Штурмовики: Самый молодой

22.12.10 08:48 | Redakteur | 87 комментариев »

Победа!

Идея этой мини-серии заметок сложилась сама собой по итогам рассказанной камрадом Оператором истории лётчика-штурмовика лейтенанта Гаврилова, погибшего при выполнении боевого задания 30 апреля 1942 года. Словом, решил напомнить о некоторых из тех, кто дошёл до Победы. Точнее, раз уж речь о лётчиках — долетел, и жил среди нас (а кое-кто живёт и до сих пор).

Как известно, среди боевых лётчиков штурмовики всегда считались особой кастой: их суровое мужество, необходимое для того, чтобы раз за разом на тяжёлой и далеко не самой скоростной машине с небольшой высоты заходить на цель, самим являясь мишенью для всех наземных стволов всех возможных калибров, способных задраться в небо, вызывало глубокое уважение и истребителей (задача сопровождения штурмовиков многими из них небезосновательно считалась едва ли не самой трудной из возможных), и бомбардировщиков.

Герои предлагаемой серии заметок на войне вместе не встречались; в одну шеренгу здесь их поставил автор.



Начну с самого молодого. Впрочем, молодость — понятие условное; в день Победы самому юному из трёх лётчиков было 20, а самому старому — аж целых 24 года.


Владимир Леонидович Гуляев (30.10.1924 — 3.11.1997) — сын подполковника, заместителя начальника политодела военной авиационной школы и кандидата исторических наук Леонида Михайловича Гуляева. Чем занимается сын комиссара? В 15 лет, в 1939 году поступает в аэроклуб. С началом войны идёт слесарем в авиационную мастерскую. Ровно за 10 дней до героической гибели лейтенанта Гаврилова 17-летний Владимир Гуляев добивается цели и становится курсантом Молотовской военно-авиационной школы пилотов (без помощи отца явно не обошлось: без «блата» шансы допризывника на поступление в лётчицкую школу были весьма сомнительны).

Школу он заканчивает с отличием, и в ноябре 1943 года самый юный младший лейтенант советской штурмовой авиации Владимир Гуляев отправляется на фронт. Летчик 639 ШАП, с весны 1944-го — 1-й АЭ 826 Витебского ШАП освобождает Белоруссию и Прибалтику. 28 июня 1944 года он стал участником небезызвестной обороны аэродрома Бешенковичи от прорывавшихся из окружения немцев — редкостного для войны случая, когда Илы стреляли по врагу, стоя на земле. Штурмовики сгоряча расстреляли весь наличный полковой боезапас, и на следующий день, 29 июня боевых вылетов не делали — просто не с чем было.

Под Резекне Гуляеву пришлось сажать разбитый зенитками самолёт на лес. Лётчика в тяжёлом состоянии срочно доставили на лечение в Москву, откуда он вернулся домой, в полк, только через 3,5 месяца — да и то с допуском к полётам лишь на легкомоторных самолётах. На По-2 то есть. И всё-таки в марте 1945 года он снова добивается права управлять штурмовиком. 26 марта в его самолёте при четвёртом заходе на штурмовку взрывается снаряд МЗА — но благодаря отличной технике пилотирования лётчик доводит машину до своего аэродрома.

Закончил Гуляев войну лейтенантом в Восточной Пруссии. На счету 60 боевых вылетов, на груди — два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени и медаль «За взятие Кенигсберга». Он участвует в Параде Победы в составе сводной роты 3-й ВА, но... 30 ноября 1945 года Гуляева комиссуют вчистую: последствия нескольких ранений и контузии закрыли для него небо.

И тогда Володя Гуляев поступает во ВГИК, на курс, который ведут М. Ромм и С. Юткевич, и успешно заканчивает его в 1951 году.

Он не стал суперзвездой советского кино — но без его эпизодических ролей, которых он сыграл около сорока, трудно представить некоторые всенародно любимые фильмы. Чаще всего он играл простых советских парней, нередко — милиционеров.

