализм. Когда я уезжал, это был девяносто восьмой год, зарплаты были, ну я уж не знаю, пятьдесят долларов в месяц, это нереально было для существования. Доктора наук продавали стиральный порошок на улице. Я решил уехать. Сейчас времена изменились.
А второй фактор, как ни печально, это то, что в общем кто хотел – уехал. Кто хотел и кто мог. В России немного конкурентноспособных ученых, которые хотят при этом уехать. В России немало хороших ученых, но им, как правило, за шестьдесят.
Мой школьный товарищ работает в ящике. Учёным. Всё, что про его жизнь - в быту знаю, так это что уже гда 2 как он не стесняется тратить деньги как хочет, молодец!!!
Эх, сильно мало у нас в стране таких ящиков! Наш, например, вроде не бедствует, но и не богатствует. Хоть новых струдников и принимают на градообразующий.
А зачем наука нашей МегаНанодержаве?
Читать писать народу умеет? Богословие в школах вводят. - и хватит.
Наука нужна странам - хозяевам.
Рабам и обслуге она как-бы неположена.
А так это все Сталин виноват, до чего он страну довел.
> Mесто России - в первой тридцатке в худшие годы, а в первой десятке – в лучшие годы. Но штука вот какая. Россия страна очень большая, с очень большим потенциалом, с очень большим количеством богатств и большой территорией. И чтобы удержать эту территорию, России недостаточно быть страной номер тридцать пять. Россия должна быть страной номер один, у нее для этого все есть. Если мы этим шансом не воспользуемся, то рано или поздно мы свою страну потеряем. Ее просто расчленят на кусочки более сильные, более предприимчивые соседи. Чтобы сохранить свои позиции, тем более, чтобы их улучшить, России нужно быть лидером интеллектуальным. Промышленность, экономика, даже военная индустрия, они все завязаны на интеллект. Тут недостаточно качать нефть. Тут нужно шевелить мозгами.
Его бы слова...
Кстати, пример из жизни (не помню, писал его или нет). Нужен программист. Звоню нашему бывшему зам. декану, спрашиваю, есть кто с нормальным мозгом в текущем выпуске. Говорит: вообще нет. Это в сотне студентов. Я чесно гря, дар речи потерял...
> Звоню нашему бывшему зам. декану, спрашиваю, есть кто с нормальным мозгом в текущем выпуске. Говорит: вообще нет. Это в сотне студентов. Я чесно гря, дар речи потерял...
> Федор Бондарчук о последнем марше Несогласных:
> > >
> > > http://newsru.com/russia/05jun2010/bond.html > >
> > Правильно сказал.
>
> Он читал последние дни тупичок!!! Там с точностью до цитаты!
Фёдор держит нос по ветру, работает над собой - мужчина.
> Звоню нашему бывшему зам. декану, спрашиваю, есть кто с нормальным мозгом в текущем выпуске. Говорит: вообще нет. Это в сотне студентов. Я чесно гря, дар речи потерял...
Если воспитывают идиотов - откуда возьмутся умные?
Утечка мозгов скоро прекратится и по той простой причине, что такие "специалисты", которых готовят у нас в вузах, даром никому не нужны (за исключением редких "светлых голов"). Уровень профподготовки студентов - ниже плинтуса, причем главные виновники в этом - не всегда преподаватели.
После того как официальное государственное лицо безо всякого стеснения называет ученых мракобесами и разглогольствует о том как сожгли Коперника о чем должны думать "мозги"?
> После того как официальное государственное лицо безо всякого стеснения называет ученых мракобесами и разглогольствует о том как сожгли Коперника о чем должны думать "мозги"?
ты виноватых вокруг себя не ищи, камрад
думай о личном профессиональном росте, это полезнее
Правильные вещи конечно говорит, но местами сильно фантастичные для наших реалий. Вроде как два указа, три закона, и завтра заживем как белые демократичные люди.
> Утечка мозгов скоро прекратится и по той простой причине, что такие "специалисты", которых готовят у нас в вузах, даром никому не нужны (за исключением редких "светлых голов"). Уровень профподготовки студентов - ниже плинтуса, причем главные виновники в этом - не всегда преподаватели.
