Ага, неудивительно, что у него за 20 минут вышло несколько небольших шедевров.
Тем больше фрустрации у криворуких любителей, тщетно пытающихся воспроизвести результат мастера :)
Очень полезные замечания про неудачные кадры. Очень важно узнать, что неправильно на том или ином фото, каких объектов надо избегать и как кадрировать.
Без птички, такой как в фотоаппарате Олега Зотова, такие шедевры не получается. Первым делом, как то надо подружиться с птичкой в своем фотоаппарате...
Спасибо, очень дельно по работе с моделями и использованию условий естественного освещения. Поскольку сам так не умею - добавить нечего.
Но, всё-таки влезу со своим занудством.
Почему не использовать режим приоритета диафрагмы? Быстрее отстроиться от него, делая эксповилку или вводя экспокоррекции на нужное число ступеней. Оценочный замер по сюжетно важным участкам тоже даёт неплохие результаты с первого раза.
По композиции. Далеко не все слушетели будут снимать для глянцевых журналов: журналов на всех не хватит. Смещение модели от центра кадра в классических учебниках трактовалось как преднамеренное нарушение статики композиции. Или, с непонятного на русский - живее кадр получается. Что, впрочем, легко проверить, сделав кадр по центру и сместившись от центра.
> Почему не использовать режим приоритета диафрагмы?
Это начальный урок - и я говорю про режим A - приоритет диафрагмы, но есть два но - я хочу чтобы мои ученики думали как можно больше - для этого есть ручной режим - если фотография будет темная или светлая - это их вина)) Если в приоритете диафрагмы будет темно или светло - они будут в недоумении - что же делать в следущий раз - как исправить?)))
Про композицию еще не было уроков - мы будем подходить к ней постепенно - черт с ними с учебниками - я знаю другой путь)))
И понятно, что не все будут снимать для журналов, хотя почему бы и нет - знание и представление, что ты снимаешь как для журнала и запомнится лучше и даст больше творческой энергии, чем фраза из учебника)))
> хочу чтобы мои ученики думали как можно больше - для этого есть ручной режим
Речь вроде шла про режим "М", manual, "ручной". Если человек будет снимать много, а "цифра" это легко позволяет, он так или иначе придёт к пониманию того, что хочет получить. Матричный замер даже на F100 редко давал неадекватные результаты, там +/-1 ступень от "нормы" в понимании аппарата вполне позволяли раскрыть "творческий замысел автора". За исключением, м.б., сложных случаев съёмки в контражуре или специальных изобразительных эффектов.
P.S. С нетерпением жду увидеть, как проходила съёмка с балериной у станков :).
Отличный выпуск. Полезный. Ждем урока про фокусное расстояние. Ширик/телевик. Как меняется кадр. Тут в ролике не сказали на каком фокусном снято. Но судя по кадру, где-то 120мм, если не больше. Если человек возьмет в руки бюджетную зеркалку с китовым объективом и начнет снимать на 17мм тоже самое - его ждет непиятный сюрприз))
Можно скачать две фотографии, там в экзифе вся информация. Снято на 200 мм, что прямо удивило. Я некогда в одном большом зале в клубе не мог развернуться с этим объективом)
>интересно, а почему вы для этой съемки использовали длиннофокусный объектив
Кстати с длиннофокусными объективами очень хорошо размывается задний фон, даже если от объектива до объекта далеко, а от объекта до фона - близко. Например если снимаешь метров с двадцати при диафрагме 5,6 и фокусном миллиметров 200, то фон размывает практически в хлам, даже если от объекта до фона не более метра.
Мне например снимать портреты понравилось больше телевиком 70-300 мм, чем светосильным полтинником 1,8 (но снимаю всё равно в основном полтинником, правильного портретника у меня нету).
> Если человек возьмет в руки бюджетную зеркалку с китовым объективом и начнет снимать на 17мм тоже самое - его ждет непиятный сюрприз))
Если совсем начинающий, думаю что сюрприза не будет. Он даже не поймёт, что что-то не так. А кто поопытней, те знают и для них это тоже сюрпризом не будет :)
Например если снимаешь метров с двадцати при диафрагме 5,6 и фокусном миллиметров 200, то фон размывает практически в хлам, даже если от объекта до фона не более метра.
увы - это не так))))
Видно что Олег старался, мну как полоному зеро в этом деле, довольно понятно. Есть моменты когда отвлекает внимание на посторонние вещи, но с каждым разом все добротней. Да и сам Олег уже увереннее в кадре.
А за объяснения на ''пальцах'' отдельный зачет, разборка ''выстрелов'' и ''корректировка'' даже мне были на столь понятны что я порадовался, мол не все потеряно, и я так смогу наверное.
