Центральное разведывательное управление США частично рассекретило материалы, из которых следует, что спецслужба поддерживала издание романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и произведений других писателей из советского блока.
В одной из директив ведомства, датированной декабрём 1957 года, ЦРУ рекомендует уделить обнародованию книги Пастернака большее значение, чем другим произведениям, которые поступят в советский блок.
«Доктор Живаго» должен быть опубликован максимальным тиражом, в максимальном количестве редакций для последующего активного обсуждения мировой общественностью, а также представлен к Нобелевской премии», — говорится в директиве.
В других материалах ЦРУ отмечается, что авторы с активной творческой позицией, подобной Борису Пастернаку, будут способствовать разрушению железного занавеса.
> авторы с активной творческой позицией, подобной Борису Пастернаку, будут способствовать разрушению железного занавеса.
>
> И заодно Советского Союза.
Хм, а на каком сайте можно поставить баблецо на "Оскар за лучший иностранный фильм"?) Если уж ЦРУ нобелевку под себя прогибает... Пастернак, Солженицын...
Никогда не забуду, как за бугром, один молодой немец, кажется его Йорк звали, на полном серьезе, но несколько смущаясь, спрашивал меня, мол можно ли в Москве, пусть даже и на окраинах города, встретить медведя. Ответил, что легко может посмотреть на медведей прям в центре города. В зоопарке. Бедолага видать этого самого Живаго и насмотрелся.
Никогда не понимал термина "Самиздат". В СССР ксероксов не было, каждая печатная машинка стояла на учёте в органах (всё как положено, марка, модель, серийный номер, образец оттисков, где стоит, кто пользуется, кто имеет доступ) не говоря про доступ к серьёзным типографским мощностям, который контролировался злобным КГБ, стукачами из партии и собакой с милицией. При таком положении дел не совсем понятно как можно "втихаря" издать хотя бы одни экземпляр 400 с лишним страниц "Доктора Живаго", или трёхтомника "Архипелаг ГУЛАГ".
это он в контексте обсуждения того, что в США различного рода премии (включая кино) не имеют никакого отношения к политике. талантливые творцы творят в рамках существующих в обществе трендов. вот в частности и про «Доктор Живаго» упоминал, что интерес к нему на западе исключительно в силу гениальности произведения
> каждая печатная машинка стояла на учёте в органах (всё как положено, марка, модель, серийный номер, образец оттисков, где стоит, кто пользуется, кто имеет доступ)
например, у меня была печатная машинка
она нигде не стояла на учёте, ибо этого никто не требовал
равно как никому не было никакого дела, кто к ней имеет доступ
> не говоря про доступ к серьёзным типографским мощностям
доступ был - у работников типографии
печатать что попало было нельзя, да
> который контролировался злобным КГБ
он не был злобным
> стукачами из партии
чтобы приносить пользу обществу, стукачу не надо быть членом партии
> В СССР ксероксов не было, каждая печатная машинка стояла на учёте в органах
Еще, как всем известно, в СССР евреев не брали в ВУЗы. Только почему-то в Израиле у старшего поколения эмигрантов из СССР - поголовно советское высшее образование.
>В начале 1970-х годов Евтушенко рассказывал Даниэлю, что СССР заплатил ЦРУ за раскрытие псевдонимов чертежами новой подводной лодки.
Такого не слышал. В каком-то интервью, напечатанном году в 1988-89, Евтушенко рассказывал, как Роберт Кеннеди на каком-то приёме приватно сообщил ему, что материалы о публикациях Даниэля и Синявского на западе были подброшены советской стороне ЦРУ в целях провокации скандала.
> доступ был - у работников типографии
> печатать что попало было нельзя, да
Я в ЛЭТИ учился и работал на кафедре, так у нас стояло два барабанных принтера, которые со страшным грохотом печатали с дикой скоростью на перфорированной бумаге. Преподаватели за зачет принуждали несознательных студенток набивать тексты, а потом на этих принтерах печатали вполне вменяемые тиражи. Насчет Солженицина и Пастернака - не знаю, уверен, что особого интереса они не вызывали, а вот Стругацких сам печатал, было такое.