добавить нечего. Студентам(инженерам, а не бухгалтерам) банально скоро будет негде проходить практику. Новых разработок все меньше. "А танки купим за границей"(с) мебельоборонфюрер
На мой взгляд, проблема всякого рода "утечек" еще и в том, что в верхах толком не знают и не понимают, что именно надо развивать, изучать. Мало толково разработанных планов длительного развития.
Решительно недостаточно молится чаще и летать с иконой вокруг РАН!
Надо вводить в обязаловку закон божий и тогда - доктора математики и физики попрут косяком!
Утечка мозгов была есть и будет, пока в России не пресекут в СМИ и в головах обывателя мысли о том, что на Западе и ямы в асфальте не такие авторитарные и негры в тёмных переулках не так больно убивают...
Люди рвутся на Запад ради Запада, ради того, чтобы покинуть Россию. Всё. Никаких далеко идущих планов никто не строит.
> Лента.Ру: Ну да... Мы с разных сторон подходили к этому вопросу – сейчас мы к нему наконец подошли вплотную. [Довольно много, кстати говоря, и читателей наших] формулировали вопрос так: "А надо ли вообще бороться с утечкой?" Ведь все те научные достижения русских ученых в Швейцарии, в Англии, в Америке - ваши, в частности, - все равно в конечном итоге принадлежат всему человечеству. А деньги на это тратят швейцарцы, англичане, американцы. Так может, пусть едут, а потом и нам будет хорошо вместе со всем человечеством?
Контингент, надо понимать, взрослый. Это что же у людей в голове творится?
> Если воспитывают идиотов - откуда возьмутся умные?
>
> Вопреки, что ли, как со Сталиным?
Подозреваю, что не в этом дело. Учился я в политехе Красноярском на ФИПУ, сейчас это ИКИТ СФУ. Типа преобразовали. Преподаватели (несклько, с которыми удалось поболтать когда заходил попроведать), в один голос говорили, что уровень подготовки студентов низок, но это полбеды, основная беда --- сутденты ничо не хотят делать. Ещё в мои времена было, что никто не заставлял, и отчислиться было очень сложно, но мы этим не злоупотребляли (хотя и у нас было дофига лишних выпускников). А сейчас, видимо, получение корки --- основной мотив для поступления в ВУЗ.
PS: понятно, что недрюченье студентов --- прямая заслуга начальства, но я не думал, что ВСЕ только из-под палки способны учиться...
> А какие еще есть причины плохой подготовки студентов?
>
> Например, отсутсвие тяги к знаниям среди студентов.
>
> Отсутствие духа соревновательности в получении знаний среди студентов.
>
> Получать знания должны люди определённого типа, и этот тип - не гламурные пидарасы.
Умиляли меня всегда эти кухонные разговоры светочей нации про утечку мозгов.
Это как с ГДР и ФРГ, как-то немцам ФРГ очень уж нравилось получать бесплатное образование и медицинское обслуживание в своё время в ГДР, а вот жить и работать в ФРГ. Вот в миниатюре модель несправедливого отношения к «мозгам» которым не могут нормально оплачивать их труд ученых в ГДР. Правда эти «мозги» всегда упускают из виду, что дорогостоящее высшее образование они получают бесплатно, и с какой кстати общество должно достойно содержать его, пока фактических научных свершений нет, лишь на основании того, что получил высшее образования.
Проблема с утечкой мозгов, будет решена лишь в русле полного платного (по расценкам ведущих стран) высшего образования, и тогда и профессура и научный состав ВУЗов будет жить хорошо. А образование будут получать лишь те, кто имеет богатых родителей, ибо оплачивать 50-100 тыс. $ за курс скорее всего многие самостоятельно не смогут.
Все остальные рассуждения о поддержки государства науки, выглядят каким-то социалистических атавизмом, всё должно перейти на рыночные отношения. =)))))))
А то хотят, зарабатывать как в капстранах, а соцпакет как в социалистических. Не получится на двух стульях сидеть. И не одна капстрана не может себе позволить оплачивать всеобщее высшее образование и достойное содержание ученых.