Например, в «Операции „Ы“ и других приключениях Шурика».



Слева от Гуляева, кстати, в этом кадре стоит актёр Алексей Смирнов (они оба, что интересно, стали Заслуженными артистами РСФСР «одним приказом», в 1976 году). Не все знают, что он тоже ветеран войны, да непростой: матёрый разведчик и миномётчик, награждённый двумя орденами Славы и орденом Красной Звезды. Но о нём — в другой раз.



В «Бриллиантовой руке» лейтенант милиции Володя не только вручает герою Никулина пистолет Беретту и возит его, изображая таксиста. На съёмках этого фильма Владимир Гуляев совершил свой последний вылет — в штурманском кресле новейшего на тот момент десантно-транспортного вертолёта Ми-8Т, предоставленного на съёмки по личному распоряжению Главкома ВВС СССР Главного маршала авиации К. Вершинина.



Кстати, Владимир Леонидович написал книгу воспоминаний о войне «В воздухе Илы». В её главном герое лейтенанте Ладыгине сам автор узнаётся практически сразу, отчего, в частности, в той же библиотеке «Милитера» она заслуженно «стоит» в разделе мемуарной литературы.



Почти всю свою актёрскую карьеру, с 1951 по 1988 год, Владимир Гуляев параллельно работал в Театре-студии киноактёра. После СССР он уже не играл и не снимался. С одной стороны, очевидно, типаж стал не актуальный, с другой — здоровье было уже далеко не то: возраст плюс старые раны.

Самый молодой лётчик-штурмовик Великой Отечественной войны умер 3 ноября 1997 года.


Продолжение серии последует в ближайшее время.


PS. Здесь можно прочитать о самом молодом лётчике Великой Отечественной вообще.

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 87

Nin
отправлено 22.12.10 09:23 # 1


Все как один- ОРЛЫ!
А про Гуляева - вот это да! Вот так смотришь "Бриллиантовую руку", смеешься в сотый раз, а там Никулин (ещё с Финской), Гайдай ( был тажело ранен противопехотной миной), Папанов( командовал взводом), Трофимов (ВМФ) и вот Гуляев- !
Спасибо за рассказ.


RodionVeselov
отправлено 22.12.10 09:23 # 2


Отличная статья, познавательная. Спасибо!


Bordo
отправлено 22.12.10 09:23 # 3


Замечательная заметка. Про актера Алексея Смирнова я много читал, а вот про Гуляева даже не знал. Огромное спасибо!


al1
отправлено 22.12.10 09:31 # 4


Слава героям!


credonet
отправлено 22.12.10 09:47 # 5


Кому: Nin, #1

Не то што нонешние звездуны-за редким исключением даже армии не нюхавшие


rusnomos
отправлено 22.12.10 09:47 # 6


Вот дела! а я даже вовсе не догадывался, в кино Владимир Леонидович настоящим мужчиной выглядел, оказалось не только выглядел. Настоящий человек. И ведь смотрите как человек жил: учился, служил, защищал. В мирное время честно работал. Почему для многих сейчас это так трудно повторить? быть честным и делать то, что должно. Земля пухом, спасибо за все, что было сделано!


псих
отправлено 22.12.10 09:48 # 7


Вот люди были! Эх...


Dead Mah-Zie
отправлено 22.12.10 09:53 # 8


За собой постоянно замечал желание узнать, а что же произошло с героями тех ли иных фильмов, книжек после описываемых событий. Это ведь тоже интересно, как жил дальше этот конкретный летчик. У интересных людей, как правило вся жизнь интересная. Владимир Гуляев тому подтверждение.


ALT
отправлено 22.12.10 10:10 # 9


Кому: псих, #7

> Вот люди были! Эх...

Да. Великое поколение. И строили и воевали.


