Помню, после того, как " Дождь " навонял своим сожалением, что Ленинград не сдали, был радиоэфир у Володарского. В гостях у него тогда были Драбкин и, кажется Исаев. Когда в конце передачи слушателям дозволили задавать вопросы, на передачу позвонила женщина и взволнованным голосом задала следующий вопрос:
-Почему наш так жестоко обращались со своим населением? Почему не договорились с Финляндией о гуманитарном коридоре, по которому хотя бы детей вывезли.
Драбкин с Исаевым даже опешили. Некоторое время молчали, только потом начали отвечать.
Интересно, это у нас граждане забыли, что финны за немцев воевали или просто столько " эльфов " развелось?
А ещё вспоминается, что была встреча с Путиным и там, корреспондент " Дождя " обижался на общественное мнение, за то, что оно так резко восприняло их опрос о нужности сдачи Ленинграда.
- Мы же извинились - надувал губки представитель этого канала.
Мне они напоминают человека, у которого проблемы с кишечником и он фунит и смердит прилюдно и громко.
В животе ураган- принимай Эспумизан! Только у них, вышеназванное заболевание кишечника протекает не в животе. а в голове.
> А ещё вспоминается, что была встреча с Путиным и там, корреспондент " Дождя " обижался на общественное мнение, за то, что оно так резко восприняло их опрос о нужности сдачи Ленинграда.
Некоторые граждане ведут себя, как избалованные девочки из семьи профессора филологии и учительницы музыки, случайно попавшие в компанию со шпаной. Они не видят берегов, безустанно хамят и кажутся себе очень умными и дерзкими, но понять как с ними поступят там, куда настойчиво приглашают послушать музыку, не могут. И если глупеньких девочек мне все же жалко, то идиотов-либероидов даже хотелось бы встретить для вдумчивого общения лично.
До того, как либералы провели опрос о сдаче Ленинграда, была о них не самого худшего мнения. Но этот опрос навсегда отвратил меня от них. В какой-то степени можно сказать спасибо им за это - просветили о своей сущности. Хотя я редко заходила на "Эхо" да и Дождь не слушала.
> Я считаю что не нужно сразу говорить что все кто поднимают такой вопрос - дураки.
Да, есть и второй вариант - это враги. Может быть не твои, но мои точно. Им кажется, что фашисты цивилизованные европейцы, а мои предки, я, мои дети и внуки - дикие варвары, с которыми можно поступать как с животными.
> Людям надо объяснять почему нельзя было сдавать, потому что сразу не все это понимают.
В школе это объясняли, в учебниках истории писали и в книгах о пионерах-героях. Не понимающих либо надо лечить, ибо они душевнобольные, либо поступать так, как поступают с врагами.
> Я тоже не всегда это понимал.
И я многого не понимал, но потом научился ходить, говорить и читать.
> Поэтому подобные объясняющие эти вопросы ролики нужны, чтобы объяснять народу почему надо было делать именно так, как сделали.
Есть вещи, которые объяснять, на мой взгляд, не нужно. Достаточно прочитать несколько строк из дневника Тани Савичевой:
"Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.
Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.
Савичевы умерли
Умерли все
Осталась одна Таня"
Сама Таня умерла от туберкулеза в 1944 году.
Не верю, что есть люди, которые после прочтения этого еще чего-нибудь не понимают про блокаду Ленинграда. Моя тетка пережила блокаду, она была на 2 года младше Тани. Моя первая учительница тоже пережила блокаду, оставшись инвалидом. Они рассказывали такое, что волосы на голове шевелились от ужаса.
Еще раз повторюсь, в школе об этом рассказывали, в книгах и учебниках писали, в интернете сейчас всё это доступно. Если, как ты пишешь "сразу не все это понимают", значит эти люди, на мой взгляд, недееспособны.
Нам это вдалбливали в советской школе. Были и уроки мужества с ветеранами, и возложения цветов на могилах погибших в блокаду, и походы в музеи, и рассказы бабушки и прабабушки. Это объяснялось не один и не два раза. Сейчас, очевидно, объясняют походя.
> Я считаю что не нужно сразу говорить что все кто поднимают такой вопрос - дураки.
>
> Людям надо объяснять почему нельзя было сдавать, потому что сразу не все это понимают.
> Я тоже не всегда это понимал.
>
Да, но только с одной оговоркой. Это должны быть очень молодые люди, дети. Если же взрослый человек, как ты говоришь ".. не понимает, почему нельзя было сдавать", то он или все-таки дурак, или он уже из этих - "безнадежно-отравленных", и ему уже бесполезно что-либо объяснять.
Учился в школе 35. Все дети, читавшие дневник Тани Савичевой все понимали, недееспособных не было. Откуда сейчас появилось столько мутантов, которые "не понимают", просто не понимаю. Такое чувство что где то существует спец инкубатор.
Вообще-то вышеназванные типы, вещающие содержание явно не головы публично - простые враги, в отличие от остальныx полоумныx. Просто слишком долго всё сxодит с рук - вот и привыкли к безнаказанности. Xотя что уж там, если генеральная линия партии такая, какая есть..
Вот очень хорошее стихотворение Долматовского на эту тему. Обратите внимание на дату.
НАМ ХОРОШО ЖИВЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ
Нам хорошо живется на земле,
Мы спор ведем в уюте и тепле.
С веселой и надменной высоты
Двадцатилетья своего,—
Когда все ясно,
Беспрекословно изрекаешь ты,
Что много жертв принесено напрасно.
Вот, например:
Зачем профессора
В трагическом народном ополченье,
Нестройно и смешно крича «ура»,
В атаку шли, забыв свое значенье?
Как мотылек, раздавлено пенсне,
И первый снег не тает на ресницах.
Об осени не помнят по весне,
И тот октябрь уже не многим снится.
Истерзаны осколками леса,
И от полка бойцов осталась горстка.
Они держались только два часа,
На рваном рубеже Солнечногорска.
Лишь два часа!..
...За этот краткий срок
Успели в том пылающем районе
Собрать младенцев, чтобы на восток
Отправить под бомбежкой в эшелоне.
