Только в 1935-36 годах в Европе были ликвидированы последние клетки с неграми в зоопарках – в Базеле и Турине. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).
Уже в XVI веке негры были завезены в Европу в качестве экзотов, примерно как животные из новых открытых земель – шимпанзе, ламы или попугаи. Но до XIX века чёрнокожие жили в основном при дворах богатых людей – неграмотные простолюдины не могли поглядеть на них даже в книжках.
Всё изменилось с эпохой модерна – когда значительная часть европейцев не только научилась читать, но и эмансипировалась до такой степени, что затребовала себе таких же утех, что буржуазия и аристократия. Это желание белого простонародья совпало с повсеместным открытием зоопарков на территории континента, т.е примерно с 1880-х годов.
Тогда зоопарки стали наполняться экзотическими животными из колоний. В их число попали и негры, которых тогдашняя евгеника тоже причисляла к представителям простейшей фауны.
Только в 1935-36 годах в Европе были ликвидированы последние клетки с неграми в зоопарках – в Базеле и Турине. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).
Уже в XVI веке негры были завезены в Европу в качестве экзотов, примерно как животные из новых открытых земель – шимпанзе, ламы или попугаи. Но до XIX века чёрнокожие жили в основном при дворах богатых людей – неграмотные простолюдины не могли поглядеть на них даже в книжках.
Всё изменилось с эпохой модерна – когда значительная часть европейцев не только научилась читать, но и эмансипировалась до такой степени, что затребовала себе таких же утех, что буржуазия и аристократия. Это желание белого простонародья совпало с повсеместным открытием зоопарков на территории континента, т.е примерно с 1880-х годов.
Тогда зоопарки стали наполняться экзотическими животными из колоний. В их число попали и негры, которых тогдашняя евгеника тоже причисляла к представителям простейшей фауны.
Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали бабки на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».
(Зоопарк в Базеле, 1930 год, в качестве экспозиции – сомалийцы)
Оправданием для европейцев может послужить лишь то, что многие белые реально до начала ХХ века не понимали – чем негр отличается от обезьяны. Известен случай, когда Бисмарк пришёл посмотреть в Берлинский зоопарк на негра, помещённого в клетку с гориллой: Бисмарк и вправду спрашивал смотрителя заведения, чтобы тот показал – где на самом деле в этой клетке человек.
(Император Германии Вильгельм II осматривает негров в зоопарке Гамбурга, 1909 год)
К началу ХХ века негры содержались в зоопарках уже упомянутых Базеля и Берлина, Антверпена и Лондона, и даже в российской Варшаве эти представители человечества были выставлены на потеху публике. Известно, что в Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с неграми посмотрели около 800 тысяч человек. В общей сложности, не менее 15 европейских городов демонстрировали тогда негров в неволе.
Чаще всего смотрители зоопарков размещали в клетках т.н. «этнографические деревни» – когда в вольерах размещались сразу несколько чёрных семей. Они ходили там в национальных одеждах и вели традиционный образ жизни – что-то копали примитивными орудиями, плели циновки, готовили пищу на костре.
Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 годы в неволе умерло 27 негров.
Негры в то время содержались даже в зоопарках США, несмотря на то, что белые там жили с ним бок о бок более 200 лет. Правда, в неволю помещали пигмеев, которых американские учёные считали полуобезьянами, стоящими на более низкой ступени развития, чем «обычные» чёрные. При этом такие воззрения основывались на дарвинизме. К примеру, американские учёные Брэнфорд и Блюм писали тогда: «Естественный отбор, если не чинить ему препятствий, завершил бы процесс вымирания. Считалось, что если бы не институт рабства, поддерживавший и оберегавший чернокожих, им пришлось бы конкурировать с белыми в борьбе за выживание. Большая приспособленность белых в этом состязании была несомненной. Исчезновение чернокожих как расы стало бы лишь вопросом времени».
