Грин в течение некоторого времени был вынужден жить в одном доме со всей этой звёздной литературной компанией. Жилище называлось без затей — Дом искусств, или, по революционной моде, Диск. Все литераторы равно страдали от произвола и воровства обслуживающего персонала, но с Грином получилась почти анекдотичная история.
Ему выдали графин. Неизвестно какая фантазия пришла в голову автору «Алых парусов», но этот самый графин он повадился использовать в качестве ночного горшка. Вышел конфуз. Женщина-завхоз, потрясая осквернённым сосудом, стала требовать компенсации и извинений. Грин же, разозлённый столь наглым вторжением в свою комнату, прилюдно покрыл её отборным трёхэтажным матом, что ему как бывшему каторжнику не составило труда. Писатели, жившие по соседству, были возмущены не столько нецелевым использованием графина, сколько оскорблениями в адрес женщины. Но, вместо того чтобы открыто заявить о своём недовольстве и принудить того к извинениям, предпочли трусливо наушничать и кляузничать. Например, Корней Чуковский нажаловался Горькому.
Это имело скверные последствия — кроме Горького, у Грина заступников не было. Теперь же от него отвернулись вообще все. Если раньше литераторы просто не допускали Грина в свой «элитарный» круг, то после этого ему было отказано в праве считаться крупным, даровитым, талантливым писателем. Иными словами, всячески подчёркивалось отлучение Грина от «большой литературы».
Говорили, что "стиль" Грина получился от чтения малограмотным Грином плохо переведённых английских романов.
А теперь оказывается, Александр хотел делать по-большому.
Ровно 80 лет назад, 8 июля 1932 г., в киммерийских горах, на родине великого султана Египта Бейбарса, в старинном генуэзском городе Солхат умер Александр Грин
Назвать место его упокоения иначе, например современным именем Старый Крым, не поворачивается язык. Самому знаменитому романтику отечественной литературы и в смерти приличествуют только пышные, экзотические декорации. Во всяком случае, канонический образ Грина полностью исчерпывается нехитрым набором клише, куда входят мечта, любовь, чудо, фантазия, романтика и надежда. В общем, сплошные «Алые паруса».
Двуногое мясо
Сам Александр Степанович Гриневский, а именно так его звали по-настоящему, был на этот счёт категоричен: «Вся моя жизнь - в моих книгах, там и ищите ответа». Попробуем последовать его совету и поискать желаемую романтику там, где её и велел искать автор.
Вот что говорила русская критика 1910 г. о рассказах нашего героя: «Они плавают в крови, наполнены треском выстрелов, посвящены смерти, убийству, разбитым черепам, простреленным лёгким. Их автор - человек, который всегда стреляет и никогда не улыбается». А вот и он сам, сказочник и певец прекрасного: «Послушайте-ка, эй вы, двуногое мясо... Как проткнуть ваши трупные телеса, чтобы вы, завизжав от боли, покраснели не привычным для вас местом - лицом, а всем, что на вас есть... Слушайте-ка, мой совет вам: окочурьтесь. И перестаньте рожать детей... Подумайте, как будет хорошо, когда вы умрёте».
Родившись в один год с Александром Блоком и скончавшись практически одновременно с Максимилианом Волошиным, Грин и по возрасту, и по масштабу литературного дарования просто обязан был попасть в обойму самых мощных авторов Серебряного века. Стать одним из его символов. Но не вышло. Толпой поклонников, во всяком случае при жизни, Грин не обзавёлся и в символы не попал.
И не в последнюю очередь - стараниями своих коллег. Гумилёв, Мандельштам, Зощенко, Одоевцева могли по-разному относиться друг к другу, превозносить и поносить товарищей в зависимости от настроения. Но насчёт Грина все были солидарны: «Неприятный, неинтеллигентный тип. Похож не то на маркёра из трактира, не то на подрядчика дровяного склада».