Насколько помню, ты был в их числе.
...Нам хорошо живется на земле!
1961
Евгений Долматовский. Стихи о нас.
Москва: Советский писатель, 1964.
> Нам это вдалбливали в советской школе. Были и уроки мужества с ветеранами, и возложения цветов на могилах погибших в блокаду, и походы в музеи, и рассказы бабушки и прабабушки. Это объяснялось не один и не два раза.
Я в школу пошел в середине 60-ых, так что к нам ветераны приходили часто, но ничего не вдалбливали. Да что там, один из братьев моего деда до конца 70-ых директором школы работал - Герой Советского Союза, вместе с Иваном Алексеевичем Бородулиным воевал. У моих сыновей в 6 лет любимыми были книги из серии пионеры-герои, зачитанные до дыр до сих пор на полке стоят. Все примеры перед глазами были. Что сейчас изменилось? Доступность информации? В интернете есть всё, найти и читать/смотреть можно что угодно. Видимо, просто не надо.
> Сейчас, очевидно, объясняют походя.
Из личного опыта воспитания и своих детей, и нескольких выпусков курсантов могу сказать одно - там, где преподавателям, офицерам-воспитателям и родителям насрать на детей, растут потенциальные преступники. Подсмотреть у других можно только плохое, а хорошему надо учить. Насколько я понимаю современные тенденции педагогики, сейчас основная проблема молодежи в отсутствии у них самостоятельности, ответственности и дисциплины. Этому можно научить дома или в военном училище, а школа, к сожалению, не имеет уже былого авторитета. Печально то, что ни положительных изменений не предвидится, ни даже понимания к чему приведёт создавшаяся ситуация не наблюдается.
Извини, что может несколько сумбурно излагаю. Денёк нелегкий выдался.
Я в школе учился в конце восьмидесятых, так что у нас все было уже иначе. Но мы все усвоили, что такое была блокада, и что такое была Великая Отечественная война. Чтобы кривляться у Вечного огня - да свои же одноклассники бы избили.
По поводу современных проблем - увы, столкнулся уже пару раз. Выпускники ВУЗов просили немалые деньги, не справлялись с элементарными задачами, делали ошибки из-за невнимательности. Было видно, что работа сделана как в последнюю ночь перед экзаменом - на коленке. Полная профнепригодность. Пришлось расстаться и нанимать на ту же работу пенсионеров старой советской закалки.
> Я в школе учился в конце восьмидесятых, так что у нас все было уже иначе. Но мы все усвоили, что такое была блокада, и что такое была Великая Отечественная война. Чтобы кривляться у Вечного огня - да свои же одноклассники бы избили.
Я себе в принципе ситуацию с кривляньем у Вечного Огня в своем детстве представить не могу. Хотя хулиганили, бывало.
> По поводу современных проблем - увы, столкнулся уже пару раз. Выпускники ВУЗов просили немалые деньги, не справлялись с элементарными задачами, делали ошибки из-за невнимательности. Было видно, что работа сделана как в последнюю ночь перед экзаменом - на коленке. Полная профнепригодность. Пришлось расстаться и нанимать на ту же работу пенсионеров старой советской закалки.
Недавний выпускник одного ВВКУ. Высокий красавец, косая сажень в плечах, водит все виды наземного транспорта, отлично разбирается в стрелковке и тяжелом, знает основы саперного и минно-взрывного дела, все спецкурсы на "отлично" - практически супермен. А на деле... На учениях получает компресс позвоночника в результате прыжка в полном обвесе с пулеметом в руках с коробочки. В итоге 3 месяца госпиталя, еще 3 месяца на восстановление и абсолютно идиотская запись в личное дело.
Старлей, немногим старше 30, опытный командир, отличный боец, за плечами больше десятка командировок в горячие точки. Пошел в увал, напился водки, фотографировался со знакомым в форме со знаками различия и инструментом большой редкости в руках. Фотография попала в интернет на укроСМИ.
Трое опытных бойцов и один салага (всем до 30 лет) распивают спиртные напитки на передовой. Прилетает 82мм подарок от противника. Одно ранение тяжелое, два легких, одна контузия.
У военнослужащих старше 40 лет вообще ни одного залета. Ну как так-то?!
А что думают сторонники доски Маннергейму о том, что его мнением фашисты интересовались, а он сказал, что город ему не нужен. Он же мог сказать "не бомбите, я пока лагеря в Петрозаводске расширяю, потом жителей туда расселю".
Хотелось увидеть разведопрос о, СС как о организации (то что это мрази из мразей я в курсе). Просто более точная информация что это за организация, чем конкретно занимались, как отбор проходил в ее ряды.
Дело не только в том, что Ленинград и его жители не были нужны противнику. Сдать Ленинград в условиях Отечественной войны - это как отдать врагу знамя своей воинской части. Сдаешь символы - сдаешься сам. Противник это понимал, и граждане Советского Союза тоже. Некоторым гражданам Российской Федерации приходится объяснять.
Ксению Анатольевну было бы неплохо принудительно заставить это послушать, законспектировать, и сдать зачёт.
Чтобы дурь в стиле "Не бывает безнравственных вопросов, бывают только безнравственные ответы" больше не лезла в белокурую голову.
Что-то я не слышу вопросов, надо ли было сдавать Киев, Севастополь и ещё кучу крупных городов.
Раз уж в России запрещено обсуждение подобных вопросов, их будут обсуждать "на Западе". Потом останется только запретить ещё пол-интернета.
Есть у меня бывший одноклассник, с которым мы учились вполне себе у советских учителей по советским учебникам. Он либераст. И я абсолютно точно понимаю, что Игорь Васильевич и Дмитрий Юрьевич говорят именно про него и ему подобных, упоминая "альтер6ативно мыслящих". Интересно, что апелляции к документам (немецким) наталкиваются только на фразу, что это комми придумали... Их не переубедить... Идиоты...
Баир, не знаю как сейчас, но до 2003 года, нам объясняли(по крайней мере в моей школе) так: "Без них, вас бы не было!(Скорее даже личная позиция преподавателей). От сюда хочу Вам(всем Вам!), выразить благодарность что продолжаете нам рассказывать о истории нашей страны!
