Ракеты, выпущенные в направлении российского пассажирского лайнера в небе над Сирией утром 29 апреля, взорвались в нескольких сотнях метров от фюзеляжа, сообщил "Интерфаксу" источник в силовых структурах в Москве. "В момент обстрела лайнер находился на высоте около 9800 метров, в то время как первая ракета взорвалась на высоте 9200 метров, другая — 8900 метров", — рассказал он. Источник добавил, что сирийские авиадиспетчеры после обстрела разрешили экипажу в экстренном порядке поднять самолет еще почти на 1000 метров. "Таким образом, экипаж смог уберечь машину и людей от разлетавшихся осколков", — подытожил собеседник агентства.
Ракеты, выпущенные в направлении российского пассажирского лайнера в небе над Сирией утром 29 апреля, взорвались в нескольких сотнях метров от фюзеляжа, сообщил "Интерфаксу" источник в силовых структурах в Москве. "В момент обстрела лайнер находился на высоте около 9800 метров, в то время как первая ракета взорвалась на высоте 9200 метров, другая - 8900 метров", - рассказал он. Источник добавил, что сирийские авиадиспетчеры после обстрела разрешили экипажу в экстренном порядке поднять самолет еще почти на 1000 метров. "Таким образом, экипаж смог уберечь машину и людей от разлетавшихся осколков", - подытожил собеседник агентства.
Как сообщалось изначально, самолет А-320 российской чартерной авиакомпании NordWind Airlines, выполнявший рейс Шарм-эль-Шейх - Казань, подвергся обстрелу над территорией Сирии. Причем не исключали целенаправленного обстрела. Вскоре в Росавиации заявили, что экипаж зафиксировал боевые действия на земле, которые, по его мнению, могли представлять угрозу для самолета и пассажиров, передает РИА "Новости".
Вслед за этим пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила следующее: "Самолет совершал свой полет над гористой территорией Сирии, и один из пилотов заметил вспышки внизу, после чего было принято решение, на всякий случай, перейти на более высокий эшелон. Инцидент был утром, после чего самолет приземлился (в Казани. - Прим. ред.), никаких повреждений на нем обнаружено не было".
"Что это были за вспышки, сказать пока сложно", - добавила она. Все закончилось благополучно, без потерь, пострадавших на борту не было. По сведениям Ростуризма, на борту самолета находились 159 пассажиров и восемь членов экипажа.
Представитель международного аэропорта Казани сообщил РИА "Новости" во вторник, что экипаж A-320 не докладывал диспетчерской службе об инциденте в воздушном пространстве над Сирией.
На авиафоруме поделились "рассказом капитана" и версиями: "Стрелявшие - дебилы редкостные"
Дискуссия об инциденте немедленно развернулась на авиационном форуме в интернете Forumavia.ru. Как обычно, там можно найти сведения, которыми еще не располагают официальные источники. Так, один из участников написал: "По сообщению капитана, в районе Алеппо наблюдал три ракеты, разрыв первой под 30 градусов от курса выше эшелона (шел на 340), вторая и третья - по курсу впереди. ПЗРК так высоко не летают. Имеются свидетели".
"Все это может плохо закончиться - впечатление что кто-то под сбитый лайнер хочет вывести сирийскую возню со стрелковым оружием на более высокий уровень", - подытожил форумчанин.
Видимо, почерпнув информацию на этом же форуме, "Фонтанка.ру" пришла к такому выводу: "Обстрел российского самолета с земли, скорее всего, велся ракетами С-125 - это советский зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия. В интернете есть видео (опубликованное 28 апреля 2013 года), где эти ракеты по Сирии перевозят". (На то же видео есть ссылка на авиафоруме. - Прим. ред.).
"Фонтанка.ру" также сообщает что в ее распоряжении оказался "файл с записью входа самолета в воздушное пространство Сирии". С этого момента сигнал пропал и появился только на выходе из этого государства, рассказывает издание. Судя по всму, речь идет о треке этого рейса на ресурсе Flightradar24.
На авиафоруме можно вычитать и такие комментарии, не без юмора: "Ну, уже ж вроде все ясно. Экипаж заметил вспышки на земле и принял решение подняться выше. После приземления повреждений самолета не обнаружено. Что там вспыхивало, тоже неясно. Может ПЗРК кто запустил, может С-400, а может взорвался газовый баллон в киоске с шаурмой", - пишет один.
"Что-то тут не то. ПЗРК не долетел бы до них, ЗРК самый старый не оставил бы ни одного шанса. Чет не то..." - сомневается другой.