Вообще судачили о нём много. И лейтмотивом были слова «бешеный» и «опасный». Поспорить с этим трудно. Пять раз его арестовывали, приговаривали к тюремным срокам, каторге и ссылке - это всё правда. Правдой было и то, что Грин редко когда расставался с оружием и как-то раз даже стрелял в свою возлюбленную, не убив её по чистой случайности. Правда и то, что другая его возлюбленная, поэтесса и чекистка Лариса Рейснер променяла его на «красного вождя и трибуна» Троцкого, отчего Грин, говорят, запил горькую. А то, что он был и солдатом, и дезертиром, и моряком, и чернорабочим, и бродягой, и золотоискателем, проходило в разговорах как общий фон - биография его была настолько богата, что на подобных «мелочах» просто не зацикливались.
Но всё это, честно говоря, ровным счётом ничего не значит. Подобные выходки числились за многими литераторами, никак не влияя на их место, их ранг в литературных кругах того времени. А вот Грина боялись всерьёз. Боялись и ничего не могли с ним поделать - во всяком случае открыто конфликтовать с ним не хотели.
А он, похоже, ни в грош не ставил любые «тусовки», будь то возвышенный и элитарный «Цех поэтов» Николая Гумилёва или официальные бюрократические писательские организации. В одну такую - питерский Дом литераторов - он заявился следующим образом: «У стола появилась фигура длинного худого человека, одетого в наглухо застёгнутое чёрное пальто и чёрную широкополую шляпу. Речь его произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Он заявил, что наш «Дом» покрыт плесенью, что в нём душно, мерзко и что его пора закрыть. После чего разъярённо вышел».
Страшный сосед
Забавно, что Грин в течение некоторого времени был вынужден жить в одном доме со всей этой звёздной литературной компанией. Жилище называлось без затей - Дом искусств, или, по революционной моде, Диск. Все литераторы равно страдали от произвола и воровства обслуживающего персонала, но с Грином получилась почти анекдотичная история.
Ему выдали графин. Неизвестно какая фантазия пришла в голову автору «Алых парусов», но этот самый графин он повадился использовать в качестве ночного горшка. Вышел конфуз. Женщина-завхоз, потрясая осквернённым сосудом, стала требовать компенсации и извинений. Грин же, разозлённый столь наглым вторжением в свою комнату, прилюдно покрыл её отборным трёхэтажным матом, что ему как бывшему каторжнику не составило труда. Писатели, жившие по соседству, были возмущены не столько нецелевым использованием графина, сколько оскорблениями в адрес женщины. Но, вместо того чтобы открыто заявить о своём недовольстве и принудить того к извинениям, предпочли трусливо наушничать и кляузничать. Например, Корней Чуковский нажаловался Горькому.
Это имело скверные последствия - кроме Горького, у Грина заступников не было. Теперь же от него отвернулись вообще все. Если раньше литераторы просто не допускали Грина в свой «элитарный» круг, то после этого ему было отказано в праве считаться крупным, даровитым, талантливым писателем. Иными словами, всячески подчёркивалось отлучение Грина от «большой литературы».
И тем не менее он всё-таки занял там положенное место. Причём не только в литературе, но и в обыденной жизни, что дорогого стоит. Не зря всё-таки и простецкие распивочные, и элитные жилищные комплексы называют «Алыми парусами». Как ни крути, а олицетворение мечты. Кому опохмелиться, кому урвать кусок метража - всё равно. Мечты бывают разного калибра, а название у них одно.
И все из-за одного графина??? Что ж тогда можно сказать о бедных интеллигентных водителях, которые справляют нужду в пробках в бутылки из под лимонада??? А ведь есть и те кто с собой для этого возит канистры!
> А он, похоже, ни в [хуй] не ставил любые «тусовки», будь то возвышенный и элитарный «Цех поэтов» Николая Гумилёва или официальные бюрократические писательские организации.
"Это просто праздник какой-то!..." (с) К.Барабас.
Что ни скопище свободых творцов и ярких личностей - так обязательно кто-нибудь куда-нибудь интересным образом насрет или нассыт... Эт чиво - какие-то скрытые механизмы задействованы? Или, как у любого скопления ярких личностей - нормы поведения как у пьяных скубентов в общаге?
> Но, вместо того чтобы открыто заявить о своём недовольстве и принудить того к извинениям, предпочли трусливо наушничать и кляузничать. Например, Корней Чуковский нажаловался Горькому.
Этак может выясниться, что товарищи литераторы не только Горькому по-тихому жаловались, но и еще куда повыше втихаря телеги катали!