> Студентам(инженерам, а не бухгалтерам) банально скоро будет негде проходить практику.
Сам сейчас учусь на инженера. В прошлом году практика состояла во вдумчивом мытье полов на кафедре, стирке штор и прочем наведении лоска. В этом будем участвовать в грядущей переписи населения.
> Например, отсутствие тяги к знаниям среди студентов.
Да. С этим плохо.
У меня жена получает второе высшее сейчас (психологическое). Казалось бы, второе высшее - это уже не случайный выбор, типа "родители пристроили и учись". Люди, получающие второе высшее, должны понимать что делают. Тем более, что учатся строго за деньги. Так нет же - многие однокурсницы учатся спустя рукава, много прогуливают, пытаются "договориться" с преподавателями насчёт оценок. Супруга часто дома делает для сокурсниц рефераты, практики, доклады... Люди сознательно пришли учиться - и где она, тяга к знаниям?
Моя знакомая работает в КБ. Делают эхолокационные системы как для рыбаков, так и по заказу ВПК. Ничего так... вот домик с мужем в Черногории построили... не голодают.
Ученые - люди амбициозные, они хотят слетать на Марс, поковыряться в земной коре, превратить золото в свинец, а в России сегодня этого не сделаешь, поэтому и сваливают в страны, где им могут помочь в этом. России нужны сегодня деятельные ученые-социологи, которые меры выработают по элиминации ворья, а государь у России, кажись, есть.
> А образование будут получать лишь те, кто имеет богатых родителей, ибо оплачивать 50-100 тыс. $ за курс скорее всего многие самостоятельно не смогут.
А много таких? Ну, тех, чьи родители смогут это всё оплачивать?
> А много таких? Ну, тех, чьи родители смогут это всё оплачивать?
Ну, так количество ВУЗов будет сокращенно до нужного кол-ва, так сказать уровнять платежеспособных студентов и кол-во мест обучения.
+
Удар будет сделан на образование попроще и подешевле, типа холодильного техникума и т.д., эти учреждения надо будет увеличить.
=
Вот тогда и будут говорить про Россию, лишь 5 самых крутейших ВУЗах с мировым именем, ещё 25 менее известных, а остальное всё современной России балласт от РСФСР надо уничтожать. В наши 5 мегакрутейших ВУЗа будут приезжать чужие «мозги», т.к. ВУЗ на деньги богатеньких студентов сможет себе позволить их содержать. =)
> Удар будет сделан на образование попроще и подешевле, типа холодильного техникума и т.д., эти учреждения надо будет увеличить.
Удар или упор? Надо сказать, что на описанном мною выше факультете в нашем ВУЗе уровень преподавания и требований был как раз на уровне холодильного техникума. Только самообразование могло дать нормальные знания, плюс удача в поиске подработок --- умения. Так что такое сокращение не так уж и неоправданно.
Господин Оганов немного кривит душой, сводя слишком много вопросов к банальному быту. Хотя в целом его идея "утопичного города для репатриантов" - типична для русской эмиграции, тем не менее - далеко не все решилось бы таким образом, потому что мы уехали из одной России, а вернуться бы хотелось в другую, максимально похожую на то, что мы видим на западе, но "по-русски". По сути, не много и совру, если скажу, что это единственное, чего не хватает тем, кто "утек" - не хватает именно "русскости", а не зарплат, домов, etc.
> Проблема с утечкой мозгов, будет решена лишь в русле полного платного (по расценкам ведущих стран) высшего образования, и тогда и профессура и научный состав ВУЗов будет жить хорошо. А образование будут получать лишь те, кто имеет богатых родителей
и многих детей богатых родителей мечтающих заниматься наукой ты знаешь?
ИМХО. Наука сугубо утилитарна, пока "умные" не начнут это понимать, с места ничего не двинется. На своих мозгах можно хорошо зарабатывать любому, не только ученому, примеров этому масса. Наука может быть выгодной, правда, не в схеме "купил-продал-магарыч".