Сохранились записки о содержании пигмея по имени Ота Бенга. Впервые Ота вместе с другими пигмеями был выставлен в качестве «типичного дикаря» в антропологическом крыле Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе. Пигмеев во время их пребывания в Америке исследовали учёные, сравнивавшие «варварские расы» с интеллектуально отсталыми европеоидами по тестам на умственное развитие, по реакции на боль и тому подобное. Антропометристы и психометристы пришли к заключению, что по тестам на интеллект пигмеев можно сравнить с «умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок». Многие дарвинисты отнесли уровень развития пигмеев «непосредственно к периоду палеолита», а учёный Гетти нашел в них «жестокость примитивного человека». Не отличились они и в спорте. По словам Брэнфорда и Блюма, «столь позорный рекорд, как тот, что был установлен жалкими дикарями, никогда прежде не был зафиксирован в истории спорта».
Пигмея Оту просили проводить как можно больше времени в обезьяннике. Ему даже дали лук и стрелы и разрешили стрелять «для привлечения публики». Вскоре Ота был заперт в клетке – а когда ему позволили выйти из обезьянника, «на него глазела толпа, а рядом стоял сторож». 9 сентября 1904 года началась рекламная компания. Заголовок в New York Times восклицал: «Бушмен сидит в клетке с обезьянами Бронкс-Парка». Директор, доктор Хорнеди утверждал, что просто предложил «любопытный экспонат» в назидание публике:
«[Он]… явно не видел разницы между маленьким чернокожим человечком и диким – животным; в первый раз в американском зоопарке человека выставляли в клетке. В клетку к Бенге подсадили попугая и орангутанга по имени Дохонг». В описаниях очевидцев говорилось, что Ота «немногим выше орангутанга… их головы во многом похожи, и они одинаково скалятся, когда чему-то рады».
Справедливости ради, надо упомянуть, что в зоопарках тех времён содержались не только негры, но и другие примитивные народы – полинезийцы и канадские инуиты, индейцы Суринама (знаменитая выставка в голландском Амстердаме в 1883 году), индейцы Патагонии (в Дрездене). А Восточной Пруссии и в 1920-е в неволе в этнографической деревне содержались прибалты, которые должны были изображать «древних пруссов» и исполнять их ритуалы перед зрителями.
Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий. А где-то – как в Германии с приходом Гитлера – власти волевым порядком отменили такие «шоу».
Сразу видно, что Россия в этом плане сильно отстала от европы - и пытки на допросах раньше запретили (http://www.surbor.su/talkinfo.php?id=785), негров в зоопарках не держали, с демократией опаздываем - позор.
> Сразу видно, что Россия в этом плане сильно отстала от европы - и пытки на допросах раньше запретили (http://www.surbor.su/talkinfo.php?id=785), негров в зоопарках не держали, с демократией опаздываем - позор.
Ну не получилось у нас Гитлера в клетку засадить в 45-ом, сдох раньше сцуко.
Камрады, кто в теме, как в России 19 века относились к неграм/пигмеям/прочим цветным? Оно понятно, что 99.9% русских людей негров в глаза не видело, но вдруг есть какие свидетельства. Мне очень интересно.
> К примеру, американские учёные Брэнфорд и Блюм писали тогда: «Естественный отбор, если не чинить ему препятствий, завершил бы процесс вымирания. Считалось, что если бы не институт рабства, поддерживавший и оберегавший чернокожих, им пришлось бы конкурировать с белыми в борьбе за выживание. Большая приспособленность белых в этом состязании была несомненной. Исчезновение чернокожих как расы стало бы лишь вопросом времени».
Небольшой был выбор у негров. Или погибнуть от рук белого человек в "конкурентной борьбе", или стать рабом и тоже с большой вероятностью погибнуть где-нибудь в трюме корабля. Как говорил один мой знакомый одной барышне: либо я тебя выебу, либо... я тебя выебу! Такая альтернатива. При чём тут только наука и учёные, непонятно.
Но тюрьма народов - это Россия. В зоопраках содержались негры, индейцы, полинезийцы. Это, как известно, коренные народы, проживавшие на захваченных русскими территориях. Когда-нибудь и об этом узнаем.
> А Восточной Пруссии и в 1920-е в неволе в этнографической деревне содержались прибалты, которые >должны были изображать «древних пруссов» и исполнять их ритуалы перед зрителями.
Они уже тогда влились в дружную европейскую семью!!
Как-то странно материал статьи (особенно про "негры не выживали в неволе") соседствует с тем, что рабство в Европе отменили уже к середине 19 века. То есть у негров в зоопарках это была типа работа такая, наемный труд?
