Про танковый музей

29.10.12 14:35 | Onepamop | 45 комментариев » »

Репортажи


В этом году впервые оказался с официальном дружественным визитом в сопредельной Финляндии. Про впечатления от сей державы отдельно и позже поведаю, а на этот раз речь пойдёт про танковый музей, что у финнов дислоцируется в Parola. Целью поездки было вспомоществовение Баиру Иринчееву, участие в стрельбах из боевого лёгкого и тяжёлого стрелкового оружия (видиморолик и фоторепортаж — по ссылке) и визит в этот самый бронемузей.

Прямо на сайте музея чёрным по белому на неплохом русском языке указано: «Танковый Музей является знаком уважения к финскому солдату. Музей — это историческое описание действий и успехов финских танковых частей – в особенности Танковой Дивизии – в сражениях против превосходящих сил противника во время прошедших войн». Уважительно финны к своим танкистам относятся, не отнять.


Пока автобус с военно-историческими туристами под водительством Баира Иринчеева парковался — метнулся по окрестностям. Окрестности не подкачали: музей расположился в пешеходной доступности от военной базы, где дислоцируется финская танковая бригада. Добродушно настроенные бойцы бригады выполняли роль парковщиков и вообще стремились всячески помочь многочисленным гостям и их детям.


Прямо у КПП финских танкистов установлены два танка-памятника: трофейный советский Т-34-85, захваченный в 1944 году и немецкое штурмовое орудие Sturmgeschütz 40G Ps. 531-21. Именно этот «Штуг», использовавшийся в качестве командирской машины, 25 июня 1944 года получил попадание в крышу боевой рубки, после чего был эвакуирован с поля боя, а затем восстановлен. Технически и на службе. Правда — уже в качестве учебной машины для мехводов StuK 40, без орудия и с новым регистрационным номером Ps.631-1. В 1959 году он опять был переделан в StuG, получил назад свой исходный номер и орудие в орудийной манжете типа «Saukopf».

Шасси и орудие самоходки не совпадают по годам, но «многие из ранних StuG позже возвращались на заводы для перевооружения более новыми орудиями и установки дополнительных бронеплит. Иногда на более ранние версии, возвращённые на заводы для ремонта, устанавливались запчасти от более поздних версий. В результате получались совершенно нестандартные машины (например, Stug III Ausf C, вооружённый 75мм. орудием StuK 40 L/48 в орудийной манжете Saukopf, уничтоженный у Altdamm'а в 1945 году и Stug III Ausf E, вооружённый 75мм. орудием StuK 40, уничтоженный в Берлине в мае 1945 года)».


Кстати, на территории военной базы (куда туристов, понятно, не водят) установлен и ещё один «Штуг», куда более интересный: на нём воевал лейтенант (звание присвоено уже после войны) Берье Бротелл (Börje Brotell), известный как наиболее результативный финский танковый ас. Говорят, его экипаж на StuG III Ps.531-10 «Bubi» одержал 11 побед: 6 Т-34-76, 4 Т-34-85 и 1 ИСУ-152.

Почитал о нём википедическую заметку, там пишут, что в 1941 году он уехал в Германию и добровольно вступил в Финский добровольческий батальон войск СС, в 1942 году был ранен на Кавказе, учился на офицерских курсах в SS Junkerschule в Бад-Тёльц (Бавария), а в 1943 году был назначен командиром вновь сформированного батальона штурмовых орудий Финской танковой дивизии. В 1944 был уволен из армии, неудачно попытался вновь устроиться на военную службу, но весной 1947 года опять был уволен из-за своей прошлой службы в войсках СС. На протяжении нескольких лет входил в совет ветеранов танковых войск. В 1994 году стал почётным президентом этой организации. Умер 6 декабря 2009 года.

Тут ряд неясностей имеется: танковый ас у финнов — явление редкое. Зачем его было гонять туда-сюда уже после войны, припоминая службу в СС — совсем непонятно. Не заметил что-то, чтобы финны нацистов ненавидели. Во всяком случае, хлопцы в футболках с соответствующей символикой по Свеаборгу прямо передо мной бегали, радостно хохоча. Ну да ладно, вернёмся обратно, к музею…


Все дорожные знаки и прочие указатели в округе заклеены похожими друг на друга наклейками. Это финские «дембеля» рапортуют следующим поколениям призывников: мол, отслужил я уже. И указывают количество дней службы. Чуть подробнее о службе в финских ВС можно почитать вот тут. Для ленивых текст привожу ниже, если финские ВС вам без интереса — смело проматывайте до следующей фотокарточки!
«У молодых людей из России слово «армия» вызывает неприятные ассоциации. В наше время мало кто из них стремится служить добровольно. Совсем иная ситуация — в Финляндии. Здесь служба в армии кардинально отличается, к примеру, от российской.

