Bозраст животного находится, как правило, в прямой зависимости с тем рангом, который оно имеет в иерархии своего сообщества. И поэтому вполне целесообразно, что «конструкция» поведения полагается на это правило: члены сообщества» которые не могут вычитать возраст своего вожака в его свидетельстве о рождении, соизмеряют степень своего доверия к нему с его рангом. Йеркс и его сотрудники уже давно сделали чрезвычайно интересное, поистине поразительное наблюдение: шимпанзе, которые известны своей способностью обучаться за счёт прямого подражания, принципиально подражают только собратьям более высокого ранга.
Из группы этих обезьян забрали одну, низкого ранга, и научили её доставать бананы из специально сконструированной кормушки с помощью весьма сложных манипуляций. Когда эту обезьяну вместе с её кормушкой вернули в группу, то сородичи более высокого ранга пробовали отнимать у неё честно заработанные бананы, но никому из них не пришло в голову посмотреть, как работает презираемый собрат, и чему-то у него поучиться. Затем, таким же образом работе с этой кормушкой научили шимпанзе наивысшего ранга. Когда его вернули в группу, то остальные наблюдали за ним с живейшим интересом и мгновенно переняли у него новый навык.
Конрад Лоренц не понял главного: низкоранговая обезьяна, доставая бананы, выпендривалась и крысятничала.
А вот высокоранговая - честно их зарабатывала!!!
Просто попытка отобрать банан у высокоранговой может закончиться трагически - вот остальным и приходилось обезьянничать. А с низкоранговой оно проще, конечно.
Собственно весьма похожа ситуация во многих коллективах. Коллеги постарше зачастую зная, что новички уже все сделали (особенно часто ситуация возникает, когда приходится что-то новое делать на компьютере) будут сидеть и мучиться, но за советом обратятся только к таким же старожилам.
> Надо бы поэта Быкова и журналиста Парфёнова научить чему-то полезному.
>
> Они теперь навсегда запомоенные и презираемые, даже если научатся честно доставать бананы.
Да ладно - Борис Абрамович Березовский видит Парфёнова в президентах России.
> Надо бы поэта Быкова и журналиста Парфёнова научить чему-то полезному.
> >
> > Они теперь навсегда запомоенные и презираемые, даже если научатся честно доставать бананы.
>
> Да ладно - Борис Абрамович Березовский видит Парфёнова в президентах России.
Идеи Бориса Абрамовича соревнуются в гениальности только с идеями Дмитрия Анатольевича. Я всегда волнуюсь, когда читаю про них в газетах - такое придумывают!
Кстати, если переложить эксперименты гражданина Лоренца на население России, то Дмитрию Анатольевичу можно только посочувствовать [вспоминая показы всяких пальцев в одном известном городе].
> Не.. ты че. Как можно? Савельев же этологию не шибко умной и подчас бесполезной наукой считает. Остается со всем соглашаться, на зло Профессору!
Если внимательно послушать Савельева, то он отзывается не этологии, как таковой, а о методе наблюдения, когда наблюдения заменяют домыслеванием. В данном примере есть гипотеза и эксперимент, который подтверждает гипотезу. То о чём отзывался профессор даже близко нет.
В старшем школьном возрасте книга гражданина Лоренца "Человек находит друга" произвела фурор в подростковом мозгу.
Буквально на следующий день дали писать сочинение про гуманизьм (точной формулироваки темы не помню). Под впечатлением написал произведение страшной силы. Молодая училка на всякий случай поставила четверку и долго и осторожно выспрашивала, откуда я таких мыслей набрался.
Шел восемьдесят пятый (если не путаю) год. Кровавая гэбня повсюду растягивала свои щупальца. До трехсот сортов колбасы оставалось несколько лет.
> Савельев же этологию не шибко умной и подчас бесполезной наукой считает. Остается со всем соглашаться, на зло Профессору!
Обрати внимание, про Сергея Вячеславовича, который к затронутой теме имеет сомнительное отношение, разговор начал ты сам. Думается мне, у вашей компании борцунов за интеллектуальные права всех людей имеются серьезные комплексы.
> В старшем школьном возрасте книга гражданина Лоренца "Человек находит друга" произвела фурор в подростковом мозгу.
>
> Буквально на следующий день дали писать сочинение про гуманизьм (точной формулироваки темы не помню). Под впечатлением написал произведение страшной силы. Молодая училка на всякий случай поставила четверку и долго и осторожно выспрашивала, откуда я таких мыслей набрался.
>
> Шел восемьдесят пятый (если не путаю) год. Кровавая гэбня повсюду растягивала свои щупальца. До трехсот сортов колбасы оставалось несколько лет.
[смотрит на ник] И после этого ты решил, что лучше зайцев спасать?!!!
Профессор в этом ролике говорит, что ценность этологии заключается в сборе информации о поведении животных. С объяснением же этого поведения возникают проблемы, поскольку одного лишь наблюдения за повадками недостаточно, чтоб делать разумные выводы. Я же из сказанного делаю вывод, что этология (в представлении профессора) не является и не может являться самостоятельной наукой, всего лишь инструмент для сбора информации. Про Лоренца тоже отлично сказал:)
> Кстати, интересно, бывает ли в обезьяньих стаях омега-оппозиция? Типа чтобы кричали "Альфа, уходи" и швыряли в бэта-самцов бананами?
В некотором роде бывает. Особенно часто у обезьян, живущих большими стаями - у павианов, например. На эту самую "омега-оппозицию" опираются самцы, претендующие на роль альфы. Претендентов может быть даже несколько - вместе им не так страшно. Обезьяны низкого ранга редко имеют возможность поколотить кого-либо, ведь после них уже никого нет. Поэтому, когда свергают отслужившего свое вожака, никогда не упускают случая "пнуть мертвого льва", ну или ускорить его смерть. Все как у людей.
> во-вторых, тебя не смущает, что лоренц умер больше 20 лет назад? а книгу эту написал почти пол века назад?
А зачем ему про это думать? Зачем знать про то, что, кроме этологии, есть сравнительная психология, социальная психология, социобиология, и это всё пышно разросшиеся ветви науки, но и они не исчерпывают человеческого существа? Ведь есть же удобные сентенции одного зоопсихолога.
Интересно, скоро ли они поймут, что стремление считать себя животным приводит в итоге к совершенно логичной отмене УК и снятию любых поведенческих норм?
> Интересно, скоро ли они поймут, что стремление считать себя животным приводит в итоге к совершенно логичной отмене УК и снятию любых поведенческих норм?
> Может, сначала с этологией завершим? Какой же у нее аппарат для анализа собранной информации?
Залезь в интернет и почитай.
> Какой отличный вывод.
Даже не могу порекомендовать тебе заняться аналитическим мышлением, ибо раз ты считаешь себя животным, согласно профессору Сэ, то заниматься нечем - там аналитическая деятельность по минимуму. На уровне "увидел бабочку - сожрал бабочку".
Стоит в n+1 раз отметить, что свою гениальную книгу К.Лоренц начал писать, будучи военнопленным в лагере для военно-пленных под Ереваном. ТАмошний оперуполномоченный даже пишущую машинку выделил с латинским шрифтом: разглядел в бывшем нацисте будущего нобелевского лауреата и гуманиста.
> Интересно, скоро ли они поймут, что стремление считать себя животным приводит в итоге к совершенно логичной отмене УК и снятию любых поведенческих норм?
А зачем?
Как говорит один гениальный профессор - к чему перенапрягать слишком прожорливый мозг?
> Как говорит один гениальный профессор - к чему перенапрягать слишком прожорливый мозг?
Профессор, правда, забыл предупредить, что если мозг напрягать всё меньше, то в нём мышцы атрофируются и он становится вообще ни на что не способен. Так, звукоизоляция промеж ушей. И мрёть носитель такого мозга раньше.
> но и они не исчерпывают человеческого существа? Ведь есть же удобные сентенции одного зоопсихолога.
Ничего не могу сказать про данную книгу (пока не читал), но в целом, критике Лоренцовского видения человеческой агрессии Фромм уделил немало места в "Анатомии человеческой деструктивности".
> Ничего не могу сказать про данную книгу (пока не читал), но в целом, критике Лоренцовского видения человеческой агрессии Фромм уделил немало места в "Анатомии человеческой деструктивности".
Это же огромный пласт науки, здесь вообще нельзя поверхностно рассуждать, кто прав, кто не прав. Этологов не только Фромм критиковал, и находились критики и на самого Фромма. Но, по-моему, чтобы пытаться составить себе верное мнение о сути вещей, нельзя уподобляться Шарикову, а для начала нужно получить хоть какую-то базу соответствующих знаний. Или не беспокоиться.
У Лоренца прочёл пока только "Кольцо царя Соломона". Книга отличная. Много думал. Рыбка, зависшая с вкусным червяком и со своими мальками во рту, растрогала).
В планах читать остальные его книги.