Видел много отсылок к "Педагогической поэме", как-то собрался с силами и прочитал её. Было это перед очередным бизнес-тренингом, в рамках подготовки к которому и было задание прочитать книгу.
Ожидал откровений и размышлений о детской психике, совсекретных приёмах, а он просто без лишних слов рассказывает как всё делал: про систему отрядов и целительную трудотерапию. Совсем безнадёжных отсеивает, чтобы не разлагали остальных. Всё гениальное просто.
На тренинге кстати тоже была схема деления на отряды, со старшими.
ВАЖНО: Санкт-Петербург, 22 октября 2016 (наступающая суббота)
- 55-я очная встреча И.Л. Викентьева со Зрителями / Читателями
с 16:00 до 19:00 (бесплатный формат), регистрация и вопросы о
творческих / креативных стратегиях и ТРИЗ:
http://vikent.ru/spb-openmeeting/
Последние три школьных года я учился в типа элитной школе. У нас были отличные учителя, но конкретно в данный момент скажу об одном.
Учитель химии, Владимир Владимирович.
Маленького роста, откровенно говоря - тщедушного телосложения. Но несмотря на это его харизмы хватало на то, что он мог запустить связкой ключей через всю классную комнату за неправильный ответ или вломать по жопе последнему, заходящему в кабинет (и ему это прощали 16-17-тилетние лбы, значительное превосходящие его и силой и массой).
Но то рутина.
Теперь рассказ:
Мы закончили программу образовательной школы по химии за полгода до финиша собственно школы. И учитель пошел дальше - начал рассказывать нам основы квантовой химии, геометрия молекул и прочее.
А через две недели была контрольная (по свежепрочитанным материалам), по которой всем классом мы хором получили двойки.
На следующий после контрольной урок учитель пришел крайне серьезным. Не стоял у входа в класс, чтобы выписать поджопник, не гремел связкой ключей. Но его глаза горели чистой белой яростью.
Он обратился к нам с речью, примерно такой: "Я не собираюсь метать бисер перед свиньями. Есть два варианта дальнейшего развития ситуации. Первый - до конца учебного года я на уроках читаю газету, а вы - решаете предполагаемые варианты с выпускных экзаменов. Второй - мы проехали эти две недели, продолжаем заниматься интересным, но я с вас спрашиваю со всей строгостью. И вы по всем правилам отвечаете. У вас 40 минут решить." И вышел из класса.
На втором курсе педВуза, проходили Макаренко по истории педагогики, всё просто, доступно и понятно. Наш преподаватель по истории педагогики, очень много рассказывал, объяснял, подводил нас к нему, читали "педагогическую поэму", спорили, обсуждали.. очень много пищи для ума даёт его опыт и деятельность. А, преподаватель наш, Гликман Иосиф Залманович, сам очень много интересовался его биографией, был макаренковедом. Кстати, одним из последователей Макаренко был его воспитанник С.А.Калабалин.
при всей моей неприязни к людям с дефектами речи (личное), докладываю:
просто шикарный мужик!
огромное СПАСИБО за деятельность, многие лета вам (ну и хозяину ресурса, конечно)
как говорится "пеши исчо" )))
ну а мы - будем изучать и расти над собой
"Нельзя играть в азартные игры с государством." Как-то, еще будучи молодым офицером, отец на зарплату купил сотню билетов лотереи. С тех пор этот принцип стал для него одним из основных. Как говорилось в таком случае насчет выигрыша? Три раза по рублю?
Скромный совет тем кому сложно слушать голос данного оратора -коллеги, поставьте в Ютуб скорость 1.25 все диффекты речи видоизменятся, и их станет проще слушать.
Правда говорят про довольно мудреную фактуру, многое придется переслушивать.
Надеюсь помог.
Интересная беседа. "Педагогическую поэму" читал еще в школе. Очень захватывающая книга оказалось. Просто поразительно как Макаренко мог успешно работать с таким человеческим материалом. Страшный момент был когда одна воспитанница скрыла беременность и ухитрилась родить ночью когда все в комнате спали, а потом придушила ребенка и избавилась от него. Бррр...
актуальнейшая тема на нынешнем этапе.
общество не понимает, что именно мировоззрение и, как следствие, нравственный тип психики отдельных его представителей, определяют всё его состояние.
коллективный созидательный труд на общее благо создаёт и облагораживает Человека.
и макаренко использовал именно этот инструмент в воспитании Человека, а не военизированное воспитание.
что касается алкоголя, то это яд и оружие массового уничтожения народов.
пить - своим врагам служить.
по этому человека не учить пить надо, а надо учить не пить.
Н.Г. Басов и А.М. Прохоров – замечательные физики, многое сделали для лазерных технологий, но для подобной деятельности нужно сложнейшее (!!!) оборудование.
Постараюсь объяснить: я пытаюсь рассказывать о соотечественниках, которые стартовали «из нуля» или даже «из минуса»: здоровья, денег, оборудования, связей, подробнее см. здесь: http://vikent.ru/enc/644/
Игорь Леонардович прекрасен!
Мало того, что его просветительская деятельность невероятно интересна и полезна. Но сама подача материала, тонкий юмор, ирония, а самое главное самоирония, без какого-либо наигрывания, говорит о том, что и как человек он просто замечательный. Доброго здоровья и дальнейшей интересной работы на наше благо!
Здравствуйте,
огромное спасибо Игорю Леонардовичу за его деятельность. Как только появились разведопросы с его участием я стал в два раза чаще заходить на сайт - чтобы не пропустить что-нибудь. И спасибо Дмитрию Юрьевичу за подбор гостей, тем бесед.
Вопрос: почему нет ссылки не текст ? Его просто не успели сделать и потом он появится?
Вопрос вызван тем что в основном я слушаю аудиоверсии, поскольку моя работа связана с постоянными разъездами, хотя для себя скачиваю видео с ютуба, и дома смотрю. Но хотелось бы иметь тексты - некоторые моменты лучше понимаются через текст, тем более там можно что-то выделить для себя.
С искренним уважением, Алексей
Вижу общую черту в людях о которых говорит Игорь Леонардович - они находили в себе силы пережить неудачи и шли дальше, учитывая свои же ошибки. Большинство опустили бы руки и говорили "значит это не мое!".
Макаренко - глыба невообразимых масштабов.
"Педагогическая поэма" - произведение не только (и не столько) для педагогов (ибо времена не те и методика воспитания кардинально изменилась). Это реальное руководство по управлению коллективом в непростых обстоятельствах. Рекомендуется к прочтению.
Леонарду Викентьевичу - огромное уважение. Надысь Ефремова осветили, теперь вот Макаренко. Вот таких людей и нужно ставить в пример.
Игорь Леонардович как всегда восхитителен.
Только что он там советовал записать молодёжи, которую не любят девушки на 12:36-12:47? Какие-какие качества и кто там чего находит? Я раз десять этот фрагмент переслушал, но всё равно самое интересное различить не могу! Подскажите, пожалуйста.
спасибо за интересный и долгожданный разведопрос про Макаренко! в пед.колледже несколько пар было посвящено разбору его мотодики, было очень интересно (кстати, в пед.УНИВЕРЕ о Макаренко было лишь вскользь упомянуто, возможно потому что наш доцент по педагогике просто неистовый фанат Амонашвили, хотя к нашей специальности это не имеет отношения, тк история и обществознание начинаются в средней школе, а не в начальной.
целиком Педагогическую поэму не читала,к своему стыду, хотя книжка дома есть. с каким то облегчением восприняла информацию о том, что Макаренко, возможно не раз, таки бил учеников. конечно, с кем я работаю обычно, такой необходимости даже близко нет. но когда работала в санатории у нас была одна смена, в которой в том числе были дети из дет. дома. и вот с одним 5летним мальчиков просто не удавалось ничего сделать. единственный способ, который я нашла и на время он помогал, это то, что в моём старшем отряде был его старший брат, у которого я всё-таки немного авторитет имела. потому я обращалась к брату и тот усмирял на время своего мелкого, пока у того опять башню не снесёт.
а мне всегда так стыдно от того, что так хотелось порой просто отлупить этого мелкого!!!
Как педагог, прошедший практически все виды образовательных учреждений, могу подтвердить слова о "паршивых овцах" и их роли в образовании. Есть группы, в которых пятисекундная расслабленность может спровоцировать хаос. Особенно это касается бывших ПТУ, которые сейчас называют сплошь техникумами. В ВУЗах контингент постарше и работать спокойнее в целом - меньше бумажной волокиты и воспитательных векторов. В последний раз в "техникуме" выгонял с занятий за курение электронной сигареты, вызвал родителей - сработало. Виновник показывал отбитые отцом руки - второй месяц полет нормальный - пишет, выходит к доске сам. Руку поднимает и пытается. Прихожу к выводу, что некоторые понимают только физическое воздействие.
> коллективный созидательный труд на общее благо создаёт и облагораживает Человека.
> и макаренко использовал именно этот инструмент в воспитании Человека, а не военизированное воспитание.
Вот мальчикам нравится военизированное воспитание.
> по этому человека не учить пить надо, а надо учить не пить.
> коллективный созидательный труд на общее благо создаёт и облагораживает Человека.
> и макаренко использовал именно этот инструмент в воспитании Человека, а не военизированное воспитание.
Ты "Педагогическую поэму" читал? Там прямым текстом про военизированное воспитание написано. И как оно помогло.
> а некоторым мальчикам нравится уголовная романтика. и что?
Эк ты сравнил. Уголовников и военных. Я так понимаю, ты ни октябренком, ни пионером не был? Ведь элементы военизированного воспитания были и в школе. Октябрятские звёздочки, пионреские отряды и звенья. Командиры звездочек и звеньев. Пионерский салют. И это было здорово.
Спасибо за интересную беседу! Игоря Леонардовича, от всей души с Днем рождения и всяческих успехов и благ! И пара вопросов к нему- как Вы относитесь, к восточной методике воспитания? Это про царя, слугу и друга, в разные периоды детства. И, про Николай Островского рассказ не планируете? Тоже ведь, человек сделал себя сам.
1.не путай форму и содержание. название и суть. инструмент и цель.
в данном случае под военизированностью понимается дисциплинированность и организованность.
2.надеюсь ты не скатишься до глупости опровержения того факта, что организованная преступность и рецедивисты уголовники так же реально существуют, как армия и профессиональные военнослужащие. :)
Игорь Леонардович, можно ли из работ Макаренко вычленить методику перехода педагогического коллектива с третьего этапа S-образной кривой на новую кривую?
Про пролетариев я узнал из наблюдения за своими родственниками и их коллегами. В "Собачьем сердце" пролетариев нет. Там интеллигенция, её прислуга и маргиналы. Плюс чиновники разного ранга в качестве фона. Нету там пролетариев, от них только закадровое пение.
Про уголовную романтику это ты в точку. Она оттуда же произрастает, что и стремление к военизированному воспитанию, но она с противоположным знаком. Правда девочки думают, что это одно и то же - что армия, что уголовщина.
На основе статистики биографий 1000 выдающихся личностей, Г.С. Альтшуллер http://vikent.ru/altshuller/ (он не имел высшего образования, т.к. в конце войны перевёлся из института в лётную школу), выявил аж 88 типовых барьеров перед творческой личностью.
Каждый из 88 барьеров и способах их преодолений мы еженедельно разбираем в группах:
Есть тома литературы про различные методики воспитания. Почти не изученный вопрос ограничения / запреты на методику. Когда у меня 20 детей в 2 группах делало Д/З + свои проекты + упражнения по социальной подготовке + много ещё я «дымился» = работал на пределе возможностей: https://www.youtube.com/watch?v=wsDwfEAASoQ
> 1.не путай форму и содержание. название и суть. инструмент и цель.
И где у меня напутано? Что конкретно есть форма, а что содержание, что название, а что суть, что инструмент, а что - цель на твой взгляд?
> в данном случае под военизированностью понимается дисциплинированность и организованность.
вот цитаты из книги:
> Уже и раньше я производил с колонистами занятия по физкультуре и военному делу. Я никогда не был специалистом-физкультурником, а у нас не было средств для приглашения такого специалиста. Я знал только военный строй и военную гимнастику, знал только то, что относится к боевому участку роты. Без всякого размышления и без единой педагогической судороги я занял ребят упражнениями во всех этих полезных вещах. (с)
> Во время занятий я был требователен и неподкупен, как настоящий командир; ребята и к этому относились с большим одобрением. Так у нас было положено начало той военной игре, которая потом сделалась одним из основных мотивов всей нашей музыки.Я прежде всего заметил хорошее влияние правильной военной выправки. Совершенно изменился облик колониста: он стал стройнее и тоньше, перестал валиться на стол и на стену, мог спокойно и свободно держаться без подпорок. Уже новенький колонист стал заметно отличаться от старого. И походка ребят сделалась увереннее и пружиннее, и голову они стали носить выше, забыли привычку засовывать руки в карманы.В своем увлечении военным строем колонисты много внесли и придумали сами, используя свои естественные мальчишеские симпатии к морскому и боевому быту. В это именно это время было введено в колонии правило: на всякое приказание как знак всякого утверждения и согласия отвечать словом «есть», подчеркивая этот прекрасный ответ взмахом пионерского салюта. В это время завелись в колонии и трубы. (с)
> 2.надеюсь ты не скатишься до глупости опровержения того факта, что организованная преступность и рецедивисты уголовники так же реально существуют, как армия и профессиональные военнослужащие. :)
хотелось бы проследить логическую цепочку по которой ты сделал такой вывод из моего поста.
Для т.с. общего развития..
Вот тут http://www.vancats.ru/Podvor_svinovodstvo_porody_svinei_krupnaya_belaya.htm пишут, что " Для создания отечественного племенного свиноводства в 1923, 1925, 1928 и 1931 гг. из Англии было завезено 257 хряков и 355 маток крупной белой породы".
Т.е. на масштаб страны это почти ничего. И очень удивительно, что какое-то кво экземпляров удалось "выбить" Макаренко!!!
Т.е. помимо вдумчивости, судя по всему человек имел недюжинные "пробивательные" способности.
Предлагаю Викентьеву и Пучкову сделать такой же Разведопрос о Михаиле Анчарове. Вполне достойный человек: замечательный писатель, поэт, драматург, художник, практически первый советский бард...
Сам Макаренко сделал один очень важный вывод - трудовоспитания мало, необходимо, что бы была цель у коллектива. Как только цель пропадает, становится сытно и хорошо, сразу начинается разложение, проявление мелкобуржуазного сознания и рецидив кулацких привычек.
Сами воспитанники, уже уехавшие в город учиться, по приезду говорили, что в городе жизнь, стройки, авиация, а у вас болото.
Потому, в один прекрасный день, он и принял решение о переезде коммуны в другое место.
Важено не само место переезда, а именно сам факт переезда, который дал старт кипучей деятельности и разбередил уже сладко посапывающую коммуну.
Ещё стоит заметить, что педагоги резко отрицательно относились к Макаренко и его методам воспитания.
Особенно доставалось от тех, кто был педагогом ещё при старом режиме. Крупская, вот тоже, на дух не переносила Макаренко =)
Ох, боюсь не ко двору сейчас Макаренко. Ювенильная юстиция, и всё такое...
У нас, в Саратове, в советское время был культ Н. Г. Чернышевского. Музей, некрополь семьи на кладбище, его потомки на разных мероприятиях, ну и тому подобное. В самом конце 90-х, по местному телевидению была передача, где чиновник от образования ругал Николая Гавриловича. Выращивал он, видите ли, неудачников. Чернышевский, некоторое время был преподавателем в гимназии. И многие его ученики- нет бы карьеру делать, подались кто в революцию, кто ... Одним словом хотели изменять мир. Нехорошо это.
Это я к тому, что задача образования выращивать квалифицированного потребителя.
Благодарю Вас за предложение: Анчаров Михаил Леонидович в базе есть: http://vikent.ru/author/390/ Чем, на Ваш взгляд, его биография, его стратегии были бы полезны Зрителям Д.Ю. Пучкова?
> человека не учить пить надо, а надо учить не пить.
Так это - оно и есть!
Если присмотреться. Самообучение в этом вопросе может привести к очень тяжким последствиям.
ДЮ красочно описывает, как оно бывает, когда само. А в отношении интернатовских-детдомовских - тем более.
PS Был такой "педагогический приём", слышал неоднократно. Стянул пацан сигареты/папиросы, отец узнал. Сажает рядом, "Куришь?". Даёт сигарету, говорит - кури. Одной обычно хватает, но если надо - повторить. До тошноты и позеленения. И всё, "как бабка отговорила", прививка.
> Сажает рядом, "Куришь?". Даёт сигарету, говорит - кури. Одной обычно хватает, но если надо - повторить.
Школьный физик старших классов делился схожей историей. Узнал, что его сын (не помню, сколько ему было. В районе 19-20) курит сигареты. Посадил, сказал: "Сына, ты кури не здоровье. Я сам курю. Но я тебе буду покупать хорошие, дорогие сигареты. Не надо этой дешевой фигней себя травить. Ты скажи что - куплю тебе". Вскоре парень совсем бросил.
Книгу "Педагогическая поэма" читал. Но как-то не задумывался, что было далее, после колонии им. Дзержинского, помню, что там детей как-то еще распределили. А вот про обучение бухать и работе на заводе по производству фотоаппаратов не помню, я так понимаю в "Педагогической поэме" об этом не повествовалось.
Игорь Леонардович, не откажите в информации. Не могу найти источник, касательно высказывания Сталина: «Пусть пишет свои сказки!»
Сам нахожу только одни и те же версии, например:
> Лично Сталин, утверждая награждение Макаренко орденом Красного Знамени, прокомментировал: «Пусть пишет сказочки», в некотором смысле вполне адекватно оценив потенциал разработок Антона Семёновича.
> Существует версия, что будто бы И. В. Сталин, давая согласие на награждение А. С. Макаренко орденом Трудового Красного Знамени (начало 1939 года), сказал: «Пусть пишет свои сказки!»