> Еще, как всем известно, в СССР евреев не брали в ВУЗы. Только почему-то в Израиле у старшего поколения эмигрантов из СССР - поголовно советское высшее образование.
это самое страшное проявление государственного антисемитизма
> В каком-то интервью, напечатанном году в 1988-89, Евтушенко рассказывал, как Роберт Кеннеди на каком-то приёме приватно сообщил ему, что материалы о публикациях Даниэля и Синявского на западе были подброшены советской стороне ЦРУ в целях провокации скандала.
глядя на шакалящих у посольств - верится с трудом!!!
> каждая печатная машинка стояла на учёте в органах (всё как положено, марка, модель, серийный номер, образец оттисков, где стоит, кто пользуется, кто имеет доступ)
Кто тебе такую хрень в уши надул про машинки пишущие? У меня папа в школе завхозом работал, так на тех машинках только инвентарные номера стояли. Да и в магазинах портативные машинки в чемоданах продавались. Дорог стоили потому и не покупали - она в хозяйстве не нужна была.
> Кому: Ursus Russus, #39 >
> > Еще, как всем известно, в СССР евреев не брали в ВУЗы. Только почему-то в Израиле у старшего поколения эмигрантов из СССР - поголовно советское высшее образование.
>
> это самое страшное проявление государственного антисемитизма
Открываешь либеральную Википедию, а там:
> Сергей Михайлович Брин родился в Москве в еврейской семье[5] математиков, переехавшей на постоянное место жительства в США в 1979 году, когда ему было 5 лет.
> Его отец — бывший научный сотрудник Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР (НИЭИ при Госплане СССР)[6], кандидат физико-математических наук Михаил Израилевич Брин[7] (род. 1948[8]) — стал преподавателем Мэрилендского университета (ныне — почётный профессор)[9], а мать — Евгения (урождённая Краснокутская, род. 1949), в прошлом научный сотрудник в Институте нефти и газа[10] — специалистом по климатологии в NASA (в настоящее время — директор благотворительной организации ХИАС)[11][12][13]. Родители Сергея Брина — оба выпускники механико-математического факультета Московского государственного университета (1970 и 1971 годов соответственно).
> Дед Сергея — Израиль Абрамович Брин (1919—2011) — кандидат физико-математических наук, был доцентом на электромеханическом факультете Московского энергетического института (1944—1998)[14]. Бабушка — Майя Мироновна Брин (1920—2012) — филолог; в её честь на русском отделении в Мэрилендском университете на пожертвования сына[15] была организована исследовательская программа (The Maya Brin Residency Program) и лекторская позиция (Maya Brin Distinguished Lecturer in Russian)[16][17]. Из других родственников известен родной брат деда — советский спортсмен и тренер по греко-римской борьбе, заслуженный тренер СССР Александр Абрамович Колмановский (1922—1997)[18].
> В октябре 2000 года Брин заявил[19]:
> «Я знаю о трудностях, через которые пришлось пройти моим родителям (когда мы жили в Советском Союзе), и я глубоко им благодарен за то, что они увезли меня в Штаты».
Все, буквально все поголовно пострадали. Все, понятно, расстреляны.
> Дед Сергея — Израиль Абрамович Брин (1919—2011) — кандидат физико-математических наук, был доцентом на электромеханическом факультете Московского энергетического института (1944—1998)[14]. Бабушка — Майя Мироновна Брин (1920—2012)
Хрена-се - как их угнетали и мучили в СССР что они по девяносто два года прожили. А с дедом что зверюги гэбистские что сотворили - заставили пятьдесят четыре года работать доцентом в МЭИ. Сволочи!!!