> Камрады, кто в теме, как в России 19 века относились к неграм/пигмеям/прочим цветным?
Как "дикие варвары", конечно. Тема достаточно раскрыта в тоталитарном совке с помощью х/ф "Максимка", снятого по мотивам рассказа Константина Михайловича Станюкевича "Морские рассказы". Там наглядно показано варварское обращение! К слову, "Максимка" - лидер советского проката 1953 года (5 место) — 32,9 млн зрителей.
У Владимира Мединского, в одной из книг серии "Мифы..." достаточно подробно разобраны отличия во взглядах на цвет кожи на Руси и в цивилизованном мире. После принятия решения об отмене рабства именно Русские моряки представляли реальную опасность для работорговцев. Ибо Русские дворяне без лишних затей при обнаружении "товара" команду работорговца развешивали по реям, с капитаном во главе, не взирая на флаги и принадлежности. Если не ошибаюсь, томик "О тюрьме народов..."
> Интересно, считался ли секс с негритянкой - зоофилией?!
Это где как. Недавно был удивлён серьёзностью подхода к этому вопросу в Музее Америки в Мадриде. Весьма значительная часть экспозиции - о межрасовых браках, см. "мексиканская кастовая система". И апофеозом - наглядная диаграммка, в сев. америке метисное население - процент на уровне половых перверсий, в латинской - подавляющее большинство.
В царской России были какие-то выставки. На них представителей народов Севера демонстрировали в специальных павильонах. Не в клетке, конечно, но тоже в привычной среде.
Особый интерес публики вызывали демонстрации как они рыбу лопают. Прямо из бочки - живьем.
Как-то часто упускается из виду, что тогдашние европейцы - тоже были цивилизованнми людьми. И когда негров в клетки сожали, и когда устраивали геноцид в Индии, и когда воевали с СССР.
> Как-то странно материал статьи (особенно про "негры не выживали в неволе") соседствует с тем, что рабство в Европе отменили уже к середине 19 века. То есть у негров в зоопарках это была типа работа такая, наемный труд?
Так они же негров за людей не считали. Рабство это для людей. А "животных" держали в неволе.
Прямо говорю о том, что знак "=" между ними поставить нельзя даже близко (в особенности рассматривая XVIII - XX вв.) Донести эту простую истину очень сложно.
> Камрады, кто в теме, как в России 19 века относились к неграм/пигмеям/прочим цветным? Оно понятно, что 99.9% русских людей негров в глаза не видело, но вдруг есть какие свидетельства. Мне очень интересно.
>
Миклухо-Маклай помнится их считал такими же людьми как и он сам
> Прямо говорю о том, что знак "=" между ними поставить нельзя даже близко (в особенности рассматривая XVIII - XX вв.) Донести эту простую истину очень сложно.
Крепостной воспринимался как собственность помещика, с которой он мог делать все, или практически все, что заблагорассудится: эксплуатировать его труд, изнасиловать, продать другому помещику или проиграть в карты, избить, убить и т.п. Раб воспринимался как собственность рабовладельца, с которой он мог сделать все, что ему заблагорассудится. В чем же принципиальное отличие? В величине пайка?
> Крепостной воспринимался как собственность помещика, с которой он мог делать все, или практически все, что заблагорассудится: эксплуатировать его труд, изнасиловать, продать другому помещику или проиграть в карты, избить, [убить] и т.п.
А вот согласно Соборному Уложению владелец поместья [не имеет право] (1649 года) посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»).
> > А у крокодилов и тигров там всяких в зоопарках это тоже типа работа такая, наемный труд?
>
>
Меня интересует статус негров в зоопарках, о котором в статье ни слова. Рабство отменено на законодательном уровне. Соответственно сравнение с крокодилами тут не уместно. Я предположил, что скорее всего эти туземцы работали "негром в зоопарке" как крокодил Гена у Успенского работал в зоопарке крокодилом
> А вот согласно Соборному Уложению владелец поместья [не имеет право] (1649 года) посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»).
>
> И кто из вас врёт?
Если нельзя,но очень хочется-тогда можно.Главное не-палиться(см.Салтычиха).