Для каждого финна защита своей Родины — это честь. Но помимо патриотических стремлений молодыми рекрутами движет ещё масса мотивов. Служба в армии стимулирует карьерный рост. Отслужившего финна быстрее возьмут на работу, а если он ушел в армию с работы, то он гарантированно вернётся на своё место после окончания службы. Это закон. Случаи «откоса» от армии в Финляндии крайне редки. В финском обществе как-то даже неприлично признаваться, что ты не служил в армии. Это сразу понижает статус человека.

В Финляндии действует всеобщая воинская повинность. Каждый год примерно 30 тысяч призывников приходят на срочную военную службу, не считая 35 тысяч резервистов, которые идут на переподготовку. Призывной возраст — с 18 до 30 лет. Срок службы различен — он может быть 180 дней, 270 и 362 дня.

В финской армии служат только граждане Финляндии, подобия Французского иностранного легиона здесь нет. Если же вы иностранец по крови, но достаточное время прожили на территории Финляндии и получили-таки заветное гражданство, то, скорое всего, вам тут же придёт повестка (если вы попадаете под призывной возраст).

Зачисленные в финскую армию ведут довольно интересный образ жизни. Они учатся военному искусству, занимаются борьбой, регулярно посещают бассейн, тренажёрный зал, бильярд, пользуются Интернетом, ездят домой на выходные, встречаются с друзьями — одним словом, ничуть не выпадают из жизни.

Сами призывники ценят армию за то, что здесь сближаются люди из разных слоёв населения, налаживаются дружеские связи. Для них армия — это впечатления, которые не забудутся.

В финской армии нет дедовщины. Если есть хоть малейший намек на это, всегда есть к кому обратиться: для контроля за отношениями в армии нанимается специальный человек.

Подъём в финской армии, как обычно, в 6 утра. Бойцы проходят ежедневную подготовку. Правда, всё только с разрешения врача. Чтобы боец получил такое разрешение, нужно оценить физические возможности его организма: он должен долго бегать, плавать и т.п.

Помимо этого военнослужащие проходят и психологические тесты на сообразительность и адекватность. Первый тест делится на три части: задания на логику, словарный запас, математические задачи для решения в уме.

Второй тест состоит из двух частей: очень много вопросов на да/нет типа «Слышишь ли ты странные звуки?», «Твой отец хороший человек?», «Просыпаешься ли ты усталым?».

Затем следуют вопросы с ответами «всегда, иногда, редко, никогда».

Военных обучают азбуке Морзе. Но сначала проверяют на способность стать радистом, степень восприятия сигналов на слух и тому подобное.

Вообще в армейской подготовке финских военнослужащих действует система очков. Чем больше солдат заработал очков, тем больше у него отгулов. Очки даются за большее количество отжиманий, более длинную дистанцию в беге и так далее.

Если говорить о быте, то всё очень цивилизованно. Кормят бойцов 3-4 раза в день. Утром до 7:00, днем до 12:00, вечером до 17:00 и ещё можно после 19:00 сходить на iltapala (что-то вроде ужина).

Поначалу армейцы должны тщательно следить за порядком, убираться по 3 раза на дню, а когда у них выработается привычка убирать чисто и быстро, достаточно будет одного раза.

Помимо того, что служащих отпускают на выходные домой и дают им отгулы, у них есть особые часы iltavapaa, когда в 18:00 отпускают из части, и надо вернуться до 21:00. Бойца могут отпустить уладить какие-нибудь банковские дела или на фестиваль, в котором тот должен, к примеру, участвовать.

Но вооружённые силы, прежде всего, должны стоять на страже мира и порядка. Даже в армии в состоянии мира солдаты финской армии могут быть сформированы в отряды быстрого реагирования. Такие отряды редко занимаются серьезными происшествиями, обычно они организуют поиск, например, заблудившихся грибников.

Но если отмести все послабления, финская армия — такая же армия, как и везде, — строгая и мощная.

Солдата от простого гражданина сразу же можно отличить по форме, если точнее — по камуфляжу. К его разработке финские специалисты института исследования леса подошли с особой серьезностью. Были изучены сотни ландшафтов Финляндии: рощи, кустарники, дубравы. В итоге все данные свели к трём цветам, которые и поместили на камуфляж с добавлением природных теней, так называемого цвета черный уголь. Этот камуфляж тщательно тестировали на местности, после чего приняли окончательно. Называется он М05.

Снежный М05 — это двухцветный камуфляж на основе лесного. В тестах зарекомендовал себя отлично. Силуэт бойца теряет четкость в нескольких десятках метров от наблюдателя при снегопаде.

Финская армия — это грозная боевая мощь. Финские стрелки славятся по всему миру. В бою они неспешны, но взвешены и рассудительны, точны и хладнокровны. Ещё в годы гражданской войны 1918 года, а затем в 1939, 1941–1945 годах бойцы доказали свое мастерство. Финским стрелкам был пожалован памятник, который сейчас стоит в Хельсинки на территории Арсенала».


Но вернёмся таки опять к музею... Задачей Танкового Музея является сбор, хранение, изучение, восстановление и представление публике истории финских танковых и противотанковых частей. Кроме того, музей старается собирать и технику противника времен войны, использовавшуюся в Финляндии, а также связанные с ней предметы, фотографии, литературу и другую информацию.