Кому: Старик у моря, #8 Упомянута тетя и учительница-блокадницы. К моему поступлению в школу они уже были все на пенсии, а учителя истории вполне серьезно допускали моря халявного пива и кучи немецких колбасок для сдавшихся Ленинградцев. И если для вас это звучит дико-то для моего поколения это реальность, от которой надо еще прийти к правильному и действительному положению вещей. Я к этому пониманию спришел, а куча моих сверстников - нет. И объявлять недееспособными людей которым ТАК рассказали и вдолбили в головы считаю неправильным. У меня и моих сверстников уже есть свои дети, так что без таких роликов в голове не прояснится. Спасибо ДЮ и И. Пыхалову.
> Упомянута тетя и учительница-блокадницы. К моему поступлению в школу они уже были все на пенсии, а учителя истории вполне серьезно допускали моря халявного пива и кучи немецких колбасок для сдавшихся Ленинградцев.
Я помню с детства слова:
"Каждая вторая семья в СССР потеряла в Великой Отечественной войне кого-то из близких".
Значит ли это, что эти дети не знают о своих воевавших родственниках? Значит ли это, в свою очередь, что родители этих детей не занимались воспитанием собственных детей?
> И если для вас это звучит дико-то для моего поколения это реальность, от которой надо еще прийти к правильному и действительному положению вещей.
Научиться скачивать фильмы, игры и музыку с торрент-трекеров, пользоваться социальными сетями, рассуждать о чем угодно, но не знать и ни разу не поинтересоваться недавней историей своей страны - это ненормально. Значит ли это, что родители не занимались воспитанием этих детей?
> И объявлять недееспособными людей которым ТАК рассказали и вдолбили в головы считаю неправильным.
Сами-то эти граждане не могли ничего узнать, ведь в России население проживает исключительно в лесах, не так ли? Ни библиотек вокруг, ни интернета - вокруг только одни дебилы-преподаватели истории и куча гораздо более интересных занятий, да?
> У меня и моих сверстников уже есть свои дети, так что без таких роликов в голове не прояснится.
Искать виноватых в собственной глупости везде, кроме собственной башки, это сильный ход.
По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее трёх миллионов человек. Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков. Его отличало и невыгодное военно-стратегическое положение, связанное с близостью к границе и оторванностью от сырьевых и топливных баз. В то же время городская медицинская и санитарная служба Ленинграда была одной из лучших в стране.
Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей.
Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе—феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 человек, в сентябре — 7000 человек. Радикальное снижение смертности произошло из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев.
Теперь данные обследования:
Лидия Хорошинина - доктор медицинских наук, профессор кафедры гериатрии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И.Мечникова - исследователь темы уникальной и значимой для Ленинграда-Петербурга - блокадного голода, влияния блокады на здоровье последующих поколений.
Лидия Хорошинина защитила докторскую диссертацию "Особенности соматической патологии у людей старших возрастных групп, переживших в детстве блокаду Ленинграда" в 2002 году, а до этого много лет доказывала значимость этой научной и социальной темы.
Теперь уже странно слышать, что тему не утверждали дважды. Разрешили, когда исследования были частично опубликованы в Кембридже. "Тогда Первый медицинский предложил мне защищаться у них", - вспоминает Лидия Хорошинина.
ИА REGNUM: Лидия Павловна, как повлиял голод на будущее здоровье блокадных детей?
- Голод оказал серьезное агрессивное влияние, причем по ряду аспектов разное как на здоровье мальчиков, так и девочек. Я обследовала 600 человек, переживших блокаду, я обращалась к архивным медицинским документам, изучая карточки и истории болезней умерших людей. У женщин, переживших в детстве блокадный голод, были серьезные метаболические проблемы, гораздо чаще - на 30 процентов, чем в среднем по популяции, - встречается диабет второго типа. Очень многие страдают ожирением. Также у женщин чаще встречается тяжелая артериальная гипертензия с высокими цифрами давления.
У мужчин раньше возникает атеросклероз, который протекает гораздо тяжелее, чем в среднем по популяции. Облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей встречается у них в 2,5 раза чаще. Желчнокаменная болезнь возникает с одинаковой частотой у женщин и у мужчин, в детстве переживших блокаду. И у женщин, и у мужчин в равной степени поражены почки, рано развилась почечная недостаточность. Поражения почек у блокадников встречаются в 4 раза чаще, чем у их сверстников в популяции.
Я изучала тех, кто родился в 1941 году и до января 1944 года, а также подростков-блокадников в возрасте до 14 лет. Я четко делила на группы от 0 до 12 и от 12 до 14, потому что дети до 12 лет получали детскую карточку, а те, кто постарше - иждивенческую. И подростки, организм которых бурно растет, перестраивается и нуждается в калорийном белковом питании, чрезвычайно страдали.
Я анкетировала свыше 600 мужчин и женщин, детьми переживших блокаду, задавала им множество вопросов. И оказалось, что люди, пережившие блокаду в детстве, меньше страдают от алкоголизма, меньше проводят времени за телевизором, чем их ровесники из контрольной группы. Но только 8 процентов из опрошенных мною блокадников сказали, что удовлетворены состоянием своего здоровья.
К 1948 году дети, пережившие блокаду, все еще значительно отставали в росте и весе от сверстников, многие из них - каждый третий ребенок - оставались на второй год в школе, а дети, чье раннее детство пришлось на блокаду, вообще в условиях тотального голода переставали ходить и говорить. После войны создавались специальные лесные школы, чтобы ребята могли поправить здоровье.
-Насколько медиков послевоенной поры интересовало состояние здоровья переживших блокаду?
- Исследования велись до начала 50-х годов минувшего века, а в начале 60-х годов медики в Ленинграде еще писали в историях болезни - пережил или не пережил человек блокаду. А в начале 70-х годов профессор Гогин заметил, что у многих ленинградских молодых людей чуть старше 20 лет чаще встречается артериальная гипертензия, чем у их сверстников в популяции.