Причём второй раз [утирает слезу] агентами КейДжиБи, когда паковали чемоданы, а третий раз [громко сморкается в платок] подло в спину советскими пограничниками, когда переползали границу. Особенно пострадал Михал Израилич повиснув на колючей проволоке, где он и был покусан злобными овчарками!!! И вот Михал Израилич лежит, пограничным столбом придавленный...
> было бы интересно узнать, в каком месте там гениальность
Понимаю, что нарываюсь на ссаные тряпки, но: "Доктор Живаго" - изрядная картина предреволюционной жизни, Революции, и Гражданской Войны. Не "Тихий Дон" конечно, но текст уровня "Хождения по мукам". Сам я, понятное дело - не свидетель событий, но с другим читаным по теме почти не расходится. Что беллетристика, что исторические исследования. Всё, разумеется IMHO.
Язык, кстати - нравится особенно.
> Я стесняюсь спросить:
> какого в жопу "разрушения железного занавеса"?!
>
> Это же запад от нас железным занавесом отгородился. Чуть ли не с подачи сэра Уинстона!
>
Есть два вида занавесов, точнее избирательных фильтров.
Один применяются для защиты и самосохранения, другой для нападения и уничтожения. Железный занавес - пропагандистский образ, чтобы сказать, что этот занавес воздвигли плохие парни.
Занавес, который парни с запада хотели разрушить, называется суверенитет. Если они не могут засунуть свои лапы и творить что хотят, как в Китае во времена опиумных войн, значит в их терминологии воздвигнут железный занавес. Плохой занавес.
Другой вид занавеса они сами выставляли и выставляют сейчас. Называется, непризнание, блокада, санкции. Это хороший занавес, поскольку он должен ослабить противника и помочь разрушить плохой занавес - железный, который мешает засунуть лапы.
Плохие парни воздвигли вокруг себя железный занавес. А мы, хорошие парни (вы что, суки, нам не верите?!), разрушим его и накажем плохих за то, что они плохие.
> В свете таких новостей все сильнее задумываюсь о тов. Звягинциве с Левиафаном...
> Что-то его пиндосы уж сильно раскручивают...
Ну да, а продюсер фильмы - Александр Роднянский, украинский медиамагнат. Пруфа не выкладываю, чтоб не получить, всё в свободном доступе в сети.
Не мудрено, что вышло русофобское УГ.
> каждая печатная машинка стояла на учёте в органах
ЩИТО?! Камрад, ты тормози при посадке-то...
да я к матери приходил на работу, на метеостанцию, и спокойно печатал письма родственникам на каком-то аппарате, отдаленно похожем на телетайп.
и как-то никто из органов не беспокоил.
Как я с тобой согласен, товарищ! Мне за этот игнор учительница по литературе 1 за четверть влепила. Не мог Солженицына, Пастернака читать. Тоска и антисоветчина. Я ей ультиматум поставил - читать до конца этот бред не буду. Сочинение писать по бреду - тоже.
> не говоря про доступ к серьёзным типографским мощностям, который контролировался злобным КГБ, стукачами из партии и собакой с милицией.
Сам я в типографии (и около) работал с середины 90-х. Простая такая сельская типография — с наборными столами, линотипами и прочим инвентарем. Была даже антикварная тигельная печатная машина в стиле «береги пальцы».
Так вот, за ночную смену рабочие умудрялись отпечатать до пары тысяч левых бланков с целью продажи их по спекулятивной цене и злоупотреблением алкоголем с утра на вырученные деньги. И злобная милиция с собакой не появлялась в типографии годами.
Возможно, в 60-е нравы были построже. Но типографий уже тогда насчитывалось сотни тысяч. Проконтролировать каждую районную или заводскую типографию (по моему мнению) крайне непросто.
В книжице Р. Гейтса [Robert_M._Gates] "From the Shadows" имеется фотка произведения "Архипелаг Гулаг", издававшаяся при финансировании ЦРУ, очень удобное издание, судя по всему. Ну и полюбопытствуйте, кто не в курсе, кем работал автор :-).