Техника музея восстанавливается и обслуживается в рамках долгосрочной программы. Реставрация и сервис действующей техники происходит в мастерских вооруженных сил. Восстановление техники было начато на добровольной основе в 1978 году, а с 1989 года в музее появился хранитель, который отвечает за работы по реставрации. Действующая техника музея участвовала в праздничных парадах Танковой Бригады, в съемках кинофильмов и в представлениях. Весной в музее организуются работы, во время которых территория и экспонаты приводятся в порядок после зимы. Работы ведутся силами добровольцев. А летом в музее организуются представления, когда небольшая часть техники, управляемая членами танковой гильдии, «приносит дуновение прошедших времён».


В ту июльскую субботу в музее как раз был замыслен т.н. «Семейный день», ознаменованный выездом и выкатом разнообразной бронетехники. Вокруг экспонатов и на специально оборудованных фортификационных площадках гуляли реконструкторы, с удовольствием общавшиеся с посетителями. Для детей выступал некий дует Kiertokihveli и работала мастерская по изготовлению инструментов для музыки скиффл. Кроме того под навесиком сидел, видимо, военный оркестр при полном параде, работали магазинчики и вообще всё указывало на исключительно правильный день для осмотра экспонатов.


История музея начинается с организации Общества поддержки журнала «Panssari», предшествовавшего современной Panssarikilta r.y. (Танковой Гильдии), каковое было основано в 1951 году для издания вышеуказанного журнала. Усилиями Общества в 1961 году и был основан и музей, имеющий сегодня статус специализированного военно-исторического. Он действует под частичным управлением Военного Музея — центрального музея вооруженных сил, а большая часть экспонатов принадлежит вооруженным силам (Военному Музею), но передана гильдии «в управление».

Сейчас экспозиция музея насчитывает около 90 единиц техники, из которых 30 в рабочем состоянии. Танков насчитывается более 50 единиц. Большая часть экспозиции музея – советские танки, захваченные во время войны или закупленные в период Договора о сотрудничестве и взаимной помощи. Кроме них представлена французская, английская, американская, немецкая и финская бронетехника. В собрании музея есть несколько очень редких в мировых масштабах машин, такие как советские танки Т-28 и Т-50, а также находящийся в полностью первоначальном состоянии немецкий Sturmgeschhutz III Ausfuhrung G.

В нескольких экспозиционных залах показаны многие предметы, связанные с тематикой музея: знаки отличия, форма, документы и т.д.


Со спины углядел граждан в форме, похожей на советскую. Сразу помчал разглядывать подробнее и, понятное дело, не разочаровался. Одни обмотки чего стоят, удивительная халтура! Гражданин в советской форме с ефрейторскими погонами прекрасен кругом! Нет ни одной детали, которая бы выбивалась из общего ансамбля. Вот почему финны до сих пор нас боятся!!! Караул...


Не хуже оказался и напарник советского ефрейтора — «третьеклассника». Привлекательная форма фуражки и воистину суровый набор медалей пикантно оттеняли неброскую внешность этого реконструктора.

В коллекции музея присутствует и ещё целый ряд нечасто встречающихся экспонатов, и открыть это список можно, как утверждают, единственным сохранившимся в добротном состоянии бронеавтомобиле БА-10 (СССР) nr.Ps 27-12.

Кроме того, в музее имеются: бр. машина БА-20м (СССР) nr. Ps 6-11, бр. машина Sisu (Финляндия), бр. машина Daimler Ferret MK 2/3, бр. машина разведки ALVIS Saladin MK2 (Англия), тягач "Комсомолец" (СССР) nr. Ps 755-38, 755-82, самоходная арт. установка ИСУ-152 (СССР) nr. Ps 745-1, самоходная установка ПВО Landsverk Anti II (Швеция) nr. 455-1, 455-5, самоходная арт. установка Sturmgechutz 40 (Германия) nr. Ps 531-19, 531-45, 531-48, 531-53, 531-57, танк Renault FT Modele 1917, танк Vickers-Amstrong 6 тонн Тип E (Англия) nr.161-7, 161-9, танк Vickers-Carden-Lloyd m/33 (Англия), танк Vickers-Carden-Lloyd mk VI (Англия), танк Charioteer VII Model B (Англия) Ps 251-25, танк Comet MK I Model B (Англия) nr. Ps 252-83, 252-38, танк M4 Sherman (США), танк PZKPFW IV (Panzer IV) (Германия) nr. Ps 221-1, танк ИС-2 (СССР), танк КВ-1Е (СССР) nr. Ps 272-1, танк КВ-1С (СССР) nr. Ps 271-1, танк БТ-42 (СССР) nr. Ps 511-8, танк Т-26Е (СССР) nr. Ps 161-9, танк Т-26Б (СССР) nr. Ps 163-16, 163-28, 163-33, танк Т-26С (СССР) nr. Ps 164-7, танк Т-28Е (СССР) nr. Ps 241-4, танк Т-34-76 (СССР) nr. Ps 231-1, 231-4, 231-7, танк Т-34-85 (СССР) nr. Ps 245-2, 245-4, танк Т-38-34 (СССР) nr. Ps 602-9, танк Т-50 (СССР) nr. Ps 183-1, танк Т-54 (СССР) nr. Ps 261-5, 261-11, танк Т-55 (СССР), танк Т-60А (СССР) и др.