Практически все эти молодые люди оказались детьми блокадников - или мать, или отец пережили блокаду в детстве. И у этих людей также были поражены сосуды. Я нашла этому объяснение - в блокаду, чтобы перебить голод, пили соленую воду в огромных количествах, а это крайне вредно для сосудов. Но самое интересное, что внуки блокадников имели хронические заболевания в два раза чаще, чем их сверстники из семей в группе сравнения, где блокадников не было. Причем и голландцы получили подобные результаты - голод бьет через поколение. Да и биологи, проводя исследования на крысах, выяснили, что если голодает во время беременности самка крысы, то страдает не ее дочка, а внучка.
Я обнаружила также, что чаще проблемы со здоровьем, характерные для тех, у кого в истории семьи есть пережившие тяжелый голод, встречаются у тех, чьи предки пережили голод в Петрограде 1918-22 годов, а потом ленинградскую блокаду.
- Лидия Павловна, можно ли сказать, что блокадный голод фатально сказался на переживших его людях?
- Если тотальный голод длится более 72 часов, то происходит поломка стереотипа питания, центр насыщения в организме перестает нормально работать - сбивается природный механизм регуляции. Человеку потом все время хочется есть, у него меняется поведение, отношение к еде, к продуктовым запасам. Как писал выдающийся терапевт своего времени профессор Михаил Васильевич Черноруцкий,
Мои бабушки,отец,мама,тёти и дядя Витя- блокадники.
Они выжили,но они все,кто умерли,умерли от болезни сердца и сосудов.
Я,мои сёстры,мои братья имеем заболеваниями сердца и сосудов,хотя родились здоровыми, хотя все занимались спортом.
Мои родители ростом 168- мама и 174- отец,считались очень высокими.
У моих бабушек,мамы,тётушек,а теперь и у нас сёстрами (уверяю вас,что по моим наблюдениям такая же картина во всех знакомых мне семьях бывших блокадников)наличиствует,так называемый,блокадный синдром.
Это означает страх перед ВОЗМОЖНЫМ ГОЛОДОМ.
В период перестройки он выражался в закупке в прок необходимых для выживания долго не портящихся продуктов в больших количествах при любой возможности.
Это означает чувство голода и поисков возможности насытится при малейшей угрозе нехватки пищи (это было очень заметно на наших детях рождённых в 1990-1991-1992 гг)
Это желание накормить гостей до умопомрачения."Гость не должен уйти голодным "- передалось от наших бабушек нам и нашим детям.
Этот голод передался нам с кровью.
PS Мои прабабки и прадеды пережили Петроградский голод 1918-1922 гг.
> Что сейчас изменилось? Доступность информации? В интернете есть всё, найти и читать/смотреть можно что угодно.
Вот именно, все что угодно. При этом много лет идет целенаправленная и масштабная пропаганда русофобии и искажение истории. Нужно включать свои излучатели, иначе все больше людей придется записывать в дураки или враги.
> У военнослужащих старше 40 лет вообще ни одного залета.
У нас в батарее кол-во залетов от возраста не зависело. Просто есть люди которые не могут не накосячить, а есть у которых обычно все ровно. Большинство залетов из за водки, а "старички" любят алкоголь не меньше молодежи.
Дмитрий Юрия, я не в тему, прошу простить.
Сегодня отсматривал последние ролики и наткнулся на следующее.
В диалоге с городским сумасшедшим Германом, ты упомянул про самогонный аппарат. Я некоторым образом к теме причастен. Так вот вопос: каким аппаратом пользуешься? Сколько перегонов делаешь? Будет Кабачок на это тему?
Сам регулярно отовариваюсь в Питере, постоянно конструктивно совершенствую установку, довожу до ума процесс, эксперементирую с настойками, лидерами, крепкими напитками заморского происхождения.
> Вот именно, все что угодно. При этом много лет идет целенаправленная и масштабная пропаганда русофобии и искажение истории. Нужно включать свои излучатели, иначе все больше людей придется записывать в дураки или враги.
С этим утверждением не спорю. Однако, считаю, что здравомыслящий человек способен найти интересующие материалы и оценить их достоверность без многолетнего специального обучения, самостоятельно изучив несколько учебников.
> У нас в батарее кол-во залетов от возраста не зависело. Просто есть люди которые не могут не накосячить, а есть у которых обычно все ровно.
У меня в подчинении не артиллеристы, а требования к личному составу серьезные.
> Большинство залетов из за водки, а "старички" любят алкоголь не меньше молодежи.
Сухой закон у нас. Нет курящих. Нет судимых. Нет бездетных. Все с боевым опытом еще до Крыма были. Костяк подразделения составляют люди, с которыми я служил больше десятка лет. Пусть иногда выглядит служба местами так, как это было в свое время в красных частях, зато и большинства проблем ополчения у нас с самого начала просто не было. В прошлом году были решены вопросы снабжения и оперативного подчинения, и теперь подразделение представляет собой то, чего не всегда удавалось добиться даже в СА.
Хорошо бы тему " Невского пятачка" поднять в следующих роликах про блокаду. На различных форумах нередко вижу комментарии типа: "немецкие пулеметчики там через 2 месяца сходили с ума". Ну и как обычно: " все было зря".
В общем и целом, убедительно и справедливо - пафос разделяю, как и негодования в адрес отдельных элементов...
Привелось близко общаться и с блокадниками и с ветеранами - ещё в 60-х. начале 70-х... Помнится их отношение к целому ряду персон и персонажей... И не через лекции, а по отдельным ярким эпизодам!
Но Воланд-то - таится в мелочах! - например, зачитывая приказы (и прочие документы) Рейха в переводе, что совершенно естественно! - ведущий упускает топонимику! Из которой очевидно, кому принадлежит инициатива "возвращения исторического имени".
Казалось бы - слова, слова! - но поданы были единым пакетом с "вильной Балтией, незалежной Украйной, свободным Закавказьем, азиатским Подбрюшьем" - и приняты без особого ропота! Так что отсутствие должной оценки собственной позиции "общественности в целом" заметно снижает справедливость аргументов.
Передача получилась крайне интересной.
