Российский институт стратегических исследований готовит к публикации монографию известного исламоведа, доцента МГЛУ Романа Силантьева "Совет муфтиев России: история одной фитны".
Это первая книга, посвященная самой известной мусульманской организации России. Она выйдет в свет в мае 2015 года, сообщили "Интерфакс-Религия" в пресс-службе РИСИ.
В монографии исследуются основные направления деятельности Совета муфтиев, детально освещаются его история и современное положение. Основными источниками книги стали архивные материалы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Более 100 источников публикуются в полном объеме.
Вообще многие сентенции московского муфтия относительно Золотой орды отличаются оригинальностью и альтернативным взглядом на историю. Например, в интервью журналу «Деловые люди» он заявил, что «известно, что и Александр Невский и другие князья, которые получили привилегии у золотоордынских ханов, и Русская Православная церковь, которая тоже получила у них привилегии и защиту, жили во времена Орды гораздо лучше, чем до ее появления и после того, как ее не стало» . В том же интервью он прояснил детали Куликовской битвы, указав, что татары в ней не участвовали, а с Димитрием Донским воевали сепаратисты неизвестной национальности .
В 2003 году в своем обращении к военнослужащим в честь Дня защитника Отечества Равиль Гайнутдин пролил свет на личность Героя Советского Союза Александра Матросова, который, оказывается, был мусульманином по имени Шакирьян Мухамедьянов. Источник происхождения этой сенсационной информации муфтий, правда, не озвучил .
В 2006 году Гайнутдин предложил оригинальный способ подсчета верующих в России. По его мнению, мусульман в стране насчитывается 20 млн., причем все они приходят на эту землю верующими и совершенно неважно, посещают они мечеть или нет. При этом численность мусульман сознательно занижают православные архиереи, которые некрасиво и неэтично считают их по головам. А вот истинных православных в России не более 2,5%, то есть впятеро меньше, чем мусульман . Ранее Гайнутдин пересмотрел религиозный состав населения республик Адыгея и Северная Осетия, объявив их мусульманскими при том, что реально доля мусульман в их пределах не превышает 25% .
В 1997 году муфтий Равиль Гайнутдин разъяснил православным истинное значение «якорного» креста и предложил отказаться от его использования как не имеющего реального смысла. «Использование в архитектуре некоторых православных храмов православного креста, водруженного над полумесяцем, вызывает негативное, а порой резко отрицательное чувство мусульман», - заявил, обращаясь к Священноначалию Русской Православной Церкви председатель Духовного управления мусульман Центрально-европейского региона России муфтий Равиль Гайнутдин. Он попросил «во имя согласия и спокойствия представителей двух великих религий во вновь сооружающихся, строящихся православных храмах не ставить под крестом полумесяц в виде поверженного символа ислама», тем более что в новых исторических условиях такая символика лишена реального смысла» . Кстати, именно такой крест венчает главный собор Русской Православной Церкви – Храм Христа Спасителя.
Глава СМР неоднократно высказывался на предмет того, что ислам пришел на территорию современной России раньше христианства, поэтому именно он является древнейшей религией нашего государства. «Так, в одном из недавних интервью генеральный директор ОРТ Благоволин особо подчеркнул: "У нас сложились прекрасные отношения с Московской Патриархией! Великолепно, но почему только с МП? Разве об одной из древнейших религий России, исламе, зрителям знать не надо? А ведь ислам пришел в Россию на сто лет раньше христианства!», - возмущался муфтий в 1997 году , а в 2014 году все-таки уточнил, что «наши отцы и деды приняли Ислам на 66 лет раньше, чем произошло Крещение Руси. Поэтому Ислам является древнейшей исторической религией нашего государства. Христианство было принято чуть позже», - заявил он на лекции в Северном (Арктическом) федеральном университете . Вот только на самом деле немалые территории юга России входили в состав православной Византийской империи и были христианскими еще задолго до появления ислама. Да и Волгу с Днепром христианские миссионеры посетили гораздо раньше мусульманских.
