Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь. Фотограф не может исправить произошедшее событие, но может зафиксировать главное, то, что представляет собой суть события, и из этого отобрать самые главные моменты события, чтобы представить их в репортаже.
Умение ловить такие моменты, очевидно, складывается из сочетания таланта и тренированного профессионального навыка — и наличия под рукой готового к съёмке фотоаппарата. Всё это оказалось у известного фоторепортёра Марка Ганкина 24 июля 1956 года, когда он снял лучшую фотографию своей жизни.
Эта неожиданная встреча друзей произошла в Москве 24 июля 1956 года, в тот день, когда герои обороны Брестской Крепости должны были выступать в ЦДСА. Утром мы, как всегда, собрались на скамейках, стоявших в зелёном палисаднике перед гостиницей. Участник обороны крепости и бухенвальдский подпольщик, однополчанин Матевосяна Николай Кюнг толковал о чем-то с Петей Клыпой, Юрий Фомин просматривал газеты. Рядом фотокорреспондент журнала «Советская женщина» Марк Ганкин хлопотал около Раисы Абакумовой, то и дело нацеливался на неё объективом, выбирая удобную позицию для съёмки. Подошли Гаврилов и Семененко и сели тут же, продолжая увлечённо вспоминать какую-то забавную историю, случившуюся в полку перед войной.
И никто не заметил, когда около этой скамейки появился худощавый, лысоватый и рыжеволосый человек в простой полосатой рубахе. Левый рукав его рубахи был пуст почти до самого плеча. Он остановился у скамейки и молча, странным, пристальным взглядом смотрел на Александра Семененко и Петра Гаврилова, поглощённых своими воспоминаниями. Только чуть-чуть подёргивалась, как от нервного тика, его небритая щека. Как-то машинально Семененко поднял голову и поглядел на незнакомца. И вдруг не то крик, не то стон вырвался у него и, стремглав вскочив со скамьи, он бросился к однорукому. А вслед за ним, увидев этого человека, также вскрикнул и кинулся к нему Гаврилов.
Обнявшись, прижавшись щекой к щеке, они плакали в голос, громко, не обращая внимания на прохожих. И деловитые горожане, спешившие по площади Коммуны (Суворовская площадь), спрашивали друг у друга, что случилось, а узнав, что это встретились через пятнадцать лет герои Брестской Крепости, понимающе кивали, останавливались и смотрели на них повлажневшими глазами.
Ещё не зная, кто этот человек без руки, мы все тоже замерли, захваченные и потрясённые этой сценой. Только один из нас не остался стоять на месте. Это был фотокорреспондент Марк Ганкин. Как ни сильно взволновала его эта встреча, профессиональная хватка фотографа-журналиста всё же сработала: он понял, что в его руках возможность редкой удачи, что это момент необыкновенный и неповторимый. И с мгновенным вдохновением фотографа-художника он выбрал единственно верную точку съёмки и поднял к глазам аппарат.
Автор шедевра Марк Ганкин в 1943 году.
Так родилась эта фотография, доставившая её автору широкую популярность и Золотую медаль Международной фотовыставки. У нашего большого художника Сергея Коненкова она вызвала хорошую творческую зависть. Известная немецкая писательница Анна Зегерс повесила её в своём кабинете. Многие зарубежные журналы на всех континентах мира перепечатали этот снимок из «Советской женщины».
В общем, если у вас есть фотоаппарат, в любой момент, который может оказаться решающим, нажать на спусковую кнопку — будьте готовы!
На всякий случай — о запечатлённых на фотографии Ганкина.
Александр Иванович Семененко
Старший лейтенант, помощник начальника штаба 44-го с.п. Приказом № 1 был назначен начальником штаба группы оборонявшихся в центральной части крепости, но к исполнению обязанностей приступить не смог, так как сражался на участке своего полка. 26 июня контужен, с этого времени находился в подвалах. Взят в плен, освобождён 25 апреля 1945 г.
Награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями. В 1975 году жил и работал в Николаеве.
Николай Иванович Зориков
Cтарший лейтенант, интендант 44-го с.п.
... Из глубокого туннеля ворот выбежал человек. У него почти по самое плечо была оторвана рука и обрубок наспех обмотан рубашкой, насквозь пропитавшейся кровью. Артамонов узнал интенданта Николая Зорикова. Зориков бросился к нему, крича:
— Товарищ комиссар, дайте мне машину!
Артамонов подумал,что интендант просит отправить его на машине в госпиталь: рана была действительно страшной, и он потерял уже много крови. Но оказалось, что Николай беспокоится совсем о другом.
— Дайте мне машину! — настойчиво требовал он. — У меня на складах продовольствие, фураж. Ведь всё фашистам достанется!
Этот человек, так опасно раненый, шатавшийся от слабости, думал не о своём спасении — он прежде всего заботился о порученном ему имуществе. С трудом комиссару удалось убедить Зорикова немедленно ехать в госпиталь, и он отправил интенданта в тыл попутной повозкой. Так и не дождавшись Гаврилова, Артамонов вскоре поспешил на рубеж обороны, к своим бойцам, и потом отступал на восток вместе с ними. О Зорикове он ничего больше не слышал.
Со слов Махнача о дальнейшей судьбе Николая Ивановича стало известно следующее. Из крепости его доставили в госпиталь, но через несколько дней, когда раненых везли на восток, они попали в окружение и оказались в гитлеровском лагере. Потерявший руку старший лейтенант вдобавок заболел в плену туберкулезом, и Махнач вспоминал, что к моменту освобождения их в 1945 году Зориков чувствовал себя очень плохо.
Умер в ноябре 1961 года от туберкулёза.