Неподалёку от входа установлен ветеран службы в финской армии, британец по происхождению, крейсерский средний танк A34 Comet. Он стал последним и наиболее мощным британским танком, участвовавшим в боях Второй Мировой войны.

К 1950 году они были (в британской армии) в значительной степени заменены танками «Центурион», но несколько полков, в особенности на заморских территориях, продолжали их эксплуатировать. Танки «Комета» оставались на службе в первой линии до 1960 года, а, кроме того, служили в Территориальной Армии. Общее количество построенных «Комет» было небольшим, поскольку этот танк был переходным между «Кромвеллем» и «Центурионом». Однако некоторые танки в 50-ых годах ушли на экспорт в Финляндию, Ирландию и Бирму. Будь число произведённых машин больше, на внешнем рынке их популярность была бы сравнима с советским T-34-85 и американским «Шерманом».

Среди танков, появившихся в годы Второй Мировой войны, «Комета» была наиболее мощной машиной в своём классе. При массе 33 тонны она была в той же весовой категории как «Sherman» поздних серий (32 тонны) и T-34-85 (31.5 тонны), ближайшим германским эквивалентом была гораздо более крупная 45-тонная «Пантера». В отношении огневой мощи 77мм пушка «Кометы» соответствовала 7.5см пушке KwK42 L/70 «Пантеры» и значительно превосходила орудия, установленные в «Sherman» и T-34-85.

При использовании бронебойных снарядов 77мм пушка пробивала 110мм броню под рациональным углом наклона на дистанции 1000 ярдов (951 м), а подкалиберным снарядом APDS — 165мм броню на такой же дистанции. Будучи на 12 тонн легче, «Комета» была бронирована слабее, чем «Пантера», но это компенсировалось большей скоростью, подвижностью и значительно большей надёжностью. «Комета» превосходила «Sherman» и T-34-85 почти по всем показателям. Исключительно высокими были скорострельность орудия и точность как при стрельбе фугасными, так и бронебойными боеприпасами. Это был с любой точки зрения быстрый и малоуязвимый танк, идеальный для прорыва и маневренной войны.


В музее есть и не менее интересные с точки зрения бронепробиваемости экспонаты, уже более современные. На отдельной площадке собраны башни нескольких танков советского производства. Каждая из них была обстреляна с разных дистанций из различного оружия и различными боеприпасами. Результаты попаданий довольно внятно описаны на сопроводительных табличках, в том числе и на русском языке.


Редкий, точнее говоря, единственный сохранившийся экземпляр финского штурмового орудия BT-42. Оно было создано на базе трофейного советского лёгкого танка БТ-7. Это единственный массовый образец бронетехники, созданный в Финляндии в период с 1918 по 1945 год.


В лобовой части башни сложной конфигурации устанавливалась качающаяся часть британской 4,5-дюймовой (114-мм) полевой гаубицы образца 1909—1917 годов (английское обозначение — Ordnance QF 4.5 inch Howitzer, финское — 114 H/18). Во время Зимней войны 1939—1940 годов Финляндия получила от Великобритании 24 гаубицы этого типа, а в июле 1940 года — ещё 30 от Испании. При установке на штурмовое орудие гаубица сохраняла «родной» противооткатный механизм, а также снабжалась маской и дульным тормозом оригинальной финской конструкции. Прицельные приспособления новая машина также «унаследовала» от своего орудия, а перископы — от БТ-7. Боекомплект гаубицы составлял 22 выстрела.

В середине 1943 года все имевшиеся САУ БТ-42 (14 шт) были сведены в специально созданный для них Отдельный батальон штурмовых орудий, на вооружении которого эти машины состояли вплоть до выхода Финляндии из войны летом 1944 года. Осенью 1943 года батальон получил ещё четыре БТ-42. Первым боевым применением этих штурмовых орудий стал обстрел советских позиций на южном берегу реки Свирь осенью 1943 года, затем БТ-42 участвовали в обороне Выборга (фин. Viipuri) в 1944 году, причем часть самоходок использовалась в качестве неподвижных огневых точек.