Не было "ошеломляющих откровений", факты и материалы были в своей массе далеко не "свежерассекреченными". Выводы из социально-экономической сферы были в духе вполне себе известных исследований - пусть и не слишком "жалуемых" в последние десятилетия "певцами глобализации" от науки.
Но вот продемонстрированный "угол зрения" сформировал предельно "живую" картину реального исторического процесса на основе органичного "сплава" научных выводов, твердо подкрепленных приводимыми историческими фактами. К слову, получился вполне яркий пример "общественной теории относительности", когда в полном соответствии с положениями ее "физических аналогов" вполне себе научные по своему духу выводы зависят от месторасположения наблюдателя, которые эти выводы делает.
Итак, само по себе существование города из нескольких миллионов (ну или в своей более ранней истории - из десятков, а затем и сотен тысяч) жителей в подобных географических условиях зависит от многих факторов и далеко не "предопределено". Для понимания важности этого вопроса можно рассмотреть историю Лондона и Константинополя/Стамбула, подъем которых был бы закономерен почти при любых исторических раскладах. А вот Петербург/Ленинград - явление сугубо "имперское", причем только в случае, если эта самая империя - "Великая Россия" (название условное, без какого-либо национального/эмоционального "наполнения") - будет ли она называться при этом Российской империей, Советским Союзом или как-либо еще. Уже для "Великой Германии" (опять же название условное, подразумевающее "расширенную" континентально-европейскую империю, при этом не обязательно монархическое или диктаторское государство, со столицей в Берлине, Париже, Амстердаме, Брюсселе или даже где-нибудь в Цюрихе) город типа "Большого Питера" будет в лучшем случае "дорогущей игрушкой", а для "расширенного" национального государства типа Финляндии (какой бы "Большой" или "Великой" ее при этом не называть и что бы она при этом себе не "прихватила") такой город вообще будет натуральной "петлей на шее". А вот для "Великой России" такой "Большой Питер" будет при большинстве раскладов не просто рентабелен, но еще и жизненно необходим.
И приведенные расклады/факторы - очень долгоиграющие, они вряд ли существенно изменят свою роль даже за столетия, чему одним из примеров как раз и является ленинградская блокада со столь разными оценками значения города для основных действующих лиц. Самое интересное, что непосредственно для России на сегодняшний день "расширенная питерская тема" - т.е. вся совокупность поднятых вопросов - не в "первом приоритете". Не наступит катастрофа "Великой России" - будет в ней и "Большой Питер".
Но при этом любопытно, что на сегодняшний день самое что ни на есть приоритетное значение поднятые вопросы имеют для других государств. В частности, речь идет о Финляндии - а еще в большей степени о государствах Прибалтики. Скажем, трамповскую фразу об "Эстонии как пригороде Петербурга" смело можно относить к известному роду шуток, где есть доля шутки. Другое дело, что для реального понимания ситуации крайне желательно отказаться от расхожих стереотипов. Например, при оценке появления "русских танков" на улицах прибалтийских городов неплохо было бы понимать, что в значительной части возможных раскладов именно непоявление там этих самых "танков" и будет означать для Прибалтики катастрофу. Причем, что по-видимому еще хуже, там может в принципе не быть никаких иностранных "танков", не только "русских": утратившие интерес к Прибалтике Россия и Европа будут мечтать о появлении там "вражеских танков" - что даст возможность, яростно осудив "агрессора", с легким сердцем сбагрить ему на руки "оккупированное сокровище".
Далеко не факт, разумеется, что все повернется именно таким боком. Впрочем, как и не факт, что у прибалтийских государств окажется схожая судьба.
Все эти рассуждения, разумеется, неполиткорректны с точки зрения самых разных политических позиций, а во многом и циничны. С другой стороны, не меньшим ли злом в данном случае будет цинизм по сравнению с разного рода "романтизмами" и "оптимизмами"?
> С этим утверждением не спорю. Однако, считаю, что здравомыслящий человек способен найти интересующие материалы и оценить их достоверность без многолетнего специального обучения, самостоятельно изучив несколько учебников.
Думаешь если людям много лет срут в мозги они будут сами искать учебники? Или просто поверят тому что много раз слышали по телевизору от вроде как авторитетных людей? А если детям в школе будут рассказывать про героя Бандеру (Власова) они будут верить учителям, принимать ложь за истину. Ты считаешь они должны сами искать истину и доносить до них что есть правда а что ложь не надо?
> Думаешь если людям много лет срут в мозги они будут сами искать учебники?
Если люди взрослые, самостоятельные и вменяемые, то да, сами.
> Или просто поверят тому что много раз слышали по телевизору от вроде как авторитетных людей?
Это как раз вызывает сомнения во вменяемости.
> А если детям в школе будут рассказывать про героя Бандеру (Власова) они будут верить учителям, принимать ложь за истину.
Учителя, понятное дело, мрази, родители дебилы, а друзья все в гитлерюгенд? Не настолько всё плохо, камрад )))
> Ты считаешь они должны сами искать истину и доносить до них что есть правда а что ложь не надо?
Еще раз, я не спорю с тезисом, что доносить надо. Но. В первую очередь это должны делать родители. Затем наставники в школе и только потом уже контролируемый доступ в Авгиевы конюшни интернета. Если ни родители, ни школа нихера не делают, то вырастает двуногое без перьев с хуем в голове.
Камрад, не слушай дебилов. Невский пятачок, место где на узком участке бои происходили практически непрерывно (с сентября 1941 по апрель 1942 и августа 1942 по 1943 г.) Немцы там также несли большие потери. Например там легли немецкие десантники "герои Крита". Их через неделю боёв сменили, из-за больших потерь. А прогулявшись, по лесу рядом, можно и сейчас найти подошвы от немецких сапог, чьи хозяева сгинули в наших болотах.
Малость не соглашусь по поводу хранения, просто там тружусь на пищевом производстве и имею понятие как оно организованно.
Дмитрий Юрьевич говорит про дороговизну, это не совсем так - даже боюсь представить каких чудовищных ресурсов стоила эвакуация промышленности, так что с организацией складов проблем, по моим прикидкам, не возникло бы. Ключевое здесь другое - целесообразность.