Олег, спасибо! Этот ролик очень понравился, интересно смотреть на сцену со стороны и видеть сами снимки.
Раз это школа, то задам вопросы. Я начинающий, вопросы соответствующие, извиняюсь если что.
Исхожу из того, что снимаем портреты на улице в яркий солнечный день.
1. По этому ролику - был ли смысл в значении ISO равном именно 400 или при таком свете не важно будет там 100 или 1000? Влияет ли это принципиально на глубину (темноту) теней или ничего такого, что нельзя бы потом выправить экспокоррекцией в фотошопе.
2. Компенсация экспозиции. Распространена ли практика использования этой функции при работе в полевых условиях? Можно же выставить отклонение и потом сидя в тепличных условиях отбирать на компе. Как целесообразнее действовать с точки зрения затраченного времени и результата?
3. Допустим я поймал красивый фон, свет - нормально ли беспрестанно хреначить затвором тактично заходя со всех сторон, пока модель по всякому крутит головой и потом сидеть выбирать из сотен фотографий удачную? Душа душой, но математика подсказывает, что чем больше фотографий, тем выше шанс получить что-то интересное и удачное. Как принято в среде профессионалов, к чему стремиться?
4. Фокус на глаза с таким объективом при открытой диафрагме - сложновато порой увидеть не промахнулся ли. Вижу вот такие основные варианты, все со своими минусами:
- делать кучу снимков чтобы выбрать удачный;
- зумить превьюшку на фотоаппарате и фиксировать фокус, а потом снимать серию, следя за расстоянием между собой и моделью;
- показывать автофокусу на чем фокусироваться.
Как правильно действовать, чтобы стрелять наверняка и потом можно было сосчитать ресницы, как на фотках выложенных тобой выше?
5. Композиция. Вижу на части фотографий в ролике отрезанную макушку в крупных планах, смотрится естественно, так как сильное боке и фокус на лицо. Но как быть, например, с портретами по пояс - где резать руки? Не всегда же их поднимать. Вообще хотелось бы по теме "как резать человека" развернутый комментарий.
Сергей Павлов
Почему почти на всех выбранных фотках обрезана макушка/волосы? Это формат "для журнала" или что?
Oleg Zotov
А вас не смущает, что тело обрезано - одна голова?))) я шучу - на самом деле вопрос серьезный - его часто задают) Для меня удивительно, что кто-то считает, что нельзя обрезать волосы - макушку, часто руки или ноги модели)) Почему?) А если я хочу крупно глаза модели в кадре - ее выразительный взгляд - это все еще портрет или уже нет?))) А если только губы - крупно?) Если мне надо привлечь внимание к чему-то для меня важному - зачем мне брать в кадр что-то лишнее и отвлекать внимание зрителя) Это урок - урок про открытую диафрагму - здесь у нас есть два пути воздействовать на зрителя - глубина резкости и кадрировка)) Пользуйтесь и тем и этим и не бойтесь( если это конечно оправдано смыслом) обрезать что-то) Полагайтесь на свой художественный вкус ( не забывая развивать его) - но помните, что не все могут с вами согласиться)))
Разве не так? Ну может я немного ошибся с расстоянием, но больше 10 метров до объекта точно бывало. Мне он именно этим и понравился, что фон размывает даже с большого расстояния, а не как полтинник, метров с 5, не больше. Надо будет порыться в старых фотках и посмотреть поточнее, с какой диафрагмой снимал и с каким фокусным.
> 1. По этому ролику - был ли смысл в значении ISO равном именно 400 или при таком свете не важно будет там 100 или 1000? Влияет ли это принципиально на глубину (темноту) теней или ничего такого, что нельзя бы потом выправить экспокоррекцией в фотошопе.
Не надо ничего выправлять в фотошопе - а 400 единиц только потому чтобы не думать о смазывании кадра - в последних кадрах (не с лужей, а со стеной) выдержка была бы 1/80 - а это для длиннофокусного объектива уже критично))) И я не хотел всех запутывать - а вот тут 400 ед - а тут 100 ) И вообще в школе про это не изучали)))
Спасибо, интересный урок!
Хотелось поинтересоваться насчёт вступительного слова про фотошоп и обработку. А "проявка" RAW изображения считается нормальным этапом подготовки фотографии или уже каким-то "гнусным фотошопом"?
> 2. Компенсация экспозиции. Распространена ли практика использования этой функции при работе в полевых условиях? Можно же выставить отклонение и потом сидя в тепличных условиях отбирать на компе. Как целесообразнее действовать с точки зрения затраченного времени и результата?
>
> 3. Допустим я поймал красивый фон, свет - нормально ли беспрестанно хреначить затвором тактично заходя со всех сторон, пока модель по всякому крутит головой и потом сидеть выбирать из сотен фотографий удачную? Душа душой, но математика подсказывает, что чем больше фотографий, тем выше шанс получить что-то интересное и удачное. Как принято в среде профессионалов, к чему стремиться?
>
> 4. Фокус на глаза с таким объективом при открытой диафрагме - сложновато порой увидеть не промахнулся ли. Вижу вот такие основные варианты, все со своими минусами:
> - делать кучу снимков чтобы выбрать удачный;
> - зумить превьюшку на фотоаппарате и фиксировать фокус, а потом снимать серию, следя за расстоянием между собой и...
По остальному - вы задаете прекрасны вопросы - я бы сказал самую суть ( без всякой иронии) - и ответы на них будут интересные - но может вы чуть-чуть потерпите - я расскажу их всем с примерами и ссылками)))) Но, если, слегка касаться этой проблемы, то на мой взгляд не надо делать много фотографий, особенно в учебном процессе - лучше посмотреть и подумать - иначе вы забьете количеством восприятие и отбирая их, превратитесь в хорошего критика фотографий - а не фотографа))) Я сейчас скажу банальные слова - вы их сто раз слышали - учитесь видеть) Я точно знаю, что вы, я и все остальные чего-то не видите - но я помню как у меня "открывались глаза" и сам "открывал" их многим людям - по мере занятий фотографией этот навык разовьется - не поверите - но многие отличные фотографы могут интуитивно снять шедевры - но не могут выбрать их из съемки - впрочем я рассказал и так много - потерпите и пожалуйста заваливайте меня вопросами - школа будет уникальной и интересной - уже огромное количество специалистов хочет присоединиться и я рад что будет не только мое мнение. Искреннее спасибо)))
> А "проявка" RAW изображения считается нормальным этапом подготовки фотографии или уже каким-то "гнусным фотошопом"?
я снимаю в RAW и jpg одновременно). RAW я отдаю дизайнерам журнала, рекламы и прочее) Захотят что-то поменять - пусть меняют) Сам я показываю jpg и он сразу такой, который я и хотел - часто с него так и печатают обложки, каталоги, плакаты , календари)) Изменение цветового баланса, контрастности , и так далее в RAW я считаю фотошопом)) Тем более в фотошколе) Зачем заниматься самообманом ?) Вспоминается анекдот - врач смотрит флюорографию больного - Да, легкие у вас совсем никуда, все в пятнах, но ничего - в фотошопе исправим))))
А если серьезно, то чтобы не перелечивать или недовешивать снимки в режиме М все ж таки лучше следить за показаниями экспозамера)
Вообще виден класс и модели и фотографа, я бы никогда в жизни не догадался использовать лужу как отражатель и фактически источник мягкого рассеянного света в тени, вот это прям откровение для меня. Одно дело снять отражения кота в луже) и совсем другое - поручить ей роль источника света. Это просто класс. И да! Ветер. Почему-то думал, что съемка на природе лучше без ветра, а вон оно как. Ветер иногда красиво укладывает волосы модели.
Ну что тут сказать. Только старательно конспектировать в блокнотик. Огромное спасибо Олегу и Катерине. Урок сделан от души. Так много нужно учитывать всего - ""учиться, учиться и еще раз учиться" - как завещал великий Ленин!
> Мне интересно, а почему вы для этой съемки использовали длиннофокусный объектив а не портретный?
Насколько знаю портретным считается объектив 135мм - это средний "телевик". Можно снимать и на 50мм, но линейные искажения добавят веса модели и в кадр полезет много не нужного фона. Ведь в уроке была задача снять портрет а не антураж. Для кропа лучший вариант 85мм на мой взгляд. А вообще лишь бы желание было и модель. Каким объективом снимать дело десятое.
на примере профессиональной фотомодели и профессионального фотографа, Олег отлично разъяснил, что есть брак. И это я считаю, главный урок. Товарищам, таким как мне, с опытом поменьше, слушать и записывать, а потом многократно тренироваться.
Такую-то прекрасную девушку, да с таким-то длинным объективом любой заснимет!
Извините, при виде таких прекрасных дам всегда нервничаю и начинаю шутить.
Олег, разреши вопрос тут задать, а не на богомерзком ютубе.
Расскажешь ли нам секреты фотосъёмки во время всяких путешествий, чтобы зимними вечерами было не стыдно листать альбом с фотографиями, покачиваясь на кресле-качалке.
Будут ли рекомендации по приобретению минимального набора фотолюбителя-нищеброда или мега фотостудии для фотолюбителя-состоятельного парня в одном лице?
Портретен тот объектив, который дает скадрировать на портретном расстоянии!
Портретные расстояния начинаются там, где заканчиваются мощные перспективные искажения.
Мысль вслух. На 16-й минуте Олег бегает в куртке, Катя в тонком платьем стоит и позирует. Полагаю, в куртке было комфортно. А в платье, соответственно, наоборот. Это ж какая вредная профессия модель - надо в любую погоду в любой одежде хорошо выглядеть. И какую выдержку надо иметь, чтобы всё своё "некомфортно" наружу не показывать.
Народ, подскажите каким способом можно с компа фотки в инстаграм скинуть, скачивал какую-то программу для этого, но она у меня что-то не пошла. Кто как решает эту проблему?
> Самый "портретный" из советских объективов, Гелиос-40 - 85мм.
У меня есть и 44-2 и 40-2 (правда последний уже российского пр-ва и он 85мм). Гелиосом снимать нужно уметь. Он для неспешной съемки и результат не гарантирован - автофокуса и стабилизатора нет, ГРИП на открытой просто мизерно мала, через это попасть там где нужно в ГРИП дело зачастую удачи, но если уж наловчиться, то результат, как правило, компенсирует все неудачи. Стекло удивительное во всех отношениях. Как уже говорил для кропа - 85мм самое то - это ЭФР как раз примерно 138мм.
Кадрировать нужно до и во время съемки. То есть заранее строить композицию, выбирать фон. Кадрирование после съемки - это попытка спасти отбракованный материал. Фактически просто позволяет "спасти" неплохой кадр с ошибками кадрирования. Надеятся при съемке - потом если что подправлю - это зло.
Олег сказал золотые слова - нужно учиться видеть. Вот с этим у меня проблемы. Зачастую понятия не имею, какой будет результат, отсюда море брака и 2-3 более-менее достойные фотографии, думаю у многих так же - отсюда щелкают все подряд - практика это тоже хорошо, но лучше все-таки знать, что получится в итоге, когда жмешь кнопку "спуска". А вот как выработать такой навык, как раз надеюсь у Олега узнаю из его уроков.
У девушек есть одна магическая мантра, которая защищает их от любой непогоды и любого некомфортного состояния:
"Мне так красиво"
Повторяя про себя эту мантру она может в босоножках и платье пойти зимой гулять, на сафари в африке поехать в шубе и выбрав самые неудобные туфли на 15см. каблуке пойти на свадьбу к подружке, танцевать там, гулять по брусчатке и ни разу не присаживаться отдыхать.
По этому я уже перестал удивляться не по погоде одетым девушкам. Им тепло потому что красиво.
Сказал обладатель светлого телезума обладателю широкофикса.
И это мы еще не дошли до счастливых владельцев аппаратов, у которых фокусировка светлых объективов работает вменяемо разве что по центральной точке.
> Кадрирование после съемки - это попытка спасти отбракованный материал.
Это не всегда так. Иногда без кадрирования нельзя сделать именно так как задумал и снимать надо с учётом последующего кадрирования. Всё зависит от желаемого результата и от используемого объектива.
Побъет ли меня Олег или нет за маленький секрет не знаю.... но скажу :)
Но если выведите прекрасную знакомую в солнечный день даже имея хорошую камеру и подобное стекло имеете шанс быть покусаным своей подругой. Просто потому что съемки Олега проходили при отраженном или рассеяном свете. Над Катериной всегда была крыша, об этой хитрости Олег надеюсь расскажет позже.
Видеть свет и уметь им пользоваться умеет не каждый фотограф.
Интересный проект. Только уж шибко на начинающих заточен, а ведь можно сделать тоньше, как м. Шрек, где взрослым тоже интересно. Например, м.б. рассказать побольше про варианты компоновки кадра, возможно осветить какие-то художественные приемы по типу навазелиненного стекла. Ну и отношение к фотошопу даже не спорное, сейчас уже всем очевидно, что без него никуда. В этом аспекте можно тогда рассказать как снимать так, чтобы минимизировать последующую обработку (с учетом того, что все звездные визажисты разобраны). А то получается, что новичок верит уважаемому человеку, большинство никогда не будет нанимать сторонних графических редакторов и так и останется в конце 90х. Как не крути но от обработки не уйти.
> если выведите прекрасную знакомую в солнечный день даже имея хорошую камеру и подобное стекло имеете шанс быть покусаным своей подругой. Просто потому что съемки Олега проходили при отраженном или рассеяном свете. Над Катериной всегда была крыша