> > Прямо говорю о том, что знак "=" между ними поставить нельзя даже близко (в особенности рассматривая XVIII - XX вв.) Донести эту простую истину очень сложно.
До момента, пока не отменили продажу крепостных без земли, с указом о запрете жаловаться на барина и тому, что барин обладал как раз с 18 века полноправной возможностью ссылать крепостного в Сибирь и все такое - легко. Особенно если речь идет не о юридическом положении, а о фактическом. Салтычиху, положим, судили. но это скорее единичный пример. А сколько таких Салтычих не заметили?
[Крепостное право], совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. К. п. включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или "крепость" крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли. "Основной признак крепостного права тот, что крестьянство... считалось прикрепленным к земле, — отсюда и само понятие — крепостное право" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 75—76).
[Рабство], исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда и т.д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. легло в основу рабовладельческого строя (БСЭ).
> > Это где как. Недавно был удивлён серьёзностью подхода к этому вопросу в Музее Америки в Мадриде. Весьма значительная часть экспозиции - о межрасовых браках, см. "мексиканская кастовая система". И апофеозом - наглядная диаграммка, в сев. америке метисное население - процент на уровне половых перверсий, в латинской - подавляющее большинство.
Вроде бы это связано с религией. Католические миссионеры обратили бОльшую часть индейцев Южной Америки в христианство. После этого по всем понятиям они становились "нормальными людьми", на которых можно и жениться. А протестанты в Северной Америке миссионерскую задачу вообще почти не ставили, считали, что если индейцы дожили до 17 или 18 века во тьме язычества, то значит Бог их проклял, им суждено гореть в аду, поэтому их можно тупо убивать, а их землю забирать себе.
Религия тут конечно прикрывала экономику - полуфеодальный экономический уклад испанцев не требовал им захватывать собственно земли у общим индейцев, довольствуясь арендной платой, а англичанам и немцам нужна была именно пустая земля для фермерского хозяйства. Но вот в области брачных отношений из-за религии получилось вот так.
"Поговорили мы с капитаном порта о местных новостях, о достопримечательностях. Он меня в музей пригласил. Пошли.
- Идемте - говорит, - я вам самое главное покажу: живой экспонат - вождь дикарей в полном вооружении, особенно интересно. Там сделан этакий загончик, вроде как в зоопарке, разгуливает здоровенный папуас с удивительной прической на голове... Увидел нас, издал воинственный возглас, взмахнул дубинкой над головой... Я было попятился. А потом вспомнил артистов в Гонолулу и, по правде сказать согрешил "И это - думаю, - тоже, наверное, артист. Ну и решил расспросить потихоньку, без свидетелей, как это он до такой жизни дошел.
Распрощался повежливее с капитаном.
- Спасибо, - говорю, - за компанию, очень здесь интересно. Но вас я не смею задерживать, а сам, с вашего позволения, еще посмотрю...
И остались мы с папуасом наедине. Разговорились.
- А вы, - спрашиваю, - признайтесь, настоящий папуас или так?
- Ну, что вы, - отвечает тот, - самый настоящий, сын вождя, учился в Оксфорде, в Англии. Окончил университет с золотой медалью, защитил диссертацию, получил звание доктора прав, вернулся на родину... А тут работы по специальности нет... Жить не на что, вот и поступил сюда...
- Вот как! И хорошо зарабатываете?
- Да нет, - отвечает он, - не хватает. Ночью еще по совместительству городской сад стерегу. Там лучше платят и работа полегче. Тут тихо. Вот только вчера какие-то дикари напали, отняли бумеранги".
> Меня интересует статус негров в зоопарках, о котором в статье ни слова...
> Я предположил, что скорее всего эти туземцы работали "негром в зоопарке" как крокодил Гена у Успенского работал в зоопарке крокодилом
Какой еще статус? Просто привозили их с далеких островов и давали подписать контракт (палец приложить). Он же не понимает, куда попал. Для него это все тоже такая же экзотика, как и он для публики.
Отличие от этого: #38 только в том, что демонстрация происходит именно в зоопарке, то есть в особо циничной форме.
Вот Россия молодая старается, борется изо всех сил со всем этим - например, в Москве теперь запретили ходить с бананами на стадион.
