Совершенно случайно столкнулся с новым методом изучения старинных рукописей и первопечатных книг.
Обычное изучение — это описание материала, расшифровка и толкование текста, увязка и сравнение.
Мой племянник Патрик изучает манускрипты с помощью пылесоса особой конструкции. Том разбивается на секторы и тщательно пылесосится. Каждый сектор по отдельности. А дальше — чистый CSI. Хлебные крошки, нитки, волоски. Датировка, состав крошек, исследование материала заложенных тесёмок, изучение волос под микроскпомом. Анализу подвергаются пятна на полях — если свечные, то какие свечи, что за материал, где покупались, сколько стоили, как эти свечи стоЯли, на какую сторону выходила келья, читали стоя или сидя и пр. Маргинальные записи и отчёркивания — почерковедческая экспертиза. Сравнение с сохранившимися в базе автографами. И вся эта работа ещё до анализа собственно текста, до его широкого толкования.
Как я себя при этом таинстве чувствовал — словами передать трудно. Если образно — пришёл в академии наук дурачок ежика в деревенской шапке показывать — вот так примерно я себя ощущал. А когда получил в подарок исторический труд, состоящий из спекральных таблиц, выпадающих гармошкой, промеров углов наклона и датировкой до года прочтения страницы такой-то, понял, что Шерлок Холмс — он всё же жив. А я как Лейстрейд всё безнадёжно и лихорадочно арестовываю исторических садовников и домоправительниц, чтобы до истины доискаться.
История удивительная наука. Историки - ее жрецы - в подавляющем большинстве сами вызывают удивление.
Как велел Сергей Ервандович (шутка юмора), штудирую кандидатский минимум члена клуба, т.е. Библиотеку "Суть Времени". В настоящее время с огромным интересом читаю фундаментальный труд Е.В. Тарле "Крымская война". Евгений Викторович во Введении монографии отмечал, что единственный известный ему в СССР экземпляр книги Чарльза Непира, английского адмирала, непосредственного участника Восточной войны, был получен им в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в НЕРАЗРЕЗАННОМ виде. Т.е. с 1857 года Евгений Тарле был первым за 80 лет из российских и советских историков, кто взялся изучать подборку документов, подготовленную одним из ключевых участников войны.
Очевидно, что волоски, воск свечей на манускриптах, графологические экспертизы с привлечением знатных почерковедов для исторической науки архиважны, если на это выделяется туча денег. Но можем ли мы удивляться нашествию профессоров-историков сванидз?
Патрик, племянник Джона Шемякина, безусловно выдающийся специалист, скрупулезно нанизывающий факт за фактом. Но что значит скрупулезно? У римских легионеров сапоги были без носок и, естественно, в них набивались камешки, песок и прочая чепуха. Перечень людей, чьи отчерки в книгах имеют значение для понимания полета их мысли, очень краток. Я не историк, но почему-то кажется, что эта наука про другое
Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо коллективу oper.ru и лично Дмитрию Пучкову за то,что открыли для меня лучший (на мой взгляд) блог русского сегмента Интернета - блог Джона Шемякина.
Из современников данный автор для меня вне конкуренции.
Стараюсь читать книги аккуратно. Теперь понял, что это неправильно. Буду оставлять побольше крошек, волос, зубочисток, пивных и прочих пятен. Чтобы было больше материала для толковых историков. Ну и, след в истории останется!
> Мой племянник Патрик изучает манускрипты с помощью пылесоса особой конструкции. Том разбивается на секторы и тщательно пылесосится. Каждый сектор по отдельности. А дальше — чистый CSI. Хлебные крошки, нитки, волоски. Датировка, состав крошек, исследование материала заложенных тесёмок, изучение волос под микроскпомом. Анализу подвергаются пятна на полях — если свечные, то какие свечи, что за материал, где покупались, сколько стоили, как эти свечи стоЯли, на какую сторону выходила келья, читали стоя или сидя и пр. Маргинальные записи и отчёркивания — почерковедческая экспертиза. Сравнение с сохранившимися в базе автографами. И вся эта работа ещё до анализа собственно текста, до его широкого толкования.
А чему тут удивляться?
Какой ещё племянник может быть у такого выдающегося человека как Джон Александрович?!
Думаю, что с современной техникой и технологией исследований, как у Патрика, интереснее всего работать с палимпсестами - пергаментами, с которых смыли или соскребли старый текст, а потом накарябали что-то новое.
Стёртыми или смытыми могли оказаться бесценные тексты - утраченные тома знаменитой истории Рима, например!