Во-первых, блокады никто не предполагал (ну во всяком случае не знали на 100% что она будет, что именно так, ну вы поняли) а если и думали, то во-вторых - где взять столько продовольствия, чтобы в каждом крупном городе создать резервы, заложив неминуемые потери от бомбежек и прочих факторов, как поддерживать их хранение в условиях перебоев с электричеством (я про склады с климатическими режимами) и еще очень много-много вопросов. Ну и в-третьих, немцы, очевидно, зная о запасах продовольствия в городе не пошли бы на блокаду, а придумали что-то другое... может хлор, фосген пошли в действие или еще что.
Хорошо думается уже после, а вот всего лишь надо было сделать то и это, и всех бы победили. Не до всех доходит, что любое действие тогда имело бы контрдействие со стороны врага, и т.д.
А в остальном да - людей из категории "надо было сдать", самих бы сдать в ближайшую поликлинику, чтобы доктор голову посмотрел.
На разбор кучи фактов у человека просто не может быть времени. Ты много работаешь? вот я много, времени мало, ролики смотрю через раз, анализировать сказанное могу только путем шевеления серого вещества в голове и сопоставлению с тем, что когда-то читал. Благо память неплохая. Делаю все это потому, что мне вопрос интересен.
Берем человека, вопросом не интересующимся - услышал где-то, что-то от кого-то мельком. Потом еще раз по телевизору, а затем увидел в газете заголовок конкретного содержания.. и всё - в его голове это уже объективная истина, и нет ему дела не до каких учебников, у него сын в школу идет, ипотеку платить надо, а тут еще и тётка приболела, надо заехать-навестить.
> Что-то я не слышу вопросов, надо ли было сдавать Киев, Севастополь и ещё кучу крупных городов.
> Раз уж в России запрещено обсуждение подобных вопросов, их будут обсуждать "на Западе". Потом останется только запретить ещё пол-интернета.
Москва, Ленинград и Сталинград - вот три ключевых города, битва за которые предопределяла исход войны. Почему именно эти города? Москва - столица, это понятно. Ленинград - колыбель революции и бывшая столица, сдача города равносильна сдаче Москвы. Сталинград - рубеж, потеря которого подразумевала вступление в войну Турции, зря что ли там фон Папен сидел с 1940 года, если правильно помню, и как результат, потеря Кавказа, и открытие боевых действий на Дальнем Востоке Японией.
Крупные города, о которых ты упомянул - да, может и не надо было их сдавать, но удержать их не получилось в силу разных причин. Что ж, и Москву Наполеон однажды захватил, сильно ему это помогло?
Обсуждать можно.
Только ведь не обсуждают. а устраивают банальную пропагандистскую атаку.
Просто потому, что вбрасывателям отлично известно - предложений о сдаче Ленинграда и Москвы германское командование ни разу не выставляло. Также отлично известно, что эти два города по замыслу фюрера подлежали безусловной ликвидации.
После этого обсуждать можно только одно - у вбрасывателей больше наглосьти или все же больше подлости?
> Еще раз повторюсь, в школе об этом рассказывали, в книгах и учебниках писали, в интернете сейчас всё это доступно. Если, как ты пишешь "сразу не все это понимают", значит эти люди, на мой взгляд, недееспособны.
> Нам это вдалбливали в советской школе. (...) Сейчас, очевидно, объясняют походя.
1. То, чему учили нас - объясняют, скорее всего, походя. Но это только половина истории.
2. Попутно досыпают "шлак" через Резуна (иже с ним), летавшие вокруг Москвы в 1941м иконы, "Дожди" и прочие незамутнённые осадки, ну и шедевры мэтров кино (не к ночи будь они помянуты) вносят вклад.
> С этим утверждением не спорю. Однако, считаю, что здравомыслящий человек способен найти интересующие материалы и оценить их достоверность без многолетнего специального обучения, самостоятельно изучив несколько учебников.
"Здравомыслие" определяется личным опытом. Какой, к лешему, личный опыт у 15-летних сейчас? Это в каменном веке они были уже опытными охотниками, а в Гражданскую "дивизиями командовали". На основе чего мы с тобой могли в 1975-1977 "оценивать достоверность"? Когда сосед по парте на уроке о декабристах читает втихаря Солжа, и это выглядит офигенно героически. Демшиза и добралась. Запретный плод сладок...
У нас хотя бы родители учителя были - "ещё той" закалки. А вот с дедами у меня лично напряг был. Они у меня с разницей в 2 недели осенью 41го сгинули - один на Свири (сибиряк), другой на Пулковских (москвич).
> Кому: Dok, #43 >
> > Примр Третьего Рейха показывает наглядно, что за несколько лет нацию можно сделать невменяемой.
>
> С тех пор люди даже и не начали догадываться, что их могут обманывать! )))
А в то время люди были наивными дурачками и даже не догадывались что их могут обманывать! )))
Пример Украины показывает наглядно что любую страну можно сделать невменяемой. Только не нужно говорить что в России подобное невозможно. На Украине, думаю, есть люди разделяющие твои идеи и убеждения, а их дети (внуки) чтят упа и считают неправыми своих дедов сражавшихся в Красной армии. Эти люди (антифашисты) могут считать себя самыми умными а других дураками не знающими истории, только бал правят не они. Чтобы такого не было в России, нужна сильная пропаганда, нужно доносить своё мировоззрение, или донесут другое. Как говорил Ленин- идея становится силою когда овладевает массами.
> Крупные города, о которых ты упомянул - да, может и не надо было их сдавать, но удержать их не получилось в силу разных причин. Что ж, и Москву Наполеон однажды захватил, сильно ему это помогло?
Это тоже запрещено обсуждать или тут какие-то свои приколы?
> Про запрет интернета - сколько тебе лет?
Достаточно, чтобы видеть, что всё катится к китайскому файрволлу. С соответствующей оторванностью от информации. Всё для защиты "наших детей" и "личной информации". LinkedIn забанили (единственная крупная соцсеть, направленная на расширение личной профессиональной деятельности). Даже github уже банят периодически.