В процессе эксплуатации САУ очень быстро выяснилось, что устаревшие британские гаубицы относительно эффективны лишь против небронированных и слабобронированных целей, а в бою против современных танков РККА, в частности, Т-34-85 и ИС-2, БТ-42 были абсолютно беспомощны. К примеру, во время обороны Выборга экипажу одной из БТ-42 удалось добиться 18-ти попаданий (!) по танку Т-34-85, однако даже обездвижить его финским танкистам не удалось. Всего в боях под Выборгом 17—21 июня 1944 года финны потеряли 8 из 18 САУ, не получив от их применения хоть сколько-нибудь ощутимого эффекта. Стоит, правда, упомянуть, что на тот момент финские бронетанковые части были укомплектованы в основном уже безнадёжно устаревшими советскими танками времён Зимней войны, Т-26 и Т-28, которые для новых советских танков в большинстве случаев являлись лишь подвижными мишенями. К примеру, помимо БТ-42, в боях за Выборг финские бронетанковые войска потеряли 25 из 87 имевшихся во всей армии Т-26 и треть тягачей Т-20. Подробнее


Тоже довольно редкий экземпляр советского КВ-1. Точнее — КВ-1Э. Э — экранированный, т.е. несущий на себе дополнительные броневые листы-экраны, закреплённые на корпусе и башне танка болтами. Условно экранировка была полной (экранировались борта башни и корпуса) и неполной (экранировалась только башня). Танк выпуска июня 1941г. с заводским номером М-4785 из состава 2-го танкового полка 1-й танковой дивизии, был захвачен в районе п.Соломенное севернее Петрозаводска в сентябре 1941г. Впоследствии был отремонтирован и использовался финнами, кстати, это был единственный КВ-1Э на финской военной службе.

Как видно, в экспозиции музея достойное место занимает бронетехника советского производства. Ничего удивительного в этом нет — во время Зимней войны некоторые экспонаты прибыли на территорию Финляндии самостоятельно, в ходе боёв попали «в плен», были отремонтированы и модернизированы, после чего несли службу в финских ВС. На трофейные машины нанесён опознавательный знак финских ВС — синяя свастика, которую сами финны именуют словом «хакаристи».


Финны, конечно, поясняют, что их хакаристи и нацистская свастика (которая тоже не свастика, а Hakenkreuz) — вещи совсем разные. Дескать, и цвет у неё должен быть синим и развёрнута она по отношению к нацистской на 45 градусов и вообще, согласно разъяснению на сайте Сил обороны Финляндии, свастика как древний символ счастья финно-угорских народов была принята в качестве символа ВВС Финляндии ещё в 1918 году.

Гитлер к тому времени уже получил свой «Железный крест» 1-й степени, попал под газовую атаку британцев и восстанавливал пошатнувшееся здоровье в армейском госпитале на севере Германии и вряд ли догадывался о той роли, что будет предназначена ему и свастике в нацистской Германии.

Но, дабы не погрязнуть в излишней дискуссии о древности и незапятнанности этого символа, процитирую несколько абзацев отсюда:
«…Когда вы увидете ее на государственной символике, первое что вам скажут – Она никак не связана с нацизмом. Ведь появилась в Финляндии намного раньше Второй Мировой. На дальнейшие расспросы расскажут занимательную историю про шведского графа фон Розена, который сочувствуя финнам подарил им свой самолет, на котором был изображен его семейный знак свастика, и с тех пор они свастику рисовали на самолетах, потом и на танках, а также знаменах и наградах. Расскажут что это было в 1918 году, и что немецкие нацисты стали использовать этот символ только двумя годами позже в 1920.

Дальше выяснится что фон Розен и Геринг, один из лидеров немецкой нацисткой партии, оказывается были женаты на сестрах, но это опять же ничего такого не значит. Потом правда придется признать что так получилось как бы тоже не совсем случайно. Германа Геринга с будущей женой познакомил собственно сам Эрик фон Розен, а не как-то по-другому. На это финны важно поправят, что приятели Герман и Эрик оказались в тот вечер в замке фон Розенов совершенно случайно, была плохая погода – это многое меняет.

То, что свастика семейный знак графа фон Розена, окажется тоже в некотором роде не совсем так, и такого, что вы наверняка подумали, что свастика это знак семьи фон Розенов старательно наследуемый каждым поколением от папы, от дедушки, от далекого средневекового пра-пра..-прадедушки сражавшегося со свастикой на щите за свою графскую честь, не было. Ах да, объяснят финны, юный Эрик, еще будучи в школе, увлекался историей и увидев свастику где-то на древних рунах сделал ее своим персональным знаком. Короче, Эрику просто нравилось рисовать свастику.

Но это правда ведь ничего такого не значит, филантроп подарил благородной Финляндии самолетик, на котором романтично нарисовал древнюю руну. И всякие его нацисткие родственники и знакомые тоже естественно к этой истории никакого отношения не имеют. Мало ли. Но если вы начнете распрашивать собственно про личность Эрика фон Розена, окажется что филантроп сочувствовал не только благородной Финляндии, оказывается он сочувствовал, а точнее собственно и был, видным деятелем шведского национал-социализма, нацистом…»



В общем говоря, эта самая синяя финская свастика с 1918 года стала официальным опознавательным знаком финских ВС и в этом качестве применялась до апреля 1945 года (фото финской бронетехники тех лет).

Далее свастику сменило голубое кольцо на белом фоне. Такой знак наносится на финскую боевую технику и сегодня.


