"Насколько развиты физически будущие отцы и матери (женихи и невесты).
Часто весьма мало еще развиты. Есть даже примета, что «молодые с венца подымаются», то есть растут после своего бракосочетания. Вследствие этого и первые дети родятся слабыми (первые два-три ребенка) и обыкновенно не выживают. Это иногда происходит и от полного еще неумения молодой матери обращаться с маленьким ребенком. Молодые матери также очень часто «засыпают» детей, то есть придушивают их нечаянно во сне. Ребенка (до году) мать иногда ночью кладет между собою и мужем, «чтобы пососал», даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. Добрая половина баб «заспала» в своей жизни хоть одного ребенка —чаще всего в молодости, когда спится крепко. За заспанного младенца священник накладывает «епитемью».
Что делает женщина во время беременности.
Все. И в доме справляет всю домашнюю работу, и в поле — вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов.
Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге (почувствовав приближение родов, иные бабы торопятся доехать домой). Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит, благим матом: «как овченка бежит, трясется».
Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская, дочь знаменитого путешественника. Сама она не отправлялась в далекие экспедиции — объекты ее исследований жили в соседней деревне Гремячка Рязанской губернии, а многие из них всю жизнь служили в имении ее отца.
Ничего не скрывая и не приукрашивая, на протяжении многих лет Ольга Петровна скрупулезно записывала все, что имело отношение к крестьянскому быту, и собрала огромный массив сведений: устройство дома, инвентарь, еда, одежда, ход сельхозработ, урожайность разных культур, подробнейшие цены (начиная от стоимости каменного дома и до цены сечки для капусты), бюджет семьи, налоги, суды, болезни и лечение, суеверия и обычаи, и т.д.
Болезнь и ранняя смерть помешали Ольге Петровне закончить книгу, но и то, что сделано, имеет большую ценность для историка. «Жизнь «Ивана» вышла уже после ее смерти, в 1906 году, в т. 39 «Записок Императорского Русского географического общества». Позже была издана в 1914 году, но не получила широкой известности, а после войны и революции о ней совсем забыли. Переиздана в наши дни в 2010 году издательством «Ломоносовъ».
Предлагаю вашему вниманию свои выписки на тему народного здравия по материалам жизни крестьян рязанской губернии во второй половине 1880-х - 1890-х гг.
"Насколько развиты физически будущие отцы и матери (женихи и невесты).
Часто весьма мало еще развиты. Есть даже примета, что «молодые с венца подымаются», то есть растут после своего бракосочетания. Вследствие этого и первые дети родятся слабыми (первые два-три ребенка) и обыкновенно не выживают. Это иногда происходит и от полного еще неумения молодой матери обращаться с маленьким ребенком. Молодые матери также очень часто «засыпают» детей, то есть придушивают их нечаянно во сне. Ребенка (до году) мать иногда ночью кладет между собою и мужем, «чтобы пососал», даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. Добрая половина баб «заспала» в своей жизни хоть одного ребенка —чаще всего в молодости, когда спится крепко. За заспанного младенца священник накладывает «епитемью».
Что делает женщина во время беременности.
Все. И в доме справляет всю домашнюю работу, и в поле — вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов.
Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге (почувствовав приближение родов, иные бабы торопятся доехать домой). Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит, благим матом: «как овченка бежит, трясется».
Если первый ребенок девочка, отец относится к ней совершенно равнодушно. Дома большей частью говорят об этом с сожалением, разве одна из женщин прибавит: «Ничего, нянька будет», — и все на следующий же день забывают о девочке. Если же баба начинает часто родить, то в семье к этому, конечно, относятся неодобрительно, не стесняясь иногда делать грубые замечания по этому поводу: «Ишь ты, плодливая, обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила», и т.д., и т.д. Замечания эти исходят нередко от свекрови. Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне имеют право побить, как только он выйдет на работу. «Зачем девку родил», — и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому так издавна водится.
Роды, крестины.
Иногда бабка при начале родов, для ускорения их, втаскивает родильницу в печь и там парит ее.
«Свекра» идет за бабкой. Старается выторговать у бабки что-нибудь из положенного ей вознаграждения (полагается за «принятие» младенца—ржаной хлеб, хлеб ситный, так называемый «пирог», бумажный платок в двадцать копеек и десять копеек деньгами). [Если] бабка не хочет согласиться на невыгодные для нее условия, свекровь отправляется в какую-нибудь другую деревню или в дальний конец села звать другую бабку, свою родственницу, которая возьмет с нее дешевле. Зачастую молодая неопытная роженица мучится в это время совсем без присмотра. Хорошо, если у нее есть поблизости родная мать или сестра; эти еще иногда вступятся и не пожалеют для бабки своего хлеба.
Является бабка (зовут ее обыкновенно обиняками, чтобы никто, кроме нее, не знал о начавшихся родах, для того, чтобы легче было роженице: «Что ж это ты, бабка, обещалась поглядеть на мою корову и не идешь?»). Молится: «В добрый час распростаться». Набирает в рот воды, льет на руки, мылит их, если у хозяев есть мыло, и «свидетельствует» роженицу. Если роды медленно подвигаются вперед, обводит роженицу три раза вокруг стола. Либо призывает ее мужа и заставляет его три раза пройти между ногами стоящей роженицы. Если и это не помогает (собственно, если роды затянутся долее суток), служат молебен, открывают Царские Двери.
Для ускорения родов женщина схватывает руками брус («висит на брусе»). Если брус высоко, то к нему привязывают две покромки, и она хватается за них руками. Перед окончанием родов покромки ослабляют, так что женщина может встать на пол на колени. Иногда женщине приходится так долго висеть на брусе, что недели две после родов у нее болят руки. Случается, что младенец рождается как раз в то время, когда она висит.