Olegus t.Gl.
отправлено 22.12.10 10:13 # 10


> без помощи отца явно не обошлось: без «блата» шансы допризывника на поступление в лётчицкую школу были весьма сомнительны
Все бы блат так использовали!


тулячка
отправлено 22.12.10 10:33 # 11


Спасибо! Очень интересная статья.


SteamRoller
отправлено 22.12.10 10:40 # 12


Кому: Bordo, #3

> Про актера Алексея Смирнова я много читал

В интернете есть его фронтовые фото, интересно сравнивать с его киношным образом, настолько разительно отличается восприятие.

http://svpressa.ru/issue/photo.php?id=8076


Cохатый
отправлено 22.12.10 10:47 # 13


Очень интересно, спасибо!


zlobny
отправлено 22.12.10 10:49 # 14


мы лишь бледные тени наших предков...


Nosfeu
отправлено 22.12.10 10:50 # 15


Интересная судьба у человека.


Пан Головатый
отправлено 22.12.10 10:53 # 16


Кому: credonet, #5

> Не то што нонешние звездуны-за редким исключением даже армии не нюхавшие

Ну Зверев С. служил в армии - не помогло.


Redakteur
отправлено 22.12.10 11:03 # 17


Кому: SteamRoller, #12

> В интернете есть его фронтовые фото

Есть. Но в следующий раз выбирай, пожалуйста, менее дурацкие сайты, чтобы что-то показать.


J.Lambert
отправлено 22.12.10 11:35 # 18


Спасибо за заметку! Гуляева узнала сразу, очень люблю его, особенно в "Весне на Заречной улице". Про Смирнова много читала, тоже было открытием его героическое прошлое. Говорят, он был человеком очень скромным и о своих боевых подвигах ( а их было немало!) не рассказывал. Вечная память героям!


Арчибальд
отправлено 22.12.10 11:50 # 19


Кому: SteamRoller, #12

> В интернете есть его фронтовые фото, интересно сравнивать с его киношным образом, настолько разительно отличается восприятие.

Да походу такой же приколист, что на экране, что в жизни.


Гринуарий
отправлено 22.12.10 11:52 # 20


Спасибо, очень интересно!


SteamRoller
отправлено 22.12.10 11:52 # 21


Кому: Redakteur, #17

> выбирай, пожалуйста, менее дурацкие сайты

Извините, тот сайт мне незнаком, специально по нему не лазил.
Исправлюсь.


Redakteur
отправлено 22.12.10 11:54 # 22


Кому: Арчибальд, #19

> Да походу такой же приколист, что на экране, что в жизни.

Приколист, ага:

> 9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.

> 20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев.

> 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный огонь противника, со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев.


Redakteur
отправлено 22.12.10 11:56 # 23


Кому: SteamRoller, #21

> тот сайт мне незнаком

Название уже должно бы навести на подозрения.

Но мало того: стремление напихать вылазящих на каждый клик рекламных банеров просто вопиет о гомосятине.


Tasuja
отправлено 22.12.10 12:16 # 24


> Кстати, Владимир Леонидович написал книгу воспоминаний о войне «В воздухе Илы». В её главном герое лейтенанте Ладыгине сам автор узнаётся практически сразу, отчего, в частности, в той же библиотеке «Милитера» она заслуженно «стоит» в разделе мемуарной литературы.

Недавно случайно (кто-то придумал в подъезде устроить анонимный обмен книгами) наткнулся на Шмелева "С малых высот". От обороны Москвы на По-2 (как придумали ночные вылеты, корректировка артиллерии) до Венгрии и Югославии на ИЛ-2. Прочитал и сразу перечитал еще раз. Все герои летчики - такие же мальчишки двадцатилетние. Интересно будет сравнить впечатления с Гуляевым.


Lito
отправлено 22.12.10 12:20 # 25


Про Смирнова вот тут можно и почитать, и фотографии фронтовые посмотреть, коих много, кстати.

http://www.aleksey-smirnov.ru/


Человекъ
отправлено 22.12.10 12:22 # 26


Отлично.

