Несколько лет назад, сидючи тёмным зимним вечером в деревенской избушке, услышал я устный пересказ истории о т.н. «Рдейской Чисти» или «Рдейской пУстыни». Дескать, стоит посреди бескрайнего, самого большого в Восточной Европе болота огромный монастырь. Заброшенный. Но посещаемый отважными путешественниками. Подробности уже подзабылись, но осталась мысль — место странное, с историями и тайнами. И достижимое. И ещё, помню, обсуждалось происхождение слово «чисть»: мол, это антоним слова «нечисть». С антонимом всё оказалось несколько не так, как ожидалось, а вот в остальном — да, чудес вокруг Рдейского монастыря хватает. Но начнём по порядку. С разъясняющего видиморолика, к которому уже был обубликован трейлер и необходимых справочных данных.
В Новгородской области, на территории Поддорского и Холмского районов расположился государственный природный заповедник. Рдейский. Создан заповедник 25 мая 1994 года. Его общая площадь 36922 Га. На территории заповедника имеется озеро. Опять Рдейское. Озеро, в свою очередь, входит в Полисто-Ловатскую систему верховых болот Валдайской возвышенности на водоразделе рек Полисть и Ловать. В 1973 году Полистово-Ловатская верховая болотная система была включена в список болот международного проекта проводимого в рамках ЮНЕСКО — «Тельма», как одна из уникальных болотных систем России.
Указанная система верховых болот — одна из важных орнитологических территорий России. На территории заповедника зарегистрировано 122 вида птиц. Фауна заповедника насчитывает 36 видов млекопитающих. Имеется 6 видов пресмыкающихся и земноводных, 9 видов рыб. Из северной части Рдейского озера вытекает река Редья — левый приток Ловати. На одном из двух озёрных мысов расположен Рдейский монастырь.
Вот с целью посмотреть на болота, посетить монастырь, пообщаться с местной администрацией да отшельниками (история одного из отшельников, поселившихся на Новгородчине — здесь) и снарядили мы в сентябре экспедицию. Для начала прибыли в гости к директору Рдейского заповедника. Владимир Васильевич Кроликов рассказал о своей епархии разное и пояснил — «чисть» — это ровное, практически безлесное, далеко просматриваемое пространство. Как раз на болотах оно такое. А «Рдейский» — это от слова «рдеть». Мох-сфагнум на болотах встречается разных цветов, нередко бывает и красным. Вот он как раз переливается на солнце, а частенько и «рдеет».
Пока ехали из деревни Наволок к берегу озера на гусеничном тягаче ГТС — убедились во всём лично. Чисть такая, что хоть «караул!» кричи. И мох рдеет. Без обмана. Любовались видами до тех пор, пока не заехали в болотное «окно». Тягач накренился правым бортом и начал чинно тонуть, постепенно погружаясь в болото. Все выскочили на природу и приступили к спасению транспортного средства. Холодно, ветрено, дождик поливает — вокруг тягача мечутся граждане с палками, брёвнами и цепями. Несколько часов усилий таки увенчались успехом: «самовытаскивание» гусеничной техники с помощью бревна — занятие требующие самоотверженности.
Уже без приключений, но в кромешной темноте добрались до берега Рдейского озера, погрузились в «казанку» и прибыли на ночлег в «избушку».Местные жители возводят такие постройки прямо по берегам и, при желании, имеют уединённое убежище на случай рыбалки или сбора клюквы. Двери в такие избушки обычно на замок не закрывают. Хорошим тоном считается не ломиться туда без необходимости, ну а если придётся заглянуть — внутри найдёте нары, печурку, запас дров, чай, соль, сахар и посуду. А вода везде в шаговой доступности. Заночевать в тепле, под крышей и в относительном комфорте — что ещё надо сбившемуся с истинного пути уставшему путнику? Пользоваться всем перечисленным, понятно, можно. Крайне желательно запасы по итогам гостевания пополнить и уж точно надо после себя всё прибрать.
А когда мчали по озеру в лодочке, рассказали мне ещё и о полезной возможности для незадачливых рыбаков. Кое-где стоят всякого рода сетки и прочие ловушки, если кому-то на рыбалке не повезло, то можно взять рыбы из чужой снасти, а взамен привязать к ней или вложить внутрь бутылочку. Такой «обмен» не приветствуется, но допустим. Рыба, к слову, в озере есть. Окунь и щука. Щуку не видел, а вот окунь ловится довольно бесхитростно на обычную удочку. Местные жители сообщили — встречается и его чёрная «горбатая» разновидность весом далеко за килограмм.
На следующий день отчалили от самодельной пристани и высадились на берегу перед Рдейским монастырём. Нашим гидом был мой давний знакомец — Иван Махнёв. Мы с ним много лет назад познакомились, вместе работали в поисковом отряде «Демянск». Иван родился в Поддорье, в монастырь ходил ещё мальчуганом много раз, всё там излазил, местность и людей знает и вообще — это настоящий кладезь краеведческих данных и разных полезных навыков.