Когда младенец идет «не путем», то есть вперед ногами, или согнутый, то некоторые бабки спускают роженицу с доски. Широкая доска приставляется наискосок к стене и укрепляется так. На верх доски бабка при помощи мужа кладет навзничь роженицу —головою вниз. Затем муж и бабка ее отпускают, и она быстро катится вниз головою (муж и бабка следят, чтоб она не свернулась на бок), от такого быстрого движения и некоторой встряски ребенок будто бы «выправляется» и вторично уже может пойти правильно, то есть головкой вперед.
По рождении ребенка бабка перевязывает ему пупок льном или нитками. Если долго не выходит послед, родильнице пихают в рот ее косы (если косы коротки — то пальцы), чтобы она подавилась, что будто бы содействует скорейшему выхождению последа. Когда послед выйдет, бабка купает младенца и обмывает родильницу, при этом бабка иногда «расправляет» головку младенцу, придавая ей руками более округленную форму. Поправляют и носик младенца, если он, например, приплюснутый.
Если младенец родится обмершим, дуют ему по три раза на темя, между лопатками и на подошвы ног, шлепают по задку или откачивают, как утопленника. У богатых бабка пребывает иногда дня по три, по четыре после родов, кормясь за их столом. А у бедных ребенок уже с первого дня совсем предоставляется матери и ее уходу. Попадает в грязную люльку, где подстилкой ему служит материнская старая грязная понева. Более опрятные матери подкладывают в люльку соломку, которую меняют через день или два. Это, однако, бывает реже: «Хорошо, и на поневе полежит, не лучше других. Небось другие не подохли — выросли».
Когда молока у матери не хватает или когда оставляют ребенка одного, дают ему соску. Мать, сестра или бабка нажуют или картошки, или черного хлеба, или баранку, выплюнут в реденькую тряпку, завяжут ниткой — и соска готова. Иногда одна и та же тряпица долго употребляется, не прополаскиваясь, причем приобретает противный кислый запах. Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу, иногда даже за тяжелую — вроде замешивания хлебов и сажания их в печь. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама.
При таких условиях бабе, конечно, долго «не можется», и уход за ребенком самый плохой: он преет в грязной люльке, в мокрой пеленке, надрывается от голодного крику, пупок у него пухнет и болит — «грызь» (грыжа), как говорят бабы. Родильница, разумеется, питается все время обычной крестьянской пищей. Иногда у нее является фантазия «огурчиков зелененьких» или «яблочков» бы поесть. Фантазию эту родные иногда удовлетворяют. Надо сказать, что «суседи» в таких случаях оказываются довольно добродушными и уделяют родильнице от своих огурцов или яблок, если у родильницы в доме таковых не оказывается. Был один случай что родильница (в селе Мураевне) так объелась огурцами, принесенными ей соседкой на второй день после родов, что вскоре умерла.
Бабка иногда призывается и для лечения младенцев. Чаще всего лечит «грызь» и «крик откликает». Для лечения «грызи» бабка берет овсяное «дерьмо» лошади, прожимает его сквозь тряпку, смешивает с молоком матери и поит этим ребенка. Крик нападает от сглазу, и его бабка «откликает» по трем зорям —двум вечерним и одной утренней. Для этого она ходит с младенцем в поле, становится против зари и говорит, поклонившись в сторону зари: «Господи, благослови. Вечерняя заря зарница, красная девица, вечерняя, утренняя, денная, ночная, полуденная, полуночная, часовая, минутная, возьми Иванов крик, а ему дай сон — здоровье. Аминь».
Заговор повторяется трижды. За заговор или за лечение бабка получает один-два или один—четыре хлеба. Понос «на детях» лечат церковным вином, которого покупают в церкви на пять копеек. Дают его больному ребенку по капле.
Мать идет в поле на работу дней через пять—семь после родов, ребенка либо берет с собой, или, если поле близко и можно прибежать накормить ребенка, оставляет его на попечение «старухи» или старшей сестры (о том, как нянчат сестры, см. дальше). Если мать берет ребенка в поле, то либо просто кладет его в какой-нибудь тряпке на межу, где его «караулит» сестренка или братишка лет пяти—семи, либо, если захватила с собой в телегу люльку, кладет его в люльку, привязанную к верху поднятым оглоблям телеги. Ребенку до году дается и жвачка: мать, бабка или сестра разжуют картофелину или кусок хлеба и из своего рта перекладывают пальцем эту жвачку в рот ребенка.
Прежде, в крепостные времена, ходили в поле через три дня после родов, а теперь обыкновенно через пять— семь дней. От тяжелой работы непосредственно вслед за родами у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки. Иногда такие опущения матки («золотника») принимают очень тяжелую форму, а в легкой, по мнению бабки, это даже «совсем» ничего. Бывают опущения матки даже у девушек (очень молоденьких) от непосильной работы: «живот сорвала». Пьют от этого «киндербальзам — подъемные капли».
Бабка правит живот, накидывая на него «махотку», то есть горшок глиняный. Положит бабу на спину, помажет ей живот гущей, опрокинет на него горшок и под ним быстро зажжет охлопок «прядева». Живот вследствие этого втягивает в горшок. Чем горшок меньше, тем лучше. Считается, что после этого матка вправляется на свое место, и живот перестает болеть («накидывать махотку», «править живот» — плата за это один-два хлеба, немного муки или крупы). Или же бабка парит родильнице горячим веником живот; распарив, бабка его «поднимает» руками несколько раз, чтобы вправить на место золотник.
«Живот» бабка еще так «правит»: помылит руки, вправит выпавшую матку на свое место, затем вдвинет во влагалище очищенную картошку, а живот (низ его) крепко перевяжет платком. Иная баба целый месяц ходит к бабке, и та повторяет ей эту операцию, пока получится облегчение. Правят живот и так: поставят женщину головой вниз, и бабка при помощи мужа больной встряхивает ее несколько раз за ноги, «чтобы живот поднялся». После этого живот опять-таки перебинтовывается. По мнению бабок, нет ни одной женщины, у которой не было бы испорченного живота. Одна бабка говорила, что это страдание развивается у некоторых женщин особенно сильно вследствие пьянства мужей: «Иной напьется пьян, да всю ночь и лежит на жене, не выпущает ее из-под себя. А ей-то бедной больно ведь, иная кричит просто, а он ее отдует, бока намнет—ну и должна его слушаться. А каково под пьяным, да под тяжелым лежать... — у иной бабы все наружу выйдет —ни стать, ни сесть ей». Многие бабы мне рассказывали, как они мучились таким образом, и, несмотря на это, носят и родят детей.
Как нянчила Ивана сестра до году (девяти- или десятилетняя девочка)
Таскала иногда с трудом на руках, причем часто роняла его: «Ах, батюшки, да как же я это упустила». Иван катился иногда головой вниз под какую-нибудь горку. За крик получал легкие шлепки свободной рукой своей няньки либо по лицу, либо по голове: «Молчи, сукин сын». Иногда сестренка бросала его на землю «где помягче», а сама бежала к толпе подруг —«поиграть», половить раков в речке и т. п.
Ребенок по часу и больше ползал в грязи, запачканный, мокрый, кричал, плакал. Чтобы он замолчал, ему иногда давалась в руки печеная картошка, сырое яблоко, огурец и т. п. Иногда он пытался переползти высокий порог избы, падал, ушибался, ссаживал все лицо и т.п. Свою печеную картошку или огурец он, разумеется, вываливал в грязи и навозе и уже в таком виде ел их, иногда пополам с тем, что текло у него из носу и т.д. Ел отбросы из корыта для свиньи, пил из этого корыта, хватал руками что попало, «нагадит да рукой и хвать». Иногда набивал себе землею рот, глотал землю.
Чем питался он к году.
Молоком матери, соской, кашей, хлебом, картошкой, молоком коровьим. Заботилась о его воспитании почти исключительно мать.
Как только у детей вырастают зубы, они жуют и кислые незрелые яблоки и огурцы.
Чем он хворал к году.
Поносом, «грызью», золотушкой (струпья на голове); иногда болят уши (летом часто бывает заразное воспаление глаз — эпидемическое). Нередко дети «сохнут» (рахит — английская болезнь). Иногда у очень маленьких детей бывает лихорадка. Про детские болезни и говорить нечего: коклюш («кашель напал: закатится, закатится — инда весь посинеет»), жаба или дифтерит («глоточку захватило»), корь («корюха»), скарлатина, чесотка. От жестокого поноса у маленьких детей иногда «кишечка» выходит. Случается, что и маленькие дети болеют сифилисом, полученным от родителей, бывают и случайные заражения этой болезнью.
Бабки лечат детский понос так: берут ребенка за ноги и трясут его головой вниз. «Ребенок покричит, покричит, — да иногда и полегчает ему с этого». От «грызи» — бабка грызет ребенку несколько дней подряд пупок, или «припускает к пупку мышь» (смазав пупок тестом). Я знаю случай, когда ребенок умер от такого лечения. Или прикладывают к пупку полынь. Лечат еще «грызь» так: поставят ребенка на ножки (придерживая его, чтобы не упал) у притолки и заметят, на какой высоте притолки приходится его пупочек, затем это место на притолке просверливают буравчиком.
Золотуху лечат чередой (Bidens tripartita) — поят ею детей и купают в настое из нее.
«Откликают крик» — носят под нашест к курам. За лечение бабка берет всем — и хлебом, и мукой, и крупой, и деньгами, и мылом, только тестом не берет.
«Младенческая» (родимчик, судороги, воспаление мозга) — крестьяне убеждены, что у каждого человека, в детстве должна быть «младенческая». У некоторых детей «младенческая» бывает будто бы во сне, так что даже заметить ее трудно, и это самая благополучная «младенческая». По мнению крестьян, ребенка очень опасно испугать во время «младенческой»: «Бывает, что и слепые, и глухие, и глупые от этого остаются». «Известно, с чего дети мрут, — с поносу, да с „младенческой“», — говорила мне одна баба.
Мать обмывала его сама, когда бывала дома, стирала его рубашонку, иногда зашивала ее, искала у него в голове вшей, давала хорошие куски (сравнительно с теми, которые он получал от сестры), и за это он, разумеется, более всех льнул к матери. Ребята лет четырех—шести иногда объедаются беленой и пасленом (Solanum nigrum, по-крестьянски — «бзника»).
Бывают случаи, что маленькие дети, за которыми не усмотрят, подходят сзади к лошади и хватают ее за хвост или стегают хворостиной, за что платятся подчас совершенно изуродованным лицом —выбитыми зубами, испорченным глазом.
Почти на моих глазах старшая сестра, девочка лет двенадцати, убежала к подругам и в избе в люльке бросила свою больную поносом десятимесячную сестренку на попечение двух мальчишек, пяти и шести лет. Ребятишки так раскачали люльку, что ребенок вылетел из нее, ударился головою о камень в земляном полу избы и тотчас же умер.
Курят «цигарки» из обрывков бумаги. Курить начинают иногда чуть ли не с восьми лет. Табак для таких цигарок покупают в мелочной лавочке или кабаке на сворованные у матери яйца лет [с] шестнадцати, семнадцати. Прежде (лет двадцать пять тому назад) курили трубки, а теперь курят «цигарки». Курят табак махорку, покупаемую в лавочке, в селе по три копейки за осьмушку. Там же покупают и бумагу (разную, старую, большею частью печатную). Бумагу и так иногда добывают «округ барских дворов». Средний мужик употребит на курение рубля три-три с половиной в год.
Теперь уж такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А нет, так четырнадцати-пятнадцати лет «невеста» и шестнадцати лет «жених» начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия. Случается это, разумеется, после какой-нибудь «улицы».
Прежде чаще встречались целомудренные малые и девушки, а теперь целомудренного малого уже не найти, да и девушек таких совсем мало. В шестнадцать-семнадцать лет малый обыкновенно уже сходится с женщиной. Случается это, при обыкновенных условиях, во время весенних и летних «улиц» или на «вечеринках».
Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десяток яблоков!»
Бывает часто и вытравление плода. Жена одного из помещиков помогала иногда бабам при трудных родах, давая им пить настой казацкого можжевельника (Iuniperus sabina), который рос у нее в саду в достаточном количестве. С тех пор как на деревне прознали про свойство этого растения, чьи-то «невидимые руки» (по выражению помещика) постоянно обрывают у него все кусты можжевельника (по ночам), очевидно, для целей вытравления, потому что родильницам помещик никогда не отказывает в настое из этого растения.
Случаи убийства новорожденных незаконных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит его либо в воду (с камнем на шее), либо в густой конопле, или на дворе, или где-нибудь в свином катухе зароет. Родила раз баба (вдова) под самое Светлое Воскресенье, когда все были в церкви, и задушила ребенка. «Все равно околел бы с голоду» (у нее было шесть детей, кроме этого ребенка), после чего скорее спрятала его в свой сундук и заперла на ключ, так как ждала, что вот-вот вернутся все из церкви. Все Светлое Воскресенье пролежала, говоря, что ей «шибко неможется». Ночью, когда все улеглись спать, она взяла ведро (будто за водой идти), зашла с ним в клеть, вынула из сундука ребенка и положила его в ведро — и на пруд поскорее. В пруду она закинула ребенка (с камнем на шее) в воду и вернулась как ни в чем не бывало с ведром воды домой. Наутро она ушла из дому и нанялась где-то в стряпухи. Ребенка нашли в пруду через месяц, когда пруд стал усыхать, и баба попалась.
Попалась раз и девка, когда собака вытащила из конопли брошенного ею туда задушенного ребенка. В Мураевне (большое село) почти каждый год находят одного, а то и двух мертвых младенцев. Но редко дознаются, чьи они. Нынче свиньи выкопали у погоста посиневшего мертвого новорожденного: видно было, что ребенок только что закопан в. землю. Дело осталось «без последствий». Крестьяне не любят дознаний и уголовщины, и если даже что и знают, то помалкивают. Так же смотрит на это дело и священник: «Случился грех, а с кем — Бог его знает. Чужая душа потемки — разве дознаешься... Мало ли их, девок, гуляют...» Иногда отправляют незаконных детей в Москву, в воспитательный дом. В Мураевне есть даже такая баба, которая за некоторое вознаграждение отвозит в воспитательный «гулевых детей». К одному бездетному помещику пришла раз баба с предложением, не купит ли он ее ребенка: «Слыхала я, что тебе дитё нужно, ну думаю, и толкнусь, може и купишь. Он у меня гулевой, а муж скоро приде...»
Что касается до выпивки и вина, то на них, разумеется, все падки. Одна свадьба сколько вина съедает! Я сама видела, как на свадьбах подпаивали девяти-десятилетних девочек и заставляли таким способом их плясать, к всеобщей потехе. Говорят, что подпаивают «для потехи» и мальчиков. Малые в большинстве случаев начинают пить из удальства. Есть случаи, когда от молодых «Иванов» обычаем требуется пьянство. Это бывает перед призывом.
Легче всего, конечно, всякому малому напиться в первый раз в годовой праздник. У нас годовой праздник — Михайлов день, и в этот день весь приход поголовно пьян. В урожайные годы «гуляют» целую неделю, а в неурожайные все-таки ухитряются попьянствовать денька три.
Малый может впервые напиться пьяным и во время «улицы». В каждой уж деревне есть непременно потайной шинок, содержимый какой-нибудь вдовой и который бойко торгует во время «улицы». Пьют «шкаликами». «Выпил шкалик». При умеренной выпивке выпивают по два-три шкалика сразу. Шкалик —средней величины стаканчик. Мужики, по их словам, пьют иногда, «чтобы горе забыть», «чтобы забота с плеч». Собственно, водка уже делается для них нередко потребностью.
В рабочую пору очень рано...
К семи-восьми часам мужик возвращается домой и завтракает (картошка, хлеб). В рабочую пору мужики охотно пьют водку (для подкрепления) за завтраком, обедом и ужином (по шкалику, по два). Если в деревне есть шинок, то, позавтракавши и направляясь в поле, мужик туда заходит и там выпивает свой шкалик. После завтрака мужик опять в поле — до обеда (12 часов дня). «В обеде» он ест щи, кашу или опять-таки картошку и хлеб. Щи, разумеется, без говядины —с одной капустой. Иногда их забеливают сметаной или просто сливками. Картошку крошат в квас, прибавляют туда лук. Каша —пшенная, либо на молоке (жидкая «кулёш»), либо крутая (тогда ее едят с «конопным» маслом). После обеда мужик отдыхает, затем опять в поле, причем берет с собою хлеба, чтобы «полудновать» (часа в три-четыре-пять). К темноте возвращается домой, где в 9 часов вечера приблизительно ужинает.
Ужин — тот же разогретый обед. Иногда похлебает снятого молока. В праздник мужик спит дольше, так, чтобы встать только перед обедней. (В рабочую пору, впрочем, когда жарко и надо торопиться с уборкой хлеба, чтобы он не осыпался, мужик работает и по воскресеньям.) К началу обедни он поспевает в село. Иногда еще до начала обедни поспевает завернуть в шинок и «пропустить» шкалик, другой.
А зимою мужик встает часов в шесть. Задает корм скотине. Иногда молотит. Плетет лапти на всю семью, а остальное время лежит на боку и спит. Блины, убоина, драчена17, пышки, соломата 18, калинник, оладьи, щи с солониной — все эти кушанья фигурируют на крестьянском столе только в годовой праздник, на свадьбе или на крестильном обеде.
Процент незаконных рождений у незамужних, в сущности, очень невелик в сравнении с «нечестными» девушками.
В большом селе Б. (около 1200 душ) один или два и даже три раза в год такой скандал с девушками случается. Таких детей отправляют в Москву, но случаются и убийства. Так, в течение последних четырех лет было два заведомых детоубийства в этом селе и его приходе—когда матери попали под суд. (Приговорены были к нескольким месяцам ареста.)
На деле убийств, конечно, больше. Надо принимать во внимание и незаконных детей солдаток или просто замужних женщин. Незаконность таких детей часто известна только самой семье, и в недрах семьи легко могут происходить такие убийства детей, которые невозможно вывести на свежую воду. Мне всегда подозрительны «засыпания детей»: так легко нарочно придушить маленького ребенка, навалившись на него, якобы во сне.
Смертность детей бывает наивысшая летом, Петровками, и особенно в рабочую пору, когда беспризорные дети питаются кое-чем и кое-как, когда они едят и огурцы, и незрелые яблоки, и всякую зеленуху. Главная причина смертности дизентерия —понос. Что касается до процента смертности, то в большинстве семей умирает более половины всех рожденных детей. Редкая баба не родит восьми, а то и десяти, двенадцати ребят, а из них остается в живых три-четыре.
Подлежат ли убийству гулевые дети или все вообще. Совершается ли убийство под влиянием стыда, страха или экономических соображений. Отношение к детоубийству женщин и особенно мужчин.
Не все, а гулевые, конечно. Хилого, мучающего свою мать ребенка не убьют, хотя жаловаться будут на его существование и ежеминутно призывать смерть на него.
Убийство совершается и под влиянием стыда и страха, и по экономическим соображениям. Девушка конечно, скорее всего, убьет своего ребенка под влиянием стыда. Замужняя женщина, солдатка под влиянием страха перед мужем и семьей, а вдова, обремененная детьми, —по экономическим соображениям 19.
Старые старухи очень безжалостно и хладнокровно относятся к убийству мешающего и обременительного незаконного «щенка», а молодые, конечно, с усилием и «надрывом» убивают своих детей тогда, когда стыд или страх затемняет им соображение или когда невтерпеж от тех мук, которые переносят они и несчастный незаконный малыш.
Мужчины, я думаю, по моим наблюдениям, часто просто не знают о таких убийствах, — среди их семьи даже, а если и догадываются, то изображают собою «моя изба с краю, я ничего не знаю; бабы там чего-то путают, проклятые, ну да Бог с ними —мне-то что...»
Через сколько времени после родов сожительствуют мужья со своими женами.
По закону» надо бы подходить к жене только после шести недель после того, как родильница возьмет очистительную молитву. Но это редко бывает. После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет (под пьяную руку), то довольно часто через неделю уже начинает жить с женой, а нет, так недели через две-три, что уже совсем обыкновенно.
Вообще сожительство Ивана с женой в тесной связи с его сытостью или голодом, а также с выпивкой вина. Отъевшийся осенью Иван, да еще после «шкалика», почти всегда неумерен. А Иван голодный, в рабочую пору, например, собственно, не живет с женой. Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: «Аксинья, иди-ка сюда» — и все тут. А жена уж по интонации знает, «чего нужно» мужу.
Изба.
От шести до девяти аршин в квадрате. Окна два. ...Когда топится «черная печь», то обыкновенно отворяется дверь в сенцы. Это вытягивает дым до высоты двери, а выше он стелется синевато-белым пологом, в котором ничего не видно.
... Стоять в избе порядочного роста человеку во время топки очень трудно, так как глаза его находятся в едком пологе дыма. Да и под пологом, сидя на лавке, все-таки ощущаешь едкость дыма на своих глазах. Я, по крайней мере, не могу пробыть в курной избе, когда топится печь, долее десяти минут, а крестьяне привыкают. ...
Топят у нас соломой. Самая лучшая солома для топки — это ржаная, а овсяная и просовая — гораздо хуже. Крестьяне с вечера подстилают себе солому, чтобы спать на ней. Утром солому сжигают в печи, а к вечеру подстилают свежую. Таким образом у крестьян получается очень гигиеничная подстилка для спанья, но ведь это только в урожайные годы. Совсем не то бывает в такие годы, когда соломы для топки не хватает (она вся идет скоту, причем еще иногда и крыши раскрывают, чтобы не поморить голодной смертью скот). В такие годы спят на своей одежде, а печь топят сухим навозом («котяхами») или разным бурьяном —репьями, татарником, крапивой. В такие годы и болезней среди крестьян больше (отчасти благодаря отсутствию гигиенической постели), и глаза гораздо более портятся. В голодные (1891—1892) годы в двух маленьких деревушках (по пятнадцать дворов каждая) «ослепло» человек около десяти от топки. Топка эта была — сухой навоз и всякий бурьян, собранный по межам, дорогам, оврагам. Дым от такой топки был настолько едок, что у вышеупомянутых ослепших (преимущественно стариков и детей) на глазах образовались бельма. Всех этих больных свезли впоследствии в городскую земскую больницу, но трем из них так и не удалось вернуть зрение.
Болезни.
В нашей местности очень часто хворают лихорадкой. Из болезней не эпидемических и не заразных одна из самых обыкновенных—несварение, вследствие каких-нибудь «розговен» или перепоя. У крестьян эта болезнь принимает очень острую форму —с болью в желудке, под ложечкой, коликами, рвотою. Крестьянин, заболев таким образом, почти всегда думает, что он умирает, и посылает за попом.
В рабочую пору они часто простужаются, охрипают («всю грудь завалило»), потому что разгоряченные напиваются холодной воды. В таком разгоряченном состоянии, когда, по крестьянскому выражению, «нападает пойло», мужик или баба пьют какую попало воду: из дорожной колеи, из грязной лужи, из болота —лишь бы напиться. Глисты и солитеры самая обыкновенная вещь среди крестьян.
Осенью у нас речная вода бывает буквально отравлена моченцем, то есть коноплей, которую мочат в воде вплоть до сильных морозов. Бывают случаи отравления такой водой. Бабы часто и сильно простуживаются во время купанья (собственно, мытья) овец в холодной осенней воде перед их стрижкою.
Два способа лечения собачьей старости, а именно: запеканье в тесто и парка с собакой практикуются и у нас.
В заключении небольшая статистика:
В 1936 г. в РСФСР в сельской местности было:
- 20 680 врачебных учреждений и фельдшерских пунктов против 6 200 в 1913 г., число посещений которых выросло с 58,5 млн. в год до 186 млн.
2,819 млн. мест в яслях против 0,009 млн. таких мест в 1914 г.
650 женских и детских консультаций против полного отсутствия таковых в 1914 г.
развернута работа различных организаций по санитарному просвещению крестьянства, по развитию на селе физкультуры и спорта.
Там в приложении проект опросного листа, подготовленный Семеновой-Тян-Шанской для систематизированного сбора сведений о быте "Ивана" из других мест России.
Один из пунктов --
-- Задолженность Ивана во время голодовки (не сильной, но [обыкновенного недоедания]). Иван голодный, сколько, когда и как его кормит казна.
Так этож не про хипстеров, а про всякое быдло. Наши хипстеры точно знают что не будь проклятых коммуняк они минимум бы деревней командовали, а вероятнее всего на балу с НаташейРостовой...
Конопля помянута несколько раз в повествовании.
Очевидно коноплеводство было весьма распространено.
Интересно как в те времена обстояло с её курением??
Да, коноплю активно высаживали. В силу надобности как материала для верёвок, ткани и масла.
На рязанщине, особенно южной, не было села без коноляного поля.
Что до курения - фактов подобного не находиля. но зная смекалку "Ивана" и желание людей расслабиться как можно халявнее - наверняка употребляли и так.
Нечеловеческий накал русофобии. Ирония насчет "хруста французской булки" понятна, конечно, но ведь в тексте накал Правды такой, что Солженицин нервно курит в углу. Как можно писать такое про свою страну, пусть и про период царизма?
> В советское время ещё вертолёты охраняли, конопляные посевы.
Все детство шастал мимо посевов пенькозавода — три гектара конопли. Забор из рабицы, даже без электричества и вышек по углам.
Знание о том, что надо делать с коноплей, пришло только после так называемой перестройки. Пенькозавод закрыли, коноплю как бы изничтожили.
> Так этож не про хипстеров, а про всякое быдло. Наши хипстеры точно знают что не будь проклятых коммуняк они минимум бы деревней командовали, а вероятнее всего на балу с НаташейРостовой...
Ну, если только, то с Наташей Ростовой, это надо быть офицером от Гегеля до Бабеля, а не от Эдиты Пъехи до иди ты на хуй.
> Что до курения - фактов подобного не находиля. но зная смекалку "Ивана" и желание людей расслабиться как можно халявнее - наверняка употребляли и так.
Немного не в тему, но все же.
Прочитав твой пост, решил побольше узнать о том, как обстояло в России дело с употреблением конопли в наркотических целях. Таковые свойства конопли были открыты в незапамятные времена - неужто у нас этого не было? Полез в гугл - так там на первой же странице ссылки на сайты, рассказывающие о том, как растить, сушить и курить коноплю. Яндекс, кстати, тоже этих сайтов не стесняется.
Это ж лютый мрак - народ общается, растит, курит. И где черный список сайтов, который нам так обещали? Неужто у нас уже легализовали марихуану?
Смех - смехом, а естественного отбора среди людей уже нет. И лично у моих детей проблем со здоровьем явно больше чем у меня. А если сравнить с бабкой(моей), у которой в 88 лет давление было 120/80, то мысль возникает - а что с этим делать? Детская смертность - это страшно, но генетические нарушения - они накапливаются.
> помощник машиниста паровоза <...> пьяный напивался перед поездкой, говоря жене : "не боись, паровоз дорогу знает".
А цинк на это есть? Неужто за появление пьяным на паровозе с работы не полетишь? Железные дороги в начале ХХ века - они были вроде авиации сейчас. Хай-тек и очень завидное место работы.
Как то читал бложик доктора-невролога, который советовал пациентам покупать зерна травы, чтобы если что-максимум на административку залететь.Извини- читал давно, сейчас и не вспомню источник
Это не повезло. Это плод долгой и тяжкой работы. Заслуженный плод, надо сказать.
Точно так же и просирание этого плода - это "не неповезло".
Это просто просирание.
> но ведь в тексте накал Правды такой, что Солженицин нервно курит в углу.
> Как можно писать такое про свою страну, пусть и про период царизма?
Это же, вроде, сугубо научные наблюдения современницы - не вижу основания не доверять. Причем они подтверждаются другими таких же - на Тупичке были ссылки на записки сельских врачей и т.п.
Такой вот при царизме был уровень сегрегации одного, казалось бы, народа.
> А цинк на это есть? Неужто за появление пьяным на паровозе с работы не полетишь? Железные дороги в начале ХХ века - они были вроде авиации сейчас. Хай-тек и очень завидное место работы.
> Как представишь, что со страной смогли сделать большевики, аж дух захватывает.
Поэтому, например, фильмы "Колчак"-стайл вызывают особое омерзение, ибо в угоду нынешней антисоциалистической квазиидеологии романтизируют и приукрашивают то время.
А оно было вот такое.
Кто-то из царских генералов докладывал году так в 1909, что чуть не 80% призывников впервые в жизни едят мясо -- в армии.
> Когда младенец идет «не путем», то есть вперед ногами, или согнутый, то некоторые бабки спускают роженицу с доски. Широкая доска приставляется наискосок к стене и укрепляется так. На верх доски бабка при помощи мужа кладет навзничь роженицу —головою вниз. Затем муж и бабка ее отпускают, и она быстро катится вниз головою (муж и бабка следят, чтоб она не свернулась на бок), от такого быстрого движения и некоторой встряски ребенок будто бы «выправляется» и вторично уже может пойти правильно, то есть головкой вперед.
Я каждый раз, когда подобное читаю - все равно охреневаю.
Скольких смертей и родовым травм можно было бы избежать будь там хоть посредственная акушерка. Не говоря уже о роддоме.
И сколько бы это еще продолжалось в "России, которую мы потеряли" не победи тогда Октябрьская революция.
Рекомендую к ознакомлению ещё книгу Николая Рубакина "Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. (Опыт статистической характеристики сословно-классового населения русского государства)" .
Там тоже много интересного по народное "богатство" перед Первой Мировой.
Да уж булочкой хрустели далеко не все, зато послушать рассказы нынешней интеллигенции у всех были деды со своим "маленьким свечным заводиком" и просто надо хорошо работать.
К слову, любопытно было бы почитать, как обстояло с этими же делами в Цивилизации.
Сильно сомневаюсь что в какой-нибудь Владычице Морей дело у "простых" людей сильно лучше было.
Читал где-то, что во времена "хруста французской булки" само выражение "хруст французской булки" было эффемизмом слова... "пернуть в приличном обществе". За точность источника не ручаюсь, надо бы проверить. Но если это правда, песня "Как хороши в России вечера" приобретает иной смысл. ;))
> Интересно как в те времена обстояло с её курением??
Никак. В деревнях мало курили. Коноплю растили повсеместно. Выделывали отличную парусину и конопляное масло. Последнее считалось обладающим легким пьянящим эффектом и очень вкусным. Сорта конопли были промышленными - концентрация канабиола в них была низкая.
> Очевидно коноплеводство было весьма распространено.
> Интересно как в те времена обстояло с её курением??
Насколько я знаю, в тех сортах Cannabis sativa, которые выращиваются в наших широтах, содержание тетрагидроканнабинола очень низкое. Что накуриться, надо выкурить очень много.
Хотя предполагаю, что некоторых граждан и это не остановит. А жаль, волокно конопли - очень ценное сырье.
> В которой 80% населения жили так, как написано в заметке.
Есть мнение, что и в СССР народ в массе жил крайне бедно даже в 50-х, да и сейчас талантливые неполживые исследователи за небольшую сумму сделают вам шикарнейшее исследование про быт тупого ленивого алкогольного русского быдла, грязь и разруху и проч. Видел подобное, доводилось.
Тем не менее, понять, зачем писать такое про свою страну, зачем на нее по этому поводу вот так вот высираться - понять затрудняюсь.
Если, допустим, твой папа в своей жизни делал что-то не то, ты же все равно детям будешь рассказывать, что дед у них был - хороший человек.
> Нечеловеческий накал русофобии. Ирония насчет "хруста французской булки" понятна, конечно, но ведь в тексте накал Правды такой, что Солженицин нервно курит в углу. Как можно писать такое про свою страну, пусть и про период царизма?
Про "накал Правды" и "русофобию" не развернешь мысль? Поди Семенова-Тян-Шанская врала по-черному? Интересно только, с какой целью?
> А если сравнить с бабкой(моей), у которой в 88 лет давление было 120/80, то мысль возникает - а что с этим делать? Детская смертность - это страшно, но генетические нарушения - они накапливаются.
Перечитай заметку еще раз, вдумчиво и неторопливо.
Она, вообще-то, не об естественном отборе, а о том, что у множества вполне здоровых детей было мало шансов выжить или не остаться инвалидом просто из-за тогдашних уровня гигиены и приемов обращения с детьми.
Молодая "эта страна" которой всего лишь 20 лет уверенно катится в "которую мы потеряли".
Раньше в каждой(!) деревне был как минима медпункт. Ато и полноценные поликлиники. Я хоть и городской житель - но по стройотрядам и "картошкам" по Союзу покатался - мне свидетели не нужны.
А сейчас и бабку-повитуху не найдешь, не то что медика - благодаря "эффективным".
> У тебя проблем со здоровьем меньше, чем у твоих детей, благодаря естественному отбору, или потому что сейчас дрянь всякую едим, например?
Дело не в питании. Хоть сейчас много говорят о синтетическй пищи, поют осанну натуральным продуктам, но никаких доказательств того, что натуральное полезнее - нет. Разница в здоровье объясняется, скорее, количеством выживших детей. Ещё в 20-е гг. не выживали очень и очень многие дети, которых сегодня успешно лечат и они живут.
> но ведь в тексте накал Правды такой, что Солженицин нервно курит в углу.
> > Как можно писать такое про свою страну, пусть и про период царизма?
>
> Это же, вроде, сугубо научные наблюдения современницы - не вижу основания не доверять.
Камрад Ваймс подсказывает: строго как у Солженицына.
> Этож охуеть какая была страна, а какие-то опездолы ещё нам рассказывают о Величии и о Хрусте французской булки.
>
> Здесь вроде бы запрещено высираться на Россию или ее историю. Или уже нет?
>
> Коротко для мудаков: Российская Империя была великой страной.
Мудакам здесь быстро объясняют: и что такое история, и на что похожа конкретно наша.
> К слову, любопытно было бы почитать, как обстояло с этими же делами в Цивилизации.
Цивилизация - это игра, камрад. Если ты о ней. В разных сериях разное пишется. Хоть, оно вроде не противоречит друг другу, но, что-то разное навязывается.
> Читал где-то, что во времена "хруста французской булки" само выражение "хруст французской булки" было эффемизмом слова... "пернуть в приличном обществе". За точность источника не ручаюсь, надо бы проверить. Но если это правда, песня "Как хороши в России вечера" приобретает иной смысл. ;))
Ну, вот видишь, камрад. Как оно вдруг восстаёт не в приличном свете))).
> К слову, любопытно было бы почитать, как обстояло с этими же делами в Цивилизации.
> Сильно сомневаюсь что в какой-нибудь Владычице Морей дело у "простых" людей сильно лучше было.
Если этим никто не интересовался и про это не писал - значит, прекрасно жили, в шоколаде.
> Мудаку сложно понять, что Россия - это наша страна, и высираться на нее не следует. Даже если царь был мудак.
Камрад, умерь пыл. Где и кто отрицает, что Россия была великой страной? Вот только ее элита, слишком интегрировавшаяся на рубеже XVIII-XIX веков в цивилизованное западное сообщество, через сто лет довела страну вот до такого безобразия. До разделения на народа, по сути, на два - хозяев и рабов. В результате элита рухнула, а Россию спасли большевики и подняли ее на высоты, для царской власти недосягаемые.
> Где и кто отрицает, что Россия была великой страной?
Камрад Васька в комменте за нумером 7.
Вот еще хочется процитировать:
> - Оставим правду историкам. Допустим, ваш папа изменял вашей маме, они из-за этого дрались и стояли на грани развода. Вам что, от знания этих фактов станет легче жить? Мало того, повзрослев, вы так найдете моральное оправдание для своих собственных измен: мой папа так делал. А папа должен быть идеалом во всем. И точка.
> Зачем писать про родную страну гадости - я понять не могу.
Ты тверёз?
Гадости про родную страну писал, например, Солженицын.
Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская исследовала как демограф-социолог и описывала актуальную действительность. Как учёный. Чтобы ты вырос и знал, как хуёво жили твои предки, граждане великой империи.
Прочитай раздел "Смертность" в Брокгаузе-и-Ефроне. Там примерно о том же, только в нескольких абзацах.
> Вот еще хочется процитировать:
>
> > - Оставим правду историкам.
Камрад, многие компатриоты уже искренне уверены, что, скажем, красноармейцы изнасиловали (то ли во всей Германии, то ли только в Берлине) два миллиона немок.
Что вторую мировую Гитлер начал в сговоре со Сталиным, поделив Польшу.
Что свирепые большевики сломали богоспасаемую Россию и сбили её с предначертанного пути.
Многие другие чудеса внедряются в головы.
Ты на чью мельницу воду льёшь, а?
Если не рассказывать людям правду -- её засрут ложью.
Камрад ihistorian - как раз историк, поэтому не вижу проблемы. А мы что, не должны знать истории? Не будем знать, придут сванидзы и объяснят, что в чудесной стране, где текли молоко и мед, злые большевики устроили кровавый террор. И возразить будет нечего.
А по твоей логике, боюсь, и Ельцин может оказаться великим и мудрым правителем.
> Зачем писать про родную страну гадости - я понять не могу.
Чо-то я не увидел здесь гадостей, увидел только последствия необразованности. Которая кстати в деревнях и на протяжении СССР была, и сейчас есть, но намного меньше, чем описано в статье. Как думаешь, почему?
Хруст французской булки - это здорово. Но с чем сравнивать быт крестьян начала века? С 1980 годом? Но это же бред - естественно за столько лет (несмотря на две страшные войны) цивилизация развивается. Так сравнивать все равно что ругать СССР потому что там iPad'ов не было.
Великая Октябрьская социалистическая революция с точки зрения исторического развития не была необходимой - однако вырождающаяся элита Российской Империи (и прежде всего царствующий дом) сделали достаточно, чтобы страна свернула с эволюционного пути на революционный (хотя, безусловно, и воздействие внешних факторов было очень сильным). Тут большевики просто оказались в нужное время в нужном месте + огромный потенциал их лидеров (Ленин, Троцкий, Сталин и другие).
Как бы пошло в России дело по мягкому сценарию (конституционная монархия - власть буржуазии, отсутствие гражданской войны - по крайней мере в таком огромном масштабе) сейчас гадать, наверное, бессмысленно. История не терпит сослагательного наклонения и т.д.
В общем сравнения данные всегда некорректны - ровно также, как и завывания про "потерянную Россию".
Был значит какой-то исторический изъян и в Российской империи и в Советском Союзе - раз собственный народ не сделал достаточно, чтобы они сохранились. Можно долго рассказывать про Ленина с немецкими деньгами, дурака Николая II, заговор США и саудитов, дурака Горбачева и т.д. Это все важные факторы - но не решающие. Решающий фактор - предательство элиты и безразличие народа.
> Жили б так на Руси люди как описано,передохли бы давно все.
А можно ещё почитать рассказы о французских крестьянах и английских рабочих, там тоже передохнуть все должны были... Но вот почему то создали великую Францию, Англию и.т.п. Хотя я думаю без Октября 1917 они бы действительно передохли. :-)
Камрады, хотел спросить у тех кто в теме, в передаче "Имя России" МиГалков говорил, что при Столыпине численность русских увеличивалась на 3 миллиона в год. Была очень высокая рождаемость у рсских даже не смотря на высокую смертность. Это правда или опять лгут либерасты?
> Зачем писать про родную страну гадости - я понять не могу.
А надо было написать, что на самом-то деле в каждой деревне были дипломированные врачи-акушеры и род-дома, что детская смертность в деревнях не зашкаливала за 90%, что кормящие матери не работали в полях, что Неркасов со своим русофобским пасквилем "Кому на Руси жить хорошо" тоже переплюнул Солженицына?
Камрад. В истории нашей страны было всякое, грубо говоря, хорошее и плохое. Я считаю, что хорошее следует выпячивать, рассказывать про него детям в школе, снимать фильмы и телепередачи, писать про него книжки и проч. А про плохое - нет.
> Зачем писать про родную страну гадости - я понять не могу.
>
> А надо было написать, что на самом-то деле в каждой деревне были дипломированные врачи-акушеры и род-дома, что детская смертность в деревнях не зашкаливала за 90%, что кормящие матери не работали в полях, что Неркасов со своим русофобским пасквилем "Кому на Руси жить хорошо" тоже переплюнул Солженицына?
Важно было завершить написанное словами "вот поэтому, дети, Россия и была Великой Империей".