Спасибо.


kov
отправлено 22.12.10 13:03 # 27


>совершил свой последний вылет

крайний


Redakteur
отправлено 22.12.10 13:06 # 28


Кому: kov, #27

> совершил свой последний вылет
>
> крайний

Последний.


Hedgehog
отправлено 22.12.10 13:16 # 29


И швец, и жнец, и на дуде игрец! Вечная память!

Спасибо, Redakteur!


xoxa
отправлено 22.12.10 13:21 # 30


Спасибо большое за заметку! Вот чего не знал, так не знал и еще много о ком чего не знаю. Ждем продолжения.


pavlukha
отправлено 22.12.10 13:25 # 31


Спасибо! Очень интересно.


Mic29
отправлено 22.12.10 13:44 # 32


Спасибо!


Hakaforever
отправлено 22.12.10 14:04 # 33


Спасибо за заметку. Очень интересно.
Как и многие отметившиеся, читал про Алексея Смирнова. Тоже - человек-глыба! Его Макарыч - как с моего деда писан. Даже внешность чем-то схожа.


vovan3312
отправлено 22.12.10 14:16 # 34


Кому: ALT, #9

> Да. Великое поколение. И строили и воевали.

люди крепче брони


Alex_DRUMMER
отправлено 22.12.10 14:23 # 35


Отличная статья, познавательная. Спасибо.


Stealls
отправлено 22.12.10 14:27 # 36


Статья бомба...
Мой сын (11 лет) читает статьи раздела "Победа!", иногда приходит и спрашивает "Неужели таки и было или это пиар??" Бля, как говорить пацану истину на фоне того говна, которое льётся на них на уроках современной истории??

Простое СПАСИБО коллективу Тупичка, рассказывающие вещи, от которых некоторые сегодняшние дети начинают ДУМАТЬ.


vasmann
отправлено 22.12.10 14:34 # 37


Во люди были.
Вечная память.
Мое почтение.


vasmann
отправлено 22.12.10 14:35 # 38


Спасибо за заметку.


Redakteur
отправлено 22.12.10 14:40 # 39


Кому: Stealls, #36

> это пиар

Натуральный. Чистой воды.

Пиар истории нашей Родины и людей, которые её делали.


Redakteur
отправлено 22.12.10 14:48 # 40


Кому: Tasuja, #24

> Все герои летчики - такие же мальчишки двадцатилетние.

Мужчины. Не мальчишки, нет.


Stealls
отправлено 22.12.10 14:55 # 41


Кому: Redakteur, #39

> Пиар истории нашей Родины и людей, которые её делали.

Объявить большую благодарность рядовому и офицерскому PR-составу РККА вполне в духе сегодняшнего времени.
Только ведь не поймут. Простое человеческое понимание и искренняя благодарность им гораздо ближе...


Викинг
отправлено 22.12.10 15:01 # 42


Кому: ALT, #9

> Да. Великое поколение. И строили и воевали.

Разрешите подписаться!

Кому: Redakteur

Спасибо за отличные статьи!


Redakteur
отправлено 22.12.10 15:08 # 43


Кому: Stealls, #41

> PR-составу

Заработался я чтой-то. Не пиар, нет. По-современному, прости меня ВМРЯ, это называется промоушен.


Nem OFF
отправлено 22.12.10 15:24 # 44


Спасибо!


CEBEP
отправлено 22.12.10 15:25 # 45


Спасибо! Очень познавательная статья.


з_Менска
отправлено 22.12.10 15:55 # 46


вот же ж, когда смотрел фильмы с его участием никогда бы не подумал, и даже сейчас когда читал статью, даже не знаю почему, очень удивился увидев его! Спасибо за статью очень интересно!


Cep}I{
отправлено 22.12.10 16:19 # 47


Интересно. Спасибо.


konstantin_semyonov
отправлено 22.12.10 16:49 # 48


Eternal Memory!