Навстречу нам вышел худой бородатый мужчина в защитного цвета робе и донельзя изношенных «кирзачах». Его Юрой зовут, приехал с Украины, живёт анахоретом при монастыре, следит за порядком, работы разные выполняет по восстановлению разрушающегося здания. Юра провёл нас по монастырю, пригласил на крышу, показал подвалы с сохранившимися котлами и трубами парового отопления, продемонстрировал свой нехитрый быт. Живёт он у озера постоянно, раньше был один, теперь избушку поблизости занял ещё один насельник. Мяса Юра не ест, зато рыба-овощи-крупа в рационе имеются.
Юра же и поведал нам историю Рдейского монастыря. Принято считать, что он был основан не ранее второй половины XVII века. В 1764 году, согласно указу о секуляризации церковной собственности, Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.
В это время за монастырские дела крепко взялся русский купец и меценат А. Н. Мамонтов. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни. В 1887 году по указанию Священного Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.
Надо заметить, что в 1897 году в России без особых потрясений грянула денежная реформа, установившая свободный обмен рубля на золото. Тогдашний министр финансов С. Ю. Витте с одобрения императора Николая II ввёл в России золотой стандарт. В 1896 году был установлен курс бумажного рубля в размере 7 рублей 50 копеек за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей. 29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты. Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.
С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.
По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова было запланирована постройка каменного собора на 750 человек. Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Автором проекта был академик Каминский, исполнителем — архитектор Борютин. Иконостас был изготовлен московским мастером Захаровым.
Пожертвования на строительство от купца Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года. Он был оборудован современной системой парового отопления. Из деревни Наволок к монастырю вела дорога, оборудованная системой дренажа. По ней вполне можно было ходить пешком и кататься на телегах, бричках и прочих каретах.
Чтобы было понятно как велико оказалось финансовое участие Мамонтова, приведу некоторые цифры: в конце XIX — начале XX века земские учителя и врачи получали жалование 10 — 15 рублей, что являлось неплохим доходом. Ссыльным выдавали на содержание 10 рублей в месяц — на них можно было купить новую литературу и даже рояль. Литр хорошей водки стоил 12 копеек, медвежья шкура — 1,5- 2 рубля.
За 47 полновесных трудовых копеек в 1898 году могла быть невозбранно приобретена «шляпа высокая русская» для крестьянина и рукавицы», за целковый рубль давали 9 кг стручков красного жгучего перца, 3 кг винограда, 3 кг мяса + 1 кг хлеба + ведро помидоров, 7 аршин (почти 5 м) сермяжного сукна, почти 20 аршин (14,5 м) льняного холста, 20 «лент шёлковых русских», 100 пар лаптей (средняя годовая норма семьи из 4-х чел. в год) или овцу. За 10 рублей покупали «среднюю» лошадь или хорошую корову.
Великая Октябрьская социалистическая революция, как известно, не располагала к укреплению православия в СССР и в 1932 году монастырь был закрыт. Когда на Новгородчину пришла война, Рдейский монастырь стал частью обширного партизанского края. Особенно напряжённых сражений под его стенами не было, но немцы не поленились дойти до монастыря, заминировать всё вокруг «шпрингминами» и взорвать колокольню. Дескать, она использовалась партизанами как наблюдательный пункт и подлежала уничтожению.
Что было в монастыре в 50-х — 70-х годах — выяснить не удалось. А вот в 80-х туда повалили какие-то специфические паломники. Отшельник Юра охарактеризовал их как необычайно смелых: не каждый атеист отважится забраться на самый верх мраморного иконостаса и написать на нём разного рода гадости. Но и на гадости ума хватало не у всех — в основном, царапали, карябали и мазюкали безыдейное «Здесь был имярек, октябрь 1980».
Находились и граждане совсем бесстрашные. При монастыре было монашеское кладбище. Кладбище, разумеется, было не раз перекопано, какие-же уважающие себя монахи покоятся без золота? Ну а если не золото, то, может быть, хоть колокола найдутся? Всё ж какой-никакой, а доходец, если в металлоскупку сдать. А может они и вовсе серебряными были? Прикопали колокола-то, так говорят. Вот и интересуются некоторые содержимым могил. Пока что неудачно или очень неудачно. Насельник Юра рассказал про бригаду мародёров, внезапно сгоревших в своём походном вагончике. Сложно сказать — была ли это кара Божья или просто курили в постели пьяными.
Этим же отважным парням приписывается интерес к немецкому трёхмоторному самолёту, севшему на лёд озера в года войны. Врут такое: самолёт приземлился практически целым, был полон ценных грузов, лётчик сбежал, а аэроплан утонул в неглубоком озере. Справедливости ради — такие истории в тамошних краях не редкость. Самолёты действительно вынужденно садились и потом тонули. Довелось лично видеть дюралевые останки как раз трёхмоторного транспортного «Юнкерса», уничтоженного уже в наши дни. Так вот, сгоревшие парни из вагончика, якобы искали самолёт, но были снаружи подпёрты в своей бытовке неизвестными и встретились с умело подпущенным «красным петухом». Сотрудники местной милиции об истории с мародёрами ничего определённого сказать не смогли. Ну или не захотели.
Помимо монашеского золота, серебряных колоколов и немецких самолётов, полных новеньких «парабеллумов», рассказывают об удивительном исцелении женского бесплодия, о захоронении ядерных отходов в болотных пучинах (между прочим — путём сбрасывания спецконтейнеров прямо в топи с низколетящих самолётов), о небывало огромных змеях («змей» — мужского рода), о подростках, писавших всякое на мраморном иконостасе и удавленных внезапно свесившимся из-под купола крюком для люстры. Крюк на цепи до сих пор висит в монастыре.
Другая часть загадочных историй о разграблении монастыря плотно посвящена трактористам и прочим техработникам, вывозившим из монастыря разного рода обломки и стройматериалы. На пути в Наволок трактора массово тонули в болотах, увлекая за собой водителей и сопровождавших. Опять непонятно — это возмездие или русское народное пьянство за рулём или даже за рычагами?
Вокруг монастыря в 1893 году была возведена ограда. Отчасти из камня, фрагменты каменной стены до сих пор стоят у подножия Успенского собора. Прямо на кирпичах растут крепкие берёзы. Сам пятиглавый собор, вмещавший аж 750 человек одноврменно и оборудованный паровым отоплением — находится в довольно плачевном состоянии. Но работы в нём ведутся. Кровлю местами залатали, окон и дверей ещё нет, за порядком в монастыре более-менее присматривают.
Гадить заезжим «турЫстам» больше не позволяют, помаленьку принялись за расчистку внутренностей от мусора и обломков. На полу когда-то лежала итальянская плитка, она и сейчас ещё лежит, хотя растаскивалась в своё время для разных нужд. Говорят, в Холме ей даже баню отделывали, вывозя стройматериалы через болота.
Осмотрев всё, что можно было осмотреть, мы попрощались с Юрой, погрузились в моторную лодочку и отправились восвояси. На обратном пути посетили деда нашего гида — Ивана Махнёва, записали его рассказ о войне, краже немецкой винтовки, концлагере. Метнулись на мемориал в Самбатово, откуда народный умелец оторвал все алюминиевые плиты с именами погибших да и в цветмет их. Заехали в Поддорье, нанесли визит в Демянск и оттуда промчали до Вотолино. В Вотолине нашли ещё одного мега-деда, служившего сапёром и принимавшего участие в очень опасных разминированиях. Всех опросили и записали. Ролики последуют.
Что же касается монастыря, то, при возможности — прокатитесь туда. На досуге можете почитать сочинения писателя Марка Кострова, он немало про Рдейский край написал. Интересное ощущение там возникает — настоящий край цивилизации. Только подготовьтесь к визиту как следует, с запасом. При возможности наймите проводника из местных или даже вездеход. Если решитесь отправиться в болота — прихватите что-нибудь и для Юры: инструмент, одежда, продукты вполне сгодятся. Но ещё раз предупрежу — места пустые и опасные для неподготовленного путешественника. Прогулка по болоту очень тяжела физически, случись чего — на помощь никто не придёт, за неимением этой самой помощи. Особо предостерегли нас в смысле змеев — болотные гадюки ядовиты, причём их яд малопредсказуем. Может оказаться совсем слабым, а может и наоборот, даже сыворотки не помогут.
Зимой дорога к монастырю может оказаться короче и безопасней. А может и не оказаться, болото не всегда замерзает даже в сильные морозы. Сам собираюсь в Рдейский край ещё разок, не все мои вопросы оказались до конца выясненными. Если будут желающие присоединиться — дайте знать, смогу организовать заезд для десятка толковых путешественников.
Книжка про разное о ролевом движении в Питере(и не только),авторы в заповеднике пытались работать инспекторами в 90 гг. В принципе язык живой и читать интересно(ИМХО) . Взять можно здесь http://www.mushroomelves.com/skazki/
Спасибо за прекрасный репортаж! И фотографии. Интересно, есть ли сейчас "купец", который выделит на восстановление монастыря, по слабым прикидкам, "арбуз"? Понимаю, что вопрос риторический, но очень хотелось бы верить.
Ну они не совсем ролевики... вопчем либо в книжечке можно ознакомиться ,либо вот на луркморе ещё статья есть да и на википедии тож. Грибные эльфы в поисковик забейте там.
> Особенно т.н. "общественные испектора"
>
> Корочка на кармане делает с итак уже не очень психически устойчивыми людьми страшные вещи.
У меня такая была, и сейчас есть, но уже просроченная. Большинство времени провалялась без дела, так как особых возможностей повлиять на нарушителя у общественного инспектора нету (особенно, если нарушитель опытный). А вот налаженные связи с отделом милиции, занимающимся эконарушениями даёт + 500 очков к влиянию.