А вот поди ж ты - Вашингтон негодует:
"Российское правительство принимает недостаточно эффективные меры для искоренения торговли людьми.
К такому мнению пришли представители Госдепартамента США в своем ежегодном докладе. Однако они обращают внимание на то, что правительство РФ прилагает определенные усилия для решения проблемы.
В макументе отмечается, что Россия в восьмой раз попадает в список стран, где существует проблема торговли людьми. Эксперты [!!!] Госдепартамента США уверены, что "граждане России, Белоруссии, Таджикистана и Узбекистана принудительно привлекаются к труду".[надо им подсказать, что, во-первых ,95 регион - еще не вся страна и не надо по нему мерять, а во-вторых граждане точики (айпад сам предложил заменить "точики" на "тряпки", однако) и узбеки осин-осин давольны масквабадом например, а если ишо дурман в кишка привезти то савсем хараше будет тут жить] Согласно докладу, в число стран, где полностью выполняются требования американского "Акта о защите жертв торговли людьми" от 2000г., входят собственно США, страны Европы, Австралия, Канада и Южная Корея". [ептЫть, ну кто бы сомневался, что США в США на первом месте]
Неа, любопытно просто. Сами эти зоопарки показывают не уровень социальных отношений в тогдашней Европе, а то насколько отсталые формы мышления закрепились в головах некоторых людей. Уровень отношений как раз показывает отмена рабства. В статье объяснение причин существования людских зоопарков дано не качественное. Подозреваю, что они были не для простонародья, т.е. пролетариата, а для мелкой буржуазии (средних слоев, среднего класса как его сейчас называют), которая как раз подобной херней вполне может развлекаться, имеет средства и набор крайне реакционных идей в голове. Европейский пролетариат в описываемое время вряд ли имел деньги и время на такое.
Только одно всё таки противозаконно, а другое нет. Но если сильно хочется то разницы между тобой, или мной, сейчас и крепостным/рабом того времени тоже ни какой.
Вот такое и заставляет подозревать, что это "художественное преувеличение". Даже дедушка Аллоизыч скорее говорил о "тупиковых ветвях", отсталых расах, но не о "простейшей фауне".
Да нет, там на разнице культур играют! Просто они не в курсе, куда попали, не знают своих прав, не чувствуют, что над ними издеваются. С неграми, некоторое время пожившими в Европе (Америке) такой номер наверняка не проходил.
Как быстро культурные европейцы умеют забывать собственные косяки, просто диву даешься.
Вот, так, собрать папочку, подшить и на каком-нибудь заседании Совета Европы жахнуть. С видеороликами, чтоб, со слайдами! А то чо они "коммунизм то, коммунизм сё".
Несовсем понятно, почему фашисты запретили такие шоу. Вроде бы идея неполноценности чернокожих должна была быть им близка. Или они считали, что вместо того чтобы смеяться их надо уничтожать?
> Подозреваю, что они были не для простонародья, т.е. пролетариата, а для мелкой буржуазии (средних слоев, среднего класса как его сейчас называют), которая как раз подобной херней вполне может развлекаться, имеет средства и набор крайне реакционных идей в голове. Европейский пролетариат в описываемое время вряд ли имел деньги и время на такое.
В статье написано:
>Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий.
Не надо идеализировать европейский пролетариат. В 41-м некоторые тоже думали хорошо о европейском пролетариате.
> > Не надо идеализировать европейский пролетариат. В 41-м некоторые тоже думали хорошо о европейском пролетариате.
В процитированной фразе снова "простые люди". Отмечу, что простым человеком является и лавочник, торгующий утварью, и рабочий на заводе. В результате депрессии больше всех просели как раз лавочники, мелкая буржуазия. Промышленного пролетариата она коснулась меньше. Я его не идеализирую, но знаю сколько людей в то время состояло в коммунистических партиях Европы и близких к ним структурах (типа красных профсоюзов). Правила в Коминтерне были жесткие, особенно по части расизма.