"Какой-то бред. Если стреляли из ПЗРК в самолет на эшелоне, то стрелявшие - дебилы редкостные, не знающие своей матчасти и выкинувшие на ветер многие тысячи денег. Если стреляли зенитной ракетой, даже двумя, то как смогли промазать? И жутко интересует маневр, которым смогли уклониться. Не у всех истребителей получается", - иронизирует третий. И так далее в том же духе.
МИД РФ принимает экстренные меры
Между тем российским властям не до смеха. "МИД России предпринимает экстренные меры для прояснения всех обстоятельств этой ситуации, в том числе в контакте с сирийскими властями", - заявил накануне вечером официальный представитель ведомства Александр Лукашевич. А Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям запретить до особого распоряжения пассажирские перелеты над странами, где ведутся военные действия.
"Фонтанка.ру" цитирует официальный бюллетень, распространенный 24 апреля Международной организацией гражданской авиации, в котором говорится о высокой опасности в воздушном пространстве рядом с Дамаском. "В этом районе произошло несколько инцидентов с участием гражданских лайнеров, которые неожиданно оказывались в зоне поражения ракетами противовоздушной обороны и зоне обстрела ракетным оружием. Кроме того, имеется информация о нескольких попытках обстрела гражданских самолетов во время захода на полосу в Дамаске. В связи с этим, несколькими авиакомпаниями было принято решение об использовании альтернативных авиационных маршрутов на территории соседних стран".
> "Обстрел российского самолета с земли, скорее всего, велся ракетами С-125 - это советский зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия. В интернете есть видео (опубликованное 28 апреля 2013 года), где эти ракеты по Сирии перевозят".
Вики пишет, что С-125 "Печора-2М" с 2008 года по контракту поставлялись в Сирию. По высоте они до 20 км берут. Если боевикам удалось захватить такую - вполне могли пальнуть.
> [Сирийские авиадиспетчеры не получали ни одного сигнала об обстреле пассажирского самолета в воздушном пространстве Сирии], сообщила РИА Новости по телефону в понедельник гендиректор государственной сирийской авиакомпании "Сирийские авиалинии" Гайда Абельлатыф.
> "Мы связались со службой, ведущей наблюдение за движением в воздушном пространстве Сирии: [все диспетчерские службы в аэропортах Дамаска и Латакии и другие наземные службы не подтверждают информации о том, что какой-либо российский самолет был обстрелян в воздушном пространстве Сирии], этого не подтвердила ни одна наземная служба в Сирии, не было ни одного сигнала об этом инциденте", — сказала Абдельлатыф.
>Ранее сообщалось, что самолет российской авиакомпании NordWind Airlines, который, предположительно, подвергся обстрелу над территорией Сирии, благополучно приземлился в Казани. По информации Росавиации, 29 апреля экипаж самолета А-320 авиакомпании NordWind Airlines, выполнявший чартерный рейс по маршруту Шарм-эль-Шейх — Казань, пролетая над территорией Сирии, [зафиксировал признаки ведения боевых действий, которые, по мнению экипажа, угрожали безопасности самолета], говорилось в сообщении на сайте Минтранса
> Вики пишет, что С-125 "Печора-2М" с 2008 года по контракту поставлялись в Сирию. По высоте они до 20 км берут. Если боевикам удалось захватить такую - вполне могли пальнуть.
Вот и загадка, могла-ли косорукость боевиков способствовать промаху? Или там система такая, что если уж ракета вылетела, то по лайнеру не промажет в любом случае?
> Вот и загадка, могла-ли косорукость боевиков способствовать промаху? Или там система такая, что если уж ракета вылетела, то по лайнеру не промажет в любом случае?
Присоединяюсь к вопросу. Может хотели пугнуть для шума в СМИ и соответствующих последствий?
> Зачем вообще летать над территорией боевых действий?
Самолёты по заранее проложенным маршрутам летают, а маршруты по воздушным трассам прокладывают, а не где попало. Смена маршрута может потребовать всяких юридических ( и финансовых ) процедур, поскольку трассы, ведущие в нужное место, могут проходить над другими странами.
Известное дело- ракеты просто летели против ветра.
А вообще ну его нафиг лететь в заграницу в этом году. Не ровен час или разбомбят, или самолет собьют, или, что самое страшное, массовую забастовку и банкротство устроят.
FSA вроде захватывали сирийскую базу с ЗРК С-125. Однако там вроде стационарные пусковые установки. То есть они до сих пор ее удерживают? Или это какие-то другие, самоходные, типа "Куб"? Значит, они их как-то поддерживают в рабочем состоянии и есть люди, которые как-то (не особо успешно) могут их применять? А ПЗРК да - не долетит. Хотя они там изобретательные - катапульты всякие делают. Может и здесь - запустили воздушный шар на 6 км, а на нем бандит со "Стингером".
Ну и непонятно, что там мог углядеть экипаж на земле с 9800 метров?
[голосом Левитана] Утром 29 апреля в мирный российский Азбуз были выпущены три зенитные ракеты. Мирный Арбуз совершил противоракетный манёвр, выпустил тепловые ловушки и шквальным ракетно-пушечным огнём уничтожил атаковавшие его зенитные комплексы. Российская сторона предупреждает, что при повторении таких провокаций может вместо Арбузов вывести на пассажирские линии мирные лайнеры на базе Ту-160.
> Пламя при запуске совсем не маленькое, выше след появляется.
В заметке сказано
> Вскоре в Росавиации заявили, что экипаж зафиксировал [боевые действия на земле], которые, по его мнению, могли представлять угрозу для самолета и пассажиров, передает РИА "Новости".
Ну и обзор из кабины на землю не очень хороший, это ж не Ми-8 :)
По ним работали не вдогон, поэтому пуски, особенно при хорошей погоде, видно было очень издалека. Если вдобавок были видны разрывы, то значит стреляли очень косо - обзор из кабины вниз и вбок действительно фиговый.
Т.е., коридоры там забетонированные? Других коридоров в принципе нет: война, не война - лети через Сирию?
Усложню свой вопрос: зачем держать гражданский коридор над зоной боевых действий? Вот я как-то летал в Дубай, и летели мы почему-то не над Афганом или Ираком, а над Ираном, хотя это не самый короткий путь был.
>"В момент обстрела лайнер находился на высоте около 9800 метров, в то время как первая ракета взорвалась на высоте 9200 метров, другая - 8900 метров", - рассказал он.
Как они высоту взрывов измерили?
>Источник добавил, что сирийские авиадиспетчеры после обстрела разрешили экипажу в экстренном порядке поднять самолет еще почти на 1000 метров. "Таким образом, экипаж смог уберечь машину и людей от разлетавшихся осколков", - подытожил собеседник агентства.
То есть после обстрела пилоты сообщили об этом диспетчерам, и те разрешили взлететь повыше, чтобы не попасть под осколки? А вот во время переговоров осколки где были?
> Может хотели пугнуть для шума в СМИ и соответствующих последствий?
Вполне возможно. На ЗРК "Оса-М" вроде была отдельная команда на подрыв боевой части. Но не уверен, можно ли ее вручную запустить было (т.е. в нужный тебе момент времени). За другие ЗРК говорить не готов.
> Действительно ли могли совершить 2 пуска с-125 и при этом промахнуться?
При достаточных древности модификации комплекса и косорукости обслуги могли. У первой модификации высота поражения вроде как была до 10км и дальность 10-16км .
> Извиняюсь что о грустном, но про Чечню в свое время также думали.
А что с ней не так?
Пару батальонов там раскидали всех, а война с партизанами - это задачаа милиции, к армии отношения не имеет никакого.
Или ты хотел, чтобы собственную территорию с гражданским населением бомбили и утюжили тяжелой артиллерией?
"Повстанцы" много чего у правительственных войск Сирии захватывали, в том числе и ЗРК (устаревшие, к слову, их просто не могли вывести из блокированных районов, личный состав вывозили вертолетами. И похоже, не всю технику уничтожили), на ВИФ-е неоднократно их трофеи обсуждались. Другое дело, что специалистов способных с ними работать нет/мало. Да и не факт, что они ЗРК комплектными достались, могли и просто так шмальнуть - "на два лаптя правее солнца".
Где-то читал байку о том, как во время арабо-израильской войны военный советник из СССР жестоко "подшутил" над налетающими на позиции арабов в одно и то же время пилотами израильских самолетов, залпом РЗСО на встречном курсе, от чего оные покатапальтировались ибо страшно.
Может этим самым арабам дело запомнилось, жахнули в небо для устрашения? И тебе старт, и тебе след, и тебе вспышка, и тебе резонанс - сплошной профит.
> Может этим самым арабам дело запомнилось, жахнули в небо для устрашения?
Не, скорее ребята из Пентагона поняли, что тема со стиральным порошком в пробирке второй раз не проканает, надо что-то новенькое придумать для угрозы мировой демократии, поэтому заслали к специально обученным зулусам своих инструкторов с ПЗРК, а потом опять начнут кричать в ООН про бесполетную зону. Ну а потом по стадартному сценарию.
> Или там система такая, что если уж ракета вылетела, то по лайнеру не промажет в любом случае?
Если только какая-нибудь другая цель рядом с лайнером подсвечена, а не сам лайнер. Но рпц можно и выключить вовремя успеть, тогда ракета самоуничтожится.
> Если только какая-нибудь другая цель рядом с лайнером подсвечена
Для вертолета высоковато. На такую высоту только Eurocopter AS350 забирается. Почему-то про беспилотник подумалось. Может залп по нему был? Но он должен след оставлять на такой высоте. Пилоты бы заметили, по идее.
> Для вертолета высоковато. На такую высоту только Eurocopter AS350 забирается. Почему-то про беспилотник подумалось. Может залп по нему был? Но он должен след оставлять на такой высоте. Пилоты бы заметили, по идее.
Хорошо, я тебе расскажу, как было. Ракету по лайнеру запустили по ошибке. Ошибку поняли и выключили радиоподсветку цели, ракета самоуничтожилась. Молодцы! Вот украинцы, которые наш лайнер в 2001 сбили, куда хуже подготовлены были.
То есть, как работает С-125 ты только предполагаешь?
> Названия хитрые, чтоб ты все неправильно понял. Всем управлять надо.
Тогда кажу проще: подсветка имеет смысл при наличии самонаведения, которого нет у С-125.
> Ну вот как ты себе представляешь захват цели по ИК излучению с расстояния в почти что 200 км?
С чего ты решил, что она сразу с 200км должна по ИК наводиться? Самонаведение работает на заключительном этапе.
Другое дело, что про ИК в С-200 нам говорили на военке. А вот на сайте производителя есть только про полуактивное самонаведение по отражённому от цели радиосигналу.
> Ракету пустили, поняли, что цель неправильная, ракету уничтожили.
Есть в этой версии что-то голливудское.
> Но летать над такими территориями опасно.
Теперь - да. Пока у бандитов были только ПЗРК, до высоты в 10км ничего не долетало.
***
Насколько помню расположение этого дивизиона около г. Дейр-эз-Зор несколько месяцев находилось в осаде и его захватили в начале марта. Остатки личного состава были эвакуированы вертолетами.
Собственно в этом отдаленном восточном районе Сирии ПВО и до войны было минимально, из ЗРК там было только 2-3 дивизиона этих ЗРК "Квадрат" на всю провинцию. Сирийская армия где-то осенью-зимой осуществляла вывод всех более-менее современных средств ПВО в безопасные районы, но эти "Квадраты" находились слишком далеко от них.
***
Видимо, не все успели уничтожить при эвакуации. Шилки точно целыми достались (хоть и не ясно что у них там с оборудованием).
Уже выпытал: ты представления о современных ЗРК распространяешь на изделия пятидесятилетней давности.
> Долго ты думал, надо сказать.
Опаздываешь куда-то?
Если бы ты столь же уверенно сообщил про подсветку в С-75, давно бы услышал, что сказки лучше рассказывать в "Спокойной ночи, малыши". Туда же, пожалуй, относится сравнение профессионализма украинцев (не профи) и сирийских бандитов (профи, ага).
> Видимо, не все успели уничтожить при эвакуации. Шилки точно целыми достались
Шилки не ракетный комплекс. А вот если Квадратом, расчитанным на 7км стреляли по высоко летящей цели, то не исключено, что могло получиться примерно так, как описано в заметке.
Ты хоть колличество потерь по 1-ой компании прикинь к размеру батальона.
>а война с партизанами - это задачаа милиции, к армии отношения не имеет никакого.
Вот это поворот! (с)
Война, в том числе и с партизанами - это задача войсковых подразделений (см. внутренние войска, национальная гвардия и пр.). У милиции/полиции задачи совершенно иные (см. обеспечение общественного порядка, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и пр.).
>И привлекать ее начинают не как армию, понятно, а в качестве, фактически, сотрудников МВД, как "стволы".
Ты, не серчай, но судя по написанному, про МВД и "полицейскую функцию" государства представление ты имеешь чисто по амермканским боевикам (ну там где оперуполномоченный Кобрэтти валит порядка 50 злодеев за пару дней службы).
Камрад, оно скорее наоборот, когда полицейские подразделения вооружают тяжелым вооружением и бронитехникой и бросают на проведение фактически войсковых операций - это признак того, что государство трещит по швам.
У любого государства есть враги как внешние и внутренние. Пока не доходит до боевых действий, то внешними занимается разведка и контразведка, а внутренними полиция и госбезопасность. Как только доходит до войнушки, то в дело вступает армия, независимо от того, где и против кого воюем.
Даже в википедии пишут, что основная версия - теракт. И там же про то, что о сбитии ракетой сообщило ЦРУ США, и новость была быстро подхвачена и растиражирована мировыми средствами информации.