Идея этой мини-серии заметок сложилась сама собой по итогам рассказанной камрадом Оператором истории
лётчика-штурмовика лейтенанта Гаврилова, погибшего при выполнении боевого задания 30 апреля 1942 года. Словом, решил напомнить о некоторых из тех, кто дошёл до Победы. Точнее, раз уж речь о лётчиках — долетел, и жил среди нас (а кое-кто живёт и до сих пор).
Как известно, среди боевых лётчиков штурмовики всегда считались особой кастой: их суровое мужество, необходимое для того, чтобы раз за разом на тяжёлой и далеко не самой скоростной машине с небольшой высоты заходить на цель, самим являясь мишенью для всех наземных стволов всех возможных калибров, способных задраться в небо, вызывало глубокое уважение и истребителей (задача сопровождения штурмовиков многими из них небезосновательно считалась едва ли не самой трудной из возможных), и бомбардировщиков.
Герои предлагаемой серии заметок на войне вместе не встречались; в одну шеренгу здесь их поставил автор.
Начну с самого молодого. Впрочем, молодость — понятие условное; в день Победы самому юному из трёх лётчиков было 20, а самому старому — аж целых 24 года.
Владимир Леонидович Гуляев (30.10.1924 — 3.11.1997) — сын подполковника, заместителя начальника политодела военной авиационной школы и кандидата исторических наук Леонида Михайловича Гуляева. Чем занимается сын комиссара? В 15 лет, в 1939 году поступает в аэроклуб. С началом войны идёт слесарем в авиационную мастерскую. Ровно за 10 дней до героической гибели лейтенанта Гаврилова 17-летний Владимир Гуляев добивается цели и становится курсантом Молотовской военно-авиационной школы пилотов (без помощи отца явно не обошлось: без «блата» шансы допризывника на поступление в лётчицкую школу были весьма сомнительны).
Школу он заканчивает с отличием, и в ноябре 1943 года самый юный младший лейтенант советской штурмовой авиации Владимир Гуляев отправляется на фронт. Летчик 639 ШАП, с весны 1944-го — 1-й АЭ 826 Витебского ШАП освобождает Белоруссию и Прибалтику. 28 июня 1944 года он стал участником небезызвестной обороны аэродрома Бешенковичи от прорывавшихся из окружения немцев — редкостного для войны случая, когда Илы стреляли по врагу, стоя на земле. Штурмовики сгоряча расстреляли весь наличный полковой боезапас, и на следующий день, 29 июня боевых вылетов не делали — просто не с чем было.
Под Резекне Гуляеву пришлось сажать разбитый зенитками самолёт на лес. Лётчика в тяжёлом состоянии срочно доставили на лечение в Москву, откуда он вернулся домой, в полк, только через 3,5 месяца — да и то с допуском к полётам лишь на легкомоторных самолётах. На По-2 то есть. И всё-таки в марте 1945 года он снова добивается права управлять штурмовиком. 26 марта в его самолёте при четвёртом заходе на штурмовку взрывается снаряд МЗА — но благодаря отличной технике пилотирования лётчик доводит машину до своего аэродрома.
Закончил Гуляев войну лейтенантом в Восточной Пруссии. На счету 60 боевых вылетов, на груди — два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени и медаль «За взятие Кенигсберга». Он участвует в Параде Победы в составе сводной роты 3-й ВА, но... 30 ноября 1945 года Гуляева комиссуют вчистую: последствия нескольких ранений и контузии закрыли для него небо.
И тогда Володя Гуляев поступает во ВГИК, на курс, который ведут М. Ромм и С. Юткевич, и успешно заканчивает его в 1951 году.
Он не стал суперзвездой советского кино — но без его эпизодических ролей, которых он сыграл около сорока, трудно представить некоторые всенародно любимые фильмы. Чаще всего он играл простых советских парней, нередко — милиционеров.
Например, в «Операции „Ы“ и других приключениях Шурика».
Слева от Гуляева, кстати, в этом кадре стоит актёр Алексей Смирнов (они оба, что интересно, стали Заслуженными артистами РСФСР «одним приказом», в 1976 году). Не все знают, что он тоже ветеран войны, да непростой: матёрый разведчик и миномётчик, награждённый двумя орденами Славы и орденом Красной Звезды. Но о нём — в другой раз.
В «Бриллиантовой руке» лейтенант милиции Володя не только вручает герою Никулина пистолет Беретту и возит его, изображая таксиста. На съёмках этого фильма Владимир Гуляев совершил свой последний вылет — в штурманском кресле новейшего на тот момент десантно-транспортного вертолёта Ми-8Т, предоставленного на съёмки по личному распоряжению Главкома ВВС СССР Главного маршала авиации К. Вершинина.
Кстати, Владимир Леонидович написал книгу воспоминаний о войне
«В воздухе Илы». В её главном герое лейтенанте Ладыгине сам автор узнаётся практически сразу, отчего, в частности, в той же библиотеке «Милитера» она заслуженно «стоит» в разделе мемуарной литературы.
Почти всю свою актёрскую карьеру, с 1951 по 1988 год, Владимир Гуляев параллельно работал в Театре-студии киноактёра. После СССР он уже не играл и не снимался. С одной стороны, очевидно, типаж стал не актуальный, с другой — здоровье было уже далеко не то: возраст плюс старые раны.
Самый молодой лётчик-штурмовик Великой Отечественной войны умер 3 ноября 1997 года.
Продолжение серии последует в ближайшее время.
PS.
Здесь можно прочитать о самом молодом лётчике Великой Отечественной вообще.