> А я не нарадуюсь. Столько лет хотел приобрести те книжки, и тут срослось :)
У меня только "Записки сантехника о кино" нет. Остальные все в наличии. Одна или две копии были задарены либералу. Им изучены. Судя по болотному одобрению не сработали. Хотя может и сработали. Он лично туда не побежал :)
> про «Доктор Живаго» упоминал, что интерес к нему на западе исключительно в силу гениальности произведения
Помнится, когда его наконец-то выпустили во времена перестройки унд ускорения, сразу метнулся, укупил, радостно подпрыгивая раскрыл и жадно приник к Нобелевскому произведению...
Закрыл с чувством недоумения из серии "ну и где я там упустил хоть какой-то намёк на гениальность"?
> это он в контексте обсуждения того, что в США различного рода премии (включая кино) не имеют никакого отношения к политике.
>
> вроде взрослый человек
В 2003-м на "Сер.Дожде" смеялся над мнением, что США полезли в Ирак из-за нефти, постоянно напоминая какой Саддам тиран и как он травил курдов. Когда я дозвонился в эфир, все его контрдоводы были:
"За что вы так Америку ненавидите? Вы вообще там были? Ах не были!
А английский знаете? Ах, не знаете, ну всё с вами понятно!"
Определенная популярность "Доктора Живаго" связана не с книгой, а с ее экранизаций Девидом Лином с Омаром Шарифом в главной роли.. Фильм срубил в середине 60-х аж 5 оскаров!!! Плюс музыка Мориса Жара, плюс просто зашкаливающая всю разумное развесистая клюква и густая антисоветчина. Западный зритель увидел то, что хотел увидеть. До сих пор фильм во всех крупных видеотеках. Массово западный зритель "романа не читал, но мнение имеет..."(с). Да и читать там особо нечего.
> Понимаю, что нарываюсь на ссаные тряпки, но: "Доктор Живаго" - изрядная картина предреволюционной жизни, Революции, и Гражданской Войны. Не "Тихий Дон" конечно, но текст уровня "Хождения по мукам". Сам я, понятное дело - не свидетель событий, но с другим читаным по теме почти не расходится. Что беллетристика, что исторические исследования. Всё, разумеется IMHO.
> Язык, кстати - нравится особенно.
Я тоже хочу нарваться:)
Язык "Доктора Живаго" совершенно изумителен. Так пишут прозу только большие поэты. Уровень "Повестей Белкина" и "Арапа Петра Великого".
И кстати, да, никакой клеветы на Родину в книге нет.
> Помнится, когда его наконец-то выпустили во времена перестройки унд ускорения, сразу метнулся, укупил, радостно подпрыгивая раскрыл и жадно приник к Нобелевскому произведению...
>
> Закрыл с чувством недоумения из серии "ну и где я там упустил хоть какой-то намёк на гениальность"?
Аналогично. Стихи у него гораздо лучше. А антисоветизма особого там, вроде, не было, больше про любовь. Не надо было запрещать, не было бы таких резонансов. Выпустили бы небольшим тиражом и забыли.
Ну середина 90-х, не середина 80-х, когда на "слепых ксероксах" глаза ломали. Причем, не только на самыздате. Книги по карате, всяческая мистика типа Розы Мира, даже официальные советские но остродифицитные издания. У меня до сих пор лежат где-то Цветы Зла Бодлера отксеренные с советской книжки. За ксероксами следили, но у всех были знакомые секретарши или операторы ксероксов (тогда они могли быть в полкомнаты). Ну и 3 - 10 рублей за экземпляр. Органы следили, даже иногда брали за зад. Помню такой случай в Госкомстате.
В доксероксную эпоху энтузиасты хреначили Самыздат под 4 копирки от руки. Сотнями страниц.
Да... было время. Сейчас никто не поверит...
> Способствовать они должны уничтожению своей страны и массовой гибели сограждан.
> Железный занавес, что характерно, соорудили граждане Запада, а не мы.
> На очереди — откровения про солженицыных и бродских, даниэлей и синявских.