Танковые части появились в финских вооруженных силах в 1919 году по приказу Густава Маннергейма, в то время еще не маршала, а регента Финляндии. Для первых танковых частей во Франции были закуплены 32 танка Renault FT-17, переживших участие в Первой мировой войне.

В 1936 году Финляндия заказала в Великобритании тридцать два 6-тонных Виккерса (Vickers Mk.E. фото танка), которые кстати приглянулись и Советскому Союзу, на их основе был разработан танк Т-26. В целях экономии Финляндия закупала Виккерсы без пушек и средств связи, 37-мм пушки устанавливались на них в разгар Зимней войны.

В начале Зимней войны в декабре 1939 советские войска несли огромные потери несмотря на первоначальный страх финских солдат перед советскими танками и фактическое отсутствие танковых частей в армии Финляндии.В условиях нехватки снарядов для противотанковой артиллерии (финские историки утверждают, что за всю Зимнюю войну их артиллерия использовала столько же снарядов, сколько советская за два дня обстрелов) финны использовали ручные противотанковые гранаты, бутылки с зажигательной смесью и … березовое полено, которое просто вгонялось между гусеницей и катком и обездвиживало танк.

Благодаря оригинальной тактике окружения советских частей в лесах и болотах финны захватили несколько десятков танков Т-26, они и стали основой финских танковых частей, участвовавших во Второй мировой войне против нескольких тысяч советских танков, брошенных на финский фронт. К началу Войны-продолжения (это финское название боевых действий на Карельском перешейке в 1941-1944 гг.) финская армия имела более ста трофейных советских танков, отремонтированных и восстановленных за время перемирия.


Рядом с танками были оборудованы позиции, имитирующие огневые точки, артиллерийские капониры и блиндажи для укрытия и проживания личного состава. Везде можно было пройти, всё потрогать и задать всяческие вопросы. Например, вот этот финский паренёк с ножом на поясе сообщил, что нож исторический — ещё его деду принадлежал. Взрослые и дети кучковались вокруг ММГ MG-34. Желающие могли взвести пулемёт и прицелиться.


Отдельное место в экспозиции Танкового музея в Парола занимает бронепоезд — один из трёх бронепоездов, которыми обладала Финляндия к концу Второй Мировой войны. Во время гражданской войны, финской Белой гвардией было захвачено 2 бронепоезда. Они были переданы силам шуцкора, штаб которого находился в Выборге. Незадолго до начала Зимней войны оба бронепоезда были модернизированы и переданы финской армии. Эти 2 бронепоезда приняли участие в боях на Карельском перешейке и в Северном Приладожье.


Поезд сохранён в том виде, в каком он был в конце войны, утрачен только вагон с вооружением ПВО. Вагон с 76мм орудиями, выставленный в музее, входил в состав бронепоезда захваченного в районе Петрозаводска в 1941 году. К концу 1942 года все три бронепоезда были оснащены 40мм ПВО орудиями Bofors и были поставлены на охрану ключевых железнодорожных узлов. Эту задачу они выполняли до самого конца войны.

Локомотив музейного поезда — обычный грузовой локомотив, построенный на заводе Locomo в Тампере. В оригинале локомотив имел бронезащиту, однако сейчас чертежи утеряны и локомотив находится в том же состоянии, в каком поступил с завода в финскую армию. Перед локомотивом расположен вагон, который был захвачен на карельском перешейке во время гражданской войны в 1918 году.

Территория музея более чем обширна и оббежать всё за несколько часов пребывания не удалось. Больше того — хорошо, если увидел хотя бы треть экспозиции. В павильоны заглянуть совсем не сумел, придётся ещё раз ехать.


Хорошо, хоть на выгул танков по лужайке успел! Выгуливали, в основном, советскую гусеничную технику, а по асфальту катались колёсные британцы и американцы.


Для интересующихся:

Целиком, со всеми фотографиями

Подписывайся на канал в Дзен

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 45, Goblin: 1

Gabi
отправлено 29.10.12 14:57 # 1


Отличная статья!
Обязательно выберусь в следующий раз в Финляндию, буду планировать попасть туда! Люблю такие места. По фототехнике используемой не затруднит отписаться, какую использовали? Буду очень благодарен!

Немного стенаний:
Вот почему у нас не так с историей родины относятся? Вроде и музеи есть, и экскурсии проводят. Указка с верху? Мол "сделаем так, что бы думали что до нас ничего не было, что бы не было с чем сравнивать!". Не знаю... Не хочу в это верить. Катался по многим городам Европы. Везде больше всего людей встречал в музеях (технических в основном, но с историческим уклоном). Огромные толпы детей с родителями. А у нас вяло как-то к этому.

Зато про русскую духовность говорим всем, да...


Goblin
отправлено 29.10.12 14:59 # 2


Как всегда - отлично!


Onepamop
матёрый
отправлено 29.10.12 15:01 # 3


Кому: Goblin, #2

> Как всегда - отлично!

Ещё парочка на подходе. Дошли руки!