Пётр Михайлович Гаврилов
17(30).06.1900—26.01.1979
Mайор, командир 44-го с.п. Самый старший по званию и должности командир, оказавшийся в блокированной Брестской крепости; организатор обороны Восточного форта. Взят в плен 23 июля 1941 года, освобождён в мае 1945.
... Пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев.
После спецпроверки восстановлен в звании и назначен начальником лагеря японских военнопленных; в 1947 г. уволен в отставку. После войны жил в Краснодаре.
Восстановлен в КПСС 22 апреля 1954 г. Награждён двумя орденами Ленина, Герой Советского Союза (Указ от 03.01.1957).
Нет слов, нет слов...
Что касается фотографической части, в своё время понравилась карточка из журнала "Советское фото" 80-х гг. Монумент, три бойца плечом к плечу. На фоне монумента три ветерана (со звёздами Героев, насколько помню), так же плечом к плечу. Карточка постановочная, но добротная.
[И так, и эдак смотрит на фото, недоумевающе пожимает плечами] История трогательная, а фото как-то не зацепило. Не пойму, что в нём такого. Искусство - штука субъективная.
Кому: Electrik, #13 Здесь все зависит от уровня эмпатии. Бывает человек хоть сто раз прочтет, но если "в ботинки" героев "влезть" не сможет, то так и продолжает недоумевать.
А фотография действительно сильная. Потому и Золотую медаль конкурса получила.
И что что ещё подумалось: помимо героической и изматывающей обороны их взяли в немецкий плен, где они провели почти 4 года. Это же не курорт и не санаторий, там тоже выживать надо было.
Не знаю, наверное, другие люди, мы со своими, после Чечни 95,которые, когда встречаемся, молча как то пожимаем друг - другу руки (ну, типа, ты и сам всё знаешь, чё лишнее трещать?) и идём бухать. И разговор как то о гражданской жизни.
Так часто бывает у некоторой категории граждан. Увидят немного в жизни серьезного, так сразу, все вокруг хуйня по сравнению с тем, что сами видели.
Начинается это обычно со слов "Это что..." или "Ну, не знаю...". Будто человек, после пережитого, стал из говна алмазом невиданной огранки. А все остальное это хуйня, хуйня что первый человек на фото не отступил, сражался. Хуйня что второй человек на фото с оторванной рукой исполнял свой долг. Хуйня что третий человек на фото почти месяц без воды и еды до последнего убивал цивилизованных европейцев. И вообще полная хуйня, что эти люди совершенно случайно встретились через 15 лет после пережитого. Видимо только у простого быдла, (в их числе надо причислить и меня) такие фотки вызывают натуральные мурашки по коже, и сильную гордость за то что это фото наших предков которые защитили нас.
Камрад, заметь, я никого не оскорблял, тем более из тех людей, кто за крепость, т.е. за Родину,! держался до последнего, только я, и это ИМХО, сказал, что у нас, по другому! Хотя мы и помогаем близким нашего погибшего пулемётчика, который с прострелом двух ног, остался прикрывать отход нашей группы. Мы всех своих,помним, поимённо!
Сама по себе фотография волнующая - чувства Мужчин и Защитников на ней обнажены.
А если при этом еще и знаешь, кто эти мужчины, что они сделали и что пережили - чувствуешь свою причастность к событию, и их эмоции пропускаешь через себя.
Поэтому, всматриваться в их лица можно бесконечно долго.
Сильная фотография.
Отец примерно так же описывал встречу своего отца с фронтовым другом. На вокзале встретились, обнялись и плакали. Милиционер подошел, у отца поинтересовался, узнал в чем дело и отдал честь.
На фотографии, как выразилась ЛенМихална запечатлены чувства Мужчин и Защитников. Скажи честно камрад, когда ты посмотрел фотографию и писал "че лишнее трещать" ты обо чтом подумал, мол мы молчим а они обнажили свои чувства?
Спасибо за Память карад...
Сильнейшее фото. Одним запечатленным кадром наших Героев заставить человека сжать руки и сглотнуть комок в горле, а потом все равно не удержав выступившие слезы всматриваться и всматриваться в лица, руки, позы наших предков - это действительно Мастерство. Память о тех днях и годах уже навсегда с нами - ретушированные старые фотографии дедов и бабушек, рассказы отцов, матерей, ветеранов, книги и фильмы. Сильно!!! Описание встречи фронтовиков отлично дополняет фотографию, просто нет слов..
Подумалось - вот такие бы фото с описанием печатать на детские тетрадки, а не пидорские заметки о люфтваффе.
> Не знаю, наверное, другие люди, мы со своими, после Чечни 95,которые, когда встречаемся, молча как то пожимаем друг - другу руки (ну, типа, ты и сам всё знаешь, чё лишнее трещать?) и идём бухать. И разговор как то о гражданской жизни.
Да, наверное, другие люди. Но, если бы вы встретились только через 15 лет?
И не "трещат" Семененко, Зориков и Гаврилов на фото. Потому что все, что они думают и переживают запечатлено на их лицах, в их позах, руках. Они выжили. Они встретились. Вполне вероятно, что мысли их о том, в какой момент они видели друг друга последний раз, там, в Брестской крепости. Тогда, в июне 41-го.
Полагаю, камрадов и покоробило это твоё - "чё лишнее трещать". Меня - задело.
Фото - выше всяких похвал, одно из лучших, что доводилось видеть.
Героям - низкий поклон
Тем, кого "не зацепило": такие фотографии не должны "цеплять", они передают всю боль, что пережили запечатлённые на них, и радость от того, что им удалось пережить тот кошмар и отстоять свою Родину. Стыдно, камрады.