> В России в 17 - 1-й половине 18 вв. изживались различия между отдельными прослойками крестьянства; происходило слияние кабальных холопов с полными, стирались правовые грани между холопами и крестьянами путём превращения тех и других в «ревизские души», постепенно ликвидировался институт холопства (уже в конце 17 в. за феодалами было признано право брать крестьянских детей в дворовые); усиливалось ограничение крестьян в правах собственности (запрещение приобретать недвижимое имущество в городах и уездах и т. п.) и поисках дополнительных источников существования и доходов (отмена права свободно уходить на промыслы). Расширялись права феодала на личность работника, и постепенно крепостные лишались почти всех гражданских прав: в 1-й половине 17 в. начинается фактическая, а в последней четверти 17 в. и юридически санкционированная (указами 1675, 1682 и 1688) продажа крестьян без земли, вырабатывается средняя цена крестьянина, независящая от цены земли, со 2-й половины 17 в. вводятся телесные наказания для крестьян, не подчиняющихся воле землевладельца. С 1741 помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и Крепостное право распространяется на все разряды тяглого населения, 2-я половина 18 в. - завершающий этап развития государственного законодательства, направленного на усиление Крепостное право в России: указы о праве помещиков ссылать неугодных дворовых людей и крестьян в Сибирь на поселение (1760) и каторжные работы (1765), а затем и заключать в тюрьмы (1775). Продажа и покупка крепостных без земли не была ограничена ничем, кроме запрещения торговать ими за 3 месяца до рекрутского набора (1766) [причём это не касалось старых и малолетних], при конфискации или продаже имений с аукциона (1771); разрешалось разлучать родителей и детей (1760). Закон предусматривал наказание только за смерть крепостного от помещичьих истязаний. Большое значение в развитии Крепостное право имели ревизии (особенно первая из них, проведённая в 1719). В конце 18 в. сфера действия Крепостное право расширилась и территориально: оно было распространено на Украину.
Насчёт "убить" согласен, глупость сморозил, юридически это было наказуемо. Но продавать, избивать, эксплуатировать крепостного помещику никто не мешал. Про утехи со своими (и чужими) крепостными и то, чем они кончились, можно почитать в заметке Д.Ю. "Дело насильника-рекордсмена".
> Как-то странно материал статьи (особенно про "негры не выживали в неволе") соседствует с тем, что рабство в Европе отменили уже к середине 19 века
Вообще странные выводы сделаны на основе представленных фото. Особенно насторожила фраза "...до XIX века чёрнокожие жили в основном при дворах богатых людей – неграмотные простолюдины не могли поглядеть на них даже в книжках...". Пропасть народа возвращалась домой из числа солдат, размещенных в колониях, в т.ч. в Африке. Англичане на войне с зулусами в 1879 году, думаю, негров вдоволь насмотрелись.
"Всё изменилось с эпохой модерна – когда значительная часть европейцев не только научилась читать, но и эмансипировалась до такой степени, что затребовала себе таких же утех, что буржуазия и аристократия".
Правильно комрады выше подмечают, глядели на цветных в зоопарке представители буржуазии. Пролетариату дела до этого не было. Плюс обратите внимание, на фото большинство цветных в нарядных национальных одеждах, некоторые даже с традиционным оружием. Сомнительно для содержащихся в клетках на правах животных пускай и диких, но людей.
Да и Гитлер, думаю, запретил показ в зоопарках не по причине человеколюбия к пигмеям. Одно дело - объяснять превосходство нации над неграми в теории, другое дело - убеждать тех, кто каждый день может пойти и поглядеть на жизнь конголезской деревни, на быт и отношения живущих в ней людей.
> В царской России были какие-то выставки. На них представителей народов Севера демонстрировали в специальных павильонах. Не в клетке, конечно, но тоже в привычной среде.
Справедлитвости ради на последних фотках упомянут Карл Хагенбек
http://en.wikipedia.org/wiki/Carl_Hagenbeck >Saint-Hilaire organized in 1877 two "[ethnological exhibitions]," presenting Nubians and Inuit to the public, thus succeeding to double the entrees of the zoo
С таким же успехом расизмом и рабством можно назвать шоу Буффало Билла.
> Я попыталась сделать ему замечание, но он резко развернулся и ударил меня кулаком в лицо.
>Он действительно вызвал на место происшествия адвоката. Та прибыла на место одновременно со стражами порядка.
Водитель прекрасен.И юридически грамотен,и кулаками машет-ураган.А говорят,гастарбайтеры-зло.А может это был скинхед?