> Проблема с утечкой мозгов, будет решена лишь в русле полного платного (по расценкам ведущих стран) высшего образования, и тогда и профессура и научный состав ВУЗов будет жить хорошо. А образование будут получать лишь те, кто имеет богатых родителей, ибо оплачивать 50-100 тыс. $ за курс скорее всего многие самостоятельно не смогут.
По системе, учитесь сколько хотите, хоть 10 лет, но сдать всё нам все обязаны, будем дрючить по полной. А еще престижные бесплатные места, для светлых голов, которые будут учиться под страхом отчисления.
>Они берут и количеством, и качеством. Они берут тем, что они переманивают и из Европы, и из России, и из Китая, и из Японии самых толковых. Они берут тем, что Европа застойна, а Америка нет. Европа застойная, потому что в Европе всем хорошо. Они всем довольны. Они считают, что им ничего больше делать не надо. А американцы – они действительно пытаются переманивать лучших. Если они вас хотят переманить – они ни перед чем не остановятся: они удвоят вам зарплату, они улучшат вам условия жизни так, что вы просто не сможете больше жить в Европе. В Европе у меня была трехкомнатная квартира в Швейцарии, прекрасные условия жизни. Но здесь у меня трехэтажный дом и сад в тысячу квадратных метров. И под боком в двухстах метрах океан. Перед этим меркнет даже швейцарское качество жизни. Но оговорюсь, что мне повезло больше, чем моим соотечественникам.
Таким людям - не жалко и яхту как у Абрамовича. Своим трудом они эту яхту 100 раз окупят.
Если отчислить всех, кто не желает учиться, то студентов останется так мало, что ВУЗ не получит государственный сертификат и закроется. Поэтому тянут даже полных дебилов.
> Преподаватели (несклько, с которыми удалось поболтать когда заходил попроведать), в один голос говорили, что уровень подготовки студентов низок, но это полбеды, основная беда --- сутденты ничо не хотят делать. Ещё в мои времена было, что никто не заставлял, и отчислиться было очень сложно, но мы этим не злоупотребляли (хотя и у нас было дофига лишних выпускников). А сейчас, видимо, получение корки --- основной мотив для поступления в ВУЗ.
Низкий уровень мотивировки к учебе - следствие того, что профессиональные знания студента практически никому не нужны. Работы по специальности мало, а если найдешь - то не очень с зарплатой. А для работы "минетжером" нужны только корочки, собственно знания не обязательны.
Это касается инженерных ВУЗов, конечно.
Плюс еще упал уровень подготовки в школе. А поступление по результатам ЕГЭ вообще добило хоть какую-нибудь предВУЗовскую подготовку.
> Например, отсутсвие тяги к знаниям среди студентов.
>
> Отсутствие духа соревновательности в получении знаний среди студентов.
>
> Получать знания должны люди определённого типа, и этот тип - не гламурные пидарасы.
Такое происходит не только среди студентов, но и среди аспирантов, пока аспирантура давала отсрочку, более чем 95% всех диссертаций кандидатов были абсолютной шелухой, возможностью законно "откосить". Уже два года работаю в НПП при университете, и средняя зарплата кандидата 20-25 тысяч, доктора наук 30-35, при том что работа в университете мешает, а не способствует научной деятельности, так как львиную долю своего времени эти люди тратят на формальное обучение студентов.
> Уровень профподготовки студентов - ниже плинтуса, причем главные виновники в этом - не всегда преподаватели.
>
> А какие еще есть причины плохой подготовки студентов?
> Кому: Kirill Anisimov, #41 >
> > тем не менее доктор наук, преподающий в одном из ведущих вузов, получает меньше водителя трамвая.
>
> Только за преподавание? Реально. А за тему (а может, и не одну) НИОКР --- не верю.
а возможность вести НИОКР в условиях, прадоставляемых государством?
спонсирование - ноль, ибо в верхах уверены, что наука себя не окупает (мало кого волнует, что всегда было так, что от открытия до понятия где бы это применить проходило не менее лет 20! зато после понятия окупаемость уже более чем достаточная).
оборудование - по большеё степени раритет, который собирали наши дедушки и прадедушки. Если и привозят что-либо новое, то для пользования этим выложи кругленькую сумму, которая опять же не у каждого есть.
Вот и получается, что работать безумно сложно, а оборудование (хорошее-новое), даже если и есть, то по большей части простаивает без дела.
> После того как официальное государственное лицо безо всякого стеснения называет ученых мракобесами и разглогольствует о том как сожгли Коперника о чем должны думать "мозги"?
>
Мозги и шарлатаны - разные люди. Перельман - мозг. Петрик - шарлатан. Шарлатанов и называют мракобесами.
> Люди, получающие второе высшее, должны понимать что делают. Тем более, что учатся строго за деньги.
Они прекрасно понимают. Второе высшее им нужно:
1. Есть тётеньки-коллекционеры, они всё время чему-то учатся.
2. Нужен диплом с соответствующей специальностью для карьерного роста (стать начальником).
3. На третьем курсе можно начать получать второе высшее в том же ВУЗе по упрощённой схеме. Оканчиваешь ВУЗ - и опа, у тебя два диплома на кармане.
>В России сейчас кризис с кадрами, часто берут людей совершенно случайных на довольно высокие позиции
>
> Это справидливо для всех отраслей деятельности и это очивидно на примере гос.деятелей.
> Деградация и просвета нет.
Выход из ситуации простой. 1) Для начала самому стать высококлассным специалистом, 2) пробиться на руководящую должность в своей области (скажу по секрету в связи с жутким кадровым голодом в стране это сделать несложно при определенной настойчивости), 3) начать делать так как нужно (по твоему собственному мнению высококлассного специалиста, см. п.1).
> А много таких? Ну, тех, чьи родители смогут это всё оплачивать?
Есть еще гос. заказ, фонды (ну там стипендии всякие, которые что бы получить, нужно жопу порвать) и корпоративный заказ. Ну чтобы бесплатно мог учиться только тот, кто действительно хочет заниматься наукой, а не в погоне ха модой корочки получить.
А то действительно так выходит, что огромное количество людей учится непонятно зачем, переполненные группы, в которых не возможно обеспечить подход к каждому студенту (хотя есть умельцы (вспоминает преподавателя вышки)). И это при том, что недавно по украинскому ТВ говорили о том, что количество вузов слишком велико, абитуриентов в этом году на всех не хватит (в нашем городе в прошлом году 2 ВУЗа уже закрылось). А мин. образования заявил, что качественное образование не может стоить меньше 10 000 грн. (1300$) за семестр, таким образом ВУЗы получаю минимальную планку.
Утечка "мазгофф" она везде. Ток Если утечка США, Европы, Китая и д.р. больше похожа на круговорот, то в еСэНгэ это как слив в канализацию. Гаф-пром и прочия мегабагатая шалупонь не догоняют что наука самое выгодное капиталовложения ( Билли который Гейтсушка свое бабло в биотек вкладывает , Брин в биотек и альтернативную энергию.
> То есть предлагаемые зарплаты и перспективы научных разработок никому нахуй не интересны? Только лишь ради того, что бы Россию покинуть?
Какие зарплаты, камрад?
Я работал в ведущем НИИ в экс-Союзе в области органической химии.
Дал премьер команду - увеличить оклады в два раза. Через неделю оклады у нас были увеличены в два раза, а все сотрудники переведены на полставки (сугубо добровольно, конечно). Деньги-то дополнительные - ниоткуда не берутся.
Ситуация, конечно, лучше, чем была в 1999, когда я уезжал в США, и гранты научные, и финансирование увеличилось, но далеко не до уровня "обеспеченные люди".
Недавно была опубликована очередная моя статья, работу по которой я сделал в 2006 году. Сроки пусть не удивляют - долговато, но нормально. Я за неё получил гонорар - 9.46 (!!!) долларов США. Всё серьёзно.
> Мозги и шарлатаны - разные люди. Перельман - мозг. Петрик - шарлатан. Шарлатанов и называют мракобесами.