шаховчанин
отправлено 29.10.12 15:01 # 4


Гражданин в советской форме с ефрейторскими погонами прекрасен кругом!

интересно, чей это кипяток у него на сапоге?


Onepamop
матёрый
отправлено 29.10.12 15:05 # 5


Кому: шаховчанин, #4

> интересно, чей это кипяток у него на сапоге?

Сахарным раствором, видимо, пытался лоску нагнать.


hitman77
отправлено 29.10.12 15:15 # 6


Отличная статья. Для интересующихся темой, если кто вдруг не знает, под Москвой в Кубинке есть один из лучших в мире танковых музеев.


Gabi
отправлено 29.10.12 15:19 # 7


Кому: hitman77, #6

Это да! Там ещё Объект 279, советская гусеничная летающая тарелка для ведения боя в условиях наступающего фоллаута!


AISI316
отправлено 29.10.12 15:24 # 8


> Не заметил что-то, чтобы финны нацистов ненавидели. Во всяком случае, хлопцы в футболках с соответствующей символикой по Свеаборгу прямо передо мной бегали, радостно хохоча.

Когда в первый раз в финском универмаге натолкнулся на целую серию пестрящих свастиками футболок с нацистскими летчиками-асами - передернуло от неожиданности и неприязни. Потом пожалел, что у нас в таком обилии не продается футболок с Кожедубом или Покрышкиным.


Onepamop
матёрый
отправлено 29.10.12 15:31 # 9


Кому: AISI316, #8

> Потом пожалел, что у нас в таком обилии не продается футболок с Кожедубом или Покрышкиным.

В обилии не обещаю, но к 9 мая запланировано сие и ещё кое-что.


z_g
отправлено 29.10.12 15:46 # 10


Кому: Gabi, #1

может потому, что у нас историю своей страны постоянно пытаются обгадить?
Нужны огромные усилия для очистке имиджа страны. Тогда народу будет проще и Родину любить, и исторей больше будут интересоваться.


Plum_bum
отправлено 29.10.12 15:46 # 11


Кому: hitman77, #6

> Отличная статья. Для интересующихся темой, если кто вдруг не знает, под Москвой в Кубинке есть один из лучших в мире танковых музеев.
>
>

Зашел на сайт музея. Лучше б не заходил. Тут же попал на Резуна:

http://www.tankmuseum.ru/book1_r.html

Чувствую его скоро в школах преподавать будут.

А обзор отличный. Спасибо


Adolf
отправлено 29.10.12 15:50 # 12


Вот я тоже был в этом музее и сделал там кучу фоток. Если кому интересно:
https://picasaweb.google.com/103251702271182607226/20120508?authuser=0&authkey=Gv1sRgCLqbjceSsrG...
Там фотография танка и фото таблички музейной.


hitman77
отправлено 29.10.12 15:56 # 13


Кому: Plum_bum, #11

> Зашел на сайт музея. Лучше б не заходил. Тут же попал на Резуна:
>
> http://www.tankmuseum.ru/book1_r.html

Это не сайт музея, а чья-то частная инициатива.
Вот сайт музея:
http://www.mbtvt.ru/

А коллекция у них очень интересная. Много уникальных образцов, которые в мире сохранились в единичных экземплярах, много экспериментальных образцов.


dimogen
отправлено 29.10.12 16:21 # 14


Кому: hitman77, #6

Не один из лучших, а лучший танковый музей(КУБИНКА).


Evil Dead
отправлено 29.10.12 16:23 # 15


Историко-культурный комплекс "Линия Сталина" под Минском намного интереснее и полезнее для советского человека. Всем советую. Александр Григорьевич в отличие от соседних элит старается молодежь воспитывать правильно.


Onepamop
матёрый
отправлено 29.10.12 16:30 # 16


Кому: Evil Dead, #15

> намного интереснее и полезнее

Чем что?


Abmitrof
отправлено 29.10.12 16:37 # 17


Спасибо,очень интересный обзор,немало слышал об этом музее,побывать не довелось пока.


AISI316
отправлено 29.10.12 16:49 # 18


Кому: Onepamop, #9

Спасибо! Буду следить за новостями!


ilyichumba
отправлено 29.10.12 16:49 # 19


Хехнически(?) и на службе. - очепятка?


Adolf
отправлено 29.10.12 16:58 # 20


Кому: Onepamop, #16

> Кому: Evil Dead, #15
>
> > намного интереснее и полезнее
>
> Чем что?

Присоединяюсь к вопросу. Судя по сайту, там нет танкового музея. Да и по моим знаниям танковых музеев мира, там никакого танкового музея не должно быть.


spetrov
отправлено 29.10.12 18:14 # 21


Отлично! Спасибо, Михаил.

Кому: hitman77, #13

> А коллекция у них очень интересная. Много уникальных образцов, которые в мире сохранились в единичных экземплярах, много экспериментальных образцов.

Это точно.


УниверСол
отправлено 29.10.12 18:21 # 22


Кому: Adolf, #20

> Судя по сайту, там нет танкового музея.