Да что же вы такое говорите, Дмитрий Юрьевич !!
Ведь всем, решительно всем рукопожатным гражданам известно, что СССР развалился сам собой, исключительно под грузом ужасающего тоталитаризма.
> Никогда не понимал термина "Самиздат". В СССР ксероксов не было,
Копировальная техника была.
> каждая печатная машинка стояла на учёте в органах (всё как положено, марка, модель, серийный номер, образец оттисков, где стоит, кто пользуется, кто имеет доступ) не говоря про доступ к серьёзным типографским мощностям,
Такие слухи ходили, но несколько не соответствовали реальности. На работе действительно были сложности, а сейчас их нет?, но купить печатную машинку было можно без проблем. Как человек перепечатавший "Мастера и Маргариту" на машинке "Москва" заверяю- слухи преувеличены.
Кстати был интересный случай, в конце семидесятых, камрад, терзаемый денежным вопросом, решил подзаработать- распечатать у знакомых компьютерщиков книгу и продать, помню продавать хотел рублей за двадцать. Встречаю его как-то в институтском коридоре и по голодным глазам и впавшим щекам понял, что-то не удалось. Повёл его в столовую откармливать и послушать историю о житие-бытие.
Вроде всё хорошо получилось, распечатали как и обещали, отдал он им занятые у знакомых деньги и стал потихоньку продавать. Только никто не захотел покупать за двадцать рублей Даниила Хармса.
> говоря про доступ к серьёзным типографским мощностям, который контролировался злобным КГБ, стукачами из партии и собакой с милицией.
Собака по запаху различала, что несут в печать Шолохова или Солженицина.
Несколько неполно. Не сказано, что он собирался поступать на подводника, но его не взяли, очевидно происки. Плохое здоровье и зрение естественно не причём.
Потом в одном из интервью он сам рассказывал что был в Средней Азии в начале шестидесятых с товарищем, где точно- не помню, рядом с границей. И решили они захватить самолёт и сбежать на Запад. Что-то там не срослось, но в году 63-м товарища повязали, где он и рассказал всё. Связана ли эта история с арестом сложно сказать, но даты совпадают. Может не захотели озвучивать истинные причины.
Во время поездки в Самарканд в декабре 1960 года Бродский и его друг, бывший лётчик Олег Шахматов, рассматривали план захвата самолёта, чтобы улететь за границу. Но на это они не решились. Позднее Шахматов был арестован за незаконное хранение оружия и сообщил в КГБ об этом плане, а также о другом своем друге, Александре Уманском, и его «антисоветской» рукописи, которую Шахматов и Бродский пытались передать случайно встреченному американцу. 29 января 1961 года Бродский был задержан КГБ, но через двое суток был освобождён
А вот мне книга "Доктор Живаго" понравилась и лично я не увидел там ничего откровенно антисоветского. Герой там ни за белых, ни за красных. Он просто пытается выжить в те суровые годы. Если называть "Доктор Живаго" антисоветской книгой - то и "Тихий Дон" Шолохова туда придется записать. Написан роман на красивом русском языке, читать его легко и приятно.
Упомянутый здесь камрадами диссидент Александр Даниэль о возникновении самиздата:
"Cамо слово «самиздат» входит в употребление именно в середине сороковых годов. Его автором, по-видимому, был московский поэт Николай Глазков, чьи стихи и прозаические миниатюры полуабсурдистского толка были хорошо известны в окололитературной среде, но почти не печатались при его жизни. Глазков придумал такую забавную литературную игру: составлял небольшие машинописные сборники своих стихов и прозы, сшивал их в брошюры форматом в пол-листа и дарил друзьям. А на титуле ставил им самим придуманное слово «самсебяиздат»."
Это при кровавом людоеде Сталине - и такая свобода? Подрыв устоев.
Пастернака читала, осуждаю! Учительница в школе от "Доктора Живаго" возбуждалась. Не могла понять, как такой червяк (Юрий Живаго) может вызывать интерес.