А ведь наверняка с новыми технологиями можно прочитать хотя бы часть предыдущего текста. Хотя если пергамент несколько раз так "обновляли", то должна быть дикая путаница из старых слабых следов.
> Думаю, что с современной техникой и технологией исследований, как у Патрика, интереснее всего работать с палимпсестами - пергаментами, с которых смыли или соскребли старый текст, а потом накарябали что-то новое.
Так их давно уже фотографируют в разном освещении для достижения этого эффекта.
> Кому: Curious Mary, #32 >
> > Думаю, что с современной техникой и технологией исследований, как у Патрика, интереснее всего работать с палимпсестами - пергаментами, с которых смыли или соскребли старый текст, а потом накарябали что-то новое.
>
> Так их давно уже фотографируют в разном освещении для достижения этого эффекта.
Да, но более продвинутые технологии наподобие химического анализа или томографа какого-нибудь могут дать много больше, чем фотографирование. Хотя томограф - это тоже своего рода фотографирование в разном свете, конечно. :)
Ах. вот где могут быть чудесные находки, ожившие тени сгоревших и утопленных сокровищ Александрии и Багдада! Захватывающе.
> В настоящее время с огромным интересом читаю фундаментальный труд Е.В. Тарле "Крымская война". Евгений Викторович во Введении монографии отмечал, что единственный известный ему в СССР экземпляр книги Чарльза Непира, английского адмирала, непосредственного участника Восточной войны, был получен им в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в НЕРАЗРЕЗАННОМ виде.
Это неудивительно.
Русские нелюбопытны, иностранных языков знать не желают.
> Да, но более продвинутые технологии наподобие химического анализа или томографа какого-нибудь могут дать много больше, чем фотографирование.
>
> Это точно. Палеонтологи чуть не кипятком писали от возможности изучения структуры образцов без разрушения.
Ну да. У них образцов и так зачастую кот наплакал, и чтобы их найти - кучу земли надо перелопатить в каких-нибудь совсем некомфортабельных местах, а тут ещё и распиливать! Ну жалко же! :)
Кстати, современные технологии дают совершенно необычные варианты их использования для исследований.
Читала про одного палеонтолога, который однажды наткнулся на каменную плиту, прибывшую из Египта, и предназначенную для распилки на крышки для столиков. А на разрезе оказалась кость какого-то допотопного кита редкого вида.
Палонтолог метнулся по следам, но смог разыскать только городишко в Египте, из которого камень был доставлен в Италию, Так он засел за Гугл мапс, осмотрел все окрестности того городишка и нашёл таки место, откуда приволокли камень. Прискакал туда, а там этих китовьих костей - целое кладбище, завались просто, десятки скелетов!
А ещё с помощью гуглмапса какую-то нераскопанную римскую виллу нашли. Когда на земле стоишь - не видно, а сверху - видно, и никаких спец. средств не надо, только компьютер с интернетом.
Не удивлюсь, если в Сахаре таким методом что-нибудь найдут - там ведь раньше плодородные земли были, здоровенная река, озёра, тучные земли и масса скотов всяких, хомо сапиенс инклюдед. Но экспедициям ехать и по барханам шариться в надежде наткнуться на что-нибудь - уж очень дорого, тяжело и опасно. Да и площадь огромная. А так сиди и просматривай Гуглмапс в поисках потенциально интересных мест, а потом уже можно целенаправленно в адрес выдвинуться, если что-то покажется особо интригующим.
> я в книгах всегда чиркаю авторучкой (не карандашом, авторучкой) и пишу всякое - пусть знают
>
>
>
> это мои книги, я с ними работаю, а не "берегу" не пойми для чего и кого
> А так сиди и просматривай Гуглмапс в поисках потенциально интересных мест, а потом уже можно целенаправленно в адрес выдвинуться, если что-то покажется особо интригующим.
Читал как-то заметку о группе людей, приспособивших гуглмапс для поиска археологических интересностей. Только не ручками - они программу распознавания образов приспособили, чтобы та всякие ахитектурные остатки за них находила. Смысл был в том, что контуры зданий на спутниковых снимках сильно отличаются от естественных образований.
> А ещё с помощью гуглмапса какую-то нераскопанную римскую виллу нашли. Когда на земле стоишь - не видно, а сверху - видно, и никаких спец. средств не надо, только компьютер с интернетом.
Ну, сейчас гугольмапс. А поиск археологических памятников с помощью аэрофотоснимков - и раньше дело хорошо известное.