В Кубинке танковый музей есть. Судя по отзывам - грандиознейшая экспозиция. Сам там не был пока.
http://www.tankmuseum.ru/index_r.html


УниверСол
отправлено 29.10.12 18:23 # 23


Кому: Adolf, #20

Извините, промазал.


spetrov
отправлено 29.10.12 18:27 # 24


Кому: Adolf, #12

И тебе спасибо.


eugene107
отправлено 29.10.12 18:58 # 25


> Технически и [сейчас] на службе

Видимо, прокралась очепятка.


Onepamop
матёрый
отправлено 29.10.12 18:59 # 26


Кому: eugene107, #25

> Технически и [сейчас] на службе
>
> Видимо, прокралась очепятка.

Нет, всё верно.


M. H. L.
отправлено 29.10.12 19:07 # 27


А почему в финском танковом музее, башни от советских танков, пробитые советскими же снарядами? Ну положим в "лихие 90-е" от бескормицы Уралвагонзавод (например) или ХТЗ какие-то образцы финнам продали. А финнам-то они зачем? Показать финнам какие вероятный противник делает славные танки и снаряды к ним?


Щербина307
отправлено 29.10.12 19:12 # 28


Кому: hitman77, #13

> Много уникальных образцов, которые в мире сохранились в единичных экземплярах, много экспериментальных образцов.

Был там последний раз, года четыре назад. Разочаровался.
Экспозиция стала значительно меньше, редких танков и иностранцев поубавилось.

Я там первый раз был ещё при Советской власти. Разница значительная.


Onepamop
матёрый
отправлено 29.10.12 19:16 # 29


Кому: M. H. L., #27

Финны долгое время закупали для своей армии советское оружие и советские же боеприпасы к нему.


Yuri E.
отправлено 29.10.12 19:33 # 30


Крайне интересно, толково, позвательно и подробно. Отличный отчёт!


Ойген
отправлено 29.10.12 23:18 # 33


Кому: Evil Dead, #15

> Историко-культурный комплекс "Линия Сталина" под Минском намного интереснее и полезнее

Там очень много разного вооружения, не только танки. Их как раз не много. Но на Т-34 катают за миллион!!!

Очень хорошая на линии Сталина экспозиция сапёрной техники.


Feanor
отправлено 30.10.12 09:39 # 34


Т-28 на фото шикарен.


час добрый
отправлено 30.10.12 10:53 # 35


На последней фотке у оператора среди стреляных гильз валяется нечто очень похожее на
обручальное колечко. Видимо адреналин побудил освободиться от символа "ячейки общества".


Peisov
отправлено 30.10.12 11:11 # 36


Отличная заметка, спасибо! Надо будет хоть на следующий год постараться в Паролу выбраться!


porter2
отправлено 30.10.12 11:17 # 37


а чем так издырявлен ржавый танк без двух катков посередине?


AISI316
отправлено 30.10.12 11:25 # 38


Кому: час добрый, #35

> нечто очень похожее на
> обручальное колечко

А не от гранаты колечко?


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 12:30 # 39


Кому: porter2, #37

> а чем так издырявлен ржавый танк без двух катков посередине?

Он служил мишенью, из противотанковых гранатомётов, в основном, расстрелян.


Хоттабыч
отправлено 30.10.12 13:21 # 40


На Поклонной горе в Москве стоит изуродованный Т-28. В левой малой башне прихерачили яблоко пулемётной установки прямо снаружи. Позор.


Хоттабыч
отправлено 30.10.12 14:29 # 41


Автору за статью спасибо!


час добрый
отправлено 30.10.12 17:54 # 42


Кому: AISI316, #38

в крайнем случае из носа (высокая награда за меткость "Массайский стрелок"),но не чека - точно.


Evgenij
отправлено 31.10.12 00:51 # 43


2Onepamop

А ты на видео только на полигоне снимал, тут проезд Т-34, Т-54 и БМП не снимал?


Onepamop
матёрый
отправлено 31.10.12 12:06 # 44


Кому: Evgenij, #43

Нет.


Adolf
отправлено 31.10.12 16:20 # 45


Кому: УниверСол, #22

> В Кубинке танковый музей есть. Судя по отзывам - грандиознейшая экспозиция. Сам там не был пока.

Я про Линию Сталина, там в тексте не было явно указано про то, что это - другой музей. А в кубинке я, само собой, был. Вон тоже куча фоток оттуда есть:
https://picasaweb.google.com/103251702271182607226/20110501?authuser=0&authkey=Gv1sRgCLKQgOfg4v_...


Pirate Storm
отправлено 01.11.12 00:04 # 46


Как всегда на уровне. Интересно читать и смотреть.


vaeltaja
отправлено 06.11.12 13:20 # 47


> Locomo

вероятно опечатка. в финском языке нет латинской буквы С, она может использоваться только в заимствованных иностранных словах. однако есть финское слово lokomotiivi, от него и образовано lokomo, как собственно и написано на паровозе.



cтраницы: 1 всего: 45



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк