Дим Юрич, скажи пожалуйста, а в чём идея выкладывания видео между 00:00 и 01:30 ?
Скорости больше, нагрузка меньше на хостинг ? Ну или ради ночью читающих камрадов ?
Или вы с Борисом Юлиным вампиры, как в ... саге !!!
Все таки есть один парадокс, как так получилось, что РИ стало самой большой страной мира, а русский народ самым многочисленным белым народом в мире? За счет чего шел рост?
> русский народ самым многочисленным белым народом в мире?
Ну это смотря как определять. Если арабов счесть единым народом - арабов намного больше будет, чем русских; если арабов не считать за единый народ (что, в общем, правильно), то немцев еще очень много, может, даже больше чем русских (много немцев живет за пределами Германии, например, это самый многочисленный народ в США). А так, русские жили на большой территории, ассимилировали многие народы (когда-то ведь и русский народ образовался из множества племен), сама эта территория была не самой лакомой (по сравнению с Европой-то в России условия похуже) - а с другой стороны, уходить уж некуда было, не в Сибири же жить русским (тех времен, когда техника еще не сделала жизнь в Сибири относительно сладкой). Окрепли, стали захватывать окрестные земли, где получалось, проникли в Сибирь. Кстати, самые желанные кусочки русским так и не удалось захватить: те же Проливы так никто русским и не отдал, даже когда русские были готовы захватить те у османов, в дело вмешались англичане с французами. Но вообще, до мировых войн русским досталось не так много кровопролития (не оказалось у нас своей Тридцатилетней войны да и Наполеоновские войны нас не так сильно затронули); плотность населения, его "перемешиваемость" тоже были ниже, так что не так страдали русские от эпидемий.
Кстати, Британская Империя была покрупнее Российской.
Про сцепки: Европа до сих пор винтовую упряжь использует. При этом плюсом автосцепки является еще и возможность увеличения составности (в ролике это прозвучало, но слегка вскользь) за счет чистой механики, она дает возможность передать большее усилие.
> никакого смысла нет
>
> просто вешаю перед отбоем, чтобы утром не париться
Ну вот было интересно, - вдруг какая хитрая задумка !
> смотри когда хочешь - зачем ночью-то, если не можешь?
А тут каждый раз думаешь - сейчас, посмотрю на традиционное "Сегодня у нас в гостях историк Борис Юлин" и спать буду. А потом уже не оторваться. Это как книгой, когда интересная - можно до 4 утра просидеть, и ещё и спать пойти только усилием воли, потому что на работу через 3 часа вставать.
ну это же отлично. Скачал ночью, а на следующий день посмотрел, ибо у некоторых инет мобильный(днем трафик жрет)
спасибо за интересные и позновательные беседы)
Дмитрий Юрьевич, Борис Витальевич, можно ли снять отдельный ролик про сельское хозяйство, уровень развития, периодические неурожаи, голод и т.п. вещи в РИ?
...На мой взгляд, это было бы интересно. В том числе и с точки зрения последующих голодоморов, "учиненных" злочинными большевиками. В данном ролике тему вскользь затронули.
Такое ощущение, что Борис где-то рядом работает, забегает на кофеёк поболтать, заодно и отсняться успевает.
Приятно его слушать, умный мужик, говорит мягко. Отличный собеседник.
Сборку роликов с товарищем Юлиным можно смело использовать в школах в качестве учебного пособия по истории России. Получше большинства учебников будет.
Если кому-нибудь из страдальцев по Империи сказать про относительное кол-во пулеметов в РИ и штурмовиков в СССР предвижу встречный возглас: "РИ думала о народе и выпускала больше мирную продукцию, в отличие от Кровавых Большевиков!"
Есть замечательный сайт "исторические материалы" (в гуглопоиске истмат вываливается первым) там много статистических сборников, как РИ так и СССР.
Кстати! Насчет статистики. Когда кто-то, говорит что в СССР статистика была ложной (относится к любому моменту из 70 лет), полезно задать встречный вопрос о том, какая еще "независимая" группа собирала статданные в СССР кроме той что была. Т.к. если утверждается, что была ложная, значит где-то была честная. Кто же были эти правдорубы? Имена, методики обработки данных, методики сбора в студию!
Буквально сейчас ремонтирую австрийскую центрифугу. Ставлю американские подшипники взамен изношенных. Работаю более 20 лет, и всё это время ремонтируем оборудование немецкое, итальянское, белорусское, американское, канадское, японское. Нашего мало. Подшипники и различные резиновые уплотнения сложных типов, высокой точности - импортные, в основном. Наши - что попроще и средней точности изготовления. То есть, на ответственное оборудование (высокооборотистые шпинделя, например) ставятся только импортные подшипники. Мерительный инструмент японский. Неужели и в оборонке так дела обстоят?
> Но вообще, до мировых войн русским досталось не так много кровопролития
Не знаю, не знаю... постоянные "дела" с теми же кочевыми ордами, османами, шведами, центрально-азиатскими ханствами, внутренние войны (восстания Разина, Пугачёва и т.д.). Может, не так "громко", как наполеоновские войны - но довольно-таки постоянно и кровопролитно.
Камрад, большинство этих цифр в советских учебниках было: "Новейшая история" за 10 класс. В учебниках для ВУЗов по истории. Секрета в этом нет, интернет в помощь.
Из ролика становится ясно, что отсталая промышленность РИ, инфраструктура стала одной из причин ее разрушения. Не так давно на Тупичке - а были ли ролики с разбором причин падения СССР - часто мне задают вопрос такой - не могу грамотно ответить, т.к. по возрасту много тогда не понимал и однозначно тяжело ответить на столь системный вопрос.
> как так получилось, что РИ стало самой большой страной мира
С площадью география-таки сильно помогла - много малозаселённой и труднодоступной территории под боком.
Глянь на вторую по площади страну мира, Канаду. Такая же ситуация, даже при совсем смешном населении.
> Сборку роликов с товарищем Юлиным можно смело использовать в школах в качестве учебного пособия по истории России. Получше большинства учебников будет.
>
Наши чиновники, присвоившее победу очередным "великолепным" изданиям Данилова, с вами не согласятся! Не выгодно же говорить правду!
Сразу появятся вопросы в стиле:
Постойте, ведь получается, что Союз развалили?
Стоп, а для чего?
А кому это надо было?
Примитивные дедуктивные размышления приведут к тому, что, извините, нас очередной раз обманывали?!)
Помнится по 5 каналу показывали лекцию Пивоварова перед студентами. Так там он вещал "это все неправда, что Россия была отсталой страной в 1913 году. Россия входила в 20 век мощно, крепко" и так далее. Даже мне, человеку не сильно осведомленному о цифрах, сколько чего где производили, было странно такое слышать. Были мысли, что гражданин Пивоваров не совсем честен. Оказывается, он тупо врал.
«Россия, которую мы потеряли» — документально-публицистический фильм советского и российского режиссёра Станислава Говорухина http://www.youtube.com/watch?v=UyCFLRlQ6iE
вот бы этому афтору Борис Витальевич подсказал "чё по чём" в РИ было и как "совок" все это богатство похерил...
Прикидывая в уме:
Это что же, душитель свобод и ретроград Александр Третий дороги строил бодро, а милейший Коля Второй забил на развитие стратегической отрасли? Наговаривают на простинасгосударя!!!
Борис правильно и четко цифрами рисует картину. Николай Второй? Думается, чт нужно раздобыть адекватные и проверенные цифры, почитать воспоминания (это менее объективно, но все же) и картина прояснится. Если система рушится, то значит по каким-то причинам нарушаются законы системности. Т.е. внешние силы в состоянии разорвать ее внутренние связи. В масштабах государства вина лежит на главном человеке царе, генсеке - как-то так. С нами это произошло в 20-м веке раза два.
> Все таки есть один парадокс, как так получилось, что РИ стало самой большой страной мира
За счет того, что 3/4 земли вечная мерзлота. Вторая по величине страна мира Канада, там тоже 9/10 никому не нужной земли. Мы даже свою Аляску отдали. Не нужна была.
Были огромные пустыне пространства, мы их заполнили.
> а русский народ самым многочисленным белым народом в мире?
Чем отличается белый народ от желтого или смуглого?
Камрад, Европа винтовую стяжку использует потому, что объемы сортировочной работы на узловых станциях никак не сопоставимы с Россией. Основной, скажем так, конкурент России по сортировочной работе - это Канада. Автосцепка необходима для ускорения производства маневровой и сортировочной работы. По нормам, закладываемым в технологические карты, расцепить вагон с автосцепкой составит 1...2 минуты. На винтовую стяжку опытная бригада тратила около 15 минут. Вот в чём-то выигрыш.
Дмитрий Юрьевич, извините за наглость, но приложения для "Андройда" и менее состоятельных парней ещё есть в планах?
Просто очень хочется получать извещения о роликах.
Заранее спасибо.
> Дмитрий Юрьевич, Борис Витальевич, можно ли снять отдельный ролик про сельское хозяйство, уровень развития, периодические неурожаи, голод и т.п. вещи в РИ?
>
Никак. Эти вещи просто не сопоставимы. За бугром о той сортировочной и маневровой работе не имеют никакого представлен я. Было время, итальянских логистов консультировал о работе Российской железной дороги. Перед глазами была сцена из "12 стульев" про ситечко и Эллочку-людоедку.
> Это что же, душитель свобод и ретроград Александр Третий дороги строил бодро, а милейший Коля Второй забил на развитие стратегической отрасли? Наговаривают на простинасгосударя!!!
К слову о высоких темпах строительства ж/д в Российской империи (перед тем как начать спадать - оно таки было) - стоит упомнить основной ресурс этого темпа:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
(с) Некрасов "Железная дорога"
Большое спасибо за труд. Борис Витальевич во всех роликах очень внятно и доступно все разъясняет.
Еще вы как то коснулись темы войны с Японией в 1904г, было бы интересно послушать более детально об этой войне и о военно-полевом суде над генералом Стесселем.
Ролики и текст оно про разное. Ролики хорошо привлекают внимание и наглядно показывают что-то на пальцах. Текст ловчее цитировать для других и запоминать самому.
Вот. Ты понимаешь. ) Иногда требуется показать сразу и на пальцах. Да и потом - я же не только о себе подумал в тот момент. ) Но тебе спасибо, конечно.
Отдали и поэтому. Большая холодная земля, далеко расположенная. Не могли хозяйничать там как следует. Отдали тем, кто мог. Хотя и им она тоже была не особо и нужна.
> По факту в данный момент - скоростью размножения.
Уже нет. У желтолицых собратьев скорость размножения резко упала. Темпы прироста населения на одном из последних мест в мире.
Когда речь зашла о железных дорогах, меня всегда удивляло вот что.
Николай второй построил Транссиб. Ему сейчас оды поют за это.
Дело, безусловно важное и нужное.
Но. Если поинтересоваться в каких каторжных условиях пахали рабочие. Холод, дожди, куча комаров и насекомых. Вырубали тайгу, пробивали тоннели в горах. Где жили, чем болели и какая была у них смертность. Что за это они получали.
Выяснится, что дорога построена на буквально костях русских людей.
Но нам рассказывают исключительно про ужасы ГУЛАГа.
Сталин был кровавый маньяк и безумный тиран, когда каналы строил. Угробил миллиарды не пойми ради чего.
А царь-батюшка весь такой правильный и прогрессивный.
Его надо славить, а злодея Сталина проклинать.
Об этом как то мало говорят почему то.
В очередной зарубе с малолетними либералами как довод кровавости Сталина дали цинк на вот такое
http://stalin.memo.ru/ Типо расстрельные списки Сталина. Подготовлено обществом мемориал, что-то подсказывает, что не все там чисто. Где-то есть разбор - поиском ничего толкового не нашел?
Простите за оффтоп, но, Дмитрий, Борис, нельзя ли в одной из последующих передач, если будет к слову, затронуть тему Левашовского мемориального кладбища, которую сейчас вытащили из пыльного угла и с наслаждением подсчитывают, сколько миллионов евреев там убили кровавые чикизды?
> Кому: milo, #65 >
> > Где-то есть разбор - поиском ничего толкового не нашел?
>
> Есть. Был разведопрос, как раз с Борисом Витальевичем, если не ошибаюсь.
> Отдали и поэтому. Большая холодная земля, далеко расположенная. Не могли хозяйничать там как следует. Отдали тем, кто мог. Хотя и им она тоже была не особо и нужна.
Отдали - это когда безвозмездно, т.е. даром. А нам за Аляску были уплачены вполне конкретные деньги. Только не надо говорить про золото, что сделка была невыгодной и т.д. Про золото не знали. Цена была нормальная.
Причины продажи были вполне конкретны и их можно найти в той же Вики, черным по белому.
Мы земли загребали не тогда, когда чувствовали в себе силы там хозяйничать, а по-принципу "пусть будет". Мы до сих пор на всей своей земле никак хозяйничать не начнем, много ее нахапали. "Большая холодная земля" нас, русских, как-то никогда не смущала. Но чтобы землей обладать, ее надо суметь защитить, а вот применительно к Аляске с этим были вполне конкретные проблемы.
Про Аляску -- есть такая книга "Утраченная империя", автор Гектор Шевиньи (перевод американской Lost Empire, Hector Chevigny) -- биография командора Резанова, который "Юнона и Авось". Книга художественная, но написана по документам, с кучей ссылок на первоисточники. Там довольно подробно описана предыстория продажи Аляски.
Если коротко. Аляска не была частью территории Российской империи, а была собственностью Российско-Американской компании, где семья Романовых была одним из мажоритарных акционеров, а Резанов -- управляющим. Золото там тогда еще не нашли, сельского хозяйства не было, была пара небольших поселений, которые добывали пушнину. Никаких государственных служб или гарнизонов не было. Прибывший с инспекцией Резанов обнаружил, что имеющееся немногочисленное население успешно вымирает с голоду и в ближайшей перспективе вымрет окончательно. В связи с чем и отбыл в Калифорнию для закупки продовольствия. А дальше известная романтичная история (правда, в реальной жизни менее романтичная).
Суть же в том, что Аляска на тот момент была, скорее, обузой, чем серьезной ценностью. Чемодан без ручки, который вот-вот сам отвалится. У компании фактории были по всему сибирскому Северу, от Урала до Чукотки, так что потеря пары из них на самом отшибе не выглядела особо трагичной.
Как и всегда очень хороший ролик. Но смутила фраза про скорость движения паровозов - 25-30 верст в час. Кто может более подробно разъяснить? Я вот к чему - Читал как то рассказ А.Аверченко "Рассказ для лягушонка" вот выдержка из него "Известно, что от Петрограда до Москвы расстояние 604 версты, каковое расстояние поезд проходит в 12 часов с остановками или 10 часов без остановок, т. е. 60 верст в час. Кто из знающих может эту тему раскрыть поподробнее?
> Суть же в том, что Аляска на тот момент была, скорее, обузой, чем серьезной ценностью.
Добавлю, что хоть оно и было, так сказать, частной собственностью, оборонять бы ее пришлось государственной армии. (И, кстати, договор-то о продаже подписывал ни много, ни мало, а целый адмирал. К вопросу о том, насколько Аляска была негосударственной собственностью.)
Во время Крымской войны нападение англичан на Петропавловск-Камчатский было отбито с трудом и явилось большой неожиданностью не только для самих англичан и мирового сообщества в целом, но и для некоторых российских чиновников.
Для обороны гарнизон Петропавловска, который, если мне не изменяет память, насчитывал человек 500 от силы, аж призвал таежных охотников с берданками. К вопросу о том, кому там Аляску оборонять.
Параллельно я Японии проходили переговоры об установлении границ, торговле и, так сказать, вообще (Япония только выходила из многовековой изоляции).
Стоял вопрос о границах. Наши полагали Сахалин чисто русским. Японцы, само собой, хотели его прихапать, но позиции у их были слабые. Были все основания ожидать, что Сахалин станет нашим, однако адмирал Путятин, возглавлявший переговоры, договорился о совместном владении с японцами, что вызвало большое неудовольствие как в Петербурге, так и внутри его делегации.
Незадолго до Крымской войны и посольства в Японию с Сахалина был снят единственный русский гарнизон, который и будучи там не особо чего мог защитить. Есть мнение, что Путятин боялся во время войны объявлять Сахалин чисто русским, т.к. его тут же отобрали бы англичане, причем бесплатно. Совместное же владение мешало им это сделать, т.к. формально нарушило бы суверенитет нейтральной Японии.
Это я к чему.
Договор о продаже Аляски подписывал адмирал Пещуров, который был лейтенантом в посольстве Путятина. Как оно все было во время Крымской войны на Дальнем Востоке, он знал лучше многих. Как оно было бы, повторись такое, тоже мог предполагать. Думаю, что его мнение в этом вопросе не последнюю роль сыграло, раз уж его подписывать договор назначили.
> Кто из знающих может эту тему раскрыть поподробнее?
Тут далеко ходить не надо, Вики все расскажет. Есть верста, которая 1000 саженей, а есть путевая верста, которая 500 саженей. 60 путевых верст - примерно 30 км.
В памяти всплывает кинофильм "Призрак и Тьма". Там как раз видно, как "быстро" ходили паровозы начала 20 века.
Да и в гражданскую паровозы на лошадях останавливали.
> Тут далеко ходить не надо, Вики все расскажет. Есть верста, которая 1000 саженей, а есть путевая верста, которая 500 саженей. 60 путевых верст - примерно 30 км.
Расстояние между Москвой и Петербургом по ж/д - 650 км или 600 верст поезд проходит за 10 часов без остановок т.е 60 верст в час или 65 км.ч. При чем здесь путевая верста в 500 саженей? Я понимаю так, что может по различным участкам, ввиду качества выполнения путей скорость состава ограничивали, чтобы он попросту не сошел с рельс. Поэтому и прошу знающих камрадов разъяснить тему.
> "Известно, что от Петрограда до Москвы расстояние 604 версты, каковое расстояние поезд проходит в 12 часов с остановками или 10 часов без остановок, т. е. 60 верст в час.
На железной дороге есть два вида скорости: техническая и участковая. Техническая скорость - скорость движения поезда как таковая, участковая - с учетом времени на остановки, маневровые передвижения, прицепку-расцепку локомотива и опробывание тормозов. Само собой, участковая скорость всегда меньше технической. Как мне кажется, Борис Витальевич упомянул участковую скорость - цифра, которую он привел близка к ее среднему показателю по тем темпам движения.
> При чем здесь путевая верста в 500 саженей? Я понимаю так, что может по различным участкам, ввиду качества выполнения путей скорость состава ограничивали, чтобы он попросту не сошел с рельс.
Я имел в виду, что тут одно из двух: либо он перепутал одну версту с другой, а сам никогда там не ездил, потому и такие расчеты (уж больно хорошо ложатся с учетом такой ошибки); либо там все-таки ж/д была получше (как-никак главная магистраль страны) и поезда поновее, и ездили они быстрее, чем в целом по стране.
> И безграмотными!
> Только такие коммунизм и могли построить, ага.
[!!!] не заметил?
Что самое интересное, Ленин, Сталин, Жуков, Берия, Рокоссовский, Конев, Свердлов, Киров и множество советских ученых были рождены, получили образование в Российской Империи.
А в СССР были выращены Ельцин, Горбачев, Шеварнадзе, Чубайс, Гайдар и т.д. и т.п.
Какой вывод из этого можно было-бы сделать?
> Сборку роликов с товарищем Юлиным можно смело использовать в школах в качестве учебного пособия по истории России. Получше большинства учебников будет.
Лень искать, но у Джона Александровича Шемякина есть несколько предельно толковых постов в его ЖЖ по сему поводу. Там поподробней.
Дмитрий Юрьевич, а могли бы вы с Борисом Витальевичем осветить тему развития машиностроения в царской и советской России?
Благодаря ютубу и определённым каналам, я, к примеру, узнал, что в европе (Англия, Германия) поля распахивались паровыми локомобилями уже к середине 19го века. В начале 20го века, паровая, техника, калильные двигатели, была распространены практически во всех сферах деятельности, где требовался грубый человеческий труд. Паровые катки, трамбовалки и многое другое. Сейчас в Англии и в Германии проводятся фестивали, где можно поглядеть в действии эти механизмы, сохранившиеся и по сей день.
В России, насколько я себе представляю, механизированая обработка полей, да и вообще механизация труда началась только с приходом советской власти. Тогда на полях лошадь заменил катерпиллер закупенный в Америке, а потом началось и своё производство.
Если есть такая возможность, был бы очень рад послушать ваши дискуссии на эту тему..
> Ленин, Сталин, Жуков, Берия, Рокоссовский, Конев, Свердлов, Киров и множество советских ученых были рождены, получили образование в Российской Империи.
И поняли что оно говно, и построили новую страну.
> А в СССР были выращены Ельцин, Горбачев, Шеварнадзе, Чубайс, Гайдар и т.д. и т.п.
Что мы до сих пор живы только благодаря заделу оставленному после Ленина, Кирова, Жукова, Берия и т.д.
Ну и ты ловко умолчал о других получателях образования в РИ, о самом царе, о его министрах и прочих полководцах.
> Читай внимательно, речь про образование, которое было доступно подавляющему меньшинству.
Но это "меньшинство" стало великими людьми, в отличие от "большинства"
> Не коммунисты а члены партии, оно суть разное.
А где между ними проходит грань и как их различить?
> Ты врёшь, я такого не говорил.
Т.е. "Ну и ты ловко умолчал о других получателях образования в РИ, о самом царе, о его министрах и прочих полководцах." - они просто не поняли, что стали говном?
Откуда такой фееричный вывод? Развал СССР подготовил не "царь-тряпка", а вполне себе "пламенные коммунисты" и "верные ленинцы" - ну на словах они себя так называли. А вот откуда они взялись - это другой вопрос.
> Т.е. "Ну и ты ловко умолчал о других получателях образования в РИ, о самом царе, о его министрах и прочих полководцах." - они просто не поняли, что стали говном?
Если категориями механического социального детерминизма рассуждать, то так и получается. Царь-тряпка дал появиться революционерам, которые создали неправильный с изъянами СССР, в котором из-за этого появились "пламенные коммунисты" и "верные ленинцы" в конечном счете его развалившие. Так что с этой точки зрения во всем изначально виноват СамодержецЪ).