Параллельно соратники Гайнутдина Фарид Асадуллин и Фатых Гарифуллин сделали важные открытия во временном периоде с начала 19 по середину 20 века. Так, по мнению Асадуллина, «императора Александра II убивали не магометане - убивала Вера Засулич, и, когда суд ее оправдал, русская общественность аплодировала» . Между тем, ранее считалось, что Александра II убил Игнатий Гриневицкий и никакой суд его не оправдал, поскольку террорист скоропостижно скончался от собственной бомбы.
В свою очередь, муфтий Фатых Гарифуллин пролил свет на события Отечественной войны 1812 года и Первой мировой войны. По его мнению, во время борьбы с Наполеоном «мусульмане такую храбрость проявили», что «Кутузов первыми им разрешил войти в побежденный Париж». Кроме того, по словам муфтия, в 1916 году в ходе Брусиловского прорыва «мусульманская конница голыми саблями разрубила танковую армию Германии». С Гарифуллиным поспешил не согласиться генеральный инспектор Минобороны РФ генерал армии Михаил Моисеев. "Кутузова уже не было в живых, когда наши войска вводились в Париж во время битвы с Наполеоном», - заявил он, также уточнив, что «в ходе Брусиловского прорыва (май-август 1916 года) мусульманская конница не могла голыми саблями разрубить танковую армию Германии, так как первое в мире применение танков было только в сентябре 1916 года на реке Сомме в количестве нескольких штук» .Со своей стороны, глава СМР Равиль Гайнутдин с Моисеевым не согласился – по его данным Париж был взят еще при живом Кутузове, в 1812 году .
Перейдя на работу в СМР, заштатный протоиерей Калужской епархии Вячеслав Полосин стал позиционировать себя как выдающегося мусульманского мыслителя, чему немало способствовала его уникальная для сотрудника СМР докторская степень. Занимая пост советника муфтия Равиля Гайнутдина и сопредседателя Информационно-аналитического центра СМР, он написал целый ряд книг и статей, из которых стало известно, что в арабском языке нет гласных букв, Коран написал лично пророк Мухаммед, евангельские волхвы были агентами «Моссада», а у византийских воинов-христиан было принято отбирать у пленных турчанок младенцев, варить их и окроплять полученной жидкостью правую руку. Такого рода откровения вызвали ряд скандалов и нелестных комментариев со стороны ученых, после чего Полосин стал в своих высказываниях гораздо аккуратней .
Ждём ещё и "забавных" глав. После прочтения даже стала как-то жалко, что упомянутая в тексте статья вовремя не попала на глаза Рамзану Кадырову - получилось бы интересное продолжение. Да и улыбка Бен Лазара на фото стала казаться весьма напряжённой.
У меня одного возникло ощущение, после короткого чтения, что церковь, конечно, отделена от государства, но легко может быть зависимым от других государств, и от этого появятся трупы?
У меня к вам вопрос, читали ли вы (ознакамливались, подробно изучали, случайно сталкивались с некоторыми идеями) статью А. Вассермана "Дилогия атеизма"?
Если у вас есть время, не могли бы высказать своё мнение по данной статье? Могу предположить, что такие вопросы поднимались уже не раз и не два, но всё же интересно ваше мнение.
И учитывая то, что обстоятельный ответ, по такой непростой статье, займет большое количество времени и сил, как минимум, хотелось бы услышать ваше мнение, хотя бы по последнему абзацу, который конечно нежелательно рассматривать отдельно от статьи.
Добрый вечер!
К Вассерману отношусь положительно, с ним реально можно вежливо и предметно дискутировать. Большинство религий очень логичны, но базируются на своих аксиомах. Только не всегда эта логика лежит на поверхности. Многие вещи, кажущиеся абсурдными и противоречивыми, на самом деле подробно разъясняться и нужно только не полениться найти эти разъяснения. При этом нередко споры между сторонниками разных религий пр корректном ведении быстро упираются в непризнание аксиом друг друга (к примеру, для одних реальность нашего мира мира аксиоматична, а для других - нет).Но развивать эту тему здесь вряд ли стоит - мы имеем уже уже один тред на 2+ тысячи постов по большей части ни о чем.
Роман, меня, лично, интересует Ваше мнение, как спеца, про ИГИЛ, пророссийскую позицию Кадырова, про Сирию и Иран. Я так понял, в этой книге этого нет? Надо ли, купив эту, ждать следующей, с ответами на эти, тоже важные, вопросы? Спасибо.
Не стоит к СМР относится 100% негативно. Организация работает, а, кто не работает - тот не ошибается.
В деле сравнения ЦДУМ, СМР у нас интересная ситуация:
1. ЦДУМ хазяйничает в регионах, где % мусульман на порядок больше, нежели у СМР, т.е. в ЦДУМ наиболее хлебные области: Челябинская, Ульяновская, Башкирия - где проживает много этнически мусульман.
У СМР по сути, только Московская область и области с небольшим процентом мусульман. т.е. у ЦДУМ на порядок больше прихожан, денег и влияния, и возможностей.
2. Открываем Интернет: смотрим сколько сайтов у СМР, сколько сайтов у ЦДУМ. смотрим на качество сайтов, работу с общественностью и т.д. До 2014 г. не у каждого ДУМ ЦДУМа сайт то был. По качеству исполнения, и подаваемой информации в Интернете - СМР куда более продвинут. По проведению всевозможных конференций, выставок - так же СМР рулит. По развитию ислама, проведению праздников - у СМР опять же получается интереснее.
Теперь, как это смотрится со стороны представителя мусульманкой общины:
1. в ЦДУМ - бюрократия, и безынициативность. Даже в регионах, с большим % мусульман.(исключение - Хабаровский ДУМ ЦДУМ - отлично работают: alfurkan.ru). Во многих случаях
2. В СМР, постоянно проводятся благотворительные обеды, конкурсы. Имамы СМР, более харизматичны больше работают на "имиджем" и "пиаром" и делают ЦДУМ по работе с молодежью. Я бы сказал, что среди прихожан имамы СМР добиваются уважения к себе. По ним видно, что они стараются контролировать тусовку.
Опять же, лично у меня много хороших знакомых и в ЦДУМ и в СМР.
В ЦДУМ для меня - = безынициативность. В регионах с большим % мусульман, не видно работы, сайты убогие.
К СМР - политические ляпы(не забуду им поддержку оппозиции в Ливии), пытаются наладить диалог с салафитами.
Из Духовных управлений мусульман России в последнее время стали рулить ДУМ Татарстана, ДУМ Чечни, ДУМ Дагестана, не входящие не в СМР ни в ЦДУМ.
Роман Анатольевич спасибо, понял. Собственно да, разбираясь в следствиях, рано или поздно приходишь к причинам. Вот собственно причины (они же базовые аксиомы, в данном случае те, на которых затем выстраиваются социальные взаимоотношения) и интересуют, вернее не сколько даже они, а сколько принципиальная возможность их доказательств, причем ключевое слово "принципиальная возможность". То есть, если не можем доказать сейчас, вовсе не означает, что не сможем доказать никогда.
Вот в таком ключе есть у меня пару идей, по которым интересно ваше мнение, при условии, если это вас не затруднит.
Вы на страничку Вконтакте заходите, она ваша, можно туда писать, чтобы не разводить адских тредов?
Дмитрий Юрьевич, из последнего опроса с Романа Силантьева, мне показалось, что у вас возникли разногласия в некоторых взглядах, надеюсь это не будет помехой для дальнейшего общения с ним.
Я что то совсем превратился в ленивую свинью, забыл про существование книг и что там описывается гораздо больше и подробнее, мне все больше поп-корн подавай, избаловал Д.Ю. Эту книгу обязательно приобрету, ибо тема животрепещущая
Роман Анатольевич, здравствуйте. Хотелось бы задать вам несколько вопросов.
1. Как вы относитесь к самому "раскрученному" имаму СМР Шамилю Аляутдинову? Знакомы ли с ним, дискутировали ли по богословским или другим вопросам?
2. Согласны ли вы с тем, что в среде духовенства РПЦ можно, покопавшись, нарыть такую же кучу глупых высказываний известных священников на историческую и иные темы?
3. Раз вы считаете корректным анализ православным деятелем мусульманской среды и мусульманских деятелей, то согласны ли вы, что был бы полезен и интересен встречный анализ кого-либо из мусульман православного духовенства - их высказываний, публикования фактов кто из них был замешан в криминале, их доходов и т.п.?
4. Как вы относитесь к Александру Невзорову и нет ли желания встретиться с ним и подискутировать? Почему Церковь не обращает внимания на пропаганду и прямые оскорбления Невзорова и ему подобных?
5. Почему вы сфокусировали ваше внимание именно на СМР а не на ЦДУМ? Ведь в высказываниях известных деятелей ЦДУМ при желании можно "нарыть" такую же кучу глупостей, можно также найти и криминальные истории с их участием и т.д.
С уважением, Михаил.
Михаил, извини, переадресуй вопрос именно Роману Анатольевичу.
А то даже не по себе стало, за Ислам, Православие, Католицизм, и другие подобные, отдуваться.
Прекрасно, просто прекрасно! Очень похоже по абсурдности на то, что иногда вещают на(в) Украине. Может быть этот вирус занесён одинаковым образом и из одного "источника мудрости"?
>Роман, меня, лично, интересует Ваше мнение, как спеца, про ИГИЛ, пророссийскую позицию Кадырова, про Сирию и Иран. Я так понял, в этой книге этого нет? Надо ли, купив эту, ждать следующей, с ответами на эти, тоже важные, вопросы? Спасибо.
Добрый вечер! Верно, в книге этого нет, но есть в моих свежих интервью и комментариях. Их достаточно много. По теме ИГ советую почитать А.Игнатенко и Е.Сатановского (такая фамилия, да, но специалист хороший). Следующая книга планируется по географии ислама в России, плюс параллельно пишу исследование о "русских мусульманах". Материала набрал, можно обобщить.
В книге большой раздел про такие дела. Из него выдержка маленькая:
Таким образом, сроки за различные резонансные преступления в России получили 11 представителей СМР. Из них один получил срок за террористическую деятельность, еще один за бандитизм и другие особо тяжкие преступления, трое – за незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ, двое – за незаконный оборот наркотических веществ и четверо были осуждены за экстремистскую деятельность и разжигание розни (один получил реальный срок, двое условный и еще один был оштрафован). За пределы России были выданы четыре человека, которые разыскивались за совершение преступлений террористического характера. Один из них на родине получил срок в 17,5 лет за руководство террористической бандой. Еще один имам СМР был объявлен в розыск за террористическую деятельность и ликвидирован неизвестными на территории России. Еще один был уничтожен в Сирии до того, как его успели объявить в розыск. В отношении одного имама СМР продолжается судебное расследование, а в отношении еще двух духовных лидеров дела прекращены по истечению срока давности.
>Роман Анатольевич, можно ли говорить о тенденции в расшатывании нашей исторической сути и с этой стороны?
Так точно. Вот еще показательный кусок (только тут сноски слетают):
30 марта 2001 году СМР выпустил заявление "О сохранении и укреплении национального единства в Российской Федерации", в котором выступил против празднования очередного юбилея Куликовской битвы. "Широкий резонанс общественности вызвал факт включения в число государственных праздников сражения на поле Куликовом, которое официально именуется победой русских воинов над монголо-татарами. Уже одно наименование этого события противопоставляет друг другу народы нашей страны, превращает одних в завоевателей, а других - в завоеванных. Подобные действия способны разрушить накопленный веками потенциал братских отношений между русским и татарским народами, союз которых стал фундаментом великой и многонациональной российской державы….Мы полагаем, что все имевшие место в прошлом сражения между народами, княжествами и ханствами, находившимися на границах современной Российской Федерации, должны сегодня трактоваться как трагические междоусобицы в борьбе за верховную власть в великой многонациональной державе", - говорилось в нем . Исходя из логики этого заявления, Великую Отечественную войну тоже следовало считать «трагической междоусобицей», поскольку на территории современной России проживает немало немцев, а Калининградская область раньше была частью Третьего рейха.
Да люблю я бумажные книги, да. Недавно ларёк по пути домой нарисовался, где алкаши разные меняют книги на пиво. Постоянно там по 50 руб за книгу закупаюсь, попадаются весьма интересные издания. Уже думаю о шкафе под домашнюю библиотеку.
> 1. Как вы относитесь к самому "раскрученному" имаму СМР Шамилю Аляутдинову? Знакомы ли с ним, дискутировали ли по богословским или другим вопросам?
Знаком, пару раз дискутировал по социальным вопросам. Отношение подозрительное - часто делает странные заявления, хотя его брат Ильдар куда покруче в этом аспекте
> 2. Согласны ли вы с тем, что в среде духовенства РПЦ можно, покопавшись, нарыть такую же кучу глупых высказываний известных священников на историческую и иные темы?
Рядовым - да, но в книге про высшее руководство почти в полном составе за все историю, которой 19 лет, а не тысяча. Плотность "ярких" личностей на два порядка больше.
> 3. Раз вы считаете корректным анализ православным деятелем мусульманской среды и мусульманских деятелей, то согласны ли вы, что был бы полезен и интересен встречный анализ кого-либо из мусульман православного духовенства - их высказываний, публикования фактов кто из них был замешан в криминале, их доходов и т.п.?
Сто раз такое было задолго до моих книг. Целые сайты имеются. А книжку ответную про Церковь представители СМР ровно 10 лет написать грозятся. Я не против, пусть пишут.
> 4. Как вы относитесь к Александру Невзорову и нет ли желания встретиться с ним и подискутировать? Почему Церковь не обращает внимания на пропаганду и прямые оскорбления Невзорова и ему подобных?
Для научной дискуссии оппонент должен иметь научные публикации по теме и уметь вести диалог в корректном ключе. В противном случае дискуссия превращается в перепалку и кормление троллей. Невзоров ни одному из указанных критериев не соответствует, плюс имеются серьезные сомнения насчет его адекватности. Зато специалист во всех областях - от ЕГЭ до ИГ. Кое-кто из православных с ним схлестывается периодически, но не на уровне духовенства или ученых.
> 5. Почему вы сфокусировали ваше внимание именно на СМР а не на ЦДУМ? Ведь в высказываниях известных деятелей ЦДУМ при желании можно "нарыть" такую же кучу глупостей, можно также найти и криминальные истории с их участием и т.д.
Нельзя нарыть и трети такого у всех остальных мусульманских центров России в совокупности. ЦДУМ старая проверенная организация с неизменно патриотической позицией и нелюбовью к радикалам. Плюс по ЦДУМ есть отличные специалисты в Уфе, особенно А.Б.Юнусова. Они и без меня справляются. А вот по СМР никто не пишет(
> Не стоит к СМР относится 100% негативно. Организация работает, а, кто не работает - тот не ошибается.
Так я ведь и не отношусь сугубо негативно. В книге много их хороших черт отмечается - в культурной сфере, особенно. Но отличная культура, хорошее книгоиздательство и неплохие СМИ против полной деструкции в сфере нацбезопасности, межрел- и межнацдиалога не слишком впечатляют.
> 2. Открываем Интернет: смотрим сколько сайтов у СМР, сколько сайтов у ЦДУМ. смотрим на качество сайтов, работу с общественностью и т.д. До 2014 г. не у каждого ДУМ ЦДУМа сайт то был. По качеству исполнения, и подаваемой информации в Интернете - СМР куда более продвинут. По проведению всевозможных конференций, выставок - так же СМР рулит. По развитию ислама, проведению праздников - у СМР опять же получается интереснее.
Там не только с ЦДУМ сравнение. У Коорд. центра мусульман СК по всем этим направление преимущество. Офсайт СМР ужасен по своей структуре. Нигде не найти также схему их управления.
> Теперь, как это смотрится со стороны представителя мусульманкой общины:
> 1. в ЦДУМ - бюрократия, и безынициативность. Даже в регионах, с большим % мусульман.(исключение - Хабаровский ДУМ ЦДУМ - отлично работают: alfurkan.ru). Во многих случаях
> 2. В СМР, постоянно проводятся благотворительные обеды, конкурсы. Имамы СМР, более харизматичны больше работают на "имиджем" и "пиаром" и делают ЦДУМ по работе с молодежью. Я бы сказал, что среди прихожан имамы СМР добиваются уважения к себе. По ним видно, что они стараются контролировать тусовку.
Где как. А в Хабкрае уже все поменялось.
> К СМР - политические ляпы(не забуду им поддержку оппозиции в Ливии), пытаются наладить диалог с салафитами.
Так они не шизофрениники, чтобы самими с собой беседы неспешно вести)
> Из Духовных управлений мусульман России в последнее время стали рулить ДУМ Татарстана, ДУМ Чечни, ДУМ Дагестана, не входящие не в СМР ни в ЦДУМ.
Роман, по вашему мнению: с чем связанна именно такая география? Мусульмане самых проблемных, в плане экстремизма, регионов пытаются найти противодействие радикалам?
Роман Анатольевич, сарказм Ваш не понятен. Вы серьёзный исламовед, бесспорно, но я купил квартиру в ипотеку на 6 лет, а выплатил за 5. Так что не уверен, что в учебниках истории будут писать про Вас, а не про меня!!!
КС
> Роман, по вашему мнению: с чем связанна именно такая география? Мусульмане самых проблемных, в плане экстремизма, регионов пытаются найти противодействие радикалам?
Там их просто больше всего, например. Уровень религиозности на Кавказе повыше к тому же.
Роман Анатольевич, скажите, пожалуйста, почему власть никак не поддерживает те мусульманские структуры, которые пророссийски настроены, и достаточно лояльна к организациям откровенно враждебных государству? Неужели нельзя отстранить от занимаемого поста человека, выражающего сугубо экстремистские взгляды?
> Роман Анатольевич, скажите, пожалуйста, почему власть никак не поддерживает те мусульманские структуры, которые пророссийски настроены, и достаточно лояльна к организациям откровенно враждебных государству? Неужели нельзя отстранить от занимаемого поста человека, выражающего сугубо экстремистские взгляды?
>
Вот как раз в книге свои мысли на этот счет привожу) Вкратце сложно.
Кому: Roman Silantiev, #42 Спасибо за интересные ответы.
Роман у меня еще вопрос-молния. Сейчас в Йемене Саудия собирается зажать повстанцев-шиитов, фактически захвативших власть в стране.
Как вы оцениваете варианты развития событий. Будет ли Иран поддерживать Йеменских шиитов. Какие перспективы у Шиитского Йемена? почему данное событие(совсем немаловажное) не сильно отражается в новостях?
P.S. Opery - да сделаете наконец авторизацию по соц. сетям, не в каменном же веке живем)))
> Как вы оцениваете варианты развития событий. Будет ли Иран поддерживать Йеменских шиитов. Какие перспективы у Шиитского Йемена? почему данное событие(совсем немаловажное) не сильно отражается в новостях?
Саудиты, похоже, совсем теряют контроль над обстановкой. Но хоронить их рано. А что до новостей, так там война перманентная. Все давно привыкли.