В образовании кстати, та же тенденция. Граждан готовят быть винтиками, которые могут только считать до 100.
Но ура-патриоты это замечать не хотят.
> Чтобы такого не было в России, нужна сильная пропаганда, нужно доносить своё мировоззрение, или донесут другое. Как говорил Ленин- идея становится силою когда овладевает массами.
>
> Это тоже запрещено обсуждать или тут какие-то свои приколы?
А что, разве сдача Ленинграда не обсуждается? Обсуждается. Со всеми возможными нюансами и анализом возможных последствий. Сделанные в ролике выводы кого-то могут не устраивать, кого-то - оставить сомневаться.
До кого-то, может, и дойдёт.
Если интересует анализ ситуации с другими городами - обращайся к историкам, а не ёрничай. Тот же Баир тебе изложит кратко и снабдит ссылками, я думаю.
> Даже github уже банят периодически.
А что это?
> В образовании кстати, та же тенденция. Граждан готовят быть винтиками, которые могут только считать до 100.
Про это тут многие говорят. Смотри соседний ролик про ЕГЭ.
> Ты пропустил слово "здравомыслящие" перед "люди".
Здравомыслящий teenager?! Явление крайне редкое, даже самых здравомыслящих из них заносит периодически. А уж насрать в голову им - запросто. Учитывая тот самый неуловимый "бунт против родителей" - совсем легко.
Твёрдые убеждения ещё не сложились, а альтернативка - оно же круто (cool)! Где-то к 25и некоторые начинают умнеть - но не все.
Я вот "залип" аж до 35и, причём изначально повёлся вообще на "очищение ленинской линии от сталинско-брежневских искажений". А потом... очень не хотелось признавать ошибки. Свои.
> Это тоже запрещено обсуждать или тут какие-то свои приколы?
>
С чего это? Обсуждать можно все что угодно. Дело не в том ЧТО обсуждать а в том КАК обсуждать. Возвращаясь к блокаде Ленинграда - в планах Гитлера не было места такому городу, он подлежал уничтожению. О какой сдаче города могла идти речь?
> Достаточно, чтобы видеть, что всё катится к китайскому файрволлу. С соответствующей оторванностью от информации. Всё для защиты "наших детей" и "личной информации". LinkedIn забанили (единственная крупная соцсеть, направленная на расширение личной профессиональной деятельности). Даже github уже банят периодически.
> В образовании кстати, та же тенденция. Граждан готовят быть винтиками, которые могут только считать до 100.
> Но ура-патриоты это замечать не хотят.
>
Очень сомневаюсь что дойдет до китайского варианта. Хотя что там за ним происходит - не знаю.
По поводу LinkedIn - эта сеть предназначена для headhunter'ов, о каком расширении профессиональной деятельности разговор? У меня 80% контактов - разного рода кадровики.
Насчет винтиков умеющих считать до ста - добро пожаловать в капитализм.
> Граждан готовят быть [винтиками], которые могут только считать до 100.
Тут ошибка - граждан готовят быть яркими неординарными личностями в обществе торжества потребления. Об этом сам Лунтик вещал третьего дня. А "винтики" готовили в тоталитарном аду под названием СССР.
> Забавно, что вала откровенно враждебной пропаганды ты никак не видишь в упор.
Вижу, причем в последнее время в геометрической прогрессии. Только вместо обучения населения к жизни среди этой пропаганды, кто-то (видимо из фанатов "железного занавеса") решил, что население у нас совсем необучаемое и его надо пытаться отгородить небольшим заборчиком от надвигающейся лавины.
> И да, давно убедился - все граждане - обязательно патриоты какой-либо страны.
> Ты патриот какой страны?
Я патриот СССР, в котором я родился, и который мне дал жилье и образование.
Или вы из тех кто: -Вот твоя новая Родина. -Служу Новой Родине!
> С чего это? Обсуждать можно все что угодно. Дело не в том ЧТО обсуждать а в том КАК обсуждать. Возвращаясь к блокаде Ленинграда - в планах Гитлера не было места такому городу, он подлежал уничтожению. О какой сдаче города могла идти речь?
Тогда откуда вообще пошла эта тема про "сдать Ленинград"? Уж извиняюсь за МД-шность - просто не интересовался, и не проследил начало этой истории.
Чего-то Киев и Севастополь сдали и всё нормально. Хотя там тоже всё местное население хотели уничтожить по мере возможности. А сами города и их местоположение - стратегически мега важные.
Т.е. их сдача - "вынужденная необходимость", а сдача Петербурга - "ни-ни" и обсуждать - чуть ли не подсудное дело.
Это называется словом "лицемерие".
> У меня 80% контактов - разного рода кадровики.
А, ну тогда всё нормально. Извините, что упомянул такую мелочь.
> Что-то я не слышу вопросов, надо ли было сдавать Киев, Севастополь и ещё кучу крупных городов.
> Раз уж в России запрещено обсуждение подобных вопросов, их будут обсуждать "на Западе".
На говноканальчике лождь сама постановка вопроса была пидорская (в стиле "а вы перестали пить коньяк по утрам?"), где внушалась мысль, что сдача Ленинграда сохранила бы жизни ленинградцам, что есть гнуснейшая ложь.
> Тогда откуда вообще пошла эта тема про "сдать Ленинград"? Уж извиняюсь за МД-шность - просто не интересовался, и не проследил начало этой истории.
Гнусный канал дождь создал опрос "Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?". Ну и варианты ответов да/нет.
Как видишь постановка вопроса пидорская, потому что тут самой формулировкой навязывается мысль, что сдача Ленинграда могла бы спасти его жителей. И таким образом сформулированный опрос не предполагает опровержение этой мысли.
А вот некий математик Декарт, говорят, считал по-другому:
"Способность здраво мыслить - это способность верно судить и отличать истинное от ложного."
> Какой, к лешему, личный опыт у 15-летних сейчас?
Зависит от родителей, среды обитания и окружения. Не все живут в тепличных условиях, как и не все терпят лишения.