Дадли Смит
отправлено 22.12.10 17:15 # 49


Огромное спасибо за статью. Всем громившим фашистскую гадину вечная слава

>1-й АЭ 826 Витебского ШАП

Есть вопрос: что значит АЭ? 826 Витебский штурмовой авиа полк это понятно, а вот АЭ? Это корректировщики артиллерийского огня?


Hedgehog
отправлено 22.12.10 17:37 # 50


Кому: Дадли Смит, #4
> Есть вопрос: что значит АЭ?

Авиаэскадрилья


Бабай
отправлено 22.12.10 17:44 # 51


Кому: Redakteur,

Спасибо за статью! было очень познавательно!


Влад&Мир
отправлено 22.12.10 18:27 # 52


о правильных супергероях:

http://oper.ru/comments/topic.php?t=1&page=28#2844



benrobot
отправлено 22.12.10 18:32 # 53


низкий поклон людям того поколения!!!


valtazar
отправлено 22.12.10 18:42 # 54


Кому: Redakteur

Спасибо. Очень интересно.
Пилоту - вечная слава.


Fargo
отправлено 22.12.10 18:48 # 55


посмотрите камрады. занятное видео http://www.youtube.com/watch?v=ZmkCqs0O-wg&feature=player_embedded


Trouble
отправлено 22.12.10 18:55 # 56


Спасибо за статью, камрад! Так правильно сегодня совпало - выдался свободный день, пересматривал ''Они сражались за Родину'', к вечеру зашел на Тупичок, а тут такая статья хорошая. День удался, несмотря на то, что приболел :) Пойду ''Бриллиантовую руку'' посмотрю :)


Slvfox
отправлено 22.12.10 19:06 # 57


Кому: Tasuja, #24

Почитайте еще "300 неизвестных" генерал-майора Стефановского. В сети есть. Получите море удовольствия. Наткнулся летом в старых книжках на даче, и прочел за вечер - не оттащить было. Теперь на полочке дома стоит.


Бармалейкин
отправлено 22.12.10 19:27 # 58


Про Алексея Смирнова знаю, а вот про Владимира Гуляева к своему стыду не знал ничего. Спасибо.


Plohish
отправлено 22.12.10 19:35 # 59


Кому: Арчибальд, #19

> Да походу такой же приколист, что на экране, что в жизни.

У нас дача была на 45-ом км, Мгинское направление,
я-то совсем маленький был, это 70-ый-75-ый года были,

и Алексея Смирнова не помню - но отец часто рассказывал,
как он там "рассекал" в вытянутых трениках и майке.

Не, никаких особых шалостей, просто какой-то свой он был, близкий и понятный
(со слов моего же отца).


Plohish
отправлено 22.12.10 19:39 # 60


И ведь почти забыл, чО сказать-то хотел, ишак отвязанный!
Извините.

Камрад Redakteur!
Большое спасибо за интересную статью!


Svart
отправлено 22.12.10 19:41 # 61


про Гуляева не знал

спасибо


neprovincialka
отправлено 22.12.10 20:29 # 62


Вот так да! Не знала. Спасибо за рассказ. Вечная слава нашим героям!


Lito
отправлено 22.12.10 20:29 # 63


Кому: Stealls, #36

> Мой сын (11 лет) читает статьи раздела "Победа!"

Вот кстати. Сам читать с экрана много не люблю. Да и детей стараюсь держать подальше пока от шайтан-машины (насидятся еще). Через это имею интерес - есть ли в продаже книги, где было бы в таком же вот простом, понятном и доходчивом виде изложены подвиги наших предков? Чтоб вот так - ФИО и кратенькая (на пару страниц) заметка о жизненном пути Человека?

Ну а если нету ничего (не удивлюсь, увы), то хотел бы спросить у камрада Redakteur'а или у Дим Юрича - не планируется ли издание книги по заметкам раздела "Победа"?


Yuri E.
отправлено 22.12.10 20:35 # 64


Спасибо.


Redakteur
отправлено 22.12.10 20:44 # 65


Кому: Lito, #63

> Да и детей стараюсь держать подальше пока от шайтан-машины (насидятся еще).

Самый верный способ -- нажать кнопочку "версия для печати" и распечатать.

Иные варианты менее достижимы и вероятны.

Книг обзорного свойства других авторов не знаю. Разве что при советской власти выходили всякие про/для пионеров.

Вспоминается только неоднократно переиздававшийся сборник "Говорят погибшие герои" -- записки, письма и иные документы, оставшиеся от погибших за Родину. Чтение местами силы неимоверной, кулаки сжимались автоматически. Вживую давно не переиздавалась, понятное дело, но, говорят, в Интернете (опять-таки в нём, без него нынче никуда) найти можно.


Ignatovich
отправлено 22.12.10 20:50 # 66


Читал "Я дрался на Ил-2". Нет слов выразить восхищение этими людьми.


Onepamop
матёрый
отправлено 22.12.10 21:00 # 67


Кому: Lito, #63

> Чтоб вот так - ФИО и кратенькая (на пару страниц) заметка о жизненном пути Человека?

Можно посмотреть серию книг Артёма Драбкина "Я дрался..." и его сайт iremember.ru. Там как раз и есть истории людей, дравшихся на истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, танках, воевавших у противотанковых орудий, ходивших за линию фронта и вытаскивавших раненых с "нейтралки". Не так давно, кстати, вышла книга Артёма о разведчиках - сильно рекомендую.


Морской ёж
отправлено 22.12.10 21:09 # 68


От же ж досада - я тоже ничего не знала про Гуляева.
Спасибо за статью!


Иванов
отправлено 22.12.10 21:10 # 69


Вечная слава героям и низкий поклон.


browny
отправлено 22.12.10 21:13 # 70


Спасибо, камрад Redakteur. И воевали геройски, и фильмы отличные делали.

Кому: Дадли Смит, #49

Может, пригодится - по ссылке есть ещё немного аббревиатур: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%...


Дикие танцы
отправлено 22.12.10 21:19 # 71


Кому: Lito, #63

> есть ли в продаже книги, где было бы в таком же вот простом, понятном и доходчивом виде изложены подвиги наших предков?

Тут книгу Дважды Героя Советского Союза В.Лернова переиздавали, так только себе удалось купить одну. После прочтения захотелось всем знакомым подросткам её подарить, благо НГ скоро - так во всей Москве не сыскать(. Обидно, но неудивительно.


Дикие танцы
отправлено 22.12.10 21:22 # 72


> Владимир Леонидович написал книгу воспоминаний о войне «В воздухе Илы».

[Хвастается]

А у меня есть, ещё в 16 годков была куплена. Периодически перечитываю.


Хромой Шайтан
отправлено 22.12.10 22:02 # 73


Спасибо!


Дикие танцы
отправлено 22.12.10 22:05 # 74


Кому: Redakteur, #65

> Говорят погибшие герои

http://www.bibliotekar.ru/encGeroi/


Lucawy
отправлено 22.12.10 22:10 # 75


А вот кто оставшиеся фото угадает?


Дикие танцы
отправлено 22.12.10 22:15 # 76


Кому: Пан Головатый, #16

> Зверев С. служил в армии - не помогло.

Когда он работал ещё в обычной московской парикмахерской, к нему очередь из тёток чуть ли не на полгода вперёд выстраивалась. Действительно талантливый мастер, получается, был. Ну и зачем всё теперешнее?


Redakteur
отправлено 22.12.10 22:46 # 77


Кому: Lucawy, #75

> А вот кто оставшиеся фото угадает?