Какой, однако, матёрый человечище. Даже уважение вызывает. Нассал опять же в графин, а не в угол и не в коридоре! Хоть и каторжник, а гораздо цивилизованней многих моих соседей по подъезду.
В той бухте, где отважный
Грей нашел свою Ассоль.
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея...
...Напевал Александр, прицеливаясь ящуркой аккурат в горлышко.
"Ограничивая в свое время гласность, власть боялась не столько правды, сколько глупости. Как оказалось, вполне справедливо." (генерал-лейтенант КГБ Л.В. Шебаршин)
Чего-то мне подсказывает, что товарищъ с такой биографией тупо не вписывался в литературный коллектив сам по себе, т.к. он был этому коллективу несколько чужд.
Честно, не совсем понимаю радость публики по поводу графина, т.к. ситуация тупо бытовая.
> Писатели, жившие по соседству, были возмущены не столько нецелевым использованием графина, сколько оскорблениями в адрес женщины. Но, вместо того чтобы открыто заявить о своём недовольстве и принудить того к извинениям, предпочли трусливо наушничать и кляузничать.
Признаться, в этом месте ожидал чего-то в том же духе. Например:
>вместо того чтобы открыто заявить о своём недовольстве и принудить того к извинениям, предпочли регулярно мазать дверную ручку его комнаты говном.
Люди бают, что однажды на гастролях Дима Билан насрал в раковину гостиничного номера в знак протеста против плохого сервиса.
И вроде как коллеги по музам остракизму его не подвергли. Так что А. Грин сильно опередил свое время. А это отличительная черта гениев.
> Вредно, очень вредно простолюдину знать хоть что-нибудь из истории.
> Такие бездны раскрываются, что мама не горюй!
Кстати, если серьезно, то мне по этому поводу вспоминается Михайло Ломоносов с его мозаиками и стекольными заводиками. Ну, когда он госбабло пиздил нагло.
Примеров тьма. Доцент из Барселоны
При дамах помочился в панталоны.
Да что доцент! Профессор из Афин
Пытался мастурбировать в графин
А член-корреспондент из Сан-Доминго
Публично изнасиловал фламинго.
(c) не помню кто
Стесняюсь спросить, это ж какого размера должно быть горлышко у графина?
Хотя... может быть, творец применил альтернативные способы засовывания говна в графин? [падает, пораженный догадкой]
Техническому персоналу сайта.
Между именем пользователя, которому предназначался ответ, и цитатой оставил пустую строку. После того, как ответ появился на сайте получилось вот так. Браузер FireFox 3.6.28. В чем фигня - не знаю.
Кстати, среди моих подруг в детстве сей рОман популярен не был. Девчата времен заката тоталитаризма предпочитали граждан ЖюльВерна, Александра нашего Дюма, ну и сэра Уолтера Скотта, конечно.
> Правда и то, что другая его возлюбленная, поэтесса и чекистка Лариса Рейснер променяла его на «красного вождя и трибуна» Троцкого, отчего Грин, говорят, запил горькую.
Не пить горькую, а вновь применить короткоствол! Тогда бы и ледоруб не понадобился. Вот оно - перепутье истории.
Жил в каторге именно у нас, на Вятке. Есть дом его, памятник на набережной и сама набережная Грина. Да еще и кинотеатр Алые Паруса был. Снесли. Теперь буду с омерзением обходить связанные с ним места...
> Жил в каторге именно у нас, на Вятке. Есть дом его, памятник на набережной и сама набережная Грина. Да еще и кинотеатр Алые Паруса был. Снесли. Теперь буду с омерзением обходить связанные с ним места...
ну он то чай, в понятиях был - это окружение у него попалось фуфлыжное. а в наше время, чай тексты бы для "бутырки" или "лесоповала" писал а не "Алые паруса"
Алые паруса вызывают у меня чувство осознанного протеста.
Насмотревшись на фейерверки, посвящённые странному празднику "прощание со школой". Побрёл на свой книжный чердак и раскрыл 3-й том соб. соч. А.С. Грина.
Нет никакого желания комментировать "нервное, доброе личико" и "крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия". Это бланманже, дело личных вкусов автора и читателя.
Я о другом. О том, что "Алые паруса" - манифест манипуляций чужими недугами и бедами. Мир "Алых парусов" - это мир расчётливых манипуляторов и их жертв.
Второй основной участник всей этой вакханалии романтики и свежих чувств - некто Артур Грей.
Наблюдение за детскими годами тёзки британского премьера заставит насторожиться любого пытливого исследователя. Даже такого бесстрашного, как я.
Ничто не меняется в этом мире, хыхы.
У Грина были, есть и будут достойные последователи!
...после одной из бесед хозяин квартиры обнаружил, что [гости помочились в его чайник]. Но Южинский был интеллектуальным тылом Маяковки, если так можно выразиться.
>Ему выдали графин. Неизвестно какая фантазия пришла в голову автору «Алых парусов», но этот самый >графин он повадился использовать в качестве ночного горшка
Хорошо что я, быдло, учился в военном училище, а не в литературном институте (а ведь была такая идея). У нас все по рабоче-крестьянски было: полы с мылом хозяйственным терли, в графин литра полтора мелких бумажек рвали, потом с водой полоскали до умопомрочения, чтоб бумажки все отполировали. Страшные вещи творились в погранучилище КГБ СССР.
И не в последнюю очередь - стараниями своих коллег. Гумилёв, Мандельштам, Зощенко, Одоевцева могли по-разному относиться друг к другу, превозносить и поносить товарищей в зависимости от настроения. Но насчёт Грина все были солидарны: «Неприятный, неинтеллигентный тип. Похож не то на маркёра из трактира, не то на подрядчика дровяного склада».
Тем не менее, коллеги любили гостить у неприятного неинтеллигентного Грина в Старом Крыму.
> Честно, не совсем понимаю радость публики по поводу графина
Заметьте, и коллеги Грина по цеху тоже не особо были шокированы. Книги он хорошие писал, ну а что мочился в графин - ну всякое в жизни бывает. Вон у нас в соседнем подъезде бабуля по большому ходила исключительно в хрустальные вазы. Так что не только литературным гениям подобные шалости присущи. Вроде бы расстрел за это не предусмотрен?
> Что ни скопище свободых творцов и ярких личностей - так обязательно кто-нибудь куда-нибудь интересным образом насрет или нассыт... Эт чиво - какие-то скрытые механизмы задействованы?
Просто про других мемуары не пишут. Всего лишь.
А так - было бы ровно тоже самое в общем и целом, если бытописанием заняться.
Вот были бы в этом Диске простые нормальные люди - ну двинули бы товарищу Грину - и инцидент был бы исчерпан. Но художники слова судя по всему больше в доносах преуспели, хоть и не оскверняли свои графины.
Вот чем больше ознакамливаюсь с жинью интеллектуалов, особенно когда они сами о себе и своем окружении пишут, тем больше вызывают стойкое отвращение.
Свободные, одухотворенные, высокообразованные люди, my ass.
> Эта, то есть хорошим писателям мочиться в графин позволительно?
Мочиться в графин вообще не позволительно, и не важно писатель человек или слесарь. Но как не крути, помочившись в графин, хороший писатель плохим не станет. А вообще, мутная какая-то статья - ни одной ссылки нет. А ведь есть и воспоминания коллег-писателей, и переписка, и документы всякие разные.. Господин Кудряшов тоже некоторым образом излил фекалии, и даже не в хрусталь, а на могилу. И ни чем не подтвердил свое "креативное" мнение.
> Говорили, что "стиль" Грина получился от чтения малограмотным Грином плохо переведённых
> английских романов.
Нельзя недооценивать и роль немого кинематографа в окончательном формировании "грин"-стиля.
Тогдашняя закадровая озвучка исполнялась тапером, который был больше озабочен живым созданием
и воспроизведением саунд-трека на фортепиано. Тапер играл, как умел, переводил, что успевал, чаще просто сочинял отсебятину, а нетрезвый Александр впитывал и создавал свой стиль.
PS Ну, а звонкое имя Ассоль -- похоже, от вообще непереведенного таперами английского "Asshole".
> Какой, однако, матёрый человечище. Даже уважение вызывает. Нассал опять же в графин, а не в угол и не в коридоре! Хоть и каторжник, а гораздо цивилизованней многих моих соседей по подъезду.
Заметьте - в свой графин.
А в более современных тусовках ссали в чужой чайник.