> На основе чего мы с тобой могли в 1975-1977 "оценивать достоверность"?
Я лично не в лесу жил, вокруг меня были люди, у которых всегда можно было попросить помощи или просто получить ответ на любой заданный вопрос. Причем люди были разных возрастов, профессий, с разным жизненным опытом и религиозными верованиями. А потом как всегда - анализ полученной информации и вывод.
> Когда сосед по парте на уроке о декабристах читает втихаря Солжа, и это выглядит офигенно героически.
Мои одноклассники были замечательные люди. А самиздат читали, да. Правда, далеко не все. Кому родители не рекомендовали, а кто-то предпочитал чтению музыку.
И еще, я лично ни разу не видел, чтобы "на уроке о декабристах читает втихаря Солжа". За такое демонстративное неуважение к преподавателю могли побить.
Стране
как ласточке -
демократический автОр,
ещё в пред-пред-текущем веке
вдруг зёрен посулил...
Ему в повтор
пришли иные человеки
и временк и нравы,
аж
иные профсоюзы,
но
у них в репертуаре
всё то же самое зерно -
и вплоть до кукурузы
с маисом в паре!
Как бы беря на абордаж,
взмолились ради Бога -
От сердца чистого прими -
о ласточка, о недотрога!
И перед самыми дверьми -
видать, оголодали! =
сказался Бог через порог
и прочие детали...
Не обольщайся - нам
зерно не по зубам,
а ГМО - и вовсе дело вкуса!
В отсутствии врагов,
взатык друзей друзьям -
займись вплотную истребленьем Гнуса!
А улестят опять?
Ну, милое созданье -
тогда не знаю, что сказать -
нам в оправданье,
прочим - назиданье.
> А в то время люди были наивными дурачками и даже не догадывались что их могут обманывать! )))
Ты не поверишь! @
> Пример Украины показывает наглядно что любую страну можно сделать невменяемой.
Не так. Любому идиоту можно внушить что угодно.
> Эти люди (антифашисты) могут считать себя самыми умными а других дураками не знающими истории, только бал правят не они. Чтобы такого не было в России, нужна сильная пропаганда, нужно доносить своё мировоззрение, или донесут другое.
Причем тут "могут считать себя самыми умными а других дураками не знающими истории" и "правят бал" ? Большинство людей просто боится признать, что у них другая точка зрения или что её нет вовсе. Им действительно есть чего бояться.
> Чего-то Киев и Севастополь сдали и всё нормально. Хотя там тоже всё местное население хотели уничтожить по мере возможности. А сами города и их местоположение - стратегически мега важные.
Сто раз уже говорили, что конкретно Москву и Ленинград нацисты планировали сравнять с землей. При чем тут Киев и Севастополь?
> А вот некий математик Декарт, говорят, считал по-другому:
>
> "Способность здраво мыслить - это способность верно судить и отличать истинное от ложного."
Кто бы спорил. Только задавался ли камрад Декарт вопросом, а откуда эта самая "способность верно судить и отличать истинное от ложного" берётся? Ну неужели с рождения же в голове "прошивается", раз и навсегда?
> Мои одноклассники были замечательные люди. А самиздат читали, да. Правда, далеко не все. Кому родители не рекомендовали, а кто-то предпочитал чтению музыку.
Не скажу за всех одноклассников, но замечательные тоже были. Фрондёрство не было всеобщим, но многие гордились чтением самиздата - и, порой, вызывали зависть. А музыка... в "то время" это были (в зависимости от места, состава и цели сборища) Высоцкий, Окуджава, Bony M, Abba и разные прочие Свинцовые Дирижабли разной степени тяжести.
[с угрозой в голосе, гулко в банку] Сегодня он играет джаз - а завтра Родину продаст!
> И еще, я лично ни разу не видел, чтобы "на уроке о декабристах читает втихаря Солжа". За такое демонстративное неуважение к преподавателю могли побить.
>
Это была (не большая, правда) гипербола. Читали самиздатовскую "Улитку на склоне" на уроке литературы. Получилось так, что прекрасная учительница учила нас 2 года (7й и 8й класс) и ушла на пенсию после инфаркта. В начале 9го класса пришла другая. Увы, её не приняли все. Весь класс. Терпели. Кто вежливо, кто - не очень.
Потом я понял, насколько мы были беспощадны... но только потом. С некоторыми одноклассниками довелось это обсудить - они так при том МД-мнении и остались.
Тезис не бесспорный, но даже если так, что делать? Клеймить или приводить в чувства? На мой взгляд, всё зависит от того, чего хочешь добиться. Вот большевики просвещали.
> Чего-то Киев и Севастополь сдали и всё нормально.
Ты не в курсе, что есть такая вещь, как климат (то есть климат в районе Киева куда мягче, чем в районе Ленинграда)? Что есть плотность населения (которая в Ленинграде выше, чем в Киеве)? Не в курсе, что в блокадном Ленинграде нередки были смерти, вызванные голодом? Как такое могло получится? Оказывается, городу вроде Ленинграда нужен постоянный подвоз продовольствия. А самое интересное - это посмотреть, сколько в Киеве было расстреляно, сколько было вывезено в Германию, сколько бежало к родственником в деревню (для ленинградцев это было бы сложнее: город центральнее).
> Тогда откуда вообще пошла эта тема про "сдать Ленинград"? Уж извиняюсь за МД-шность - просто не интересовался, и не проследил начало этой истории.
>
> Гнусный канал дождь создал опрос "Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?". Ну и варианты ответов да/нет.
Это не совсем так. Названный канал вновь вытащил эту тему на обсуждение в январе 2014 года. Но появилась она раньше, в Интернете можно найти ссылки, что "известный писатель Виктор Астафьев написал еще в 1989 году"...
Об этом говорилось, в частности, в разведопросе на эту же тему с Егором Яковлевым (июль 2016 года).
Некоторые цитаты, например из "Директива начальника штаба военно-морских сил Германии об уничтожении г. Ленинграда" от 22 сентября 1941 г. неплохо бы в виде памятных досок развесить по городу.. ну вместо табличек Маннергейму например.