> я в книгах всегда чиркаю авторучкой (не карандашом, авторучкой) и пишу всякое - пусть знают
>
> это мои книги, я с ними работаю, а не "берегу" не пойми для чего и кого
Прям как Иосиф Виссарионович!
Тот, правда, с красным карандашом трудился, вроде...
Но в то время карандаши были покруче нынешних ручек =))))
Но вот после пылесоса останется маловато материала для томографа. И что ещё изобретут исследователи - невозможно даже представить, а материала нету - вычистили (((
> Думаю, что с современной техникой и технологией исследований, как у Патрика, интереснее всего работать с палимпсестами - пергаментами, с которых смыли или соскребли старый текст, а потом накарябали что-то новое.
У нас на истфаке "палимпсестом" также называлось состояние наутро после качественно проведенного вечера, характеризуемое полной либо частичной потерей памяти на определенном временном промежутке в зависимости от количества потребленных спиртосодержащих напитков.
Встречаешь, бывало, товарища и спрашиваешь его:
- Ну ты как, в целом, после вчерашнего?
- Палимпсест.
После чего, радостно потирая руки, можно было начинать рассказывать товарищу про него всякое, перезаписывая тому память. Эх, где мои 17 лет?..
> Читал как-то заметку о группе людей, приспособивших гуглмапс для поиска археологических интересностей. Только не ручками - они программу распознавания образов приспособили, чтобы та всякие ахитектурные остатки за них находила. Смысл был в том, что контуры зданий на спутниковых снимках сильно отличаются от естественных образований.
Это только для забавы. Реально все равно - пока не походишь, не посмотришь - не ясно что там.
> я в книгах всегда чиркаю авторучкой (не карандашом, авторучкой) и пишу всякое - пусть знают
>
> это мои книги, я с ними работаю, а не "берегу" не пойми для чего и кого
Если по такой методе я бы читал "За что Сталин переселял народы", то боюсь мата на полях было бы больше, чем текста в книге. А вдруг потом сынишка почитать возьмет. Нет, я так не могу.
> А дальше — чистый CSI. Хлебные крошки, нитки, волоски. Датировка, состав крошек, исследование материала заложенных тесёмок, изучение волос под микроскпомом. Анализу подвергаются пятна на полях — если свечные, то какие свечи, что за материал, где покупались, сколько стоили, как эти свечи стоЯли, на какую сторону выходила келья, читали стоя или сидя и пр.
Интересно, а лет так через 500, наверно, будут то же самое проводить с клавиатурами творцов.
[покрывается липким потом, ищет средство для мытья клавиатуры]
Ничего удивительного!!! В 60-е годы ХХ века все рукописи и черновики А.С. Пушкина были узучены вдоль и поперек. Даже выяснили с помощью ИКИ и рентгена все зачеркнутые в черновиках слова. И тогда пушкинисты "с целью более точной датировки" принялись за анализ чернил и бумаги его рукописей. Работу закончили к концу 70-х. То есть почти 40 лет назад. А тут какой-то начинающий "племяник Патрик" с пылесосом....
> Не совсем забавы: само собой, на место ехать обязательно надо. Но такая метода позволяет выбирать место куда именно ехать.
Ну, эта. Мне не надо рассказывать про то, что археологические памятники можно искать с аэрофотоснимков. Просто работа профессионалов и забавы любителей - разное.
> Ну, эта. Мне не надо рассказывать про то, что археологические памятники можно искать с аэрофотоснимков. Просто работа профессионалов и забавы любителей - разное.
Археологией или картографией занимаешься? Если да - почему нельзя, какие трудности при этом возникают?
> Археологией или картографией занимаешься? Если да - почему нельзя, какие трудности при этом возникают?
По первоначальной профессии - археолог. Не один год по форме норме один копал, много километров пешком в разведках отходил, с аэрофото тоже работал. Просто на земле снимки с воздуха - надо очень, очень сильно разбирать. Но они да, весьма полезными бывают как дополнительный инструмент.
"Аналогичный случай произошел..." (с) с туринской плащеницей. Какой-то хипповатый исследователь взял на анализ частичку засохшей крови с нее на предмет анализа ДНК... и не вернул. Ватикан забеспокоился - а ну как он поставит эксперимент по клонированию??? (чем тот ученый и грозился). А ну как там и впрямь кровь Христа???
В общем все дело кончилось затяжной чудебной тяжбой. То есть, получается, пока что не кончилось...