Ты не в теме, камрад. Грызлов, который закрызёт всех козлов, называет мракобесами именно академиков РАН, которые посмели усомниться в светлом гении Петрика и назвать его шарлатаном.
> Преподавательский состав и за "бугром" получает относительно скромные зарплаты.
Относительно кого скромные?
Относительно заработков спецов аналогичного уровня в промышленности - они меньше, да. Относительно среднего уровня зарплат - слово "скромные" мимо кассы.
Гм, а формулированы ли требования какая! наука нам нужна? Без этого только пилить государственное бабло получится. Как с государственной идеологией и построением гражданского общества.
> > Звоню нашему бывшему зам. декану, спрашиваю, есть кто с нормальным мозгом в текущем выпуске. Говорит: вообще нет. Это в сотне студентов. Я чесно гря, дар речи потерял...
>
> хорошо учат, видать
У нас те, кто устроился программистами получают ~400$ после 3-4 лет отличной работы.
> ОСОБЕННО ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ!!!
>
> по химии и программированию
Почти вся химия была сделана в конце позапрошлого - начале прошлого века.
Возьми список из десятков-сотен "именных" реакций, которые открыли целые направления в промышленности, и посмотри, когда жили немецкие и русские учёные, которые их открыли (в основном, немцы).
По химии активно развиваются новые физико-химические методы анализа, т.к. развивается техника.
В именно синтезе - старые, великолепно зарекомендовавшие себя методы применяются на новых объектах.
Основной принцип немецких синтезов начала 20 века - взять ведро одного, насыпать килограмм другого, добавить полкило третьего, прокипятить, охладить, отфильтровать два кило осадка чистого продукта с высоким выходом.
Основной принцип американских синтезов конца 20 века - сто миллиграммов одного, пятьдесят другого, под охлаждением добавить третье, упарить и из полученного говна на двухметровой хроматографической колонке разделить 25 видов говна по фракциям, чтобы выделить десять миллиграммов продукта с копеечным выходом (типа, стоимость продукта окупает). Если что не так сделаешь - просто получишь говно.
>> Уровень профподготовки студентов - ниже плинтуса
> А какие еще есть причины плохой подготовки студентов?
- Нежелание студентов учиться.
- Отсутствие рычагов влияния на студентов.
- Нежелание преподавателей обучать.
- Нежелание администрации ВУЗа заставлять студентов учиться, а преподавателей учить.
> и многих детей богатых родителей мечтающих заниматься наукой ты знаешь?
Ну, вообще повторюсь, имея хорошую доходную часть мегавузы во всем мире позволяют себе выдавать несколько грантов на обучение (с некоторыми оговорками после окончания) и приглашать для работы чужие «мозги».
В капстранах государство не оплачивает большую науку в ВУЗах, оно лишь бывает выдает гранты на научные изыскания, а так финансирование это прерогатива самого ВУЗа.
> Следует закрепить за каждым учёным особого чекиста с именным наганом, как то было в кровавом, тоталитарном прошлом - тогда и утечка прекратится.
>
> Наблюдение можно снимать после 50-ти, когда мозг начинает усыхать, и теряет свою практическую ценность (привет профессору Савельеву).
> Знаешь точные цифры? Скажем зарплату доктора наук среднего американского универа, сравнить со средне.американской зарплатой?
Докторов там нет, ты знаешь, наверно. Есть PhD - аналог кандидата, единственная учёная степень.
Зарплата 2-2.5 штуки баксов, минус 20-25% налогов, хватает на скромную жизнь семейки "мама-папа-я". Скромненькую подержанную машинку купишь - хорошую нет, хату снимешь - дом не купишь.
В фарма-конторах, куда эти люди могут пойти - 6-8 штук зарплата (налоги те же), но 6-дневная неделя, 14 дней отпуска в год (многие и не ходят вовсе) и намного более жёсткий ритм работы. Увольняют запросто.
Это было 6 лет назад, правда - но принципиально ничего не изменилось. Связь с камрадами поддерживаю.