Я даже не знаю, кто чисто по-человечески интереснее -- средний или правый.


spstas1
отправлено 22.12.10 23:22 # 78


Серьёзный мужик. Воевал. Комиссовали. Пошёл учиться. Работал.
Спокойно (хотя кто это знает) делал своё дело.
Вечная память!


В.Дылдин
отправлено 22.12.10 23:22 # 79


Кому: Lucawy, #75

Крайний правый,тогда капитан,будущий генерал-майор и летчик-космонавт Береговой.
Написал автобиографическую книгу "Угол атаки".


Lucawy
отправлено 23.12.10 00:03 # 80


Кому: В.Дылдин, #79

> Крайний правый,тогда капитан,будущий генерал-майор и летчик-космонавт Береговой.
> Написал автобиографическую книгу "Угол атаки".

Так!


SirJuffin
отправлено 23.12.10 00:13 # 81


Кому: Lucawy, #75

> А вот кто оставшиеся фото угадает?

Полагаю, средний - дважды ГСС, маршал авиации Ефимов А. Н.


Redakteur
отправлено 23.12.10 00:21 # 82


Кому: SirJuffin, #81

> маршал авиации Ефимов А. Н.

От проницательных камрадов ничего не скроешь!

Только до маршала от этого снимка ему ещё 30 лет пахать.


SirJuffin
отправлено 23.12.10 00:38 # 83


Кому: Redakteur, #82

> Только до маршала от этого снимка ему ещё 30 лет пахать.

Да, у того, который на снимке, многое еще впереди.


Lito
отправлено 23.12.10 09:43 # 84


Кому: Redakteur, #65

Спасибо за ответ, камрад.
Эх, жалко, видимо, придется действительно распечатывать, а распечатка все-таки немного не то, да и сохранность, считай, нулевая.

Но пока так.

Буду надеяться, что однажды появится и книга.

> говорят, в Интернете (опять-таки в нём, без него нынче никуда) найти можно.

Нашел, но также придется распечатывать. Хотя даже на Озоне есть страничка, поставил "сообщить о появлении в продаже", вдруг кто решит продать такое. А может переиздадут.

Кому: Onepamop, #67

> Можно посмотреть серию книг Артёма Драбкина "Я дрался..."

Данная серия занесена уже в список покупок, и с ближайшей зарплаты буду брать. Но для детей, мне кажется, этот формат несколько тяжеловат - там ведь рассказы самих ветеранов, как я понимаю? Мне кажется, что в 8-9 лет такой текст ребенку будет читать сложно.


Slvfox
отправлено 23.12.10 09:55 # 85


Кому: Plohish, #59

> У нас дача была на 45-ом км, Мгинское направление,

Зёма! А у меня в Грибном, за Мгой. Мы на 45 км за опёнками ездили по осени. Дюже хороши были.

[утирает слезу]


drudd
отправлено 23.12.10 11:59 # 86


Добавлю немного и от себя. Вот:

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8489

Шамшурин Василий Григорьевич
2.2.1920 - 8.11.1942
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии младшему лейтенанту Шамшурину Василию Григорьевичу присвоено [звание Героя Советского Союза (посмертно)].

А вот так это это было:

...Только младший лейтенант Вася Шамшурин воевал уже «второй тур», хотя по должности не продвинулся и до командира звена. Он за повышением не гнался: рад был тому, что не приходится кем-то командовать. Всегда смущался, когда техник отдавал ему рапорт. Потупит, бывало, глаза и не чает, когда закончится эта «процедура». Вася не раз попадал на зуб командиру: тот выговаривал ему «за низкую требовательность к подчиненным». А подчиненных у Васи - техник да оружейник, с которыми он обращался запросто. Командир сам был крут, но наделить такими же качествами Шамшурина ему никак не удавалось.

- И чего он на меня взъелся? - недоумевал Вася. На вид Шамшурин был неказистым. Лицо клинышком, большой лоб, а над ним непослушно торчит щетка прямых волос - все, что оставалось от стрижки под бокс. Чаще всего помалкивал, больше любил слушать других. Из всех летчиков выделялся своим тихим, но заразительным смехом. И, бывало, если чей-то рассказ на перекуре нас не веселил, обращались к Шамшурину:

- Вася, хихикни, а то не смешно!

...Полеты, полеты, полеты... Все измотались, а передышки не было. Войска противника оказались почти в полном окружении, но сколько их там на небольшом клочке земли! Бить не перебить! У нас же убывали не только физические силы: полк сильно поредел. Пришло, правда, пополнение, новички: Злобин, Папов, Чернец, Фоминых. Некоторые из них летали только на истребителях. Их нужно было переучивать.

Окончательно испортилась погода. Облачность прижимала нас к самой земле, и по штурмовикам стреляло все, что только могло стрелять. Самолеты возвращались буквально изрешеченными пробоинами, техники еле успевали их латать. Но и мы каждый раз оставляли на земле десятки полыхающих вражеских автомашин и танков, сотни скошенных очередями гитлеровцев.

...Восьмое ноября. Нам задача - уничтожить вражескую технику на окраине Дзуарикау.

Был полдень. Облака чуть приподнялись, открыв невысокие «ворота» между двумя хребтами. Уже хорошо.

Взлетели, понеслись на бреющем в сторону Столовой горы. При подходе к Орджоникидзе погода улучшилась: через разрывы в облаках солнце бросало свет на перекопанную траншеями и искромсанную снарядами, минами и бомбами землю.

Перелетели линию фронта, маневрируем в частых разрывах зениток, приближаясь к цели. Впереди, у самого подножия зеленых гор - будто игрушечные, белые домики, а рядом - дорога. На окраине Дзуарикау сады буквально забиты машинами. Наверное, фрицы приготовились к прорыву из окружения. Это наша цель.

Слева у меня теперь вместо Артемова идет Остапенко, справа Шамшурин, сзади еще Миша Талыков, Женя Ежов - сводная группа.

- Цель впереди... - предупреждаю ведомых.

Остапенко тут же подтянулся. Шамшурин почему-то приотстал. Что это? Под фюзеляжем его самолета, на котором надпись: «Отомстим за Мосьпанова!», заструился огонь: он тоненькой ниточкой потянулся к хвосту, разрастаясь на глазах. Значит, пробит нижний бензобак, что под ногами у летчика.

- Шамшурин, Шамшурин, снизу горишь, возвращайся! - передал ему как можно спокойней.

В ответ лишь легонько качнул с крыла на крыло. У него нет передатчика. Качнул крыльями - значит, слышит. Но почему не отворачивает? До линии фронта недалеко. А пламя все больше и больше, уже из боковой задвижки кабины заструился дым. Шамшурин сдвинул назад фонарь, взялся левой рукой за лобовое бронестекло, приподнялся, посмотрел вперед. Очки у него надвинуты на глаза - что-то высматривает. Что же он медлит?!

- Прыгай!! - кричу ему. Он погрузился в дымную кабину, увеличил скорость, оказался впереди. Самолет с огромным огненным хвостом начал полого снижаться, удаляясь от нас. От него потянулись трассы - Шамшурин короткими очередями бил по скоплению машин на окраине Дзуарикау. Одна очередь, вторая, третья... Близко земля, надо выводить из угла!

- Вывод, вывод!! - успел я крикнуть. И тут же нагруженный бомбами штурмовик взорвался, в гуще машин покатился огненный ком.

- Атака! Атака!!

Мы один за другим перешли в пикирование туда, где пламя и дым...

Емельяненко Василий Борисович
"В военном воздухе суровом"
Часть III.
"Только на Запад!"
Глава "Решающие бои"

http://militera.lib.ru/memo/russian/emelyanenko/index.html


Nord
отправлено 30.12.10 01:42 # 87


Светлая память.
Могучие были люди, крепче гранита.



cтраницы: 1 всего: 87



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк